В архиве сохранился «реэстр устроенной в бывшей Прусскаго королевства в городе Кенигс Берге церкви и во оной церковной ризницы и утвари с подлежащим прибором, тако ж церковным книгам. А именно: Церковь во именование Воскресения Христова. Писана на голубой камке красками с золотом. Во иконостасе иконы следующие: …» Далее в реесте следует перечисление икон, сосудов, ризничных вещей, книг… Отмечено было особо, что книги Триодь Цветная и Минея общая были оставлены в Кенигсберге при госпитальной церкви. Отдельное описание было сделано для архимандричьей шапки, отправленной к архимандриту Ефрему. Дополнительная опись была составлена для прибывших позже вещей, включая балдахин из алтаря, аналои, шкафы и т.п. Синодальным указом от 14 февраля 1763 года все привезенные из Пруссии церковные вещи велено было передать из Синода в Петропавловский собор и поставить там на хранение под караулом в алтаре или в помещении библиотеки. Некоторое время иконостас и утварь кенигсбергской церкви хранились в Петропавловском соборе. В июне 1766 года архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский Гавриил (Кременецкий) обратился к императрице Екатерине Алексеевне с ходатайством о разрешении поставить в Феодоровской церкви Александро-Невского монастыря имеющийся при Святейшем Синоде кенигсбергский иконостас. По именному Ея Императорского Величества указу и по синодальному определению от 17 июня 1766 года кенигсбергский иконостас был передан в Александро-Невский монастырь. Двухэтажная Феодоровская церковь, симметричная Благовещанской, была заложена ещё в 1745 году. В верхнюю церковь, посвященную святому благоверному князю Феодору (брату Александра Невского) и был установлен кенигсбергский иконостас. Для нижней церкви, освященной в честь святителя Иоанна Златоустого, иконостас был изготовлен новый. Иконостас Златоустовской церкви был написан в 1766 году «находящемся при Святейшем Правительствующем Синоде живописцем» Алекеем Антроповым. Для иконостаса верхней церкви Антропов написал только местный образ святого благоверного князя Феодора Новгородского. Им и был заменен в иконостасе образ Воскресения Христова. Уже в феврале 1767 года церкви были готовы к освящению, но освящены были только в 1770 году.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/16/...

Когда стали разбирать упразднившуюся деревянную церковь, тогда священник велел мужичкам и свои иконы принять. Тут-то владетель явленного образа, убоясь гнева Царицы Небесной, открыл священнику всю истину - каким образом и где явилась Владимирская икона Божией Матери, и какие были ему сновидения, и как он беспокоился в совести, скрывая от всех то, о чем следовало бы немедленно объявить. Священник донес обо всем благочестивому помещику Раевскому, который положил на икону дорогую сребропозлащенную, убранную жемчугом и каменьями ризу и поставил в новой каменной Димитриевской церкви. Разыскали и само место явления святой иконы, и лишь только тронули заступом землю, как открылся обильный родник чистой и приятной на вкус воды. С молебствием освятили воду и в приготовленное углубление опустили деревянный сруб. Над ним поставили голбчик[ 3 ] и все место обнесли частоколом. Из года в год явление святой иконы и источника делалось более и более известным. Отовсюду стекались богомольцы, особенно 21 мая[ 4 ]. Многие приходили даже издалека испить целебной воды и искупаться в светлых струях ее, которые, обильно стекая вниз по скату горы, образовали довольно широкий проток в лощине. Явленная Владимирская икона Божией Матери вделана в настоящее время в резную золоченую тумбу. 4. Икона Успения Пресвятой Богородицы в дорогой сребропозлащенной, украшенной жемчугом и каменьями ризе. В ней 24 части святых мощей угодников Божиих: святителя Гурия Казанского, святой Евфимии Прехвальной, святого мученика Арефы, святого Никиты, Патриарха Цареградского, святителя Василия Великого, святого апостола Иакова, брата Божия, святителя Иоанна Златоустого, святого Никиты Нового, святого Анастасия Персянина, святителя Иоанна Милостивого, святого апостола Филиппа, святого Дамиана, святого Иакова, святителя Григория Богослова, святого равноапостольного князя Владимира, святого мученика Христофора, святого благоверного князя Александра Невского, священномученика Игнатия Богоносца, святого Зеведея[ 5 ], святого мученика Евстратия, святого апостола Иуды, святого Афанасия, святого апостола Прохора и святого Илии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2352...

