В европ. библейской науке кон. XIX в. в рамках истории религий (В. Вреде , В. Буссе и др.) возникает интенсивная дискуссия по вопросу о правильном подходе к интерпретации Н. п. и ее понимании. Особое значение получает вопрос о месте христианства в позднеантичной религ. истории, а НЗ рассматривается в контексте древних религ. движений, при этом иудаизм признается не единственным, но важным источником для понимания НЗ (подробнее см. в ст. Истории религий школа ). Для интерпретации Н. п. большое значение имеет позиция нем. исследователя Й. Вайса ( Weiss. 1892), который в полемике с А. Ричлем о термине «Царство Божие» подчеркивал особенности проповеди Иисуса с учетом того, что было известно из иудейских апокалиптических традиций: Царство Божие должно явить себя в конце времен. По его убеждению, только на основании этого апокалиптического ожидания можно понять нравственную проповедь Иисуса в Н. п.: она не является предписанием для Церкви, к-рой предстоит существовать продолжительное время, но направлена к тем немногим слушателям слов Иисуса, к-рые жили в предвкушении непосредственно предстоящего завершения истории ( Weiss. 1892. S. 138-139, 143-144). Более последовательно эсхатологическое понимание провозвестия Иисуса было представлено в работах А. Швейцера ( Schweitzer. 1901; Idem. 1913). Он считал, что проповедь Иисуса ориентирована только на буд. Откровение Сына Человеческого, на явление Царства, и эта тема не предполагала необходимости установления ясных нравственных норм жизни общины: Царство ведет его наследников к состоянию совершенства, превосходящего то, к к-рому могут направить все нравственные предписания. Швейцер характеризовал заповеди Иисуса как «этику переходного периода» (нем. Interimsethik), указывая не столько на временной аспект, сколько на тот факт, что содержание нравственных заповедей Иисуса определено самим состоянием ожидания Царства Божия. Радикализм и бескомпромиссность позиции Иисуса по нравственным вопросам, изложенной в Н. п., были напрямую связаны с представлением о срочности, с какой необходимо готовиться к наступлению этого Царства. Согласно Швейцеру, Иисус был убежден, что сможет ускорить пришествие Царства Божия Своей проповедью покаяния. Заповеди Н. п. должны понимать именно с учетом этого. «В том смысле, в каком покаяние направляет к Царству Божию, этика Нагорной проповеди является этикой переходного периода» ( Idem. 1901. S. 19). Релятивировать радикализм нравственных заповедей Н. п. представлением об их определенности апокалиптическими ожиданиями (угасшими после казни Иисуса) и об актуальности их только для времени проповеди Иисуса, в итоге не удалось - дальнейшие исследования показали, что заповеди Н. п. вовсе не определены исторической ситуацией в той степени, в какой это допускали сторонники данного подхода.

http://pravenc.ru/text/Нагорная ...

вероучения и Папского престола от возможных обвинений в соблазнах и злоупотреблениях, связанных с торговлей индульгенциями. Среди исследователей нет единого мнения о том, была ли искренней выраженная в тезисах позиция и надеялся ли Л. на то, что ему удастся убедить папу Римского и епископов в собственной правоте, или же форма защиты церковного учения была намеренно избрана им с целью продемонстрировать широкой публике, что в католич. Церкви проповедуется ложное богословие спасения при явном или молчаливом согласии папы Римского и епископов (см.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 192-200; Rogge. 