< >< Первая часть статьи > Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Сейчас мы не будем касаться этой сложной темы и поговорим собственно об архитектуре. Надо сразу сказать, что какого-то чёткого хронологического периода строительства храмов в византийском стиле нет. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты. Поэтому, для начала попробуем разобраться, как был устроен византийский крестово-купольный храм в Х веке. Мы рассмотрим только основные элементы пространственной организации и конструкции такого храма. Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов. Киев, Софийский собор Великий Новгород, Софийский собор Полоцк, Софийский собор Владимир, Успенский собор Чернигов, Спасо- Преображенской собор Овруч, Васильевский монастырь Владимир-Волынский, Успенский собор Чернигов, Успенский собор Киев, Успенский собор Киев, собор Михаила Архангела Чернигов, Борисоглебский собор Великий Новгород, Никольский собор Переславль-Залесский, собор Спаса Преображения Спас-Нередицы, церковь Спаса Преображения Киев, Киево-Печерская лавра. Надвратная церковь Троицы Живоначальной Киев, церковь Спаса Преображения на Берестове Великий Новгород, Георгиевский собор Великий Новгород, собор Рождества Богородицы Псков, Рождества Иоанна Предтечи, собор Псков, собор Спаса Преображения Старая Ладога, церковь Георгия Победоносца Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны. Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).

http://sobory.ru/lib/pervye_russkie_hram...

Саратов. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий Старый собор Автор: Наталия Снято: 19 августа 2012 Добавлено: 1 ноября 2012 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты За время своего существования собор имел несколько названий - Троицкий, Свято-Троицкая церковь, Старо-Соборная церковь и Саратовский Троицкий (Старый) собор. Собор находится недалеко от Волги. Это самый ранний архитектурный памятник Саратова. Троицкий собор построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674-1675 годах. Здание собора построено в стиле московского, или " нарышкинского " барокко. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем - три: главный - в честь Успения Божией Матери, в правом приделе - во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом - во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии. Что касается названия Троицкий, то на этот счет имеется предположение о том, что собор построен стрельцами - коренными жителями Москвы, в окрестностях которой существовала величайшая на Руси святыня - Троице-Сергиева Лавра с ее Троицким собором, построенным еще в 1422 году. " Тяготея душой и мыслями к Родине своей Москве и ее святыне, но живя вдали от них " ради службы Государевой " и в то же время не желая быть отчужденными от Родины, стрельцы дали новопостроенному на чужбине храму наименование " Троицкий собор " . Изначально собор был деревянным. Он несколько раз горел, но всякий раз усердием саратовцев был возобновляем. После того как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, с 1684 по 1689 год. 13 октября 1695 года собор был освидетельствован. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней и подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон - небольшая галерея.

http://sobory.ru/article/?object=02694

Череменец. Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь. Собор Иоанна Богослова. Собор. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:Между 1551 и 1600. Перестроен в 1914-1916. Архитектор:Н.Г. Кудрявцев (перестройка 1914-1916) Адрес: Россия, Ленинградская область, Лужский район, м. Череменец Координаты: 58.605592, 29.958762 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова – самое старое здание монастыря. Построен он из известняка (бутового камня) во второй половине XVI в. При строительстве каменного собора обсекли склоны холма, укрепили их подпорной стенкой из гранитных валунов. В середине XVIII века к нему пристроили кирпичную восьмигранную колокольню и трапезную. В 1845г. собор стал пятиглавым. В 1914-1916 годах собор перестраивался архитектором Н.Г. Кудрявцевым. Главная святыня обители, явленная икона Иоанна Богослова, находилась в соборе в четырехъярусном иконостасе. Во время войны собор получил незначительные повреждения, в большей степени пострадала колокольня. Но после войны (предположительно в 1946г.) председатель совхоза приказал взорвать собор, чтобы использовать камень для возведения сельскохозяйственных построек. Информация: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 2. СПб., 1871. http://www.pon.ru/; http://www.rusk.ru/st.php?idar=110270; http://lavra.spb.ru; http://www.vseposelky.ru/news/; http://enclo.spb.ru. Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: Лики России, 2006. Собор с престолом во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна стоит нераздельно с колокольнею и вместе с нею и входом в окружности до 40 сажен; вышина собственно храма до крыши 5 саж., крышею же, главою и крестом - 12; вышина колокольни до фонарика 12 саж., с фонариком и крестом 18 с половиною саж. Как колокольня, так и сам храм двухэтажные; в храме верхний этаж в два света, отчего смотрится как бы трехэтажным. Нижний этаж храма, некогда служивший местом склада монастырского хлеба, в настоящее время служит кладовою церковных вещей или редко употребляемых, или совсем вышедших из употребления; в нем же устроены недавно печи для отопления собора, который прежде был холодным, а также просфорня.

