См. также: R. P. Dom P. Renaudin. Christodoule, higoumène de Saint-Jean, à Patmos (1020—1101). — Revue de lOrient chrétien, vol. V, 1900, pp. 215—246; L. Oeconomos. La Vie religieuse dans l " empire byzantin au temps des Comnènes et des Anges. Paris, 1918, pp. 142—152. 306 Греческий текст статута (типикона) был опубликован А. А. Дмитриевским: Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока, т. I (I). Киев, 1885, с. 682—687. 307 Ф. И. Успенский. Уклон консервативной Византии в сторону западных влияний. — ВВ, т. XXII, 1916, с. 26. См. также: L. Oeconomos. La Vie religieuse dans l " empire byzantin... p. 193—210; E. Jeanseime, L. Oeconomos. Les Oeuvres d " assistance et les hôpitaux byzantins au siècle des Comnènes. Anvers, 1921, pp. 11—18; Ch. Diehl. La Societe byzantine à l " epoque des Comnènes. — Revue historique du sud-est europeen, vol. VI, 1929, pp. 242—249. То же самое отдельным изданием — Paris, 1929, pp. 52—57; Рап S. Codellas. The Pantocrator, the Imperial Byzantine Medical Center of the Twelfth Century A. D. in Constantinople. — Bulletin of the History of Medecine, vol. XII, 2, 1942, pp. 392—410. 308 У А. А. Васильева в исходной русской версии 1923 года здесь другое слово — «умственная». Примечание научного редактора. 309 О Синодике см.: Ф. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892, с. 89—145. 310 PG, vol. CXXX, col. 9—1362. 311 L. Oeconomos. La Vie religieuse dans l " empire byzantin... p. 38—47. 312 Ф. И. Успенский. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси. — Известия Русского Археологического Института в Константинополе, т. 2, 1897, с. 3, 10. 313 Эти одиннадцать пунктов были опубликованы Ф. И. Успенским. — Синодик на первое воскресенье Поста. Одесса, 1893, с. 14—18. На французском языке: L. Oeconomos. La Vie religieuse dans l " empire byzantin... pp. 25—28. 314 Ф. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, с. 171. 315 П. В. Безобразов в: ВВ, т. 3, 1896, с. 128. 316 Д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

        См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).   Вопрос номера. Как справиться с чувством вины? Чувство вины сводит с ума. Что делать? Письмо в редакцию/ Екатерина , Хабаровск; На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко. Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — ноябрь 2019. - С.18-25. - (рубрика « Вопрос номера. Как справиться с чувством вины ?»).            См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). ВЕРА(раздел). – С.26-39. [ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Великие дни . Ил.: Христос в Гефсиманском саду. Николай Ге, 1869-1880; Взятие Христа стражею. Илья Репин, 1886; Совесть. Иуда. Николай Ге, 1891//Фома. - – ноябрь 2019. – С.26-31. – (раздел « Вера »). На вставках к материалу: « Евангелие от Марка, глава 14» (С.26,28,30). публикаций (см. «Фома» 141,142,143,145,148,149,151,152,154, 156,158,161,163,164,165,166, 167,168,169, 170,172,173,175,177,178,179,181,182, 185,186,189,192,195, 196,197,198) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Школа «Фомы». Именины: Виктор. [Инфографика] . Значение имени : Происходит от латинского Victor — победитель; День памяти : 11 ноября; Святой мученик Виктор :   Житие. Был древнеримским воином во времена правления императора Марка Аврелия (161-180);  Другие святые и известные люди с именем Виктор : Мученик Виктор Коринфский (III век). Жил во времена гонений императора Декия (249-251). Был одним из учеников Кондрата, известного в Коринфе своим врачебным искусством и проповедями о Христе. Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Шадринский (1875-1934). Вскоре после революции 1917 года назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Петрограде. Активно боролся с обновленчеством. С 1928 года — в северных лагерях, где и скончался. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — знаменитый русский художник, основоположник неорусского стиля (картины «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» и др.). Виктор Иванович Тростников (1928-2017). Математик, философ и богослов (в 1980 г. в Париже вышла одна из его первых книг о православной философии «Мысли перед рассветом». Другие богословские труды: «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории»...; Интересные факты: Подготовил Игорь Цуканов ; Ил.: Святой мученик Виктор. Икона; Император Марк Аврелий. Скульптурный портрет; Мученическая смерть Лонгина Сотника. Миниатюра. Константинополь, 985//Фома. - – ноябрь 2019. – С.32-33. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11199-...

