В то время как первая повествует об обремененной проклятием линии Каина, в начале и в конце которой стоит убийца (4,17 24), последняя соединяет Адама, основателя человечества, с Ноем, через которого человечество было восстановлено (4,25.26 и ком.). Еноха и Ламеха из линии Сифа нельзя отождествлять с первым и последним потомками в линии Каина. Енох, седьмой по порядку, «ходил пред Богом», и «Бог взял его» (ст. 24), а благочестивый Ламех назвал своего сына Ноем, надеясь, что Господь «утешит нас» (см. ст. 29). Род Каина погиб во время потопа; род Сифа пережил потоп. Исследователи расходятся во мнениях относительно пропусков в родословных. Если их нет, значит, согласно Библии, Адам был сотворен в 4004 г. до Р.Х. Но тогда трудно соотнести первые главы книги Бытие со всемирной историей, восстановленной по небиблейским источникам. Систематизация поколений по десять в каждой родословной, которой соответствует сходная система в Мф. 1 , не позволяет использовать эти родословные при вычислении абсолютной хронологии (11,10 26 и ком.). По всей видимости, за указанной здесь продолжительностью жизни стоит иной смысл. 5 Вот родословие Адама. Точнее, «запись родословия». Упоминание о записи свидетельствует о том, что автор располагал какими-то письменными источниками (11,10 26). 5 благословил. См. 9,1 и ком. нарек. См. 1,5 и ком. 5 по подобию ... по образу. Если Адам был сотворен по образу и подобию Божию, то сын Адама, рожденный по образу и подобию своего отца, получил от него и печать его грехопадения. 5 сынов и дочерей. Праведники и грешники встречались среди всех детей Адама. Чтобы проповедовать им, Бог воздвигал пророков, таких, как Енох ( Иуд. 14,15 ) и Ной ( 2Пет.2,5 ). 5 девятьсот тридцать лет. См. ком. к 5,1–32. умер. Через преступление Адама смерть вошла во все творение ( Рим. 5,12–14 ). С другой стороны, несмотря на это, благодать Божия сохраняет мессианскую линию (3,15 и ком.) даже тогда, когда земля изобилует грехом (4,17–24). Возраст патриархов. 5 ходил... пред Богом. Это выражение, повторяющееся дважды (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19:1–11 Это повествование можно сравнить с Суд. 19,15–25 . 19 два Ангела. См. 16,9; 18,2 и ком. См. статью «Ангелы». сидел у ворот. Т.е. там, где, как это было принято, собирались уважаемые люди города для решения различных дел и заключения торговых сделок. 19 сильно упрашивал. Лоту приходится сильно упрашивать, тогда как Аврааму было достаточно только пригласить «путников». 19 от молодого до старого... со всех концов города. Эти подробности свидетельствуют о том, что все люди, погибшие вместе с городом, были нечестивыми (18,16–33 и ком.; см. 6,5; 8,21; Рим. 1,26–32 ). Содомляне. Содом и Гоморра были полны таких грехов, как притеснение людей ( Ис. 1,10 ), прелюбодейство, ложь и пособничество злодеям ( Иер. 23,14 ), а также высокомерие, пресыщенность и безжалостное отношение к нуждающимся ( Иез. 16,49 ). 19:7 Лот подчеркивает серьезность преступления и косвенным образом предупреждает содомлян о последствиях. братья. Он обращается к ним, как к равным, дабы снискать их расположение (29,4). не делайте зла. Лот мог отличить добро от зла благодаря голосу своей совести и длительному общению с Авраамом. 19 пришлец. Содомляне осознавали, что Лот чужд им. судить. Здесь употребляется то же древнееврейское слово, что и в 18,25. 19 истребим. Это же древнееврейское слово используется в 6,13. 19 шутит. См. 2Пет. 3,3.4 . 19 жену... дочерей. Вся семья как единое целое была спасена от гибели при разрушении города, однако в ней, как и в семье Ноя, вместе оказались и верные Лот и отступившие жена Лота (ст. 26) и его дочери (ст. 30–38). 19 медлил. Лоту, очевидно, не так уж плохо жилось в Содоме. А возможно, он медлил потому, что ему недоставало веры, он сомневался в словах ангелов (ср. 12,1–4). по милости... Господней. См. Тит 3,5 . Лот был спасен не по причине своей праведности, а лишь по милости Господней и благодаря мольбам Авраама. 