Богородицы; 2) во имя трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Кривозерская Троицкая пустынь Костромской Епархии. Находится против города Юрьева Поволжского за рекой Волгой на Кривых озёрах, почему и Кривоезерской именуется. Основана по грамоте Государя Царя Алексея Михайловича от 21 Апреля 1648 года Строителем Сергием. Здания в обители следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя живоначальной Троицы с приделами: а) Знамения Пресв. Богородицы; б) Священномученика Антипы; в) благоверного Князя Александра Невского; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Преп. Варлаама Хутынского. Церковь сия построена по грамоте, в 7152/1644 году, Апреля 22 дня от Святейшего Иосифа, Патриарха Московского и всея России по прошению Юрьевца Поволжского посадских людей Степана Филиппова и Трифона Еремиева. Кронский Троицкий монастырь Минской Епархии заштатный, мужской. Находится на берегу речки Кронки. Основан в 1629 году Княгиней Огинской на принадлежавшем ей местечке Крону. В монастыре сем церковь каменная во имя Св. Троицы, построена Княгиней Огинской с двумя приделами: во имя Преображения Господня и Св. Николая и при ней колокольня; кельи и ограда деревянные. Оный монастырь имеет пахотной и сенокосной земли 337 десятин и 2.184 квадратных саженей. К нему принадлежит село Жидокишки, в коем крестьян мужского пола 21, женского 19, а обоего – 40 душ. Крупицкий Николаевский Батуринский монастырь См. Батуринский Николаевский Крупицкий. Крутецкий Николаевский монастырь Упразднённый, мужской. Находился в Новгородской Епархии в Боровицком уезде на левом берегу реки Песи, расстоянием от Новгорода в 250, а от Борович в 65 вёрстах. До Духовных Штатов 1764 года было за ним 221 душа крестьян и настоятельство Игуменское и Строительское. Отмежёванной земли 182 десятины. По Штатам приписан к Духову Новгородскому монастырю и вскоре обращён в приходскую церковь . Ныне здания в нём деревянные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая с КОЛОКОЛЬНЕЙ; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Пророка Илии с приделом Флора и Лавра; 3) НЕСКОЛЬКО КЕЛИЙ и 4) ОГРАДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2) Деревянный, резной работы, позолоченный крест о пяти иконах: а) в средине дванадесяти праздников, б) вверху – преп. Феодора, св. апостола Филиппа, св. Алексия митрополита московского, Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Ионы, Филиппа и Петра митрополитов московских. Состав этой иконы поясняется так: Святые московские написаны в означение того, что ныне царствующий Император Александр Николаевич родился в Москве и поручен был особому покровительству св. Алексия, в раку которого на время и был положен, и что имя этого святителя носит царственный сын Алексей Александрович. Имена же апостола Филиппа, Василия Великого и преподобного Феодора носят строители часовни; остальные же святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст изображены, по уважению к тому обстоятельству, что церковь празднует им в один день со святителем Василием Великим , в) на правом конце креста – Иоанна архиепископа Новгородского, преподобномученика Андрея, св. пророка Илии, апостола Силы, преп. Исидора, св. Благоверного Александра Невского, святых Митрофана и Тихона и Ангела Хранители. К пояснению этой иконы нужно сказать, что на ней изображены лики во первых тех святых, имена которых носят высокопреосвященнейший митрополит Исидор, благословивший и закладку и освящение часовни, и священнослужители причта Никольского собора; и во-вторых – новоявленных чудотворцев, свят. Митрофана и Тихона, иконы которых имеются в соборе и благоговейно чтутся прихожанами. Ангел хранитель есть общий покровитель и молитвенный ходатай перед Богом; г) на левом конце: блажен. княгини Ольги, равноапостольной Марии Магдалины, апостола Павла, царицы Александры, блаж. Николая Кочанова, преп. Сергия Радонежского Чудотворца, царицы Елены, царя Константина и Архангела Михаила. Икону эту весьма прилично назвать царской, потому что на ней написаны лики тех святых, имена которых носят два сына царевы: Сергей и Павел Александровичи и три брата Его Константин, Николай и Михаил Николаевичи и другие члены Августейшей Его фамилии: Государыня Императрица Мария Александровна, Цесаревна Мария Феодоровна, Великая княгиня Елена Павловна, Великая княжна Мария Александровна, Великие княгини Александра Иосифовна, Александра Петровна, Ольга Феодоровна и Мария Николаевна; и д) внизу – Кирила и Мефодия, изобретателей славянской грамоты, и бессребренников Козьмы и Димиана, молитвеников и споспешников в обучении грамоте детей. Изображенные здесь лики Парфения, епископа