Из рукописи зографской на славянском языке. Повесть эта была напечатана в книге «Рай мысленный», издание Валдайского Иверского монастыря (7167 г. 28 окт.). И здесь событие это обозначено 1276-м годом (см. стр. 19–34), т.е. согласно с зографской рукописью. В этом же виде повесть сия известна была и Барскому (см. наше изд. «Второе посещение святой Афонской Горы Вас. Григ. Барского». Спб. 1887. 317–319), однако хронология этого события у него показывается неправильно. На русском языке повесть эта напечатана в «Холмском календаре» на 1886 г. (Киев). О подвигах страдальцев есть известие и в послании прота к Великому князю Василию Васильевичу, писанном около 1441 года. О зографских мучениках здесь сказано, что они за твердость в вере задушены огнем в башне «и ныне мощи тех во освящение имамы». Послание это напечатано в 3-м т. «Летописи занятий Археографической Комиссии» (Спб. 1865). Знал о сем предмете и говорил в своей знаменитой «Палинодии» и Захария Копытенский, и многие другие писатели (см. «Изучение Византийской истории в древней Руси» – Фил. Терновского, вып. 2-й, Киев, 1876, стр. 221 и дал., «Пахомий Серб», – Ив. Некрасова, в Записк. Новороссийского Университета, 1871 г., т. VI, стр. 4, «Апокрисис» Христофора Филарета, Киев, 1870, стр. 396–399, «Святые южных славян» Филарета, архиеп. Черниговского, Чернигов, 1865, отд. 2, стр. 136–286). О нашествии на Святую Гору еретиков-латинян есть на Афоне сказание в рукописях и на греческом языке. Последнее, заимствованное из рукописей Московской Синодальной библиотеки было напечатано архимандритом Димитракопулом в его книге H orqodoxoz Ellaz (Leipzig, 1872). Такое же сказание на греческом языке из рукописи XVI века, принадлеж. Синайскому монастырю, напечатано еп. Порфирием в его «Истории Афона» (ч. III, отд. 2, 6, стр. 634–637). Кроме того, об этом событии говорится и в книге: Sunoyiz tvn diajorwn iotorivn (Enetihsin, 1806), что будто бы на Святую Гору являлся со своим насилием сам папа Николай, преемник папы Евгения, при котором состоялся известный Флорентийский собор. Здесь передается и самый акт соединения Церквей, совершившегося на этом соборе. В числе подписей под сим актом есть подпись и какого-то екклесиарха – иеромонаха и местоблюстителя Великой лавры Святой Горы. А о Михаиле Палеологе говорится только то, что он принял латинство (олатинился), и более ничего (см. стр. 399, 484, 534, 535 и 538). Что на Флорентийском соборе были, действительно, депутаты и от святой Горы Афонской – см. «История Флорентийского собора» (см. 34, М. 1847).

http://isihazm.ru/1/?id=1834

Кормчею книгою назван свод церковных правил, потому что эти правила служат как бы кормилом, которым управляется Церковь, издревле уподобляемая кораблю (подробнее см. там же у Розенкампфа. С. 67–70 Достойны замечания слова, находящиеся в церковном уставе новгородского князя Всеволода—Гавриила (1117–1136): «Аз всмотрех в Фотия, патриарха Цареградскаго, граматы, что принесл на Русь князь великий Владимир, нареченный во св. крещении Василий, сын Святославль... аже стоит в грамоте: торговая вся весы, мерила и... епископу блюсти без пакости...» (см. нашей «Истории» т. 2. Приложен. 14). Под грамотами Фотия здесь, конечно, разумеется Фотиев Номоканон. Восток. Опис. рук. Румянц. муз. 230. С. 283–289 Розенкампф. Обозр. Кормч. кн. С. 114–130 Зиновий — в 52-м Слове своем на ересь Феодосия Косого П. собр. р. лет. 1. 65 Розенкампф. Обозр. Кормчей кн. С. 51 См. в печатн. Кормчей. Ч. 2. Гл. 42 От свитка (codex) новых заповедей благочестивого Иустиниана царя — и гл. 44: От различных граней Иустиниана царя новых заповедей (Novellae) главы избранны. М. Иларион. Похв. кн. Владимиру в Прибавл. к Твор. св. отц. 2. 