Припомним рафаэлевскую картину Madonna del cardellino в трибуне Уффиций; чудная икона-картина Франч. Моронэ, ныне в Берлинском Музее. Ludwig Justi, Die italienische Malerei d. XV Jahrh 1909), Taf. 150. 27 Между прочим, из собрания известных московских иконописцев-археологов братьев Гр. и М. О. Чириковых, которым при этом случае считаем долгом выразить благодарность. 28 Грубый горельеф XII в, в тимпане над главными воротами в ц. Руфина в Ассизи представляет также «Млекопитательницу». 30 Ibid. fig. 676, 727, 746. Мадонна аррагонской школы, ок. 1375 г., в изд. Andre Michel, Histoire de l’art, III, 2, E. Bertaux, La peinture et sculpture espagnoles au XIV etc.  fig. 437, явно, итальянского же типа. 32 Любопытна тождественность этого листа Сийского подл, с подл. Киево-печерской Лавры (рис. 31). 33 Оживленная движением фигура Младенца и в короткой одежде (обе ножки обнажены) представляется в «Поклонении волхвов» – мозаике м. Дафни, см. Millet, G. Le monastere de Daphni, 1899, pl. XIII. Во фреске Спасо-Нередицкой Церкви, в «Сретении» Младенец, несомый Б. М., представлен также с голыми ножками. Вообще в темах «Рождества», «Сретения», «Поклонения волхвов» эта деталь не редкость в византийском искусстве, – иное дело в иконах Б. М. с Младенцем. 34 Venturi, Storia, V, fig. 31, 33, 34, 36, 37, 38, 89, 40, 668 – 9 в Умбрии, 737 –  Лоренцо Венециано. Напротив того, иконы византийского типа, Чимабуе и др. этой чертой не пользуются: рис. 41, 53, 54, 55, 56, 57, 65, и т. д. У Сорро di Marcovaldo (род. ок. 1230 г.) в образе наз. Madonna del Bordone в Сиене, в ц. dei Servi, изд. в рис. у Ant. Munoz Iconografia della Madonna, 1905, fig. 17 (см. рис. 32). 37 Издаем в рис. 41 часть грузинского диптиха, снятого фотографически проф. В. Н. Венешевичем в ризнице Синайского монастыря. 38 За сообщение нам издаваемой здесь фотографии чудотворного образа и подробных известий и выписок из церковной летописи приносим глубокую благодарность г. хранителю Ростовского музея древностей и известному возстановителю Ростовских святынь Ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

