63), but on the contrary disparaged Himself [which He would not have done had He regarded His position as likely to be imperiled thereby], that is, He took the form of a servant and was made in the likeness of men» (p. 69). Фактически – это толкование справедливо, но оно еще не равняется объяснению, поскольку не раскрывает, почему вочеловечение было для Господа рабским уничижением, хотя бесспорно, что «it is as unsound and unwarranted to maintain that St. Paul meant to assert that Christ emptied Himself of His state of equality with God, as it to contend that He meant to describe an abandonment of the from of God». 895 J. B. Lighfoot (Saint Paul’s Epistle to the Philippians, p. 112) и Ch. J. Elicott (St. Paul’s to the Philippians, the Colossians, and Philemon, p. 45) отмечают, что еп. Феофан (Толкование посланий св. Апостола Павла у Филиппийцами Сопунянам, стрн. 74) и Marvin R. Vincent (A Commentary on the Epistles to the Philippians and to Philemon, p. 59; cp. Rev. Prof. John Gibb в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III, p. 843b) признают participium пояснительным (см. еще у М. М. Тареева, Уничижение Господа нашего Иисуса Христа, стрн. 9. 24). Ср. впрочем, Prof. Ernest De Witt Burton, Syntax of the Moods and Tenses in New Testament Greek (Chicago 1893), p. 67 (§ 145): «In Phil. 2: 7 is related to as a participle of identical action; the relation is less certain. It may denote the same action as viewed from the opposite point of view (identical action), or may be thought of as an additional fact (subsequent action)». 896 Поэтому K. R. Kostin напрасно утверждает, будто – вопреки идеи «второго Адама» – здесь расторгаются человечество и божество (Der Lehrbegrift des Evangeliums und der Briefe Johannis, S. 353), а тогда прямо устраняется и скептический вывод автора (S. 354): «dass in das Menschwerden als solches die, trennt diese Theorie sowohl von der fruhern paul. als von der joh., wiewol es was jene betrifft auch wieder aus der eigenthumlichen paul. dualistischen Weltanschauung hervorgegangen ist».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1437 Prof. Ernest De Witt Burton, Syntax of the bloods and Tenses in New Testament (second edition: Chicago 1893), p. 28 (§ 54): «the verb μαρτον takes its point of view from the time of speaking, and the apostle accordingly speaks heire of sin then past ». W. Ed. Jelf, A Grammar of the Greek Language II, p. 66 sequ. (§401) и cp. I (Oxford and London 1881), p. 322 (§ 319). C. W. E. Miller, The Imperfect and the Aorist в «The American Journal of Philosophy» XVI, 2. В опровержение сего C. Clemen ссылается (Die christl. Lehre von der Sünde I, S. 56) на Рим. 3:23 , по напрасно, поскольку и здесь удобно удерживается обычное значение аориста, если мы согласимся, что Апостол рассматривает человечество в прошлом – до явления благодати. Тогда нельзя понимать μαρτον – вместе с Wetstein , Fritzsche , Tholuck и др. (см. С. Clemen ibid., S. 55) – за указание только на способность или расположение ко греху. Ср. также Prof. George В. Stevens, The Pauline Theology (New York and London 1892), p. 38. 130. 131. 136; A. B. Bruce, St. Paul’s Conception of Christianity, p 131=«The Expositor» 1893, VII, p. 26. 1438 Cp. H. P. Liddon, Explanatory Analysis of St. Paul’s Epistle to the Romans (London 1893), p. 103: «all sinned when throngh the one man sin entered into the world». Уже по этому μαρτον – для каждого в отдельности лица – не может означать только «идеальный грех», как утверждает H. Н. Wendt в «Zeitschrift für Theologie und Kirche» IV (1894), I, S. 34. 1439 Поэтому похвальна общность выражений, напр., у G. В. Stevens. The Pauline Theology, p. 37. 38. 39. 129. 133. 156: «all sinned when Adam sinned». 1441 Ср. G. В. Stevens, The Pauline Theology, p. 49. Sin by Rev. B. W. Dale в «The Expositor» 1893, IX, p. 173. Rev. J. Oswald Dykes, The Gospel according to St. Paul, p. 134. 1443 См. С. Holsten, Zum Evangelism des Paulus und Petrus, S. 412 flg., и H. Lüdemann, Die Anthropologie des Apostels Paulus, S. 86 flg., но cp. H. H. Wendt, Die Begriffe Fleisch und Geist im biblisclien Sprachgebrauch, Gotha 1878, S. 193 flg.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

