Человек же ничего не мог сделать сам для того, чтобы облегчить эту ложившуюся на его плечи тяжесть разобщенности с Творцом – по причине тогдашнего людского бессилия победить грех. Человек не мог спастись своими силами, и груз ответственности перед Богом за его преступления и обреченность на схождение по смерти во ад были непреодолимы. И вот здесь-то, в своем страдании, Иов как раз и научается тому, что человек сам по себе бессилен в своей устремленности преодолеть эту «тяжесть» Бога и вернуться к прежней радостной легкости райского богообщения. Для того чтобы это исполнилось, было нужно Воплощение Сына. Далее ( Иов. 31:24–25 ) Иов говорит о том, что он никогда не надеялся на пользу от богатства и не радовался его преумножению: Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты – надежда моя? Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много? ( Иов. 31:24–25 ). Комментируя эти слова праведника, святитель Иоанн Златоуст восторженно пишет, обращаясь к своему читателю: «Посмотри, как он мудро и истинно разбирает тленность, кратковременность, недолговечность и скоропреходящесть человеческих вещей» 906 . Затем ( Иов. 31:26–28 ) Иов произносит слова, в которых он, по убеждению толкователей, ясно намекает на то, что никогда не предавался идолопоклонству, не служил ложным богам, не почитал их. Древние воздавали божественные почести небесным светилам: Иов был свободен от этого богоотступнического греха. Иов говорит об этом так: Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы [тогда] от Бога Всевышнего ( Иов. 31:26–28 ). Перефразируя эти слова Иова, преподобный Ефрем Сирин как бы говорит от его имени: «...если бы я видел восходящее солнце и поклонялся ему, если бы я любовался луной и преклонял перед ней колени, то я определенно бы заблуждался» 907 . Далее ( Иов. 31:29–34 ) Иов перечисляет иные свои добродетели: он никогда не радовался несчастьям своих врагов, двери дома праведника всегда были открыты для странников.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Глава 40 Вторая речь Господа. 1–9. Бог правосуден. 10–27. Описание бегемота (10–19) и крокодила (20–27). Иов.40:1 .  И отвечал Господь Иову из бури и сказал: Иов.40:2 .  препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ср. Иов 38.1–3 . Иов.40:3 .  Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Предшествующая речь об устрояющей всеблагой премудрости Божией implicite содержит ту мысль, что Бог не может быть неправосудным. Окончательному выяснению данной истины и посвящается вторая речь Господа. Поэтому она и начинается полным недоумения вопросом: «ты хочешь ниспровергнуть суд Мой?» Настаивая на не заслуженности своих страданий, Иов тем самым обвинял Бога в неправосудии. Но прав ли он в этом? Неужели он может выступить в роли и положении защитника высшей, чем божественная, справедливости? Иов.40:4 .  Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Порицающий и отвергающий Божественное Правосудие, Иов не в состоянии взять на себя заботу об охранении правды среди людей. Чтобы быть правосудным, надо обладать соответствующею силою для защиты правды. И, конечно, у Иова ее нет. У него не такая мышца (ср. Иов 22.8 ) и голос (ср. Иов 37.2 и д.), как Бога, т. е. он не всемогущ (ср. Пс. 28 ). Противоположение бессилия Иова в деле охранения правды божественному всемогуществу в данном отношении представляет несомненное доказательство того, что Бог правосуден. Иов.40:5 .  Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; Иов.40:6 .  излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; Иов.40:7 .  взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; Иов.40:8 .  зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Иов.40:9 .  Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя. Продолжение мысли о неспособности Иова защитить правду и уничтожить зло. Иронический характер речи (ст. 5; ср. Пс 103.1 ) содержит хотя не прямое, но все же довольно ясное указание на то, что Бог управляет миром по законам самой строгой правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тем самым здесь вновь подчеркивается особая чистота Иова, который не имел абсолютно никакой нравственной вины в очах Божиих. Иов продолжает: Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои. Враг мой будет, как нечестивец, и восстающий на меня, как беззаконник ( Иов. 27:5–7 ). По мысли Святых Отцов древности, произнося доколе не умру, не уступлю непорочности моей ( Иов. 27:5 ), Иов тем самым настаивает не только на том, что он не совершил никакого греха и что ему не в чем каяться пред Богом, но и на том, что он и дальше готов терпеливо переносить свои несчастья (об этом говорит преподобный Ефрем Сирин ) 849 , что он не поддастся искушению восстать против Бога, не совершит греха и впредь (это отмечает святитель Григорий Великий ) 850 . Затем ( Иов. 27:8–10 ) Иов, перед этим решительно не признавший себя грешником, настаивает на том, что он хорошо понимает – лицемерие противно Богу и губительно для человека. Отказавшись только что сознаться в каком-либо лицемерии, во лжи, Иов утверждает: если бы он сам оказался лжецом, то духовно бы погиб. В связи с этим страдалец подчеркивает: лицемерить, лишь прикидываясь праведником перед своими друзьями, для него, Иова, было бы не только бесполезно (Бога не обманешь), но и духовно смертоносно. Всякому человеку предстоит ответить перед Богом в миг своей кончины: а что сказать пред Господом в свое оправдание лицемеру? Иов говорит: Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его? Услышит ли Бог вопль его, когда придет на него беда? Будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время? ( Иов. 27:8–10 ). Используя чтение 8-го стиха по версии Септуаинты – Ибо какая надежда есть у нечестивого, что он устремляется к ней; надеясь на Господа, спасется ли? ( Иов. 27:8 ; Септуагинта), – Олимпиодор говорит о плачевной судьбе души всякого нечестивого, всякого лицемера, к числу которых решительно отказывается отнести себя Иов: «Или Господь внемлет его молитве? Или, когда настанет нужда, он будет иметь дерзновение пред Ним? Или Он внемлет ему, когда тот призывает Его?» 851

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Тем самым оказывается, что в соответствии с мнением блаженного Иеронима Иов не принадлежит к потомству Авраама, но является потомком его брата – Нахора; при этом Нахор, от которого произошел Иов, в отличие от Авраама, остался язычником, вследствие чего и сам Иов воспитывался в языческой среде. Но в одном из своих писем блаженный Иероним, сам себе противореча, высказывает и иную точку зрения, все же связывая личность Иова с потомством Исава. Адресуясь к пресвитеру Евангелу, блаженный Иероним подчеркивает, что Иов, как непрестанно приносивший жертвы Богу, был священником Божиим, хотя и не принадлежал к потомкам Левия; при этом Иероним упоминает и о происхождении Иова из рода Исава. Он пишет: «В книге Иова читаем, что он сам был священником и приносил дары и ежедневно закалал жертвы за детей своих (см.: Иов. 1 ), тогда как сам Иов, говорят, был не из рода Левина, а из племени Исава…» 34 Если касаться вопроса о том, где жил ветхозаветный Иов и о какой «земле Уц», или (в версии Септуагинты) «стране Авситидийской», идет речь в самом начале посвященной ему библейской книги (см.: Иов. 1:1 ), то, в соответствии со все тем же отрывком из Сирской книги, он жил на границе Идумеи и Аравии. Святитель Иоанн Златоуст , ясным образом связывавший место жизни Иова с Аравией и потому вопрошавший: «был ли кто столь безукоризненный в Аравии, где все развращены?» 35 – даже утверждает, что на аравийской земле до сих пор – еще и во время земной жизни Святителя – и «в настоящее время показываются его [Иова] останки» 36 . О том, что верующим в IV столетии было известно место жизни и погребения Иова в Карнеях – местечке на границе Идумеи и Аравии, в восьми днях пути от Иерусалима, – свидетельствует и известная паломница того времени Эгерия. Она побывала на месте погребения ветхозаветного праведника, где в ту эпоху уже существовала строящаяся христианская церковь , под престолом которой находилась могила Иова 37 . Эгерия приводит и очень интересное описание того места, где, как предполагалось, Иов сидел на гноище: там находится «яма, обнесенная железной цепью, и большой светильник