1985. S. 143-144). До кон. 1517 г. тезисы Л. были известны лишь ограниченному кругу лиц, в который входили, с одной стороны, друзья и покровители Л., с др. стороны, архиеп. Альберт, а также, вероятно, нек-рые др. католич. иерархи и теологи, в т. ч. Тетцель, подлинные и предполагаемые мнения к-рого являлись основным объектом критики в тезисах. Единомышленники Л. восприняли появление и последующее распространение тезисов с энтузиазмом; многие из них разделяли надежду на то, что выступление Л. приведет к широким церковным реформам и искоренению злоупотреблений. Однако опытные в богословских и церковно-политических вопросах лица как из лагеря противников индульгенций, так и из лагеря защитников этой практики сразу же увидели, что тезисы, несмотря на всю осторожность выражений, ставят под сомнение церковную власть папы Римского. Такое мнение высказал в беседе со Спалатином курфюрст Фридрих, открыто не выражавший в это время свою позицию, но негласно поддерживавший нападки Л. на индульгенции. Архиеп. Альберт получил письмо Л. с тезисами лишь в кон. нояб. 1517 г. Он запросил мнение о взглядах Л. теологов Майнцского ун-та; первоначально он также намеревался начать против Л. т. н. запретительный процесс (processus inhibitorius), т. е. воспользоваться оговоренным в папской булле о выпуске индульгенций правом принуждать к молчанию всех противников этой практики. Однако это намерение осталось неосуществленным, поскольку архиепископ решил не провоцировать конфликт с курфюрстом Фридрихом, подданным которого являлся Л.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

346 В роде " сынов Кореевых«, т.е. потомков некогда возмутившегося и погибшего Корея, внука Каафова ( Чucлa XVI ) из колена Левиина, появляются одаренные высшими способностями люди, призываемые Давидом к служению Богу, и в потомства которых унаследованы по-видимому таланты и песнопения отцов. Это весьма замечательное указание, ибо по-видимому ( 1Nap. VI, 22–27 ) и Самуил был потомок Корея. Если Господь за неверие именно (ср. прим в Свящ. Летоп. т. II, на Исход XX, 5–6) наказывает род до третьего поколения, то милость Его простирается до тысячи родов на любящих Его и конечно также на тех, кои не пошли по стопам неверующих отцов. 347 Ефама (или Ефана) и Емана внука Самуила мы встречаем в числе ле­витов певцов в 1Пар. VT, 33 и 34. Езрахитянами они вероятно названы по имени какой-либо местности, где было их место жительства. 348 Псалмы 107, 108, 109,121 (песнь восхождения), 123 (п. восх.), 130(п. восх.), 132 (п. восх.), 136, 137, 138, 140, 141, 142, 143, 144. Кроме того именем Давида озаглавлен псалом без числа (151 по счету), которого нет в еврейском. О песнях восхождения см. ниже. 351 Из 150 псалмов по надписанию еврейскому только 73 принадлежат Давиду, из других псалмов может быть один или два принадлежат Соломону. 12 сынам Кореевым (в числе их один Емана); 12 Асафу; один Ефаму и один Моисею. 35 (или 37) псалмов не надписаны никаким именем. 352 Вопрос о греческой библии времен Птоломеев есть вопрос первостепенной важности. Надо помнить, что это драгоценный документа, н это вопрос открытый еще – чтение ли еврейское, или чтение греческое надо предпочесть во многих неясных местах ветхозаветных книг. Напоминаем, что все евангельские цитаты, как и цитаты Апостолов, берутся из Александрийской библии LXX. 353 Напр. пророчество Иакова в Быт. 49 ; песнь Моисея в 15 гл. Исхода и в Второз, в 32 гл.; песнь Деворы в 5-й гл. Судей; молитва Аввы во 2–1 гл. первой квиги Царств; псалом Давида в 22-й гл. второй кн. Царств; последние слова его в 23-й главе той же книги, молитва Езекии в 20-й гл. четвертой книги Царств (и у Исаии гл. 38) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

143 Уния греческой церкви с римской состоялась в 1439 голу, а армянской – в 1442 г. Уния греческой церкви с римской состоялась в 1439 году, а армянской – в 1442 г. 144 Сведения об этих сношениях на основании армянских источников сообщаются у Галана в след. выражениях: clarissirni hoc eodem tempore floruere viri, inter quos, Orthodoxae fidei praecones, virtutibus omnibus opulenti, prae aliis praefulserunt Basilio et Constantino Imperaloribus, tum Vahanus Patriarcha, qui pro ejusdem fidei defensione saevissimas haereticorum insectationes et odia subiit; turn Gregorius Narrachensis episcopus, cujus Armeni perpetuam celebrant memoriam in sua liturgia, ejusque pulcherrimum venerantur sacrarum praecum opusculum. Hi igitur ambo, religione atque animo oonjunctissimi, perversa majorum suorum Conciliabula Thevinense et Manaschiertense detestantes, in Armenae fidei