На правом крутобережье Волги, в центре Кинешмы, где когда-то находилась древняя крепость Кокуй, белым лебедем взметнулся Успенско-Троицкий архитектурный ансамбль. Это главные соборные храмы старинного волжского города. Особая примета Кинешмы - расположенная к западу от Успенского собора белокаменная колокольня высотой 76 метров. Она была построена в переходном стиле от барокко к классицизму в 1798 году, по своей композиции - пятиярусная, украшенная полуколоннами, имеет портик во втором ярусе и перекрытие в четвёртом. Завершается колокольня высоким шпилем высотой 10 метров, который увенчивается крестом. Соборы были закрыты в 1938 году и превращены в гаражи, но в 1945 году вновь открыты. Ныне весь ансамбль принадлежит Кинешемской Епархии РПЦ, учреждённой в 2012 году. Состояние его хорошее. В 1989 году на территории Успенско-Троицкого собора были снесены все деревянные хозпостройки, а на их месте, вдоль южной ограды, выстроены два одноэтажных здания из кирпича. Успенский летний храм был построен в 1745 году и предназначался для проведения торжественных богослужений. Он дошёл до нашего времени в несколько изменённом виде. На рубеже XIX-XX веков были переустроены купола и добавлены два придела. Внутри собора на сводах перекрытий сохранилась орнаментальная роспись XVIII века, выполненная водяными красками. Более поздняя живопись на стенах сделана маслом и посвящена библейским и евангельским темам. Роспись собора возобновили в 1855 году. На своде изобразили ангельские головки, а на арках - мелкий витиеватый растительный орнамент и церковные атрибуты. На стенах в три яруса помещены сцены из Евангелия и Деяний апостолов. Главный двухъярусный деревянный резной иконостас в формах позднего классицизма типичен для середины XIX века. Сохранилась металлическая утварь, люстры и прочая церковная атрибутика. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30 х 15 х 7,5 см. В соборе три престола: центральный - в честь Успения Божьей Матери, боковые - в честь святого благоверного князя Александра Невского и святого князя Владимира. В советское время первый раз собор реставрировался в 1979 году. Зимой 1992 года кровли и купола зданий ансамбля были покрыты серебристой кровельной жестью. В 2008-м купола Успенского собора позолотили. Перед главным входом в храм за оградой установлена большая водосвятная чаша. 9 октября 1834 года Успенский собор посетил во время путешествия по Волге император Николай I, а в 1850 году - великие князья Николай и Михаил Николаевичи.

