На примере Полянской, Северянской, Вятичской и Радимичской земель мы знаем, что в них имелся уже достаточно организованный аппарат сбора дани мехом или монетой в пользу хазар. Это предполагает наличие подобных же сборов в пользу самой местной знати, наличие стоимостной оценки движимой и недвижимой собственности при юридической ответственности каждой семьи – большой (дым) и малой (рало) 405 . Далее, историки, зачарованные схемой Повести, до сих пор не обратили внимания на то, какой общественно-политический строй скрывается под племенными названиями на всем протяжении их существования. Это традиция, уцелевшая от досоветской науки: видя в племенах Повести этнографическую категорию, она оставляла без внимания летописные известия о них времен феодальной раздробленности потому, что политическая природа «племен» для этого периода была слишком очевидна. Молчаливо допускалось, что с образованием государства «племена» исчезли. И доныне в сущности остается не поколебленным взгляд, что Древнерусское государство возникло в результате насильственного объединения племен и охватило огромный кусок восточноевропейской территории. С исследованием эволюции политического строя восточных славян произошло примерно то же, что с изучением их экономики: пестрота и сложность были заменены социологической генерализацией. Изучение всех летописных известий о племенах позволяет установить, что древнерусские книжники вовсе не вкладывали в этот термин этнографического смысла, а обозначали им сперва земли славянской конфедерации, а затем те из них (например, кривичи, вятичи), которые старались сохранить свою былую автономию в рамках нового Древнерусского государства. Не безуспешны и поиски союзов земель. С первых страниц летописи некоторые земли славянской конфедерации оказываются связанными между собой. Так, общая судьба была у Словенской и Кривичской земель и примыкающих к ним неславянских – Чудской, Мерьской и, возможно, Весьской земель. Иностранные (арабские и немецкие) источники кое-что добавляют к летописным данным об этих землях. Земля Весь – финских вепсов- – лежала на торговом европейско-арабском пути и как Wis, с которой торговала Булгария, известна по сообщениям Ибн Фадлана (начало Х в.), ал-Марвази (1120 г.), Абу Хамид ал-Андалузи (1162 г.) 406 . Адам Бременский (XI b.) называет земли веси (Wizzi), мери (Mirri), отсутствующей в летописи лами (Lami), и чуди (Schuti) 407 . Эти земли он помещает в глубине Прибалтики, к востоку от шведов и «земли женщин» (по Т. Левицкому лежавшей к северу от Таллина) 408 . Он сообщает, что на Руси можно было «часто» видеть пленных, приведенных из этих земель. Свои сведения хронист мог получить от купцов, которые, двигаясь с запада, проходили владения чуди, лами, мери и веси. Лами, вероятно, жили в районе Ламского волока 409 . Структура и эволюция этих земель изучена еще недостаточно 410 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II, стб. 617 (1180 г.); «помилуй мя, сыне великого царя Владимера», – писал своему адресату Даниил Заточник – Слово Даниила Заточника (указ. изд., стр.11); волынский Роман Мстиславич «бе царь в Роуской земли» (ПСРЛ, т. II, стб. 808); в битве на Руте воины славили Изяслава Мстиславича, «яко царя и князя своего», – стб. 439 (1151 г.); когда он умер, то «плакася по нем вся Руская земля и вси чернии слобуци, яко по цари и господине своем», – стб. 469 (1154 г.). 395 ПСРЛ, т. II, стб. 711 (1199 г.): «великыи князь Рюрик кюр Василий»; НПЛ, стр. 50 (1209 г.); «Кюр Михаил побеже переди ис Пронска»; ср. ПСРЛ, т. II, стб. 524 (1165 г.): «Прибеже ис Царягорода братан царев кюр Андроник»; о Фридрихе Барбароссе «царь немецкий» – стб. 667. 396 В «Слове о законе и благодати» Илариона. – «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вып. 1. Изд. А. И. Пономарев. СПб., 1894, стр. 59. 