См.: Collins, 1984. Р. 385. . 1Мак 1:62-63. . Разные еврейские группы, участвовавшие в восстании, преследовали разные цели, и не всегда этой целью было освобождение от Селевкидов. Любопытно, что в кумранских свитках словом ЛрЬп ТС?«Л («притворщики, льстецы») обозначается какая-то враждебная группа, возможно, Фарисеи. См.: Collins, 1984. Р. 386. . См. выше: 7:25; 8:25. Ср. Жак 1:24. . Начиная со стиха 11:36 отцы Церкви рассматривали текст Книги Даниила как пророчество о будущем Антихристе. Тем самым между стихами 35 и 36 искусственно полагался огромный промежуток времени. . Антиох IV воздавал особые почести Аполлону, традиционному покровителю династии Селевкидов, а также Дионису, культ которого пытался привить и в Иерусалиме (2Мак 6:7). «В этом свете, – пишет Дж. Коллинз, – заявление Даниила, что царь «о богах отцов своих не помыслит», кажется странным. Только упоминание о «[богах] любимых женчин наводит на мысль, что это говорится о варварских божествах… Эвальд увидел здесь сирийского Таммуза-Адониса. Ср. Иез 8:14: «женщины, плачущие по Таммузу». См.: Collins, 1984. Р. 387. Впрочем, подчеркивает Э. Бикерман, при Селевкидах не было никакой государственной религии, всевозможные местные культы сочетались с династическими. См.: Бикерман, 1985. С. 239. . Стремясь сломить сопротивление иудеев, Антиох IV активно насаждал в Палестине греческие колонии (1Мак 3:36). В самом Иерусалиме, в крепости на холме Акра был поставлен сирийский гарнизон (Иосиф " Флавий. Древности, XII 5.4). «Чужой бог» здесь, вероятно, Зевс Олимпийский (2Мак 6:2). . В Палестину. Септ.: «в землю Мою (=Божию)», Вульг.: «в землю славную». Феодотион понял слово (цебе), означающее в Танахе красоту, славу, награду (2Цар 1:19; Ис 4:2), либо серну, газель (Вт 12:15; 14:5), как название местности и перевёл «в землю Савей». . Ср. Наум 3:9. . Авторы Септуагинты просто не стали переводить непонятное им слово аппедно (от древнеперсидского ападана – «дворец»). Феодотион принял его, так же как и слово цебе, за топоним: «И раскинет он шатёр свой в Эфадано (ii› Ефабагы) между морями, на горе святой Савей (ti; бро; Sapi ayioi " О разных переводах и толкованиях этого стиха см.: Иероним Блаженный.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Евангелист Лука кроме того называет еще «стратегов» – начальников над священническими и левитскими стражами (Ляйтфут и др.), из коих по Middoth 1, 1 для первых были назначены три места в храмовых постройках, а для вторых – двадцать одно. Главный начальник над всеми стражами назывался «муж горы дома», т. е. храмовой горы – isch–har–habbaith (Schekalim 5 с. и Tamid 1, l; Middoth 1, 2), στρατηγς το ερο Ant. 20, 9. 3, – Bell. 2, 17. 2, – 6, 5. 3. В Деяниях 4:1 στρατηγς το ερο назван между ρχιερες (др. чт. ερες) и ο σαδδουκαοι (очевидно священники) как важное в Иерусалимской администрации лицо. В Деян. 5:24 он стоит впереди ο ρχιερες и в непосредственной связи с синедрионом (ст. 25–27). Деян. 5:26 и Antiq. 6, 5. 3 он просто называется στρατηγς. По Antiq. 20, 6. 2 один стратег по имени Анан вместе с первосвященником Ананией отсылаются Кодратом в Рим, как самые влиятельные и знатные у иудеев лица. По Bell. 6, 5. 3 ο το ερο φλακες доносят τ στρατηγ, что медные врата храма, – кои запирались стратегом и коих ключи у него хранились, – отворились сами собою. Во 2Мак. 3:4 он называется προσττης το ερο καθεσταμνος – 3 Езр 1:8 ο πιστται το ερο (трое). Стратег принадлежал к первым первосвященническим фамилиям (Bell. 2, 17.2, – ср. Ant. 20, 8. 