277 О церковном уставе Владимировом, в том или другом отношении, говорили уже многие из наших писателей и ученых, например: Карамзин (Ист. гос. Росс. 1. 238 и прим. 506. Изд. 2-е Митр. Евгений (Опис. К.-Соф. соб., в прибавл. 2. С. 5–10 Погодин (Исслед. о русс. ист. 1. 263–272 Калачев (Исслед. о Русск. Правде. 1. 151–153 о Кормч. кн. в Чт. Моск. истор. общ. 1847. 3. Отд. 1. С. 63–121; 4. Отд. 1. С. 14, 15 и с особенною обстоятельностию Неволин (О простр. церк. суда в России до Петра В., напеч. в ЖМНП. 1847. 8, а в отдельных оттиск. С. 28–69 и Мысовский (Прав. собесед. 1862. 2. 139, 260 См. также Хр. чт. 1851. 2. 422–445 1 напечатан в Летоп. Переясл. Суздал., изд. кн. Оболенским. С. 34 Летопись эта, по свидетельству издателя, взята из сборника, писанного во 2-й половине XV в. с рукописи, переписанной в 1261 г. (Предисл. С. LIX). Соображения о времени составления летописи см. в том же Предисл. С. II–VI. Список 2 напечатан в Прав. собеседн. 1861. 2. 426 Список 3 издан И. Лепехиным в Дневн. записках его путешествия. Ч. 3. С. 351–352. СПб., 1780 и потом в Полн. собр. ученых путеш. по России. Т. 5. С. 336–337. СПб., 1822 По малодоступности этого последнего списка мы перепечатаем его сполна в прилож. 8.

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

192 Издавна пример горы Афонской в совершении каких-либо обрядов был опорою для нашей иерархии. Так в 1479 году, когда возник спор о том, правильно ли м. Геронтий при освещении новопостроенного Успенского Собора в Москве, ходил вокруг церкви не по солнцу, а против солнца, некоторые из защитников митрополита говорили, что во св. горе они то же видели; так же там освящали церковь и с крестами ходили против солнца. Соф. Врем. т. II, стр. 205. Правила и обычаи св. горы приводятся часто и в Церковном Уставе. 193 См. предисловие к сему Требнику, издан. в Стрятине 1606 г., напечат. в Москвит. 1844, т. IV, стр. 405. 196 О церковных и светских книгах, изданных по греческим рукописям, в особенности Маттеем, который составил и подробное описание греческих рукописей, составляющих ныне Синодальную Библиотеку, см. Снигирёва, Памятники М. древности, о Синодальной Библиотеке. Между изданиями Маттея здесь особенное внимание заслуживает издание Нов. Завета на греч. языке, почти по одним синодальным рукописям. Из 59 рукописей, употреблённых им при издании Евангелия, 34, по надписям, принадлежали прежде Афонским монастырям. Между ними одна, означенная у Маттея латинскою буквою V по надписи, впрочем, сделанной не современною рукою, писана в 6050 г. т. е. 542 от Р.Х., по письму же относится к VIII ст. См. Pauli Epist. ad Thessalonic. edit, a Matthæo. Rige, 1785. p. 265–971. Из 32 списков Апостола, принадлежавших Синодальной Библиотеке, 22, несомненно, были получены из разных Афонских монастырей. 198 Примеров такого рода довольно указывается и в наших летописях. См. Историю Государства Российского в примечаниях, и грамоты, напр., Акт. Истор., т. I. 136, 300 и др. 199 Акт. Истор., т. I. 296. Такая грамота дана Русскому Пантелеймонову монастырю в 1543 г. В сказании о Святой горе, старца Исаии (Чтения Москов. Истор. Обществ. 1846. Смесь IV, стр. 34.), упоминается будто бы такая же грамота дана была ещё В.К. Василием Васильевичем. 202 О Божестве Иисуса Христа см. Прибавл. к Изд. Твор. Св. Отц. 1847 г. Ч. V, стр. 395–518. О Человечестве Иисуса Христа там же 1848 г. Ч. VI, стр. 19–88.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