   Передняя пластина самого креста фигурно отлита и украшена золотой филигранью. В центре – небольшое, объемное изображение Распятия. В изгибах золотой скани размещаются драгоценные камни, среди которых есть рубины и изумруды. На нижнем пятилистнике – шесть обрамленных золотом драгоценных камней, расположенных по кругу, в центре которого находится седьмой камень – крупный изумруд; на боковых трилистниках – по пять драгоценных камней-украшений, расположенных тоже по кругу, в центре которого изумруды такого же размера, что и в нижней части креста; верхняя часть креста украшена четырьмя вкрапленными в литье драгоценными камнями, в центре которых – тоже изумруд. Все изумруды примерно одинакового достоинства. На обратной стороне креста (задняя пластина) выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня…», а также кратко – имена сорока угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в Кресте-мощевике. Вот полные имена этих святых: «Честнаго и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; святого Андрея Первозванного; преподобного Саввы Сторожевского; святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; святителя Спиридона Тримифунтского; святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских; святителя Иоанна, архиепископа Новгородского; святителя Арсения, епископа Тверского; святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских; преподобных Антония, Пимена и Евфимия Великих; преподобного Алексия – человека Божия; преподобного Саввы Освященного; преподобных Иоанна Лествичника, Даниила Столпника и Григория Декаполита; священномученика Антипы; преподобного Иоанна, спостника Симеонова; великомученика Феодора Тирона и мученика Мины; святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского; преподобного Сергия, игумена Радонежского; преподобного Тихона чудотворца; преподобных Александра Свирского и Пафнутия Боровского; преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца; преподобного Макария, игумена Колязинского, чудотворца; блаженного Максима Московского, Христа ради юродивого».

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/14/...

«Основы христианской нравственности» (42 часа) Предварительные понятия: нравственный закон. Что такое грех . Христианская добродетель. Житие святого Алексия, человека Божия. Богооткровенный закон. Наша свобода, в чем она. Как совершается наше спасение в Церкви. Христианский подвиг (по Евангелию). Смирение и правдолюбие. Житие преподобного Сергия Радонежского. Притча о блудном сыне (по Евангелию). Церковь – ковчег нашего спасения. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского . Обязанности христианина в отношении к себе. Забота христианина о своей душе. Житие святителя Димитрия Ростовского . Сердце христианина. Житие преподобномученицы Елисаветы. Христианская надежда. Житие святого равноапостольного Кирилла. Развитие воли христианина. Житие преподобного Серафима Саровского . Труд христианина. Житие преподобного Серафима Саровского (продолжение). Забота христианина о своем теле. Обязанности христианина в отношении к ближним. Христианское бескорыстие. Житие святой праведной Иулиании Лазаревской. Христианская справедливость (по Евангелию). Христианское милосердие. Житие святителя Николая Чудотворца. Побеждать зло добром (по Евангелию). Нехристианская мораль. Христианская любовь (по Евангелию). Христианская любовь (по житиям святых). Христианская семья. Преподобные Кирилл и Мария – родители преподобного Сергия Радонежского. Любовь к ближним и любовь к Отечеству. Христианская любовь к Отечеству. Житие благоверного князя Александра Невского. Общественное служение христианина. Житие преподобного Иосифа Волоцкого . Обязанности христианина в отношении к Богу. Житие преподобного Сергия Радонежского (продолжение). Обязанности человека к Богопознанию (по Евангелию). Молитва . Учение преподобного Серафима Саровского о молитве. Молитва Господня (по Евангелию). О молитве правильной и неправильной. Примеры благодатной помощи, получаемой по молитве. Молитва к святым. Жизнь христианина в Церкви. «Церковнославянский язык» (84 часа) Церковнославянскую грамматику рекомендуется использовать при анализе церковнославянских текстов для их лучшего понимания. Изучаются тексты утренних и вечерних молитв (по молитвослову), часов (выборочно), утрени, вечерни (по Часослову), стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи. В завершение курса рекомендуется познакомить детей с основными текстами Божественной литургии Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

