Трирская легенда о М. оказалась столь популярной, что в XI в. он воспринимался одновременно как епископ Кёльна и епископ Трира (Passio Gereonis. 2. 21-23//ActaSS. Oct. T. 5. P. 40), а также как епископ Тонгерена (Vita Servatii. 1//MGH. SS. T. 12. P. 92). Впервые о том, что М. является основателем кафедры Тонгерена, сообщает Херигер Лобский († 1007), опиравшийся на трирскую легенду ( Herigerus. Gesta episcoporum. 1. 5-15//MGH. SS. T. 7. P. 167-171; см. также списки епископов Тонгерена: MGH. SS. T. 13. P. 290; T. 12. P. 125-126). Согласно «Деяниям трирцев», составление к-рых относится к кон. XI - 1-й пол. XII в., М. был епископом 3 кафедр и умер в 128 г. в Кёльне (ср.: Gesta Treverorum. 15-16//MGH. SS. T. 8. P. 147-148). Жители 3 городов претендовали на то, чтобы мощи М. покоились в их городе. Однако корабль, на котором перевозили тело М., чудесным образом поплыл против течения Рейна в сторону Трира и пристал у местечка Роденкирхен (ныне район Кёльна), откуда останки забрали трирцы. На этом месте была воздвигнута часовня, посвященная М. (в 1925 во время ремонтных работ там были обнаружены следы мемориального комплекса, датированного X в.- M ü hlberg. 1967/1968). Церковь с гробницей М., находившаяся в Трире к северу от ц. св. Евхария, известна с кон. X в. (дарственная архиеп. Эгберта датирована 9 авг. 978 - Urkundenbuch z. Geschichte der jetzt die preussischen Regierungsbezirke Coblenz u. Trier bildenden mittelrheinischen Territorien/Hrsg. H. Beyer. Coblenz, 1860. Bd. 1. S. 306. N 250a; Urkunden- u. Quellenbuch z. Geschichte der altluxemburgischen Territorien/Hrsg. C. Wampach. Luxemburg, 1935. Bd. 1. S. 257. N 185; раскопки показали, что храм имеет основание нач. IV в.). 21 окт. 1037 г. Трирским архиеп. Поппоном (1016-1047) мощи М. были перенесены из церкви в кафедральный собор (Gestorum Treverorum Continuatio. 1. 7//MGH. SS. Т. 8. P. 181); в 1783 г. церковь была разрушена. В наст. время рака с мощами М. находится в крипте трирского кафедрального собора св. Петра. Память М. отмечалась в Трире 14 сент. ( Miesges P. Der Trierer Festkalender, seine Entwicklung u. seine Verwendung. Trier, 1915. S. 84; в этот день вечером совершалась процессия - CCM. T. 5. P. 130). Эта дата встречается в некоторых рукописях Мартиролога Рабана Мавра; М. упоминается там без указания занимаемой им кафедры (память отмечалась в один день с праздником Воздвижения Креста Господня) (CCCM. T. 44. P. 93). Эта же дата указана в действующем Римском Мартирологе. Праздник в честь перенесения мощей 23 окт. был установлен в Трире при архиеп. Хиллине (1152-1169) (Gestorum Treverorum Continuatio. 3. 3//MGH. SS. Т. 24. P. 381; освящение ц. во имя М. праздновалось с кон. X в. 3 мая (вместе с Обретением Св. Креста) - Miesges P. Der Trierer Festkalender, seine Entwicklung u. seine Verwendung. Trier, 1915. S. 50, 96).

