Тридцать лет и три года Он ходил по этой земле, над которой теперь висит на Кресте. Сколько пройдено дорог… Галилея, Самария, Десятиградие, Пирея, Иудея… Иерусалим, Иерусалим!.. Сколько раз хотел Он собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и они не захотели… (ср.: Лк. 13: 34). И вот теперь Он висит гор е над Иерусалимом, широко раскинув руки-крылья по концам Креста, силясь обнять любовью Свой город и Свой народ, предавший Его на муки и смерть… Но они пришли на Голгофу, чтобы посмотреть на зрелище и посмеяться над Ним. «Не ведают, что творят» (Лк. 23: 34). Или же ведают и всё равно творят? Или не все в неведении? Первосвященники знают; догадываются и фарисеи – злые «виноградари», не постыдившиеся сына хозяина виноградника, но убившие его ради наследства (см.: Мф. 21: 33–46). Так кто же не ведает? Палачи, легионеры, безграмотная толпа, чернь… Но вожди – князья, начальники, книжники – знают. И творят, ибо возлюбили больше славу человеческую (Ин. 12: 43). Ее и получат. Вместе с возмездием. Ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей, потому что это дни отмщения. И Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (см.: Лк. 21: 22–24). Но теперь – их время и власть тьмы (Лк. 22: 53). Прощальные слова Матери, любимому ученику… Всё! «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23: 46). «Совершилось», – слышится с Креста (Ин. 19: 30). Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5: 7). Будем плакать… Рейтинг: 10 Голосов: 1206 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Стихира, глас 5-й (на целование Плащаницы) во святую Великую субботу утра//Триодь постная. М.: Издание Московской Патриархии, 1992. Л. 486 об.  Свт. Амвросий Медиоланский в толковании на притчу о блудном сыне пишет: иудеи «просят для себя козленка, зловонную жертву (haedum, mali odoris sacrificium). Иудей требует козленка; христианин – Агнца. Поэтому иудеям выдан Варавва (ср.: Лк. 23: 18), а за нас заклан Агнец (nobis Agnus immolator). Отсюда у них – зловоние преступления (fetor est criminum), у нас – отпущение греха (remissio peccatorum), сладостное по [даруемой] надежде, приятное по плодам. Требовать козленка – значит ожидать антихриста, ибо Христос есть жертва благоуханная (boni odoris est victima)». –  Ambrosius . Expositio Evangelii Secundum Lucam Libris X Comprehensa//PL. Vol. 15. Liber VII. Cap. 213–243. Col. 1756–1764; col. 1763, n. 239.

http://pravoslavie.ru/112021.html

Однако, поскольку факт остановки данных передач, который, несомненно, наносит вред нашей радиостанции, стал публично известен, на нас было оказано сильное давление. Поэтому я был вынужден для предотвращения любого ложного информирования указать для каждого православного христианина, что Высокопреосвященнейший Гортинский архиерей сказал: «Тех, которых он (то есть Вселенский Патриарх) провозгласил [членами Церкви], я прошу. Это важно. Не слушайте ложь, не слушайте клевету, и стыд для тех, которые ныне клевещут, клевещут на священные лица, говоря: “Он признал раскольников”. Нет, я не принимаю раскольников. Если они действительно являются раскольниками, я их не принимаю. Я говорю это перед вами. Это точно. [Вселенский] Патриарх сказал, и снова повторил, что они отвергли раскол и поэтому были провозглашены [членами Церкви]. До этого момента никакой ошибки». И после этого добавил страшные оскорбления против вышеупомянутых [защитников истины], потому что, по его словам, отцом лжи, как известно, является дьявол, и, следовательно, те, которые лгут, являются чадами дьявола (см. Ин. 8, 44). Продолжая данное обличение, он сослался на великого глашатая неба апостола Павла, который в Первом послании к Коринфянам выразительно провозглашает: «…злоречивые… Царства Божия не наследуют» (см. 1 Кор. 6, 10), а насколько более клеветники, которые злословят и лгут в еще большей степени? И в соответствии с этими речениями все вышеуказанные люди, согласно митрополиту Гортинскому, являются чадами дьявола и вне Царствия Божия. Однако Высокопреосвященнейший Гортинский архиерей не достиг цели. В недавно опубликованных фундаментальных канонических исследованиях, посвященных Украинскому вопросу, опровергаются самонадеянные утверждения епископов, профессоров и публично высказывающихся по этому поводу. Я имею в виду три исследования: 1) превосходное номоканоническое исследование Священной обители Григориат (Святая Гора Афон) «“Права” Церквей и единство Церкви», в котором полностью подтверждается моя скромная позиция по этому ключевому вопросу о единстве Церкви, ставшем особо актуальным с 2018 г.;