Лампсакийского и Льва епископа Катанского, помещены тому обстоятельству, что имена их носят некоторые члены семейств – строителей часовни, а мученики: Гурий, Самон и Авив, как молитвенники и покровители семейного счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В настоящее время в обители пять храмов: соборный, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, холодный; во имя Знамения Божией Матери, теплый с приделом на правой стороне во имя 3 святителей; в храме находится древняя икона Владимирской Божией Матери, перенесенная из Шаровского монастыря в 1776 г.; во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи, во имя Вознесения Господня и во имя. прп. Макария, Жабывского чудотворца, с двумя приделами: правым во имя Св. Николая и левым во имя Св. кн. Александра Невского. В Макарьевской пустыни имеется много достойного внимания благочестивых поклонников и любителей древностей. По особенно примечательны и чтутся боголепным поклонением следующие святыни: мощи преподобного Макария, восстановителя пустыни, почивающие под спудом за правым клиросом Макариевского собора. Над мощами в настоящее время устроена металлическая высеребренная рака с иконой угодника Божия на верхней доске; над ракой резной золоченый балдахин со множеством лампад; балдахин красиво задрапирован фестонами из розовой ткани, с золотой бахромой и кистями. Близ раки стоит чудотворная икона Богородицы «Знамение» почти 200 лет назад принесенная в обитель по благословению митрополита Иллариона. Она литая; медная, мерой в 1 вершок, вделана в особый старинный серебряный складень, который, в свою очередь, врезан в икону с изображением ангелов Божиих, додерживающих складень. На престоле Макариевского собора находится старинный «крест благословящий с мощьми», обложенный чеканным вызолоченным серебром. Пожертвован неким Томилиным, при игумене Тихоне, в 1718 году. В нем частицы мощей Св. апостола Матфея, святителей Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Игнатия Богоносца и Св. Василия Амафунтского; вмуч. Георгия, Димитрия, Прокопия, Феодора Стратилата и Феодора Тирова и мч. Сергия и пр. отцов Антония и Феодосия Печерских . Крест сей употребляется при водоосвящении. На левом клиросе Знаменского храма помещается чтимая икона Божией Матери «Владимирская», принесенная в 1776 году иноками Шаровкина монастыря. Икона прекрасного древнего византийского письма, мерой в 5 вершков, украшена сребропозлащеной ризой с жемчугом, в день празднования приносится в Макариевский собор. В алтаре сего же храма замечательна старинная запрестольная икона Богоматери, именуемая «Блаженное Чрево», которая носится во всех крестных ходах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Подземная церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены, с приделом в честь Божией Матери нарицаемый «Утоли Моя Печали»; Против южных алтарных дверей – лестница или жалостный путь на Голгофу, по которому Спаситель благоволил нести на Себе Крест всего мира. Под сим путём устроена в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи темница с железными решётчатыми дверьми; Под Голгофой – церковь во имя святого Иоанна Предтечи и всех вообще мучеников, пострадавших за веру Христову. В этой церкви погребён патриарх Никон , при его гробе находится икона Божией: Матери, бывшая его келейною, и здесь же вериги которые он носил во время своей жизни; Далее следуют церкви: Архангела Михаила и Марии Египетской и гора Голгофа, на коей находится кипарисный Крест, устроенный по подобию первообразного Креста, с изображением на нём Распятого Христа предстоящими: Божией Матерью и Иоанном Богословом; Камень повития и Миропомазания, на котором в Иерусалиме Иосиф и Никодим, по снятии со Креста Тела Господня, обвили Его плащаницей и помазали благовонным миром; Близ Камня повития – придел святого Николая Чудотворца и Всех Святых; Семидесяти Апостолов; Святой праведной Анны; Марии Магдалины и Сошествия Святого Духа; На хорах находятся приделы: святой благоверной княгини Ольги; святого апостола Иакова, брата Господня; Тихвинской иконы Богоматери; Вознесения Господня; святого Павла Исповедника, архиепископа Константинопольского. Против сей церкви, с южной стороны поставлен портрет патриарха Никона , в полном облачении, окружённого учениками и братией; два придела во имя Святого благоверного князя Александра Невского; святого Иоанна Златоустог о; Преображения Господня и Святых праведных Захарии и Елисаветы; Главной и досточтимой святыней храма Воскресения Христова почитаются: икона Христа Спасителя, сидящего на престоле с изображением у подножия: святителя Филиппа, митрополита Московского и Никона патриарха , писаная в 1657 году икона Троеручицы Божией Матери, присланная патриарху Никону от Константинопольского патриарха Макария в 1663 году. Пред сей иконой патриарх Никон каждый день совершал молебное последование ко Пресвятой Богородице; Иверская икона Богоматери и другие;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