http://pravenc.ru/text/2620316.html

126 50 лет правления старейшин следует исправить с 50 (ν) на 9 (θ), если, в соответствии с указанным ниже годом вступления в землю обетованную (3863), считать началом правления Иисуса Навина 3862 г. 129 Выше в трактате (I 33) 2-й год Августа обозначен как 5460 г. мира, что точно соответствует данной таблице, где правление Августа отсчитывается с 5459 г. 130 Прекращение итогового суммирования лет на воцарении Михаила III и Феодоры, с 6334 г. мира (842 г. н. э.) указывает на одну из промежуточных вех редактирования списка. 131 Т.о., составление окончательной редакции таблицы можно датировать 920 г. н. э., когда Константин VII Багрянородный короновал соправителем своего тестя Романа I Лакапина; с 921 г., после коронации сына Романа Христофора, императоры указывались в ином порядке: Роман, Константин, Христофор. 133 В издании это число (согласующееся со следующей датой: 3822+40+1=3863) дано в аппарате; в основном тексте и переводе «3827». 141 Э. Шварц, имевший фотокопии таблиц, сообщает, что этот ряд имеет вид дробей (високосных приращений):., ó, ó+., 1 и т. д. (Schwartz. Ostertafeln. S. 84). В издании Миня – целочисленные эпакты. 143 Шварц, восстанавливает отметки иначе: – 22-й день из-за високоса; – 22-й день без високоса; – 23 день; (знак, не употреблявшийся у св. Максима) – 24 день (в 396 г. цикла, фаза 23, с учетом високоса – 24). При этом он, однако, не всегда последователен. Непонятно, например, почему знаком отмечен 508 г. цикла, однотипный с 484 г., где стоит (22 день из-за високоса). Годов без отметок в таблице Шварца вообще нет, что противоречит словам св. Максима. 145 То есть христианской Пасхи, приходящейся на первое воскресенье после расчетного 14-го дня луны. 147 Об этом прямо говорит св. Максим, хотя Шварц пишет «на 1 января» (Ibidem). Впрочем, в данной пасхалии лунные эпакты этих дат совпадают. 148 В 17-й год ошибочно записано 5 вместо 9 апреля. В 10-м году никакой ошибки нет, вопреки мнению Шварца (Ibidem. S. 85. Anm. 1). Даты полнолуний для 1 и 2 годов цикла – не «ошибки» (как думает Шварц), а реликты т. н. Константинопольского цикла Андрея, запечатленного также на IV «колесе» в «Пасхальной хронике»: 6 апреля и 26 марта (см.: Grumel V. La Chronologie. Paris, 1958. P. 54 (N IV), 78). Сравнение фаз ведется, однако, с датами александрийской пасхалии (5 апреля и 25 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Арсений Комельский, прп. Описания иконы Арсений Комельский, прп. - житие Преподобный Арсений Комельский, Вологодский (память 24 августа по старому стилю) Родился в Москве во второй половине XV века. Уже в отроческих летах преподобный желал оставить суету мира и посвятить свою жизнь служению Богу. Достигнув совершеннолетия, преподобный Арсений пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где и принял монашеский постриг. В обители святой совершенно предал себя иноческим трудам, с усердием выполняя монастырские послушания на скотном дворе и в хлебной. По своему смирению он считал себя последним и слугой для всех. Трудами и постом преподобный Арсений изнурял свою тело, умерщвляя страсти, и в то же время он старался укрепить свою душу молитвой, чтением Священного Писания, и душеспасительных книг, которые святой переписывал для своего монастыря и для других церквей. В 1525-1527 гг. св. Арсений был игуменом Троице-Сергиевой лавры. В этом сане он не изменил своей любви к посту и нищете: носил ветхую одежду, служил всем и трудился более всех. В 1527 г[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Преп. Арсений Комельский. Икона. Русь. 2-я половина XVII в. 32. х 26.5. Из Казанской с. Порошина Вологодской обл. ВГИАХМЗ. Вологда. Файл 4259.jpg:   Размер: 1035x1200, 1.24 MPix, 215 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (288) , (1) . Описание: [Вологда. XIX.] Господь Вседержитель с предстоящими вологодскими святыми (фрагмент). Икона. Вологда. XIX век. Храм св. Лазаря Четверодневного. Вологда. Файл 4260.jpg:   Размер: 481x1200, 0.58 MPix, 126 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (158) , (2) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4261.jpg:   Размер: 1018x525, 0.53 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (148) , (0) . Описание: Святой прп. Арсений Комельский. На полях иконы: святой апостол Павел, святой Артемий Антиохийский, святой Антоний Печерский, святая Фотина Палестинская. 20,5Х50 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота. Иконописная мастерская «Екатерины Ильинской» (www.icon-art.ru). Файл 13314.jpg:   Размер: 513x1200, 0.62 MPix, 249 Kb. Дата: 2011-09-06, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (222) , (6) .