http://sobory.ru/article/?object=01825

В 1835 году Успенский и Богоявленский соборы стали кафедральными соборами Костромской епархии (до этого с 1744 года кафедра костромского епископа пребывала в Троицком соборе Ипатьевского монастыря). В документах при упоминании храмов Костромского кремля обычно встречается обобщающее именование «Успенский кафедральный собор», поскольку оба собора имели единый клир и общее хозяйственное устроение. В Успенском соборе богослужения совершались в теплое время года, в Богоявленском – в холодное; соответственно порядку служб из одного собора в другой переносили чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери (в обоих соборах она помещалась в иконостасе слева от Царских врат). Ко второй половине XIX века Богоявленский собор стал тесен для богомольцев, поскольку население Костромы увеличивалось; в церковные праздники Богоявленский собор наполнялся молящимися так, что, по свидетельству клириков собора, даже свечи в нем гасли от духоты, и в некоторых случаях доступ в собор приходилось ограничивать с помощью полиции. Чтобы устранить эти неудобства, епископ (с 1868 года архиепископ) Костромской и Галичский Платон (Фивейский), управлявший Костромской епархией в 1857–1877 годах, предпринял расширение Богоявленского собора пристройкой к нему с севера и юга обширных приделов. Закладка приделов состоялась 4 сентября 1866 года, и уже 10 ноября 1868 года архиепископ Платон совершил освящение правого (южного) придела в честь Феодоровской иконы Божией Матери и во имя святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца. Выбор святых для посвящения придела объясняется тем, что это – небесные покровители императора Александра II и Осипа (Иосифа) Ивановича Комиссарова; таким образом, в посвящении придела отражена была историческая память о покушении Каракозова на императора Александра II и спасении государя (по официальной версии) костромичом, уроженцем села Молвитино (ныне поселок Сусанино) О.И. Комиссаровым. Левый (северный) придел собора – в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя святого мученика Платона (18 июня ст.ст. 1809 года, в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери, родился Павел Фивейский – будущий архиепископ Платон, а святой мученик Платон стал его небесным покровителем в монашеском постриге) – был освящен архиепископом Платоном 3 марта 1873 года. После пристройки приделов Богоявленский собор стал вмещать до 6000 молящихся.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Первый в этом году  первосвятительский визит состоялся с 27 по 30 мая . Его Святейшество посетил нас вместе с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом. 28 мая Предстоятели Русской и Иерусалимской Церквей совершили чин великого освящения кронштадтского Морского собора святителя Николая Чудотворца и Божественную литургию в новоосвященном храме. Это событие было приурочено к столетию прекрасного храма, который отныне стал одной из главных достопримечательностей нашего города и нашей митрополии. 29 мая по традиции в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода прошло очередное заседание Священного Синода. Следующий Патриарший визит в город на Неве состоялся в  праздник первоверховных апостолов Петра и Павла 11 и 12 июля . В эти дни в Санкт-Петербург из города Патры была доставлена великая христианская святыня - крест святого апостола Андрея Первозванного. Предстоятель нашей Церкви совершил Всенощное бдение перед святым крестом в Казанском кафедральном соборе и Божественную литургию в соборе Петропавловской крепости. Не менее насыщенным стал визит Его Святейшества, приуроченный к главным торжествам  лаврского юбилея в сентябре . Святейший Владыка возглавил богослужения дня памяти святого благоверного великого князя Александра Невского 12 сентября в сослужении и при участии многочисленных гостей - архиереев, священников, государственных мужей, общественных деятелей и простых верующих. В рамках этого же визита 14 сентября Предстоятель Русской Православной Церкви совершил великое освящение  храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых  после его возвращения Церкви и многолетней реставрации, а 15 сентября - церкви Введения во  храм Пресвятой Богородицы ставропигиальной Оптиной пустыни . Малым чином был освящен  храм святых праведных Симеона и Анны . В последний день своего сентябрьского визита Его Святейшество ознакомился с состоянием храма иконы Божией Матери " Милующая " на Васильевском острове. Надеемся, что своим посещением Святейший Владыка привлек всеобщее внимание к этому храму, терпеливо ожидающему своего восстановления.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=405...

6 мая 1953 года Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) в Аргентине была легализована правительством, и Благовещенский приход получил права юридического лица. 13 сентября 1959 года Благовещенский приход отмечал празднование перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В этот день от имени прихожан храма было принято воззвание ко всем всех русским, проживающим в Аргентине объединиться с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. В 1962 году на Аргентинскую кафедру был назначен епископ Никодим (Руснак). Его деятельность очень скоро стала приносить плоды. Русская Православная Церковь в Аргентине была поднята на уровень других существующих там церквей. Добрые отношения установились с аргентинскими властями, о чём свидетельствовало неизменное присутствие представителей аргентинских органов власти на всех торжественных богослужениях, совершаемых в Благовещенском соборе. 15 мая 1968 года по благословению архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Никодима (Руснака) был заложен первый камень в основание нового кафедрального собора. Средства на строительные работы поступили от были пожертвованы Патриархом Алексием I и собранные сестричеством прихода. 10 ноября этого же года епископ Никодим возглавил освящение храма. В декабре 1997 года Аргентинская и Южноамериканская епархия Русской Православной Церкви торжественно отметила 50-летие Благовещенского прихода в Буэнос-Айресе. 6 декабря на юбилейные торжества в столицу Аргентины прибыл митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Собор несколько раз посещал кардинал Бергольо (будущий папа римский Франциск), где общался с архиереем, со священниками, с мирянами. 16 февраля 2008 года в соборе впервые за всю его историю служило духовенство Русской зарубежной церкви, а двумя днями позже, в воскресенье, состоялась первая совместная Божественная литургия во главе с архиепископом Австралийским и Новозеландским Иларионом (Капралом) и митрополитом Аргентинским и Южно-Американским Платоном (Удовенко).

