7). О построении храма в честь новоявленной иконы упоминается и в акафисте иконе Божией Матери Тихвинской (ик. 4), а несколько далее – об устроении на месте явления иконы обители (ик. 6, конд. 7). В акафисте в честь иконы Божией Матери Толгской говорится: «Имея попечение о создании храма Божия и обители на месте явления чудной иконы Твоея на Толге, святитель Трифон вкупе с насельники града Ярославля обыденно храм Божий воздвигают и тако созидают новую обитель святую» (ик. 3). После того как в акафисте изложены события, касающиеся построения храма или обители Богоматери, начинается повествование о чудесах от святых икон. Эти чудеса многоразличны 334 . Но в некоторых случаях в разных акафистах передаются события однородные. Так, в нескольких акафистах рассказывается о чудесном спасении иконы Богоматери во время пожара храма или обители. В акафисте в честь Толгской иконы Божией Матери читаем: «Сгоревшу внезапу храму Твоему, икона Твоя святая неопалима и невредима в нем сохранися, ангельскима рукама невидимо принесенная из заключенного и огнем пылающаго храма, вне монастыря, в лесную дубраву» (ик. 7). В акафисте в честь Феодоровской иконы Богоматери передается о подобном же событии: «Сгоревшу храму, в немже бе поставлен святый образ, сохрани его в пепле невредима от огня и тако мневших сгореша его печаль в радость преложи» (ик. 7). В том же акафисте говорится, что при втором пожаре, когда сгорел храм, видели «на воздусе икону Богоматери стоящу» (конд. 8). Во время пожара города Владимира и собора, где хранилась Владимирская икона Богоматери, она осталась невредимой (ик. 6 акафиста Владимирской иконе). Далее в акафистах рассказываются случаи помощи, оказываемой Пресвятой Богородицей обители, городу, всей земле Русской, русскому воинству. Так, о помощи Богородицы обители говорится в акафисте в честь Тихвинской иконы Божией Матери (конд. 8–9, ик. 7–9), о милости Богородицы к обители и граду Ярославлю – в акафисте в честь Толгской иконы Божией Матери (ик. 4, конд. 10). В акафисте в честь Грузинской иконы Богоматери говорится о чудесном спасении «от запаления огненнаго» Красногорской обители (конд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Наиболее активное строительство Владимирского собора велось с 1888 года. Судя по приходно-расходным книгам Троекуровского монастыря, в это время производилась каменная кладка стен. В расходных книгах монастыря в это время указаны выплаты подрядчикам: 1 343 руб. 50 коп., выданные крестьянину с. Троекурово Козьме Сальникову за 128 тыс. кирпичей с известью, поставленных им к новостроящейся церкви; 350 руб. - Михаилу Евсеевичу Дежемесову за 35 тыс. кирпича. В 1889 году насельницами обители было собрано на построение соборного храма 3 813 руб. 30 коп, в 1890 г. - 2 647 руб. 25 коп. В 1892 году на сооружение собора поступила из Петербурга от госпожи Дервиз 1 000 руб., из с. Телепнёво Данковского уезда по духовному завещанию крестьянина Михаила Курушина - 400 руб., из Ельца от купца Заусайлова - 200 руб, из Москвы от госпожи Перловой - 200 руб. и т. д. Те же приходно-расходные книги дают наглядное представление о ходе строительства и внутренней отделки Владимирского собора. В 1890 году при игуменье Анфисе выдано елецкому купцу подрядчику Петру Фёдоровичу Мореву за положенный кирпич в стены новостроящегося собора по 5 руб. за тысячу - 550 руб.; за 500 аршин погонного камня по 80 коп. аршин для новостроящейся церкви - 520 руб.; за срубку церковного верха - 270 руб., за покрытие железом - 200 пудов - по 1 руб. с пуда - 200 руб. Кавказскому уроженцу Курбану Юрки Оглы, живущему в с. Слободка Лебедянского у., за 110 тыс. кирпичей с известью по 2 четверти на тысячу по 10 руб. для новостроящейся церкви - 1 100 руб. У лебедянского купца Николая Михайловича Сорокина куплено 100 пудов кровельного железа для церковной крыши за 280 руб. В 1892 году кладка стен нового собора была завершена, и подрядчик П. Ф. Морев получил 500 руб., составлявшие залог, а также 892 руб. доплаты. В 1893 году работы по строительству Владимирского собора близились к завершению. В том же году у липецкого купца Ивана Михаиловича Егупова обитель приобрела " для крыши новостроящегося храма " 100 пудов листового железа за 275 руб. и тогда же была покрыта кровля, выплачены подрядчику последние деньги за кладку, а в окна вставлены цветные стёкла. В 1893 году завершалась отделка интерьеров. Для этого покупались краски, столярный клей и гвозди у елецкого купца М. Харланова; алебастр для штукатурки весом 40 пудов - у елецкого купца Назарова по 32 коп. за пуд и 50 пудов у лебедянского купца П.И. Маслова по 45 коп. за пуд. 45 икон главного иконостаса Владимирского собора были написаны московским живописцем Алексеем Яковлевичем Стороженко на сусальном золоте за 1 тыс. рублей. Восемь серебряных риз с позолотой и эмалевыми вставками на местные иконы и на Царские врата выполнил московский мастер Яков Алексеевич Борисов за 1 тыс. 50 руб. Средства для иконостаса также собирались по всей стране - в Новочеркасске Михаил Иванович Шабанов пожертвовал 1 тыс. рублей, в Александро-Грушевске Елизавета Карпова - 200 руб.