11). У него был секретарь (γραμματες), который сам также пользовался большим значением (Aut. 20, 9. 3), – и имел полицейский надзор над всем храмом, над жертвоприношениями, священниками (Bell. 2, 17. 2), безопасностью храма и дворов. Он был инспектором храмовых страж (Midd l, 1–2), – в нужных случаях он вызывался среди ночи стражами (φλακες или πηρται Деян. 5:25 Bell. 6, 5. 3), – во всякое время ночи мог делать обзор с факелами и подвергать неисправных стражей наказанию (Midd. ib. Bell. 4. 4. 6). Положение стратегов было так важно, что они могли соперничать с первосвященниками ( 2Мак. 3:4 ср. Ant. 20. 8. 11), – в начале римской войны, например, они настояли на том, чтобы не принимать жертвы от императора (Bell. 2, 17. 2 см. Keim, 3. 310 flg. Aum 3; Lighfoot и Schoettgen соотв. м. Friedlieb, Archäologie der Leidensgeschichte, § 14, – др. в конце статьи). Частные посты и стражи – ο το ερο φλακες Ant. 6, 5. 3 и πηρται Деян. 5:26 имели своих особых стратегов, кои все находились в ведении στρατηγος " α το ερο. В Деян. 16:20. 22 и 38 στρατηγο называются вообще ρχοντες (ср. Иер. 20:1 ). Деличь в Horae hebraicae к Деян. 4:1 (Zeitschrift für der gesammten Lutherischen Theologie und Kirche 1877, 1. 3) различает στρατηγς το ερο Деян. 4:1 , как главного начальника над храмовыми стражами, от просто στρατηγο Лк 22:4 и 52 как частных начальников над привратниками, певцами, надзирателями жеребьев и др. 21

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Так как Израиль должен был возлагать свою надежду не на коней и колесницы и так как израил. царю запрещено было содержать много лошадей ( Втор.17:16 ), то еще Давид повелел полученных в добычу от Сирийцев верховых и колесничных лошадей изувечить ( 2Цар.8:4 ). Боевые колесницы–судя по изображениям на египетских и ассирийских памятниках (слич. Виллькинсон, the manners, I стр. 336, 338, 354 и 385 и Лайярда Nineveh u. s. Ueberreste, стр. 367 и у Биг. 51 слич. фигур. 19)–были двухколесные, и на одной колеснице помещались большею частью только два бойца, сражавшиеся стоя и один возница; впрягались в нее две лошади, к которым прибавлялась третья, как добавочная на случай раны или умерщвления одной из лошадей, так что 4000 лошадей стоят в отношении к 1,400 колесниц ( 2Пар.1:14 слич. с 9:25). Железные боевые колесницы ( Нав.17:16,18 и д.) едва ли были совершенно из железа, но только оковывались крепко железом и вероятно снабжены были приделанными к осям косами, или серпами (ρματα δρεπανηφρα, 2Мак.13:2 . currus falcati). Более об этом см. у Иак. Лидия Syntagma sacr. de re milit. 1698 стр. 131 и д. и новую литературу у Винера R. W. II стр. 670. В войнах с Селевкидами при Маккавеях Иудеи вели борьбу еще против боевых слонов в сирийском войске, 1Мак.3:34; 6:30 и д. 2Мак.11:4; 13:2 и д. Боевые слоны носили на спине деревянную башню, в которой находились 3, 4 или 5 воинов (не 32, как ошибочно стоит в 1Мак.6:37 ) и были управляемы проводником, называвшимся ’Ινδς ( 1Мак.6:37 ), потому что Индия доставляла как наилучших слонов, так и лучших их проводников. Пред боем они были приводимы в ярость напитком, приготовлявшимся из сока виноградных или тутовых ягод ( 1Мак.6:34 ) или вином, приправленным ладоном ( 3Мак.5:2 ), которое давали им пить или держали им перед глазами. Слич. Винера, R. W. Art. Elephant и Гримма комм, на 1Мак.6:30 и д. 1195 Так как romach упоминается уже в пустыне ( Чис.25:7 , слич. также Суд.5:8 ), а chanith только в книгах Самуила, то оба эти слова можно было бы с достаточною вероятностью считать за различные названия одного и того же оружия.