correctionem, et concordiam cum universali ecclesia pro viri-bus incubuere, quocirca plurimum in aliis etiam Armeniorum codicibus conunendantur; et prior quidem a toto laudatus fuit Tarsensi concilio, in cujus actibus haec ab Armenis Patribus memoriae Prodita inveniuntur: Vahanus Patriarcha tempore Basilii et Constantini Imperatorum Ecclesiae unionem componere satagebat, nec tamen pium illius desiderium valuit ulterius progredi. Posterior vero celebratur a Niersese Lampronensi episcopo, qui in Oratine ad Patres ejusdem concilii sic fatur. Historia Armena. p. 271–272. См. Всеобщую историю Степаноса Таронского, стр. 126. В 145 Сведения об этих сношениях сообщаются у Галана Conciliatio, P. I. р. 227; и у Tschamtscheau в Hystory of Armenia. Transtadet by Audel. Calcutta. 1827. t. II. p. 147–148. 146 Сведения об этих сношениях находятся у Барония в его Анналах под 1080 г. Кроме того следы этих сношений можно находить у Матфея Едесского в Хронике, (Recueil des historiens des croisades, t. I. p. 62–67), равно как и в греческой литературе того времени, именно в трактате Евстратия Никейского под названием – λεγχος κα νατροπ τν λεγντων μιαν φσιν π το Χριστο το λθινο Θεο μν (напеч. в Bibliotheca Ecclesiastica. Lipsiae. 1866. p. 160–198), написанных по поводу диспута, который автор имел с одним армянским ученым в Филиппополе в присутствии императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

4). Теперь, для будущего историка академии этого мало; ему нужно будет изучить все архиерейские отзывы о студенческих курсовых, в общем представляющие дов. значительное количество нового материала. Он, сколько я успел узнать, значительно строже, и в нем очевидно дан образец той великой осторожности наших предшественников, которая спасла существование академии; которая нарочито призывала (К 1836г. 1 июн.) последних к внимательному чтению студенческих сочинений и суждению о них; и от которой не пострадал, надо сказать, ни тот, кому было замечено, что он не делает различия между Оригеном и св. отцами, ни тот, кому вздумалось написать, что таинства суть проводники благодати, ни тот, кому казалось не блазнящим указывать в рассуждении о важности креста, как на аналогию, на «перо Наполеона»; и тяжело было лишь тому, курсовое которого раскритиковал Преосв. Иона – инспектор и эконом во время печальнейшей передряги 1-го академ. курса (см. в АС петицию Лобовикова). 141 Конечно, разница между 429 р. ассигн., которые получал бакалавр 1-го периода, и 1200 р. серебр., которые теперь получает доцент, большая; но при теперешних условиях, это, в сущности, бедность. 143 Оно было готово к осени 1882 г. А что причиной, вызвавшей постройку нового здания, явилось «небывалое» увеличение студентов, о том Ж 1879/80г. стр. 13; отчет за 1879 г. – стр. 26. Ср. отчет за 1882г. стр. 25, сл.: оговаривается, что это не по причине закрытия семинаристам доступа в высшие светские заведения; дело стояло так, что с тех пор – с 1873 г., когда в академии были налицо I–IV курсы, прилив желающих постоянно оказывался большим, исключение представляет только один 1876-й год. А в отч. за 1891 г. стр. 112 жалоба, что семинаристам приходится возвращаться домой за недостатком помещения в академии. Конечно, С-Пб разнообразен, и студент бедный мог найти себе в нем доступное ему помещение. Но Устав 1884 г. не нашел возможным согласиться на это, и отч. за 1887-й г. стр. 27 рассказывает, что с этого времени воспрещение жить на вольных квартирах пришло к осуществлению. Не в академии могли жить только при родителях, т.е. значит, столичного происхождения, да Петерб. псаломщики, диаконы. Делались, разумеется, по уважительным причинам изъятия. Но о. Прокурор (Ж 1896/?г. стр. 184) поставил на вид о случаях жизни своекоштных студентов не при родителях. А в след. году и Св. Синод ввиду неполноты даваемых нами сведений требует таких объяснений о причинах изъятий из § 113 Устава (Ж 1897/8г. с. 37). И затем ему стало известно, как студенты провинциального происхождения улаживаются с законом: выписывая в столицу мать, напр., и в этом находя право говорить, что они живут при родителях (Ж 1901/2 г. стр. 293 сл.), как умный Балакарев мог говорить Бетру, что едет не на его, а на своей земле, клочок которой лежал под ним в его зкипаже. 144 Напр. П 1864г. 28 авг. (один в университет, другой в Медиц. Акад.), 17 сент., 9 окт. (двое); 3, 5, 6 нояб. (уволен 26 окт.; но поступил и кончил в Медиц. Акад.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