светит там каждый вечер. [Водный] источник, где он скоблил себя [свои струпья] куском горшка (см.: Иов. 2:8 ), четыре раза в год меняет цвет: сначала это цвет гноя, затем крови, потом желчи, и, наконец, он снова становится чистым» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Содержание I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы Иов I, 1–12 II. Паримия на вечерне во вторник страстной седмицы Иов I, 13–22 III. Паримия на вечерне в среду страстной седмицы. Иов II, 1–10 IV. Паримия в великий четверток Иов XXXVIII 1 – 23, XLII , 1–5 V. Паримия в великий пяток Иов XLII, 12–17 Паримия в навечерии Богоявления из книги Бытия XXXII, 1–10     Книга Иова названа по имени лица, служащего главным предметом ее содержания. Книга начинается изображением благочестия и благосостояния Иова, затем описываются великие его страдания, коим подверг его диавол по попущению Божию, и беседы с друзьями. Друзья страдальца пришли утешить его и долго препирались с ним о причине его страданий. Они настаивали на том что он тяжко страдает в наказание за тяжкие грехи. Иов обличает неправоту их суждений и свое дело повергает на суд Божий. Бог действительно является для разрешения спора и указанием на чудеса Своей премудрости и силы в видимой природе превышающие разумение человеческое, дает понять Иову и его друзьям, как неуместны их попытки ясно постигнуть судьбы Божий в жизни человеческой. Иов смиряется пред Богом и раскаявается в смелости своих суждений об отношениях Бога к судьбе человека в этой жизни. Тогда Господь изливает Свой гнев на друзей Иова за их неправые суждения и повелевает им просить о себе молитв у Иова, а его преданность воле Божией вознаграждает тем, что снова дарует ему здоровье, детей и в сугубой мере наделяет его имуществом. Иов жил, как увидим, во времена патриархальные, до Моисея. Писатель книги неизвестен. Из книги Иова взято пять паримий, читаемых во дни Страстной седмицы. I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы. Иов. I:1–12 В сей паримии повествуется о личности Иова, о его земном благосостоянии и о дозволении Господа диаволу отнять у Иова земныя блага и не касаться только его жизни и здоровья. Иов. 1:1 . Человек некий бяше в стране Авситидийстей, емуже имя Иов, и бе человек он истинен, непорочен, праведен, богочестив, удаляяйся от всякие лукавыя вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Здесь сказано то, о чем я уже упоминал. Иов утверждает, что если бы Господь вдруг хотя бы отчасти перестал столь грозно мучить его, страшить снами и наполняющими отчаянием неотступными мыслями о горестной судьбе, то он, ощутив некий прилив сил, решился бы тогда вступить с Богом в спор о своей чистоте и непорочности. Во второй половине своей речи ( Иов. 10:1–22 ) страдалец пытается все же понять, за что Господь с ним борется. Он прямо требует от Господа ответа на вопрос о причинах такой борьбы. Иов полагает, что Бог – высочайший, небесный – должен быть снисходителен к произведению Собственных рук: слабому, немощному. Однако Иов видит, что это совсем не так. Страдалец недоумевает, почему же Бог, Который наверняка знает, что его, Иова, никак нельзя считать беззаконником, так упорно мучает его. Иову не ясна причина такой настойчивости Бога в преследовании праведника еще и потому, что Он Сам любовно создал Иова, даровал ему жизнь; теперь же Господь его губит. За что же Бог столь беспощадно преследует его? – вопрошает Иов. За что выискивает малейшее преступление Иова для того, чтобы как можно сильнее поразить его? Зачем Бог Своим гневом умножает его беды? Иов вновь молится о своей скорейшей кончине и просит Бога о том, чтобы хотя бы в преддверии смертного часа Творец немного отступил от него Своей яростью: пусть хотя бы в миг отхождения в страну тьмы и сени смертной – туда, где уже не будет ничего отрадного, – Иов смог бы немного ободриться. Итак, Иов говорит: Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей ( Иов. 10:1 ). Святитель Иоанн Златоуст считает, что эта «горесть души» есть та глубочайшая мера отчаяния, в которое он впал и в котором сознается друзьям. При этом Иов опасается, как бы это отчаяние не