Обретение святынь Не желая отдавать собор верующим после празднования 1000-летия Крещения Руси, городские власти предложили устроить в нем пантеон Отечественной войны 1812 года. А музей перенести в другой храм. Но к июню 1989 года митрополит Алексий договорился с Министерством культуры РСФСР и дирекцией Музея истории религии и атеизма о возвращении Церкви хранившихся в музее мощей святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя города. 3 июня в присутствии представителей городского духовенства, властей и общественности митрополит Алексий и министр культуры РСФСР Ю.С. Мелентьев подписали в Казанском соборе акт о передаче Церкви святых мощей святого благоверного князя Александра Невского. Ларец со святыми мощами поместили в окропленный святой водой ковчег, поставленный перед гробницей полководца Кутузова. Митрополит Алексий совершил над ковчегом краткий молебен, после которого была возглашена «Вечная память» рабу Божию Михаилу и всем воинам, за Отечество положившим жизнь свою. Затем ковчег перевезли в Александро-Невскую лавру. Последующие за этим события подсказывали верующим людям, что Господь слышит их молитвы и ободряет не оставлять надежды. Вскоре Церкви были последовательно возвращены святые мощи преподобных Савватия и Зосимы Соловецких, святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. Все мощи были обретены здесь же, в Музее религии и атеизма.   Начало богослужений 21 июля 1990 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, по просьбе только что созданной общины в соборе состоялся первый молебен. В правом Рождественском приделе его отслужил протоиерей Павел Красноцветов (ныне настоятель собора). На молебне присутствовали около двухсот молящихся. Следующий молебен совершил в том же приделе в праздник Рождества Божией Матери архимандрит Симон (Гетя), будущий епископ Мурманский. В августе 1990 года на Ленинградскую кафедру был назначен новый глава епархии митрополит Иоанн (Снычев). Через месяц правящий архиерей договорился с руководством музея о компромиссе относительно Казанского собора. Музей согласился восстановить алтари, обеспечить храм всем необходимым для богослужения, освободить центральный алтарь, южный придел и всю подкупольную часть собора. А в западном и северном нефах разместить экспозицию из истории русского православия.

http://e-vestnik.ru/analytics/vozvrashch...

Помощник наместника Лавры по реставрации и сохранению культурного наследия Алексей Одинцов в сообщении «Музеефикация комплекса Александро-Невской лавры. Проекты и последствия (на примере Феодоровской церкви)» рассказал об истории строительства церкви благоверного князя Феодора Новгородского, организации в нижнем храме усыпальницы, о разорении храма в советское время и продолжающихся восстановительных работах. Открывая второй день конференции, директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров отметил, что в ее рамках будет представлено новое издание музея «Воин. Миротворец. Молитвенник», посвященное святому князю Александру Невскому. Планируется открытие фотовыставки, которая сначала пройдет в Санкт-Петербурге, а потом и в других городах. Фотовыставка будет посвящена экспонатам из фонда музея и другим музейным объектам: приделу святого Александра Невского в Исаакиевском соборе, единичным иконам в храме Спаса на Крови и Сампсониевском соборе. Иконы Сампсониевского собора входят в музейный фонд, при этом храм передан Церкви. Среди авторов фотографий — известные петербургский фотографы Евгений Мохорев, Стас Чабуткин и другие. Генеральный директор объединения «СтройПроект» Татьяна Афанасьева в сообщении «У стен Александро-Невской лавры: Перспективы развития академического кампуса на Монастырском острове» рассказала о планах развития территории Санкт-Петербургской духовной академии . После 1917 года территория претерпела изменения, в настоящее время не все здания принадлежат академии. Территория деградирует, на ней много заброшенных зон, утрачены логистические связи между корпусами. Докладчица представила схему диссонирующей застройки, на которой были отмечены внецерковные объекты, многочисленные заборы. В планах реконструкции — сделать эту зону максимально открытой для горожан и удобной для преподавателей и студентов. Планируется восстановление всех трех храмов духовной академии. Старший научный сотрудник Русского музея Вера Пудова рассказала о Страстном цикле художника Николая Кошелева в храме благоверного великого князя Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме. Это подворье создавалось для Императорского православного палестинского общества  (ИППО). На картинах Александра Кошелева изображены конкретные места в Иерусалиме, их легко узнать. Недавно подворье открылось после ремонта, картины отреставрированы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5799372...