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Цуфа. Цуф может быть именем ( 1Пар. 6,35 ) и географическим названием (9,5). Ефрафянин. Местность, в которой проживали предки Елкана. 1 две жены. Впервые полигамный брак упоминается в Быт. 4,19 , а признаете законным и регламентируется (но не поощряется) во Втор. 21,15–17 . 1 и ходил... поклоняться. Т.е. строго соблюдал установленные праздники, требующие поклонения Господу в месте Его присутствия (там, где находился ковчег завета в описываемое время это был Силом). Господу Саваофу. Господу Воинств (небесных) имя Божие, открывающее Бога как Царя и Властителя над великими духовными силами («военством, выстроенным на высоте»). Это первый случай употребления данного имени в Священном Писании. Силом. Религиозный центр Израиля периода судей. Здесь Иисус Навин поставил скинию с ковчегом, которая оставалась в Силоме до времени Илия (3,3.15). Илий. Первосвященник Израиля в конце эпохи судей. Илий навлек на себя гнев Божий попустительством своим безбожным детям (2,29; 3,13). Умер, услышав известие, что ковчег взят в плен (4,15.18). 1 давал часть особую. Т.е. не ущемлял ее, а, напротив, оказывал ей особое уважение, хотя бытовавшая практика требовала отдавать предпочтение той из жен, которая имела детей. Господь заключил чрево ее. Анна была бездетна. 1 Соперница. См. ком. к 1,2. 1 не ела. Очевидно, соблюдала пост, тем самым усиливая свою молитву к Господу о ребенке. 1 стала пред Господом. Пришла в скинию, в которой находился ковчег место Божиего присутствия. 1 дала обет. Об обетах замужней женщины см. Чис. 30,6–15 . на все дни жизни его. См. Чис. 6,1–21 . Анна обещает посвятить своего сына Господу, т.е. даст за него обет назорейства, не на время, как это обычно практиковалось, а пожизненно. 1 Илий счел ее пьяною. Такое заключение Илия свидетельствует, что он не имел молитвенного духа и пророческого дара (3,1). 1 Самуил. Имя, означающее «испрошенный у Бога» (см. Введение: Характерные особенности и темы). 1 обеты. См. Лев. 7,16 . 1 отнят будет от груди. В древности на Ближнем Востоке детей отнимали от груди позже, чем это принято сейчас. Об этом мы можем судить не только по данному отрывку, но также и по 2Мак. 7,27 , где говорится: «сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком...». День отнятия от груди мог иногда отмечаться празднованием и пиром ( Быт. 21,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

168 Нагорною страною в книге Иудифь [( Иудиф.4:7, 5:1, 3, 5 ) и пр.], как и в других писаниях Ветхого Завета [напр. ( Втор.11:11 ); сн. ( Исх.15:13 , Иез.34:13 )], большею частью называется Иудея [( Иудиф.5:1, 3, 5 ) и др.]; но в настоящем случае, как можно заключать из контекста речи, дело идёт, по всей вероятности, о горных странах Ассирии, которым для многих иудеев были как бы второю родиною (Сн. Zeitschr. f. wiss. Theol. 1861, IV H., S. 34. Volkmar, Haudb. d. Einl. in d. Apokr. I Th. I Abth. S. 152). Вавилонские и ассирийские иудеи были одними из самых верных подданных Антиоха (сн. И. Флавия Древн. XII, 3, 4). Некоторые критики (как напр. Эвальд, – см. Gesch. d. Volk. Israel, Bd. IV, S. 371), во ( 2Мак.8:20 ) видят указание на деятельное участие вавилонских иудеев в войнах Антиоха III против восточных стран. 169 Идаспис (Гидасп) – один из притоков р. Инда. Некоторые из исследователей (Фрицше, Фолькмар, Вольф и др.) на основании сирского текста относят это название к р. Эвлею [ по ( Дан.8:2 )] или Хоасну (Kurzgef. exeg. Handb. zu d. Apokr. d. a. Test. v. Fritzsche, 2-te Lief. S. 135. – Handb. d. Einl. in d. Apokr. I Th. I Abth., v. Volkmar, 8. 