помутило его рассудок и не привело его – в состоянии безумия – к бунту против Бога. Иов здесь как бы говорит: «Я боюсь… как бы не упасть или не совратиться; я боялся, что буду вынужден произнести какую-то хулу или наложить на себя руки» 622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Святой праведный Иов Многострадальный жил за 2000–1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму: был сыном брата Авраама – Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земную жизнь и даровал праведному Иову большое богатство: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на трапезу все вместе, поочередно у каждого из них. Постоянно, через семь дней, праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». За справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на жизнь единоплеменников. Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов – Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру его, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Богом, и не произнес ни одного неразумного слова. Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: «Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги». После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью – проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец вынужден был удалиться от жилищ людей. Он сел вне города на куче пепла и глиняным черепком скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-то тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла мужа и, наконец, посоветовала ему похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По Олимпиодору, произнося эти слова, Иов как бы говорит друзьям: «будьте человеколюбивы и смилуйтесь надо мной, проявите сострадание и благоговейте в страхе перед ниспосланным мне от Бога, чтобы и вам не испытать того же от Бога... Зачем вы прилагаете свой гнев к Божьему [гневу], поступая так не по воле Божьей? Ибо, даже если Он Сам карает, Он желает, чтобы мы были человеколюбивы. Так зачем же вы неотступно порицаете меня такими тяжелыми словами?» 764 Вместе с тем, по святителю Григорию Великому , говоря рука Божия коснулась меня ( Иов. 19:21 ), Иов выражает убеждение в том, что хотя все зло и совершается по отношению к нему именно по злой воле сатаны, но тот получил власть на это непосредственно от Бога (ср.: Иов. 1:11 ). Получается, что виновник бед в сознании Иова – Сам Бог 765 . При этом Иов не понимает причин этих бед, видит в них Господне наказание и вражду со стороны Бога. Далее ( Иов. 19:23–24 ) Иов выражает пожелание, чтобы все сказанное им было надежно запечатлено в назидание на вечные времена – как бы железным резцом на камне: О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были! ( Иов. 19:23–24 ). Как замечает по поводу этой мысли страдальца Златоуст, желание Иова исполнилось – и гораздо лучше и надежнее, чем это представлялось праведнику: речи Иова нашли подобающее им место в Священном Писании. Как говорит святитель Иоанн, «вот и написано, не железным резцом, а гораздо лучшим, чем просил; то, если и написано, истребило бы время, а это начертано долговечнее» 766 . Затем ( Иов. 19:25–27 ) Иов произносит важнейшие – пророческие по своему смыслу – слова, выражающие его веру в скорое пришествие Искупителя-Христа и в воскресение мертвых: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! ( Иов. 19:25–27 ). Святоотеческая традиция непрестанно подчеркивает особое значение этого библейского текста для православного догматического учения, его исключительно важное место в Священном Писании в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Итак, Иов здесь ясно и открыто пророчествует о всеобщем воскресении мертвых (именно в связи с этими словами Иова Златоуст провозглашает: «он знал, мне думается, о воскресении и о воскресении тела» 769 ), которое последует за смертью и Воскресением Самого Христа. Он пророчески говорит о том, что случится в грядущем и станет источником жизни для всех верующих. По мысли святителя Григория Великого , именно здесь ветхозаветный страдалец предельно ясно предвидит будущее: «наш Искупитель претерпел смерть, чтобы мы не страшились смерти; Он явил Воскресение, чтобы мы могли иметь твердую надежду, что мы вновь способны восстать...» 