Следует признать, что Святые Отцы в своей интерпретации исполненных отчаяния библейских речений Иова порой все же несколько сглаживают здесь «острые углы», пытаясь перетолковать их иносказательно, нравственно-аллегорически, или даже – с точностью до наоборот. Так, например, святитель Иоанн Златоуст неоднократно утверждает, что «Иов нигде не говорит, что страдает несправедливо и не имеет грехов...» 314 , хотя мы неоднократно увидим в дальнейшем, что страдалец на страницах библейского текста будет настойчиво подчеркивать собственную личную непорочность. Однако экзегеты зачастую все же бывают вынуждены признать предельную резкость и гневную прямоту речений Иова по отношению к Творцу. Так, например, комментируя обращенные к Богу слова Иова, которые тот произнесет уже ближе к концу его спора с друзьями, – Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня ( Иов. 30:21 ), – святитель Григорий Великий честно признает (хотя затем и стремится интерпретировать все это в значительной мере иносказательно), что Иов прямо обвиняет здесь Бога в жесткости 315 . По убеждению Святых Отцов, в частности по святителю Григорию Великому , Иов конечно же знал, что все несчастья преследуют его по злой воле диавола, что его касается не десница Господня, а рука богопротивника – сатаны. Но вместе с тем он недаром говорит в одной из своих речей: рука Божия коснулась меня ( Иов. 19:21 ). Иов понимает, что диавол получил на все это власть от Самого Бога (ср.: Иов. 1:11 ) 316 . При этом Иов не осознает подлинных причин своих многочисленных бед (по словам Олимпиодора, Иов «не знал причины своих злоключений» 317 ), видя в них одно лишь наказание, посылаемое ему от Бога, преследующее его, как ему кажется, за грехи, которых он не совершал. Так, по словам святителя Григория, «блаженный Иов действительно говорил о том, что он был наказан без какой-либо вины» 318 . Тем самым в сознании Иова все же присутствовала мысль, что источником его несчастий является Сам Господь. Отсюда – вследствие такого ошибочного убеждения – и все горькие слова упрека, обращенные к Творцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Последующий – 14-й – стих (подобно только что рассмотренное 13-му) также выглядит в Септуагинте несколько иначе, чем в привычном нам синодальном переводе: Если же я согрешу. Ты хранишь меня, но не оставишь меня безнаказанным за беззаконие ( Иов. 10:14 ; Септуагинта). Исходя из такого чтения библейского текста восточные древние экзегеты утверждают, что, говоря о своем беззаконии, Иов ведет речь здесь отнюдь не о собственном, личном грехе, но именно о грехе первородном, лежащем на всех людях, в том числе – по признанию Иова – и на нем. Тем самым, по Дидиму Слепцу , Иов «показывает, что по преемству от Адама грех переходит на всех людей. Мы говорим, что святые подлежат преступлению не по своей воле, но по преемству, как было сказано... И о святых следует помышлять, что они имеют прегрешение не произвольное, поэтому и сказано: ибо все согрешили ( Рим. 3:23 )» 636 . Итак, грех Иова, его беззаконие ( Иов. 10:14 ; Септуагинта) – это именно наследие Адама: по убеждению Иова, он находится лишь под властью преступления прародителей, а не под грузом личных прегрешений. Эту же мысль, по убеждению Дидима, Иов развивает и в следующем – 15-м – стихе, также звучащем в версии Септуагинты несколько иначе: Если я буду нечестив, горе мне! Если я буду и прав, не могу поднять головы моей, ибо я пресыщен бесчестием ( Иов. 10:15 ; Септуагинта). По Дидиму, Иов здесь как бы говорит: «...если я согрешаю волею – увы мне! Если же... только по преемству имею Адамов грех, – опять же не так, ибо не могу поднять голову, как избавленный от всякой скверны» 637 . По мнению древних толкователей, Иов здесь, как и во всех других своих речах, настаивает именно на втором варианте: он отнюдь не грешит против Бога нечестиво, вольно, сознательно, но лишь пребывает в рабстве первородного греха – впрочем, как и весь человеческий род. В соответствии с толкованием святителя Иоанна Златоуста , Иов, настаивая на своей личной чистоте от греха, в то же время признает, что такая чистота ничего не меняет в его взаимоотношениях с Богом, ибо Господь самим фактом наказания провозглашает его грешником, исполненным духовной нечистоты. Именно поэтому, произнеся: Если даже я праведен, то не подниму головы моей ( Иов. 10:15 ; Септуагинта), – страдалец, в соответствии с пониманием Златоуста, здесь как бы утверждает: «Какая польза... что я праведен, если для Него [для Бога] я нечист?» 638

