Проф. А.  В. Марков в своем исследовании «Бытовые черты русских былин» писал: «Если на чем можно несколько остановиться, так это на терминах, которыми в былинах означаются расстояния. В измерениях их мы видим полное соответствие былинных выражений данным письменных памятников. И здесь, и там для измерения больших расстояний служат поприща (Кир. I, 41; Рыбн. II, 150; IV, 48; Гильф. 1219, 1296, 34, ст. 150; 104, ст. 22; Тих. и Милл. II, 125, 182) и версты, причем одни с другими отождествляются» (Этнограф. обозр. 1903, 3, с. 77–78). «За три поприща, да по русски-то сказать за три верстоньки» (Гильф. 1212). В старинном «азбуковнике» поприще объясняется как «верста – имат саженей 750»; но считали поприще и в тысячу сажень (см. Буслаев. Русск. хрестоматия, с. 141). Поприще встречается в житии Антония Римлянина, в летописи под 1259 г. По-видимому, в XVII в. измерение верстами окончательно вытеснило применение слова поприще, как меры расстояния, однако ср. определение слова поприще как меры расстояния, посредством сопоставления с милей – «49–42 мили» в «Лексиконе словеноросском» Памвы Берынды (см. с. 88). От этого древнерусского значения отделился оттенок: «расстояние вообще», «расстояние определенной длины». Например, в «Хождении Стефана Новгородца»: «И оттоле идохом сквоз град далече поприще велико» (Сперанский. Из старин. Новгород. лит-ры, с. 59; ср. с. 79). В тесной связи с этим значением находилось и другое, это – «пространство, определенную длину имеющее, на котором древние Римляне и Греки подвизалися в бегании» (см. сл. 1822, 4, с. 1529–1530). В словаре 1847 г.: «Место определенной длины и ширины, с оградою для бегания и ристания» (сл. 1867–1868, 3, с. 758). Напр.: «Древние греки и римляне подвизались на поприщах». В «Лексиконе треязычном» Фед. Поликарпова помещены такие сюда относящиеся слова и объяснения их: «Пóприще – στδιον, stadium. Поприщный– σταδιαος, stadialis. Поприще теку σταδιοδζω, stadium curro. Поприщетечный σταδιοδζυος, σταδιεους, qui stadium currit, qui statio certat, stadiodromus. Поприщемерятель σταδιαος, stadii mensuram aequans» (2, с. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

34 Синетта «Эзотерический буддизм». – Альфред Перси Синнетт (Sinnett; 1840–1921), английский журналист, теософ, редактор газеты «The Pioneer» (Аллахабад, Индия). Через посредничество Е.П. Блаватской вступил в переписку с двумя махатмами, которая продолжалась с 1880 по 1884 г. и составила более 140 писем (в настоящее время хранятся в Британском музее в Лондоне). Популяризировавшие теософию книги «Оккультный мир» (1881) и «Эзотерический буддизм» (1883) написаны А. Синнеттом почти полностью на материалах, содержащихся в этих письмах. См.: Readers guide to the Mahatma letters to A.P. Sinnett/Ed. by G.E. Linton and V. Hanson. London, 1988. 35 В оригинале: будхизм. Также в тексте встречается написание: будхизм, Буддха. Далее исправление не оговаривается. 36 Безант Анни (Besant; 1847–1933), английская общественная деятельница, теософ, лидер движения за независимость Индии. С1889 г. член Теософского общества, в 1907 г. стала его президентом. Подробнее см.: Nethercot A.H. The first five lives of Annie Besant (1960); The last four lives of Annie Besant (1963). 37 Ледбитер Чарльз Уэбстер (Leadbeater; 1854–1934), англиканский священник, оккультист, член Братства благословенного причастия, с 1883 г. член Теософского общества. Редактор газеты «Буддист» на Цейлоне (1886–1889), организатор ложи «Лотос» (1902) и одноименного теософского журнала. С 1916 г. епископ Либеральной католической церкви. 38 Е. Блаватской, «Secret Doctrine» (Тайное Учение). – Первые два тома книги Елены Петровны Блаватской (урожд. Ган; 1831–1891) «The Secret Doctrine» («Тайная доктрина») были опубликованы в Лондоне в 1888 г. (на английском языке). Третий том вышел посмертно, в 1897 г. На русском языке первые тома были напечатаны в Риге в 1937 г. (пер. Е.