Богу было угодно в Свое творение вложить дар свободы. И каждый, обретая Божественную программу жизни, может либо развивать те дары, которые Бог нам дал, либо их уничтожать и разрушать — это наша свободная воля. Дал Господь человеку хорошую память, сильный интеллект, а он взял и пропил и память, и интеллект, и стал инвалидом в расцвете сил, потеряв все, — это его выбор. За этот выбор он ответит пред Богом. Или, напротив, получает человек дар от Господа и всю свою жизнь трудится, мобилизует свои силы большие или малые, все от Бога зависит. Великие таланты, десять талантов или один талант, или полталанта, то, что Господь дал, человек развивает, приносит как благоуханную жертву Господу — свою жизнь, свои труды, свой подвиг, большой или малый. И вот здесь — область нашей свободы: пить или не пить, грешить или не грешить, верить в Бога или не верить, строить храмы или разрушать. Здесь мы свободны. Но за эту область свободы мы и понесем ответ на Великом и Страшном Божием Суде. Господь не спросит нас: «Почему ты не имел талантов?», не спросит, потому что Он раздает таланты. Но Он спросит: «А почему же ты на 5 талантов не принес 10? А почему же ты свой талант закопал в землю? А почему же ты жил не так, как Я тебя учил жить?» Сегодня мы празднуем память святого благоверного великого князя Александра Невского, житие которого является замечательной иллюстрацией ко всему тому, о чем я вам сейчас рассказывал. В 20 лет юноша, ставший князем, правителем, побеждает шведов на Неве, в 22 наносит поражение Тевтонскому ордену на Чудском озере, в 40 с небольшим предстает пред Господом. Какие же таланты нужны, какая сила духа, сила разума, сила воли, чтобы ровесник тех наших молодых людей, которые беззаботно гуляют по улицам Ярославля или Москвы, взял на себя ответственность за страну и победил. Ему были даны пять талантов, а, может быть, и десять, и за короткую жизнь он принес Богу великий плод и стал святым, потому что такой подвиг не мог быть не замечен людьми. И они прославили его святое имя, веря в то, что благоверный князь пребывает пред лицом Божиим. Как замечательно, что кафедральный собор в городе Ярославле мы освящаем в честь Успения Пресвятой Богородицы в день памяти святого благоверного князя Александра Невского.

http://patriarchia.ru/db/text/1273931.ht...