657 Место и время произнесения неизвестно. Помещаем здесь, как вошедшее в собрание 1844 года. 658 В рукописи автора здесь прибавлено слово «постнаго». 659 Понедельник первой седмицы Великого поста, вечер, 1-я стихира на стиховне. 660 В рукописи автора: «самых». 661 Тропарь воскресного канона 4 гласа (песнь 1), поется также на часах Пасхи 662 Воскресная служба 5 гласа, 1-я восточная стихира на Господи, воззвах. 663 В рукописи автора: «и тамошнюю тму разрушил». 664 Воскресная служба 6 гласа, 1-я стихира на стиховне. Поется также в начале Пасхальной Утрени. 665 В прибавл. к Твор. Св. От. «пораженный». 666 В прибавл. к Твор. Св. От. «самоотвержения». 667 Быт. 22:2, 12, 16. Суд. 11:34. Иер. 6:26. Амос. 8:10. Зах. 10. 668 В Твор. Св. От. здесь прибавлены слова «столь глубоко». 669 В Твор. Св. От. «растерзаемые». 670 В рукописи автора сих слов нет. 671 В отдел. издании: «святыя». 672 Октоих. Степенна 4 гласа 673 В подлинной рукописи автора надписано карандашем над зачеркнутым: лежащее. 674 В Твор. Св. Отц. «судебных трудов». 675 В подлинной рукописи автора «двадцать». См. Письма М. Ф-та к А. Антонию. Ч. 2-я, п. 564. Слич. примеч. к п. 562. 676 B подлинной рукописи автора «похищено было». 677 В Прибавл. к Твор. Св. От. «привлеченное грехом». 678 В рукописи автора: «с горящим». 679 В рукописи автора: «уже нам». 680 В рукописи автора: «причастными». 681 В рукописи автора «Вас». 682 В Твор. Св. От.: «грознаго Ангела». 683 В рукописи Автора «Богописанных». 684 В рук. автора и в Твор. Св. Отец: «не малая премудрость заключается в благоговейном неведении сокровеннаго». 685 Успение, малая вечерня, 1-я стихира на стиховне. 686 Печатаем здесь эту Беседу потому, что в собр. 1861 г. она отнесена к 1848 году и в этом же году напечатана в 1-й кн. Журн. Твор. Св. Отец. Но произнесена была она, по некоторым соображениям, в 1847 г., именно 6-го декабря. В письмах Митрополита Филарета к Наместнику Лавры Архим. Антонию (п. 610 от 10-го Декабря 1847 г.) говорится о проповеди в день Святителя Николая, в которой Проповедник, «позволил себе усомниться о достоинстве увеселений, учреждаемых с благотворительною целию».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

25 В.Антонова. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева Гос. Третьяковская галерея. Материалы и исследования, вып. I. Μ., 1956. с. 24. примеч. 2-е 26 М.Д. Πриселков. Указ. соч.. с. 459. Восстановлено по записи Η. M Карамзина в его «Истории государства Российского», т. V. СПб, 1817, с. 507. примеч. 254 28 Акты Археографической экспедиции, 1, с. 247. См. проф. Д. В. Аниалов. История русской живописи om XVI дo XIX cmoлemuя. СПб., 1913. с 19–20. 34 Фотоснимок с литографии см. в работе М. И. и В. И. Успенских. «Заметки о древнерусском иконописании». СПб., 1901, с. IV. То же в «Вопросах реставрации», с. 73. 35 Преподобнаго Иосифа Волоколамскаго отвещание любозорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Русстей земли сущих. См. ЧОИДР, 1847, VII, раздел IV. 36 Н.П. Собко называет Андрея Рублева учеником Феофана Грека и Симеона Черного, а также другом и спостником Даниила Черного. См. Словарь русских художников, т. 1, вып. 1, СПб.. 1893, стлб. 168. 37 В Житии преподобного Никона Радонежского о Данииле и Андрее Рублеве сказано, что они были «мужие изрядны вельми, всех превосходящи, в добродетели свершени». ПСРЛ. VI, с. 138. 41 Мнения исследователей по вопросу о принадлежности праздничных икон Андрею Рублеву расходятся. Ю. Н. Дмитриев приписывает ему «Крещение» и «Сретение» (Государственный Русский музеи, 1940, с. 43); Н. Г. Порфиридов – только «Сретение» (Государственный Русский музеи, с. 25–26); В. Н. Лазарев – только «Вознесение» (История русского искусства, III, с. 142). 