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

  ЖУРНАЛ 99 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: 13 октября 2017 года Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в столицу Удмуртской Республики г. Ижевск. Из аэропорта Его Святейшество в сопровождении митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина, епископа Глазовского и Игринского Виктора, епископа Сарапульского и Можгинского Антония и главы Удмуртской Республики А.В. Бречалова направился в Ижевское епархиальное управление, а также побывал в доме, где проживал приснопамятный митрополит Николай (Шкрумко, †2015), в течение двадцати двух лет совершавший архипастырское окормление Удмуртии. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил музейно-выставочный комплекс «Ижмаш», а также промышленное предприятие АО «Концерн Калашников», где встретился с трудовым коллективом предприятия. В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл в сослужении митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии архиепископа Солнечногорского Сергия, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархи епископа Воскресенского Саввы, епископа Глазовского и Игринского Виктора, епископа Сарапульского и Можгинского Антония, духовенства Удмуртской митрополии совершил утреню всенощного бдения в соборе святого благоверного князя Александра Невского г. Ижевска. После вечернего богослужения Святейший Владыка возложил цветы к могиле митрополита Николая (Шкрумко) (†2015) и молитвенно почтил его память. 14 октября 2017 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Сарапульскую епархию Удмуртской митрополии и возглавил служение Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе г. Сарапула.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5071607...

В 1842 году на постройке хра­ма было занято всего 45 чело­век. В следующем году утверждает­ся новый добровольный сбор — тор­говая пошлина: с хлеба, сала и гре­чихи. Но, к сожалению, средства поступали очень медленно. После 1841 года работы на соборе растя­нулись на целых 15 лет. В процессе стройки возникало немало проблем, но самой суще­ственной, пожалуй, стала задача по приданию надежности внутренним подкупольным столбам. Под тяже­стью массивного барабана они ста­ли проседать, что могло привести к разрушению здания. Строительство храма временно приостановили. Решить задачу, не подвергая собор разборке, помогла смекалка кресть­янина Степана Люлина. Он предло­жил единственно верное техничес­кое решение. Оно заключалось в следующем… По совету С. Люлина столбы и сво­ды храма были закреплены метал­лической обвязкой. Конструкция уда­лась на славу. Приостановленные на соборе работы продолжились. Наконец, когда строительство хра­ма было близко к завершению, начались отделочные работы и уст­ройство собора изнутри. После штукатурки стен и покраски деревян­ных и металлических деталей здания были установлены иконостасы. Главный иконостас представлял пятиярусное сооружение. Придельные иконостасы были трехъярусными. Их изготовление было доверено московским масте­рам. 24 ноября 1857 года храм был от­строен и освящен Преосвященнейшим Епископом Тамбовским и Шац­ким Макарием. Средний — главный престол Собо­ра был освящен во имя Святой Нераздельной и Животворящей Трои­цы. Правый в честь иконы Казанской Божией Матери. Его освяще­ние состоялось на следующий день, т. е. 25 ноября. Днем позже — 26 ноября, был освящен левый придел храма в честь святого благоверно­го князя Александра Невского. Освещение создавало великолепное паника­дило в 60 пудов весом, с 52-мя се­ребряными подвесками, работы московского мастера Манарухина. Вокруг главного купола были ус­троены хоры с высокою чугунною бронзированною балюстрадой. Пол храма был сначала выложен белы­ми каменными плитами, окрашен масляною краскою, а потом харь­ковской метлахской плиткой.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято–Троицкий...

