36–38 ). Приход Мессии означал исполнение пророчеств, и настоятельной необходимости в сохранении этого служения в Церкви не было, поэтому оно, хотя и сохранялось, однако постепенно шло на убыль — апостол Павел не отрицал пророчествование женщин при соблюдении определенных условий, когда говорил, что “всякая жена, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, постыжает свою голову” ( 1Кор 11. 15 ; ср.: Деян 21. 9 ). В дальнейшем указания на женщин-пророчиц практически не встречаются, и это значит, что церковный организм уже не нуждался в сохранении утратившего свой первоначальный смысл служения 31 . В христианских общинах были и старицы, получавшие материальное вспомоществование, занимавшие почетное положение за благочестивую жизнь и преклонный возраст, они могли наставлять более молодых женщин ( Тит 2. 3–5 ) 32 . Скорее всего, именно этот чин был запрещен известным 11 каноном Лаодикийского собора b IV в. 33 Сходное положение занимали в Церкви и вдовы, возможно, в первые века существования Церкви составлявшие особую категорию, близкую к церковному клиру, но не идентичную с ним ( Деян 9. 36–43 ; 1Тим 5. 3–16 ) 34 . Особым почтением пользовались девы, почитавшиеся не за конкретное служение, а за добровольно принятый на себя статус безбрачия ( 1Кор 7. 8, 34 ) 35 . Положение и служение стариц, вдов и дев со временем институционализировались в форме женского монашества. Естественный интерес вызывает в наше время чин древних диаконисс, появившийся с целью обеспечить посредничество между мужским клиром и женской частью общин: они помогали при крещении женщин, присутствовали при их беседах со священниками, ухаживали за больными христианками, следили за порядком в храме на женской половине, могли выполнять поручения церковного характера 36 , однако собственно священнические функции и даже в полной мере диаконские они никогда не выполняли, поскольку не имели каких-то специальных функций за общественным богослужением 37 . И попытки возродить этот чин успехом так и не увенчались, несмотря на то, что никаких официальных церковных запретов служения диаконисс не существует 38 .

http://azbyka.ru/vopros-o-zhenskom-svyas...

Естественно, что последним аргументом сторонников церковных нововведений будет требование пересмотреть церковную традицию, однако нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что ни в ветхо-, ни в новозаветной и последующей истории вплоть до наших дней никогда не существовало женщин-священниц (30). Это не исключало выполнения женщинами других форм богоугодного служения. В Ветхом Завете известны пророчицы Мариам (Исх 2. 4,7–8, 15. 20–21; Числ 20. 1), Девора, бывшая судьей Израиля (Суд 4. 4–9. 31, 5), Олдама (4 Цар 22. 14–20; 2 Пар 34. 14–28), Анна, мать Самуила (1 Цар 1; 2. 1–10), наконец Анна, дочь Фануила (Лк 2. 36–38). Приход Мессии означал исполнение пророчеств, и настоятельной необходимости в сохранении этого служения в Церкви не было, поэтому оно, хотя и сохранялось, однако постепенно шло на убыль — апостол Павел не отрицал пророчествование женщин при соблюдении определенных условий, когда говорил, что «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, постыжает свою голову» (1 Кор 11. 15; ср.: Деян 21. 9). В дальнейшем указания на женщин-пророчиц практически не встречаются, и это значит, что церковный организм уже не нуждался в сохранении утратившего свой первоначальный смысл служения (31). В христианских общинах были и старицы, получавшие материальное вспомоществование, занимавшие почетное положение за благочестивую жизнь и преклонный возраст, они могли наставлять более молодых женщин (Тит 2. 3–5) (32). Скорее всего, именно этот чин был запрещен известным 11 каноном Лаодикийского собора в IV в. (33) Сходное положение занимали в Церкви и вдовы, возможно, в первые века существования Церкви составлявшие особую категорию, близкую к церковному клиру, но не идентичную с ним (Деян 9. 36–43; 1 Тим 5. 3–16) (34). Особым почтением пользовались девы, почитавшиеся не за конкретное служение, а за добровольно принятый на себя статус безбрачия (1 Кор 7. 8, 34) (35). Положение и служение стариц, вдов и дев со временем институционализировались в форме женского монашества.

http://pravmir.ru/vopros-o-zhenskom-svya...

