Сольцы. Собор Илии Пророка. Ильинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ильинский собор был закрыт в 1936 г. С приходом оккупантов в нем возродилась церковно-приходская жизнь, поскольку он вошел в зону влияния «Псковской православной миссии». Несмотря на жестокие бои, которые велись в районе в 1941 г., собор уцелел. Освящение и первое послевоенное богослужение состоялось 11 ноября 1945 г., его совершил настоятель собора о. Д. Флоренский. Перед тем как собор вернули верующим, приходу пришлось отстаивать право на здание перед молодежью, пожелавшей иметь в здании Дом культуры. Противостояние длилось с апреля по сентябрь, когда 18 сентября 1945 г. уполномоченный П. Н. Тихонов направил в Солецкий РИК телеграмму: «Сообщаю для сведения. Что Совет по делам РПЦ при СНК СССР постановлением от 27 июля 1945 года разрешил открыть Ильинский собор в г. Сольцы и Успенскую церковь в деревне Молочково Солецкого района. Решение Совета об открытии Ильинского собора в г. Сольцы и Успенской церкви в деревне Молочково одобрено СНК СССР». В 1948 г. под видом спасения урожая от гибели райисполком попросил верующих временно уступить летнее помещение под склад зерна, которое находилось под открытым небом. Община уступила этой просьбе. К обещанному сроку контора «Заготзерно» помещение не освободила, все обращения оставались безответными. Здание варварски эксплуатировалось и подвергалось разрушению. Стекла в скором времени оказались выбитыми, водосточные трубы исчезли. Стала разрушаться настенная живопись – копии картин художника Васнецова. Местами ее просто разбивали лопатами, которыми засыпали зерно. В 1952 г. в летнем помещении собора установили механический двигатель для сортировки зерна, который стал извергать клубы дыма и пыли, слоями осевшие на ценной живописи. Эта же грязь стала проникать в зимнее помещение собора, которое в дни праздников не могло вместить всех верующих. Ни на одно заявление о возвращении общине незаконно занятого помещения ответа не последовало.

http://sobory.ru/article/?object=02103

2011). Списки афонских икон «М.» в России Икона Божией Матери «Млекопитательница». 1894 г. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Икона Божией Матери «Млекопитательница». 1894 г. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) П. И. Севастьяновым были привезены цветные кальки с афонских икон, в т. ч. с «М.» ( Шевырев. 1850. С. 3). Еще один список этой же иконы был послан в 1860 г. в Курскую губ. Наряду с иконой «М.» в московском Алексеевском мон-ре почиталась икона Божией Матери «Целительница», с которой было связано древнее чудо исцеления больного ребенка, вскормленного каплей «млека Богородицы» (Сон Богородицы; Цветник; Глинка Ф. Н. Таинственная Капля. Берлин, 1861. Т. 1. С. III-IV). Неск. чтимых списков «М.» связаны с пребыванием прп. Гавриила Афонского в Москве и Одессе. В Одессе привезенный прп. Гавриилом список «М.» хранится в Успенском соборе одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , на раме иконы помещены частицы риз Спасителя и Пресв. Богородицы (Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие/Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный). К., 2004. Ч. 1. С. 178-179). Два списка находятся в одесском во имя святого Илии пророка мужском монастыре , возведенном как подворье афонского Ильинского скита, в 3-престольном храме во имя прор. Илии (после постройки храма в 1894-1896 главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «М.», ныне в честь этой иконы освящен правый придел церкви). Один из списков - аналойная икона с надписью на обороте, сделанной самим прп. Гавриилом: «Варваре Ивановне Туробовой в память закладки храма Пр. Илии от настоятеля Афонского Ильинского скита Архимандрита Гавриила 10 ноября 1894 г.». В Москве список «М.» 1894 г. как благословение настоятеля Ильинского афонского скита прп. Гавриила хранится в Богоявления соборе в Елохове . Икона находится у правого клироса перед главным иконостасом, она выполнена в характерной для афонской иконописной школы того времени академической манере. На ней Богоматерь держит у груди Младенца, Он лежит на Ее руках в складках красного плата и мафория.