http://sobory.ru/article/?object=08079

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf Содержание Предисловие Предисловие ко второму изданию I. Предмет истории Церкви II. Понятие об исторических источниках III. Две родины Церкви I. Начало Церкви II. Мужи апостольские. Церковное устройство III. Гонения V. Апологеты VI. Гностицизм VII. Священномученик Ириней Лионский VIII. Судьба иудаизма IX. Рост Церкви X. Распространение христианства XI. Монтанизм XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы XIII. Тертуллиан XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия I. Император Константин и христианство II. Первый Вселенский Собор в Никее III. Арианские споры после Никейского Собора (1) IV. Юлиан Отступник V. Арианские споры после Никейского Собора (2) VI. После II Вселенского Собора VII. Христианство и Рим VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним IX. Свт. Иоанн Златоуст X. Блаженный Августин XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина XII. Третий Вселенский Собор XIII. Разбойничий собор XIV. Халкидонский Собор XV. Церковь и общество после обращения Константина XVI. Церковь: устройство и богослужение XVII. Распространение христианства на Востоке XVIII. Распространение христианства на Западе XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства XX. Монофизитские споры после Халкидонского Собора XXI. Эпоха императора Юстиниана XXII. Христианский Восток после Юстиниана XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства» XXIV. Император Ираклий. Персидские войны и зарождение ислама XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ульяновск. Собор Вознесения Господня (старый). Старый Вознесенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Вознесения Господня Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1901 и 1906. Трапезная (1850-е) и колокольня (нач. 19 в.) остались от прежнего собора (1729-1730), главным объём которого в нач. 20 в. был полностью перестроен. Год утраты:1935 (снесён) Архитектор:Н.А. Розетти (перестройка основного объёма в нач. 20 в.) Адрес: Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск, перекресток ул. Гончарова и ул. Ленина Координаты: 54.314653, 48.395465 Изменить описание объекта Современная реконструкция - новый собор Вознесения Господня Карта и ближайшие объекты Спасо-Вознесенский собор был построен как однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня в 1769 году. После пристройки к церкви придела Воскресения Христова в 1824 году указом Святейшего Синода она в 1844 году была возведена на степень собора. Всего в соборе в дальнейшем было устроено шесть приделов - три в верхней, холодной церкви, и три в нижней зимней. Прихожанином собора был почитаемый в Симбирске Блаженный Андрей. Одной из достопримечательностей собора были помещавшиеся в верхнем ярусе колокольни башенные часы, подаренные городу его почетным гражданином, бывшим Санкт-Петербургским Губернским предводителем Дворянства графом В.П. Орловым-Давыдовым. О размерах этих часов можно судить по размерам боевой гири и ее весе в 25 пудов. Источник: сайт  Симбирской Митрополии Вознесенский собор до 1844 г. был приходским храмом. Первоначально Вознесенская церковь была построена около половины XVII в. деревянною, однопрестольною; в 1694 г. она построена во второй раз, опять деревянною, одноэтажною, но двухпрестольною; в 1729-30 гг. она построена в 3-й раз каменною, двухэтажною, трехпрестольною. В 1825 г. в верхней холодной церкви построен новый придел, в 1849-51 гг. храм был расширен пристройкой с западной стороны, между трапезой и колокольней; в 1852-54 гг. в этом пристрое устроены два придела в нижнем этаже, а в 1857-58 гг. два придела в верхнем этаже: храм стал шестипрестольным, а именно: в верхнем этаже: главный престол в честь Вознесенья Господня, в правом трапезном приделе – в честь Воскресения Господня и в левом – во имя св. великомученика Иоанна воина; в нижнем этаже: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в правом трапезном приделе - в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радости» и в левом – во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=24344

