Астрахань. Церковь Илии Пророка на Ильинском бугре. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка , Симеона и Анны , Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1834. Год утраты:1960 Адрес: г.Астрахань, Красная Набережная Координаты: 46.34219, 48.052665 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Начальная история этого храма была связана с существованием в южной части Астрахани загородного архиерейского сада. Ещё с давних времён (вероятно, с середины XVII века) у астраханского митрополичьего дома был “за деревянным городом, за Калиточными воротами (Калиточные врата, возле которых располагался архиерейский сад, в некоторых грамотах того времени именуются также Святыми), идучи из тех ворот за город, на правой стороне огород”. Астраханский митрополит Савватий, задумав перестроить Успенский собор и Троицкий монастырь в кремле, в 1693 году исхлопотал у царей Иоанна и Петра Алексеевичей для митрополичьего дома находящееся около того огорода пустое место под сарай для изготовления кирпича. Но с 1700 года на этом месте стали строиться домами московские стрельцы Симбирского полка и в скором времени образовали слободу, до самого архиерейского огорода. Это привело к тому, что на границе слободы и огорода была построена деревянная церковь в честь Пророка Ильи. В официальных документах Ильинская церковь упоминается с 1702 года. Находилась она, скорее всего, на попечении Архиерейского дома и в то же время выполняла роль приходского храма для живших рядом стрельцов. Но после подавления астраханского “свадебного” бунта 1705-1706 годов, в котором самую активную роль играли конные московские стрельцы, их за неблагонадёжность вывели из Астрахани в новоосвоенный С.-Петербург, чтобы они кровью на полях Северной войны смыли позор измены. Симбирская слобода запустела. Уже в ноябре 1707 года астраханский воевода П.М. Апраксин писал императору Петру I, что необходимо заселить бывшие стрелецкие дворы, в которых ныне никого нет, а иначе “те дворы сгниют”.

http://sobory.ru/article/?object=41950

Мичуринск. Церковь Илии Пророка. Карта и ближайшие объекты Построена к 1781 году в основном на средства купца Ивана Григорьевича Воронова по специальному проекту, заказанному в Петербурге. Церковь напоминает своей архитектурой Петропавлоский собор Санкт-Петербурга. Высота шпиля колокольни — 67 м, что делало церковь самым высоким зданием в Козлове (бывшее название Мичуринска). После пожара в 1865 году церковь была вновь отстроена и освящена в 1875 году. В 1930-е годы церковь была закрыта. В ней размещались ремонтные мастерские, с 1964 года — краеведческий музей. В 1992 году храм возвращён верующим. В 1996 году рядом с храмом построена часовня. Одной из красивейших церквей Козлова (ныне Мичуринск) является Ильинская. Она была построена по проекту петербургских архитекторов. Заказчиками проекта было городское купечество во главе с купцом Иваном Вороновым. Строительство церкви во имя пророка Илии завершилось в 1781 г. Каменная двухэтажная церковь с такой же колокольней венчалась высоким шпилем, придающим храму величественный, неповторимый облик. При строительстве были применены передовые для того времени приемы: каркас шпиля сделали из кованого металла, подкупольное пространство второго этажа выполнили без промежуточных опор. При пожаре 1865 г., нанесшем огромный урон Козлову, пострадала и Ильинская церковь. На восстановление ушло целых десять лет. Руководивший работами Иван Софронов привлек для этой цели лучших московских мастеров. Иконостас изготовил мастер В.А. Астафьев по рисунку архитектора П.П. Зыкова, иконы исполнил академик В.В. Шокорев. Особенно хороша была верхняя церковь храма – высокая, светлая, вместительная. После Октябрьской революции многие тысячи российских храмов были разрушены. Ильинская церковь в Мичуринске была внесена в списки памятников архитектуры, в защиту храма выступил академик И.Э. Грабарь – это и спасло ее от уничтожения. Длительное время здание занимал краеведческий музей, в настоящее время храм возвращен Русской Православной Церкви. Источник: сайт «Тамбовский государственный технический университет»