19 чтоб не застигла меня беда. Лот не доверяет Богу и откровенно говорит об этом. 19 не ниспровергну. См. ком. к 19,16. 19 пролил Господь... дождем серу. Кара свершилась. Следы этой катастрофы существуют и по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Грех есть сеть вражия к нашей погибели Простирает сети свои нам враг, когда ко всякому греху нас «прельщает», и тем, как сетию, уловить и запутать тщится. О, коль многие сими пагубными его сетьми уловляются человеки, и теми запутываются! Злобники и убийцы сими сетьми уловлены от него; прелюбодеи, блудники, и вси нечистоты любители уловлены от него; тати, хищники, грабители и лихоимцы уловлены от него; пияницы и сластолюбцы уловлены от него; сквернословцы и кощунники уловлены от него; ссорящиеся и друг друга угрызающие уловлены от него; и прочие беззаконнующие и творящие неправду уловлены от него (4:312). Грех – злой плод злого семени диавола (3:18, см. ВЕРА , 138). Грех демона сделал демоном, который был добрым ангелом (3:289, см. ГРЕХ, 243). Грех делает человека игрушкой в руках диавола (5:337, см. ВРАГ , 392). Грех – диавольское изобретение Бог твой и Господь, христианине, никакого зла, греха и беззакония не хощет, «отвращается и ненавидит его» ( Пс. 5, 4–7 ); яко всякое зло, грех и беззаконие не Его, но диавольское изобретение и дело есть; и от Тебе ищет того, чтобы и ты от всякого греха, беззакония отвращался и гнушался тем, яко диавольским делом (3:93). Грех есть дьявольское дело (3:276, см. ВРАГ, 204) (2:46, см. ЧЕЛОВЕК , 199). Грех – дьявольское дело. Кто работает греху, тот работает дьяволу Грех бо диавольское дело есть, и потому кто диавольское дело творит, диаволу работает: «творяй бо грех от диавола есть, яко исперва диавол согрешает» ( 1Ин. 3, 8 ); «имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть» ( 2Пет. 2, 19 ). О сей работе глаголет Христос: «всяк, творяй грех, раб есть греха» ( Ин. 8, 34 ). К сей работе надлежат сребролюбцы, хищники, татие, блудники, прелюбодеи, пияницы, льстецы, лживые, лукавцы, мздоимцы, злобные и прочие сим подобные. От сей работы не выключаются и свободные телом господа, которые какими-нибудь страстьми пленены суть, и попущают над собой греху царствовать. От таковой работы предостерегает Апостол христиан: «да не царствует грех в мертвенном вашем теле, во еже послушати его в похотех его» ( Рим. 6, 12 ) (3:168–169) (также, 1:250, см. ВРАГ, 380).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

5 как чада возлюбленные. Твердое сознание, что Бог действительно любит нас, является побуждением к самопожертвованию, к которому этот стих призывает человека. 5:3–4 не должны даже именоваться... не приличны вам. Призванные из среды человеческого рода (1,4–6) быть носителями воссозданного образа Божия (4,24), верующие способны принять с благодарностью все Его благие дары и восстановить их прямое назначение ( Притч. 5,18.19 ; 1Тим. 4,1–5 ; Евр. 13,4 ). 5 в Царстве Христа и Бога. В греческом оригинале перед словами «Христа» и «Бога» стоит один определенный артикль. Этим подчеркивается Божество Христа ( Тит. 2,13 ). 5:6 Хотя Судный день и может быть отвергаем безответственными, пустыми словами ( 2Пет. 3,3.4 ), Суд Божий окончательно отделит непокорных сынов противления (2,2.3; ср. 5,5) от возлюбленных чад Божиих (1,4.5; 5,1). 