189) Атласный белый – вохрам Во имя Спаса, исцелившего слепца. 190) Атласный белый; храм не означен. 191) Атласный белый – во храм святителя чудотворца Николая. 192) Атласный белый; храм не означен. 193) Атласный белый; храм не означен. 194) Атласный белый; храм не означен. 195) Атласный белый; храм не означен. 196) Атласный белый; храм не означен. Подпись на всех сих антиминсах на обороте вверху: «†Божиею милостию смиренный Серафим, Митрополит Новгородский и С. Петербургский». 1827 года сентября в 11 день. 197) Атласный белый – в храм св. благоверного кн. Александра Невского, что при Спб. Баталионе Военных Кантонистов. Подпись. «†Божиею милостию смиренный Никанор, Епископ Ревельский, викарий С.-Петербургский ». 1829 года февраля в 21-й, день. 198) Атласный белый – во храм св. великомученицы Екатерины. 199) Атласный белый – во храм св. великомученицы Екатерины. 200) Атласный белый – во храм св. прав. Лазаря в Невской лавре. 201) Атласный белый – во храм Пресв. Богородицы чудотворныя Ея иконы (?). 202) Атласный белый; храм не означен. 203) Атласный белый; храм не означен. 204) Атласный белый; храм не означен. 205) Атласный белый; храм не означен. 206) Атласный белый – во храм иже во святых Отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольского Златоустого. 207) Атласный белый – во храм св. Николая, что в селе Пизах. 208) Атласный белый – во храм святыя Марии Магдалины. 209) Атласный белый – во храм Благовещения Пресвятыя Богородицы в Александро-Невской лавре. 210) Атласный белый – во храм святыя живоначальныя Троицы. Подпись на всех сих антиминсах на обороте вверху: «†Божиею милостию смиренный Серафим, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский». 211) Атласный белый – во храм святыя живоначальныя Троицы, что в Редкине. Священнодействован преосвященным Серафимом, Митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским, 1829 года августа в 5-й день. Подпись там же и таже. 212) Атласный белый – во храм Преображения Господня, что в Преображенском всей гвардии соборе. Священнодействован тем же Преосвященным 1829 года августа в 5-й день. Подпись таже и там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По церковным документам, нынешний соборный храм, каменный, двухэтажный, построен в 1821 г. До 1854 г. в нём было 6 алтарей, – по три в каждом этаже. В нижнем этаже, кроме главного алтаря во имя Покрова Пресвятой Богородицы, были два придельных: справа – во имя трёх Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, слева – во имя св. Великомученицы Екатерины. В верхнем этаже, в средине, помещался алтарь во имя Всемилостивого Спаса (праздн. 1 авг.), по правую сторону – во имя св. Тихона Амафунтского, а по левую – Препод. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Но через 12 лет после построения храма в верхнем этаже обрушился потолок, так что с 1883 по 1864 г.г. в нём нельзя было отправлять никаких богослужений. В то же время и в сводах нижнего этажа обнаружились значительные повреждения, грозившие опасностью. Поэтому, в 1854 г. вся средняя часть храма разрушена была до основания, а в 1855–1856 г.г. снова воздвигнута, и значительно расширена через пристройку с правой стороны помещения для ризницы и библиотеки, а с левой – сторожки. Из трёх алтарей верхнего этажа оставлен был только один – во имя Тихона Амафунтского, память которого установлено праздновать, по преданию, с первых времён основания Камышлова. Вновь устроенные приделы в нижнем этаже храма освящены были: Трёхсвятительский – в 1856 г., и Екатерининский – в 1858 г., а Тихоновский, во верхнем этаже, – в 1869 г. В прежнее время Камышловскому собору принадлежал обширный приход, состоявший, кроме города, из многих окрестных селений. Но с течением времени от него постепенно отделились многие селения, и образовали особые сёла с самостоятельными приходами. Таковы Реутинское, Скатинское, Темновское, Никольское, Галкинское, Закамышловское и Щилкинское. А в 1886 г., с устройством Александро–Невской церкви, от него отделилась и часть городского прихода. В настоящее время к соборному приходу причислены в городе 5 улиц: Крайняя, Шиповаловская, Торговая, Соборная и Набережная до поперечной Ирбитской; и деревни: Кокшарова – в 7 в., Миткина – в 5 в., Леготина – в 7 в., Насонова – в 1 в., и Бараба – в 1 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одной