397 Суздальский Юрий Долгорукий предлагал волынскому Изяславу Мстиславичу мировую, требуя себе доли – «причастья» в «Русской земле» за согласие уступить тому киевский стол («а ты седи царствуя в Киеве») – ПСРЛ, т. II, стб. 380 (1149 г.). 399 А. И. Неусыхин. Исторический миф третьей империи. – «Ученые записки МГУ», вып. 81. М., 1945, стр. 55 – 116; Н. Ф. Колесницкий. Исследование по истории феодального государства в Германии (IX – первая половина XII b.). М., 1959. 400 См. С. В. Бахрушин. Держава Рюриковичей. – ВДИ, 1938, 2 (3), стр. 88 – 98; А. Н. Насонов. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951; ср. наши соображения о структуре Древнерусского государства: ВИ, 1951, 2, стр. 58; 1953, 8, стр. 167; 1954, 1, стр. 122 – 123; «Вопросы формирования русской народности и нации». М. – Л., 1958, стр. 37 – 38; о древнерусской раннефеодальной империи пишет Б. А. Рыбаков (Древняя Русь. М., 1963, стр. 5). 405 Жители Вятичской земли платили «по беле и веверице от дыма» (ПВЛ, ч. 1, стр. 18), ниже сказано, что они платят «по щьлягу от рала» (стр. 47), так же платили и радимичи (885 г.). 406 Т. Lewicki. Ze studiów nad ródami arabskimi. – «Slavia antiqua», t. III. Pozna, 1952, str. 165. 407 «Adamus Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum». Ed. B. Schmeidler. Hannoverae et Lipsiae, 1917, lib. IV, cap. 14. 408 T. Lewicki. Arabskie legendy о kraju Amazonok na pónocy Europy. – «Zeszyty naukowe Universytetu Jagieonkiegó», 13, filologia, zesz. 3. Kraków, 1957, str. 290, 303. 409 Т. Левицкий думает, едва ли справедливо, что Lami – это емь (T. Lewicki. Ze studiów..., str. 172). О ней см. А. Н. Насонов. Указ. соч., стр. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

405. Из беседы полпреда СССР в Турецкой республике С. А. Виноградова с послом Королевства Югославия в Турции И. Шуменковичем. 23 апреля 1941 г. 406. Сообщение «Ещенко» из Бухареста от 23 апреля 1941 г. 407. Записка НКГБ СССР И. В. Сталину, В. М. Молотову, С. К. Тимошенко и Л. П. Берия с препровождением агентурного сообщения из Берлина. 24 апреля 1941 г. 408. Беседа Генерального секретаря НКИД А. А. Соболева с советником посольства Германии в СССР В. Типпельскирхом. 24 апреля 1941 г. 409. Телеграмма германского военно-морского атташе в Москве военно-морскому командованию Германии. 24 апреля 1941 г. 410. Сообщение «Марса» из Будапешта от 24 апреля 1941 г. 411. Записка из Наркомата авиационной промышленности СССР заместителю наркома обороны СССР генералу Армии Жукову. 25 апреля 1941 г. 412. Записка Советского военного атташе в Германии начальнику Разведуправления Генштаба Красной Армии генерал-лейтенанту Голикову. 25/26 апреля 1941 г. 413. Спецсообщение Разведуправления Генштаба Красной Армии о распределении вооруженных сил Германии по театрам и фронтам военных действий по состоянию на 25.04.41 г. 26 апреля 1941 г. 414. Агентурное донесение в 1 управление НКГБ СССР. 26 апреля 1941 г. 415. Записка «Аркадия» об агентурном сообщении «Экстерна». 26 апреля 1941 г. 416. Сообщение «Зевса» из Софии от 27 апреля 1941 г. 417. Из приказа главнокомандующего сухопутными войсками Германии о взаимодействии войск с охранной полицией и СД. 28 апреля 1941 г. 418. Директива НКО СССР Военному Совету Московского военного округа. 29 апреля 1941 г. 419. Спецсообщение НКГБ УССР наркому госбезопасности СССР Меркулову о передвижении немецких войск. 29 апреля 1941 г. 420. Сообщение «Марса» из Будапешта от 30 апреля 1941 г. 421. Записка НКГБ СССР Сталину, Молотову, Берия с препровождением агентурного сообщения. 30 апреля 1941 г. 422. Сообщение Берлинской резидентуры НКГБ СССР. 30 апреля 1941 г. 423. Сообщение Берлинской резидентуры НКГБ СССР, [апрель 1941 г.] 424. Записка НКГБ СССР И. В. Сталину, В. М. Молотову и С. К. Тимошенко. [конец апреля 1941 г.]