152–153. – Comment. üb. d, B. Judith, v. Wolff, S. 57), который у Вергиния (Georg. IV, 211) называется Medus Hydaspes. Но действительно ли Вергилий разумел под мидийским Гидаспом Хоасп, этого ничем нельзя доказать. Напротив того, на основании Горация Od. I, 2, 51 можно заключать, что слово Medus употреблено Вергилием в обширнейшем значении и что в данном случае оно относится именно к мидийскому Гидаспу. Сн. Bibel-Lexicon v. Schenkel, Bd. S. 151. 170 Относительно слов: κα πεδα (τ πεδον, ν τ πεδω) ριχ (Εριχ) βασιλες (το βασιλως) τν λυμαων критики весьма разногласят. Но здесь, но всей вероятности, идёт речь о находящейся в пределах Елама или Елимаиды (эта область на Севере граничила Мидией, на западе – Ассирией и Вавилонией, на востоке – Персией и Парфией, на юге – Персидским заливом, – см. Bibl. Wörterb. v. Zeller, 1866, 1 Bd. S. 294–295) равнине Арийу, или Арийа, название которой, с прибавлением древне-персидского окончания «ох», значит «Великая Ария», т. е. место жительства арийцев. См. Comment. üb. d. B. Judith v. Wolff., S. 58. Именем Ариоха в Библии называется царь елассарский ( Быт.14:1, 9 ) и главный начальник телохранителей (ρχιμγειρος) царя Навуходоносора ( Дан.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

1:4. Религиозная реформа Иосии. Религиозные нарушения и идолопоклонство, упоминающееся в этом стихе, предвещают действия, предпринятые Иосией после 622 г. до н. э. (см. коммент. ко 2Пар. 34 ). Очищая храм и удаляя чужеземных богов, истуканов и жрецов, Иосия делал это во имя восстановления условий завета с Богом (см.: 4Цар. 23:24,25 ). Подобная реформа была проведена почти за восемьдесят лет до него царем Езекией ( 4Цар. 18:4 ). В обоих случаях слабость ассирийской монархии способствовала осуществлению попыток таких небольших государств, как Иудея, восстановить свою политическую и религиозную независимость. 1:5. Поклонение воинству небесному. Речь идет о поклонении звездам, которые связываются с небесными богами (богом солнца, богом луны и, особенно, с Венерой); в Вавилонии это, соответственно, Шамаш, Син и Иштар, которые были главными божествами в большинстве древних религий. Они считались самыми могущественными богами, поскольку контролировали календарь и времена года, а также погоду. Они показывали знамения, которые истолковывали гадатели, и следили за всем, что происходит в мире. Накопившееся к концу 2-го тыс. до н. э. огромное число разрозненных небесных предзнаменований было собрано на семидесяти табличках, известных под названием «Энума, Ану, Энлиль», которыми пользовались в течение почти тысячелетия. Штамповые печати из Израиля этой эпохи показывают, что астральные божества пользовались огромной популярностью. В Месопотамии астрологи выделили на небе много созвездий (хотя не все они те же самые, которые мы знаем сегодня и которые пришли к нам через греков), но зодиак еще не был известен. Более подробные сведения на эту тему см. во 2Пар. 33:5 . 1:5. Клянутся царем своим. ( В оригинале – Милхом, или Молох.) Многие исследователи рассматривают Молоха как бога преисподней, с которым связаны ритуалы поклонения мертвым предкам. В одной финикийской надписи VIII в. до н. э. говорится о жертвах Молоху перед началом битвы между киликийцами и их врагами. 