из главных задач игумена Гавриила стало завершение строительства нового Спасо-Преображенского собора, устройство иконостасов в нижнем и верхнем храмах, проведение живописных работ. Вместе с другими монастырскими живописцами он трудился над росписью верхнего Спасо-Преображенского собора. На сводах церкви им были написаны все херувимы, а также некоторые иконы. При игумене Гаврииле велась роспись нижнего храма Предтеченского скита в честь трех святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о и Никольского храма этого же скита. За время двенадцатилетнего правления отца Гавриила были построены каменные церкви островных скитов: в Тихвинском скиту – во имя Тихвинской иконы Божией Матери (1899); в Сергиевском – во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских (1899); в Германовском заложен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского (1901). На Валааме в местечке Никоново, где раньше находилась часовня святого апостола Андрея Первозванного, был заложен храм в честь Воскресения Христова (1902). В монастырской усадьбе надстроен третий этаж юго-западного братского корпуса внешнего каре и зимней гостиницы. В Москве стараниями купцов Прусаковых и Курниковых было выстроено двухэтажное подворье монастыря (1901). При игумене Гаврииле впервые за всю историю обители была осуществлена запись на ноты богослужебных песнопений, до этого времени сохранявшихся в устной церковно-певческой валаамской традиции. В 1903 году вышел в свет «Обиход Валаамского пения». При отце Гаврииле не только расширялось строительство монастыря, но и значительно умножилась братия – с четырехсот человек до тысячи. Для насельников игумен Гавриил являлся духовным отцом, старавшимся исправлять провинившегося брата духом кротости и любви. «Без любви нельзя построить ничего, заслуживающего благодарности. – Часто повторял он. – Если руководитель не любит братию, то и братия не будут уважать друг друга, и отсюда последует только внешнее соблюдение Устава и напрасные поиски духа и милости».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Дни попразднства продолжают праздник. Наряду с песнопениями дневному святому в эти дни Православная Церковь воспоминает иногда и прославляет участников события, вообще же – событие бывшего праздника. Кроме указанных видов богослужения, в дни предпразднства и попразднства бывают и другие: если случится в эти дни святой с бдением или полиелеем или поемый на 6, о чем говорится в особой главе Минеи общей. Число дней попразднства неодинаково и, в зависимости от последующих праздников или дней поста, простирается от одного до восьми (у Пасхи – сорок). Последний день попразднства называется днем отдания праздника и отличается от других дней попразднства большей торжественностью богослужения.    Средние праздники бывают двух видов: одни, как и великие праздники, имеют всенощное бдение, другие только полиелей. О порядке празднования средних праздников говорится в особой главе Минеи общей.    Средние праздники со всенощным бдением в богослужебных книгах обозначаются красным крестом в полукруге, а с полиелеем красным крестом.    Всенощное бдение бывает в следующие праздники: Собор трех святителей (30 января), великомученика Георгия Победоносца (23 апреля), святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая), святых Кирилла и Мефодия (11 мая), святого равноапостольного великого князя Владимира (15 июля), святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября), святого Иоанна Златоустого (13 ноября), святителя Николая Чудотворца (6 декабря), в честь перенесения в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя (16 августа), в память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург (30 августа), преподобного Саввы Освященного (5 декабря). К праздникам этого вида относятся также храмовые праздники и праздники в честь особо чтимых святых.    В Уставе памяти этих святых отмечаются иногда знаками только малых праздников, а иногда и совсем не имеют праздничного знака. Но, согласно предписанию Устава, в эти дни «совершается собор святаго во обители его, идеже лежат мощи его», и в прославленном его подвигами городе, что говорит о совершении в означенных местах всенощного бдения, как видно из указаний Устава: «Совершается собор его во обители его, и идеже храм его; в прочих же церквах полиелей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Благоверный князь Александр Невский стремился соблюдать заветы своих предшественников, в том числе князя Владимира Мономаха , советовавшего князьям «во все вникать самому, не поручать делать другим того, что сам можешь и должен сделать, внимательно