42 Репродукции см. в «Вопросах реставрации», с. 81 и 76, а также и путеводителе по Русскому музею («Государственный Русский музей» (путеводитель). Л.-М., 1958, с-31). 44 Д.С. Лихачев . Культура Руси эпохи образования русского национального государства. М.-Л., 1946. с. 124. 51 Поступило из Загорска. См. А. Н. Свирин. Сергиевский историко- художественный музей (5-й вып. серии «Подмосковные музеи»). М.-Л., 1925, с. 50. 54 На ее место в иконостасе Троицкого собора а Троице-Сергиевой Лавры помещена копия, исполненная в 1920-х гг. Н. А. Барановым (В. Антонова . Цит. соч., с. 22. примем 3-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Литература путешествий XVI-XVII веков//Записки русских путешественников… С.8-9. Точку зрения А.А.Шахматова на причастность М.Г.Мисюря Мунехина к созданию этого описания Царьграда и Египта (А.А.Шахматов предполагал, что оно могло быть составлено Филофеем со слов Мунехина или по его запискам) попытался опровергнуть А.А.Зимин. Исследователь ссылался, в частности, на тот факт, что мисюрем называлась «шапка с железной маковкою на темени», а «прозвище Мисюрь было распространено на Руси и в Литве в XV-XVI вв.». Это естественно не могло свидетельствовать об обязательном посещении носителями этого прозвища Египта (см.: Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. М., 1972. С.359-362). Как мы видим, вопрос о действительном авторстве того или иного путешествия постоянно возникает в науке и продолжает неразрывно связываться с историей этого жанра. Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. М., 2005 (репринт: СПб., 1847). С.48. Книга хожений… С.163. Записки русских путешественников… С.76. Там же. С.76. Папаиоанну Е. Монастырь св. Екатерины. Издание монастыря св. Екатерины. [ б.г.] С.40. О пещере на вершине Синая, «в которой пребывал святой муж Моисей», упоминает и паломница IV в. См.: Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IVbeka. М., 1994. С.164. Книга хожений… С.164. Записки русских путешественников… С.63. Григорович-Барский В.Г. Странствования по Святым местам Востока. Ч.II. 1728–1744 гг. М., 2005. С.34. Этот пустынник, по указанию Блаженного Феодорита, «на сирском языке» назывался Саввою. См.: Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С.134. Успенский Порфирий архимандрит. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году. СПб., 1856. С.105, 102. Григорович-Барский В.Г. Странствования по Святым местам Востока. Ч.II. С.19-20, 34. О «мосхее магометанской» на вершине Синая, «идеже Арави восходяще поклоняются, понеже и они имутъ к пророку Божию Моисею усердие и к горе святой», рассказал в своем странствии и В.Г.Григорович-Барский.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

нравств. подвижнич. слова в русском переводе. Москва 1858 г. 57; а также Добротолюбие. Часть I, л, 32. 1457 Рукоп. 341 л. 237 Цитат взят из сочинения Исихия пресвитера Иерусалимского: De temperaulia et virtule. Centuria I. См. Migne, Patrolog. Curs. Complet. ser. graec. tom. XCIII. pag. 1489–1492. § 31. Славянский перевод См. Добротолюбие, ч. II, л. 4–5. 1458 Рук. 341 л. 254–255. Здесь представлены два цитата, которые взяты из 4 слова И. Лествичника о блаженном приснопамятном послушании. Преп. Отца нашего И. Лествичника, игумена Синайского Лествица, М. 1851 г. 34. 81. 1459 Рукоп. 341, л. 255. Приведенное здесь свидетельство Симеона взято Даниилом из его первого слова. См. преп. отца нашего Симеона, Нового Богослова, словеса зело полезная. Изд. Оптиной Козельской пустыни. М. 1852; 16. 