http://pravoslavie.ru/125296.html

Поэтому и предупреждает апостол Павел коринфян о том, что дары Божии могут быть бесполезны и даже осудительны. Как он говорит и в другом месте, что причаститься можно в осуждение. Вот мы поздравляем друг друга: с Причащением вас, с Причащением.… А причаститься можно в погибель! Ведь Павел пишет, что многие, причащаясь в осуждение, болеют и умирают (см. 1 Кор. 11:29-30). Иуда, по мнению некоторых церковных писателей, причастился на Тайной Вечери. И что же? Сказано: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27). Насколько важно помнить, что благодать Таинства всегда соотносится с состоянием нашего сердца. Как часто мы с какой-то убийственной легкомысленностью относимся к благодати. Иногда просто страшно становится: что мы делаем? Причастился – и в тот же день напился до свинячьего визга. Или так нахохотался с друзьями, что живот весь вечер болел. Или так потрудился за обедом, что из-за стола встать не можешь. Или уж как начал с приятелем перемывать кости кому-то – не остановился, пока все 207 не перемыли. Образно говоря, нам дается чистая, белая одежда - живи красиво, человек, живи чисто и свято! Но мы выходим из храма – и падаем в первую же лужу. В святоотеческих книгах Церковь часто сравнивается с кораблем, который плывет в Царствие Божие. Но это не значит, что на этом судне можно творить что хочешь. Пребывание в корабле, плывущем в Царствие Божие, налагает обязанность вести себя так, как велит капитан – Христос. Непослушание капитану чревато удалением с палубы. Христос - капитан добрый, но Он может быть очень строгим, если на Его корабле мы начнем придумывать свои правила и уставы. Например, называясь церковными людьми, жить как язычники. Дай Бог, чтоб сегодняшние слова апостола Павла были не про нас. Дай Бог, чтоб благодать Божия не тщетно была принята нами. Рейтинг: 9.8 Голосов: 592 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 . Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Второе Послание к коринфянам. Глава 6, стих 1//Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:2kor:06:01 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/106590.html

Епископскую юрисдикцию в светских делах возводят к словам ап. Павла (1 Кор 6. 1-6), к-рый запрещает христианам обращаться за рассмотрением своих споров к судьям языческого гос-ва и советует поручать в таких случаях осуществление правосудия к.-л. «мудрому» (σοφς) члену христ. общины ( Diliberto. 1978/1979). Со временем соответствующие судебные полномочия получили епископы. Первое упоминание о судебной деятельности епископа встречается в сочинении, приписываемом сщмч. Клименту I , еп. Римскому: ап. Петр наставляет новопоставленного еп. Климента, чтобы тот не вдавался в рассмотрение гражданских споров между членами своей общины, поскольку это плохо согласуется с ролью епископа ( Ps.-Clem. Ep. ad Iacob. 5); в то же время он указывает, что христиане должны разрешать свои споры в рамках общины и судьями их должны быть пресвитеры (Ibid. 10). По-видимому, на практике в то время епископы были уже постоянно вовлечены в судопроизводство по делам данной категории, однако считалось целесообразным освободить их от непосредственного осуществления такой деятельности, делегировав их полномочия пресвитерам. На Востоке уже в III в. существовали определенные правила осуществления епископского суда (Didasc. Apost. II passim, в особенности 43-53 [=Const. Ap. II 43-53]). Так, предписывалось рассматривать дела в понедельник, чтобы стороны успели примириться до следующей воскресной Евхаристии; в заседании вместе с епископом должны были участвовать пресвитеры и диаконы; необходимо было заслушать объяснения обеих сторон. При этом основной целью судебного разбирательства являлось примирение сторон. Епископ не обладал средствами принуждения, которые имелись у государственных судов, поэтому исполнение епископского судебного решения основывалось на добровольном согласии сторон подчиниться ему (о епископском суде до IV в. подробнее см., напр.: Суворов. 1906. С. 78-87). Издание гос. законов о E. a. означало признание гос-вом соответствующих судебных решений епископов (обзор гос. законодательства IV-VI вв.