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

В 1992 году Ильинский собор был фактически передан Новгородской епархии и его настоятелем стал священник отец Андрей Пученкин (акт о передаче собора епархии был оформлен в 1996 году). Вскоре после этого был проведен ремонт отапливаемой трапезной церкви, в которой возобновились богослужения, а затем начались работы в холодном храме: были реконструированы малые барабаны и главы, восстановлен центральный купол, отремонтирована кровля, проведено отопление, выполнены наружные штукатурные работы. При следующем настоятеле - священнике Михаиле Бирюкове, была восстановлена колокольня (автор проекта С. П. Славинский, Новгородский государственный университет), завершен внешний архитектурный облик храма, облагорожена прилегающая к собору территория. В 1996 году начались работы в интерьере главной церкви Ильинского собора: новгородские реставраторы под руководством Т.И.Анисимовой (ТОО " Дар " ) приступили к реставрации ее живописи. Резной иконостас для левого зимнего придела выполнил известный новгородский писатель и фольклорист Дмитрий Балашов. Ежегодно 2 августа, на день памяти святого пророка Божия Илии собор принимает множество паломников из разных мест. Престольный праздник храма в Сольцах традиционно совпадает с днем города. При Ильинском соборе существует общедоступная православная библиотека, работает Воскресная школа. Каменный собор в городе Сольцы был построен в 1825 году. На его месте прежде размещалась деревянная церковь, в которой, согласно преданию, венчался генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. От себя хочу добавить, что с детства слышала рассказы, что на месте собора прежде размещалась деревянная церковь, в которой, согласно преданию, венчался генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Информация об этом встречается в разных источника, правда без ссылок на официальные документы. Еще одна байка из моего детства - грустная история о том, как выносили иконы из церкви: якобы никто из рабочих не решался начать. Тогда один из райкомовских (?) взялся снимать сам. С иконы упало защитное стекло и отрезало ему кончик носа. Правда это или вымысел – не знаю. В любом случае церковь это тогда к сожалению не спасло.

http://sobory.ru/article/?object=02103

  И. Д. Савинова. Лихолетье. Новгородская епархия и советская власть 1917-1991. Историческое исследование. Новгород 1998 с. 76-77, 83-84 ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В СОЛЬЦАХ по статье А. Н. Трифоновой в журнале " София " (Новгород) При въезде в Сольцы со стороны Новгорода, у самой дороги, на берегу ручья Крутец, стоит белоснежная церковь Ильи Пророка с трапезной и колокольней, сооруженная в стиле высокого классицизма. В документации, хранящейся в Управлении охраны памятников Новгородской области, Ильинская церковь датируется по-разному: то рубежом XVIII-XIX вв., то второй половиной XIX столетия. Принятое здесь, а также в текущем епархиальном делопроизводстве название - " Ильинский собор " - позднее. Оно появляется, очевидно, в конце XIX - начале XX вв. Так именуется храм на почтовой открытке 1901 г. и в аннотациях к фотоснимкам П. П. Покрышкина, выполненным в 1914 г. В документах Псковской духовной консистории на протяжении XVIII - XIX вв. и даже в начале XX столетия сохраняется старое название: " Ильинская церковь погоста (или посада) Сольцы Порховского уезда Псковской губернии " . Село Солец упоминается в письменных источниках с конца XIV в. Церковь Ильи Пророка с приделом Флора и Лавра существовала в Сольце уже в первой половине XVI в. Она указана в Новгородских писцовых книгах (погост Мусетцкой Шелонской пятины), начиная с 1539 г. Изображение церкви есть на рисунке из альбома Августина Мейерберга, находившегося в России по поручению австрийского двора в 1661-1662 гг. Рисунок, представляющий Солец, датируется концом апреля - началом мая 1661 г. На нем схематично изображен деревянный храм, стоящий в излучине реки Шелонь, - простой сруб с пристроенной к нему шатровой колокольней. Древняя церковь стояла в старейшей части Сольца, " на посадце " , который в конце 1570-х - начале 1580-х гг. по указу царя Ивана IV был отведен колесному мастеру Рычку Ригину с товарищами и получил название колесной слободы. Тогда в слободе было 25 дворов колесных мастеров, 4 двора духовенства и деревянная церковь. В 1734 г церковь была перестроена. Очевидно, новый деревянный храм Ильи Пророка был больше прежнего, так как имел не один, а два придела - Святителя Николая и Мучеников Флора и Лавра. Об этом известно из клировой ведомости церкви 1800 г.