http://sobory.ru/article/?object=11319

Сольцы. Собор Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Ильинский собор был закрыт в 1936 г. С приходом оккупантов в нем возродилась церковно-приходская жизнь, поскольку он вошел в зону влияния «Псковской православной миссии». Несмотря на жестокие бои, которые велись в районе в 1941 г., собор уцелел. Освящение и первое послевоенное богослужение состоялось 11 ноября 1945 г., его совершил настоятель собора о. Д. Флоренский. Перед тем как собор вернули верующим, приходу пришлось отстаивать право на здание перед молодежью, пожелавшей иметь в здании Дом культуры. Противостояние длилось с апреля по сентябрь, когда 18 сентября 1945 г. уполномоченный П. Н. Тихонов направил в Солецкий РИК телеграмму: «Сообщаю для сведения. Что Совет по делам РПЦ при СНК СССР постановлением от 27 июля 1945 года разрешил открыть Ильинский собор в г. Сольцы и Успенскую церковь в деревне Молочково Солецкого района. Решение Совета об открытии Ильинского собора в г. Сольцы и Успенской церкви в деревне Молочково одобрено СНК СССР». В 1948 г. под видом спасения урожая от гибели райисполком попросил верующих временно уступить летнее помещение под склад зерна, которое находилось под открытым небом. Община уступила этой просьбе. К обещанному сроку контора «Заготзерно» помещение не освободила, все обращения оставались безответными. Здание варварски эксплуатировалось и подвергалось разрушению. Стекла в скором времени оказались выбитыми, водосточные трубы исчезли. Стала разрушаться настенная живопись – копии картин художника Васнецова. Местами ее просто разбивали лопатами, которыми засыпали зерно. В 1952 г. в летнем помещении собора установили механический двигатель для сортировки зерна, который стал извергать клубы дыма и пыли, слоями осевшие на ценной живописи. Эта же грязь стала проникать в зимнее помещение собора, которое в дни праздников не могло вместить всех верующих. Ни на одно заявление о возвращении общине незаконно занятого помещения ответа не последовало. Когда склад «Заготзерно» убрали, без согласования с церковным советом помещение тотчас передали совхозу «Победа» под хранение комбикормов. 28 апреля 1953 г., ссылаясь на то, что «летняя часть храма с 1948 г. церковной общиной не используется по прямому назначению и не ремонтируется, а Солецкий райпотребсоюз испытывает большой недостаток в складских помещениях», Солецкий райисполком решил «изъъять летнюю часть церкви в г. Сольцы из пользования церковной общины и передать ее Солецкому РПС под склад». Верующие продолжали настаивать на своем праве на владение храмом. В январе 1955 г. летнее помещение собора в отвратительном состоянии было возвращено.