http://pravenc.ru/text/190035.html

4. С глубокой благодарностью мы вспоминаем нашу братскую встречу в Риме, состоявшуюся 10 мая 2013 года, и провозглашение 10 мая каждого года днем, в который мы углубляем дружбу и братство наших Церквей. Этот обновленный дух близости позволил нам еще раз признать, что связь, соединяющая нас, была получена от нашего единого Господа в дань крещения. Ибо чрез крещение мы становимся членами единого тела Христа, которое есть Церковь (см. 1 Кор. 12, 13). Это общее наследие является основой для паломничества к полному общению, которое мы совершаем вместе по мере нашего роста в любви и примирении. 5. Мы осознаем, что в этом паломничестве нам еще предстоит пройти долгий путь, помня при этом обо всем том, чего уже удалось достичь. В частности мы вспоминаем встречу Папы Шенуды III и св. Иоанна Павла II, состоявшейся в Египте в ходе паломничества по случаю Великого юбилейного 2000 года. Мы полны решимости следовать их путем, вдохновляясь любовью Христа – Доброго Пастыря, будучи глубоко убеждены, что идя вместе, мы возрастаем в единстве. Будем же способны черпать силу в Боге – совершенном источнике общения и любви! 6. Эта любовь находит свое наиболее глубокое выражение в общей молитве. Когда христиане молятся вместе, они осознают, что то, что их объединяет, больше того, что их разделяет. Наше стремление к единству вдохновляется молитвой Христа «да будут все едино» (Ин. 17, 21). Углубим же наши общие корни в вере апостольской, вместе молясь и находясь в поиске общего перевода Молитвы Господней и общей даты празднования Пасхи. 7. По мере нашего приближения к благословенному дню, когда наконец мы окажемся вместе у одного евхаристического престола, мы можем сотрудничать во многих областях и ощутимым образом демонстрировать то великое богатство, которое уже нас объединяет. Мы можем вместе свидетельствовать о таких фундаментальных ценностях, как достоинство человеческой жизни, святость брака и семьи, а также уважение ко всему творению, которое поручил нам Бог. Перед лицом многочисленных вызовов современности – таких как секуляризация и глобализация безразличия – мы призваны давать общий ответ, основанный на евангельских ценностях и на сокровищах каждой из наших традиций.