5 некогда тьма, а теперь свет. См. 2,11.13. Павел ожидает от верующих большего, чем просто отказа от участия в том, что неизбежно навлечет гнев Божий. Они должны жить как «чада света» ( Кол. 1,13 ). Результат единства верующего со Христом тот, что Он, «свет миру» ( Ин. 8,12; 9,5 ), сделал и их «светом мира» ( Мф. 5,14 ), светом для мира. 5 ибо все, делающееся явным, свет есть. Павел считает некоторые деяния, совершаемые нехристианами, столь постыдными, что если на них падет свет христианского образа жизни, некоторые неверующие устыдятся и раскаются. Он предвидит, что присутствие христиан во тьме мира будет способствовать «просветлению» его. 5 не упивайтесь вином. Это, видимо, не просто запрещение вина. Скорее всего, Павел имеет в виду необузданные оргии культов, которым противополагается христианское богослужение. Например, широко был распространен культ Диониса (Вакха). Поклонение ему включало употребление вина до состояния глубокого опьянения; считалось, что при таком состоянии этот бог вселяется в тела своих поклонников. Этот культ и другие, подобные ему, апостол называет «распутством». но исполняйтесь Духом. Запечатление Духом Святым (1,13.14; 4,30) раз и навсегда положенное основание христианской жизни; исполнение Духом существенная сторона христианской жизни. Оно не только может повторяться, его надо искать снова и снова, всегда. В Послании к Колоссянам Павел советует христианам дать «миру Христову» владычествовать в их сердцах и «слову Христову» обильно вселяться в них ( Кол. 3,15.16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Его могущество заставляет творения «бояться и трепетать» (4-й ст.). Никто не может вынести Его славного величия (5-й ст.; см. 2Пет.1:16–17 ) и Его грозного гнева, обращённого на грешников (5-й ст.). Но Он полон сострадания, долготерпелив и милостив (6-й ст.; см.: Пс. 85:5,15 ). Бог – «Господь вышний» (7-й ст; см.: Пс.7:18;46:3 ). Милость Бога безмерна и неисследима (6-й ст.), Бог долготерпелив, полон щедрот и благости (7-й ст.). Его благость проявляется в милосердии и спасении (8-й ст., см.: Ис.63:7 и Рим.2:4 ). Божие милосердие доступно, потому что Господь Сам «определил покаяние грешникам во спасение» (8-й ст.; см. Деян.5:31 ). Автор хочет показать, что покаяние возможно для любого, в том числе, и для самого Манассии (8-й ст.). В восьмом стихе царь говорит о двух категориях людей – добрых (праведниках) и злых (грешниках). В молитве Авраам, Исаак и Иаков представлены, как праведники, которые не грешили и не нуждались в покаянии. В данном случае это поэтическая гипербола, так как никто не может считаться праведным сам по себе, потому что все люди грешны ( Рим.3:10–12,21–26 ). Например, Бог заявляет самому сатане, что Иов «непорочный» и «удаляющийся от зла» ( Иов.1:8 ). Конечно, это не значит, что Иов был онтологически безупречен, без единого греха, или ни разу не совершил грех . Подразумевается, что Иов, как и Авраам, Исаак или Иаков, даже если согрешили, то их покаяние устранило грех, делая его как не бывшим. В молитве царь Манассия сравнивает свои грехи с праведностью патриархов. Хотя патриархи и грешили, их немногочисленные и незначительные грехи несравнимы с теми, которые совершил Манассия. Манассия признаёт, что беззаконие и идолопоклонство всегда были злом в глазах Бога (9-й ст.). Он, по множеству своих беззаконий, «согбен железными узами» (10-й ст., см.: 2Пар.33:6 ; Пс.106:10 ). Завершает исповедание грехов фраза: «и ныне преклоняю колени сердца моего, умоляя тебя о благости» (11-й ст.) Царь признаёт свои грехи и молит о прощении: «Согрешил я, Господи, согрешил… но прошу: отпусти мне и не погуби меня!..» (Стт. 12–13). Единственная его надежда – милосердие Божие. Хоть Манассия и недостоин милости, он молит Бога не губить его, не гневаться на него вечно, не осуждать его на смерть, потому что Господь – «Бог кающихся» (13-й ст.). Манассия уверен, что Бог, в Его благости и милосердии, спасёт его (14-й ст.), и отвечает на спасение так, как и подобает прощённому грешнику: «Буду прославлять тебя все дни жизни моей» (15-й ст.). Здесь нет ожидания загробной жизни, но Манассия надеется на долгую жизнь, в награду за своё раскаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Хотя этот документ и имеет полуофициальное значение, однако во всех католических энциклопедиях, комментариях, богословских словарях и других книгах мы находим именно сатисфакционное учение об Искуплении, а как известно, все католические книги предварительно проходят через духовную цензуру и в них выражается «disciplina approbata» Римско-католической церкви, поэтому справедливо можно сказать, что сатисфакционное учение о догмате Искупления является учением Римскокатолической церкви. 