195 Prof. Ernest De Witt Burton, Syntax of the Moods and Tenses in New Testament (second edition: Chicago 1893), p. 28 (§ 54): «the verb μαρτον takes its point of view from the time of speaking, and the apostle accordingly speaks here of sin then past». W. Ed. Jelf, A Grammar of the Greek Language II, p. 66 sequ. (§ 401) и ср. I (Oxford and London 1881), p. 322 (§ 319). C.W. E. Miller, The Imperfect and the Aorist в «The American Journal of Philosophy» XVI, 2. В опровержение сего C. Clemen ссылается (Die christl. Lehre von der Sünde I, S. 56) на Puм. III, 23 , но напрасно, поскольку и здесь удобно удерживается обычное значение аориста, если мы согласимся, что Апостол рассматривает человечество в прошлом – до явления благодати. Тогда нельзя понимать μαρτον – вместе с Wetstein, Fritzsche, Tholuck и др. (см. C. Clemen ibid., S. 55) – за указание только на способность или расположение ко греху. Ср. также Prof. George B. Sterens, the Pauline Theology (New York and London 1892), p. 38. 130. 131. 136; A.B. Bruce, St. Paul’s Conception of Christianity, p. 131=«The Expositor» 1893, VII, p. 26. 196 Cp. H.P. Liddon, Explanatory Analysis of St. Paul’s Epistle to the Romans (London 1893), p. 103: «all sinned when through the one man sin entered into the world». Уже поэтому μαρτον для каждого в отдельности лица не может означать только «идеальный грех», как утверждает H.H. Wendt в «Zeitschrift für Theologie und Kirche» IV (1894), 1, S. 34,1. 197 Поэтому похвальна общность выражений, например, у G.B. Sterens, The Pauline Theology, p. 37, 38, 39, 129, 133, 156: «all sinned when Adam sinned». 199 Ср. G.B. Sterens, The Pauline Theology, p. 49. Sin by Rev. R.W. Dale в «The Expositor» 1893, IX, p. 173. Rev. J. Oswald Dykes, The Gospel according to St. Paul, p. 134. 201 См. C. Holsten, Zum Evangelium des Paulus und Petrus, S. 412 flg., и H. Ludemann, Die Anthropologie des Apostels Paulus, S. 86 flg., но ср. H.H. Wendt, Die Begriffe Fleisch und Geist im biblischen Sprachgebrauch, Gotha 1878, S. 193 flg.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

4), оставленная раньше (XVI, 7). Напрасно употребляются названия городов Амфиполис (стр. 5, 6) и Берия (стр. 5, 1, 6, 7, 1. 16, 17, 18, 19, 1, 2, 20, 22, 52). Удивительно, что Аристарх считается за римское имя (стр. 13 прим.), а вместо известного всем Тертия Puм. XVI 22 мы слышим уже о «Терции» (стр. 2, 2); один и тот же человек пишется то Иасоном (стр. 14), то Ясоном (стр. 52). О Фессалоник встречаем темное известие, что она была «заселена кроме местных еще и окрестными жителями» (стр. 6). По устарелым данным сообщается, что в ней «насчитывается до 100 000 жителей. В том числе до 60 000 иудеев» (стр. 7). Тогда как в 1903 г. количество первых определялось (у G. F. Abbot, The Tale of a Tour in Macedonia) в 150 000, а вторых – в 90 000 при 30 синагогах, стольких же мечетях и 12 христианских церквях. Недостаточно проведено, что Фессалоника – однако – всегда была «центром эллинского влияния и цивилизации» (G. Milligan, p. XXV, XXIII) и имела не политарха (стр. 21), а политархов (но ср. стр. 7 согласно Prof.Ernest De Witt Burton, The Politarchs in Macedonia and elsewhere в «The American Journal of Theology» 1898, II, p. 598–632 и отдельно). Из подражания G.Bornemanny, неверно говорится о «культе Кабира Самофракийского» (стр. 8) вместо подлинно существовавшего Самофракийского культа Кавиров 1 )и уже совсем странно, что сочинение Лукиана (Самосатского) Λοιο νο (ср. у Prof. Wilhelm Chris, Geschichte der griechischen Litterratur bis auf die Zeit Justinians, München 31898, S. 746–747) цитируется под странным и невозможным заглавием “sive asinus” (стр. 8), хотя замечания по сему поводу (против проф. прот. Ф.И.Титова, Первое послание св. Апостола Павла к Фессалоникийцам: опыт исагогико-критико-экзегетического исследования, Киев 1893, стр. 24) вполне резонны. Несколько больше недоумений вызывают сведения о «Фессалоникийской общине» на основании Дeяh. XVII, 4 , где чтение колеблется между τν τε σεβομνων λλνων (TWH Nestle Souter v. Soden) и τν τε σεβομνων α λλνων (L).