http://sobory.ru/article/?object=02103

Богоявленский собор (Томск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богоявленский собор — кафедральный собор Томской епархии Русской Православной Церкви. Находится в городе Томске. Содержание История [ править править код ] Деревянная церковь Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске. Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. 15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила. Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Каменный храм Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Лебедянь. Троицкий монастырь. Яблоновая пустынь Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий Яблонев монастырь, заштатный, общежительный, в городе Лебедяни. Основан, по преданию, в XIV веке. В 1542 году разрушен татарами; возобновлен в 1621 году патриархом Филаретом; в 1675 году сгорел; восстановлен по ходатайству святого Тихона Задонского. В нем находится древняя икона Святой Троицы, явившаяся на яблоке; в дни Святого Духа и пророка Илии в монастырь бывают из собора крестные ходы. При монастыре школа с 1893 года. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Впервые Лебедянская Троицкая обитель упоминается в документах разрядного приказа 1626 года, когда строитель монастыря Савватий и священник Иосиф просили земли для братии. В этих же документах просители рассказали, что «монастырь устроен в лесу, в 1622 году построен храм во имя Живоначальной Троицы и Пророка Ильи». В 1642 году на месте деревянной Троицкой церкви игумен Монасия заложил каменный собор. Во время строительства собора, в 1659 году, татары сожгли Лебедянь, а вместе с нею и Троицкий монастырь, строительство которого завершил уже другой настоятель игумен Дионисий в 1665 году. После пожара 1659 года в монастыре сооружаются ещё две каменные церкви и возводится крепкая каменная ограда. В 1678 году монастырь Живоначальной Троицы на Яблоневой поляне по описи имел стену каменную без башен, три каменные церкви: Живоначальной Троицы, Успения Пресвятой Богородицы, церковь Илии Пророка над Святыми вратами. В монастыре числились игумен, одиннадцать человек братьи и два трудника. За монастырем скотной двор и яблоневый сад. Всё это личные царские владения государя Федора Алексеевича. В 1680 году монастырь был пожалован патриарху Иоакиму, что дает толчок к развитию его хозяйственной деятельности. В распоряжении монастыря находились несколько сел и деревень, поля и пашни, лес, мельницы, скотные дворы, кузня, многочисленные подворья и лавки, право брать пошлину с монастырских ярмарок и многое другое. В 1764 году Лебедянский монастырь сгорел, что случилось в период секуляризации церковного имущества, поэтому был упразднён. В 1768 году епископ Воронежский и Елецкий Тихон, упразднив Семилукский монастырь, вместо него вос­становил Лебедянский. Однако уже через несколько лет после восстановления обитель пришла в упадок, и в 1775 году в ней состояли игумен, один монах и священник. В 1775 году монастырь стал штатным третьеклассным, в связи с чем в него были переведены монахи упраздненного Елецкого Троицкого монастыря. После перевода и до 1798 года Лебедянский монастырь именовался Елецким Тро­ицким.

http://sobory.ru/article/?object=10180

Суздаль. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Рядом ранее находилась Церковь Иоанна Богослова (1771 г.). Разрушена за годы Советской власти. Расположена на берегу реки Каменка, в бывшей слободе Монастырских бобылей, а ныне пересечении улиц Иванова гора и Пушкарская. Церковь на самом деле стоит на возвышении, с которого открывается прекрасный вид на кремль (Собор рождества Богородицы). У подножия холма – природный заказник – Ильинский луг, который можно за пять минут перебежать и оказаться у церквей Рождества Иоанна Предтечи и Богоявленской. В июле 2005 года у церкви велись строительные работы – делают пристройку или может быть восстанавливают некогда разрушенную часть церкви? Из коллекции надписей на евангелиях, старопечатных книгах и рукописях мы видим дату строительства и основного вкладчика, усердием которого устроена была Ильинская церковь. Описание к надписи в древней книге, хранящейся непосредственно в храме. : «В Суздале в приходской Ильинской церкви: Евангелие печатанное в Москве в 1656 году, на нём по листам надпись: «Лета мироздания Января в 4 день Великий Господин Преосвященный Илларион Митрополит Суздальский и Юрьевский приложил сиё святое Евангелие града Суздаля в церковь Святого Славного Пророка Ильи что на Ивановой горе, а та церковь Божия построена, стены от основания и в ней священные сосуды, книги, ризы стихари и колокола и всякая церковная утварь на его Архиерейские келейные деньги, а за тот его Архиерейский вклад молить Бога за него Преосвященного Иллариона Митрополита Суздальского и Юрьевского вечно, той церкви священникам и дьяконам и родителей его поминать за упокой Иеромонаха Анатолия, Мелании, да поминать Преосвященного Павла Митрополита Рязанского и Муромского», а на сём святом Евангелии дробницы серебряные позолочены, а в средний образ Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а по углам образы святых Апостолов изображены разные. В конце Евангелия другая подпись: Января в 4 день по указу Преосвященного Иллариона Митрополита Суздальского и Юрьевского подписал сиё святое Евангелие певчий Матвей Фёдоров Солдатов.» »