1:8. Одежда иноплеменников. Поскольку Иудея была под владычеством иноземцев (ассирийцев, египтян и вавилонян) на протяжении более столетия, неудивительно, что ее государственные чиновники и те, кто стремился обрести благоволение со стороны своих господ, перенимали их стиль одежды и другие особенности их культуры. В небиблейских источниках нет подробных данных о стиле одежды иудеев и вавилонян того времени, поэтому невозможно провести их детальное сопоставление. Различия могли быть в предметах одежды, ее стиле, материале, из которого она изготовлена, фактуре и цвету ткани. Более поздний пример восприятия иностранного стиля обнаруживается в эллинистический период, когда первосвященник Иасон заставил иерусалимскую знать носить широкополые шляпы, которые связывались с греческим богом Гермесом (см.: 2Мак. 7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

иеромонах Иов (Гумеров) Связи совершенно никакой нет. Пурим (см.: Есф. 9: 26, 28, 29, 31, 32 ) – еврейский праздник, начало которому было положено евреями диаспоры, жившими в рассеянии в Персидском царстве в V веке до Р.Х. Сначала это встретило сильное сопротивление в Иерусалиме старейшин, которые смотрели на это как на нежелательное новшество. Однако постепенно этот день стал общим для евреев праздником. Слово пурим (от аккадского пуру – жребий) означает жребии, которые метал суеверный Аман, чтобы назначить месяц для истребления евреев (см.: Есф. 3: 7 ). Самое древнее письменное свидетельство о нем встречается во 2Мак. 15: 36 («день Мардохеев»). В сельской местности и в небольших городках праздновался 14 адара, а в укрепленных городах – 15 адара (см.: Есф. 9: 18–19 ). Связь дня 8 марта с праздником пурим проводится совершенно искусственно. Проходившая в Копенгагене 27 августа Вторая международная социалистическая женская конференция постановила «учредить день борьбы за права женщин» 19 марта. Действительно, в 1911 году 19 марта было отмечено женскими манифестациями в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. Однако в следующем 1912 году этот день отмечался 12 мая в тех же странах. В 1913 году женщины устроили митинги 12 марта в Германии, 9 марта в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии, а во Франции и России – 2 марта. Что касается праздника пурим, то евреи его отмечали: в 1911 году – 14 марта; в 1912 – 3 марта; в 1913 – 23 марта, а в 1914 – 12 марта. 1 . Как видим, нет ни одного совпадения. 2 . Праздник пурим вовсе не женский, а общий для мужчин и женщин. В некотором смысле это даже больше мужской праздник, так как сопровождался и сопровождается неумеренным винопитием. Как советовал влиятельный вавилонский законоучитель Рава бен Иосеф бен Хама (ок. 280–352 по РХ), нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Аману или похвалу Мардохею (Талмуд. Трактат Мегилла, 76). 3 . Ошибочно утверждение, что инициатор международного женского дня Клара Цеткин была еврейкой. Родилась она 5 июля 1857 года в г. Видерау (Саксония). Отец ее, Готфрид Эйснер, был органистом в местной лютеранской кирхе. Мать, Жозефина, тоже немка. Она была дочерью адъютанта. Жозефина поддерживала идеи «женской эмансипации». На этих идеях она воспитала свою дочь Клару. Родители, пренебрегая традицией и увлекаясь «передовыми» идеями, не сознавали, какую трагедию они подготавливали для своих детей. Именно здесь, а не в пуриме, истоки социалистического феминизма Клары Цеткин. Фамилию она взяла у народовольца из России еврея Осипа Цеткина, с которым была в сожительстве (в так называемом «гражданском браке») до его смерти от туберкулеза в 1889 году. В 1923 году она приехала в Россию. Умерла под Москвой в 1933 году. Тело было предано огню, а пепел замурован в кремлевской стене.