http://pravicon.com/icon-1264

Как повествует один из ранних хадисов , христ. Б. едва не было заимствовано мусульманами: Мухаммад был поставлен перед выбором, использовать ли Б.-накус или евр. рог шофар, но предпочел др. способ созыва на богослужение - голосом: азан (араб.  ). См. также статьи Благовест , Звон . Ист.: Ioan. Climacus. Scala paradisi//PG. 88. Col. 937 (рус. пер.: Иоанн, прп. Лествица. С. 137); Ioan. Moschus. Pratum spirituale//PG. 87. Col. 2860, 2905, 2961 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 18, 67-68, 125, 126); Sophronius Hierosolymitanus. Commentarius liturgicus. 5//PG. 87. Col. 395; Eustathius Thessalonicensis. De Thessalonica urbe a Latinis capta//PG. 136. Col. 121; Symeon Thessalonicens. De sacra precatione. 304//PG. 155. Col. 557 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. Гл. 269. С. 405); Софроний Иерусалимский, свт. Отрывок из слова о Божественном священнодействии//Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1855. Т. 1. С. 270; Герман, патр. К-польский, св. Последовательное изложение церковных служб и обрядов//там же. С. 358; он же. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств/Пер. Е. М. Ломизе; введ. П. И. Мейендорфа. М., 1995. С. 9, 43; Cyrillus Scythopolitanus. Vita Sabae//Kyrillos von Skythopolis/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. P. 85-200. (TU; 49. 2); idem. Vita Cyriaci//Ibid. P. 222-235; Theodorus Studites. Jamben auf verschiedene Gegenstände. 10, 16/Hrsg. P. Speck. B., 1968. S. 133, 146. (Suppl. Byzantina; 1); Arranz. Typicon. P. 208, 291, 412, 423, 434; Precepts of our father Pachomius//Pachomian Coinonia. Kalamazoo (Mich.), 1981. Vol. 2: Pachomian Chronicle and Rules. P. 145, 146, 148, 149, 151, 185. (Cistercian Stud.; 45); Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений/Пер. с древнеарм. М. Дарбинян-Меликян и Л. Ханларян. М., 1988. С. 297; Житие Шенуте, составленное Бесой//Изречения египетских отцов. С. 141, 162; Святогорский устав церковного последования/Пер. с греч. иером. Доримедонта (Сухинина); под ред. иером. Дионисия (Шленова). Серг. П., 2002.

http://pravenc.ru/text/149195.html

1398 Пескова А. А. Паломнические древности в древнерусском городе//Ладога и религиозное сознание. Материалы к Третьим чтениям памяти Анны Мачинской. (Старая Ладога, 20–22 дек. 1997). СПб., 1997. 1399 В слоях Новгорода начиная со второй половины XII в. обнаруживаются миро и святая вода в специальных «флаконах»-ампулах; стеклянные иконки-литики из Византии и христианского Востока; паломнические значки из свинца и камеи-иконки, которые новгородцы тщательно хранили, еще в XVI в. оправляя их в драгоценные металлы: Даркевич В. П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе. X–XIV вв. М., 1966; СедовА.М. В. Серебряный сосуд XIII в. из Новгорода//СА. 1964. 1, с. 334–335; СедовА.М. В. Паломнический комплекс XII в. с Неревского раскопа//Новгородские археологические чтения. Новгород, 1994, с. 9094; Andeersson L. Pilgrimsmarken och vallfart. Medeltiola-pilgrimskultur i Skandinavien//Lind studies in medieval archaeology. Kumla, 1989. Vol. 7. 