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Солом. XIV, 20. XV 17 (Дан. о Вил. 27 у Феодот.) и утверждалось позднейшим словоупотреблением (Аристида Апология, гл. 12 в «Text and Studies» ed.by J. Armitage Robinson I, 1, Cambridge 21893, p. 107: ο γρ ρσϑησαν – ο Αγπτιοι – τος τν Χαλδα α λλνων σεβσμασιν), отождествлявшим с идольством (у блажен. Феофилакта εδωλα и ср. Прем. Сол. XIV, 20 с XIV, 12 εδωλα, XIV, 15 εν, XIV, 16 τ γλυπτ) в каком растворялось языческое дробление божественности (блаж. Феодорит в Graec. affect. curatio 2 fin., по изд. У Joannes Raedera p. 67, обращается к язычникам: οτι τ ϑεον ες πολλ μερσετε σεβσματα – σβας). Борясь с языческим богопочитанием, противник с тем большей силою устремится на истинное, дабы стереть с земли всякую божественность. Можно сказать, в этом и заключается фактически предположенная цель всех действий (στε с. infin см. Prof. Ernest De Witt Burton, A Synmax of the Moods and Tenses in the Testament Greek, p. 2149, § 371 b), чтобы. Начав с легчайшего, потом свободно овладеть самым трудным. Таким ходом предрешается вероятное истолкование и загадочной заметки касательно νας το Θεο. Бесспорно, что в этом сочетании второй член указывает Бога не глаголемого, или подлинное Божеское Существо христианской веры. По этой причине и νας, – отличии от σβασμα, – предполагает храм христианский, параллельный языческим святилищам, но только истинный дом Божий. Отсюда имеем, что по всему контексту эти термины совсем нельзя применять к храму небесному, как это принимают ныне даже не поборники мифологических теорий (напр., J. Ev. Frame, р. 256, 257). С другой стороны, нет ни необходимости, ни побуждений понимать дело непременно с реалистической буквальностью, хотя это защищается доселе по объективным литературным данным (у Prof. George Milligan, p. 100). Тогда пришлось бы считаться с двумя возможностями, одинаково не бесспорными. Первая – та, что разумеется наличный храм Иерусалимский, однако разрушение его было предсказано Господом в качестве неизбежного возмездия ( Mф. XXIV, 1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Во–вторых, в ст. 5,6 Павел утверждает, что отличительной чертой истинного христианского опыта является вера. Это вера твердого упования: она ожидает и надеется узреть завершительное Божье проявление праведности, когда Его истина получит подтверждение, будет оправдана, а Его народу будет вынесен окончательный вердикт: «Не виновен». Эта вера также исходит и поддерживается присутствием Святого Духа (и снова Павел подчеркивает ключевую роль, которую играет Святой Дух в христианской жизни). И, наконец, эта вера во многом определяется, действует (греч. глагол energeo в ст. 6) посредством любви. «Для раскрытия фундаментальной концепции апостола о природе религии нет более важного положения во всем послании, а может, и вообще во всех его посланиях» (Е. de Witt Burton, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Galatians [T. & T. Clark, 1921], p. 279). He следует думать, однако, что Павел, противопоставляя веру делам закона, считает ее пассивной. Напротив, вера способствует свершению истинных дел. Этот принцип подготавливает путь к рассмотрению наставлений, записанных в ст. 13–26. Но прежде чем приступить к ним, Павел, однако, должен был еще раз обратиться с личным призывом к галатам. В значительной степени ст. 7–12 представляют собой резкую отповедь оппозиции. Иудействуюшие заставляют галатов преткнуться в истине. Их учение, которое действует, как закваска, несовместимо с Божественным призывом. Павел убежден, что они будут осуждены, и даже высказывает пожелание, чтобы они получили увечья ( это пожелание, содержащееся в ст. 12, в русской синодальной Библии отсутствует) (возможно, здесь намек на существовавший в Малой Азии обычай такого рода у язычников, но более вероятно, что речь идет о кастрации, которая запрещала иудейским мужчинам становиться священниками). В ст. 11 апостол также защищает себя от обвинений в непоследовательности и в том, что он выступал в пользу обрезания, когда это было ему выгодно (возможно, речь идет об обрезании Тимофея; Деян. 16:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Мф 