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Святой Иов и Русская Церковь в период его Патриаршества В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви Промыслом Божиим у истоков Русского Патриаршества был поставлен человек исключительных духовных и умственных дарований, замечательный и яркий, несмотря на свое весьма простое происхождение: св. Иов (в миру – Иоанн) был из посадских людей города Старицы. Родился он в середине XVI в., в царствование Иоанна Грозного. Смолоду был связан со Старицким Успенским монастырем, где обучался в монастырской школе. Его духовным наставником был архимандрит Старицкого монастыря Герман. Здесь же будущий Патриарх стал послушником, а затем и монахом. Иов был человеком выдающихся способностей. Он был начитан, прекрасно читал и пел, имел феноменальную память и приятную наружность – был высок, отличался правильными чертами лица. Его память изумляла современников. Он знал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол, помнил множество молитв, в том числе – все тексты литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, которые он совершал без Служебника, наизусть. Даже длинные молитвы на вечерне Пятидесятницы он тоже читал по памяти. Кроме того, Иов был очень благочестив. Никогда не бранился и не повышал голоса, отличался кротостью и смирением, которые не покинули его даже после того, как он стал Предстоятелем Русской Церкви. Иов никогда не пил вина, что особенно изумляло его современников. Каждый день, если только он не был болен, Иов совершал литургию. Все это характеризует Иова как подвижника и аскета, человека святой жизни. Поэтому неудивительно, что Иов весьма быстро обратил на себя внимание Иоанна Грозного, который поставил его настоятелем Старицкого монастыря вместо умершего Германа. В 1569 г. Иов впервые упоминается как архимандрит Старицкого Успенского монастыря, а 1571 г. он уже был переведен в Москву, в Симонов монастырь, где тоже стал архимандритом. В 1575 г. его перевели настоятелем в Новоспасский монастырь. Выдающиеся способности и редкие духовные достоинства Иова способствовали его быстрому возвышению. В 1581 г. он становится епископом Коломенским, а в 1586 – архиепископом Ростовским. С 1587 г. Иов – митрополит Московский и всея Руси. И, наконец, в 1589 он становится первым в истории России Патриархом. Иов был подлинным избранником Божиим, и именно этой замечательной личности суждено было открыть новый этап в истории Русской Церкви. В то же время его Патриаршество пришлось на пору страшных испытаний Смутного времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/436302/

И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти ( Иов. 12:7–10 ). Комментируя это свидетельство Иова, святитель Иоанн Златоуст пишет: Иов «показывает, что вся тварь знает Творца и что это известно не только людям, но и бессловесным, и самой неодушевленной земле... Для большего посрамления Софара [Иов] сказал [ему] гиперболически: «Спроси бессловесных и неодушевленных тварей, которые хотя не говорят, но как бы звуками голоса возвещают славу Божию. Ведь они чувствуют силу Божию и, подобно одаренным речью, скажут, что Творец есть Бог всего, непостижимый в премудрости, карающий злых, что в Его власти находится все, и жизнь живущих, и смерть, что Он легко приводит в исполнение хотения Своей воли о каждой твари, все содержит и управляет и жизнью бессловесных, и духом человека...» Так получили и мы [люди] ум для познания Бога, способный понимать Его премудрость и силу... и нам всем дана способность познавать Бога как Творца всего» 666 . Затем ( Иов. 12:11 ) Иов призывает своих друзей научиться реально, а не кажущимся образом (как это для них характерно) угадывать смысл Божественного Промысла о мире и о человеке. По Иову, такое приобретаемое людьми умение различать таинственные смыслы Промысла Творца подобно свойству человеческого языка, способному чувствовать вкус той или иной пищи. Иов говорит об этом так: Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? ( Иов. 12:11 ). По мысли Златоуста, произнося эти слова, Иов свидетельствует своим друзьям об обладании таким умением: «Я не лишен разума, я знаю это. Ибо подобно тому, как Бог