1400 Миниатюры крестоносцев: Buchthal Н. Miniature Painting in the Late Kingdom of Jerusalem. Oxford, 1957, особенно из «Истории» Уильяма Тирского: Р1.130а (Акра, третья чembepmьXIII в.; Paris, Bibliotheque Nationale, fr. 2628, fol. lr) и Pl. 135f (Акра, ok. 1290; Paris, Bibliotheque Nationale, fr. 9084, fol. lr). См. также миниатюры школы Акры в более готизированной и общеевропейской манере: Folda J. Crusader Manuscript Illumination at Saint-Jean d’Acre, 1275–1291. Princeton, NJ, 1976. 111. 23, 118, 126, 140, 148 – cp. Ill. 166, 179, 228. 1401 Wright D. H. A Luxuriously Decorated Russian Psalter of the Twelfth Century//Actes du XVCongrcs international d’etudes byzantines, III. Athens, 1981, p. 919–932. 1402 Неволин Ю. А. О влиянии идеи «Москва – третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства//Искусство христианского мира. Т. I. М., 1996. 1403 Укажем на нетрадиционные для византийского искусства подробные и разнообразные изображения храма Воскресения в Иерусалиме (истоками типологии которых давно следует заняться отдельно, отказавшись от примитивного деления всех изображений по количеству глав) и часовни Гроба Господня (в том числе в виде сводчатой гробницы с запертыми дверями) – на такие детали, как парящие над ним ангелы и как бы висящие внутри нефов херувимы и серафимы; изображаемая иногда над главой фигурка птицы (голубя), и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

330 Рукописи бесед Иоанна Златоустог о на евангелия см. там же: XVI в. за 22–24, 47, 69, 89–92, 95, 116–120, 123–125, 135–137, 152, 154; XVII в. за 25–27, 96, 97, 114, 115, 138, 139, 153, 155, 218, 219; XVIII в. за 94 и 98. – На деяния и послания апостольские ркп. XVI в. за 29, 121, 122, 157, 187, 199; XVII в. за 156. Точно также нет никаких сказаний о Максиме греке : а) при ркп. Чудова монастыря, содержащих якобы перевод Максима грека толкований на пророков см. там же за 85–88; б) при «книге глаголемей лексис, сиречь недоведомые речи», см. ibid, за 216; в) при псалтыре – автографе преп. Максима грека ркп. за 229 и г) вероятно при псалтыри 1549 г., см. ркп. за 237. 333 См. в «Приложениях» стр. III-VI. Описание славянских рукописей Московской Синодал. библиотеки, сост. А. В. Горским и К. И. Невоструевым , отд. II, ч. I, стр. 126, ркп. 89. Прибавления к творениям св. Отцов, т. XVIII (1859 г.), стр. 145. – А. М. И. Д. Греческий стат. список 1, л.174. диаконе Исаии см. в Известиях отделения русского языка и словесности Императорской академии наук за 1896 г., т. I, кн. 3, статья П. А. Сырку «Из истории сношений русских с румынами». 336 Сказание см. в «Приложениях» стр. XXIX-XXXVIII и в перечне ркп. под 62, 70, 73, 75, 84, 132, 133, 162, 163, 173, 18S, 222, 228, 235, 230, 240 и 242. 339 Библиографические розыскания В. Ундольского. М. 1846 г., стр. 3–4. Г. Геннади (Литература русской библиографии, Спб. 1858 г.), говоря о «Библиографических розысканиях» В. М. Ундольского (1846 г.), пишет (стр. 4), что в них «последовательно указаны и описаны труды русских библиографов, начиная с Максима грека , составившего по свидетельству одной рукописи, при великом князе Василии Ивановиче список книг греческих, не переведенных еще тогда на славянский язык» (!). 