ОБЩЕСТВО В обществе имеется гражданская и духовная власть В христианском обществе двоякая власть: гражданская и духовная. Гражданская власть управляет внешняя дела; духовная власть назирает тое, что касается до внутренняго, душевнаго состояния. Гражданская законами гражданскими управляет; духовная словом Божиим исправляет. Гражданская безчиние и соблазны подвластных мечем пресекает; духовная словом Божиим, страхом и судом Божиим, и отлучением временным от христианскаго общества неблагообразно ходящих смиряет. Обеих властей, гражданской и духовной, конец должен быть не иной, как благое состояние подвластных и слава имене Божия (3:369). Общество человеческое существует при условии взаимного прощения (1:171; см. ПРОЩЕНИЕ , 773). Общество от неправды разоряется Целость и благополучие общества, в котором и сами они заключаются, которое от неправды хранимой созидается и процветает, от неправды разоряется и падает. Откуда разбой, насилия, хищения и всякая неправда от злых? От неправды судейской. Правда судейская искореняет зло, но неправда научает злу. Един и другий злый человек – избыл мздою от казни; с нею надеждою и многие злу поучаются, и тако растет и умножается зло. Отсюда гнев Божий и страшные суды посылаются на отечество. Общая неправда общею казнию казнится (3:379). Общество разоряется, когда христиане друг на друга восстают Единаго отечества жителям, яко единаго общества удам, должно было друг другу помогать и защищать, и противу внешних врагов единодушно вооружаться: но когда не делают того, отдают себя всем в посмеяние и своим врагам в попрание, и свое отечество в разорение. Ничем бо так отечество не разоряется, как междоусобною и внутреннею бранию. Тако, когда христиане на христиан восстают и их озлобляют – отдают себе в посмеяние диаволу и служителям его идолопоклонникам (4:385). Компания злая приносит большой вред христианину Ничто так не вредит христианину, наипаче юному, как злая компания. Якоже бо с добрыми обхождение есть такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, то есть честнаго и святаго жития: тако со злыми обращение виновно бывает крайняго развращения, хотя бы и природы добрый был кто, или добре воспитан, когда с развращенными обходиться будет. Трудно и почти невозможно тому не развратиться. Злоба бо не иначе, как смола прилипчива, и помалу нечувствительно вкрадывается, пока совсем обладает. Сказуют, что когда здоровые глаза смотрят на больные, сами вред приемлют, а им никакой не делают пользы: так добрый, живучи со злым, портится, а не его исправляет. «Касайся смоле, очернится, и приобщаяйся гордому, точен ему будет», глаголет Писание ( Сир. 13, 1 ). Разсуждай убо, христианине, с кем хочешь иметь обращение, и пока не познаешь совершенно, ни к кому не приставай, да не в пропасть погибели впадешь. Лучше со зверями жить, нежели со злыми людьми (1:143–144).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

140 Дело Харьковской Дух. Консистории 1840 г. 73; по просьбе Бранцовских прихожан в пользу диакона Дмитриева, которому было уже отказано в занятии священнической вакансии после отца (см. сноска 137. .), Смарагд 30 сентября написал: «за воспоследовавшим предоставлением Бранцовского священнического места ученику Богословии Прокопьеву, отказать просителям в неуместной просьбе их». 141 Ibid. 1840 г. 48; по делу о переводе диакона Е. Праведникова во священника села Бурлея Смарагд 5 ноября заметил Консистории: «одобрение от помещиков, делающих священнику обиду в пользовании церковной землёй, – ничтожно и неуважительно». 