Во-вторых, это чтение состоит из двух частей. Первая, представляющая собой конец 15-й главы Евангелия от Марка, знакома нам по службе 12-ти евангелий: это 10-е страстное евангелие (69-е зачало). Вторая часть (начало 16-й главы, 70-е зачало) — это один из тех евангельских фрагментов (а именно — 2-й), которые читаются на воскресной утрене. И только здесь, единственный день в году, в пределах одной службы соединяется повествование о погребении Спасителя и о Его воскресении. Это же, кстати, характерно и для ряда песнопений Недели жен-мироносиц (подробнее см.  здесь ). Читая повествование о погребении Спасителя — будь то у Марка или у других евангелистов — нельзя пройти мимо одного вопроса: зачем? Зачем Иосиф, рискуя положением, а может быть — и свободой, и самой жизнью — идет к Пилату и просит тело только что казненного преступника? Зачем подвергает себя опасности Никодим? Зачем слабые женщины, презрев страх, спешат чуть свет к гробнице Учителя? Откуда это неожиданное мужество? Чем они были движимы? — Может быть, они придавали столь большое значение обрядовой стороне погребения? Или же это был своеобразный протест против имперско-израильской военщины? Или они полагали, что Иисусу удобнее будет воскреснуть, находясь во гробе, а не на кресте? Или же они следовали своему моральному кодексу и делали то, что должно, не давая себе труда подумать о последствиях? — Навряд ли. А впрочем, мы ничего не можем сказать наверняка. Иосиф, Никодим, каждая из учениц Иисуса — всё это были разные люди, с разными характерами, с разным жизненным опытом. И у каждого могли быть свои мотивы. И тем не менее, они объединились в этом поступке, который требовал немалого мужества — и любви. «Любовь, — говорит апостол, — никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13: 8, 13). Впрочем, в те страшные и горестные дни в сердцах учеников и учениц, тайных и явных, вероятно, мало оставалось веры и надежды — но не иссякла их любовь, которая «крепка, как смерть» (Песн 8:6). И именно любовью были они движимы.

http://pravmir.ru/dvizhimye-lyubovyu/

Отсюда подобный человек произвольно становится мечтателем, а не безмолвником. Потому будь внимателен, не веришь ли ты чему-либо в силу быстрого увлечения, прежде спрашивания и многого исследования, хотя бы то казалось добрым, чтобы не получить вреда. Всегда оставайся негодующим на мечтания, сохраняя свой ум постоянно бесцветным, безвидным и бесформенным. Часто многим причиняло вред и посланное Богом к испытанию для венца. Наш Господь желает испытать, куда склоняется наш свободный выбор. Но усмотревший что-либо мысленно или чувственно и принимающий то без совета опытных, пусть явление было и по воле Божией, легко прельщается или прельстится в будущем, как воспринимающий все необдуманно. Новоначальному надобно быть внимательным к сердечной деятельности, как необманчивой, все же другое не принимать до момента умиротворения страстей. Бог не негодует на того, кто, строго внимая себе, во избежание прелести не примет знамений от Него без спрашивания опытных и многого исследования, но более восхваляет его, как мудрого, хотя на некоторых и негодовал. Впрочем, спрашивать надлежит не всех, но одного того, кому вверено управление другими, кто блистает жизнью и, будучи, по Писанию, бедным, многих обогащает (см.: 2 Кор. 6, 10). Было немало неопытных руководителей, повредивших многим неразумным, за которых по смерти выдержат они суд. Право руководить других принадлежит не всем, но лишь тем, которым дано божественное рассуждение, или, по апостолу, различение духов (1 Кор. 12, 10), разделяющее мечом слово худшее от лучшего. Каждый обладает своим разумом и естественным деятельным или научным рассуждением, но не все имеют духовное рассуждение. Поэтому премудрый Сирах сказал: Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим - один из тысячи (Сир. 6, 6). Не мал труд - найти руководителя, не заблуждающегося ни в словах, ни в делах, ни в размышлениях. Чужд ли кто прелести, это выясняется в том, имеет ли он на деятельность и на ее понимание свидетельства от Божественных Писаний, смиренномудрствуя в том, о чем ему надлежит рассуждать. Отчетливо же постигнуть истину и быть чистым от несовместимого с благодатью - труд не малозначительный, потому что диаволу обычно показывать свою прелесть в виде истины, особенно новоначальным, и преобразовывать свое коварное в духовное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/726/...