дал нам гортань для различения пищи, так и разум для принятия решений и время для обретения знания» 667 . Затем ( Иов. 12:12–13 ) Иов провозглашает, что хотя люди и обладают мудростью и разумом, но подлинным Источником и Вместилищем совершенной Премудрости является один лишь Бог:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   Так что будем рады, когда нам дают власть, и примем её, как вспомогательное орудие добродетели, посылаемое нам Богом. А когда нас её лишают, не будем её домогаться, как бы слагая с себя страшное бремя, скрывающее от нас замысел Провидения, Которое человеколюбиво устраивает всё каждому на пользу — ведь говорит Мудрый: «Не домогайся сделаться судьёю, чтобы не оказаться тебе бессильным сокрушить неправду, чтобы не убояться когда-либо лица сильного и не положить тени на правоту твою; не греши против городского общества, и не роняй себя пред народом; не прилагай греха ко греху» (Сир.7:6—8). Если только ты в этих делах не захочешь тщеславиться, дорогой мой, то окажешься не в худшем положении, чем окружающие тебя люди, ведь «очи Господа», как сказал сам Мудрый, «призрели на тебя во благо тебе, и Он восставил тебя из унижения твоего и вознёс голову твою, и многие изумлялись, смотря на тебя» (Сир.11:12—13), и повествуют народам и племенам о твоих добродетелях. И — как через великого Давида прорёк об апостолах Дух Святой — «по всей земле прошёл звук» (Пс.18:5) благих деяний твоих, «и до пределов вселенной» (Пс.18:5) проникло благоухание твоих добродетелей. Ведь ты не съедал свой хлеб один, но щедро уделял от него сиротам, и от юности их воспитал их как отец, и от чрева матери их руководил их к правде (Иов.31:17). Ты не презрел гибнущих без одежды, и укрыл их; все немощные благословили тебя, ибо ты согрел их плечи шерстью твоих овец (Иов.31:19—20). Ты не поместил твоё золото в землю (Иов.31:24), то есть в ублажение твоей плоти, а приобрёл твоим богатством небесные блага твоей душе. Ты не соблазнился тленным богатством и не приложил твоего сердца его потоку. Ты не сиживал с насмешниками (Иов.31:5), чья жизнь позорна и исполнена бесчестия. Нога твоя не спешила на лукавство (Иов.31:5), и ты не радовался падению врагов, и сердце твоё не говорило: «Хорошо!» (Иов.31:29). Не вопияла на тебя земля — ведь ты не ел плода её без платы и не удручал душу её владельцев (Иов.31:38—39). Ты удерживал руки от даров нечестивых, и спасал страдальца от руки сильного (Иов.29:12), и плакал о всяком несчастном, и стенал, увидев человека в беде (Иов.30:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

Когда Божественные удары внезапно постигают их, они подозревают, что оскорбили чем-либо Создателя своего, не возвысив дел благочестия до служения ближним либо по причине слабости, либо скорби». И тогда их «сердце обращается к плачу...» 359 Как мы знаем, в соответствии с утверждением библейского текста и прежде всего Самого Бога (см.: Иов. 1:8 ) Иов был лично свят и не совершал в жизни никаких серьезных укоризненных проступков. Принадлежа к падшему грехом человеческому роду и пребывая, как и все прочие люди, под властью первородного греха, он вместе с тем обладал личной святостью. И несмотря на это (как и на то, что в дальнейшем он будет настаивать перед лицом друзей на своей личной безгрешности) (см.: Иов. 27:5 ), иногда – на протяжении длительных страданий – и его одолевали сомнения: а не являются ли на самом деле эти мучения следствием неведомых ему его личных грехов? Затем, как мы увидим, он откажется от этой мысли, но пока что он все еще задается вопросом: а не живет ли в нем действительно тот самый грех , за который он и терпит ныне столь страшное наказание? Как мы обнаружим, в этом его парадоксальным образом разубедят именно нападки друзей, причем разубедят как бы от противного: чем настойчивей они станут утверждать, что Иов великий грешник, тем более, прислушиваясь к собственному сердцу, к внутреннему голосу совести, праведник станет убеждаться в том, что это абсолютно не так. Наконец Иов завершает свою первую речь горькими словами: ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье ( Иов. 3:25–26 ). Чего же ужасался Иов? Прежде всего, по мысли святителя Григория Великого , Иов боялся состояния богооставленности. Как пишет Двоеслов, «праведники объяты страхом и плачут и истязают себя великим плачем, так как они страшатся быть оставленными» Богом 360 . При этом Иов здесь конечно же подразумевает отнюдь не оставленность как некое прекращение помощи Божией в сохранении его личного – материального и семейного – благополучия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