142 Ibid. 1841 г. 295 по делу об избрании попечителей к Харьковскому Успенскому собору Смарагд 19 августа «Соборянам поставил на вид, что попечители главнейшим образом должны быть избираемы для приобретения от Христолюбивых дателей доброхотных подаяний. Что ж касается собственно до церковных сумм, то для употребления их в дело вовсе не нужно избрание попечителей, а должно расходовать их на законном основании, самим Соборянам, с разрешения каждый раз от Епархиального Архиерея». 143 Ibid. 1840 г. 16 сентября – 11 апреля 1841 г. 1–348); о Купянском купце Афиногенове, отказывавшемся от предложения снова избрать его в церковные старосты к Покровской соборной церкви, Смарагд 25 февраля 1841 г. Написал такую резолюцию: «Честь была предложена, а затем Афиногенов нам не нужен. Избрать немедленно другого старосту, хотя простейшего и беднейшего, но с христианским смирением и должной почтительностью к церковным Пастырям, о коих Сам Спаситель в Евангелии Своём сказал: „слушаяй вас Мене слушает“» ( Лк.10:16 ). 144 Ibid. 1840 г. 252 о запрещённом свящ. А. Городницком, которому «разрешается литургисание однажды в год, без опасностей, сопряжённых с физическим и нравственным состоянием его», и под ответственностью благочинного. Ibid. 1841 г. 174 о запрещённом свящ. Сев. Салаеве, просившем, для спасения души, разрешить ему совершать священнослужения только во все четыре годичные поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Не изобретены приборы, чтобы видеть закрытое, наприм., внутренности живого организма (рентгеновские лучи – первый, робкий шаг к этому), не удлиннена жизнь. Где же здесь победы над пространством и временем? Противопоставляя культурным победам неудовлетворенность человечества, автор представляет, что вопрос о смысле этих побед, как и о смысле жизни, поставил разум. Конечно, вопросы ставит разум, но данный вопрос подсказан разуму чувством неудовлетворенности и страдания. В раю, пожалуй, этого вопроса разум бы и не поднял. На 35 стр. автор говорит, что наше мышление «может представить себе несуществование той или иной вещи». Выражение неудобное: несуществования представить нельзя. При рассуждении о счастии (см. особенно 97 стр.) автор потребность счастья ставить рядом с другими потребностями. Но на самом деле, как это в сущности раскрывается и в работе г. Ярещенко, потребность счастья есть сумма всех наших потребностей. На 143–144 стр. г. Ярещенко надеется, что Мечников нанесет решительный удар пессимизму, открыв условия для гармоничного развития сил и безболезненной старости человека. Напрасная надежда. Во 1) Мечников этих условий не откроет; во 2) если их кто-нибудь и откроет, то на самом дел останутся и душевные страдания, и страх смерти, и дряхлость, делающая с точки зрения самого Мечникова существование человека бессмысленным. На 145 стр. наш автор в самоубийствах видит победу естественного разума над инстинктом жизни. Думается, что это – не так. Провалился человек на экзаменах и кончает самоубийством. Здесь уже причина самоубийства лежит в недостатке разума и познания. А потом? Разум во многих случаях мог бы выяснить страдающим людям, что страдания их пройдут и что счастье возможно для них, как и для других. Кончают самоубийством, —516— не умея перенести страданий и ужасов момента, а разум – и очень даже немудреный – давно формулировал: «все образуется», «перемелется, все мука будет». В некоторых местах грамматика и выражения автора вызывают недоумения. На 134 стр. в примечании – «в полне». На 161 стр. «Это не труд поденщика, изголодавшегося о вкусном обеде, не тяжкая карма верблюда»... Что это за выражение и что это за индийская карма верблюда? На 285 стр. «Сотворив мир невидимый, неорганический и мир видимый органический.... Бог»... Нельзя понять: неорганический мир есть ли мир видимый или невидимый?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