7:9 «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» Ин 4:29 «… не Он ли Христос?» Значение двойного отрицания me ou и ou me Бертон пишет: «В Рим 10:18–19 ; 1Кор 9:4–5; 11:12 , те ои используется в риторических вопросах, которые эквивалентны утвердительным предложениям. Каждое отрицание, тем не менее, играет в предложении свою роль: ou придает глаголу отрицательный смысл, а те, предполагая отрицательный ответ, делает отрицательным предложение» [Burton 1966, с. 179]. Тернер говорит о том же: «Там, где me обращает в отрицание все предложение, ou делает отрицательным только глагол», таким образом me… ou делает предложение утвердительным. Например, Рим 10:18 : «Разве они не слышали?» 1Кор 9:4 … 11:22…» [Turner 1963, с. 283]. Одного примера, приводимого в вышеназванных грамматиках, было бы достаточно для пояснения данного типа отрицания. 1Кор 11:22 звучит следующим образом: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» Этот вопрос в греческом начинается с me, а ou предшествует подразумеваемому глаголу echete «имеете». Вопрос этот равноценен сильному утверждению: «У вас, конечно, есть дома, где можно есть и пить». ou me с аористом в условном наклонении в вопросе может выражать более сильную уверенность, чем одно те. Например, в Лк 18:7–8 находим: «Бог ли не защитит избранных своих…? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре». Объяснение Иисусом своих слов показывает, что вопрос этот эквивалентен утверждению: «Бог обязательно защитит…» Другие примеры можно найти в Ин 18:11 и Откр 15:14 . 161 Заключение Все вышесказанное можно было бы обобщить следующим образом: в настоящем вопросе частица ou показывает на то, что говорящий ожидает утвердительного ответа, а в риторическом вопросе она соответствует либо утверждению, либо оценке; те в настоящем вопросе подразумевает отрицательный ответ, а в риторическом вопросе предполагает отрицательное высказывание или неуверенность в ответе. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Некоторые случаи употребления сложных генитивных конструкций

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

Арест Б. совпал с заключением под стражу 2 критиков англикан. иерархии - Дж. Баствика и У. Принна . В марте 1636 г. все трое были осуждены судом «Звездной палаты». Б. был лишен сана, академической степени, бенефиция, приговорен к уплате штрафа, наказанию у позорного столба, отсечению ушей и последующему заключению на о-ве Гернси без права на свидания с родными и пользование бумагой и чернилами. Публичное отсечение ушей у позорного столба Б. использовал для обращения к собравшейся пастве и сочувствующим: заявил, что, страдая за истинную веру, он «чувствует себя в раю». Его переезд к месту заключения превратился благодаря толпам единомышленников, сопровождавших Б., в триумфальное шествие. Собравшийся в нояб. 1640 г. парламент, решительно настроенный против епископата и архиеп. Лода, к-рого он подверг импичменту, вызвал Б. и Принна для повторного рассмотрения их дела. 12 марта 1641 г. обвинения против них были признаны незаконными, и ответственность за это была возложена на Лода. С 1642 г. Б. был восстановлен в своем приходе в качестве проповедника по воскресным дням. Порядок и дисциплина, установленные им в конгрегации, фактически превратили ее в индепендентскую общину. В своих поздних работах Б. обосновывал свое видение национальной Церкви как добровольного объединения независимых общин. До конца жизни Б. пользовался высоким авторитетом в индепендентских кругах, его неоднократно приглашали произносить проповеди в парламенте. Ист.: A Briefe Relation of Certain... Passages, and Speeches in the Starre-Chamber... at the Censure of Dr. Baswicke, Mr. Burton, etc. L., 1637; Lawd W. A Speech Delivered in the Starr Chamber at the Censure of J. Bastwick, H. Burton... Conserning Pretended Innovations in the Church. L., 1637; Prynne W. A New Discovery of the Prelates Tyranny. L., 1641; A Narration of the Life of Mr. Henry Burton. L.,1643; Brown D. Two Conferences... appointed with Mr. Burton, and a Number of His Church. L., 1650. Соч.: A Censure of Simonie. L., 1624; A Plea to an Appeale.