770 Быть может прежде еще некоторым образом и колеблясь в отношении учения о грядущем физическом воскресении тел, Иов наконец ясно исповедует свою веру во всеобщее восстание из мертвых. В этом убежден святитель Григорий Великий : «Иов устраняет все сомнения в истинности восстановления тела в том, что он говорит: «Я буду снова охвачен моей кожей» (ср.: Иов. 19:25 )» 771 . По слову же блаженного Иеронима, «Иов – образец терпения – каких тайн не объемлет в своей речи?.. Каждое слово в его речи многозначительно. Упомяну об одном: о воскресении тел. Иов пророчествует [об этом] так ясно и вместе с тем сдержанно, как никто другой. Я знаю, – говорит Иов, – Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию. И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! ( Иов. 19:25–27 )» 772 . Вероятно, именно здесь праведный Иов достигает одной из высочайших вершин пророческого Откровения, дарованного ему Самой Премудростью – Сыном Божиим, готовящим Собственное Воплощение и в его преддверии приоткрывающим ветхозаветным праведникам образы и черты Своей грядущей победы над смертью... Далее ( Иов. 19:28–29 ) в завершение своей речи Иов вновь обращается к Елифазу, Вилдаду и Софару со словами увещания: с призывом задаться вопросом о том, не стоит ли им начать сожалеть, что они так жестоко преследовали праведника своими словами. Им следует убояться суда Божия – карающего меча Господня, который вскоре может настигнуть их из-за тех несправедливых высказываний, которые они допустили в отношении его, Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Теперь же, убедившись (через собственное несправедливое страдание), что Бог выше любых закономерностей и правил – даже тех, что установлены Им Самим, Иов понимает, что он плохо знал своего Бога. Именно поэтому главный вопрос Иова к Богу отныне: кто Ты? Однако подобный обращенный к Богу вопрос – и это Иов ощущает очень верно – невозможно задать с помощью человеческих слов. Лишь молчание – как абсолютная и безропотная готовность услышать и принять Божественное Слово – может оказаться единственно верной формой подачи такого вопроса. И поэтому Иов умолкает (Руку мою полагаю на уста мои – Иов. 39:34 ), тем самым признавая всемогущество и таинственность Господнего Промысла о мироздании и человеке и в то же время выражая готовность принять любую волю этого Промысла о себе; только так он и сможет наконец познать Своего Бога – через поступки и слова Творца, обращенные к нему, Иову. И Бог в ответ на такое молчание Иова в дальнейшем откроется ему совершенно неожиданно – одновременно и как Тот же Самый, хорошо знакомый ему, и как абсолютно Новый, являющий иной Свой Лик, неведомую ему прежде Собственную Ипостась: Ипостась Слова, Сына Божия, Искупителя мира. Однако время такого Откровения для Иова еще не настало. Итак, в ответ на Господни слова, по мысли Святых Отцов очень грозные, но в то же время и дарующие страдальцу новую надежду – будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему ( Иов. 39:32 ) – Иов говорит: И отвечал Иов Господу и сказал: ...вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, – теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду ( Иов. 39:33–35 ). По мысли святителя Григория Великого , Иов тем самым как бы говорит Богу: «Я считал себя поистине праведным среди людей, но как Тобою сказано, я обнаружил себя неправым перед самими моими несчастьями и упрямствующим в отношении бедствий. Но более я ничего не прибавлю, ибо ныне я более верно постиг Твои речения и с большим смирением смотрю на себя». Итак, Иов раскаивается пред Богом. Однако, как отмечает святитель Григорий, «если мы исследуем прежние слова блаженного Иова», сказанные им во время его предшествующих страданий, то «обнаружим, что он не произнес ничего нечестивого...» 1039 В чем же тогда раскаивается перед Господом Иов, если он, по свидетельству Двоеслова, ранее не сказал ничего заслуживающего серьезного упрека в нечестии? Попробуем найти ответ на этот вопрос исходя из все тех же святоотеческих толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010