Череповец. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты Построен в 1756 году. Самое старое каменное строение Череповца. Единственная монастырская постройка, сохранившаяся до наших дней. Стоит в древнейшей части города при слиянии рек Шексны и Ягорбы. В советское время использовался под склад, прачечную, слесарную мастерскую. Во время войны в помещении храма производился ремонт авиационных двигателей. Возвращён церкви в 1946 году. Существуют приделы во имя пророка Иоанна Крестителя, преподобных Афанасия и Феодосия, преподобного Филиппа Ирапского. В январе 1752 г. началось строительство каменной церкви. В феврале 1756 г. новый собор Воскресения Христова был освящён. У собора - два придела: северный в память Усекновения главы Иоанна Крестителя и южный в честь апостола Иоанна Богослова. Первоначальный вид собора отличался от современного. Впервые генеральная реконструкция была приурочена к столетию в 1855-1856 годах. Были почти вдвое увеличены оконные проёмы, которые первоначально были квадратными с круглыми просветами вверху. К 1851 г. был расписан местными художниками и украшен фресками. Наличники и прочие наружные украшения оставались белыми. Иконостас был с сенью перед Царскими вратами. В 1884 г. с западной стороны устроена каменная пристройка с приделом в честь преподобного Филиппа Ирапского. В 1933 г. собор закрыт. Возвращён церкви в 1946 г. После 1988 г. были восстановлены башенки, покрыты золотом луковички. Восстановлена ограда. Современный иконостас был перенесён из собора Воскресения Христова в селе Степановское. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ История Воскресенского собора города Череповца начинается с середины XIV века, когда двое последователей и учеников Сергия Радонежского, Афанасий и Феодосий, по благословению преподобного основали на Соборной горке монастырь в честь Воскресения Христова. Год 1362-й, который, как правило, приводится историками в качестве времени основания монастыря, является датой, скорее, ориентировочной. Документы, которые могли бы пролить свет на это событие, не сохранились. Однако при сопоставлении некоторых фактов можно предположить, что это произошло в период нахождения на кафедре епископа Ростовского и Белозёрского Игнатия, занимающего этот пост с 1355 по 1365 год. В дальнейшем монастырь на несколько столетий, вплоть до 1764 года, стал центром духовного единения жителей округи.

http://sobory.ru/article/?object=00242

В настоящее время слово «кризис» настолько часто повторяется, что оно утратило свое истинное содержание. Все же о церковной жизни нашего времени приходится сказать, что она находится на переломе. Мы живем в переходное время: старая жизнь как-то ускользает от нас, а новая рисуется неясно и, надо сказать, тревожно. Одним из признаков нарождающегося будущего является попытка созыва нового вселенского собора. По опыту ранее бывших соборов мы знаем, что объявление вселенского собора вызывало чувство крайней напряженности и тревоги в церковных кругах. Никто не знал, чем и как обернется собор. При всей определенности задач, которые ставились собору, он тем не менее оставался некоторым «скачком в неизвестность». Тревога переживалась всем церковным организмом, а вместе с тем и каждый член Церкви чувствовал, что ответственность за собор ложится и на него. За долгий период отсутствия вселенской соборной деятельности мы настолько отвыкли от соборов, что созыв нового вселенского собора уже не вызывает этой тревоги. Мы в лучшем случае готовы рассматривать себя как учителей, а не как участников собора – не догматических, конечно, но моральных. Мы не всегда отдаем себе отчет в том, какие трудности предстоит преодолеть, прежде чем вселенский собор из области благих намерений станет реальным фактором нашей церковной жизни. Эту задачу взял на себя А. В. Карташёв в своей новой книге «На путях к вселенскому собору». Она содержит три очерка, посвященных будущему собору: «Вселенский или всеправославный?», «Без русской церкви» и «Вселенские соборы и соборность», и одну большую статью о первом Ефесском соборе 431 г. по поводу недавно исполнившегося его 1500-летия. То, что происходит сейчас, и то, что было 1500 лет тому назад, необычайно удачно сближается и сопоставляется автором, а потому такое соединение только с первого взгляда может показаться механическим; в действительности весь сборник внутренне объединен. «Время антиохийствует», – утверждает А. В. Карташёв . Нужно прибавить, что в то же самое время оно и «александрийствует». Это означает, что мы вновь в области тех богословских проблем, которые волновали церковных деятелей V века. Если это так, то не должен ли I Ефесский собор быть для нас грозным предостережением, чтобы новый собор не повторил печальную картину прошлого? Можно действительно опасаться, что «новый Кирилл снова собирается поторопиться открыть собор, не выждав четырех дней до подъезда Иоанна Антиохийского».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