И. Рерих), третий том – в 1994 г. (пер. А.П. Хейдока). 39 ...в сборнике, посвященном памяти Е.П. Блаватской. – Имеется в виду второй выпуск сборника «Вопросы теософии», посвященный Е.П. Блаватской и ее произведениям (1910; 2-е изд.: 1913). 40 ...В. Прибыткову, редактору «Ребуса». – Еженедельный научно-популярный журнал русских спиритуалистов «Ребус» выходил в Санкт-Петербурге в 1881–1903 гг. под редакцией В.И. Прибыткова, затем в 1904–1918 гг. в Москве под редакцией П.А. Чистякова.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

84 В подтверждение того, что не только сами Аскольд и Дир принимали христианство, но что последнее имело при них, в России бóльший или меньший успех, преосвященный Филарет ссылается на арабского писателя Массуди (Масуди), который писал: „из Склабов (Славян) одни – христиане, другие – язычники”, и потом говорил: «из всех склабских царей сильнейший есть Дир».– История церкви I, §2 fin.. Но каких Славян разумеет Масуди, остается вовсе неизвестным. А чтение у него имени одного из царей славянских: Дир, Дира совершенно ненадёжно и большей частью учёных понимается вовсе не о князьях киевских (которых можно было бы разуметь под Диром, как преемников последнего на киевском великокняжеском престоле, так как самого Дира Масуди вовсе не был почти современником, за какового выдаёт его преосвященный Филарет, ибо писал во второй четверти X века), см. у Гаркави в «Сказаниях мусульманских писателей о Славянах и Русских», стр. 137 и 167, и у Дорна в „Каспии”, стр. XLIX. 85 Более точное и прямое определение места их жительства, которое делает сербский сократитель Зонары, говоря, что они жили „во Евксинопонте” (Чтения Общества Истории и Древностей 1847г., отд. II, стр. 101), есть просто произвольная поправка его самого, сделанная на основании слов Зонары, что Руссы (жившие около Тавра) „опустошали с флотом своим прибрежья Евксинопонта” (на основании сербского сократителя Зонарина говорят о Руссах, иже и Кумани, живущих во Евксинопонте, Степенная книга I, 50 и 84, и Никоновская летопись I, 21). 87 См. Спрунера. Historisch-geographisch. Hand-Atlas, 2 Aufl., Nordische Reiche и итальянские периплы (описания. Прим . пер .) Крыма XIV-XVII вв. у Тафеля в Constantinus Porphyrogenitus De provinciis regni Byzantini, Tubingae, 1847, p. 39. 88 Известия о Хазарах, Буртасах..., Славянах и Русских Ибн-Даста, издал, перевёл и объяснил Д. А. Хвольсон, СПб, 1869, стр. 34. Под Хазераном должно разуметь столицу Хазар Итиль (собственно одну часть города), находившуюся при впадении Волги в Каспийское море, Хвольсон, ibid., стр. 151, и Френ, Ibn-Foszl., 64. Что Ибн-Даста говорит не о Руссах, владевших Славянами, каковы были киевские, а о каких-то других, это он ясно даёт знать тем, что говорит об их набегах на Славян („Руссы имеют царя, который зовётся Хакан-Русь, они производят набеги на Славян”).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но переписчик, не зная, что первосвященник иудейский мог быть назван царем, прибавил к слову βασιλει слово Ηρωδυ, потому что всякий царь иудейский тогда назывался Иродом. Так объясняют эту ошибку Грабе, Тслльемонт и Тиширнер (см. Geschichte Apologet. Gottlib. Tischirner Leipz. 1805 г. Erst. Theil. pag. 112). Кроме того, некоторые из отцов выдают такие сведения, каких нет у Аристея, например, о келиях и притом выдают различно, так: Иустин, Кирилл Иерусалимский , Ириней, Климент и Августин говорят, что для переводчиков было устроено 72 келии, в которых они сделали 72 экземпляра перевода; а Епифаний свидетельствует, что в каждой келии находились по два переводчика, следовательно, келий и экземпляров перевода было 36-ть. 30 Не ранее 1522 г. первым изъявил сомнение на счет подлинности Арастеева письма испанский ученый Людовик Вивес, за ннм, в 17-м и 18-м веке Скалигер и Одий (Hody). 