http://sobory.ru/article/?object=00933

Боровск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Благовещенский собор (XVII-XIX вв.). Благовещенский собор был построен в 1715 г. на месте деревянного храма Николая Чудотворца. В течение столетий собор несколько раз подвергался перестройкам, в результате чего утратил свой древний облик. В 1819 г. к нему были пристроены приделы Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца и колокольня. К началу XIX в. относится иконостас основного храма выполненный в строгих формах архитектуры русского классицизма. В настоящее время храм остается городским соборным. В нём хранится резная деревянная скульптура Николая Чудотворца (местные легенды связывают ее появление с XIV в.), резная деревянная скульптура Параскевы Пятницы и икона преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. Благовещенский собор всегда оставался действующим храмом, не считая его закрытия на непродолжительное время в начале 1940-х гг. Благовещенский собор является одним из древнейших на калужской земле. По архитектуре его можно отнести к памятникам XVII в. Собор пятиглавый, каменный, с двумя приделами, устроенными в 1819 г. Иконы древние, греческого письма. Особенно замечательна икона св. Николая - резная в рост человека. Святитель изображен с моделью храма в одной руке и мечом в другой. Эта икона особо почиталась прихожанами и украшена была ими серебряной ризой, по преданию она относится к XIV в. Происхождение иконы свт. Николая относят ко времени Димитрия Донского. До 1812 г. она находилась в деревянном храме, который сгорел во время нашествия французов, а потом была найдена во рву. Соборный Благовещенский храм - каменный. Архитектор и время создания неизвестны. По данным 1654 г., церковь Николая Чудотворца с приделом пророка Илии стояла на посаде на площади. По преданию, древний деревянный собор был на городище приблизительно на месте современного корпуса присутственных мест (районная администрация). В 1715 г. из-за ветхости был перестроен и освящен в Благовещенский с приделами в честь Николая Чудотворца и “Казанской” иконы Божией Матери. В 1738 г. храм уже значится как соборный Благовещенский. В 1865 г. упоминается придел мученика Никиты. Нынешний вид собора сложился к середине XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Пинега. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной , Николая Чудотворца , Илии Пророка Год постройки:Между 1800 и 1817. Год утраты:1936 (взорван) Адрес: Россия, Архангельская область, Пинежский район, пос. Пинега, (пл. Спорта) Координаты: 64.699422, 43.39658 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В состав прихода входили г. Пинега и 12 близлежащих деревень (на 1894 г.). В 1700 г. построен деревянный Благовещенский храм, в 1800-1817 г.г. - каменный двухэтажный Свято-Троицкий храм. На устройство Троицкого храма с разрешения Екатерины II было выдано из казны 8000 руб. ассигн. Престолы в Троицком храме: в верхнем этаже - во имя Живоначальной Троицы, в нижнем этаже - главный во имя свт. Николая, придельный во имя прор. Илии. При храмах в 1878 г. построена каменная колокольня, под которой находилась часовня. В 1863 г. в 2-х верстах от г. Пинеги на городском кладбище местными купцами Володиными и Кокиным построена деревянная церковь в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. В 1885 г. приход был включен в состав Вонгско-Юрольского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). Жертвователи: купец Кобылин жертвовал на строительство каменного Свято-Троицкого храма; купец Александр Иванович Кокин построил на свои средства (до 15 000 руб.) каменную колокольню; архиепископ Воронежский Игнатий (Семенов) пожертвовал в 1849 г. напрестольное Евангелие стоимостью 425 руб. и массивный сребропозлащенный напрестольный крест с надписью имени жертвователя; Дмитрий Васильевич Шапкин построил чугунную лестницу в верхний этаж каменного храма и пожертвовал 500 руб. на приобретение нового колокола; братья Володины украшали соборные храмы; крестьянская вдова из Сояльского прихода Дарья Подомарева пожертвовала 1000 руб.; о. Иоанн Ильич Сергиев (прав. Иоанн Кронштадтский) пожертвовал в пользу храма 2000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=21346