Подвижнические монахам наставления, гл.145). Формула " даждь кровь и приими дух " , т.е. " потрудись до пролития крови и получишь духовное дарование " , является своего рода девизом старчества; см. книгу прот. Александра Соловьева " Старчество по учению св. отцов и аскетов " (Семипалатинск, 1900), где она помещена на титульном листе в качестве эпиграфа. 22. " Силою креста, проникающею даже пустыни и везде блистающею благодатию его обуздана злость демонов " (Собеседования Египетских подвижников. Собесед. 7-е, гл.23 (Об ограничении власти демонов)//Писания преп. отца Иоанна Кассиана Римлянина. 2-е изд. М., 1892. С.296). 23. " Иные > стараются внушить людям не только ложь, но и богохульство. Мы были свидетелями этого дела, слышали, что демон явно сознавался, что он чрез Ария и Евномия произвел нечестие святотатственного учения. Также и в 3 кн. Царств читаем, что один из этих духов говорил: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его (Израиля) (3Цар.22:22. 2Пар.18:21). Апостол, обличая обольщающихся ими, так говорит о них: внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников (1Тим.4:1-2) " (Собеседования Египетских подвижников. Собесед. 7-е, гл.32 (О разности занятий и воли нечистых духов)//Там же. С.303-304). " ... дьявол воюет с ними пятью кознями: еллинством, иудейством, ересями, противо-православным образом жизни и (неразумными) подвигами добрых деланий. Еллинством прельщает людей, любящих так называемую внешнюю мудрость; иудейством прельщает евреев ; ересями прельщает суемудрых богочтецов, удаляя их от православия " (Слово 44-е//Симеон Новый Богослов. Слова подвижнические. Вып.1. М., 1892. С.356-357). 24. 1Тим.2:2 (церк.-слав.). 25. Мф.28:15. 26. Имея в виду содержание приводимых ниже цитат, а также примечание Новоселова, речь может идти о проф. Киевской Духовной Академии Н.И. Щеголеве, статья которого " Судьбы Церкви Божией на земле " подробно рассматривается в Письме XX. Однако сами эти цитаты в указанной статье не обнаружены (к тому же Щеголев писал эту статью во второй половине, а не в начале XIX в., как указывает Новоселов), поэтому вопрос об их авторе должен считаться открытым. 27. Откр.12:1. 28. Парафраз Мф.5:15. 29. Источник цитаты не установлен, см. прим. X,26. 30. Быт.3:15. 31. Источник цитаты не установлен, см. прим. X,26. 32. См. прим. X,26. 33. Источник цитаты не установлен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

490 См. брош. «Замечания арх. Павла, на сделанное Зыковым описание их беседы». Москва. 1880 г. 17–18. 491 Стоит примечания, что и эта мысль, т. е. о ересях церкви великороссийской доказывается беспоповцами с большим трудом и натяжками. На вопрос: какие ереси, т. е. учение, противное установленным на вселенских соборах догматам, содержит церковь российская. Они указывают на мнимые обрядовые новшества, неправильно делая определение ереси, как «нарушение отеческих преданий» (Мечь дух. л. 137), а не как содержание иной, чуждой веры (1-е прав. Вас. вел.). Некоторые же иногда прямо отказываются указать какие–либо ереси. Собр. соч. арх. Павла, ч. 1, стр. 60. 500 Там же, л. 312, 316 об. и 313 об. Снес. Иоан. зач. 1 и 8; Деян. апост. зач. 6; Галат, зач. 208. 503 Состав 2, гл. 3, рукоп. акад. библ. 744, л. 101. Цитуемая рукопись написана в 1637 г. в Соловецком монастыре. Греческий текст правил Матфеевых издан в Патрологии Migne гл. 144 и 145. Иеромонах Матфей Властарь жил XIV в. На южно-славянский язык правила Матфеевы были переведены еще при жизни самого Матфея, в 1342 году. Второй перевод, более известный, сделан в 1542 г. См. Розенк. о Кормчей, стр. 182. 