Крест епископства тяжел, а служение — ответственно, но ты не страшись, ибо Бог силен обогатить всякою благодатью (см. 2 Кор. 9:8) уповающих на милость Его; главное, чтобы благодать Его не была тщетна в тебе (см. 1 Кор. 15:10). Более всего опасайся совершать дело Господне небрежно (см. Иер. 48:10), дабы не собирать себе «гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его» (Рим. 2:5-6). Паси вверенное тебе Владыкой Неба и земли стадо овец словесных со вниманием и усердием, заботясь о духовном возрастании и нравственном здоровье своей паствы. Но пекись не только о поверхностном соблюдении ею заповедей Господних, ибо за благообразным внешним фасадом нередко могут скрываться душевная пустота, формализм и даже притворство. Такое духовное лицемерие врачуется всегда тяжело и болезненно. Посему, улавливая человеков (см. Мф. 4:19; Мк. 1:17) для совершения спасения, стремись привить им глубокую сердечную веру, дабы исполнение Евангелия и следование Христу сделались подлинным смыслом, реальным наполнением их жизни. А для этого тебе самому надлежит подавать пример остальным. Да не будешь ты достойным упрека святого апостола Павла, вопрошающего: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:21). «Во всем показывай в себе образец добрых дел, — назидает великий " апостол языков " , — в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит. 2, 7-8). Какие же добрые дела тебе предстоит совершить на поприще многотрудного архипастырского служения? Во-первых, ты должен явить пример послушания — послушания воле Творца, которая выражается через решения церковного начальства. Помни, что, храня верность данной тобою сегодня в этом храме перед лицом людей архиерейской присяге, ты позволяешь в полноте действовать в себе всесильной благодати Божией. Ее, по слову апостолов, Господь подает лишь смиренным (см. Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5). Во-вторых, важнейшим делом епископа должна стать неустанная забота о созидании крепкой в вере христианской общины, в которой бы царили благочестие и чуткое отношение к ближнему. На приходах следует организовать центры помощи нуждающимся и обездоленным, где страждущие не только могли бы получить столь необходимые пропитание, одежду и временный кров, но и имели бы возможность услышать слово о Христе — слово утешения, ободрения и поддержки. Именно так, научая свою паству милосердию и состраданию, ты поможешь ей подниматься по лестнице богопознания и духовного совершенствования, ибо, по выражению великого таинника Господня апостола Иоанна, «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7). Пусть примером такой жертвенной любви станет для тебя подвиг преподобного Феофана Милостивого, чью память сегодня творит Православная Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/1646129.ht...

Конечно, и монахи переносят невзгоды, но у них они преимущественно носят внутренний характер, связаны с их духовным подвигом. Намного тоньше у них и соблазны, вскрывающие глубинные проблемы души, ведь монах стремится очиститься от всего, что враждебно Богу. По объяснению апостола Павла, «неженатый заботиться о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7, 32—33). В миру много искушений, обусловленных сугубо внешними обстоятельствами, отношениями с семьей, с детьми, с начальством, с коллегами по работе. Надо сказать, что все люди призваны к вертикальному развитию. Как учит Христос, всем без исключения необходимо уподобиться Богу в совершенстве добродетели (см. Мф. 5, 48). Но Он предупреждает, что немногие могут всецело посвятить себя Господу (см. Мф. 19, 10—12). Надо правильно выбирать приоритеты, чтобы богопознание для человека было главнее всех мирских забот (см. Мф. 6, 33). Если человек не может всецело отдать себя богообщению, это не значит, что он не может наследовать спасение, которое Господь даровал всем людям. У святителя Игнатия проводится различие понятий «спасение» и «совершенство». Он опирается на евангельскую историю о человеке, который спросил Христа о том, как ему на деле «наследовать жизнь вечную» (Мк. 10, 17). Ответ Христа состоит из двух частей. Сначала Он говорит о соблюдении общих для всех заповедей, и человек признает их правилами своей жизни. Вторая часть ответа, которая начинается со слов «одного тебе недостает», вынуждает этого человека отойти в печали. Трактуя этот эпизод, святитель Игнатий, поясняет, что спасение доступно всем, а к совершенству могут устремиться немногие. Будет ошибкой думать, что предназначение человека состоит лишь в том, чтобы все свои силы отдавать на познание и совершенствование земного мира. Священное Писание свидетельствует, что не для этого человек создан, а чтобы наладить гармонию с Творцом. Перед первозданным Адамом стояла всего одна задача: возделывать и хранить рай (см. Быт. 2, 15) — приобщать к нему все творение, совершенствовать сотворенный мир, пребывая в единении с Господом. Но в нашей ситуации, когда человечество отступило от Бога, прежде всего надо восстановить богообщение.