Елабуга. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Деревянная холодная Покровская церковь существовала уже в середине XVII в. Позднее рядом была построена церковь во имя Ильи Пророка. В 1798 году Покровская церковь была разобрана из-за ветхости, а в 1799 году на ее месте построена каменная часовня, сохранившаяся поныне и являющаяся старейшей постройкой Елабуги. В 1818 году была разобрана и Ильинская церковь, на месте которой к 1820 году была воздвигнута каменная Покровская церковь с приделами во имя трех Святителей и Ильи Пророка. В 1884 году была построена трехъярусная колокольня. Покровский храм своеобразной архитектуры представляет собой в плане крестчатый восьмигранник с высокой купольной ротондой. Храм образует одну из градостроительных доминант Елабуги и является уникальным сооружением со сложными объемными формами, сохраняющими элементы ампира, позднего барокко и раннего классицизма. До революции особую достопримечательность храма составляли литые серебряные и позолоченные царские врата. Храм, как и многие церкви, был закрыт в 30-е годы. В 1989 году возвращен Православной Церкви и является действующим. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Самая первая церковь, основанная в селе Трехсвятском. Она была построена к великому празднику Покрова Божией Матери и освящена в этот день. Царь Иоанн Васильевич Грозный, «узнав об основании нового русского селения Трехсвятского, послал в него икону Трех Святителей, которая была поставлена в первой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, бывшей в то время единственной во всей Елабуге». Вначале это была деревянная церковь. Рядом с ней был построен придел во имя Пророка Божия Илии. Отец Петр Кулыгинский, со слов своего отца, протоиерея Никиты, служившего при этой церкви в течение 5 лет, оставил нам описание устройства этой церкви. Деревянная эта церковь стояла по левую сторону нынешней. Она была огромная и высокая, с небольшими окнами в два ряда, обнесенными железными решетками. Наверху церкви было сделано 10 глав, обитых белым железом. У входа в храм с запада до северных дверей было большое крыльцо с крышею на столбах. Внутри храма подле стен и даже посредине наделаны были лавки.

http://sobory.ru/article/?object=10250

Каменск-Уральский. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменск-Уральский ведет свое летоисчисление с XVII века. Свято-Троицкий собор, построенный по проекту архитектора М.П.Малахова, является для Каменска-Уральского своего рода символом. Талант Малахова и мастерство рабочих дали жизнь настоящему памятнику архитектуры, сохранившемуся до наших дней. Проект был выполнен в 1821 году. Собор с величественной колокольней, увенчанной куполом с обелиском, стала символом города. Церковь владела торговой площадью. Рядом располагалось небольшое церковное кладбище. Заводская церковь во имя Святой Троицы, несомненно, являлась важным архитектурным элементом в ансамбле площади. Собор был обезображен и обезглавлен в советский период. 1997 год стал для Собора годом возрождения. В настоящее время собор действует и полностью восстановлен. Храм выходит на главную улицу Ленина, а с противоположной стороны собора в сторону реки находится Каменск-Уральский краеведческий музей и бронзовый крест «В память о жертвах массовых незаконных репрессий». " Начало Каменского прихода относится к 1700 г. (Каменский завод строится в этом же году)… Первый деревянный храм, построенный в 1701 г., в честь Трех Святителей с приделом праведного Артемия Верхольскаго, сгорел в 1768 г. (Первую продукцию Каменский завод выдал в этом же году). Перестроенный в 1770 г., второй деревянный храм в честь тех же святых… также сгорел во время пожара в 1815 г. " . Но так как " этот храм был построен из соснового леса, перед тем много лежавшего и одрябшего, в следствие чего преждевременно пришел в ветхость, то еще в 1790 г. дано было разрешение на построение каменного трехпрестольного храма - большого во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и придельных: с правой стороны в честь Трех Святителей, а с левой - Артемия Верхольскаго. В 1805 г. были освящены придельные храмы. В 1813 г. - храм Живоначальной Троицы. В 1828 г. приделы и колокольня перестроены. Над приделами воздвигнут второй этаж, в коем устроены три придела престола: во имя Нерукотворного образа Спасителя, Тихвинской иконы Божией Матери, Святаго пророка Илии. А к нижнему этажу пристроены еще два придела: с южной стороны - в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а с северной - во имя Святой великомученицы Параскевы " . Таким образом, " ныне существующий храм - восьмипрестольный, устроен старанием и иждивением прихожан. Иконостасы в нижней церкви гладкие, сплошь золоченые " .

http://sobory.ru/article/?object=02504

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010