http://sobory.ru/article/?object=10917

Князь поставил икону во Владимире. С этого времени – 1160 года – святая икона стала именоваться иконой Божией Матери «Владимирской». В 1164 году икона Божией Матери «Владимирская» была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедовался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: «Всяк уповаяй на Тебя, Владычица, не погибнет!» Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывая в помощь Божью Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкрепленный этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня». B 1175 году князь Андрей Боголюбский был убит во время мятежа во Владимире. Город был во власти грабителей. Тогда один священник, Николай, понес по улицам икону Божией Матери, и мятеж утих. Были дивные чудеса и с самой иконой. В 1135 году соборный храм, где находилась икона Божией Матери Владимирская, сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповрежденной. В 1237 году вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия татар, с нее была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась цела и невредима. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести икону Божией Матери Владимирской из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный ход со всем духовенством Москвы, семья великого князя, бояре и московское население вышли за город на Кучково поле и, встретив икону, провожали ее до Успенского собора Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Владимирская Нерехтская " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Владимирская Нерехтская Список с чудотворной иконы Богоматери Владимирской из соборной церкви девичьего монастыря Сретения иконы Богоматери Владимирской в Нерехте. В монастыре почитались две иконы Богоматери Владимирской. Первый образ был принесен из Ярославля в 1634 года, ярославским жителем Иваном Аверкивым. Тогда же была основана обитель Второй образ год спустя был принес из Успенского собора в Ярославле. Поскольку иконография этих икон : отличалась от традиционного извода Богоматери Владимирской, то списки с них без поясняющей надписи идентифицировать невозможно. Публикуемый памятник - редчайший пример такого списка. В 1634 г. переехавшему в Нерехту жителю г. Ярославля Иоанну Аверкиеву во сне явилась Богородица и повелела ему купить у иконописца Димитрия икону и перенести ее в г. Нерехту. Иоанн не сделал этого, и Божия Матерь еще дважды являлась ему с тем же указанием. За непослушание он был наказан «расслаблением» тела и только тогда купил икону, которую оставил в своем доме до весны, затем перевез ее[...] Описание иконы Владимирская Нерехтская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В городе Нерехты Костромской губернии есть две местночтимых Владимирских иконы Богоматери. Находятся они в городской Владимирской церкви, стоящей на месте упраздненного Сретенского Девичьего монастыря. Одна из них прославилась в 1635 году, а время прославления второй относят к 1634 году. Относительно этой последней предание добавляет, что ее принес в город Нерехты из Ярославля тамошний купец Иван Аверкиев по повелению Божией Матери, явившейся ему в сонном видении. Других, более подробных сведений об этих иконах не имеется. Владимирская Нерехтская Источник: Костромская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://pravicon.com/icon-548