http://pravoslavie.ru/118332.html

См. прим. 51. 87. 90. Op. Т. 2. Письмо к Кесарию (Т. 3. р. 742) писано собственно с тем, чтобы отвлечь друга Кесария от учения аполлинариева. Письмо это возбудило много споров и сочинений, именно своим отзывом о Евхаристии. Папистам слишком не нравится отзыв, не сходный с их транесубстанциацией, и они сильно домогались отвергнуть подлинность его В пользу подлинности говорят: а) кроме рукописей Леонтий, Анастасий современник испов. Максима, Иоанн Дамаскин, прп. Никифор, которые приводят места из сего письма, называя сочинением св. Иоанна, архиеп. Констант. (греч. текст их слов издан у Канизия Lection ant Т. 1. р. 233, у Монфокона, слова Леонтия у Мая nov. Collect, vet. avct. T. 7. Romae 1833. p. 130. 435); б) Слог и содержание ничего не говорят против подлинности; слог тот же, какой и в прочих письмах, не отличающийся изяществом; Монфокон напрасно указывает для сравнения на слог слов против аномеев; тут сравнения и быть не может. Папист Ле-Кень (Dissert. 3. in fronte op. S. Damasceni) из всех сил бьется доказать, что Златоуст не мог так говорить о воплощении, как говорит письмо к Кесарию: но и Монфокон сознается, что Ле-Кень принял на себя слишком много. Для сравнения пусть читают писанное против аполлинаристов Григорием Богословом , Григорием Нисским , Афанасием. Аполлинарий и Евтихий – отец и сын; чтò сказано против одного, говорено и против другого; в) О Св. Евхаристии в письме к Кесарию сказано так: «как прежде того, когда освятится хлеб, мы называем его хлебом; а когда освящает его благодать при посредстве священника, он уже свободен от наименования хлебом, а стал достоин имени тела Господня, хотя свойство (φυσες) хлеба осталось в нем, не стало два тела, а проповедуем одно тело Сына: так и здесь при проникновении (ενεδρυσασης) тела божественною природою, то и другое составляет одного Сына, одно лицо». Если беспристрастно судить о смысле этих слов, то в них столько же мало благоприятного для Кальвина и даже для Лютера, сколько для мало-мысленной римской transubstantiatio. Против двух первых говорят слова: «проповедуем одно тело Сына». Против последней «свойство хлеба осталось в нем». См. другие изречения святителя о Евхаристии в Бес. на Кор. 24. § 1. 2. 4. в 27 Бес. § 2. 5. 28 Бес. §§ 1–2, где между прочим: Καθαπερ γαρ το σμα εκεινο ηνοται τω Χριστω, ουτω και ημεις αυτω δια του αρτου τουτου ενουμεθα. ρ. 213. Τ. 10. Тим. Бес. 2. § 4. на Мф. Бес. 82. § 5. 6. Из папистов подлинность письма защищали кроме Баснажа (Canisii Lect. Τ. 1. Amst. 1725. Гардуин (Joh. Chrisostomi Ep. ad. Caesarium, gr. et lat ed. et notis ac dessertatione illustrata in Harduini oper. selectis, Amstel. 1709. Дю-пень (Nouv. Bibl. des avters Ecclesiast T. 3. p. 37. S. T. 19. p. 106).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мы должны помнить о том, что христианин призван искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33) и в соответствии с таковым пониманием цели христианской жизни осуществлять свою деятельность в мире. Крепко держась неизменных евангельских принципов, Церковь остается твердой в своем служении и чуждой всех возможных крайностей. Пастырям и чадам церковным следует избегать как самоизоляции и ухода от вызовов, обращенных к Православию нашим временем, так и позиции молчаливого соглашательства с «духом мира сего» (см.: 1 Кор. 2. 12), дабы не подчиниться ему. Весь народ Божий Архиерейский Собор призывает к единомыслию, твердости в вере и жизни по Евангелию, взирая на которую, все прославляли бы Отца Небесного (см. Мф. 5, 16). Собор с отеческой любовью обращается к тем православным христианам, которые не смогли избежать соблазна разделения и оказались вне лона Святой Соборной и Апостольской Церкви, последовав расколоучителям. Церковь, исполняя заповедь Спасителя о прощении кающегося, готова с кротостью и смирением принять в свое лоно всех, кто, отвергнувшись душепагубного раскольничьего сообщества, с покаянием прибегнет к ее материнскому покрову. Для сохранения единства Церкви, мира, согласия и церковной дисциплины Собором воссоздан церковный суд, который призван блюсти чистоту веры, канонический порядок и незыблемость нравственных принципов Православия. Будем молиться, дабы все мы единодушно исполнялись познанием воли Божией, «во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1, 9–10). Обращаемся к вам, дорогие отцы, братья и сестры, со словами радости и надежды: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Евр.13, 20-21).   Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.

http://pravmir.ru/poslanie-osvyashhennog...