20 Бобылёв Б.Г. Использование «Симфонии» схиархимандрита Иоаннна (Маслова) на занятиях со студентами (факультет педагогики начального обучения).//Святоотеческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. – М., 2001. – С.46–49. 21 Богословские труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в урочной и внеурочной деятельности.//Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе. – М., 2000. – С.68–76. 22 В. Гладкий. Учение св. Иоанна Златоустог о о пастырском служении. «Православный Собеседник», 1897, ч. 2, 1898, январь. 23 В. Крамиров. Святитель Задонский Тихон . «Православный Собеседник», 1897, февраль. 24 В. Певницкий, проф. КДА. Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан, изд. 3. СПб, 1898. 25 В. Черкесов. В защиту поста. М., 1906. 26 В. Экземплярский . Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев, 1904. 27 Вальков В. «И сотвори ему, Господи, вечную память».//Русский вестник. 2001. С. 14. 28 Вальков В. В день ангела Глинского старца.//Московский Церковный вестник. 2000. С.2. 29 Василькова Ю.В. Страницы отечественного образования с древнейших времен до конца XVIII в – М., 1996. – 375 с. 30 Васина Г. С именем Александра Невского//Правда5,1998, 22. С. 12. 31 Васина Г. Преодолеть разобщенность времён//Русский Вестник. 44–45. С.6. 32 Васина Г. Чтобы входящие видели свет//Правда5. 1997. 33 Визжилин Н. Великий пример служения отечеству//Мегаполис-Континент. 1995. 34 Врачевство духовное на смущение помыслов. Киев, 1911. 35 Ганичев В.Н. Письмо к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. 36 Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. – М.: Сретенский монастырь, 1999. – 569 с. 37 Геттингер. Апология христианства, Спб, 1872. 38 Гладков. Толкование Евангелия. 39 Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2х ч., 2е испр. изд. – Одесса, 1904. 40 Глинская Рождество-Богородицкая пустынь. М., 1891 41 Глинские чтения//Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. – М.: Самшит-издат, 2002.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

В октябре 1840 года перешел в монастырь с несколькими братиями русский монах Иоанникий (Соломенцев) , ближайший ученик духовника всех русских афонцев иеросхимонаха Арсения, живший в пустынной келии пророка Илии около Ставроникитского монастыря. Здесь он принял схиму с именем Иеронима, был рукоположен в иеромонаха, и стал духовником братии после кончины иеросхимонаха Павла. Отца Иеронима называют «духовным возобновителем» Свято-Пантелеимонова монастыря. При нем происходил духовный и экономический подъем монастыря. Будучи духовником монастырской братии при игуменах Герасиме и Макарии, он при этом осуществлял руководство всеми работами по восстановлению монастыря. При нем были постороены новые храмы (в 1846 году – святителя Митрофана Воронежского, в 1851 году – Покрова Пресвятой Богородицы, в 1867 году – святого благоверного князя Александра Невского), больничный корпус (в 1863 году), братский Покровский корпус, корпус в восточной части монастыря и параклисы в них, помещения для хозяйственных служб и мастерских, была расширена и расписана трапезная, устроен иконостас в Покровском соборе, реставрировано здание библиотеки. По его инициативе были основаны иконописная школа, типография, литографическая и фотомастерские. За годы жизни отца Иеронима и игуменства отца Макария построены и восстановлены около 60 принадлежавших монастырю храмов, 19 келлий, 8 подворий. К 1870 году на Старом Руссике построен корпус братских келий с тремя параклисами (в т.ч. с храмом св. Саввы Сербского). 3 июня 1871 заложен соборный храм во имя св. великомученика Пантелеимона (на месте старого храма начала XVII века, от которого к середине XIX века остался лишь фундамент). В 1870 году основан скит Кромица , а в 1882 году – скит Новая Фиваида . В этот же период приобретались, восстанавливались и заселялись обветшавшие греческие келии: Иоанно-Златоустовская, Троицкая, святителя Николая Чудотворца («Белозерка»), Георгиевская, Керассийская, апостола Андрея Первозванного и др. В 1850 году в монастыре находилось уже около 200 монахов, из них 30 человек были русские.