31 Каковы Валтов, англиканский епископ, кардиналы: Беллярмин н Поссевин, и, наконец, из новейших Экономос. 33 У Экономоса том 2-й стр. 4 и следующие приводятся: Годин, Уссерий, Картвинг, Дюпеиь, Монфокон и Фабриций. 34 Аристей в своем письме не однократно употребляет, кроме слова – Νομος; еще: νομοθεσια, τα των Ιουδαιων νομμα, τα Ιουδαικα βιβλια; Флавий нередко выражается так: τους νομους, τας βιβλους τον ιερων γραφων, του νομου των ιουδαιων. 45 В Гемара Сангедрин гл. XI. § 13й- Мар-Сутра говорит: «во времена Эздры Израиль избрал письмо ассирийское для священного языка». Это же повторяет блаженный Иероним: «Ездра избрал нынешние буквы, а до сего времени письмо самарян и евреев было одинаково». Proleg. in 1. Lib. Regum. 50 Некоторые выдержки из Платона и других древних писателей языческих можно читать на русском языке в сочинении: «Путешествие к 7-ми Церквам, упоминаемым в Апокалипсисе» соч. А. О. Норова СПб, 1847. 51 См. Начертание церковно-библейской историй стр. 440 СПб, 1827, и Догматическое Богословие епископа Макария том. 3-й стр. 47–48. 54 Περι των ο ερμηνευτων της παλαιας Θειας γραφης βιβλια А.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

979 Bachmann L. Theodori Ducae Lascaris imperatoris in laudem Nicaeae urbis oratio. Rostock, 1847. Неизданная речь об обязанностях подданного по отношению к своим владыкам подробно анализируется в: Lappa-Zizicas E. Un traité inédit de Théodore II Lascaris//Actes du VI е Congrès Intern. d " Etudes Byzantines. T. I. Paris, 1950. P. 199 sv. ? 981 Miklosich-Müller. T. III. P. 68–76. Критическое издание с многочисленными исправлениями и подробным комментарием: Festa N. Le lettere greche di Federigo II//Archivio storico italiano. Ser. V. T. 13. 1894. P. 1–34.?. 982 Список пятнадцати известных на настоящий момент (отчасти сохранившихся лишь в латинском переводе) документов см.: Lemerle P. Trois actes du despote d " Epire Michel II concernant Corfou// Προσφορ εις Στ. Π. Κυριακδην. 1953. P. 407 sv. См. тж.: Lemerle P. Le privilege du despote d " Épire Thomas I pour le vénitien Jacques Contareno//BZ 44 (1951). P. 389–396; Маркови М. Византиске Дубро-вачкогархива//ЗРВИ 1 (1952). С. 205–258.? 983 Васильевский В.Т. Epirotica saeculi XIII//ВВ 3 (1896). С. 233–299; Pémrides S. Jean Apokaukos, lettres et autres documents inédits//ИРАИК 14 (1909). C. 69–100; Παπαδπουλος– Κεραμες A. Ιωννης A πκαυκος και Νικτας Χωνιτης// Τεσσαρακονταετηρς της καθηγησας Κ. Σ. Κοντο. Αθναι, 1909. Σ. 379–383.Ср. тж.: Wellnhofer M. Johannes Apokaukos, Metropolit von Naupaktos in Aetolien (c. 1155–1233). Sein Leben und seine Stellung im Despotate von Epiros unter Michael Dukas und Theodoros Komnenos. Freising, 1913. l 984 Pitra J.-B. Analecta sacra et classica spicilegio Solesmensi parata. T. VI. 1891. Материал подвергнут оценке в: Ангелов Д. Принос към народностните и поземелни отношения в Македония (Епирский деспотат) през първата четвърт на XIII век//Изв. на Камарата на нар. култура IV/3 (1947). С. 1–46. См. тж.: Дринов М. О некоторых трудах Димитрия Хоматиана как историческом материале//ВВ 1 (1894). С. 319–340; 2 (1895). С. 1–23. ? 985 Послание патриарху Герману 114) в Pitra . P. 487–498. Новое издание послания с протестом ко св. Савве с сербским переводом в моей работе: Писмо Дuмumpuja Xoмamujaha св. Сави//Светосавски Зборник 2 (1938). С. 91–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