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Понятно, что эти отписки агентов имеют свое значение и в настоящее время как материал для историка. 405 Если сербский митрополит Михаил «испытывал» небесный иерусалимский огонь и нашел, что «от него жар и палит так же, как и от прочего вещественного огня», то наш русский паломник 1634 года, Василий Гагара, точно так же испытывавший небесный огонь относительно его свойств, нашел их после неоднократного испытания совершенно иными, чем сербский митрополит. I Гагара говорит: «Огнь же небесный багровиден, а не как прочий огонь естествен от земного огня. Аз же, Василий, у митрополита зажег в едину руку двадцать свеч и нача браду свою палити тем огнем, и ни един от влас брады моя погиб и не сгоре; и аз грешный токмо уверовал, что небесный огнь есть, како не сожгло брады моея от огня, какоже бывает от естественнаго огня, что многие вещи пожигает; тавоже и в другорядь, и в третий палил браду свою, и никакоже прикоснулся огнь власом моим. Аз же, Василий, прощения просил у митрополита в том, что неверованием одержим бых, чаях, что греки тот огнь составляют своим умышлением, а не небесный огнь сходит с небеси» (Сахаров. Сказания русского народа. Т. II. С. 120). 409 Вследствие доноса Эргакия о готовящемся покушении на жизнь государя сделано было распоряжение о поимке посланных в Россию греков, «чтобы, поймав их, за крепким караулом к его царскому величеству прислать со всеми вещами, которые при них будут обретаться». Дело это повелевалось вести крайне секретно, чтобы посланные греки каким-нибудь образом не известились о предпринятых для их поимки мерах. Донос был сделан в феврале, 11 апреля в Петербург уже были доставлены два грека, Дементий и Петр, которых обвиняли в принятии на себя исполнения приказа султана – отравить государя. Схваченные греки несколько раз подвергались жестокой пытке, но оба ни в чем не признавались (1712 г. 5). 424 В 1651 году кесарийский митрополит писал в Москву: «Туркам не любо, что Василий-воевода выдал дочь свою за сына Хмельницкого, хотя Василий и извинялся, что сделал это неволею, после раззорения. От султана было к нему писано, что и в Царьграде можно было бы для нея сыскать честных людей, а ныне дочь его хоть собакам кинь» (7159 г. 17). В 1652 году грек Димитрий Иванов сообщал в Москве: «Турки опасаются, что Хмельницкий будет в сватовстве с молдавским воеводою Василием, а мутьянский Матвей отпускает на свадьбу жену свою, и как они соединятся, то что-нибудь над ними (турками) промыслят». (7160 г. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Не говорим уж о том, что оставить Кирилла в дьяконском сане после того, как ему исполнилось 30 лет, было бы незаслуженным оскорблением для него. Значит, вероятно, около 405 г. св. Кирилл был посвящен в пресвитеры. Действительно, этот вывод из общих соображений находит себе подтверждение и в его литературных трудах. Есть у св. Кирилла комментарии на малых пророков. 481 Когда он их написал? Судя но внутренним признаками, они написаны после борьбы Феофила с мнимыми оригенистами („длинными братьями“ и Златоустом), так как пока шла эта борьба, св. Кирилл не позволял себе входить в критику невежественных представлений о Боге у антропоморфитов, бывших главной опорой Феофила против оригенистов. В первой, например, части толкований на Исаию св. Кирилл и не касается антропоморфитов. Но Феофил в своих симпатиях и антипатиях к оригенистам руководился не сочувствием к грубым представлениям о Боге первых и крайним отвращением к ошибкам Оригена , а чисто личными расчетами: ему нужна была помощь антропоморфитов и врага оригенистов – Епифания Кипрского для борьбы с личными врагами. Поэтому, когда эти враги („длинные братья“ и Златоуст) были побеждены, то испарилось и сочувствие Феофила к антропоморфитам, и ненависть к оригенизму. С „длинными братьями“, оставшимися в живых, и их сторонниками он примирился 482 , а к оригенизму стал так терпеливо относиться, что несколько лет спустя (в 409 г.) поставил в Птолемаиду епископом философа Синезия, зная, что он – сторонник многих мнений неоплатонизма, сходных с ложными мнениями Оригена и даже в большей степени противоречащих учению православной Церкви. 