509 Тактикон, слово 28, л. 126. Почаев. 1795 г. Преп. Никон жил в XI в. и был игуменом Черной горы, – монастыря, находящегося в Антиохии. Он оставил после себя две книги, изданные в славянском переводе: Пандекты и Тактикон. Пандекты состоят из 63-х слов или глав, заключающих наставления о нравственной жизни вообще и преимущественно монахов. Каждое слово заключает в себе, главным образок, выписки из сочинений отцев церкви: Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Ионна Лествичника, Феодора Студина и многих других, а также и правила апостольские и соборные. Тактикон заключает 40 слов. Обе книги напечатаны в 1795 г. в Почаеве; но в славянских рукописях они известны были в глубокой древности. Пандекты сохранились в списках XIII и даже XII в. (см. «Свед. о малоизв. памяти.» Срезневского, стр. 217–296). Автор «Обзора древне-русских сочинений против латин» (XI–XV в), на основании сохранившихся рукописей, полагает, что Тактикон стал известен в славянском переводе с XIV в. Рецензент этой книги, проф. Павлов находит такое мнение неосновательным, и думает, что Тактикон был переведен ранее, и, может быть, в разное время, оставляя, впрочем, этот вопрос открытым, стр. 85. (Кроме поименованных сочинений, о книгах преп. Никона см. в Опис. рукп. синод. библ. отд. II, ч. 3, стр. 28–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

—326— Благословение (ελογα) см. Евхаристия. Блаженство святых в будущей жизни: тогда все блага будут подаваться от Бога святым, без труда их, и они уже не будут грешить 7, 24. а. 148, – дух святых будет без труда обладать всеми благами, 149, – они всегда будут пребывать в небесном Иерусалиме, в полной невозможности лишиться однажды данных благ 151, каждому по достоинству и соответственно земным подвигам дана будет своя обитель 151, – подателем благ и даров и тогда будет Сам Христос 21, 7–14. Богатство и подобные пустяшные предметы, как блеск в этой жизни и знатность, не могут приносить никакой пользы тем, кто отказываются жить по закону, ибо наше бренное и земное тело есть только тлен и черв, не что другое 8, 26. а. 281. Богатый юноша в евангелиях 6, 28–29. Богопознание: врождено Богом 1, 9. 114, есть корень всякой добродетели и вера – основа благочестия (религии) 7, 24. а. 143. – ведать (εδναι), что есть Бог, отнюдь еще не значит иметь знание о Боге (γνσιρ Θεο), для сего следует и мысли иметь о Нём, соответствующие Ему 8, 44–45. См. Бог. Богопоклонение духовное и истинное (евангельское) в отличие от прообразного и сеновного (подзаконного) 4, 23–25, – должно соединяться с исповеданием веры, чего образец представляет евангельский слепец 9, 38. Богопочитание по страху более свойственно рабам, истинное основывается на любви к Богу 7, 24. а. 145. Богослужение есть жертва духовная 9, 31. Евангельское и подзаконное 4, 22. 23–25. 25. 26, –4, 39, –5, 8–9, –7, 18. Богослужение совершают и св. Ангелы и приносят Богу поклонение как бы некое духовное копьеношение 9, 38. Богослужение христианское: Христос есть Тот, Кого носят (во время богослужения) священники и святые мужи, Кто низвергает всякую крепость диавола не оружием, но гласом и трубою, т. е. апостольскою и евангельскою проповедью (чтением апостола и евангелия за богослужением) и согласием всего народа (произношением на возгласы священнодействующего слова «аминь»), в правоте веры исповедующего ( символ веры ) своего Владыку, что, как видим, совершается и в таинственных славословиях (литургия верных), когда предвозглашает народу священническая труба, под которою разумеется и глас священнодействующего (λειτουργοντος) 6, 68. 92–93, – совершаются собрания в святых церквах по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