Воскресная школа при кафедральном соборе встречает свое 30-летие в новом статусе. Вокруг нее сформировался полноценный епархиальный культурно-просветительский центр, а главное достижение юбилейного года — новоселье в бывшем фабричном корпусе на улице Пичугина, несколько раз за последние годы в силу сложных обстоятельств субъективного толка переходившего то в одни, то в другие руки. Теперь Церковь в лице Курганской епархии — полноценная хозяйка на одном из этажей. В начале сентября группы на новый учебный год только формировались. Рабочие монтировали книжные стеллажи для епархиальной библиотеки, которая будет размещаться по соседству с воск­ресной школой. В одном из помещений занимались дети — под руководством заслуженной артистки РФ коренной курганчанки Ольги Манус сезон открыла студия художественного слова. — Вдобавок к традиционным для общецерковного образовательного стандарта дисцип­линам воскресной школы — истории религии, церковному пению, Закону Божию, уставу (для разных возрастных групп) — наша школа давно и успешно расширяла образовательные программы, — рассказывает заместитель директора культурно-просветительского центра Геннадий Горохов. — Мощно у нас, к примеру, представлено направление различных творческих мастерских (декоративно-прикладного творчества, вокала, рисования), причем для ребят все занятия абсолютно бесплатны. В рамках недавно полученного гранта запускаем обучение экологии среды обитания человека. Конечно, при такой широте образовательного спектра к нам приходят и невоцерковленные дети. Поэтому, чтобы не размывать статус воскресной школы, обучение основным церковным предметам у нас обязательное. Но и программы по остальным дисциплинам также строятся в соответствии с традициями православного просвещения. Например, резьбу по дереву у нас преподает священник, который блестяще использует учебное время для миссионерских бесед. Большая радость к началу учебного года пришла и в единственную православную школу Кургана, также носящую имя святого благоверного князя Александра Невского. В этом году учебное заведение впервые получило лицензию на ведение обучения по программам полного среднего образования (раньше здесь обучали по девятый класс включительно). Вот только здание бывшей двухэтажной вечерней школы, помнящее еще, наверное, войну с Наполеоном, для современного образовательного учреждения не подходит ни морально, ни физически. Конкурса в Православную школу во имя святого благоверного князя Александра Невского в этом году не было — отчасти потому, что емкость изношенных помещений и так уже превышена многократно, да к тому же нет в стареньком строении ни столовой, ни спортзала, ни мастерских, и приходится прибегать к помощи соседних школ, пользуясь их материальной базой. И вот, наконец, на пустыре по Половинской улице выделен земельный участок для строительства нового корпуса.

http://e-vestnik.ru/church/kurgan_dobra_...

Воскресная школа при кафедральном соборе встречает свое 30-летие в новом статусе. Вокруг нее сформировался полноценный епархиальный культурно-просветительский центр, а главное достижение юбилейного года — новоселье в бывшем фабричном корпусе на улице Пичугина, несколько раз за последние годы в силу сложных обстоятельств субъективного толка переходившего то в одни, то в другие руки. Теперь Церковь в лице Курганской епархии — полноценная хозяйка на одном из этажей. В начале сентября группы на новый учебный год только формировались. Рабочие монтировали книжные стеллажи для епархиальной библиотеки, которая будет размещаться по соседству с воск­ресной школой. В одном из помещений занимались дети — под руководством заслуженной артистки РФ коренной курганчанки Ольги Манус сезон открыла студия художественного слова. «Вдобавок к традиционным для общецерковного образовательного стандарта дисцип­линам воскресной школы — истории религии, церковному пению, Закону Божию, уставу (для разных возрастных групп) — наша школа давно и успешно расширяла образовательные программы, — рассказывает заместитель директора культурно-просветительского центра Геннадий Горохов. — Мощно у нас, к примеру, представлено направление различных творческих мастерских (декоративно-прикладного творчества, вокала, рисования), причем для ребят все занятия абсолютно бесплатны. В рамках недавно полученного гранта запускаем обучение экологии среды обитания человека. Конечно, при такой широте образовательного спектра к нам приходят и невоцерковленные дети. Поэтому, чтобы не размывать статус воскресной школы, обучение основным церковным предметам у нас обязательное. Но и программы по остальным дисциплинам также строятся в соответствии с традициями православного просвещения. Например, резьбу по дереву у нас преподает священник, который блестяще использует учебное время для миссионерских бесед». Большая радость к началу учебного года пришла и в единственную православную школу Кургана, также носящую имя святого благоверного князя Александра Невского. В этом году учебное заведение впервые получило лицензию на ведение обучения по программам полного среднего образования (раньше здесь обучали по девятый класс включительно). Вот только здание бывшей двухэтажной вечерней школы, помнящее еще, наверное, войну с Наполеоном, для современного образовательного учреждения не подходит ни морально, ни физически. Конкурса в Православную школу во имя святого благоверного князя Александра Невского в этом году не было — отчасти потому, что емкость изношенных помещений и так уже превышена многократно, да к тому же нет в стареньком строении ни столовой, ни спортзала, ни мастерских, и приходится прибегать к помощи соседних школ, пользуясь их материальной базой. И вот, наконец, на пустыре по Половинской улице выделен земельный участок для строительства нового корпуса.

http://patriarchia.ru/db/text/5870774.ht...

