Краткий очерк истории Католической церкви в России. Часть 2 ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ (ЧАСТЬ 2) Продолжение, начало см. здесь Герб Ватикана В правление императора Николая I отношения между Петербургом и Папским престолом осложняются. Причиной этого стала прежде всего высокая степень сопряженности католического и польского вопросов в Российской империи. Наиболее радикально на положение российских католиков при Николае I повлияло Польское восстание 1830-1831 гг. Несмотря на то, что папа отказался благословить восстание, симпатии большинства католиков западных областей России были на стороне восставших. Многие представители римско- и греко-католического духовенства в той или иной степени поддержали мятеж, что явилось причиной репрессивных мер со стороны правительства. Многие клирики и миряне Католической Церкви были высланы в Сибирь и внутренние губернии России, последовало упразднение монастырей, монахи которых оказали поддержку восставшим (к 1847 г. в России осталось 72 мужских и 34 женских католических монастыря). Следствием Польского восстания стало и ускорение решения об упразднении Греко-католической Церкви в западных областях России (за исключением Холмщины), хотя объективный процесс возвращения униатов в лоно Православия, начавшийся в конце XVIII в., продолжался и в первой трети XIX ст. Значительную роль в подготовке программы упразднения унии в западно-русских областях сыграл греко-католический священник Иосиф Семашко (впоследствии - униатский епископ Литовский, затем - православный митрополит Литовский и Виленский). В 1828 г. правительством были предприняты первые меры для реализации этой программы: была образована Греко-католическая духовная коллегия, отдельная от Римско-католической и целиком от нее независимая, а вместо четырех униатских епархий были образованы две (Литовская и Белорусская), епархиальным архиереям которых были подчинены все базилианские монастыри. В 1835 г. указом Николая I был образован Секретный комитет по униатским делам под руководством министра внутренних дел Д.Н.Блудова. Окончательное воссоединение западно-русских униатов с Православной Церковью последовало 12 февраля 1839 г., когда собравшиеся в Полоцке греко-католические епископы подписали акт о переходе в Православие. Это решение было утверждено Святейшим Синодом и подписано императором 25 марта 1839 г. С Православной Церковью воссоединилось более полутора миллионов униатов. Греко-католическая коллегия, которую с 1838 г. возглавлял Иосиф Семашко, формально просуществовала до 1843 г., когда была упразднена.

http://pravoslavie.ru/archiv/katolicinru...