27 Также следует обратить внимание на строфу 21 (5ВУ4), которая первоначально представляла собой тропарь в начале (, охитай) вечерни в день Пасхи. Именно такова ее функция в Иерусалимском Лекционарии, причем там этой строфе усвоен не 1-й плагальный, а 4-й плагальный глас [Tarchnischvili, 1959, 145. 755]. В рукописи Иадгари Sinait. georg. 18 глас этого песнопения меняется, и оно, сохраняя свою старую позицию в службе вечером в Пасху [ДрИ, 219:3], устанавливается также и на «Господи, воззвах» в составе воскресной службы 1-го плагального гласа и в вечер Антипасхи (с небольшими изменениями в тексте) [ср. ДрИ, 442:15 и 225:26]. 28 Сказанное, впрочем, не отменяет возможности участия прп. Иоанна Дамаскина в формировании корпуса стихир воскресного Октоиха как целого, редактуре и комбинировании уже имевшихся текстов Тропология друг с другом, дополнении их новыми текстами. 30 См. краткую версию жития свт. Анатолия Константинопольского в составе Великого Часослова, составленного Варфоломеем Кутлумушским (ρολγιον, 1850, 301). 31 Поскольку в прижизненной публикации Великого Часослова, в отличие от переизданий, рассуждений об авторстве «анатолиевых» стихир не содержится (ρολγιον, 1832, 352). 35 В древних Октоихах в корпус «анатолиевых» стихир могли также помещаться некоторые покаянные песнопения. 36 Либо отсутствие нотации над «воскресными» стихирами при наличии таковой над «анатолиевыми» (как, напр., в Sinait. gr. 772). 37 Следует отметить, что в частной переписке, состоявшейся в 2017 г. с одним из авторов этой статьи, А. Ю. Никифорова поддержала интерпретацию понятия «восточны» уже в смысле региона возникновения стихир, а не их музыкальных особенностей. В ответ на вопрос иерод. Епифания о том, что больше характеризует термин «анатолиевы» – географию написания или тип распева стихир (на «восточный» манер), – она ответила: «Главным образом (первоначально, по крайней мере) географию». 39 Отметим, что в процитированной фразе перу «Иоанна Монаха», то есть прп. Иоанна Дамаскина , приписываются только алфавитные стихиры, но не какие-либо еще. Та же атрибуция алфавитных стихир встречается и в ряде других памятников средневизантийской эпохи; на нее, судя по всему, указывает и акростих богородичнов при этих стихирах (см. прим. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Вениамин, Митрополит Петроградский. Петроградской пастве//Опубл.: Склярова М. Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888 – 1932. СПб., 1994 С. 239 480 Посещение г. Новгорода Его Блаженством, Патриархом Антиохийским Григорием IV//НЕВ. 1913. 18. С.614–618; 19. С.640–649; 20. С.669–680; 21. С.700–706; 22. С.736–749; 24. С.792–801; 25. С.830–837; 26. С.858–863; 28. С.918–924. 481 Отчет о приходе и расходе сумм по устройству памятника композитору свящ. В.Ф. Старорусскому//НЕВ. 1914. 34. С.1110–1112; 36. С.1174–1176. 482 М[атюшен]ский А., протоиерей. Наречение и хиротония настоятеля Витебского Маркова Св.-Троицкого монастыря архимандрита Пантелеимона во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии//Полоцкие епархиальные ведомости. 1913. 23. С.475–480. 486 Проезд викария петроградского митрополита//Пермские ведомости. 1916. 134 (21 июня). С.4. См. также: Приезд архипастырей//Колокол. 1916. 3031 (25 июня). С.З. 488 Архипастырское слово к рабочим Преосвященного Вениамина, епископа Гдовского, в церкви Путиловского завода вечером 6-го августа (по случаю чествования останков св. мощей от гроба Св. Иоанна, митр. Тобольского и Сибирского,//Тобольские епархиальные ведомости. 