34 Rothe, Die Anfänge der christlichen Kirche und ihrer Verfassung, Wittenb. 1837. Bickell, Geschichte des Kirchenrechts, B. I Abth. 2, 1849. Neander, Geschichte der Pflanzung und Leitung der christlichen Kirche durch die Apostel, Gotha, 1862. A. Ritschl, Die Entstehung der altkatholischen Kirche, 1857. Thiersch, Geschichte der christl. Kirche im Alterthume. Th. 1. 1858. Lechler, Das apostolische und das nachapostolische Zeitalter, 1857. Döllinger, Christenthum und Kirche in der Zeit der Grundlegung, 1868. Hatch, Die Gesellschaftsverfassung der christlichen Kirche im Alterthum, übers. v. Harnack, Giessen, 1883. Harnack, Die Lehre der zwölf Apostel nebst Untersuchungen zur ältesten Geschichte der Kirchenverfassung und des Kirchenrechts, Leipz. 1884. Kühl, Die Gemeindeordnuügen in den Pastoralbriefen. Berl. 1885. Составленную мною рецензию сочинений Гарнака и Киля см. в «Юридич. Библиогр.» изд. Демид. Юрид. Лицеем, 49 См. литературу в пред. § и кроме того: Кестлин. Существо церкви по учению и истории Нового Завета, перев. с немецкого Н. Суворова , Ярославль. 1882. Probst, Kirchliche Disciplin in den dre: ersten christlichen Jahrhunderten. Tübingen, 1 73. §§ 18–29. 58 См. литерат. в §§ 7 и 8. Кроме того: Bunsen, Ignatius v. Antiochien und seine Zeit, Hamburg, 1847. Zahn, Ignatius von Antiochien. Gotha, 1873. Pressensé, Histoire des trois premières siècles de l " église chretienne. Paris, 1877. Hunter, Cyprian " s Lehre von der Kirche, 1839. O. Ritschl, Cyprian von Karthago und die Verfassung der Kirche. Göttingen, 1885. 81 Binterim, Denkwürdigkeiten, I, 1. Walter, Lehrbunch, §§ 16. 20. Probst, о. с. §§ 21–29. Hinschius, Kirchenrecht, I, § 1. O. Ritschl, о.с. 93 Bickell, o.c. Döllinger, Hippolytus und Callixtus, 1858. Maassen, Der Primat des Bischof von Rom und die alten Patriarchalkirchen, Bonn, 1853. Friedrich, Zur ältesten Geschichte des Primates in der Kirche, Bonn, 1879. Huther, o.c. O. Ritschl, o.c. Н. Суворов , Римское панство до разделения церквей. Ярославль, 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

1993 Акелдама ( от ( ) – земля (поле) крови; иерусалимский топоним ) . Будучи словом из лексикона арамейского языка, выполнявшего во времена Христа роль лингва-франка по всему Ближнему Востоку, оно, строго говоря, не является гебраизмом. Однако к гебраизмам отнесено в самом библейском тексте: «…он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови» ( Деян 1:19 ). Во времена Христа население Иерусалима и окрестностей, в отличие от остальной Палестины, говорило не на арамейском, а на иврите. 1994 Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. – ок. 50 н. э.) – крупнейший иудейский теолог начала нашей эры, живший в Александрии. Пытался связать библейское Откровение с элинистическими философией и естествознанием. Автор толкований к книгам Ветхого Завета, апологетических сочинений, философских трактатов. Мнение Филона признавалось весьма авторитетным в христианском мире, включая русское православие: «Источники для этой науки суть: а) главнейший: книги Св. Писания; б) второстепенный: сочинения Иосифа Флавия и Филона; в) третьестепенный: Талмуд и вообще сказания древних восточных и греко-римских писателей об иудеях» ( Макарий (Булгаков) , архим. Введение в православное богословие. СПб., 1847. С. 647; см. также: . Филон Александрийский и его миросозерцание. Харьков, 1865 ) . 1995 10 Тишри, на который приходится Йом-Кипур (День Искупления, или Судный День), завершает празднование еврейского Новолетия. Один из центральных праздников в иудаизме (Йом-Тов), установленный Пятикнижием ( Лев 16:1–34 ). В русском компилятивном издании «Филон Иудеянин о субботе и прочих ветхозаветных праздниках» (М., 1783) подобного утверждения нет, хотя «естественное» объяснение праздников неизменно присутствует. Нельзя исключить, что спорное утверждение все-таки содержится, например, в греческом или латинском тексте 2-й части трактата Филона «Об особых законах» (De Specialibus Legibus), в которой автор обращается к Судному дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Император, вознегодовав на это неуважение к своему наследнику, приказал выгнать епископа; но на это старец отвечал ему, что так именно небесный Отец оскорбляется теми, которые отказывают его Сыну в чести, которую оказывают ему Самому. Феодосий просил прощения у епископа и ариане были удалены. Историки, однако же не согласны между собой касательно времени и места совершения этого события. 