341 См. ркп. XVI в: а) Толковой псалтыри под 18, 34, 61, 63–67, 72, 99, 108, 134, 141, 180, 190, 208, 231, 233 и стр. CCXCXVI; б) слов под 5, 12, 30, 37, 48, 50, 51, 60, 77, 100, 101, 103, 126–128, 148, 197, 201–203, 238, 243; в) сборников под 42, 93, 104, 105, 111, 181, 214, 230, 232, 234 и стр. CCXCI; г) бесед св. Иоанна Златоустог о под 22–24, 29, 47, 69, 89–92, 95, 116–125, 135–137, 152, 154, 157, 187 и 199.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

542 Тв. Св. Григ. Нисск., I. 303, о жизни М. зак. – тоже см. Св. Иуст. Ф. и Муч., Разг. с Тр. Иуд., 86; – Тв. Бл. Феод., I, 124, Толк. на кн. Исх., вопр. 26; – Тв. Св. Кир. Иерус., Слова Оглас., стр. 209, 13-е огл. Слово. 549 Тв. Св. Григ. Нисск., т. I, стр. 304, о жизни Моис. законод.,– тоже см. Св. Иуст. Фил., Разг. с Триф. Иуд., 86; – Тв. Бл, Феодор., I, стр. 124–125, Толк. на кн. Исх., вопр. 28. 552 Иуст. Ф. и М., Разгов. с Триф. Иуд., 89, – см. свящ. П. Преоб., Соч. Св. Иуст. Ф. и М., стр. 299; тоже см. Ibidem, – 112, – стр. 230–231; – Тв. Св. Вас. Вел., т. IV, Москва, 1846 г., стр. 174–175, Слово 45, на Св. Пасху; – Тв. Св. Григ. Нисск., т. I, стр. 310, О ж. М. зак.; – т. VIII, стр. 28, Сл. на д. Светов; – Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на разн. м. Св. Пис., ч. I, стр. 446, Обозр. кн. В. З., Обозр. кн. Исход; – Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 437, Толк. на кн. Исх., гл. 17; – т. III, 205, Советы подвижникам. 554 Св. Иуст. Философа и Муч., Разговор с Триф. Иуд., 97, – см. свящ. П. Преобр., Сочин. Св. Иустина Филос. и Мучен., стр. 308. – На вопрос: чем Израиль сражался? Бл. Феод. отвечает: «Когда Египтяне потонули, тела их, вместе с оружием, были выброшены на берег. Завладев сим, Израильтяне употребляли его в дело в сражениях» (Тв. Бл. Феод., I, 126, Толк. на кн. Исх., вопр. 33). 570 Тв. Св. Ефр. Сир., VIII, 445, Толк. на кн. Исх., гл. 32; – тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 148–149, Толк. на кн. Исх., вопр. 66. 572 Ап. Варн., Посл., гл. 14; Завет, который получил Моисей и потом разрушил, Господь восстановил чрез И. Христа; – см. свящ. П. Преображ., Пис. Муж. Апост., стр. 65–66. 580 Тв. Св. Григ. Нисск., т. III, стр. 27, Точн. изъясн. Песни П. Сол., Бес. 1-я, тоже см. Ibidem, 306–308 стр., Бес. 13. 581 Тв. Св. Григ. Нисск., m.I, 345, О жизни Моисея законодателя: – тоже см. Тв. Бл. Феод., т. V, стр. 377, Сл. о Бож. и св. любви; – т. I, Толк. на кн. Исх., вопр. 68. 583 Тв. Св. Григ. Нисск., I, 354, О ж. М. зак.; – тоже см. – т. III, 308 стр. Точн. Изъясн. Песни П., Бес.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