1916. 39. С.810–813. 490 Кумыш В., свящ. Священномученики Эстонской церкви, в Юрьеве пострадавшие. СПб., 2000. С.85–109. 492 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга [ЦГИА СПб]. Ф.19. Оп.115. Д.758. Л. 4, 6.10 об.–11,15, 16–16 об. 494 ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.115. Д.759. Л.1,4. О самом подворье см.: Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т.З. СПб., 1996. С.145–146. 496 Чудотворная икона Казанской Божией Матери в покоях болящего владыки//ВСПбГ. 1912. 236 (31 октября). С.З 498 Внутренние известия//Правительственный вестник. 1912. 241 (3 ноября). С.2; То 242 (4 ноября). С.2; То 243 (6 ноября). С.2.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свт. Григорий Палама. Беседа 59. Афины, 1861. С. 244. 1153 Мученичество Поликарпа Смирнского//ΒΕΠΕΣ. 3, 24. 1154 Свт. Климент Римский. К Коринфянам. Послание И. Гл. 7//Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 89. Это Послание «считается древнейшей сохранившейся христианской проповедью». 1155 Св. Иустин Философ. Апология I. Ст. 28, 52; Диалог с Трифоном иудеем. Ст. 45//Творения. Репринт. М., 1995. С. 58, 82, 203. 1156 Свт. Феофил Антиохийский. К Автолику. Кн. I. Ст. 14//Ранние отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 467. 1157 Свт. Кирилл Иерусалимский. Слово огласительное, 18. Ст. 19. М., 1991. С. 305. 1158 Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные… Вопросоотв. 267//Творения. Репринт. Ч. 5. С. 291: «И это плод диавольского обольщения, что многие люди, забывая таковые и столь многие слова и выражения Господа, утверждают о конце мучений, чтобы скорей они могли решиться на грех. Но если когда–нибудь наступит конец мучений, то, во всяком случае, закончится и вечная жизнь […]. Ибо каждому то и другое вечное дается в равной мере. Ибо отойдут, — говорит Он, — «сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). 1159 Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, I, 9, 10//PG. 47, 289–290. 1160 Он же. Беседы на Евангелие св. Апостола Иоанна Богослова. Беседа 5. Гл. 4//ПСТ. Т. 8. С. 50; На Пс. 48, 9//PG. 55, 236. 1161 Он же. О смерти//PG. 63, 810. 1162 Свт. Иоанн Златоуст. Слово 25. О будущем Суде//PG. 63, 746. 1163 Свт. Кирилл Александрийский. Об исходе души…//PG. 77, 1072 ВС; 1073 А, 1076 Д. 1164 Νικοδημου γιορετου. Να Κλμαξ… Κωνσταντινουπλει, 1844. Σ. 191. 1165 См.: П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ… θηναι, 1961. T. 3. Σ. 504–505. 1166 Он же. " Υπμνημα ες τς πιστολς της Κ. Διαθκης. T. 1. θηναι, 1956. Σ. 145–146. 1167 См.: Κ. Καλλνικου. αμαρτα κατ την Χριστιανικην αντληψιν. θηναι, 1958. Σ. 125. 1168 Святой Никодим Святогорец отмечает, что «грех беспределен, согласно богословам, как оскорбление беспредельного Бога». Но он не называет имен богословов, которые, по его утверждению, характеризуют грех как «беспредельное» зло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

93. Περ θεων ονομτων 4, 19//PG 3,716С. 94. См. 1Кор.12:8. 95. Περ Αγου Πνεματος//PG 52,817. 96. Περ Αγου Πνεματος κατ Μακεδονιανων//PG 45,1325CD. 97. См. Γρηγορου Νσσης Επιστολ 24//PG 46,1089С. 98. Λγος 30//PG 36,132В. 99. μιλα 14 εις ωννην//PG 59,91. 100. Περ γιου Πνεματος//PG 32,108С. 101. Ομιλα 14 εις ωννην//PG 59,174. 102. См. Προς Θαλσσιον//PG 90,637D. 103. Ин.1:16. 104. Ομιλα 14 εις ωννην//PG 59,91-92. 