«Поистине, святого великого князя Александра Невского можно назвать одним из духовных отцов нашего Отечества, к молитвам которого мы прибегаем не только в трудное для Родины время, но и в повседневной нашей жизни, прося помощи и вразумления каждому нести свой жизненный крест и противостоять невзгодам. Молитва святого князя Александра собрала вас сегодня на Валаамской земле. Отрадно видеть вместе столько образованных и заслуженных деятелей в гостях у нашей святой обители. Надеемся, пребывание здесь будет душеспасительным и полезным для всех вас», — сказал, в частности, владыка Панкратий. «Святой Александр Невский сохранил для нашей Родины Северо-Западные земли. Он сберёг Русь от нескольких карательных нашествий монголов, сохранил для России православную веру и национальную культуру. Александр Невский был поистине святым князем, настоящим патриотом, мудрым полководцем, дальновидным политиком, искусным дипломатом и храбрым, самоотверженным воином», — отметил отец Мефодий. А.А. Манин от лица председателя Законодательного собрания Республики Карелия Э.В. Шандаловича за большой вклад в духовно-нравственное воспитание и реализацию социально значимых проектов на территории Республики Карелия вручил награду Православному культурно-просветительскому центру «Свет Валаама» — его директору архимандриту Мефодию (Петрову). Валаамский монастырь на конференции представлял помощник игумена иеродиакон Герман (Мурог). В ходе чтений состоялось выступление ректора  Санкт-Петербургской духовной академии   епископа Петергофского Силуана , рассказавшего о связи великого князя Александра с Петербургом, Александро-Невской лаврой. Владыка Силуан отметил очень юный возраст князя, мудрого правителя и блестящего полководца, добродетели и сила личности которого должны служить примером для молодого поколения. Архиерей также рассказал также о праздничных мероприятиях по случаю 800-летия со дня рождения благоверного князя. Перед началом конференции владыка Силуан отслужил молебен у раки преподобных Сергия и Германа, а по окончании форума, 31 мая, возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе обители. Владыка также дал интервью монастырской газете «Свет Валаама».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5816419...