http://bogoslov.ru/event/5350395

Поражает ее решимость, ее ревность, ее желание по-настоящему изменить свою жизнь. Она каким-то внутренним чувством, всем сердцем услышала апостольское: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6:9–10) Она услышала эти страшные слова и перешла Иордан! Каждый из нас тоже должен перейти свой Иордан с берега смерти на берег жизни. Совершить свой исход! И, к сожалению, часто у человека не хватает этой решимости. Бывает, так и хочется обернуться, как жена Лотова, как бы в щелку, одним глазком посмотреть на то, от чего он ушел, на всё то мертвое, что притворяется живым. И если даже преподобный Зосима, сам проведший жизнь в великом подвиге, не мог не поклониться преподобной Марии Египетской, то что остается нам, расслабленным христианам XXI века? Святитель Иннокентий Херсонский, размышляя о ее жизни и о том, что современному человеку непосилен такой подвиг, говорит: «Нужно, чтобы в душе открылась потребность войти во внутреннюю пустыню!» Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 20–21). Замечательно говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «Душа каждого – драхма, которую потерял не Бог, но каждый из нас, погрузив себя во тьму греховную» (см. Лк. 15:8–10). Необходимо искать эту потерянную драхму своей души. Она не пропала, а просто закатилась куда-то, покрылась слоем пыли, искорежилась. Нужно зажечь светильник покаяния! Лампаду любви! Нужно найти и очистить эту прекрасную драхму. Преподобный Иустин говорит, что «человек только Богочеловеком возвращается к себе». Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20) Услышать и отворить – вот главная задача каждого человека. Через боль, через скорбь, через радость, через красоту мира услышать этот кроткий стук Бога, и покаянием, смирением, верой открыть дверь своего сердца! Без Христа мы не войдем во внутреннюю пустыню нашего сердца. Мы ничего не поймем ни о себе, ни о мире, ни о другом человеке. Мы останемся на том же берегу. И хотя там, может быть, будет всё: слава, деньги, уважение, положение в обществе, хорошая еда, красивая одежда, модный автомобиль, – если там не будет Бога, – это будет берег смерти.

http://pravoslavie.ru/111777.html

П. Д. считается одним из лучших лат. поэтов своего времени. Это признавали уже современники: так, Петр Пизанский, приветствуя приезд П. Д. ко двору Карла Великого, называл его ученейшим из поэтов и песнопевцев (poetarum vatumque doctissime - Die Gedichte. 1908. S. 60). Состав написанного П. Д. корпуса поэтических произведений остается дискуссионным, с разной степенью надежности ему приписывают ок. 30 стихотворений разных жанров ( Valtorta. 2006. P. 197-210). К 1-му периоду жизни в Италии (до кон. 70-х или нач. 80-х гг. VIII в.) бесспорно относятся посвященное Адельперге стихотворение о хронологии мировой истории (763; Die Gedichte. 1908. S. 9-10), описание построенных герц. Арихисом в Сполето дворца и храма (после 774; Ibid. S. 14-19), 3 надписи (Ibid. S. 20-22), эпитафии жене последнего лангобардского кор. Дезидерия (между 774 и 782; Ibid. S. 41-48) и своей тетке Софии (Ibid. S. 49-51), а также описание оз. Комо (Ibid. S. 1-6). Это стихотворение, написанное элегическими двустишиями, считается лучшим поэтическим произведением П. Д. Используя формальные приемы античного жанра описания красот природы (locus amoenus), он показывает их двойственный характер, поскольку чрезмерное увлечение материальным миром может таить опасность для христианина, отвлекая от мыслей о Боге ( Pucci J. Pied Beauty: Paul the Deacon " s Poem to Lake Como//Latomus. Brux., 1999. Vol. 58. P. 872-884). Во франк. период жизни составлены обращение к Карлу Великому с просьбой об освобождении брата (Die Gedichte. 1908. S. 52-55; возможно, было преподнесено Карлу Великому во время посещения им Италии в 781 - см.: Conti. 2017), полушутливые поэтические послания, в т. ч. в жанре загадок, к-рыми П. Д. обменивался с Петром Пизанским (Die Gedichte. 1908. S. 56-68, 84-108), эпитафии 2 сестрам, жене и 2 дочерям Карла Великого (Ibid. S. 109-120), поэту Венанцию Фортунату (Ibid. S. 121-122, впосл. включена в «Историю лангобардов»). После возвращения в Италию П. Д. написал эпитафию герц. Арихису (Ibid. S. 143-149). Сложно датировать стихотворение «Angustae vitae fugiunt consortia Musae», адресованное неизв. лицу (Ibid. S. 38-40). Текст написан элегическими двустишиями и проникнут реминисценциями из произведений античных поэтов (особенно Катулла). П. Д. жалуется на то, что после ухода в мон-рь его покинули музы, непривычные к жизни в затворе. П. Д. приписывают также ряд стихотворений духовного содержания, из к-рых бесспорно принадлежат ему 2 гимна в честь св. Бенедикта (написаны, вероятно, еще в 1-й итал. период, позднее включены в «Историю лангобардов»; Ibid. S. 23-37). В одном из них прославляются добродетели святого, в другом - совершённые им чудеса. Традиционно П. Д. приписывается написанный сапфической строфой гимн в честь св. Иоанна Предтечи «Ut queant laxis» (по начальным слогам его 1-й строфы Гвидо Аретинский предложил названия для муз. нот). Однако неопровержимых доказательств авторства П. Д. нет ( Valtorta. 2006. P. 208-209).