следить за действиями своих приближенных» [ Димитрий Ростовский , свт. 2004:564]. Мудрые советы давал он и своим дружинникам о том, как нужно им пользоваться своею властью. Мудрость проявлял Александр также не для чего иного, как для служения Отчизне, а не для самовосхваления. Одна из самых очевидных добродетелей святого, а именно мужество, также подчинялась вышеупомянутым высшим идеям доверия Богу, служения и мудрости. Древние летописи повествуют, что мужество украшало даже лицо князя так, что даже Батый «любовался прекрасным, мужественным лицом Александра Ярославича» [Там же]. Однако мужество требуется и для пастырского служения, что выражено свт. Иоанном Златоустом в 6-м «Слове о священстве» [Иоанн Златоуст, свт. 1898–1906. Т. 1, ч. 2. 474]. Постоянная борьба с грехами и страстями не только собственными, но и искоренение их в пастве, жизненные и материальные трудности, смелое с рассуждением противостояние «сильным мира сего», когда они проявляют свои прихоти, а также множество других испытаний требуют настоящего мужества от служителя стада Христова, а также и от светского управленца. Мужество требуется от всех начальников, ибо, по мысли свт. Григория Богослова , требуется великая отвага для того, чтобы «править человеком, самым хитрым и изменчивым животным». Это есть, по мысли святителя, «искусство из искусств и наука из наук» [ Григорий Богослов , свт. PG 35: Col 425] 8 . Как говорил прп. Паисий Святогорец , мужество – это не дерзкое самонадеянное лихачество, а «всецелое доверие Богу» [ Паисий Святогорец , прп. URL: http://www.agionoros.ru/docs/222.html], соединенное с пониманием Его святой воли. Пример святого Александра Невского раскрывает нам парадоксальное гармоническое единение как будто несовместимых состояний: мужественной борьбы за истину при абсолютном доверии Божию Промыслу. Его мудрые и мужественные поступки и решения, соединенные с твердой надеждой на помощь Божию, – это важнейший урок святого князя для его подражателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Строителей было всего 3-4 человека, реконструкция шла медленно. Хотя финансов имелось немного, стройка всё – таки велась непрерывно, и зимой, и летом. Сметная стоимость храма определялась внушительной суммой. Страх одолевал – сумма огромная, но молитвенно надеясь на Господа, всё промыслительно устраивалось. Каждую копеечку берегли и ценили, но самое главное — укрепляли веру, духовную жизнь прихода. С 1998 года регентское послушание исполняет Тимошенко Наталья Николаевна. Без церковного хора службы не совершишь. Организовалась миссионерская деятельность среди школьников. Под руководством педагогов дети проводят рождественские и пасхальные утренники. Божественная Литургия в храме совершалась один-два раза в месяц по воскресным и некоторым праздничным дням. При отсутствии настоятеля, в некоторые воскресные дни чтение Псалтири и Акафистов совершали сами прихожане. Настоятель ещё окормляет иные три прихода и поочерёдно по воскресеньям служит в них. Первая Божественная Литургия в новом храме под открытым небом совершилась 1 августа 2004 года, а с 2005 года в зимнем помещении храма с июля уже совершается постоянно. А с лета 2008 года Божественная Литургия проходит постоянно в новом храме. Современное состояние [ править править код ] При храме имеется Библиотека. Также работает Воскресная школа, которая расположена в доме возле храма по адресу ул.Садовая, 1«А». На территории храма имеется Крестилка-купель, келия прп. Серафима Саровского, где находится камень, на котором можно помолиться с воздетыми вверх руками и с молитвой: «Боже, милостив буди мне грешному.» Здесь же имеются святые камешки привезенные из мест Святой Земли Иерусалим. Также, почти ежедневно совершаются крестные ходы с молитвой: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.» Читается 150 раз. По праздничным и воскресным дням после службы предлагается братская трапеза. Святыни [ править править код ] По милости Божией, в приходе имеются благодатные частицы, более 100 святых угодников Божиих. Среди них находятся частички святых мощей: св. Андрея Первозванного, св. апостола Иакова, брата Господня, святителя Николая архиепископа МирЛикийского, святителя Спиридона Тримифунтского, святителей Иоанна Златоустого, Тихона патриарха Московского и Всея Руси, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Амфилохия Почаевского, Амвросия Оптинского, благоверного князя Александра Невского, святого равноапостольного князя Владимира, Великомученика и целителя Пантелеимона, блаженной Мотроны Московской, преподобных и блаженных жен Дивеевских и иных. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010