Владимирская икона Божией Матери. 1-я треть XII в. (ГТГ) Владимирская икона Божией Матери. 1-я треть XII в. (ГТГ) Появившиеся в раннехрист. искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Др. Руси. Нек-рые иконографические изводы сохранились почти без изменений, напр. образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии К-польской, 876; в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, 1502, и др.). Повторением древнего образца является изображение в алтаре ц. Св. Софии в Охриде (30-е гг. XI в.) Божией Матери Никопеи, держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображенным не в медальоне (напр., в ц. Успения Богородицы в Никее, 787 (не сохр.); в Св. Софии К-польской, 1118; в соборе Гелатского мон-ря, ок. 1130). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен в неск. вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта, Влахернитисса (Великая Панагия) (мраморный рельеф XII в. из ц. Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божией Матери с прор. Моисеем и Патриархом Евфимием (XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ); роспись ц. Спаса на Нередице, 1199 (изображение не сохр.)), и поясное изображение (в рус. традиции известно как «Знамение» , напр. икона Божией Матери из Софийского собора в Новгороде, до 1169; мозаика нартекса мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Икона Божией Матери «Знамение». До 1169 г. (собор Св. Софии в Новгороде) Икона Божией Матери «Знамение». До 1169 г. (собор Св. Софии в Новгороде) Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии, к к-рому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская , Тихвинская , Казанская и др.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Смоленской иконы Божией Матери в городе Санкт-Петербург находится на Смоленском кладбище, на Васильевском острове. Согласно преданию в постройке церкви участвовала святая блаженная Ксения Петербургская, тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса. Содержание История [ править править код ] В 1758 году на Смоленском кладбище была заложена деревянная Смоленская церковь. Она была построена за два года и освящена 30 сентября (11 октября) 1760 года. 6 (17) ноября 1772 года к ней был пристроен Михайловский придел. В 1786—1790 годах по проекту архитектора А. А. Иванова в стиле раннего русского классицизма была построена каменная Смоленская церковь. Деревянная церковь тогда ещё не была разобрана. 9 октября 1790 года был освящён придел во имя Иоанна Богослова. 1 (12) октября 1790 года был освящён главный алтарь во имя Смоленской иконы Божией Матери . Согласно преданию в постройке церкви участвовала святая блаженная Ксения Петербургская , тайно по ночам носившая кирпичи на строительные леса. Всего на 1917 год в храме было пять приделов. Главный — Смоленской иконы Божией Матери. Правый — святого Василия Исповедника. Левый — во имя Иоанна Предтечи, святого архидиакона Стефана и мученицы Евлампии, освящённый 26 сентября 1790 года. Отдельный придел с южной стороны — Пророка Илии, освящённый 24 июня 1833 года. Отдельный придел с северной стороны — Апостола Иоанна Богослова, освящённый 10 октября 1892 года. С начала 1920-х годов церковь находилась у обновленцев. В 1938 году в нее передали Казанскую икону Божией Матери, происходившую из Казанского собора . В 1940 году Смоленская церковь была закрыта, Казанскую икону Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор , где она пребывала 60 лет (в 2001 году возвращена в Казанский собор). Внутреннее убранство храма было уничтожено. В 1947 году церковь была возвращена приходу и 8 марта того же года торжественно освящена. В центральном приделе был установлен иконостас, доставленный из закрытого в 1938 году храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Смолен...