Стремление М. получить полную адм. независимость от органов управления СПЦ проявилось в 50-х гг. ХХ в., свою т. зр. он представил в ст. «Важное сообщение», опубликованной 1 июня 1962 г. М. считал, что коммунистические власти Югославии при пособничестве иерархов контролируют деятельность СПЦ и стремятся оказывать свое влияние на серб. диаспору. Во 2-м «Сообщении» от 14 июля 1963 г. он обвинил патриарха Германа в нарушении церковных канонов. Позиция М. нашла одобрение со стороны кор. Югославии Петра II (см. в ст. Карагеоргиевичи ), ряда общественных и политических серб. орг-ций, но и вызвала недовольство в среде серб. диаспоры. На внеочередном заседании Архиерейского Собора СПЦ 27 июля 1963 г. М. был отстранен от управления епархией, и вместо Американо-Канадской епархии были сформированы 3 отдельные (см. в ст. Канадская епархия ). Решения Собора М. не признал, считая, что они были приняты под давлением властей. 6-9 авг. 1963 г. в созванном им епархиальном Соборе приняли участие 27 священников и представители 44 общин, от участия в Соборе отказались 38 общин и 53 священника. Резолюция, принятая Собором, фактически провозгласила отделение епархии от СПЦ. В окт. 1963 г. еп. Дионисий выразил протест против визита югославского лидера И. Броз Тито в США и заявил, что не позволит «титовским» иерархам управлять мон-рями и приходами, основанными сербами в Сев. Америке. 10-14 нояб. 1963 г. на созванном им епархиальном Соборе было принято решение не подчиняться к.-л. постановлениям Синода и Архиерейского Собора СПЦ, пока Югославией управляют коммунисты. При участии иерархов т. н. Украинской автокефальной православной церкви «архиепископа Житомирского» Григория Огийчука и «архиепископа Сичеславского» Геннадия Шиприкевича он совершил хиротонию архим. Иринея (Ковачевича) в викарного епископа Американо-Канадской епархии. В марте 1964 г. на Архиерейском Соборе СПЦ за организацию раскола еп. Дионисий был извергнут из сана. В ответ он создал т. н. Свободную Православную Сербскую Церковь. Учиненный им раскол в серб. историографии получил название «новограчаницкий раскол». В 1964 г. к созданной им церковной структуре присоединились правосл. сербы из Австралии. «Новограчаницкий раскол» в СПЦ был преодолен в 1992 г. М. похоронен возле храма в мон-ре свт. Саввы Сербского в Либертивилле.