В настоящее время, слово «кризис» настолько часто повторяется, что оно утратило свое истинное содержание. Все же о церковной жизни нашего времени приходится сказать, что она находится на переломе. Мы живем в переходное время: старая жизнь как-то ускользает от нас, а новая рисуется неясно и, надо сознаться, тревожно. Одним из признаков нарождающегося будущего является попытка созыва нового вселенского собора. По опыту ранее бывших соборов мы знаем, что объявление вселенского собора вызывало чувство крайней напряженности и тревоги в церковных кругах. Никто не знал, чем и как обернется собор. При всей определенности задач, которые ставились собору, он тем не менее оставался некоторым «скачком в неизвестность». Тревога переживалась всем церковным организмом, а вместе с тем и каждый член Церкви чувствовал, что ответственность за собор ложится и на него. За долгий период отсутствия вселенской соборной деятельности, мы настолько отвыкли от соборов, что созыв нового вселенского собора уже не вызывает этой тревоги. Мы в лучшем случае готовы рассматривать себя, как учителей, а не как участников собора — не догматических, конечно, но моральных. Мы не всегда отдаем себе отчет в том, какие трудности предстоит преодолеть прежде, чем вселенский собор из области благих намерений станет реальным фактом нашей церковной жизни. Эту задачу взял на себя А. В. Карташов в своей новой книге «На путях к вселенскому собору». Она содержит 3 очерка, посвященных будущему собору: «Вселенский или всеправославный?» «Без русской церкви» и «Вселенские соборы и соборность», и одну большую статью о первом Ефесском соборе 431 г. по поводу недавно исполнившегося его 1500-летия. То, что происходить сейчас, и то, что было 1500 лет тому назад, необычайно удачно сближается и сопоставляется автором, а потому такое соединение только с первого взгляда может показаться механическим; в действительности весь сборник внутренне объединен. «Время антиохийствует», утверждает А. В. Карташов. Нужно прибавить, что в то же самое время оно и «александрийствует». Это означает, что мы вновь в области тех богословских проблем, которые волновали церковных деятелей V-ro века. Если это так, то недолжен ли I-ый Ефесский собор быть для нас грозным предостережением, чтобы новый собор не повторил печальную картину прошлого. Можно действительно опасаться, что «новый Кирилл снова собирается поторопиться открыть собор, не выждав 4 дней до подъезда Иоанна Антиохийского».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3718...