http://pravenc.ru/text/149109.html

Tweet Нравится VIDEO: Chicago honors Metopolitan Iakovos Source: YouTube October 28, 2016 The Chicago City Council passed an ordinance officially adding the honorary title “Metropolitan Iakovos Way” to Burton Place in Downtown Chicago in recognition of Metropolitan Iakovos’ years of service to Chicago citizens. This recognition, a surprise to Metropolitan Iakovos, was unveiled at a private gathering at the Metropolis of Chicago offices at 40 East Burton Place on October 27. Later it was announced during the yearly Metropolitan Iakovos Name Day Dinner before an audience of clergy and parishioners from throughout the Metropolis of Chicago. Metropolitan Iakovos has served as the spiritual leader of the Greek Orthodox Metropolis of Chicago since May, 1979. Under his leadership the Metropolis has increased its efforts to assist the homeless and those in need, as witnessed in the labors of the Metropolis Philanthropy Committee. He has founded new Youth programs, established various local dialogues with other faith communities, and continues to work with area religious leaders in promoting justice in our society. YouTube 1 ноября 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Предыдущий Следующий Смотри также Greek Orthodox Clergy Meet with MN Governor and State Senator Greek Orthodox Clergy Meet with MN Governor and State Senator Bishop Demetrios took the opportunity to press Governor Dayton for passage in Minnesota of the Order of Saint Andrew (Archons) Resolution in support of the Ecumenical Patriarchate of Constantinople. Minnesota is one of two states within the oversight of the Metropolis of Chicago that has yet to pass this important resolution in support of our faith. Chicago’s Greek Orthodox Metropolis Wants the World to Recognize Annihilation of Middle East’s Christianity as “Genocide” Chicago’s Greek Orthodox Metropolis Wants the World to Recognize Annihilation of Middle East’s Christianity as “Genocide” “It is the hope of the assembly that other Metropolises as well as other Orthodox denominations and other Catholic and Protestant Christian denominations will consider sending similar resolutions to their United States National Leadership,” said Bishop Demetrios, who is also chancellor of the Metropolis, adding that “Together we can bring about positive change to help protect Christians throughout the Middle East and bring an end to this destructive bloody conflict.” Chicago’s 88-Year Old Greek Orthodox Metropolitan Joins Communities in Feeding Needy on Thanksgiving Chicago’s 88-Year Old Greek Orthodox Metropolitan Joins Communities in Feeding Needy on Thanksgiving Two communities in Chicago count their blessings every year and share them with those in need.

http://pravoslavie.ru/98260.html

294 . Bousset W. Apophthegmata. Studien zur Geschichte des ältesten Mönchtums. Tübingen 1923. [Coxp. значение в отн. нек-рых вост. версий]. 295 . Burton-Christie D. Scripture and quest for holiness in the Apophtegmata Patrum. Ν. Y. 1988. 296 . Burton-Christie D. «Practice makes perfect»: interpretation of Scripture in the Apophtegmata Patrum//StPatr 1989. 20. 213–218. 297 . Dodel F. Das Sitzen der Wüstenvater. Eine Untersuchung anhand der Apophthegmata Patrum. Freiburg 1997. X, 193. [Paradosis. 52]. 298 . Esbroeck M. van. Les apophtègmes dans les versions orientales//AB 1975. 93. 381–389. 299 . Faraggiana di Sarzana C. Apophthegmata Patrum: Some crucial points of their textual transmission and the problem of a critical edition//StPatr 29. 1997. 455–467. 300 . Folliet G. La tradition latine des Septem capitula abbatis Moysi//ViC 1996. 50(2). 200–209. 301 . Gould G. E. Moving on and staying put in the Apophthegmata Patrum//StPatr 1989. 20. 231–237. 302 . Gould G. The preservation of some authentic material in a Latin collection of Apophthegmata Patrum//StPatr 35. 2001. 81–97. 303 . Hesse O. Das Verhältnis von Stadt und Land in den Apophtegmen//StPatr 1989. 20. 250–255. 304 . Hinterberger M. Probleme der Texterstellung der Apophthegmata Patrum//JÖB 1996. 46. 25–43. 305 . Kozera M. Kobieta w alfabetycznym i systematycznym zbiorze apoftegmatów Ojców Pustiny//Roczniki humanistyczne. Filologia klasyczna. Lublin. 1996. 44(3). 169–178. 306 . Müller B. Die Tränen der Wüsteväter: der Penthos in den Apophthegmata Patrum//OS 1997. 47. 251–313. 307 . Priestley G. M. Some Jungian parallels to the sayings of the Desert Fathers//CistSt 1976. 11:2. 102–23. 308 . Quasten J. The Apophthegmata Patrum//Patrology by Johannes Quasten. Utrecht; Antwerp. 3; The Golden Age of Greek Patristic Literature. From the Council of Nicaea to the Council of Chalcedon. 1963. 187–189. [Библ.]. [Quasten. Patrology – 3]. 309 . Regnault L. Les Apophtègmes des Pères en Palestine aux V е -VI е siècles//Irénikon 1981. 54:3. 320–330.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010