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 417, 479. Лебедев А. П. Успенский кафедральный собор в Ярославле. – 2-е изд. – Ярославль, 1896. – С. 40, 41. Павел, иеромонах. Воспоминание о преосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Ярославль, 1877. Кроткое А. С. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. – СПб., 1901. – С. 227. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 1, 3, 4, 5, 6. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810–1880): Биографический очерк. – М., 1881. – С. 86–101. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – М., 1877. – С. 169 и далее. Угреша: Историческое описание Николо-Угрешского монастыря. – М., 1883. – С. 34. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 112, 148, 155, 308, 478, 491, 518, 524, 525, 565, 589, 635, 703, 704. Сборник для любителей духовного чтения иеромонаха Никифора. – М., 1888. – С. 681–684. Памяти преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского, иеромонаха Ефрема. – Киев, 1902. Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию (1843–1847). – М., 1883. – С. 28, 29, 39, 66, 69, 78, 187. Письма Филарета, митрополита Московского к Леониду, епископу Дмитровскому, впоследствии Ярославскому. – М., 1883. См. также: Душеполезное чтение. – М., 1883. – Ч. 2. – С. 103–119. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 151, 154, 189, 190 и др.; ч. 2. – С. 47, 103 и др. Московские епархиальные ведомости. – 1870, 49. –»– 1871, 16. –»– 1876, 28. – С. 223–227; 52. – С. 460–462. Московские ведомости. – М., 1874, 109. –»– 1876, 328, 333. Ярославские епархиальные ведомости. – 1876, 50. – С. 393–396; 51. – С. 401–408.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гоголевское творческое кредо было выражено известными словами: «Рожден я вовсе не затем, чтобы произвести эпоху в области литературной. Дело мое проще и ближе: дело мое есть то, о котором прежде всего должен подумать всяк человек, не только один я. Дело мое душа и прочное дело жизни » (VIII, 298-299). А « душа и прочное дело жизни » принадлежат не какому-то конкретному времени или определенной литературной эпохе (классицизму, романтизму и т. п.), а одновременно прошлому, настоящему и будущему. Душа (всякого человека) вечна, а дело жизни (историческая судьба всех людей) становится прочным только тогда, когда связывает времена и эпохи в один неразрывный процесс, подчиняющийся евангельскому идеалу, неявно присутствовавшему уже в языческой древности. Ведь «пророки им (древним грекам. - В. Г.) не говорили, Христос тогда не родился, апостолов не было» (VIII, 239). Неразрывность « души и прочного дела жизни » Гоголь раскрывает и конкретизирует в письме П. В. Анненкову от 12 августа 1847 г. из Остенде. Писатель напрямую связывает «свое внутреннее воспитание» с проведением «долгого времени за Библией, за Моисеем, Гомером - законодателями веков минувших», а также за чтением «истории событий, кончившихся и отживших». Из контекста письма ясно, что под Библией Гоголь имеет в виду, прежде всего, Ветхий Завет и его центральную фигуру - вождя израильского народа, пророка, «которого Господь знал лицем к лицу» (Втор 34, 10), основателя еврейской религии и законодателя. В этот историко-религиозный, точнее историко-юридический ряд, также в качестве законодателя (об этом см. ниже) попадает и «поэт всех поэтов». И далее в письме речь идет уже о собственной гоголевской душе, которую писатель «наблюдал и анатомировал», желая «узнать глубже душу человека вообще», и о встрече «на этом пути с Тем, Который более всех нас знал душу человека» (XIII, 362). В сопоставлении Библии и Гомера не было ничего необычного как для западноевропейской литературы, так и для русской. А.-Л.-Ж. де Сталь писала в знаменитой книге «О Германии»(1813): «Язык поэзии привычен всем религиям. Библия преисполнена поэзии, Гомер преисполнен религиозности. Дело не в том, что в Библии есть художественный вымысел, а у Гомера - догмы, а в том, что энтузиазм сочетает в едином порыве различные чувства; энтузиазм - это кадильный дым, идущий от земли к небу; он соединяет их друг с Ту же мысль, но уже применительно к поэту, развивал В. Гюго в предисловии к сборнику «Оды и баллады» (1826): «Из всех книг, побывавших в руках людей, он должен изучать только две: Гомера и Библию (ср. с вышеприведенным суждением Гоголя из «Портрета» - В. Г .). Ибо эти достойные поклонения книги, первые по времени создания и по значению и почти такие же древние, как мир, сами по себе - целый мир для мысли. Вы находите здесь как бы все мироздание, взятое с двух его сторон: в гомеровском эпосе - как понимает его человеческий гений, в Библии - как видит его дух

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

В кон. XVII в. была издана Повесть об обретении мощей И. с тропарем и кондаком святой (Сказание о обретении честных мощей сея святыя богоугодныя княжны Юлианы. К., см. также: ГИМ. Син. 684. Л. 35-38), особая редакция Повести была помещена под 6 июля в Четьи-Минеи митр. св. Димитрия (Савича (Туптало)) ( Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. М., 1762. Кн. 4. С. 244-245). Согласно Повести об обретении мощей И., по молитвам верующих у гроба святой совершались чудеса и исцеления. 23 июля 1823 г. указом Синода было позволено печатать Повесть об обретении мощей И. при издании Киево-Печерского патерика . В «Книге, глаголемой Описание о российских святых», известной в списках XVIII-XIX вв., И. ошибочно именуется как «святая великая княгиня Иулиана Оболенская» (среди «святых града Киева»), ее погребение в Киево-Печерском мон-ре отнесено ко времени до 1492 г. («в лето 6000» - дата недописана в части сотен, десятков и единиц) и датировано 26 июля (Описание о российских святых. С. 9). Общецерковное почитание И. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. В 1908 г. Волынский еп. Антоний (Храповицкий) составил службу И. В 2001 г. в Дубровице по благословению Сарненского и Полесского архиеп. Анатолия (Гладкого) создан приход во имя И., в храме имеется икона святой с частицей мощей. 18-19 июля 2005 г. в Дубровице праздновалось 500-летие св. княжны. С 1999 г. частица мощей И. хранится в храме во имя вмч. Георгия Победоносца в дер. Гольшаны. Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 109-110; СИСПРЦ. С. 143-144; Сб. мат-лов для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. С. 34-35; Максимович М. А. Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 228-229; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 283-284; Теодорович Н. И. Ист.-статистич. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1899. Т. 2. С. 611-612; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 14-15; Голубинский. Канонизация святых. С. 214-215; Мельников А. А. Путь непечален. Минск, 1992. С. 175-178; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 43, 48, 57, 90, 128; Хойнацкий А. Ф., прот. Православие на западе России в своих ближайших представителях, или Патерик волыно-почаевский. Житомир, 19972. С. 135-142; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 379-380.