В 1913 году иеромонах Афанасий был назначен помощником смотрителя Клеванского духовного училища Волынской епархии. Но вскоре ему стало известно, что в его родной Владимирской семинарии требуется преподаватель литургики и гомилетики. Он решил подать прошение в Святейший Синод о переводе во Владимир и сделал это лично, обратившись в Петербурге к обер-прокурору Святейшего Синода В. К. Саблеру, и тот тут же подписал бумагу о его назначении 8 . Иеромонах Афанасий не только преподавал в семинарии: с 1914 года до прихода советской власти он занимал различные должности. Отец Афанасий был членом проповеднического кружка духовенства Владимирской епархии, состоял в совете Братства святого благоверного князя Александра Невского, являлся и членом церковно-просветительской секции этого братства, и помощником редактора «Проповеднического листка», затем – членом епархиального комитета по рассмотрению проповедей, после – заведующим внебогослужебными чтениями при Владимирском кафедральном соборе и членом комитета по наблюдению за преподаванием Закона Божия в начальных училищах Владимирской епархии. Наконец, летом 1916 года, он исполнял обязанности члена распорядительных собраний правления семинарии 9 . А после Февральской революции иеромонах Афанасий, который был участником съезда, избравшего на Владимирскую кафедру архиепископа Сергия (Страгородского) , был избран членом Владимирского епархиального временного исполнительного комитета, а также делегатом на Всероссийский съезд духовенства и мирян, состоявшийся в 1917 году в Москве. В 1918 году отец Афанасий был назначен членом Владимирского епархиального совета, и пробыл в этой должности до 1920 года. Однако с приходом новой власти комиссариат народного образования города Владимира освободил иеромонаха Афанасия от должности преподавателя семинарии 10 . В феврале 1919 года произошло следующее событие, в котором иеромонах Афанасий сыграл немаловажную роль. Когда наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии мощей специальными комиссиями, началось глумление над нетленными останками святых угодников Божиих и во Владимире: святые мощи приказали выставить в обнаженном виде. Чтобы пресечь надругательство, владимирское духовенство установило в Успенском кафедральном соборе дежурства по два человека: священник и псаломщик. В храме были расставлены длинные столы, покрытые церковными покровами (какими тогда покрывали гроб с усопшим), а на них аккуратно положены святые мощи. Первым дежурным был иеромонах Афанасий. Едва открылись двери храма для допуска народа, как отец Афанасий громко возгласил: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков!..» – «Аминь!» – ответил псаломщик ...и начался молебен владимирским святым. Люди же, войдя и увидев, что в храме совершается богослужение, стали осенять себя крестным знамением, класть пред святыми мощами поклоны и возжигать свечи. Так предполагаемое поругание святынь обратилось в их торжественное прославление.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

- В 2003 году ещё была жива тётя Лида, Лидия Фёдоровна Снятиновская, которая воспитывалась в семье отца Константина и хранила память о нем. Мы поддерживали с ней близкие отношения. Так к октябрю месяцу того же года я приняла решение ехать в Переславль-Залесский, чтобы на месте попробовать найти ту церковь, в которой служил отец Константин. Поехала я со своей 10-летней дочерью Полиной и её учительницей. Мы ехали в неизвестность! Приехав в Переславль-Залесский, мы дошли до Фёдоровского монастыря, где нам подсказали, как добраться до Красной площади. Церковь святителя Петра митрополита Московского была закрыта, во Владимирском соборе шли ремонтные работы. Собор святого благоверного великого князя Александра Невского тоже был закрыт. Во Владимирском соборе мы познакомились с Дмитрием Константиновичем, который открыл нам церковь, в которой служил отец Константин, мы смогли войти внутрь. Осмотрели нижнюю церковь, верхнюю, забрались на колокольню. Я передала распечатки той информации, что нашла в интернете о священномученике Константине Переславском. Оставив свои координаты, мы отправились осматривать ближайшие окрестности, через некоторое время мы вернулись в Москву. Дочь по возвращении из Переславля-Залесского подготовила публикацию в школьную газету о нашей поездке и о её восприятии семейной истории. - Что вы чувствовали во время посещения храма, где тридцать лет служил ваш сродник? - О церкви святителя Петра митрополита Московского я знала крайне мало, но у меня была открытка с фотографией храма, датированная 1888 годом и на которой рукой отца Константина было написано, что это была домовая церковь первого русского царя Иоанна Грозного. Видя церковь в плачевном состоянии, я не знала, как подступиться к тому, чтобы привести её в должный вид, но тут ко мне пришла странная, на мой взгляд, мысль: как только начнётся восстановление этой церкви, начнётся и укрепление России. Почему я провела эту параллель, объяснить не могу. Я знала, что маленькую Лиду Снятиновскую привезли в Переславль-Залесский в далеком 1916 году. Я пыталась представить, как и где она могла ходить, гулять... я знала, что девочкой она сама ходила от дома к церкви и на Вал, хотелось найти место, где бы мог стоять их дом. Первые приезды в Переславль-Залесский и попытки найти дом, в котором жила Семья Снятиновский, шли по неверному пути. Только к 2015 году мы определили местоположение, где когда-то находился дом отца Константина.