http://drevo-info.ru/articles/13791.html

19 я неделя. 2 обедни. Вечером беседа и акафист. 5 Вечером всенощная накануне Скорбящей 6 “Всех скорбящих” литургия в 9 ч. утра. 7 Среда. Будни. Служба окончилась в 9 ч. утра. 8 Великомученика Димитрия Солунского. Полиелей. Крестили в 3 приема. 9 Пятница. Будни. 10 Суббота. Мучеников Терентия и Неонилы. Великому­че­ницы Параскевы. Праведного Иова Почаевского. 11 Воскресенье. 20 я неделя. 2 литургии. Вечером беседа о. Алексия. 12 Будни 13 Будни 14 Святых бессребренников Космы и Дамиана. Утреня утром. 15 Будни. 16 ноября. Пятница 17 Суббота. Преподобного Иоаникия Великого. 18 Воскресенье, неделя 21 я 2 литургии. Вечером беседа. 19 7 ми дев. Причастниц 60. Я помогал. Проверка топлива. 20/XI Вторник. Служил о. Ал-др Державин. Вечером акафист. Народу больше в 2 раза, чем в субботний вечер. 21/XI (8/XI) Святого Архистратига Михаила. 2 литургии. После ранней молебен с акафистом. Я служил позднюю. Сделано замечание Варваре о Царских вратах, 9 ти частной просфоре. Вечером Богослужение Скоропослушнице. Пел левый хор с бригадой. 22/XI Четверг. “Скоропослушница”. Литургия в 9 ч. утра. Причастников 40 ч-к. Накануне была всенощная с акафистом. Было 500 человек. 23/XI Пятница Святых апостолов Ореста, Олимпа, Родиона и иных 70 ти 24/XI Мины, Виктора и Викентия. Служба будничная. Вечером всенощная. 25/XI Воскресенье неделя 22 я . 2 литургии. Вечером всенощная и беседа. 26/XI Святителя Иоанна Златоустого. 27/XI Святого апостола Филиппа. Заговенье. 28/XI Начало Рождественского Поста. Среда. 29/XI Святого апостола и евангелиста Матфея. 30/XI Пятница. Святителя Григория Неокесарийского. Декабрь 1 Суббота. Будничная служба. Вечером всенощная. 2 Воскресенье. 2 литургии. Вечером — беседа моя. 3 Преподобного Григория Декаполита. БЫЛ у СВЯТЕЙШЕ­ГО. Высказал желание освободиться от благочиния. Принято благосклонно. Вечером всенощная. 4/XII Введение Божией Матери 2 литургии. За ранней все поминовения, панихида и молебен. 5/XII День Конституции. Служба будничная. 6/XII Четверг. Святого Ал-дра Невского.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

В 1883 году, после усиленной и бесполезной борьбы с греками, иеромонах Кирилл с большим братством перешёл в полуразрушенную келию святителя Иоанна Златоуста 19 , которую приобрёл в собственность от сербского Хиландарского монастыря. Неутомимый русский деятель, несмотря на все трудности, сумел в самое короткое время сделать келию почти неузнаваемой 20 . С благословения Хиландарской Лавры отец Кирилл в течение трёх лет воздвиг соборный храм-памятник в ознаменование чудесного спасения Царской Семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. Этот красивый храм во имя святителя Иоанна Златоуста с приделами в честь святого благоверного князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины стал свидетелем единения России и Афона. Известно, что до революции келия Иоанна Златоуста была одной из самых больших русских келий на Афоне. В ней обитало около 100 монахов. Иеросхимонах Кирилл был первым председателем Братства Русских обителей на Афоне – объединения русских святогорских келиотов, созданного с целью укрепления русского монашества в условиях жизни вне территории Русской империи. Эта келия была своеобразным славянским центром на Афоне 21 .  К сожалению, не сохранилось сведений, объясняющих причину перехода отца Илариона из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря в Иоанно-Златоустовскую келию в 1888 году. Не исключено, что основной причиной были не утихавшие распри с греками, из-за которых в своё время иеросхимонах Кирилл (Абрамов) перешёл в келию Василия Великого . Кроме того, в 1885 году умер старец Пантелеймонова монастыря иеросхимонах Иероним 22 . Известно, что Высокопреосвященный Михаил, митрополит Сербии, был лично знаком с иеросхимонахом Кириллом, высоко ценил русского энергичного деятеля и не раз посещал его обитель. Во время одного из таких посещёний митрополит Сербии предложил отцу Кириллу взять под опеку знаменитую Высоко-Дечанскую Лавру 23 , находившуюся в сердце древней Сербии, у самой албанской границы. Митрополит Михаил был известным русофилом. Он понимал, что только русское афонское братство, переживавшее в те годы невиданный расцвет, способно возродить знаменитую сербскую Лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1695-1697 годах с северной стороны к Никольскому собору был пристроен новый придел, который освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Тогда же появилось новое крыльцо и малые главы. К XVIII веку в соборе было уже четыре придела: Тихвинский, Антипиевский, Благовещенский и Димитриевский. С западной стороны от собора возвышается восьмигранная шатровая колокольня. Она была построена тихвинскими мастерами в 1691-1692 годах. Крест и шатровый купол на деревянном основании вновь увенчали её только в начале XXI века, когда обитель передали РПЦ. В разные времена на колокольне находилось до 10 колоколов. Обращает на себя внимание храм во имя святителя Иоанна Златоуста. Это совершенно необыкновенная церковь. Строилась она в 1861-1872 годах по проекту русского архитектора, академика Алексея Михайловича Горностаева. Здание отличает смешение архитектурных стилей: здесь и романский стиль, отсылающий к древним базиликам; и готика, воплотившаяся в стрельчатых окнах, окнах-розетках и витражах; и русско-византийский стиль, выразившийся в луковичных маковках на крыше и тяжёлом крыльце с массивными бочковидными колоннами. Златоустовский храм расписан сюжетами из жития святителя Иоанна Златоуста, выполненными воспитанниками Петербургской академии художеств. Первоначально в храме находился деревянный резной иконостас, но в советские времена он был демонтирован, а позже утерян. В 1870 году братия переехала в новый настоятельский (игуменский) корпус, а в старом была устроена братская трапезная с кухней и кельями. В 1907 году монастырь был обнесён новой каменной оградой. После обзора основных достопримечательностей монастыря, стоит несколько слов сказать об истории самой обители. Так, в синодике Николаевского монастыря, составленном в начале XVII века, указаны имена основателей монастыря: Стефан Давыд, Димитрий со сродниками, Григорий со сродниками и Антипа со сродниками. Кто были эти люди, сейчас сказать уже не представляется возможным. Ещё одно важное упоминание об обители относится к 1611 году, к Смутному времени. Дело в том, что в 1611 году шведы напали на Валаамский монастырь и убили часть братии. Те, кто выжил, добрались до Ладоги и укрылись в Николаевском монастыре, туда же, по преданию, были перенесены мощи основателей Валаамской обители - святых преподобных Сергия и Германа. По окончании Смутного времени, после 1628 года, были заново выстроены все монастырские постройки. В 1714 году Староладожский Никольский монастырь был переведён в подчинение Александро-Невской Лавре. В 1811 году Никольская обитель вновь обрела самостоятельность, но была выведена за штат. В этот период при монастыре существовали приходское и уездное училище, предназначенные для образования детей Новоладожского духовенства. В 1841 году при монастыре открыли ещё и училище для поселянских детей.