После пиршественных дней Иов приносил жертву по числу всех сыновей, для того чтобы Господь на них не прогневался. Он говорил: Может быть, они согрешили в сердце своем (см. Иов. 1, 5 ). Если Иов так думал о своих детях, значит, и сам он старался не допустить неосторожной мысли или слова. Можно предположить, что этот человек был чрезвычайно внимателен к себе. Согрешив даже мыслью, он приносил жертву Богу и считал, что таким образом он удовлетворяет правосудию Божию. Иов не роптал, понимая, что все посылаемое от Бога нужно терпеть, и, как видим, благодать Божия не покидала его. Когда друзья упрекали его за грехи, он отвечал им: «Вы говорите, что я грешен, но я чувствую дух Божий в ноздрях моих» (см. Иов. 27, 3 ). Видимо, благодать Божия и помогала ему устоять против соблазнов: ропота, отчаяния, уныния и прочего. Как я уже сказал, от него стали требовать покаяния в грехе, которого он не совершал. Не выдержав, Иов стал просить у Бога, чтобы ему было открыто, почему его постигли все эти несчастья. Конечно, в этом проявилась его человеческая немощь и ограниченность. Однако никто из нас не способен выдержать и гораздо меньшую скорбь, а он вынес неисчислимые бедствия. Господь явился праведному Иову и открыл ему путь смирения. Все случающиеся бедствия нужно принимать с благодарностью, как от руки Божией, не искать объяснений и видеть во всем скрытый, непостижимый для нас Промысл Божий. Ему также было сказано, что дела Божии непостижимы. Действительно, это был Промысл, смиривший Иова и давший ему большее богопознание, чем то, которое он имел до того дня. В конечном счете Иов себя тоже укорил: Руку полагаю на уста мои, ибо раньше я слышал о Тебе слухом уха, а теперь вижу Тебя лицом к лицу (см. Иов. 39, 34; 42, 5 ). Книга Иова учит нас смирению. Когда Иов смирился, к нему возвратилось и внешнее благополучие. Известно, что он прожил еще много лет, имел детей, к нему вернулось прежнее богатство. Это совсем не означает, что всякий смирившийся обязательно будет благополучен в земной жизни, но пример Иова убеждает нас в великой пользе терпения и смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Святитель Иоанн Златоуст говорит об ответе Бога Иову так: «Явившийся затем Господь оправдывает Иова и, научая тайне Христовой, говорит к Иову: Кто сей, скрываяй от Мене совет, содержай же глаголы в сердце? (38:2)» т. 6, кн. 2, с. 670]. Я уже приводил вам слова, которыми Иов отреагировал на вторую речь Бога: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6). Что он увидел? Как и в случае Авраама, в опыте страдания Иов сделался соучастником тайны Христовой. И это было для него гораздо большей наградой, чем возвратившееся материальное благополучие. Он с ликованием и смирением отрекается, потому что все его выступления оказываются безумием перед лицом Креста Христова. Весьма характерно в этом отношении и то, что в праздник Рождества Христова и Пасхи (точнее, в Великую Субботу) мы начинаем чтение паремий с первой главы книги Бытия, с повествования о сотворении мира, которым открывается и речь Господа к Иову. И, наконец, третье объяснение смысла стрпаданий Иова, которое дает нам взятая в качестве ключа стихира. Иов в себе самом пророчески изобразил страдания Спасителя. История Иова устроена совсем неслучайным образом. Продолжая сопоставление с Авраамом, вспомним, что жертвоприношение, в котором он познал тайну Христову, было прообразом крестных страданий Спасителя. Прообраз, со всей очевидностью, можно увидеть и в случае Иова ст. 60–61]. Праведный Иов, как и Христос, страдал безвинно, не за свои грехи. В страшной болезни Иов был оставлен всеми, даже друзья пренебрегали им, считая грешником, как и Христос во время крестных страданий был оставлен учениками и поносим от врагов. Самое тяжкое в страданиях Иова – богооставленность. Вопль богооставленности вырвался на Кресте и из уст Спасителя. После своих страданий Иов как бы воскрес и вознесен Богом выше прежнего своего состояния. В Иове является прообраз Великого Первосвященника Христа, потому что он, Иов, приносит ходатайственную жертву о прощении своих согрешивших друзей.