1461 В сборнике, принадлежавшем ученику Дионисия, Ануфрию Исакову, сохранилась заметка, написанная вероятно его собственною рукою: «преставися старец Дионисий Звенигородский лета 7047 (1538) на память преп. отца Спиридона», которая празднуется церковью 31 Октября и 12 Декабря. Рукоп. москов. дух. академии, (не разборчиво) л. 298. 1462 До настоящего времени сохранилось несколько рукописей, принадлежавших когда-то Дионисию Звенигородскому. См. рукоп. Моск. Епарх. библ. при Высоко-Петров. монастыре (не разборчиво) Волок. Сборн. XVI в. В начале на белом листе написано: Сборник Денисия Звенигородского. См. рукоп. Москов. дух. Акад. (не разборчиво) Вол. Творения Иоанна Лествичника . В начале на белом листе надпись: «Денисия Звенигородскаго Лествица». Рукоп. Моск. дух. Акад. (не разборчиво) Волок. сборник XVI в. В начале на белом листе надпись: Денисия Звенигородского. 1463 В рукоп. Москов. духов. Акад. (не разборчиво) Волок. на белом листе впереди есть надпись: «Сборник Ануфрея Исакова, Денисьева ученика Звенигород скаго». 1464 Чтения в общ. истор. и древност. Росс, 1847 г. 7. Опись книг Волоколамского монастыря. 13. Сохранилось до настоящего времени несколько рукописей, принадлежавших когда-то Нилу Полеву, этому одному из видных деятелей Волоколамской братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Серпухова. Фома Кемпийский. О подражании Христу СПб., 1847, с.215. Цит. по: Цветник Духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых М., 1909, с.37. Афанасьев Н., прот. Указ. соч., с.64. См.: Св.Иустин Философ. Указ. соч., с.92; Тертуллиан. О покаянии. Указ. соч., сс.312, 316; Дионисий Ареопагит. Указ.соч., с.34. «Называю вас братьями еще прежде рождения и приветствую вас, как родных, еще прежде нежели вы родились.” Св. Иоанн Златоуст . Первое огласительное слово. Творения. T.II. СПб.,1899, с.251. Такие случаи тоже бывают, и избежать их не так просто. Однако, не следует воспринимать подобное замечание в качестве жесткой непримиримой критики. В одноштатных приходах личное оглашение по ходу таинства – лучшее, что может позволить себе священник. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. В помощь при совершении общественного Богослужения. – Путь Православия. 1, 1993, с.63. слова написаны еще в «доперестроечное» застойное время, но, как это ни странно, они во многом согласуются с современностью. Действительно, волна массовых взрослых крещений подходит к концу, основным контингентом крещаемых становятся дети. Ср.: Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж YMCA – PRESS, 1947, сс.188–189. См.: Шмеман А., прот. Таинство верных. Вестн. РХД 114, 1974, с.15. Ср.: Св. Кирилл Иерусалимский . Поучения огласительные и тайноводственные, М., 1991, с.1. Ср.: Михаил (Мудьюгин), архиеп. Указ. соч., сс.37–39. См.: Арранц М., о.и. Исторические заметки о чинопоследовании таинств. ЛДА, 1979, с.18. См.: Алмазов А. Указ. соч., сс.476–498. См.: Алмазов А. Указ. соч., с.480. См.: Шмеман А, прот. Таинство верных. Вестн. РХД. 114, 1974, сс.17–18. Следует помнить, что крестим мы, по большей части, не тех, кто обращен к вере нашей миссионерской проповедью, а тех, кто пришел самостоятельно за церковно-обрядовым подтверждением своей смутной религиозности. Иногда даже отрицательные плоды катехизического общения в подобном контексте могут расцениваться как успех. Автору вспоминается скептически настроенная тридцатилетняя женщина, которая ухмылялась и провоцировала его всю первую беседу; второй раз она, напротив, была предельно сосредоточена, а в конце беседы (после разговора о смысле и необходимости предварительного покаяния) серьезно спросила: «Это что значит, что мне больше нельзя грешить? – Да».

http://azbyka.ru/katehizacija/opyt_priho...