http://pravenc.ru/text/2563202.html

Нет смерти в природе, говорят естествоиспытатели. В самом деле, ничто вовсе не вымирает, все снова возрождается. Смерть и рождение, тление и прозябание, подобно колесу, вращаются в природе. Разрушаются и уничтожаются произведения искусств, благотворительные заведения, полезные учреждения, но и здесь разрушается видимое только олицетворение мысли, труда, силы и мудрости человеческой, а не самая мысль. Мысль, – эта бессмертная сила духа человеческого, переживает памятники, державы, народы, историю. Самое обыкновенное слово, которые передается нам живым голосом, как воплощённая мысль, – подлежит исчезновению; но самая мысль, как будто душа слова,входит в нашу душу, тут развивается, растет, зреет и в свое время изливается на бумагу (Там же, с.104). Священное Писание о бессмертии души 1 . Человек создан по образу и по подобию Божию, небо определено быть вечным для него жилищем ( Быт.1, 26 ). 2 . Превечное Слово приняло в ипостасное единение человеческую природу, и человек искупленный делается сыном Божиим, сонаследником Иисуса Христа, членом Его, храмом Святого Духа (см.Кор.6,15,19,20, Рим.8,16,17 ). 3 . В будущей жизни он удостоится вечного блаженства и ближайшего общения с Богом. В таинственном видении св.пророка Иезекииля предначертан и образ будущего воскресения мертвых: «И бысть на мне рука Господня, -говорит он, – и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля, се же бяше полно костей человеческих; и обведе мя окрест их около, и се, многи зело на лицы поля, и се, сухи зело. И рече ко мне: сыне человеч, оживут ли кости сия? И рекох: Господи Боже, Ты веси сия. И рече ко мне: сыне человеч, прорцы на кости сия, и речеши им: кости сухия, слышите слово Господне: се глаголет Адонаи Господь костем сим: се, Аз введу в вас дух животен, и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете и увесте, яко Аз есмь Господь. И прорекох, якоже заповеда ми Господь. И бысть глас внегда ми пророчествовати, исе, трус, и совокуплях уся кости, кость к кости, каяждо же к составу своему. И видех, и се, быша им жилы, и плоть растяше, и восхождаше (и протяжеся) им кожа верху, духа же не бяше в них. Ирече ко мне: прорцы о дусе, прорцы, сыне человеч, и рцы духови сия глаголет Адонаи Господь: от четырех ветров прииди, душе, и вдуни на мертвыя сия, и да оживут. И прорекох, якоже повеле ми, и вниде в ня дух жизни -и ожиша,и сташа на ногах своих, собор мног зело» ( Иез.37,1–10 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Сам Бог ободряет и укрепляет нас, чтобы мы преодолевали страх и неверие в трудных жизненных ситуациях: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10). А «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Не будем же обижать Бога своим унынием, всецело доверимся Его промыслу, потому что ни один волос не упадет с головы человека, если на то не будет воли Божией (см. Мф. 10:30). Господь посылает нам испытания, чтобы мы смирились, становились умнее, выносливее, помнили о непостоянстве мира и его благ, направляя духовный взгляд в Царство Божие, которого и должны искать прежде всего (Мф. 6:33). Сегодня, когда вся Церковь молится о мире и умножении любви, искоренении зла и всякой ненависти, каждый из нас призывается к молитвенному подвигу. Как учит блаженный Августин: «Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться». А святитель Иоанн Златоуст учит нас: «Молитва — великое оружие, великая защита, большой клад, большая пристань, безопасное убежище... Ничего нет равного молитве: она и невозможное делает возможным, трудное — легким, сложное — удобным». Да, есть сегодня серьезная проблема, но как написал поэт и философ Омар Хайям: «Не говори Богу, что у тебя есть проблема. Повернись к проблеме и скажи, что у тебя есть Бог». Когда становится тяжело на душе, начинают одолевать страхи и сомнения, нет другого способа борьбы с соблазнами, кроме пламенной молитвы и крепкого упования на промысел Божий. Мы должны сохранить бодрость духа, поддерживать в трудных обстоятельствах ближних: добрым словом, молитвой, делами любви и милосердия. Церковь призывает наше общество к примирению. Церковь — это все мы, в единстве наша сила. Усугубим свои молитвы и с искренней верой призовем благодать Божию на наш многострадальный народ. С особой актуальностью звучат сегодня слова апостола: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:14). «Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11).

http://patriarchia.ru/md/db/text/3537481...

В конгрессе примают участие более 400 делегатов из 81 региона России, а также из Украины, Беларуси, Казахстана. В качестве гостей и экспертов будут приглашены видные ученые, политики, общественные деятели. Среди них: глава Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка И.П. Чуян, главный государственный санитарный врач России Г.Г. Онищенко (член Совета), академик Л.А. Бокерия (член Совета), депутаты Государственной Думы РФ, представители Минздравсоцразвития РФ, Русской Православной Церкви. Свое благословение и приветствие участникам конгресса прислал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в храме Христа Спасителя для обсуждения итогов работы Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Алкоголизм – тяжкий недуг, поразивший миллионы наших современников. Сломанные жизни и разрушенные семьи, социально опасное поведение и преступления, болезни и несчастные случаи – все это горькие плоды злоупотребления алкоголем. О пагубных для общественного бытия последствиях этого порока всегда свидетельствовала и Православная Церковь. Так, святитель Тихон Задонский указывает, что пьянство «порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним». Однако у данной проблемы есть и более глубокий – духовный – аспект. Человек, одержимый этой губительной страстью, не только искажает свою природу и терпит материальный урон, но и гибнет духовно, попадая в рабство греха. Не случайно апостол Павел предупреждает нас о том, что пьяницы Царства Божия не наследуют (см.: 1 Кор. 6: 10). Русская Православная Церковь стремится утверждать в обществе здоровый и трезвый образ жизни. Именно с этой целью в 2009 году был создан Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы, который осуществляет законотворческую и информационно-просветительскую деятельность, направленную на борьбу с одним из самых опасных социально-нравственных недугов.

http://pravoslavie.ru/51602.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010