http://pravoslavie.ru/121372.html

В случае с реституцией в Санкт-Петербурге возникает и другая проблема. Большая часть имущества религиозного назначения представлена памятниками архитектуры – храмами, соборами, церквами, которые, кроме того, являются объектами культурного наследия. За последние годы некоторые культурные памятники Северной столицы были возвращены Русской Православной Церкви, как, например, Казанский собор, в котором с 1932 по 2000 год располагался нынешний Государственный музей истории религий. Сейчас Казанский собор является действующим храмом, но его материальное обеспечение разделено между Церковью и городом. На повестке дня передача РПЦ так называемого Музея четырех соборов – Исаакиевского, Смольного, Сампсониевского и Спаса-на-Крови. Все эти знаменитые храмы находятся в статусе музеев, а собор Смольного монастыря используется также как концертный зал. Тем не менее в Исаакиевском соборе, начиная с 1991 года, по определенным дням и с разрешения дирекции разрешено проводить богослужения. В соборе Спас-на-Крови первая литургия была совершена в 2004 году. По всей видимости, правительству Санкт-Петербурга придется решать судьбу и других памятников Северной столицы, например, собора Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце и церкви во имя Святого благоверного князя Александра Невского в Петергофе, известной как Готическая капелла (оба здания – музеи). Кроме того, РПЦ может претендовать на несколько ныне не действующих церквей Александро-Невской лавры: Благовещенскую, Исидоровскую, Лазаревскую на Лазаревском кладбище, Тихвинскую на Тихвинском кладбище. Напомним, в начале октября с.г. правительство России передало ряд памятников из федеральной в муниципальную собственность. В их числе – Исаакиевский, Сампсониевский, Петропавловский соборы и Спас-на-Крови. Как сказал " НГР " научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи, ответственный секретарь комиссии по использованию памятников религиозного назначения Левон Нерсесян, " общая тенденция такова, что хотеть будут большие, главные, знаменитые памятники, которыми обладать, с одной стороны, максимально престижно, а с другой стороны, достаточно выгодно " .

http://religare.ru/2_98709.html

Из слова у Храма-на-Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге, 18 мая 2013 г. Настало время, как оно настало для Иосифа и Никодима, открыто говорить о своей вере, как настало время для нашего народа открыто исповедовать свою веру, никого не стесняться, никого не бояться. Мы у себя дома, мы на своей родной земле, мы живем в православной России, и потому открытое исповедание веры является сегодня нашим долгом… Мы должны помнить об уроках прошлого, мы должны призывать в молитве святых страстотерпцев, которые жизнь свою отдали со смирением и любовью к людям. И верим, что Господь по молитвам святых Царственных страстотерпцев, по молитвам мучеников и исповедников Российских приклонит милость к нам – свободным наследникам того прошлого, в котором они жили, и поможет нам обустраивать жизнь личную, семейную, общественную, государственную таким образом, чтобы величайшие духовные идеалы, провозглашенные Спасителем, утверждались в нашем народе, подлинно преобразуя изнутри жизнь каждого и все наше Отечество. Из слова по окончании всенощного бдения в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга, 18 мая 2013 г. Сегодня, в информационную эпоху, человек особенно подвержен влиянию извне. И это воздействие зачастую является негативным и ведет к разрушению личности. Люди, погруженные в пучину каждодневных забот, забывают о Боге, не задумываются о цели своего существования, проводя всю свою жизнь в земных хлопотах и концентрируясь лишь на получении материальных благ. Чтобы помочь им обрести подлинный смысл бытия, уберечь от соблазнов, Церковь призвана возвышать свой голос среди мирской суеты, неустанно возвещать правду Божию, приобщая людей ко Христу. Из слова при вручении архиерейского жезла Преосвященному Диодору (Исаеву), епископу Мелекесскому и Чердаклинскому, в соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге, 19 мая 2013 г. Кто же сохранил веру в нашей стране? Жены-мироносицы, наши матери и бабушки, те самые, которые ничего не боялись… Именно они крестили наш народ, именно они сохранили преемственность от тех славных времен расцвета Русской Церкви до того времени, когда исповедовать Христа уже стало нестрашно. Жены-мироносицы земли нашей пронесли эту веру…

http://pravoslavie.ru/61777.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010