483 Так как Феофил перестал поддерживать антропоморфитов и даже стал „снова усердно читать сочинения Оригена “ 484 , то св. Кирилл мог теперь безопасно обличать человекообразные представления о Боге. Действительно, уже во второй половине толкований на кн. пр. Исаии он обличает антропоморфитов. „Божество, пишет он, бестелесно, невещественно, невидимо и просто; и никто правомыслящий относительно Его, не усвоит Ему какого-либо телесного образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Соответственно, авторы вместе с Э. Хатчем вновь говорят о «библейском греческом языке», хотя, в отличие от него, не считают правильным объяснять особенности этого языка лишь обстоятельствами места и времени 405 . Язык Септуагинты – это и не палестинский греческий язык Евангелий, хотя в них «повсюду чувствуется влияние фразеологии Ветхого Завета», и не памятник александрийского диалекта, письменного или устного 406 . Скорее, это специальный язык перевода, но не в современном смысле: теперь его вернее было бы назвать языком «полуперевода», метод которого составляет осмысленный подбор лексики при стремлении к воспроизведению синтаксиса 407 . Современные исследователи также пользуются понятием «язык перевода». Среди них Ципор, считающий, что «тексты, с самого начала создававшиеся александрийскими евреями на греческом, писались не на этом смешанном языке» 408 , который является специфическим и «уникальным» () языком переводной литературы, делая книгу «трудной для понимания и во всех частностях странной с точки зрения классического древнегреческого языка» 409 . Была ли эта «уникальность» лишь следствием неумелости переводчиков? Нет; еще Свит указывал на хорошее знание толковниками греческого, пусть и неродного для них языка в большинстве случаев 410 . Они не были неспособны, а скорее не желали полностью подчинять его нормам переводимый текст. Их целью, по мнению одного из современных авторов, было «передать инаковость Моисеева откровения» 411 , для чего использовались приемы, которые этот же исследователь называет «намеренными варваризмами» 412 . Отказ от привычных средств эллинистической риторики, пишет другой ученый, сам по себе должен был оказывать на слушателя сильное риторическое воздействие 413 . Подтверждаются эти догадки косвенно также тем, что подобные прецеденты были в истории греко-латинских связей 414 . В современной науке гипотеза «подстрочности» (interlinearity) Септуагинты по отношению к ее оригиналу была разработана при обсуждении ее новейшего перевода на английский (NETS).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

При занятиях сравнительным богословием и, в особенности, при изучении отцов Церкви первых веков трудно не согласиться с тем, что православные имеют все основания так думать. 405 Лютер писал: «Я отвергаю, что существует семь таинств, и в настоящее время утверждаю, что их существует три: крещение, покаяние и хлеб». Но со временем он изменил своё мнение и стал признавать только два таинства: «...строго говоря, в Церкви Божией существует всего два таинства – крещение и 406 Причём, Цвингли менял своё мнение о таинствах, как пишет о том Мак-Грат: «Он утверждал, что основным значением этого термина является «клятва», и первоначально считал, что таинства крещения и евхаристии… служат знаками Божьей верности Церкви и Его милостивым обетованием прощения... Однако, позднее Цвингли стал рассматривать таинства как обозначения приверженности верующих Церкви, а не обетований Божьих 408 Последние два слова используется, например, в книге: «Доктрины и устройство баптистских церквей», с. 56–57. 