17 и 18) 15 . Время распространения «шатрового» вида в России оканчивается в XVII веке; позднее замечается нерасположение к этому стилю и даже запрещение его со стороны духовной власти (может быть вследствие отличия его от исторического – византийского стиля). В последние десятилетия XIX века пробуждается возрождение этого вида храмов. В этом виде создается несколько исторических церквей, так напр. Троицкий храм С.-Петербургского «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» (рис. 101, л. 23) и храм Воскресения на месте убиения Царя-Освободителя (рис. 115, л. 28). Кроме «шатрового» вида, существуют еще другие формы национального стиля: удлиненного в вышину четырехугольника (куба), вследствие чего часто получаются верхние и нижние церкви (ср. рис. 76 и 81, л. 16 и 17); двухсоставная форма: четырехугольника внизу и восьмиугольная вверху ; в) форма, образуемая наслоением нескольких квадратных срубов, из коих каждый вышележащий уже нижележащего. В царствование императора Николая I для постройки военных церквей в г. С.-Петербург был выработан архитектором К. Тоном однообразный стиль, получивший название «тоновского» стиля, примером которого может служить СПб. церковь Благовещения в Конно-Гвардейском полку (рис. 109 и 110, л. 27). Из западноевропейских стилей (романский, готический и стиль возрождения) при постройке русских церквей нашел применение только стиль возрождения. Черты этого стиля усматриваются в двух главных соборах С.-Петербурга – Казанского и Исаакиевского (рис. 91 – 93 и 94, л. 21 и 22; 103 и 104, л. 24 и 25). Прочие же стили употреблены при постройке иноверческих церквей. Иногда в истории архитектуры замечается смешение стилей – базиличного и византийского, или романского и готического. В XVIII и XIX столетиях большое распространение получают «домовые» церкви, устраиваемые во дворцах и домах богатых людей, при учебных и правительственных учреждениях и при богадельнях. Такие церкви могут быть сближены с древнехристианскими «икосами» и многие из них, будучи богато и художественно расписаны, являются хранилищем русского искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Две «стрелы времени», являются, на мой взгляд той «минимальной сложностью», которую нельзя редуцировать без потери работоспособности модели. А. Эйнштейну приписывают мысль/фразу о том, что «всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того» . По-видимому, двухвекторность – это и есть предел упрощения моделей соотнесения Шестоднева с научной картиной мира. Находящиеся за этой границей одновекторные модели - ТЭ, СЗК, МЗК, рис. 1 – просты и удобны для понимания, но при этом лишены функциональности. «Согласно рис.4 у прародителей за каждой конкретной «точкой преломления», соответствующей дню творения в проекции все же оказывается пустота.» В Священном Писании ничего не говорится о том, как произошло «проклятие земли» и «покорение суете». Известен только заключительный момент – изгнание Адама и Евы из рая на «проклятую землю». В плане двухвекторной модели этот момент означает переход прародителей из времени (здесь и далее имеется в виду пространство-время) П во время Т, рис. 4. Если согласиться с тем, что два вектора исходят из общей точки «начала», то следует полагать, что и другие творения, соответствующие 1-6 «дням», подобным же образом были «изгнаны» из первозданного состояния в падшее. Рис. 4 представляет собой иллюстрацию к чисто феноменологической модели. О реальных механизмах мы ничего не знаем и знать не можем. В рамках модели можно лишь сказать, что для прародителей, находящихся в раю, «проклятие» творений 1-6 «дней» произошло мгновенно, так как относится к прошедшему, но не к будущему времени. Этот момент не имеет продолжительности во времени П и, возможно, соответствует изгнанию первых людей из райского пространства-времени непосредственно в пространство-время падшего мира без промежуточного пребывания в «пустоте». При этом Рай (пространство-время П), конечно, не уничтожился, но о его физическом состоянии нам ничего не известно. На рис. 4Д райское бытие обозначенио в виде вертикальной «стрелы». «1) Идея Николая Станиславовича о непересекающихся векторах

http://bogoslov.ru/article/4873408

Рис. 1. Локализация Лавришевского монастыря. Целью настоящей статьи является исследование вопроса о локализации Лавришевского монастыря. Данная тема особенно актуальна в настоящее время в связи с проведением работ по восстановлению обители.   2. Анализ легендарных сведений о месте основания монастыря Дошедшие до нас сведения часто имеют легендарный характер. Согласно им древний Лавришевский монастырь был основан «на возвышенной местности, называемой… “островком”, вероятно потому, что во время разлива Немана местность эта не затопляется водою» . Это место также было известно под названием Незвище (Незвищский гай). Сейчас оно располагается на правом берегу Немана рядом с современной деревней Гнесичи (Новогрудский район Гродненской области Республики Беларусь (см. поз. 1 на рис.1)). Легенда повествует, что обитель находилась ранее на левом берегу Немана, но позже река изменила свое русло, и монастырь оказался справа от нее (гипотетический участок старого русла Немана схематично обозначен на рис. 1 желтой пунктирной линией). Согласно сведениям старожилов середины XIX века в изложении М. Д-ва « лет несколько десятков тому назад, посередине этого гая были кирпичные ямы, или пещеры, куда они мальчиками еще бросали каменья и загоняли овец от дождя» .По народному преданию, «внутри гая, в земле стоит кляштор (т.е. монастырь), а в нем похоронен преподобный Елисей и что “уже так Бог што кляштор землей . Предание повествует, что предположительно в первой половине XVI века обитель была разрушена, а позднее восстановлена уже на новом месте – в упомянутой выше соседней деревне Лавришево (поз.2. на рис.1). Там монастырь, будучи включенным в начале XVII века в состав униатского монашеского ордена базилиан (OSBM), просуществовал до 1836 года, когда был упразднен. Лавришевская церковь Успения Божией Матери (см. рис.1) известна как бывший храм упомянутого Лавришевского базилианского монастыря и была возведена в 1775 году при последней его перестройке. В литературе можно встретить и легенду о заложении рядом с Успенской церковью в деревне Лавришево еще одного монастыря.