Сам Иисус Христос совершенно ясно и положительно, как о несомненной и непреложной истине, уча о том, что Он некогда приидет для суда в мире, время этого пришествия Своего, обыкновенно, обозначал, то общим наименованием дня, в который Он, как Сын человеческий, приидет ( Мф.25:13 ), то наименованиями частными – дня судного ( Мф.11:22, 24, 12:36 ), как такого дня, который предназначен, исключительно, для произведения над всеми людьми суда, – дня Своего собственного ( Лк.17:24 ), как дня, в который ему, собственно, как Сыну человеческому, будет предоставлено Его Отцом произвести тогда суд ( Ин.5:27 ), а, также, дня последнего ( Ин.6:39, 40 ), как такого, в который, совместно с, имевшим тогда последовать, всеобщим воскресением и судом будет окончательно определена участь всех людей ( Ин.5:29 ). Что же касается того, когда, именно, наступит этот день, Он об этом не только ничего прямо не открыл, но, напротив, с особенным намерением и силой указывал на то, что это составляет тайну, ведомую одному Отцу небесному, которой, поэтому, не могут и не должны знать не только люди, но и ангелы. О дни же том и часе , – говорил Он своим ученикам, – никтоже весть, ни ангелы небесны, токмо Отец Мой един ( Мф.24:36 , Снес. Мк.13:32 ). А, когда ученики Его, по Его воскресении, спрашивали, когда Он имеет устроить Свое царство, что должно было совпасть с Его вторым пришествием; Он отвечал на это следующим: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти ( Деян.1:7 ). На долю, поэтому, всех людей и их обязанность, по учению Христову, остается одно, – не зная ни дня, ни часа, в который, по воле Отца, Сын человеческий приидет, всегда бодрственно ожидать Его пришествия и быть готовыми к достойной Его встрече; почему Христос неоднократно такие, по сему случаю, преподавал наставления Своим ученикам и всем верующим: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ); да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии. И вы подобни человеком чающим господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абе отверзут ему. Блажены рабы тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих... Се же ведите, яко аще бы ведал господин храмины, в кий час тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопати дому своего. И вы убо будите готовы; яко, в он же час не мните, Сын человеческий приидет ( Лк.12:35–40 . Снес. Мф 24:44 ; Мк.13:33–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Как ни определенно обозначены ап. Павлом церкви, которым он адресовал свое послание 29 , однако, в виду богословских споров о том, что под «церквами галатийскими» можно разуметь как церкви внутри Галатии в тесном смысле этого слова, в провинции собственно кельтов, так и церкви, лежащие вне собственно Галатии, в римской провинции этого имени, захватывавшей города: Антиохию писидийскую, Иконию, Листру и Дервию 30 , то нам необходимо решить этот вопрос, определенно указать местонахождение галатийских церквей и читателей послания. Если согласиться с мнением некоторых богословов, особенно Минстера, что под галатийскими церквами, которым ап. Павел написал послание, разумеются общины и церкви, лежащие вне собственно Галатии, т. е. в городах: Антиохии писидийской, Листре, Дервии и Иконии, то образование этих общин падает на первое миссионерское путешествие апостола Павла ( Деян.4 гл.), когда он проходил по этим городам. Если же считать читателей послания за кельтическую народность, населявшую Галатию в тесном смысле, тогда обращение их падает на время позднейшее, на второе миссионерское путешествие ап. Павла ( Деян.16 гл.). Первое мнение было сначала высказано Шмидтом, подробно обосновано Минстером 31 , затем Нимейером 32 . Этого мнения держатся: Павлюс 33 , Ульрих 34 и Тирш 35 , фравцузский археолог Перрот 36 и Ренан 37 ; к мнению последнего присоединились: Гаусрат 38 , Вейцекер 39 , Цан 40 , Якобсон 41 , Визелер 42 , Гримм 43 и Гольстен 44 . Главное основание, приводимое в защиту такого взгляда, то, что в 14 главе Деяний очень подробно разсказывается о местностях и городах, в которых ап. Павел проповедывал в свое первое путешествие, именно: он проходил Писидию и Ликаонию, был в городах: Антиохии писидийской, Иконии, Листре и Дервии. Между тем, хотя в Деяниях в 16 главе сказано, что апостол во второе миссионерское путешествие проходил Галатией 45 , но не сказано того, чтобы он оставался там и основал церкви. Принимая же во внимание, что Галатия, понимаемая в смысле римской провинции, обнимала собой, кроме собственно кельтической земли, страны писидийскую и ликаонскую с городами: Антиохией, Иконией, Листрой и Дервией 46 , в которых ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