http://sobory.ru/article/?object=02103

Богоявленский собор (Томск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богоявленский собор — кафедральный собор Томской епархии Русской Православной Церкви. Находится в городе Томске. Содержание История [ править править код ] Деревянная церковь Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске. Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. 15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила. Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Каменный храм Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Жители Новокузнецка совершат крестный ход в честь своего небесного покровителя 11 июня 2009 г. 14:23 19 июня по благословению епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха в Новокузнецке пройдет второй в современной России крестный ход, посвященный покровительству святого пророка Илии жителям Кузнецкой земли. Шествие организуется в рамках продолжения восстановленной в прошлом году древней традиции, согласно которой жители Кузнецка (нынешнего Новокузнецка) и прилегающих поселений в период с XVII по начало XX веков ежегодно в 9-ю неделю после Пасхи совершали по своей территории благодарственный крестный ход. Путь пролегал от храма святого Ильи Пророка села Ильинского (Старая Ильинка) до главного храма города Спасо-Преображенского собора. Свидетельства об этой исторической и духовной традиции зафиксированы во многих источниках. В разное время о ней писали: миссионер, протоиерей Василий Вербицкий, священник Иоанн Штыгашев, именитый кузнечанин И.С. Конюхов, писатель Вениамин Булгаков. Согласно документам, Ильинский крестный ход просуществовал до установления в 1919 году в Кузнецке большевистской власти, которая на волне «классового насилия устраивала церковный погром. Нынешние участники шествия, как и год назад, повторят маршрут своих предков. Крестный ход протяженностью 15 км возьмет свое начало от Ильинского храма и пройдет по маршруту: перекресток Бызовского шоссе Новоильинский мост дер. Телеуты ул. Лесозаводская района Садовой ост. Верхняя Островская Томский проезд бетонное дорожное полотно ул. Водопадная Спасо-Преображенский собор. Вместе с хоругвями крестоходцы пронесут по улицам города сохранившийся в Ильинском храме образ Пророка Илии, написанный, судя по письму и форме иконной доски, в начале XIX века. Участие в крестном ходе примут представители городского духовенства и казачества, студенты Новокузнецкой духовной семинарии, воспитанники братства православных следопытов г. Кемерово, прихожане местных храмов. Организаторы шествия Миссионерский отдел Кемеровской епархии при поддержке Фонда преподобного Макария Алтайского. Сайт Кемеровской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/672654.htm...

Свято-Макариевский кафедральный собор (Полтава) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Храм построили в 1903 году. В 1904 году храм освятил Преосвященный Иларион, епископ Полтавский и Переяславский, в честь преподобномученика Макария, Переяславского, Овручского и Каневского чудотворца. В 1907 году в храме освящен придел в честь пророка Божия Илии. В 30-х годах Макариевский храм не закрывался. Волна храмовых разрушений во времена так называемой хрущевской оттепели обошла Макариевский храм, — наоборот, после сноса в 1962 году Преображенского собора он получает статус кафедрального храма. Святыни [ править править код ] В числе святынь храма – иконы Божией Матери «Горбаневская» и «Владимирская-Скитская» . Богослужения [ править править код ] Расписание богослужений: В соборе ежедневно совершаются богослужения: вечернее начинается в 17.00, утром, с 8.00, служится Божественная Литургия. В дни больших праздников и в воскресенья совершается две Литургии: ранняя — с 7.00, поздняя — с 10.00. Исповедь — во время Литургии и накануне вечером. Каждую пятницу за вечерним богослужением служится акафист преподобномученику Макарию, каждую среду — акафист пророку Божию Илии, по воскресеньям вечером поется акафист перед чудотворной Горбаневской иконой. Особые праздничные богослужения совершаются в такие дни (по н. ст.): 26 мая — перенесения мощей преподобномученика Макария (главный храмовый праздник); 13 июля — Горбаневской чудотворной иконы; 2 августа — Пророка Божьего Илии; 20 сентября — преподобномученика Макария; 24 сентября — Каплуновской чудотворной иконы; 12 октября — Горбаневской чудотворной иконы. Местонахождение [ править править код ] Адрес: 36002, Украина, г. Полтава, ул. Ляли Убийвовк, 2 Телефон: (0532) 59–25–76 Где остановиться [ править править код ] На живописном берегу знаменитой реки Ворскла, среди вековых деревьев зеленой зоны разместились корпуса туркомплекса «Турист», подчеркивая величие природного творения. Из окон отеля открывается вид на холмы с церквями, монастырями и лесными массивами над берегом реки Ворскла. Отель придерживается принципа обслуживания с высоким качеством по низким ценам. Удачное расположение отеля, удобный подъезд, хорошо развитая собственная инфраструктура, широкий перечень предлагаемых услуг, приемлемые цены, доброжелательный персонал создают прекрасные условия для работы и отдыха.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Макариев...