1270 Феодосий издал пятнадцать таких указов в течение стольких же лет (381–394 гг.). Cod. Theod. 16, 5:6 и след. 1271 Так называемое шестое правило собора Константинопольского включает в число еретиков тех, кто хотя исповедуют здравую веру, но составляют общины отдельные от епископов. 1289 Conc. Toled. 1, ap. Hard. 1, 989–96. Idat. Chron. 400 г. (Patrol. 34). Документы приписываемые этому собору, отчасти, позднейшего происхождения. 1295 Неандер в одном месте (1:113) отождествляет этот остров с Сокотрой, но в другом (3:165) с Диу близ залива Камбейского в Индостане. Жители Сокотры (Диоскорды) происходили от колонии, переселенной Птоломеем, и язык их был греческий. Montf. Collectia Nova Patrum. 2, 179. 1300 Euseb. Vit. Const., 4:8–13; Soz. 2:15. Созомен и другие верно говорят, что письмо это предназначалось в ходатайство о прекращении гонения, которое, вследствие этого, они относят к царствованию Константина около 325 года. 1304 Yulfila или Wnlfila есть уменьшительное название Vulfs (волк) (Patrol, 18, 476; Massmann, Ulfilas, Stuthard, 1857 г. р. 9). Название Вулфилы в Патрологии взято из издания Von-Der-Gabelanza и Löbe, Leipzig, 1847 г. Во введении Массмана содержится много весьма любопытного материала касательно истории христианства среди готов. 1309 Philost. 2:5; См. Patrol. 463–4. Впоследствии была полная готская Библия ; но хотя она вся приписывалась Улфиле (как напр. Isid. Hisp. Chron. 103 in Patrol, 83), однако же неизвестно, сколько именно в действительности принадлежит ему. 1314 Так, Осия писал Констанцию: «не вмешивайся в церковные дела и не давай нам приказаний касательно их; но поучайся в них от нас. Бог дал тебе в руки царство; нам Он поручил дела своей церкви; и как тот, кто бы лишил тебя царства, оказался бы противником повеления Божия, так равным образом опасайся со своей стороны, чтобы, принимая на себя управление церковью, ты не сделался виновным в великом грехе. Написано: воздадите Кесарево Кесарю и Божье Богу. Поэтому, ни нам не дозволено вмешиваться в земное правление, ни ты, государь, не имеешь права возносить курение (Athanas. Hist. Arian. 44, Oxford, перев.). Елевзий Кизикийский и Сильван Тарсийский говорили Констанцию, что «его дело назначить наказание, но дело их, как епископов судить о благочестии и нечестии» (Theodorit 2:27). Подобным же образом говорил св. Амвросий, когда от него требовали сдать базилику арианам (Ep. 20:19). Срав. Giesel, 1:2:173–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

имен. СПб. 1905. 230, XXV. 59 . Степанов В. К. Материалы к указателю русской духовной литературы. 1801–1992. Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Рудомино. Синодальная б-ка Московской патриархии. М. 1994. 63. 60 . Указатель духовного учено-литературного журнала «Странник» за первое десятилетие его издания (1860–1869 гг.)./Сост. П. В. Г. СПб. 1870. 280. же за третье пятилетие его издания (1870–1875 гг.)./Сост. П. В. Г. СПб. 1875. 106. [Странник. Духовный учено-литературный журнал. СПб. 1860–1917. Ежемесячно]. 61 . Указатель к журналу «Богословский вестник» (Издание Московской духовной академии). Первое десятилетие (1892–1901 гг.). Сергиев Посад 1903. 80. же. Второе десятилетие (1902–1911 гг.). Сергиев Посад 1912. 82. же. Годы 1912–1918. С прибавлением алфавитного указателя собственных имен/Сост. Попов В. М. Л. 1955. 34. 