http://pravenc.ru/text/1237853.html

Проф. А.  В. Марков в своем исследовании «Бытовые черты русских былин» писал: «Если на чем можно несколько остановиться, так это на терминах, которыми в былинах означаются расстояния. В измерениях их мы видим полное соответствие былинных выражений данным письменных памятников. И здесь, и там для измерения больших расстояний служат поприща (Кир. I, 41; Рыбн. II, 150; IV, 48; Гильф. 1219, 1296, 34, ст. 150; 104, ст. 22; Тих. и Милл. II, 125, 182) и версты, причем одни с другими отождествляются» (Этнограф. обозр. 1903, 3, с. 77–78). «За три поприща, да по русски-то сказать за три верстоньки» (Гильф. 1212). В старинном «азбуковнике» поприще объясняется как «верста – имат саженей 750»; но считали поприще и в тысячу сажень (см. Буслаев. Русск. хрестоматия, с. 141). Поприще встречается в житии Антония Римлянина, в летописи под 1259 г. По-видимому, в XVII в. измерение верстами окончательно вытеснило применение слова поприще, как меры расстояния, однако ср. определение слова поприще как меры расстояния, посредством сопоставления с милей – «49–42 мили» в «Лексиконе словеноросском» Памвы Берынды (см. с. 88). От этого древнерусского значения отделился оттенок: «расстояние вообще», «расстояние определенной длины». Например, в «Хождении Стефана Новгородца»: «И оттоле идохом сквоз град далече поприще велико» (Сперанский. Из старин. Новгород. лит-ры, с. 59; ср. с. 79). В тесной связи с этим значением находилось и другое, это – «пространство, определенную длину имеющее, на котором древние Римляне и Греки подвизалися в бегании» (см. сл. 1822, 4, с. 1529–1530). В словаре 1847 г.: «Место определенной длины и ширины, с оградою для бегания и ристания» (сл. 1867–1868, 3, с. 758). Напр.: «Древние греки и римляне подвизались на поприщах». В «Лексиконе треязычном» Фед. Поликарпова помещены такие сюда относящиеся слова и объяснения их: «Пóприще – στδιον, stadium. Поприщный– σταδιαος, stadialis. Поприще теку σταδιοδζω, stadium curro. Поприщетечный σταδιοδζυος, σταδιεους, qui stadium currit, qui statio certat, stadiodromus. Поприщемерятель σταδιαος, stadii mensuram aequans» (2, с. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

21 Дополнено с греч. 22 В слав. вси помыслы; в греч. παντες σ λγοι . 23 См. Патрологию Греческую, издание Минья. Том 99, стр. 688. Париж. 1860 г. 24 В Новогреч, пер. ερχωρος ; в Еллиногреч. αρινς ; в Слав. весеннее. 25 В гору Антония прислали однажды вина; один из пустынников поднес Ав. Сисою две чаши вина. Сисой выпил первую, принял и вторую. Но когда он предложил ему в третий раз, Сисой не взял, сказав: разве ты, брат, не знаешь, что есть сатана. Достоп. Сказания о подв, св. и бл. Отцев. Стр. 297. 26 Дополнено с Еллиногреч. 27 Сын и преемник царя Никифора (803—811). 28 Творения Василия В. 5-я часть. Слово 3-е о подвижничестве, стр. 82. Москва. 1847 г. 29 Достоп. Сказания о подвижничестве св. и блаж. Отцев. Москва. 1846 г. Стр. 272. 30 Там же стр. 67— 68. 31 По греч. κχσεις . 32 В Слав. подчревныя двизания. 33 По греч. κορνιακτισμνην . В слав. книге: украшену; опечатка, вместо упрашену. 34 В тогдашнее время, когда положено было есть однажды в день, вкушали пищу в 9-м часу (по древнему счету, а по настоящему, в 3-м по полудни). Когда же ели дважды в день, дозволялось вкушать пищу раньше. 35 Смотри 1-е слово его «о подвижничестве». 36 Здесь, как и в других подобных местах, разумеется вино виноградное, которое в южном климате составляет существенную потребность. При том, как видно и из 9-го поучения препод. Феодора в монастырях употреблялось большею частью вино новое, или вернее недавно выжатый лозный сок, не имеющий винной крепости. 37 Св. Григорий Синаит в главах 120 и 121 выставляет пять степеней послушания: 1 отвержение своей воли, 2 повиновение старшим, 3 послушание заповедям Божиим, 4 смирение пред всеми, 5 любовь ко всем. Также и блаженные Каллист и Игнатий в 15 гл, выставляют пять свойств послушания с некоторым изменением: 1 полная вера к предстоятелю и наставннку, 2 истина, — истинствовать пред ним в слове и деле, 3 не исполнять ни в чем своей воли, а стараться во всем отсекать оную, 4 отнюдь не прекословить и не спорить, так как прекословие и спорливость бывают от рассуждения с неверием и высокомудрием, 5 совершенное и чистое исповедание грехов и таин сердечных. (То и другое во 2-й части Добротолюбия).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