29 янв. 2005 г. в крестильном помещении освящен воссозданный придел Всех святых, в земле Российской просиявших (проект и выполнение работ - Н. Зельцер, С. Соболев). Идет согласование проекта культурно-просветительного центра на месте утраченных причтовых домов собора (архит. В. Ф. Назаров, 2007). 9 июня 2010 г. в ограде был освящен крест с композицией «Вера, Надежда, Любовь» в память о пострадавших в годы гонений за веру священнослужителей и мирян. В 2008 г. в целях сохранения исторической памяти и молитвенного поминовения соотечественников в К.-В. с. создан электронный Всероссийский помянник, к-рый содержит базу данных с именами более 15 млн чел. (в т. ч. в разд. «Великая Отечественная война» - 11 млн чел., «Блокада Ленинграда» - 900 тыс. чел., «Пострадавшие в годы репрессий» - ок. 2,5 млн чел., «Ленинградский мартиролог» - ок. 55 тыс. чел.). Святыни и достопримечательности собора Интерьер Князь-Владимирского собора в С.-Петербурге. Фотография. 2000 г. Интерьер Князь-Владимирского собора в С.-Петербурге. Фотография. 2000 г. Резной центральный иконостас выполнен в стиле классицизма и состоит из 2 ярусов (местный и праздничный чины). Центральная арка оформлена наподобие иконостасной арки Троицкого собора в Александро-Невской лавре. По бокам от нее находятся местные иконы Спасителя и Успения Божией Матери; иконы равноап. кн. Владимира и блгв. кн. Александра Невского в горностаевых мантиях помещены в отдельных киотах на подкупольных столбах. Боковые иконостасы имеют черты необарокко. В центре каждого из иконостасов - дополнительный ярус, где представлены: в главном приделе - Господь Саваоф в медальоне, над Ним - Распятие с предстоящими Божией Матерью и св. Иоанном Богословом, в боковых - изображение Тайной вечери. Все иконы в иконостасах собора выполнены в XVIII-XIX вв. Местные иконы Спасителя и Божией Матери («Страстная», рубеж XVII и XVIII вв.), а также царские врата Успенского придела, вероятно, происходят из мазанкового Успенского собора. «Благовещение» с иконой Божией Матери «Утоли моя печали» и образами избранных святых на полях были написаны в петровское время. В главном приделе размещены иконы Божией Матери «Знамение» (предположительно самая старая в храме - XVII в.) и «Всех скорбящих Радость» (до 1731), а также список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/1841580.html

святителей, указывающие на принадлежность иконы митрополичьему собору. На обороте иконы, так же как на древнем оригинале, изображен престол с орудиями Страстей (красочный слой XVII в.?). Иконографическая программа могла быть составлена митр. Варлаамом; ее автором, возможно, был один из мастеров, создававших в 1513-1514 гг. росписи Успенского собора. Согласно описям XVII в., на иконе был серебряный сканый оклад. В описи нач. XVII в. сказано, что на окладе имелась «подпись» митр. Симона (Описи Успенского собора. Стб. 309-310). В этом сообщении содержится ошибка; переписчик не разобрал надпись (в описи не воспроизведена), в к-рой, вероятно, было указано имя митр. Варлаама, архим. Симонова мон-ря. В 1-й пол. XVII в. икона помещалась в киоте на амвоне, против царских врат, рядом с образом «Умиление» («Владимирская») в золотом окладе; во 2-й пол. XVII в. ее перенесли в Петропавловский придел. Этот образ носили в плохую погоду в крестных ходах вместо древней чудотворной иконы. В 1917-1925 гг. икона была раскрыта из-под записей. В наст. время находится в Успенском соборе в киоте, с левой стороны от царских врат (на том месте, где до 1917 стояла чудотворная В. и.). В. и. в Благовещенском и Успенском соборах Московского Кремля Владимирская икона Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля. Нач. XVI в. (ГММК) Владимирская икона Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля. Нач. XVI в. (ГММК) В придворном царском храме Благовещения в пядничном ряду иконостаса, сформированном в XVII в., были собраны богато украшенные небольшие иконы-пядницы, принесенные сюда из Образной палаты (хранилища икон) и Казны; многие из них принадлежали предкам царей, являлись древними святынями. Согласно описи 1680 (1634) г., количество В. и. (9) намного превосходило число др. Богородичных образов пядничного ряда. При этом 2 иконы имели сплошные золотые оклады, у 3 золотыми были либо венцы и убрусы, либо цаты; у 7 имелись подвесные пелены. 4 иконы-пядницы находились в алтаре; выносной запрестольной иконой придела свт.