143 Г. Бересфорд действительно был по происхождению Англичанин и говорил на четырёх языках. Он отличался, между прочим, юмором довольно остроумным, в чём помогало ему и самое ломано-русское произношение. Юмор он позволял себе даже и при классных занятиях, чем, конечно, ученики были довольны, потому что этим разгонялась томительность, неизбежно чувствованная ими при занятиях. 144 По новому Уставу баллы успехов по новым языкам не должны быть принимаемы в оценку при переводах учеников в высшие классы. 145 По новому Уставу определено начинать преподавание Догматического Богословия, действительно, с V класса и заканчивать в VI; но число уроков оставлено прежнее – шесть, по три в каждом классе. 146 Здесь, под словом их, разумелись – как высокопреосв. Макарий – Председательствовавший в Комитете по преобразованию академий, так и преосв. Нектарий (бывший еп. Нижегородский), Председательствовавший в Комитете по преобразованию семинарий и составлению программ. Последнему преосв. Антоний писал, в своё время, тоже больно резко, выразившись, между прочим, что составлять проекты о преобразовании дух.-уч. заведений и самые уставы слишком далеко не то, что составлять проекты об устройстве свечных епархиальн. заводов и быть мастером вести самую торговосвечную операцию... 147 Читатели припомнят эти слова в одном из писем преосв. Антония к высокопр. Иннокентию. (Том I, стр. 147, в подстрочном тексте). 148 Нужно заметить, что в здешней Семинарии, хотя формальным учебником оставалась, составленная преосв. Макарием, сокращённая Догматика, но преподавание происходило по Догматике прежней, составленной самим преосв. Антонием. Последнее впрочем, делалось не ради какой-либо угодливости самому преосв. Антонию, но по прямому убеждению самого преподавателя. 149 Журнал Дух.-уч. Комитета при св. Синоде с соображениями по вопросам, касающимся устройства воспитательной части в духовных Семинариях. См. Сборник постановлений Дух.-уч. Комитета. 150 В новом семинарском Уставе (1884 г.) – в § 128, сказано, между прочим, что в день поминовения усопших именно в неделю мясопустную ученики все освобождаются от классных занятий».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Так что благоразумная душа, из всего этого познавая себя одаренною, облагодетельствованною от Бога в высшем духовном смысле, радуется в скорбях и благодарит Бога и произвольные скорби почитает более приятными невольных радостей (то же пишет и Василий Великий ) 143 . Последняя или высшая степень этого восхождения может быть проявлена человеком в смерти своей. Блаженный Диадох говорит об этом так: «Предел совершенного изменения в сладостном вкушении Бога – вменение в радость скорбность смерти» 144 . Таким образом, любящая Бога душа, уразумевая должным образом совершающееся с ней некоторым неизреченным образом, торжествует и радуется даже в смертной агонии, а Бог по безмерной благости Своей и любви к человеку за сие благоразумие, а не жертву, еще одаряет нас неизмеримо большим даром, – приобщает нас Своей Божественной жизни... Творец – Единый Бог, но и нам Он дает возможность некоторого соучастия в деле творения, – деле, свойственном по существу только Ему. Первоначальное проявление этого состоит в том, что мы сами принимаем ближайшее участие в деле возрождения, восстановления или вторичного высшего воссоздания нас Божественною благодатию. О дальнейших степенях и формах этого участия не будем говорить. Заметим только, что дар Вам от Бога – священство – дает Вам возможность и даже налагает обязательство великого подвига – служения ближним. В этом служении своем Вы должны со страхом и смирением сознавать себя соучастником в деле Божественного спасения людей. Много случаев проявления любви к ближнему предоставляет это служение. Особенно в духовничестве: исповеди и руководстве. Многажды будет Вам предоставлена возможность «душу свою полагать за овцы своя» (ср. Ин.10:11 ), вернее, Христовы овцы, и други, и братья своя. Слишком в сторону от прямой темы уклонился я по влечению своему рассуждать о том, что Бог нас так безмерно любит, что все случающееся с нами можно и должно принимать и понимать как Его милость и благодеяние, и поэтому всегда и за все должно благодарить и радоваться (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010