409 Например, в книге Пола Р. Джексона «Доктрины и устройство баптистских церквей» раздел, где рассматриваются темы крещения и Вечери Господней, называется «Установления Господни», где прямо говорится: «Мы не считаем их таинствами... это видимый знак, символ...» (с. 55). 410 Греческая приставка ντ (анти) значит 1) против и 2) вместо. Как антихрист 1) противится Христу и в то же время 2) подражает Ему и выдаёт себя вместо Христа, так и всякая секта потому антицерковь, что 1) противится Церкви и 2) подражает Ей, выдавая себя вместо Неё. 412 Хочется заметить, что у Православия и протестантизма есть не только разногласия, но и единые убеждения, и к ним относится и вопрос о наличии в протестантизме таинств. Здесь православные полностью разделяют убеждение протестантов и считают, что в протестантизме действительно нет таинств – истинных и спасительных. 413 Отсюда наши слова мистерии, мистика, мистический, которые протестанты, как правило, знают и используют только в отрицательном смысле. 415 Например, в баптистском сборнике «Песнь Возрождения» под номером 1549 находится псалом (который мне в своё время очень нравился и который мы исполняли своей «группой прославления» на собраниях баптистов в г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

405 И нача философъ глаголати сице... – Далее следует так называемая «Речь философа» – краткое изложение Священной истории, с которым будто бы обратился к Владимиру греческий миссионер. «Речь философа» считали составленной в Болгарии (А. А. Шахматов, А. С. Львов), в западнославянских землях (Н. К. Никольский ), на Руси (Д. С. Лихачев). Последняя точка зрения подтверждается большим числом текстуальных параллелей в «Речи» и других компилятивных сочинениях, созданных на Руси. В «Речи философа» много апокрифичееких сюжетов, некоторые из них отмечаются далее в комментарии. 406 ...полъ ихъ възиде ...под твердь. – Согласно Библии, землю накрывает куполообразная «твердь» (небосвод), а первозданные воды частью остались на земле в виде морей и озер, а частью были возведены над твердью. 408 Еда азъ стражь есмь брату моему? – Цитата из Библии ( Быт. 3:9 ), однако упоминания о том, как Сатана учил Каина способу убийства, о тридцатилетнем оплакивании Авеля, о том, как птенцы подсказали, как похоронить убитого, а также сведения о детях Адама – апокрифические мотивы. 409 Неврод. – Это имя отсутствует в библейском рассказе о Вавилонской башне ( Быт. 11, 3–8 ), нет в нем и указания на число языков, нет слов о том, что Евер сохранил язык Адама – все это апокрифические мотивы. 410 Се же Серухъ ...Арана. – Согласно Библии ( Быт. 11, 22–26 ), у Серуха был сын Нахор, внук Фарра и правнуки – Аврам (Авраам), Нахор и Аран. Рассказ о протесте Авраама против деятельности отца, изготовлявшего идолов, и о гибели Арана – апокрифический. 413 При семъ раздлися царство ...в Самарии. – После смерти Соломона (ок. 928 г. до н. э.) Израильско-Иудейское государство распалось: Израиль (с центром в Самарии) просуществовал до 722 г. до н. э., когда он был завоеван ассирийским царем Саргоном II; Иудея (с центром в Иерусалиме) была завоевана вавилонским царем Навуходоносором II в 586 г. до н. э. 414 ...Валу ...еже есть Арей... – Ваал – божество древних семитов. Однако Ваал не был богом войны, и сближение его с Ареем (богом войны у греков) ошибочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди этого-то сражения Кришна излагает перед Аржуном истинный взгляд на божество и мир и побуждает его к битве с родственниками, обещая победу. (В этом и состоит эпизод под названием Багават-гиты) Победа, действительно, одержана. Иудишитра снова царь на престоле отца. А в конце концов, пандуиты или пандавы – отшельники на севере, близ священной горы Меру. 405 Plin. Η. Ν. VI. 16. Arrian, de exped. alex. Ptolem. Georg. VII, 10. Другие смешивали его с упоминаемым Мегасфеном индийским Геркулесом. 