http://pravenc.ru/text/154962.html

История Собора, посвященного Воскресению Христа, начинается 10 (23) октября 1865 года. В этот день он был торжественно освящен Преосвященнейшим Серафимом, епископом Воронежским и Задонским. К тому времени старый Крестовоздвиженский собор, построенный еще в 1774 году, уже с трудом вмещал всех молящихся. По статистическим данным, численность горожан в этот период возросла до 7000 человек. Большую часть расходов на постройку нового собора взял на себя староста церкви, известный в округе купец, Василий Михайлович Степанов. По сведениям церковной печати один только иконостас стоил золотыми рублями 20.000. Поскольку этот доброхотный человек возглавлял местное купеческое общество, то многие состоятельные горожане не смогли отказать в содействии при постройке храма. Василий Михайлович также учредил при Воскресенском храме стройный хор певчих, с «участием любителей из господ местных торговцев». Скончался благодетель 18 октября 1871 года; тело его было погребено при построенном им Соборе в честь Воскресения Христа, после заупокойного богослужения при стечении большого количества народа. Адрес: Воронежская обл., г. Новохоперск, ул. Советская, 4 Телефон : +79803419389 ; 84735331783 (настоятель храма протоиерей Похващев Андрей Владимирович) Подробнее... Собор Владимирской иконы Божией Матери (Лиски) [ править править код ] 6 июля 2003 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, по совершении крестного хода с храмовой иконой от Покровского храма г. Лиски к месту строительства, освятил крест и закладной камень в основание собора. Собор состоит из двух храмов. На нижнем этаже размещается храм, состоящий из трёх пределов. Центрального предела - Всемилостивого Спаса (который был освящён Великим чином Высокопреосвященнейшим Сергием 17 февраля 2013 года), южного - святого равноапостольного князя Владимира и северного - святого мученика Виктора. Верхний храм, в честь Владимирской иконы Божией Матери, находится в незавершённой стадии строительства. Расписан центральный купол. Изготавливается иконостас мастерами из Ивано-Франковска. Пишутся иконы для иконостаса. Завершается подготовка к покрытию полов в алтарной части храма. Необходимо наполнить храм богослужебной утварью и иконами.

http://azbyka.ru/palomnik/Воронежская_об...

Описание иконы Волоколамская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Волоколамская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Волоколамская Волоколамская икона Божией Матери – список с Владимирской иконы Московского Успенского собора. Икона была привезена из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 года, на 2-й неделе Великого поста и торжественно встречена игуменом Леонидом (1563–1566; 1568–1573) со всей монастырской братией. Отличительной особенностью ее является изображение на полях святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских. С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а при митрополите Геронтии в 1480 году владимирская святыня окончательно стала московской. В 1588 году Волоколамской иконе была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (память 26 августа). В конце XVII века, когда в Москве на Старой Басманной был возведен одноименный храм, надвратную церковь Иосифо-Волоцкого монастыря осветили во имя святых апостолов Петра и Павла. Волоколамская икона была перенесена в местный ряд иконостаса новой соборной Успенской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря. В обиходнике Иосифо-Волоцкого монастыря 1578 года эта икона отмечена как чудотворная. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Волоколамская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-36

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010