711. Сл. 4, 6, 22–24; 96=1.67. 712. Ср. Ин. 1:18. 713. Ср. Мф. 13:45–46. 714. Термин " " слово " " (logos) в греческом языке обладает богатейшим спектром значений; у Григория он чаще всего означает " " слово " " , " разум " " и " " Слово " " (т. е. " Бог Слово " " ). 715. Сл. 6, 5, 5–17; SC 405, 132–134=1.148. 716. Имеется в виду струнный щипковый инструмент. 717. Пс. 118:131, по переводу LXX. 718. Пс. 140:3. 719. Сл. 12, 1, 1–2, 1; SC 405, 348–350=1.199. 720. Иерем. 50:31. 721. Сл. 27, 1, 1–5; SC 250, 70=1.385. 722. Сл. 27, 1, 11–2, 15; 72–74=1.385. 723. Слово о Божестве Сына и Духа (PG 46, 556). 724. Ср. Платон. Федон 67b. 725. Ум. 726. Сл. 27, 3, 1–4, 13; SC 250, 76–80=1.386–387. 727. Сл. 27, 5, 9–10; 82=1.387. 728. Ср. Диоген Лаэртский. О жизни II, 101: " Скажи, Евриклид, что делают осквернители мистерий? " — " Они разглашают таинства непосвященным " " . 729. Сл. 27, 5, 23–32; 82–84=1.388. 730. Сл. 28, 2, 1–39; SC 250, 102–104=1.392–393. 731. Ориген. О началах 4, 13. 732. Климент. Строматы 6, 15. 733. Ср. Ориген. О началах, предисловие. 734. Сл. 32, 12, 13–14; SC 318, 110=1.469. 735. Ср. Платон. Тимей 28 с. 736. Сл. 32, 14, 11–21; 114=1.470. 737. Сл. 32, 19, 4–10; 124–126=1.473. 738. Сл. 32, 20, 1–21, 30; 126–130=1.473–475. 739. Цит. по: Сократ. Церк. ист. 4, 7. 740. См. Григорий Нисский. Слово о Божестве Сына и Духа (PG 46,857). В своем учении о постижимости сущности Божией Евномий отличался даже от Ария, который исповедовал непостижимость Божественной сущности: см. Афанасий Александрийский. О Соборах 15. 741. Так, во всяком случае, считал А. Спасский: см. Спасский. История, 361. 742. Кант, Ренан, Толстой и др. 743. Ср. Исх. 33:22–23. 744. Ср. Исх. 26:31–33; 36:35–36. 745. Ср. Пс. 8:2. 746. Сл. 28, 3, 1–14; SC 250, 104–106=1.393. 747. Ср. Иустин. Апология II, 10; Афинагор. Апология 6; Климент Александрийский. Строматы 5,12, и др. 748. Ср. Платон. Тимей 28с: " Творца и родителя этой вселенной нелегко отыскать, а если мы его и найдем, о нем нельзя будет всем рассказывать " " . Григорий, как видим, цитирует Платона весьма приблизительно. См. об этом. Pepin. Philosophiemhйologie, XIV, 251–260.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

Термин " " слово " " (logos) в греческом языке обладает богатейшим спектром значений; у Григория он чаще всего означает " " слово " " , " разум " " и " " Слово " " (т. е. " Бог Слово " " ). 715 Сл. 6, 5, 5–17; SC 405, 132–134=1.148. 716 Имеется в виду струнный щипковый инструмент. 717 Пс. 118:131, по переводу LXX. 718 Пс. 140:3. 719 Сл. 12, 1, 1–2, 1; SC 405, 348–350=1.199. 720 Иерем. 50:31. 721 Сл. 27, 1, 1–5; SC 250, 70=1.385. 722 Сл. 27, 1, 11–2, 15; 72–74=1.385. 723 Слово о Божестве Сына и Духа (PG 46, 556). 724 Ср. Платон. Федон 67b. 725 Ум. 726 Сл. 27, 3, 1–4, 13; SC 250, 76–80=1.386–387. 727 Сл. 27, 5, 9–10; 82=1.387. 728 Ср. Диоген Лаэртский. О жизни II, 101: " Скажи, Евриклид, что делают осквернители мистерий? " — " Они разглашают таинства непосвященным " " . 729 Сл. 27, 5, 23–32; 82–84=1.388. 730 Сл. 28, 2, 1–39; SC 250, 102–104=1.392–393. 731 Ориген. О началах 4, 13. 732 Климент. Строматы 6, 15. 733 Ср. Ориген. О началах, предисловие. 734 Сл. 32, 12, 13–14; SC 318, 110=1.469. 735 Ср. Платон. Тимей 28 с. 736 Сл. 32, 14, 11–21; 114=1.470. 737 Сл. 32, 19, 4–10; 124–126=1.473. 