31 От 20 мая 1847 г. Павел писал Милякову и Киселеву: „На страстной неделе супруга (Георгия Андреевича) Анна Николаевна разрешилась от бремени, и новорожденного младенца Иакова при крещении восприемником был московский купец Василий Васильич Досужев“ («Переписка раскольнических деятелей». вып. I, М., 1887, стр. 110; сл. Поездка за миром, стр. 27. примеч.). О рождении Амвросиева внука Павел извещал и Геронтия. Последний писал из Москвы в Белую-Криницу от 11 апреля: „здесь мы и все наши благодетели о новорожденном Якове Георгиевиче очень радуемся“ (Сборник П. И. Мельникова). 32 Она писала в Рыльск, вероятно родным, от 11 мая: „Здесь, в Белой-Кринице, у митрополита невестки я сына принимала Якова с московским купцом“. («Переписка раскольнических деятелей». вып. I, М., 1887, стр. 99). 33 По словам Н. И. Надеждина, Мануилов „настоящий вертеп, затаенный в дремучей лесной чаще, на дне глубокого крутоярого оврага“ («Сборник правительственных сведений о раскольниках» В. И. Кельсиева. ч. I, стр. 144).. 34 Павлина была родом из Симбирской губернии: см. ее письмо в («Переписке раскольнических деятелей». вып. I, М., 1887, стр. 98; Андра откуда-то прибыла в Белую-Криницу со всей „обителью“: там же, стр. 94. 35 В Памятнике под 1 (13) апр. именно записано: „Митроп. Амвросий возвещает честным инокиням Павлине в Андре с прочими сестрами, как и когда позволяется женскому полу во ограду Белокриницкого сего монастыря входить, и в братские келии ни под каким предлогом не позволяется, кроме церкви и трапезы“. 36 См. о нем в 1-м выпуске Истории, стр. 188–191. В мае месяце 1847 г. Павел писал Милякову: „О мануиловских раздорниках, в том числе и о попе, аки переметной суме, время не имею ныне говорить. Пословица говорится: пес сена не ест, и козе не дает“ («Переписка раскольнических деятелей». вып. I, М., 1887, стр. 100). 38 О ней В. В. Борисов писал: „Грустно было смотреть на эту молельну, где все отзывалось бедностью и недостатком: у передней стены стояло несколько икон без всякого украшения, деревянные подсвечники, ситцевые замасленные пелены, несколько войлочных подручников“ (Поездка, стр. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