750 См. слово «redemption» в Dictionnaire Apologetique de la Foi Catholique и это же слово в Dictionnaire de Theologie Catholique. Vol. XIII. 753 Совершенно неверно утверждение свящ. А. Волконского, говорящего: «С первых веков христианства покаяние сопровождалось наложением епитимий. Ее главной целью было удовлетворение Божией справедливости за нанесенное оскорбление» (подчеркнуто нами). См.: Op. cit. P. 390. Это совершенно неверное понимание значение епитимий в древней Церкви, как в Восточной, так и Западной (до отделения от Православной Церкви). 765 Georgii Scholarii Oratio in festum Ingressus Beatae Virginis Mariae in Templum. Cap. 2//Graffin-Nau. Patrologia Orientalis. T. 19. P. 515. 814 1Цар.16:35; Пс.23:5; 26:9; 37:23; 41:6; 64:6 и т. д.; Ис.19:20; 43:3,11; 49:26; 62:11; 63:8; Иер.14:8; Авд.21; Лк.1:47; 2:11; Ин.4:42; Деян.5:31; 13:23; 2Пет.1:1,11; 2:20 и т. д.; 1Ин.4:14; Иуд.25; Еф.5:23; Флп.3:20; 1Тим.1:1; 2:3; 4:10 и т. д. 2Цар.3:18,28; Ис.46:13; 49:6,8; 51:5–6,8; 52:10; 56:1; Иер.3:23; Лк.1:69,77; Деян.4:11; 7;25; 13:26,47; 1Пет.1:5,9; 2Кор.6:2,7; 2Фес.2:13; Евр.2:3 . Ис.25:9; 33:22; 35:4; 45:21–22; 63:1; Иер.15:20; 42:11 и т.д.; Мф.1:21; 18:11; Лк.9:56; Ин.3:17; 5:34; 10:9; 12:47; Деян.4:12; 16:31; Рим.5:9–10; 8:24; 10:9; Еф.2:5; 1Тим.1:15; 2:4; Тит.3:5… 829 Платон. «Критий» при конце диалога//Plato with an English translation. Vol. VII. P. 304. Rev. R. G. Bury. London, 1929. 832 См., например, тропарь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог...», кондак 5-го гласа: «Ко аду Спасе мой сошел еси...», кондак Пасхи: «Аще и во гроб снизшел, бессмертие, но адову упразднил еси силу...», тропарь воскресный 2-го гласа: «Егда снисшел еси к смерти, Животе бессмертный, тогда ад упразднил еси блистанием Божества» и т. д. Эта же традиция запечатлелась и в иконописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

. Иногда цифра эта писалась прописью: i, иногда сокращенно: Наиболее распространенное мнение среди исследователей, что здесь дано числовое значение еврейских букв «Ор ГО («Нерон Цезарь»), составляющих в сумме 666. Имеются, однако, предположения, что вначале в тексте Откровения стояло число 256, отвечающее сумме числового значения букв Tin («римлянин») и ГО («Нерон»). См.: ЕЭ, 1908. Т. 2. Стлб. 857. Показательно сообщение Иринея Лионского, что в некоторых современных ему списках Откровения вместо цифры 666 стояла цифра 616. См. док-т 22. . Ср. Зах 5:1 сл. . Ис 21:9; Иер 51:8. Отождествление Рима с Вавилоном в Сив 5:159 и 1Пет 5:13. . Комментарий на Аввакума (lQpHab) 10:5. . На рубеже новой эры восточные римские провинции испытали несколько губительных нашествий парфянских царей. В частности, в 40 г. до н. э. парфяне оккупировали всю Палестину и заняли Иерусалим. Ср. 1Ен 56:5-6: «И в те дни соберутся ангелы, и их начальники направятся к востоку к Парфянам и Мидянам – приготовить [там] возмущение между царями, чтобы нашел на них дух возмущения; и они поднимутся со своих престолов, чтобы выступить в середину их стада (=евреев), как львы из своих логовищ и как голодные волки. И они поднимутся и обступят землю их избранных (=Палестину), и земля Его избранных будет пред ними гумном и тропой». . Этот «лжепророк», вероятно, идентичен второму «зверю, выходящему из земли» (13:11). Церковные толкователи, начиная с Иринея Лионского, считали его конкретной личностью, «оруженосцем Антихриста» (см. далее, док-ты 22, 37). Э. Ренан был склонен видеть в нём некоего чародея-заклинателя типа Симона Мага, который выступил провозвестником, alter ego Нерона (=лже-Нерона) – первого «зверя», который «был, и нет его, и явится». См. Ренан, 1907 (1991. С. 177). . Ср. 2Пет 3:10; 1Фес 5:2; Откр 3:3. . Ср. Мф 24:44-46; Лк 12:39. Символика одежды и наготы раскрывается в 2Кор 5:1-4. . От евр. jnic – «гора [у города] Мегиддо». Мегиддо (н) – город на севере Палестины, где в ветхозаветные времена произошло несколько кровавых битв и в 608 г. до н. э. был убит царь Иосия (4Цар 23:29; Суд 5:19). В еврейской экзегетике, вероятно, высоты Мегиддо были отождествлены с «горами Израилевыми», где, согласно Иез 38:8, в «последние времена» будут уничтожены полчища Гога.