31 мая в Алексиевском соборе Самарканда была совершена Литургия в честь 90-летия архиерейской хиротонии святителя Луки. Накануне вечером в храм была доставлена икона святителя с частицей его мощей. Перед Литургией митрополит Викентий, митрополит Софроний и епископ Феофилакт совершили молебен у гробницы ветхозаветного пророка Даниила. В этой гробнице, по преданию, находится десница пророка, привезенная Амиром Темуром из одного из своих завоевательных походов. Как сообщил руководитель просветительного отдела Ташкентской епархии протоиерей Сергий Стаценко, Самарканд для проведения торжественной службы был выбран не случайно: «Архиерейская хиротония святителя Луки состоялась 31 мая 1923 года в г. Пенджикенте, как раз недалеко от Самарканда, где отбывали ссылку два архиерея — епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Патриарх Тихон, когда узнал о ней, утвердил ее законной». Возглавил Литургию митрополит Викентий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Софроний, епископ Феофилакт, сонм духовенства из России, Узбекистана, Украины. За богослужением молились более тысячи верующих из Самарканда и Самаркандской области, а также паломники из Сырдарьи. По окончании богослужения было пропето величание святителя Луки. Затем с архипастырским словом к верующим обратились  митрополит Викентий и митрополит Софроний. 1 июня, в день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского, митрополит Викентий в сослужении епископа Феофилакта совершил Литургию под открытом небом рядом с храмом святого благоверного князя Александра Невского на Боткинском кладбище в Ташкенте. По окончании богослужения на могиле жены, дочери и внучки святителя Луки была совершена заупокойная лития. Митрополит Викентий освятил установленную на могиле мемориальную доску в честь священноисповедника. Заупокойная лития была также совершена на могиле архимандрита Бориса (Холчева) и некоторых правящих архиереев Ташкентской епархии, нашедших упокоение на узбекистанской земле. Торжества по случаю 90-летия архиерейской хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) завершились Божественной литургией в Успенском кафедральном соборе г. Ташкента. 2 июня, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, богослужение возглавил митрополит Викентий в сослужении митрополита Софрония, клириков из России, Узбекистана и Украины.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Однако не будем забегать вперед и разберемся во всем по порядку. К началу Февральской революции 1917 г. останки князя находились в столице империи — в Петрограде, в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Их непосредственным хранилищем была серебряная рака — произведение ювелирного искусства, вклад императрицы Елизаветы Петровны. О состоянии мощей ничего не было известно даже представителям высшего духовенства. Летом 1917 г. это стало своего рода проблемой, поскольку встал вопрос о гипотетической эвакуации из города . Необходимо было понять, насколько сложно в случае необходимости вывезти из Петрограда святыню — мощи князя. Чтобы выяснить это, 27 июня 1917 г. по инициативе Синода было осуществлено тайное вскрытие раки. О подробностях известно благодаря дневниковым записям С.П. Каблукова (1881—1919) , который буквально на следующий день зафиксировал рассказ лично присутствовавшего там епископа Сердобольского Серафима (Лукьянова). Соответствующий отрывок из этого дневника опубликован, поэтому, не останавливаясь на нем подробно, перескажем его содержание в двух словах . При осмотре выяснилось, что останки (и это было совершенно ожидаемо) сохранились в виде отдельных костей. Они были как бы вмонтированы в искусственно сформированный каркас, символизирующий тело святого. Для этого были использованы мешочки с ватой, а модель головы отлита из воска. В нее также была вставлена часть черепной кости. Помимо этого, в раке был найден документ — небольшая записка, датированная 1681 г., в которой сообщалось, что мощи в тот год пострадали от очередного пожара, после чего были вновь собраны и возвращены в раку. Синод, получив соответствующий доклад, принял решение о переоблачении мощей: надлежало удалить посторонние предметы (кроме записки), сами останки положить в небольшой ковчег-ларец и поместить его обратно в серебряную раку. Все это было исполнено 24 июля 1917 г. (промедление связано с очередным политическим кризисом — развернувшимися в начале июля антиправительственными выступлениями). Представители духовенства, выполняя данное поручение, подписали акт, который также поместили в ковчег. В нем говорилось: «1917 года июля 24-го дня мы, нижеподписавшиеся: Сергий, архиепископ Финляндский и Выборгский, Вениамин, архиепископ Петроградский и Гдовский, архимандрит Артемий и ризничий Александровской лавры архимандрит Амвросий производили осмотр останков святых мощей благоверного князя Александра Невского, почивающих в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, причем святые мощи были положены в новоустроенный кипарисовый ящик…» . Добавим к этому, что, согласно сообщению С.П. Каблукова, ларец был вкладом упомянутого в акте архимандрита Амвросия (Чурилина).