105. Επιστολ 234//PG 32,869AB. 106. Προς Θαλσσιον//PG 90,320A. 107. Λγος 38//PG 36,324A. 108. См. Пс.43:4 109. Πρς Μαρινον//PG 91,33А. 110. Περι αποριων//PG 91,1253D. 111. Πρς Ευνμιον//PG 45,461АВ. 112. Λγος 45//PG 36,625С. 113. Περ ουρανου Ιεραρχας 4, 1//PG 3,177С. 114. Κεφλαια περ αγπης 1, 100//PG 90,981D-984A. 115. Περ θεων ονομτων 5, 2//PG 3,816С. 116. Там же, 5, 1//PG 3,816В. 117. Там же, 12, 4//PG 3,972В. 118. Μ. Βασιλεου Επιστολ 234//PG 32,868С. 119. М. Αθανασου (ψευδ.) Διλογος μετ Μακεδονιανου 1, 14//PG 28,1313A. 120. Κεφλαια θεολογικ 1, 42//PG 90,1193D. 121. Περ αποριων//PG 91,1076С. 122. Περ θεων ονομτων 5, 5//PG 3,820С. 123. Πρς Ευνμιον//PG 45,1101D-1105A. 124. Там же//PG 45,1105С. 125. Πρς Ευνμιον 2//PG 45,965B. 126. Διονυσου Αρεοπαγτου Περ θεων ονομτων 3, 1//PG 3,680B. 127. См. Мф.18:10. 128. См. Исх.33:23, Чис.12:7-8, Втор.5:24. 129. 1Кор.13:12. 130. См. Исх.33:20. 131. Ин.1:18. 132. См. Мф.5:8. 133. См. Ин.3:34. 134. μιλα εις ωννην 30, 2//PG 59,174. 135. Κατ Ευνομου 2, 32//PG 29,648A. 136. Περ θεων ονομτων 2, 7//PG 3,645В. 137. Περ εκκλησιαστικς ιεραρχας 1, 4//PG 3,376В. 138. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3, 956АВ. 139. Об обожении ангелов см. Διονυσου Αρεοπαγτου Περ ουρανου ιεραρχας 7, 2//PG 3,208С. 140. Там же, 12, 3 и 13, 3//PG 3,293В, 301D-304A. 141. Περ θεων ονομτων 11, 6//PG 3,953D-956A. 142. См. Мф.10:28. 143. Κηρυκτικν εις Ευαγγελισμν 5//PG 28,924В. 144. Περ γου Πνεματος 9, 22//PG 32,108С. 145. Там же, 22, 53//PG 32,168С. 146. Имеется в виду Собор 1341 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

1225 Леодегизил — полководец короля Гунтрамна. руководивший осадой Комменжа. 1226 Фашина — перевязанный пучок хвороста цилиндрической формы. 1227 Бладаст же... боясь, что Леодегизил в случае победы погубит их... обратился в бегство и исчез. — См. кн. VII, гл. 28, 34 и прим. 86 к кн. VII. 1228 ...«рассудит де ло мое». — 1 Цар. 24:16. 1229 ...«препояшь себя мечом твоим»... — Пс.:44, 4. 1230 Бозон — это не Гунтрамн Бозон, а другой герцог на службе у короля Гунтрамна. О нем Григорий упоминает также в кн. IX, гл. 31. 1231 ...«в ком нет» никакого «лукавства»... — Ср.: Ин.:1, 47. 1232 ...«предал а руки врагов». — Дан.:3, 32. 1233 ...предали мечу... — В подлиннике: in ore gladii tradiderunt — «предали острию меча» (букв. «устам меча»). См. прим. 16 к кн. II. 1234 Причетник. — См. прим. 144 к кн. V. 1235 ... " мочащегося к стене» — См. кн. IV, гл. 38 и прим. 129 к кн. IV. 1236 Когда епископ увидел это — Имеется в виду епископ Сагиттарий. О нем см. кн. V, гл. 20. 1237 И вот герцог Л еодегизил прибыл к королю со всеми сокровищами, о которых я упоминал выше... — См. кн. VII, гл. 35, 38. 1238 Талант. — См. прим. 132 к кн. IV. 1239 ...было дано распоряжение, чтобы те, кто пренебрег этим походом, были наказаны. — См. прим. 142 к кн. V. 1240 ...в этой об ласти. — Т. е. в Буржской области. См. кн. V, гл, 26 и прим. 142 и 145 к кн. V. 1241 ...«Это люди святого Мартина. Не причиняйте им никакого зла, так как в подобных случаях они обычно не выступали в поход. — В данном случае имеется в виду поход в Бретань (см. кн. V, гл. 26). В этоя походе бедняки и служители церкви и базилики св. Мартина в Type не принимали участие, за что король Хильперик приказал взыскать с них штраф. 1242 ...«Ныне узнал я»... — Исх.:18, 11. 1243 ...«велика крепость его». — Пс., 146. 5. 1244 Ваддон, майордом Ригунты... — О Ваддоне, примкнувшем к Гундовальду, см. кн. VII, гл. 39. 1245 А Хариульф устремился в базилику святого Мартина, — О Хариульфе см. кн. VII, гл. 37, 38. 1246 ...одержимая духом прорицательным... доставляла большой доход господам своим — Ср.: Деян.:16, 16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010