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

4) сделать сопоставление с данным местом мест по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:3–14 ); 5) необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35, 13:34–37 ); 6) исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); 7) притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф.13:18–23, 36–43 ). Иногда необходимо бывает все эти приемы применить к рассматриваемому месту, а иногда только некоторые. Для примера отыщем истинный смысл в посл. Рим.1:21–25 , которые применяются штундистами к христианскому иконопочитанию. Ясно видно, что ап. Павел высказывает здесь не причту, а исторически говорит о действительных событиях (прием 6). Из ст. 20 (ср. Прем.13:1–10 ) узнаем, что слова эти сказаны были тем людям, которым пришлось знать о Боге не из сверхъестественного Откровения, но из рассматривания видимой природы, т. е. язычникам (пр. 2). Из отдельных слов остановим внимание на словах – «образ», «нетленный» и «тленный», чтобы понять их настоящий смысл (пр. 1). Слово «образ» (ср. 1Кор.15:49 ; Кол.3:10 ), как видно и из других мест, означает не черты только внешнего вида, но и внутренние черты души; так же из сопоставления узнаем, что слова «тленный» и «нетленный» (ср. 1Пет.1:23 ; 2Пет.2:19 ) означают чистоту или порчу не телесную только, но и духовно-нравственную (пр. 3 и 4). Сделаем историческую справку о том, как язычники совершеннейшего Бога уподобляли тленному, т. е. развращенному человеку и животным (пр. 5): они чествовали идолов обжоры и пьяницы Вила ( Дан.14:3, 6 ), развратницы Астарты (5Цар.23:7. Посл. Иерем. 42–44. Деян.19:35 ), глупого тельца ( Исх.32:4 . Деян.7:41 ), нелепого дракона ( Дан.14:23, 27 . Прем.15:18 ). Поскольку весь мир принадлежит Богу истинному, а упомянутых богов на самом деле не было и не могло быть, то чествованием таких богов истина Божия именно заменена была вымышленною человеком ложью (ср. Прем.14:12–13 ); при чествовании их люди действительно страшно сквернили тела свои ( 4Цар.23:7 . Пс.105:37–39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

При отсутствии веры человек не может вместить духовных наставлений В таком состоянии находящемуся человеку увещание и слово так полезно, как глухому музыка, как мертвому речь. Евангелие святое, слово Божие так, как баснь слушает, муку вечную и Царство небесное за вымысел ставит (1:69). Память об обетах крещения удаляет от греха (2:132, см. КРЕЩЕНИЕ , 443). В крещении христианин получает прощение грехов (3:56, см. КРЕЩЕНИЕ, 440). Крещение отпускает грехи и обновляет сердце (2:63, см. КРЕЩЕНИЕ, 440). ХРИСТИАНИН обещался в крещении Богу работать, но грехами отстает от Бога и пристает к врагу Человек-христианин в крещении отреклся сатаны и всех дел его злых, и обещался служить Богу преподобием и правдою, и так, оставивши сатану, пристал к Богу. И Бог принял его в высочайшую Свою милость, и омыл его от скверн греховных, освятил и оправдал... Тако омовеннаго, освященнаго и оправданнаго принял Бог в сына Себе и сделал «наследником небесного царствия», как о том святое Его слово свидетельствует ( Рим. 8, 17 ; Гал. 4, 7 ). Христианин, когда ко греху обращается и работает прихотям мирским, паки отстает от Бога и пристает к сатане и злым его делам. «Никтоже бо может двема господинома работати», глаголет Господь ( Мф. 