409 По-видимому, нет и сознания виновности. Не видно также из гимнов, выражалось ли молитвенное настроение каким-либо внешним образом, в поклонениях и известных движениях тела. 412 Первоначальные молитвы, одинаковые по содержанию, безразлично обращены были ко всем богам, и сага рассказывает, что один богомолец обращался с одной и той же молитвой к различным богам, пока не прошел весь ряд богов. Впоследствии, предмет этот получил более определенный вид. К известным божествам стали обращаться с известными прошениями, например о продолжении жизни к аквинам, о красоте к гандарвам. См. Bhagarata-Purana у Вуттке, р. 343. В заклинаниях призывались на помощь стихии природы, и особенно воздух. Rig-veda. См. Windischm. р 883. 413 От Sa иди Su рождать, производить, возбуждать; у персов, как после увидим, это «Гаома» или «Гома» (Haoma). 423 He всем, впрочем, а только высшим богам приносилась Сома, подобно тому, как и Амритой обладали не все боги. Мысль, скрытая в в этом, очевидно, та же, что и в рассказе об Амрите, доставшейся только высшим богам. По сказанию Магабараты, когда один подвижник принес питье Сомы в жертву аквинам, в благодарность за свое возрождение (аквины сделали его снова молодым), то Индра своими громовыми стрелами низверг жертву. Но для людей, всех без изъятия, она священное питье, и Пураны запрещают после Сомы употреблять другие спиртные напитки. Wuttke р. 330. 424 В рассказе о потопе, из масла и молока, вынутого из воды, является богиня Ида, мать плодородия, подобно тому, как в рассказе об Амрите, Сри – богиня наслаждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

В 1698 году подтверждено запрещение строить в монастырях здания без государева указу, с прибавлением: «буде прилучится монастырю строить какие каменные прочные здания, без которых им пробыть не можно, о том посылать Государю челобитье, по которому и учинен будет рассмотрительный указ 405 . – С восстановлением Монастырского Приказа переданы были ему из Приказа Большого Дворца и строительные дела. Поэтому Монастырский Приказ имел описи всех монастырских зданий и принадлежностей. Они составлялись, как говорено было, монастырскими властями при участии чиновников Приказа. Изменять что-либо против этих описей, перестраивать или вновь возводить здания не имели права ни монастырские, ни епархиальные власти без разрешения Приказа. В 1701 году не велено было без соизволения государя ни под каким видом строить монастырей, пустынь и пустынных скитов 406 . В Москве в монастырях и на монастырских подворьях позволено было с дозволения Приказа строить вновь каменные здания вместо деревянных и ветхие строения починивать, непременно за присмотром Приказа, а для тех досмотров посылать из Приказа людей добрых 407 . В случае надобности в новой постройке церкви или другого здания, ограды, колокольни и т. п. в селах, городах или монастырях, равно и при значительных поправках, епархиальные и монастырские власти обязаны были со сметой и описями посылать в Приказ челобитье а дозволении постройки или переправки и об ассигновании на то сумм 408 . Приказ рассматривал челобитье и разрешал осуществление сметы своею властью или указом государя, а со времени существования Камер-коллегии 409 требовался ее указ. Без послушных указов из Приказа не велено было ни под каким видом строить зданий, особенно на монастырских землях 410 . Самое производство работ начиналось лишь по получении разрешения. За ходом их и за израсходованием сумм наблюдали весьма часто посланные от Приказа. По окончании постройки представлялись в Приказ расходные книги для проверки и хранения 411 . Не только отчетность по строительной части церковных учреждений была во власти Приказа, но на его обязанностях лежала выдача средств к поддержанию строений в тех монастырях и архиерейских домах, вотчины которых находились в полном его распоряжении 412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010