http://bogoslov.ru/article/6170493

В хронографе Синод. библиотеки 151, довед. до 1705 года, на л. 783, сказано: «Великий князь Иоанн Данилович Калита положен бысть в другой соборной церкви святого Архистратига Михаила, юже сам создал. Прежде бо сего великого Иоанна в той церкви никтоже положен был». В летописи Пискар. собр. в Рум. муз. XVIII в. 614 на л. 148 сказано: «В лето от Создания мира 6848, Рождества же Христова 1340 месяца марта в 31 день положен бысть в другой соборной церкви святого Архистратига Михаила юже сам созда. Прежде бо сего великого князя Иоанна в той церкви никтоже положен бысть в великом соборе Пресвятой Богородицы честнаго и славнаго Ее Успения, первый положен святый Петр митрополит, а в другом соборе сей великий князь Иоанн Данилович, по реклому Калита». Из этих двух летописных сказаний видно, что святой великий князь Даниил Александрович не был похоронен в каменном Архангельском соборе, построенном в одно лето 8 великим князем Иоанном Даниловичем в 1833 году, спустя 30-ть (лет) по его преставлении, когда еще не было каменной церкви св. Архангела Михаила 9 . Летопись Троицкая имела ошибки хронологические. Приводя из нее места ошибочные, Карамзин исправлял их, сказание же о смерти св. князя Даниила от детей Кучковых он назвал сказочным. Подобный рассказ помещен в летописи 1694 г. 784 собр. Ундольского. В ней сказано, что св. князь убит Кучковыми детьми близ реки Оки, а на листе 172 об. просто сказано: преставися марта в 4 день и положен на Москве в церкви Собора Архангела Михаила. В Лаврентьевской летописи XIV в. по списку Моск. дух. академии, ни слова не сказано, где погребен св. князь Даниил. Позднейшие летописцы, говоря о погребении св. Даниила в церкви св. Архангела Михаила, никак не могли отделаться от той мысли, чтобы отец Иоанна Даниловича не был погребен со своим сыном вместе. Если предположить на основании некоторых летописцев, что св. великий князь Даниил погребен был в Архангельском соборе, то представляется сам собою вопрос: когда же он был перенесен в Данилов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

В 1920-22 гг. сослужил о.Иоанну его сын Петр Иванович Белавский. В ноябре 1920 г. митрополит Вениамин рукоположил Петра Ивановича в сан диакона, а 1 января (по н.ст.) 1921 г. владыка совершил священническую хиротонию в церкви Покрова Божией Матери на Боровой улице в Петрограде. Женился о.Петр в 1920 году на Ксении Васильевне Бондыревой. Отец Ксении протоирей Василий Бондырев служил тогда в Троицком соборе Красного Села (расстрелян 21 мая 1929 года). В 1922-29 гг. о.Петр служил в церкви Святителя Алексия в Тайцах. Арестованный в 1929 году, он был сослан на Соловки. Возвратившись после войны в Гатчину, он восстанавливал Павловский собор и церковь Покрова Божией Матери в Мариенбурге. Отец Петр и матушка Ксения Белавские покоятся в Мариенбурге за алтарем церкви. После него и до своего ареста в апреле 1931 года в церкви во имя Александра Невского служил иеромонах Ново-Афонского подворья в Санкт-Петербурге Никострат (Лаврешов) — строгий иосифлянин, живший при храме в коморке под колокольней. Его мирское имя – Лаврешов Николай Андреевич, 1876 года рождения, уроженец Самарской губернии. Был арестован 21 апреля 1931 года, осужден 8 октября того же года на три года концлагеря. Дальнейшая судьба его пока не уточнялась. Иеромонах Никострат был реабилитирован в 1989 году. Предполагается, что храм был построен по проекту Ивана Егоровича Старова. К сожалению, ни одному исследователю творчества Старова не удалось найти чертежей этой церкви. В «Описании имения помещика, флигель-адъютанта гвардии ротмистра Петра Григорьевича сына Демидова за 1836 год» под пунктом 23 значится: «каменная пятиглавая церковь при селе Александровском благоверного князя Александра Невского, крытая железом с деревянными священнослужительскими домиками». Старинных изображений этого храма обнаружить не удалось. Сохранился лишь произвольный рисунок, выполненный в 1941 году художником Юргеном Бертельсманном, воинская часть которого была расквартирована в Тайцах. Художник погиб в 1942 году. Этот рисунок и другие, чудом сохранившиеся, в настоящее время находятся в частной коллекции его дочери в Брюсселе.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_А...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010