6, 24 ). И тако бывает плач Ангелам и всем святым, которые прежде радовалися о спасении и блаженстве его (5:338). Кто пребывает в грехах, тому крещение не приносит пользы (3:37, см. КРЕЩЕНИЕ, 445). Тяжко согрешает человек, когда крещением святым омовен, уклоняется на путь нечестия (5:28, см. КРЕЩЕНИЕ, 445). Христианин, в крещении омытый, грехами снова, как грязью, вымазывается Невозможно довольно описать и оплакать бедственное состояние того христианина, который по святом крещении вдался в беззаконныя дела и беззаконнует. Всего того блаженства лишается, котораго в крещении Божиею благодатию сподобился было, и самовольно ввергает себе в бедствие оное, от котораго избавился было; паче же в большее попадается бедствие... И сие то есть, что Апостол глаголет о таковых: «лучше бе им не познати пути правды, нежели познавшим возвратитися вспять от преданныя им святыя заповеди» ( 2Пет. 2, 21 )... Воистинну многих слез и плача надобно таковаго христианина состояние оплакать. Якоже бо измовенный в бани грязию и калом паки марается: тако христианин, омовенный банею крещения, паки беззакониями оскверняется. Якоже из рубища сквернаваго одетый в порфиру и виссон чистый паки совлекается прекраснаго того одеяния и облекается в гнусное оное рубище: тако всяк делает, кто по святом крещении беззаконнует. Ибо и сей из рубища греховнаго оделся было в ризу оправдания Христова, но, отвергнувши тую прекрасную одежду, паки облеклся в греховное рубище... Якоже изъятый из рва глубокаго человек паки в ров тот падает: тако беззаконнующий христианин изведен был из рва погибели вечной, но паки самовольно ввергнул себе в ров оный, и проч. Таковому случися истинная притча: «пес возвращся на свою блевотину, и свиния, омывшися, в кал тинный» (5:201–202).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

На отличительную черту христианской жизни – благочестие – указывают величания: «Радуйся, благочестия наставниче» (ик. 1 акафиста Моисею Новгородского). «Радуйся, учителю пресладкий благочестию христианскому» (ик. 4 акафиста Петру, митрополиту [Московскому]). «Радуйся, данный ти талант благочестия возрастивый» (ик. 7 акафиста Феодору Тотемскому) и т. д. 324 Христианская любовь, зиждущаяся на вере, в своих обнаружениях являясь сыновним послушанием заповедям Господа (см. Ин.14:15 ; 1Ин.5:2–3 ; 2Ин.1:5–6 ), проявляется как благочестие, как богобоязненное житие (см. Лк.2:25 ), исполненное братолюбия (см. 2Пет.1:6–7 ) и непорочности (см. Иак.1:27 ). Благочестивый христианин, проникнутый верой и духом христианской любви, во всех обстоятельствах жизни, в каком бы положении он ни был: в богатстве или бедности, чести или уничижении, – всегда становится в самые искренние покорно любящие отношения к Богу и в самые искренние, преданные и добрые отношения к ближним. Благочестивый стремится поддержать в себе высокий строй христианских чувств: он украшает себя терпением, ближним стремится доставить счастье и оказать помощь, при возвышении не превозносится, при уничижении и несправедливости не раздражается и не завидует другим, не ищет своих выгод, с доверием относится к ближним и, сорадуясь истине, противится неправде (см. 1Кор.13:4–7 ). Вера, споспешествуемая любовью, и любовь, выражаемая делами, осуществляются в христианском благочестии. Благочестие – не формальное и не отвлеченное начало, а живое проявление христианской жизни, внутреннее переживание действительных христианских чувств, вызывающих добродетельные дела и действия и обнаруживающихся во внешних проявлениях. Внешняя сторона проявлений благочестия может быть видима и для других людей, но корень христианского благочестия скрыт в глубине духа христианина; дела и обнаружения благочестия вырастают уже из благочестивого состояния духа. Благочестивое настроение души христианина прежде всего проявляется в молитве его к Богу и святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010