19 И обучение книгам в начале не легко давалось ему впоследствии сделался одним из первых учеников. – В автобиографии о начальных годах своего учения в архангельских духовных школах отец Иоанн писал: «Туго давалась мне грамота; руководителей ближайших не было; до всего дол­жен был доходить сам» (Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский : Воспоминания самовидцев. (Далее – Воспоминания.) М.: Отчий дом, 2011. С. 9). Первую треть своего первого учебного года он закончил 28-м учеником в классе (Кронштадтский пастырь. Вып. 2. М., 2010. С. 41). Чувствуя свою беспомощность, юный Иван Сергиев «стал просить помощи и разумения у Бога». В слове, произнесенном в 1899 г. в день памяти прп. Иоанна Рыльского, отец Иоанн так описал плоды этой молитвы: «Я озарился светом Божиим; грамота стала ясна для меня, и стал я успевать в соответствующих возрасту и воспитательной цели науках» (Воспоминания. С. 23). Второй класс приходско­го училища Иван Сергиев закончил в 1841 г. шестым учеником в классе, а курс наук в духовной семинарии в 1851 г. – первым учеником (Кронштадтский пастырь. Вып. 2. С. 42). 20 Благонравие же и кротость всегда были отличительными чертами его нрава... – Эти черты Ивана Сергиева не раз отмечались инспектором Архангельской духовной семинарии архим. Иларионом в ежемесячных спи­сках поведения учащихся: «в поступках прост и вместе благороден» (июль 1847); «кроток, послушен» (декабрь 1847); «при тихом спокойном природном расположении отличается честностью и добродушием» (июнь 1848); его отли­чает «усердие к делу, скромность в поступках, почтительность и религиозное направление ума и сердца» (апрель 1851) (См.: Кронштадтский пастырь. Вып. 2. С. 47). 26 ...как сам отец Иоанн пишет в дневнике своем... – Здесь и далее игумения Таисия цитирует тексты из дневника отца Иоанна по журналу «Русский паломник» за 1891 и 1892 гг. 29 « по причине бывшей неопытности моей в искушениях на молит­ве». – Русский паломник. 1891. 1. С. 2. 34 ...когда по воле начальства отец Иоанн определен был законоучителем сначала училища, а потом мужской гимназии. – 22 февраля 1857 г. отец Иоанн был назначен законоучителем Кронштадтского уездного училища, а 20 сентября 1862 г. определен законоучителем Кронштадтской городской гимназии (ЦГИА СПб., ф. 19, оп. 113, д. 2529, л. 1–2, об.). Место законоучителя во вновь открывшейся в Кронштадте гимназии было предложено отцу Иоанну директором Ларинской гимназии, статским советником А.В. Латышевым, которому была поручена подготовка нового учебного заведения к открытию. 2 сентября 1862 г., отвечая на письмо Латышева, отец Иоанн писал: «Много благодарен Вам за доброе внимание ко мне, которым Вы изволили почтить меня, предложив мне место законоучителя в имеющей открыться в Кронштадте гимназии. Охотно и с душевною призна­тельностию принимаю Ваше предложение» (ГМИР, ф. 38, on. 1, д. 22, л. 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

5 июля 1847 овдовел, и 2 ноября 1847 пострижен в монашество архиепископом Литовским Иосифом (Семашко) , 8 ноября рукоположен во иеродиакона, 9 ноября рукоположен во иеромонаха. 15 июля 1849 возведен в сан архимандрита с назначением ректором Полоцкой ДС. 21 августа 1851 – ректор Рижской, с 15 декабря 1855 – Екатеринославской, с 29 января 1859 – Могилевской (и настоятель Могилевского братского монастыря), с 23 апреля 1863 – Вятской ДС. 17 июня назначен и 21 августа 1866 хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского, с 7 июля 1869 – епископ Псковский и Порховский, с 23 января 1882 – Олонецкий и Петрозаводский. 21 октября 1897 уволен на покой; состоял управляющим Высоко-Петровским монастырем в Москве. Погребен под Воскресенским собором московского Покровского монастыря. Духовный писатель; ряд его проповедей опубликован в ОГВ. Прибыл в Петрозаводск 10 марта 1882. 8 сентября 1887 в Петрозаводске отмечался 50-летний юбилей его службы; 9 апреля 1889 награжден орденом св. Александра Невского «за полувековое отлично-усердное служение Церкви». При нем 9 февраля 1892 было открыто Александро-Свирское братство, 22 сентября 1896 он освятил Александро-Невскую церковь Олонецкой гимназии. В 1911 протоиерей Н. Чуков, приехав в Москву на всероссийский съезд по народному образованию, побывал на могиле епископа Павла. См.: Двадцатипятилетие епископства Преосвященного Павла, епископа Олонецкого и Петрозаводского.//ОГВ, 1891. 62. С. 627–628; Надежин А., прот. Памяти Преосвященного Павла, бывшего епископа Олонецкого и Петрозаводского.//ОЕВ. 1900. 10. С. 361–366; Преосвященный епископ Павел. (Некролог.)//Московские церковные ведомости, 1900. 18. С. 229–230 [год рождения ошибочно указан 1807]; Преосвященный Павел. (Некролог.)//ОГВ. 1900. 48. С. 2. 32, 33, 34, 35, 36, 38, 41, 43, 44, 47, 49, 55, 59, 73, 75, 76, 81, 82, 84, 85, 94, 98, 108, 119, 125, 129, 454, 465, 471 Павел (Раевский Павел Васильевич); (26 мая 1877 – 4 декабря 1940). Окончил Новгородскую ДС (1898) и С.-Петербургскую ДА (1902), к.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010