Святыни Страстей Христовых в Москве Великая Пятница — день нашего спасения, воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа Иисуса Христа. Где в Москве приложиться к орудиям Страстей Христовых? 13 апреля, 2012 Великая Пятница — день нашего спасения, воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа Иисуса Христа. Где в Москве приложиться к орудиям Страстей Христовых? Великая Пятница — день нашего спасения, воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа Иисуса Христа. Весь день Церковь пребывает в молении у подножия Животворящего Креста. Естественное желание — приложиться к орудиям Страстей Христовых. Святыни Страстей Христовых в Москве Ковчег с частицей Ризой и гвоздем Креста Господня В этом году поклониться гвоздю от Креста Господня и частице Его ризы можно в храме Христа Спасителя. Но как тем, у кого нет времени и возможности стоять в очереди, так и всем верующим христианам будет интересно узнать, где еще в Москве находятся святыни, связанные с предпасхальными страстными днями. Частицы Креста находятся в разных частях света, одна даже отправлена на околоземную орбиту. В Москве есть несколько частиц величайшей святыни. Елоховский собор В Богоявленском Елоховском соборе, у северной стены храма, под распятием, находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня. Там же лежат другие святыни: десница апостола Андрея Первозванного, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей святителя Николая Чудотворца и святого митрополита Московского Петра. Зачатьевский монастырь В Зачатьевском монастыре в Москве в новый собор Рождества Богородицы перенесено распятие с частицами Крови Христовой, древа Креста и Гроба Господня. Храм Илии Пророка в Обыденском переулке Совсем недалеко, в храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке, есть частица Древа Животворящего Креста, часть Гроба Господня. Церковь Ризоположения на Донской Есть частицы Креста Господня также в церквах Ризоположения на Донской (д. 20) и Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Свободный проспект д. 4а).

http://pravmir.ru/svyatyni-strastej-xris...

В новой епархии насчитывалось ок. 100 храмов. Из них в самом С.-Петербурге при населении ок. 70 тыс. чел. имелось 35 церквей (не считая домовых), в т. ч. 10 полковых. Статус кафедрального получил Петропавловский собор (1712-1733), служивший царской усыпальницей. Кроме него в городе было всего 5 каменных храмов. 7 нояб. 1742 г. Н. вступил в управление епархией. В первый же месяц по прибытии в С.-Петербург, 19 нояб., Н. организовал торжество по случаю объявления наследником престола племянника императрицы вел. кн. Петра Феодоровича (впосл. имп. Петр III Феодорович ). Из-за сильного ледохода архиерей совершил литургию в церкви Зимнего дворца, куда он собрал духовенство левобережных частей столицы, тогда как еп. Вологодский Пимен с духовенством Петербургской и Выборгской сторон служил в кафедральном соборе. Н. учредил духовную консисторию, присутствовать в к-рой был назначен кафедральный прот. Михаил Слонский († 16 мая 1754). 28 февр. 1743 г. возвел в сан протоиерея настоятеля Благовещенского собора Шлиссельбурга и «заказчика» (благочинного) свящ. Иоанна Ануфриева «за доброе житие и исправление духовных дел» и в связи с тем, что город входит в епархиальный титул. 22 июня 1743 г. Н. доносил Синоду: «...вновь за благодатию Божиею в потребных и нужных местах св. церкви умножаются». 26 июня 1743 г. он осмотрел большой зал в бывш. Меншиковском дворце, переданном Кадетскому корпусу, где предполагалось разместить церковь, утвердил размещение икон в иконостасе и велел позаботиться об искусных иконописцах, «ибо таковых в Петербурге не найдется». В том же году на Морском полковом дворе в С.-Петербурге была построена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (на ее месте позже был воздвигнут Николо-Богоявленский Морской собор). Летом 1743 г. Н. рукоположил к ней во диакона Гавриила Вершнецкого (впосл. ключарь московского Благовещенского собора). 17 июля 1743 г. Н. освятил деревянную ц. во имя св. Илии Пророка на Охтинских пороховых заводах и 24 июля - «полковую» ц. в честь Воскресения Христова «на Санкт-Петербургском острову при Инженерном доме» (впосл. 2-й Кадетский корпус). 20 июля того же года, в день св. Илии Пророка, был совершён крестный ход из Петропавловского собора в Охтинскую слободу: Н. встретил его у ц. во имя св. Иосифа Обручника. Вступив в процессию, «он трудился до самых пороховых заводов пешком» и совершил литургию в Илиинской ц.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010