23:32. Воинам было меньше работы, если они казнили несколько преступников одновременно. 23:33–43 На кресте 23:33,34. Вопреки встречающимся в Вет-хом Завете молитвам, взывающим к отмщению (напр.: 2Пар. 24:22 ; Пс. 136:7–9 ; Иер. 15:15; 17:18; 18:23; 20:12 ), Иисус молится о том, чтобы Бог простил Его врагов. Отосужденного на казнь ожидали скорее такой молитвы: «Пусть моя смерть будет искуплением за все мои грехи»; но Иисус исповедовал грехи тех, кто ложно обвинил Его и заслужил наказание от Бога по ветхозаветному закону. Древние биографы часто сравнивают между собой разные личности, и Лукапроводит параллель между Иисусом и первым христианским мучеником, Стефаном, о котором он сам пишет в Деян. 7:60 . По римскому обычаю, солдаты забирали себе одежду казненного преступника. 23:35 . Насмешки над страданиями обнаженного человека, висящего на кресте, были невыносимо трудным испытанием. Ирония была излюбленным приемом древних авторов; двойная ирония здесь в том, что Иисус спасает других, а эти вожди вместе с народом насмехаются над Ним, выражая свои чувства в манере, свойственной сатане (4:3,6,7,9). 23:36. Некоторые усматривают в предложенном воинами «уксусе» акт милосердия, поскольку он служил болеутоляющим средством или помогал утолять жажду, но Лука утверждает, что это было продолжением глумления. 23:37 . Язвительные замечания воинов отражают циничное отношение римлян к иудаизму, которое было широко известно, вопреки тому (а возможно, и вследствие того), что римляне иногда сами обращались виудейскую веру. 23:38. На кресте, над головой осужденного, обычно помещали табличку с обвинением . 23:39–42. Разговор Иисуса с преступниками на кресте – последний пример, который приводит Лука, иллюстрируя принятие Иисусом грешников, изгоев общества и отверженных, хотя он (в отличие от Марка)называет их «злодеями», не акцентируя внимания на том, что они были мятежниками. 23:43. В еврейской литературе «рай» всегда противопоставляется «геенне», или «аду». Хотя в еврейских источниках приводятся разные мнения относительно местоположения рая (напр., на третьем небе; или страна на краю земли, подобная греческим «Ели-сейским полям»), рай часто рассматривался как место пребывания праведников после воскресения из мертвых. Таким образом, Иисус и этот распятый вместе с Ним человек последуют после смерти в обитель праведных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

а) Оно должно приблизиться к жизни, так чтобы жизнь верующих со всеми запросами, со всеми глубочайшими и задушевными стремлениями литургически в нём отражалась, находила бы в нём высшее освящение и оправдание. Богослужение должно проникнуться жизнью для того, чтобы  вся жизнь стала молитвою. б) Подлинное общение в молитвах должно повести к тому, что в церковных общинах должны ощутительно проявиться дары Духа Святого, дар чудес, дар пророчеств и живые новые откровения 32. в) В этой атмосфере художественные силы верующих развернутся на полной свободе во всю свою ширь и жизнь верующих облечётся в новую, ещё невиданную миром красоту. 7) Находя своё высшее выражение в общении молитв 33, единство и единение верующих должно осуществляться и в полном общении имуществ. Всякая частная собственность у верующих должна быть превзойдена. Внутренне от неё освободившись, верующие должны жить в полном общении, владея всем сообща 34. Для полного общения необходимо: а) Чтобы земля, переставши быть чьей-нибудь, стала Господней и по возможности пользование ею было предоставлено всякому, кто пожелает вложить в неё личный труд или поработать на ней совместно с семьёй или с своими товарищами 35. б) Чтобы все прочие орудия производства в виде фабрик и различных промышленных, ремесленных и торговых заведений находились в распоряжении всей общины. в) Чтобы уничтожена была в среде верующих навсегда и совсем эксплуатация одними труда и рабочей силы других. Должно быть общение и в труде, труд — стать  общим во исполнение слов апостола: " Кто не хочет трудиться, тот и не ешь " (2 Фес. 3, 10),  справедливым, т. е. сообразоваться с природными задатками и наличными силами всех, на кого он будет возлагаться, и религиозным, т. е. для верующих труд должен быть не эмпирическим общественным занятием, а работой Господней, производимой с молитвой и религиозным одушевлением 36. г) Чтобы все результаты совместного и общего труда — все продукты производства — стали общими, т. е. распределялись любовно и справедливо 37, " смотря по нужде каждого " (Деян. 2, 45). " Чтобы была равномерность " (2 Кор. 8, 13–14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