http://sedmitza.ru/lib/text/431312/

Господь раскроет нам Свои объятия, бросится нам навстречу, как любящий Отец, если мы дадим Ему возможность спасти нас, принеся Ему в жертву свое смиренное сердце, ибо только сокрушенный дух может принять спасительную благодать Божию. Для этого от нас потребуется подвиг: мы должны будем пожертвовать “своим имением”, вернуть Отцу то, что было отторгнуто от Него нашей гордыней (Лк 15). “Попрать”, уничтожить смерть можно только уничтожив в себе ветхого человека, раба и наемника, а обрести жизнь можно лишь добровольным умиранием. Господь жертвует Своей жизнью ради любви к нам, мы должны принести ответную жертву ради любви к Нему, отдавая жизнь свою Богу и друг другу, не ожидая никаких наград, ибо истинная любовь не может не жертвовать. “Мои глаза видят Тебя!” (Иов 42:5), — восклицает в великой радости Иов, получая сторицей награду за свое многострадание. То, во что он так твердо верил, свершилось для него уже в этой жизни. Он узрел Бога духовным взором, узрел телесными очами, преображенными благодатью Божией, узрел вожделенную Красоту, прилепившись к Которой, обретаешь истинную полноту и радость. В Ее сиянии любые телесные и душевные страдания становятся блеклыми и ничтожными, как явно свидетельствовали христианские мученики с первых же дней существования Православной Церкви. Претерпев все крестные муки: отречение и малодушие друзей, которые “увидели страшное и испугались” (Иов 6:21), плотские страдания и, наконец, ужас богооставленности, Иов обретает и плоды этих мук, которые получают идущие вслед за Спасителем: всепрощающее сердце (“Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают” (Лк 23:34)) и усыновление (“Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя” (Ин 19:26–27)). Неиссякаемая радость о Господе коснулась сердца Иова и принесла ему покаяние, истинное преображение сердца и ума: “Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я раскаиваюсь в прахе и пепле” (Иов 42:5–6). Своими страданиями и любовью он освободил и друзей, своих “жалких утешителей” (Иов 16:2), находящихся на краю гибели, и сам, благодаря молитве за них, получил всевозможные дары: И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих (Иов 42:10); он обрел радость о Господе, которую оставили прародители в раю, питаясь в поисках наслаждений плодами смертоносного древа.

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

В конечном итоге грешника, по убеждению Софара, неизбежно ожидает Божественное отмщение. Именно о нем он свидетельствует, говоря, что всякого беззаконника ожидает день гнева Божия ( Иов. 20:28 ). «В этот день свершится над ним суд Божий», – обобщает смысл этих слов Софара Олимпиодор 785 . Подводя итог речи Софара и подчеркивая, что его обвинения Иова в лицемерии и беззакониях несправедливы, святитель Григорий Великий вновь сравнивает друзей страдальца с современными ему еретиками, а в Иове видит прообраз Христовой Церкви. Подобно Церкви, преследуемой коварными еретиками, Иов с величайшим сердечным смирением переносит подобные брошенным в него острым дротикам, обращенные к нему несправедливые упреки трех гордецов. На нем здесь подлинно исполняются библейские речения, свидетельствующие о том, что ниспосылаемые праведным людям от Бога скорби и болезни подаются им в первую очередь ради духовной пользы самих страждущих. Святитель Григорий припоминает здесь слова ветхозаветного псалма: Много скорбей у праведного ( Пс. 33:20 ), а также речение апостола Павла: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12:6 ) 786 . Часто ли угасает светильник у беззаконных.. ? Второй ответ Иова Софару ( Иов. 21:1–34 ). За второй речью Софара следует ответ Иова, содержащийся в 21-й главе библейской книги. В нем Иов, в опровержение предшествующих слов Софара, утверждает, что беззаконные нередко бывают счастливы здесь, на земле, до самой своей кончины и что они зачастую остаются во время земного существования безнаказанными от Бога за свои грехи. Иов задается вопросом о том, почему же это происходит. В начале речи ( Иов. 21:1–6 ) Иов вновь призывает Елифаза, Вилдада и Софара удержаться от насмешек, хотя бы на время умолкнуть и со вниманием выслушать его дальнейшие слова: это стало бы для Иова большим утешением. И отвечал Иов и сказал: выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас. Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся. Разве к человеку речь моя? как же мне и не малодушествовать? Посмотрите на меня и ужаснитесь, и положите перст на уста. Лишь только я вспомню, – содрогаюсь, и трепет объемлет тело мое ( Иов. 21:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010