http://pravenc.ru/text/2578551.html

В душе каждого человека Бог насадил естественные добродетели, но они, как поясняет святитель Игнатий (Брянчанинов), повреждены, потому что в каждом из нас добро смешано со злом. Есть люди более добродетельные и менее добродетельные, но в любом случае одних хороших дел для спасения недостаточно. Они должны подпитываться и взращиваться таинствами, в которых человеческая немощь укрепляется Божией благодатью. В книге Апостольских деяний о сотнике Корнилии сказано, что он был добродетельным, и Господь послал ему апостола Петра, чтобы тот привел его в Церковь (Деян. 10, 1—6). За естественно добродетельную жизнь Господь дал римскому военачальнику возможность спастись. Петр крестил его и через это таинство ввел в христианскую Церковь, где Корнилий мог прибегать к святым таинствам. Таинства — это, по сути, и есть богообщение, насыщение себя дарами Духа Святого. Одно из них — Причащение так прямо и называется приобщением Христу. Существует еще одно святоотеческое толкование виноградника из притчи – как образа Царства Христова и Его Церкви. Действительно, Церковь и есть рай. Как рай — место, где живет Господь, так и Церковь — место постоянного пребывания Господа. О человеке можно сказать, что в его душе живет Бог (см. 2 Кор 6, 16), только когда человек является членом Церкви. Вне Церкви наша душа не может вместить Бога, для некрещеного это недоступно, как об этом писали преподобные Исаак Сирин и Максим Исповедник. После пришествия в мир Спасителя, Который есть основатель и глава Церкви, вся полнота богообщения возможна только для крещеного человека. Герой романа Достоевского «Подросток» Версилов, образ которого списан Федором Михайловичем с русского мыслителя Петра Чаадаева, был сторонником идеи доброделания без Христа. Версилов верил в эту теорию всю жизнь и только на склоне лет понял, что она — пустоцвет, что на нее нельзя опереться перед лицом вечности. Ведь Бог спасает не за добродетели, а через Христа и во Христе. Если бы достаточно было только совершать благие поступки, то зачем приходил Сын Божий? Спасение — это не «плата» Творца за добрые человеческие дела. Спасение — это вхождение в единство с Творцом и Спасителем мира. Если человек не хочет соединяться с Богом, о каком спасении может идти речь? В чем тогда оно может заключаться? Нельзя говорить: «Господи, Ты меня спаси, но быть с Тобой в единстве мне необязательно, я и так добродетелен сам по себе». Разве существует рай, где нет Бога? Рай — это Бог, и только в Боге спасение человека.