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Еноха – IX, 3; X, I; XLVI, 7; LX, 1, 22; LXXVII, 1; LCIV, 8; XCVII, 2; XCVIII, 6, 7, 11; XCIX, 3, 10; C, 4; CI, 1, 6, 9; кн. Сивилл III, 519, 580, 719; кн. Юбил. VII, 36; XII, 19; XIII, 16; XVI, 27 и мн. др.; из раннейшего времени: Дан.4:21 ; Дан.4:29 ; Дан.4:31 ; Дан.7:18 ; Дан.7:22 ; Дан.7:25 ; Дан.7:27 ) 327 . Правда, позже возникло учение о торе, как откровении Бога 328 , через что возвышенный Бог как бы низводился в ряды ограниченных существ. Но, несомненно, основная тенденция иудейства заключалась в том, чтобы удалить Бога от человека, бесконечно возвысить его над миром. На стремление к устранению антропоморфизмом в переводе LXX мы уже указывали (см. Труды К. д. Академии 1905, III, 396 и дал ). В рассматриваемое время доказательства данной мысли можно заимствовать в таргумах. „Те места Библии , где Божеству усваиваются конкретные образы, видимые явлении (теофании) и антропоморфизмы, таргумисты часто с большими натяжками и очевидным насилием тексту стараются перефразировать так, чтобы удалить буквальный смысл текста и выдержать идею недоступности Божества» 329 . Напр., в Быт. XXII, 14: „И нарек Авраам имя месту тому (разумеется гора Мориа): Господь усмотрит. Посему и ныне говорится на горе Иегова усмотрится». В таргуме Онкелоса это место имеет уже значительно другой характер: „здесь почтут Бога (грядущие) роды; посему доныне говорится: на горе той Авраам молился перед Богом (см. еще y Онкелоса на Быт.9:27 ; Быт.16:13–14 ; Быт.32:30 ; Втор.33:14 ; Исх.25:8 и др. У Ионафана на прор. Ис.1:15 , вместо: „когда вы простираете ко Мне руки ваши, Я закрываю от Вас очи Мои» читаем: „отнимаю Шехину мою от вас» и мн. др. По-видимому, идею отрешенности Бога от всего материального чувственного стараются выразить в получившем довольно широкое употребление имени Иеговы – Бог , Господь духов 330 . Это имя встречается в кн. Юбил. X, 3; 2Мак.3:24 ; а в кн Еноха оно употреблено 100 раз (см., напр., гл. XLV–L). Словом, палестинские раввины усвоили себе деистическое представление о Боге, как о самозаключенной, недоступной и даже противоположенной миру сущности, не имеющей к твари никакого непосредственного отношения 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

468 Можно прибавить, что и в арабском языке ел-арш означает не только престол, но и престол величия, и есть термин более возвышенного значения, чем корси (другое арабское название престола) (См. Коран Магомета, гл. 40, ст. 15, примеч. в переводе Корана Казимирского). 487 Герод. 2, 91; 4, 82. Страб. XVII, 3, 8. Иногда впрочем и кенотафиумам, посвященным людям новейших исторических эпох, давали такие же необычайные меры из почтения к лицам. Напр. еврейский путешественник XII века Петахия Регенсбургский говорит, что гробница аввы Ариха, основателя знаменитой Академии в Суре, имела 18 локтей длины. (См. Перевод этого путешествия Марголина, стр. 32). 491 Впрочем указание одра Ога именно в Аммане не совсем понятно, так как васанское царство Ога лежало выше на север и не достигало до Аммана. Может быть Раббат Аммон был родиной Ога, и отсюда, уже впоследствии, он эмигрировал на север, по политическим обстоятельствам. 508 Втор. 34:6 . Весьма замечательно, что в 2Мак. 2:4–8 гора Небо, таинственное место погребения Моисея, является еще таинственным местом хранения ковчега и жертвенника скинии, которого «не могоша обрести последствующии» и о котором пророк Иеремия говорил: «не ведомо будет место, дóндеже соберет Бог собрание людей». 