738 Сл. 32, 20, 1–21, 30; 126–130=1.473–475. 739 Цит. по: Сократ. Церк. ист. 4, 7. 740 См. Григорий Нисский. Слово о Божестве Сына и Духа (PG 46,857). В своем учении о постижимости сущности Божией Евномий отличался даже от Ария, который исповедовал непостижимость Божественной сущности: см. Афанасий Александрийский. О Соборах 15. 741 Так, во всяком случае, считал А. Спасский: см. Спасский. История, 361. 742 Кант, Ренан, Толстой и др. 743 Ср. Исх. 33:22–23. 744 Ср. Исх. 26:31–33; 36:35–36. 745 Ср. Пс. 8:2. 746 Сл. 28, 3, 1–14; SC 250, 104–106=1.393. 747 Ср. Иустин. Апология II, 10; Афинагор. Апология 6; Климент Александрийский. Строматы 5,12, и др. 748 Ср. Платон. Тимей 28с: " Творца и родителя этой вселенной нелегко отыскать, а если мы его и найдем, о нем нельзя будет всем рассказывать " " . Григорий, как видим, цитирует Платона весьма приблизительно. См. об этом. Pepin. Philosophie-mhйologie, XIV, 251–260. 749

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1025. Ер., Χ, 96. 1026. Марк. 16, 2; Иоанн. 21, 1,19; Деян. 20, 7; 1 Кор. 16,1; см. также: Евсевий. Церковная история, V, 28, 12. 1027. Recogn. Clem, 10, 71. 1028. AdSmyrn, 13. 1029. См.: Dauvillier J. Les temps apostoliques. Paris, 1970, p. 531. 1030. Philopatris, 23, ed. Dindorf, 1867, p. 783. 1031. Acta Pauli et Thecl.,7. 1032. См.: Wifstrand A L " Eglise ancienne et la culture grecque, trad. Paris, 1962, p. 25. 1033. Tertullien. Ad Scapulam, 3 1034. Rec. Clem, X, 71. 1035. Ibid, IV, 6. 1036. Amrah//DACL, I, 1778. 1037. Liber Pontificalis, ed. Duchene, I, p. 55, 126. 1038. Ее описание см.: Lassus J. Art. Syrie, DACL, XV, 1863— 1868. 1039. Didascalie, XII. 1040. См.: Apamee//DACL, I, 2505. Церковь в Эдессе была разрушена в 201 г. наводнением. Церковь в Неокесарии существовала, по свидетельству Григория Чудотворца, с 258 г. 1041. 1 Apol, 67. 1042. Ignace. Smyrn, 8; Magn, 6; Trail, 3 1043. Си.·. Dauvillier J. Op. cit, p. 423. 1044. De vel. vir, 17. 1045. Jungmann J A Missarum sollemnia. Wien, 1949- S. 26. 1046. Adv. Vfrc, 4, 5; De praescrip, 36. 1047. Евсевий. Церковная история, III, 16; IV, 23,6. 1048. Tertullien. De pud, 1. 1049. Ep„ 42. 1050. Strom, I, 1. 1051. Ее авторство ошибочно приписали Клименту, папе римскому. Перевод текста на французский язык см.: L " Empire et la Croix, coll. Ictys, 2, pp. 132—148. 1052. 2 Clem, 17. 1053. 2 Кор. 13, 13- 1054. Justin. Dial, 35, 3; 96, 3; 108, 3; 133,6. 1055. Mart. Pol, 8, 1; La geste du sang, p. 28. 1056. 1 Apol, 67, 1. 1057. На Востоке вино всегда разбавляют водой, поскольку оно слишком крепкое. Так, вино из Траппы (Иордания) достигает 17°. 1058. Justin. Dial, 117. 1059. из греческой надписи. 1060. Tertullien. De cor, 3- 1061. Евсевий. Церковная история, V, 24, 5- 1062. См. подборку материала в работе: Prieres des premiers Chretiens, pp. 131 — 146. 1063. Acta Scil, 14; Acta Apol, 46; Acta Cypr, 4, 3. 1064. Mart. Fel. et Perp, 21,3 1065. Mart. Polyc, 14, 1. 1066. Деян. 20, 7; 1 Кор. 5, 7—8. См.: Евсевий. Церковная история, V, 24,6.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010