31 . Господь говорит: не судите, и не судят вам ( Лк.6:37 ), а иногда повелевает праведный суд судити ( Ин.7:24 ), показывая различие суда, ибо что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: ты почто осуждаешь брата твоего, а защищать суды Божии необходимо, как и судил Господь кровосмешника предать сатане, разве тот, кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша: Изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего ( Мф.7:5 ). 32 . Настанет время, когда реки будут иссушены огнем ( Ис.44:27 ). 33 . Пришествие Господа будет во славе Отчей на глазах всей вселенной. 34 . Изречение да не будет бегство ваше в зиме, ни в субботу ( Мф.24:20 ), то есть во грехах, страстях и праздности нашей. Предавшиеся блуду, любостяжательности, плоти, гордыне не хотят, чтобы в их граде царствовал Христос, а в день посещения Его смятутся и болезни примут, яко жены рождающие. 35 . Если не видеть сего солнца – большая потеря для слепого, то какая утрата для грешника быть лишенным истинного Света, Солнца правды? Грешник, идя по широкому пути и имея путеводителя диавола, являет в себе наслаждения настоящего века. Жизнь праведника являет блага и добродетели будущего века. 36 . Душа приходит в кружение: когда приведет себе на мысль вечное, избирает добродетель, когда же обратит взор на настоящее, предпочитает удовольствия. Здесь прохлада для плоти, а там ее порабощение. Здесь пьянство, а там пост. Здесь смех, пляска, блуд, а там слезы, молитвы, девство. 37 . Человеку вложено вожделение к прекрасному благому, а благ Бог . Ища многоценный бисер – Христа и Царство Его Небесное, – благомыслящий купец продаде вся – богатство, славу, род и все вожделенное, и купи Его ( Мф.13:46 ). 38 . Внимайте убо себе ( Деян.20:28 ), то есть душе своей; украшай ее красотой добродетели, избегай нечистоты и порока. Внимать можно двояко: телесными очами, всматриваясь в предметы видимые, и умной силой души, созерцая бесплотное (уподобляясь серне по острозрительности).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

32 . Вкушение же агнца и опресноков с горькими травами, с препоясанными чреслами и обутыми сапогами, с жезлами в руках означает приуготовление души добрыми делами со скорбью и горестью труда покаяния. Когда душа бежит из Египта от власти духовного фараона – диавола, то он преследует душу скорбями, искушениями и невидимыми бранями, но между душою и египетскими духами стоит Господь и проводит через море скорбей. И душа поет новую песнь Богу с тимпаном, то есть телом, и с гуслями, то есть душой, на ее словесных струнах – тончайших помыслах. Когда влагается древо жизни крестное – Христос, в самый горький источник сердца, то душа услаждается, и переменяется горечь в сладость и доброту духа. 33 . Душа в унынии одержима и неверием, верит сновидениям, не видит внутренней брани, в самомнении и ослеплении находится. 34 . Душа субботствует, когда избавлена от нечистых помыслов и лукавых дел, покоится же в вечном Господнем покое и в радости, и совершает от чистого сердца служение чистое и богоугодное, и совершает праздник Духа Святого. 35 . Потому изведи в свободу душу свою, восприими благие помыслы, обогатись со Христом, и по обещанию благого Духа возымеем Духа Бога как бы Женихом своим. 36 . Всегда должно иметь в совести своей попечение и страх. 37 . Двоязычен – иначе в словах, а иначе в совести расположен. 38 . Макарий оставил пятьдесят бесед и семь подвижнических слов, два послания, молитвы на сон грядущим первая и четвертая, утренние – первая, вторая, третья, четвертая. 39 . Предметом искания пусть будет одно – иметь в душе сокровище и жизнь, то есть иметь Господа в уме. 40 . Мы же в молитве и служении слова, пребудем ( Деян.6:4 ), оставляя служение трапезе, – говорили апостолы о высшем делании. 41 . Глава всех добродетелей и добра – постоянное пребывание в молитве, но если не украшены смиренномудрием, простотою и благостию, то нет пользы ни от какого делания. 42 . Молитва непрестанная – самое главное дело из всех дел. Готовым нужно быть к великому подвигу и напряжению и терпеть от зла: сон, уныние, тяжесть в теле, преобладание помыслов, непостоянство ума, расслабления, скорби, восстание лукавых духов, упорно воюющих с христианскими душами – невестами Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