церкви не приносят ни малейшей пользы, все неудобоносимые тяжести возлагают на простой народ, а сами не хотят и перстом коснуться их. Заграждая людям Царство Небесное, сами не входят и нам возбраняют и пр. 588 Таким, совершенно ложным, мнением некоторые из православных заразились от иезуитов. Для совращения православных, иезуиты повсюду проповедывали, будто бы вся Россия издревле была в Унии и что она впала в раскол очень недавно (см. Чтения в Импер. общест. истор. и древност. Рос. за 1847 8. стр. 1, в примечании). 593 См. Уст. Львов. Братства – Пам. Киев. Ком. Т. III. отд. I. грам. I. пункты: 29, 32, 33, 35–38. 599 Там же. Во втором послании говорится: Святый Владыко наш многажды пишуще о исправлении молебенные наша словеса ко твоему престола величеству, ныне же конечнее вся по ряду, добре сведуще, твоей святыни возвещаваем (стр. 45, на втором столбце). 603 Акт. Зап. Рос. Т. IV. 27, 88, 91, 92, 94, 95, 105, см. в том же томе 24–e примеч. к 27. стр. 8. 611 Сведения извлечены из постановления об общежительстве в Братстве Луцком в 1624 году–см. Пам. Киев. Ком. Т. I. отд. I. гр. VIII. стр. 55–72. 612 Пам. Киев. Ком. Т. III. отд. I. пунк. 39. В одной из патриарших грамот Могилевское Братство прямо называется всеобщим училищем Божествен. и Свящ. Писания и всякого другого учения (Мог. Вед. 1845 г. 41). 619 См. Устав Братства Могилевского при церкви св. Николая в г. Могилеве (Могил. Вед. 1851 г. 35. пунк. 1, 2 и 3). Пятым пунктом, кроме того, предписывалось, чтобы при совершении месячной службы Божией каждый брат присылал стакан меду, и чтобы воск, приносимый людьми к богослужению, поступал в Братский ларец; а шестым пунктом было постановление, чтобы ларец для взноса был выставляем с дозволения старшего в Братстве, у церковной ограды. См. также устав Берестейского Братства (собр. грам. Мин. Губ. 139. стр. 229–307). 620 Ж. М. Н. П. 1850 г. Май. отд. II. стр. 70; Могил. Вед. 1847 г. 10; Собр. Вил. грам. Ч. II. 2, 5; 8, 18, 27, 29, 34, 35; Минское соборное госпитальное православное Братство имело бумажную или хлебную мельницу для дохода Братству, на содержание госпиталя, а также владело землями и сеножатьми (собр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Кормчею книгою назван свод церковных правил, потому что эти правила служат как бы кормилом, которым управляется Церковь, издревле уподобляемая кораблю (подробнее см. там же у Розенкампфа. С. 67–70 Достойны замечания слова, находящиеся в церковном уставе новгородского князя Всеволода—Гавриила (1117–1136): «Аз всмотрех в Фотия, патриарха Цареградскаго, граматы, что принесл на Русь князь великий Владимир, нареченный во св. крещении Василий, сын Святославль... аже стоит в грамоте: торговая вся весы, мерила и... епископу блюсти без пакости...» (см. нашей «Истории» т. 2. Приложен. 14). Под грамотами Фотия здесь, конечно, разумеется Фотиев Номоканон. Восток. Опис. рук. Румянц. муз. 230. С. 283–289 Розенкампф. Обозр. Кормч. кн. С. 114–130 Зиновий — в 52-м Слове своем на ересь Феодосия Косого П. собр. р. лет. 1. 65 Розенкампф. Обозр. Кормчей кн. С. 51 См. в печатн. Кормчей. Ч. 2. Гл. 42 От свитка (codex) новых заповедей благочестивого Иустиниана царя — и гл. 44: От различных граней Иустиниана царя новых заповедей (Novellae) главы избранны. М. Иларион. Похв. кн. Владимиру в Прибавл. к Твор. св. отц. 2. 277 О церковном уставе Владимировом, в том или другом отношении, говорили уже многие из наших писателей и ученых, например: Карамзин (Ист. гос. Росс. 1. 238 и прим. 506. Изд. 2-е Митр. Евгений (Опис. К.-Соф. соб., в прибавл. 2. С. 5–10 Погодин (Исслед. о русс. ист. 1. 263–272 Калачев (Исслед. о Русск. Правде. 1. 151–153 о Кормч. кн. в Чт. Моск. истор. общ. 1847. 3. Отд. 1. С. 63–121; 4. Отд. 1. С. 14, 15 и с особенною обстоятельностию Неволин (О простр. церк. суда в России до Петра В., напеч. в ЖМНП. 1847. 8, а в отдельных оттиск. С. 28–69 и Мысовский (Прав. собесед. 1862. 2. 139, 260 См. также Хр. чт. 1851. 2. 422–445 1 напечатан в Летоп. Переясл. Суздал., изд. кн. Оболенским. С. 34 Летопись эта, по свидетельству издателя, взята из сборника, писанного во 2-й половине XV в. с рукописи, переписанной в 1261 г. (Предисл. С. LIX). Соображения о времени составления летописи см. в том же Предисл. С. II–VI. Список 2 напечатан в Прав. собеседн. 1861. 2. 426 Список 3 издан И. Лепехиным в Дневн. записках его путешествия. Ч. 3. С. 351–352. СПб., 1780 и потом в Полн. собр. ученых путеш. по России. Т. 5. С. 336–337. СПб., 1822 По малодоступности этого последнего списка мы перепечатаем его сполна в прилож. 8.

http://sedmitza.ru/lib/text/435798/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010