Демянск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1780. Год утраты:Не установлен. Адрес: Новгородская обл., Демянский район, п.г.т. Демянск. Соборная пл. Координаты: 57.642859, 32.464423 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Кирпичный однокупольный храм с трапезной и трехъярусной колокольней, сооруженный в 1780 г. в формах классицизма. Имелись Казанский и Никольский приделы. Статус собора храм получил в 1830 г. Закрыт в 1929 г., перестроен под клуб, позже сломан. http://archive.is/sgUSL В XVIII веке на этом месте уже значился Демянский погост и село Демянск. В 1824 году село было переименовано в уездный город. По данным за 1863 год, в нем проживало 1696 человек, было 7 ломов каменных и 216 деревянных, 22 лавки, кожевенный завод, училище, больница. И стояли в центре города две церкви: одна деревянная и одна каменная. Деревянная церковь во имя Святого Николая Чудотворца находилась на месте каменной часовни (в парке). История ее такова. Церковь впервые была освящена 6 ноября 1655 года, при царе Алексее Михайловиче и митрополите Великого Новгорода и Великих Лук Марке. Об этом свидетельствовала надпись на напрестольном кресте. Там же была указана и дата основания прихода г.Демянска - 1654 год. Церковь эта сгорела. И вместо нее была построена новая деревянная церковь с тремя престолами: главный престол - во имя Николая Чудотворца, другой - во имя архангела Михаила и третий - во имя Иоанна Богослова. Они вновь освящались 8 мая 1785 года. А в 1859 году церковь была перенесена церковным старостой, демянским купцом Николаем Трошеновым, на городское кладбище, где и устроена во имя Мученицы Параскевы Пятницы. (В 1911 году она была перестроена по причине ветхости). Недалеко от деревянной церкви, на левом берегу р.Явонь, в 1780 году прихожанами была построена большая каменная церковь с тремя престолами: главный - во имя Богоявления Господня, южный - Св. Николая Чудотворца и северный - Казанской Иконы Божией Матери. В 1830 году церковь была переименована в Собор и причислена ко 2-му классу. Богоявленский Собор стал настоящим украшением центральной площади Демянска и главным храмом прихода.

http://sobory.ru/article/?object=41137

Закрыть Три дня в Петербурге Заметки игумена Кирилла (Сахарова) по итогам поездки в Северную столицу 04.12.2017 704 Время на чтение 7 минут Желание побывать в северной столице в кругу друзей на заговенье в канун начала Петрова поста переросло в трёхдневное крайне напряжённое, насыщенное службами, встречами и мероприятиями действо. Всю дорогу в «Сапсане» читал томик И.Р.Шафаревича. Особенно запомнились из книги два момента: об обществе «Память» и о личности академика А.Д.Сахарова. По поводу «Памяти»: «Моё объяснение этого феномена таково: мы имеем дело со стремлением искусственно создать своего рода «образ врага», разбудить страх по отношению к пробуждающимся русским национальным тенденциям, желание создать образ какого-то колоссального чудовища, которого должны бояться все». Об академике Сахарове: «Это был очень русский человек. У Андрея Дмитриевича было какое-то больное сердце, оно реагировало, прежде всего, на то, что ему казалось насилием над человеком. Он мог в этом не разобраться, его могли неправильно ориентировать, он мог защищать тех, кто страдал гораздо меньше, забывая о тех, кто больше. Но в основе было, что несправедливость касается лично его. В то время было очень мало людей, которые так поступали». Сразу с вокзала поехали в Казанский собор. Мощная колоннада справа и слева при входе в собор, да и сам собор, по замыслу императора Павла Первого, должен был напоминать собор Святого Петра – главный храм католического мира. Конечно же, он был и символом имперского величия - в те времена, когда, по слову архимандрита Константина (Зайцева), идея Великой России стала заслонять идею Святой Руси. В плане собор напоминает форму латинского креста. Всего колон на площади 95, внутри собора - 56 (они из розового гранита). По обе стороны от входных дверей бронзовые фигуры апостола Андрея Первозванного, св. Иоанна Крестителя, святых князей Владимира и Александра Невского. В красивом серебряном иконостасе (архитектор Тон) слева от Царских врат чтимый список иконы Казанской Богородицы. Освящен был собор в 1811 году. Небольшое число молящихся расположилось вокруг металлического ограждения в середине храма. Множество людей, в том числе женщин в брюках и без платков бродят по огромному храму, сидят с гаджетами у подножия колон. Богослужение совершалось в течение полутора часов - примерно в три раза меньше, чем если бы оно совершалось бы по полному уставу. В трапезной части храма порадовали глаз несколько современных икон двунадесятых праздников, написанных в каноническом стиле. Они явно диссонировали с изображениями, написанными при постройке собора: святителя Василия Великого, стоящего на коленях с воздетыми руками, святителя Григория Богослова в мантии 19-го века и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/04/tr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010