32. Вкушение же агнца и опресноков с горькими травами с препоясанными чреслами и обутыми сапогами с жезлами в руках означает приуготовление души добрыми делами со скорбью и горестью труда покаяния. Когда душа бежит из Египта от власти духовного фара­она – диавола, то он преследует душу скорбями, искушениями и невидимыми бранями, но между душою и египетскими духами стоит Господь и проводит через море скорбей. И душа поет новую песнь Богу с тимпаном, то есть телом, и с гуслями, то есть душой, на ее словес­ных струнах – тончайших помыслах. Когда влагается древо жизни крестное – Христос, в самый горький источник сердца, то душа услаждается, и переменяется горечь в сладость и доброту духа. 33. Душа в унынии одержима и неверием, верит сновидениям, не видит внутренней брани, в самомнении и ослеплении находится. 34. Душа субботствует, когда избавлена от нечистых помыслов и лукавых дел, покоится же в вечном Господнем покое и в радости, и совершает от чистого сердца служение чистое и богоугодное, и совершает праздник Духа Святого. 35. Потому изведи в свободу душу свою, восприими благие помыслы, обогатись со Христом, и по обещанию благого Духа возымеем Духа Бога как бы Женихом своим. 36. Всегда должно иметь в совести своей попечение и страх. 37. Двоязычен – иначе в словах, а иначе в совести расположен. 38. Макарий оставил пятьдесят бесед и семь подвижнических слов, два послания, молитвы на сон грядущим первая и четвертая, утренние – первая, вторая, третья, четвертая. 39. Предметом искания пусть будет одно – иметь в душе сокровище и жизнь, то есть иметь Господа в уме. 40. Мы же в молитве и служении слова пребудем ( Деян. 6, 4 ), оставляя служение тра­пезе, говорили апостолы о высшем делании. 41. Глава всех добродетелей и добра – постоянное пребывание в молитве, но если не украшены смиренномудрием, простотою и благостию, то нет пользы ни от какого делания. 42. Молитва непрестанная – самое главное дело из всех дел. Готовым нужно быть к великому подвигу и напряжению и терпеть от зла: сон, уныние, тяжесть в теле, преоблада­ние помыслов, непостоянство ума, расслабления, скорби, восстание лукавых духов, упорно воюющих с христианскими душами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Воскресение Иисуса     В божественном акте воскресения Иисуса участвовали все три Лица Божества (Ин 10:17—18, Деян 13:30—35, Рим 1:4). Это было не просто оживление физического тела, снятого с креста для погребения, а скорее, изменение человеческого естества Иисуса, позволившее Ему теперь свободно появляться, исчезать и невидимо перемещаться из одного места в другое (Лк 24:31,36). Воскресение было творческим обновлением Его первоначального тела, которое теперь стало прославленным и бессмертным (Флп 3:21, Евр 7:16,24). Сын Божий пребывает на небесах именно в этом теле и останется в нем навсегда. Павел, заглядывая в будущее, говорит (1 Кор 15:50—54), что в момент второго пришествия Христа точно такое же изменение произойдет с телами истинных христиан, которые будут жить на земле в то время, и выражает уверенность (2 Кор 5:1—5), что те христиане, которые не доживут до второго пришествия, будут «облечены» в свои новые тела (в «небесное наше жилище») в результате преобразования. Оно произойдет либо в то самое время, когда тело возвратится в прах, либо некоторое время спустя (Быт 3:19).    Христианство основывается на факте воскресения Иисуса как исторического события, произошедшего в определенное время и в определенном месте. Это событие широко освещено во всех четырех Евангелиях, авторы которых обращают особое внимание на факт пустой гробницы и на явления Христа, происходившие уже после Его воскресения. На реальности воскресения настаивает и книга Деяния (Деян 1:3, Деян 2:24—35, Деян 3:15, Деян 4:10, Деян 5:30—32, Деян 13:33—37). Павел рассматривал воскресение как неоспоримое доказательство того, что свидетельство об Иисусе как о Судье и Спасителе является истинным (Деян 17:31, 1 Кор 15:1—11,20).    Воскресение Иисуса продемонстрировало Его победу над смертью (Деян 2:24, 1 Кор 15:54—57), засвидетельствовало Его праведность (Ин 16:10) и указало на Его божественную сущность (Рим 1:4). Следствием Его воскресения было вознесение и Его нынешнее небесное царствование. Воскресение гарантирует верующим прощение и оправдание уже в настоящем, а также надежду на вечную жизнь во Христе (Ин 11:25—26, Рим 6, Еф 1:18—2:10, Кол 2:9—15, Кол 3:1—4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010