http://pravoslavie.ru/106581.html

Для представителей данного направления, оценивающего греческую “мудрость” однозначно отрицательно как целиком чуждую христианскому учению, идейно близкими представ-ляются совсем другие слова все того же апостола Павла: “Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верую-щих” (1 Кор 1:20—21). И потому для еще одного “обличителя” античной культурной традиции — Тертуллиана — христианская вера есть прежде всего “безумие для эллинов”, “юродство во Христе”: “и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно”[ 5 ]. Приписываемые богословской средневековой традицией этому латинскому автору слова Credo quia absurdum[ 6 ] вполне выражают как его собственный взгляд на смысл христианской веры, так и то противопоставление понятий — “безумия веры” и “велеречивой эллинской премудрости”, которое имело место в сознании ряда древних церковных писателей. По убеждению Тертуллиана, именно дохристи-анская философия как таковая и породила все ереси — “как раз от философии сами-то ереси и получают подстре-кательство”[ 7 ]. По сути отсюда впервые и возникает знаменитое противопоставление Афин и Иерусалима: “Что Афины — Иерусалиму? что Академия — Церкви? что еретики — христианам?”[ 8 ] Такой взгляд на языческую культуру существовал в Церкви на равных правах с упомянутой уже ранее “иустиновской” точкой зрения. “Широта” позиции Иустина берет свое начало еще в философско-богословском учении Филона из Алек-сандрии. Дальнейшее свое развитие она получила в творениях представителей Александрийской школы христианской мысли — прежде всего в учении Климента Александрийского. Античная философия, по утверждению Климента, “была для эллинов таким же руководителем, каким был и закон для евреев, и приводила их, как детей, ко Христу (см. Гал 3:23—24)”[ 9 ]. Философия, как он пишет, “некогда уже и сама по себе оправдывала эллинов”[ 10 ]. Однако даже Климент не отрицает, что хотя “учения эллинов, пусть они истинны, пусть и име-нами называются тождественными с употребительными у нас, все-таки от содержимых нами значительно отклоняются; и предметы наших учений важнее, и доказательства наши точнее, и действительность им свойственна Божественная ибо мы научены Самим Богом (1 Фес 4:9), получив эти по истине Священные Писания от Сына Божия”[ 11 ].

http://pravmir.ru/o-vozzreniyax-svyatyx-...

«И дал залог Духа в сердца наши». Залог, как известно, есть первый взнос для подтверждения выплаты всей суммы. Нам Бог дает как залог Духа Своего Святого, тем самым обещая подарить полноту богообщения в жизни будущей. И это есть повод для нас никогда не унывать, братья и сестры. Все то, что мы уже сегодня получаем в Церкви, есть обещание гораздо большего. Если нам сейчас хорошо в Церкви, то насколько лучше будет в Царстве Небесном! Если нам дарят радость Пасха, Преображение, Рождество и другие церковные праздники, то насколько более радости мы получим, когда своими глазами увидим Того, Кому они посвящены! Если в этой жизни нам так сладко читать слово Божие, насколько же слаще будет слышать слова из уст Самого Христа! Залог обещает все остальное, и верен Бог, Который обязательно даст все обещанное, и даже сверх того. Этой радостной мыслью давайте и закончим. Наша вера начинается здесь и устремляется в будущее. «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19), – писал Павел. Наш Бог – это Бог, ведущий нас вперед. «Эхъе ашер эхъе» («Я буду Который буду»), – сказал Бог Моисею при Неопалимой купине в ответ на его вопрос о имени Божьем (см. Исх. 3:14). Славянский перевод с греческого текста звучит по-другому: «Я есмь Сущий». Но в еврейском оригинале буквально так: «Я буду Который буду». Бог зовет нас в будущее, где нам откроется полнота богообщения, где высохнет всякая слеза и исчезнет скорбь и болезнь. «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32), – свидетельствовал Христос. И сколько бы лет ни было каждому из нас, братья и сестры – 15, 30, 50, 60 или больше – знайте: у нас все только начинается. Начинается то, что уже не закончится никогда – жизнь с Богом, ведущим нас вперед. Рейтинг: 9.9 Голосов: 132 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/115452.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010