http://sobory.ru/article/?object=03302

Воскресенск. Церковь Иоанна Златоуста. Иоанно-Златоустовская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм святителя Иоанна Златоуста Новлянского микрорайона построен в 1761 г. «...тщанием и иждивением Московского Златоустовского монастыря». Первоначально церковь выглядела не совсем так, как сейчас, более скромно: отсутствовала колокольня, и трапезная (притвор) имела другой вид. За перестройку и достройку церкви принялись лишь в начале 1850 годов, причем вероятно, что в работах принимал участие архитектор Михаил Иванович Бове. В 1855 году на средства прихожан была пристроена колокольня и расширена трапезная. В 1856 году при храме выстроена сторожка. В 1859 году были освящены престолы в трапезной – Рождества Богородицы (справа) и Святителя Николая Чудотворца (слева). В 1865 году начались работы по обновлению внутреннего убранства церкви. Был возобновлен главный (центральный)престол, заменены иконостасы. Главный иконостас храма – пятиярусный, с позолоченными классическими деталями декора. На западной стене храма, над входом, изображена сцена» явление народу», на северной стороне – фигура равноапостольной княгини Ольги, над дверью «Моление о чаше». На южной стене – фигура равноапостольного князя Владимира и сцена «Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста». В куполе - Христос, окруженный силами небесными и небесным же воинством. Подкупольный пояс занимают изображения российских святых – Бориса и Глеба, Сергия Радонежского, Александра Невского и др. (60 фигур). В алтаре Никольского придела изображены сцены из жизни святителя Николая, в Рождественском – Богородичный цикл. Первым священником тогда еще деревянной церкви был Иван Терентьев. С 1910 и по 1937 год настоятелем храма Иоанна Златоуста был свящ. Александр Цветков. 21 сентября 1937 года он был расстрелян на полигоне НКВД «Бутово». В этом же году святыню закрыли. Благодаря находчивости старосты села Новлянское, все убранство храма сохранилось. Женщина и ее помощники засыпали зерном притвор, так что войти во внутрь храма не стало возможным, и когда пришли советские власти, они зайти в церковь не смогли.

http://sobory.ru/article/?object=00402

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010