62 . Указатель к «Православному собеседнику» за 20 лет его издания (1855–1875)/Сост. Люстрицкий В. Казань 1876. 55. же за 1877–1891/Сост. С. Ε. Е. Казань 1892. 64. же за 1892–1909. Казань 1910. 48. 63 . Указатель сочинений, содержащихся во всех 88 частях «Христианского чтения» вышедших с 1821 по 1842 г. вкл. СПб. 1842. 138. же за 1821–1870/Сост. Барсов Н. СПб. 1870. же за 1871–1903/Сост. Родосский А. СПб. 1903. 64 . Указатель статей, в алфавитном порядке, содержащихся в богословско-философском журнале «Вера и разум», с алфавитным списком авторов помещённых в нём статей, за первое десятилетие его издания (1884–1893 гг.). Харьков 1894. 45. 65 . Указатель статей, помещенных в журнале «Вера и разум» за годы с 1894 по 1917/Сост. Попов В. М. Л. 1955. 67. [Машинопись]. 66 . Указатель статей, содержащихся в журнале «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» (1863–1894, 1910–1912). М. 1913. 63. Сведения о ж-лах и период. изд. см. также в Списке Сокращений. Патерики Киево-Печерский патерик (издания и исследования) 67 . [Киево-Печерский патерик] Патерик Печерский, си есть Отечник. Киев 1847. 228. 68 . [Киево-Печерский патерик] Патерик Киево-Печерский.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1265 Benazeth D. Catalogue general du Musee Copte du Caire. T. 1. Objets en m6tal. Caire, 2002; L’Art Copte en Egypte – 2000 ans de Christianisme: Exposition a l’Institut du monde arabe du 15 Mai au 3 Septembre 2000 et au Musee de l’ephebe au Cap d’Agde du 30 Septembre 2000 etc. Paris, 2000; Zanni A. La Tunica dell’Egitto Cristiano: Restauro e iconografia dei tessuti copti del Museo Poldi Pezzoli/A cura di Annalisa Zanni. Milano, 1997; Meinardus O.F.A. 2000 Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999; idem. Coptic Saints and Pilgrimages. Cairo, 2002; Capuani M. Christian Egypt: Coptic Art and Monuments Through Two Millennia/Ed. Massimo Capuani. Collegeville, 1999 (repr.: 2002); Gabra G. Coptic Monasteries: Egypt " s Monastic Art and Architecture. Cairo, 2002. 1266 Савва ( Тихомиров, Иван Михайлович), архим. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки/Сост. синодальным ризничим, магистром, архимандритом Саввою. М.: Унив. тип., 1855; он же. Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей 6–17 вв. М., 1863; Указатель Патриаршей библиотеки. М., 1858; Каталог 1823 г. греческих и русских рукописей, находящихся в Синодальной библиотеке (рукопись; Син. 1209); инвентарная опись 1946 г. Синодального собрания греческих рукописей ГИМ; Отчет ГИМ за 1916–1925 гг. См. также каталог профессора Эллино–греческой школы в Москве Афанасия Скиады, составленный по указанию Петра I и опубликованный на русском и латинском языках ( Скиада А. Два каталога рукописанных книг греческих в Синодальной библиотеке в Москве обретающихся. В 2–х т. М., 1723), и изданную В.М. Ундольским алфавитную «Опись греческим, греко–латинским, польским и словенским печатным и письменным книгам, поступившим в 1675 г. ... в Патриаршую ризную казну», составленную справщиком московского Печатного двора монахом Евфимием (ЧОИДР. 1847. Кн. 5. Смесь. С. 1–20). 1267 Помимо поименованных указателей А. Скиады и архимандрита Саввы ( Тихомирова), упомянем также краткий опыт каталога греческих рукописей Синодальной и Типографской библиотек Index Codicum manuscriptorum graecorum Bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi Ecclesiae orthodoxae graeco–rossicae (СПб., 1780), который подготовил профессор греческой и латинской словесности Московского университета Христиан–Фредерик Маттеи, похитив при этом инв. 33–34, и полный каталог всех рукописей Accurata Codicum graecorum manuscriptorum Bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi notitia et recensio (Lipsiae, 1805).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010