520 В финикийских и арамейских надписях упоминается особенное ex-voto «куппа» ( ) очевидно тождественное с ( ) Чис. 25:8 . В одной же билингной (арамейско-греческой) надписи указывается еще дополнение к куббе в виде постели: Ваалу Сомину, владыке мира, поставил куббу эту и постелю эту... (См. Journal asiatique, série 7, tome XIII, p. 184). При этом арамейское слово кубба или куппа греческий текст заменяет выражением καμεραν, камеру. Не следует ли и в Чис. 25:8 , по LXX, читать καμεραν, вместо καμινον. 523 Иринея. Против ересей. 4, 31, § 3. – Чтобы яснее представить себе древнюю картину местности рассматриваемой мегалитической группы, нужно иметь в виду основательное предположение Клермона Ганно, что во время Иисуса Навина Мертвое море простиралось гораздо дальше на север, чем оно простирается ныне, до Каср-ел-Иехуд, следовательно, до границ того поля мегалитов, которое мы сейчас рассматривали (Revue archéol. 1893, 1. 237) В таком случае, столб жены Лотовой, находившийся на северном берегу Мертвого моря, был очень близок к описанным мегалитам, если даже не стоял между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

(Bell. jud. II, 8. .3). 262 Ha этом основании предполагают (Zeller. Die Philos. der Griechen, III, 2. s. 290), что те священные одежды, которые употреблялнсь ессеями исключительно только при общественных трапезах, были именно льняные, потому что они могли отличаться от обычных шерстяных одежд ессеев не цветом, но только материей. В пользу этого говорит и то соображение, что лъняная одежда считалась вообще более чистою и что также и купальные одежды ессеев были из льна. (Ср. Bell. jud . II, 8. 5). 263 Ant. jud. XVIII. 1. 5. “Ες δ τ ερν ναθματα στλλοντες θυσας οκ πιτελοσι διαφορτητι γνειν, ς νομζοιεν, κα δι ατ εργμενοι το κοινο τεμενσματος φ ατν τς θυσας πιτελοσιν”. 266 В чем состояли эти дары (ναθματα) Иосиф не определяет, и потому по поводу этого высказывались разнообразные предположения. Во вся­ком случае более вероятным представляется то мнение (см. особ. Люциус. Der Essenismus, s. 101). что под ναθματα здесь должно разуметь хра­мовую подать (см. Ширер. Lehrb. der Neutestam. Zeitgesch. s. 638. Ср . Antiqu. jud. XIII, 9. 1: „τ τε δδραχμον.... κα οπσα λλα ναθματα»), а может быть также и десятины, отказ от взноса которых едва ли был бы оставлен безнаказанно со стороны иерусалимских первосвященников. Заметим также, что ναθματα посылали в иерусалимское святилище также и языческие цари и частные люди. ( 2Мак. 3:2 ; Antiqu. jud. XII. 2. 7; XVIII, 3. 5. Ширер. Ibid. s. 292). 271 Это именно допускает Неандер. (Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. В. I, s. 61) и Франкель. (Zeitschrift für die religiösen Interessen des Judenthums. 1846. s. 459), понимающие означенные слова Иосифа в том именно смысле, будто ессеи дозволяли себе в собствен­ной среде приносить истинные жертвы. (Этот же взгляд разделяет, по-видимому, также и наш русский ученый Богородский. См. Прав. Соб. 1873, III. стр. 189–190). Против этого говорят однако ясные свидетельства источ­ников: во-первых, Филон категорически замечает, что ессеи «не приносят в жертву животных, но считают справедливым посвящать Богу свои собственные сердца как достойные приношения» (ο ζα χαταθοντες, λλ ιερο­πρεπες τς αυτν διανοας καταοκευζειν ξιοντες.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010