http://bogoslov.ru/article/2586245

М. «Элеусы» – Милостивой. Исследование древнейших типов Умиления показывает, что они так или иначе воспроизводят в XII-XIII стол. образ подобный чудотворной иконе «Владимирской» Б. М. в Успенском соборе, что подтверждается медными образками именно той эпохи, находимыми в развалинах древнейших киевских храмов. Рис. 101. Икона Б. М. «Умиление», или «Ярославской», по преданию, князей Вас. и Константина, в Ярослав. каф. Соборе (по списку С. Тр. Лавры). Но эта древняя основа, перешедшая рано в иконописный обиход греке-православной общины в Италии, поступила затем в XIII веке в качестве излюбленной и освященной формы в иконопись Средней и Северной Италии (чему примеры находим, между прочим, в собраниях Пизы и др.) и распространилась в ряде иконописных вариантов XIV- XV веков (ср. икону Амбр. Лоренцетти в абб. Евгения близ Сиены, рис. 100). Рис. 102. Икона В. М. «Умиление» в Третьяковском собрании в Москве. Уже, при первом взгляде на греко-итальянские иконы и по их колориту, припоминаются некоторые, наиболее ценимые иконописцами русские иконы Б. Μ. XVI века, как, например, список иконы «Ярославской» в ризнице Свято-Троицкой Сергиевской Лавры (рис. 101), икона «Умиления» в собрании Третьяковской галереи (рис. 102). Сходство, кроме типа и характерной сухости и бледности иконописного лика, простирается даже и на самую манеру письма, так что мы должны, по необходимости, считать эти русские образцы копиями греческих оригиналов,, обстоятельство, не лишенное для нас специальной важности. Ниже, при рассмотрении основных композиций «Умиления», в греческой и русской иконописи, мы попробуем перебрать эти типы в порядке их исторического следования. В настоящее же время, останавливаясь исключительно на группе греко-итальянских икон, позволяем себе выразить догадку, что икона «Умиления» в известном периоде тесно связана по смыслу с иконою «Страстной» Б. М., как то показывает, например 70 издания Η. П. Лихачева. Икона эта представляет Б. М. с Младенцем, который, в живом порыве, охватывает шею Матери и правой щечкой прильнул к ее щеке, в то время, как Она нежно обнимает Его обеими руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Он напоминает ту самую чашу, в которой Сам И. Христос на тайной вечери преподал ученикам Своим под видом вина пречистую кровь Свою, и ту мысленную чашу страданий и смерти, которую испил Господь Спаситель за грехи людей. Что такое копие? (Копия рис. см. выше.) Какое значение копия? Оно означает то копие, которым прободены были пречистые ребра Спасителя на кресте; на что указывают и слова Евангелия о прободении И. Христа, читаемые священником при прободении сим копием Агнца 14 . Что такое звездица? (Звездицы рис. см. выше.) Какое значение звездицы? 12 . Она напоминает ту звезду, которая привела волхвов на поклонение родившемуся Спасителю и указала им место, где Он находился; по сему-то слова Евангелия о сей звезде, и произносятся священником при поставлении звездицы на дискос 15 . Что такое лжица? (Лжицы рис. см. выше.) Какое значение лжицы? Она изображает собою те клещи, коими в видении прор. Исаии, когда Бог посылал его на пророческое служение, Серафим взял с небесного алтаря угль и, прикоснувшись ими уст пророка, тем очистил его. Лжицею преподается нам угль тела и крови Христовых, и тем очищаются уста и души наши от грехов, подобно тому, как у Исаии от прикосновения угля посредством Серафимских клещей. Что такое, употребляемая при таинстве св. причащения, грецкая губа? Известное морское растение – Грецкая губа. Какое значение сей губы? Она напоминает ту губу, которую, напоив желчию и уксусом, воины прикладывали к устам умиравшего на кресте Спасителя, когда Он воскликнул «жажду.» Что такое блюдца и ковш? (Блюдца и Ковша рис. см. выше.) Что такое рипиды? (Рипид рис. см. выше.) Что значит название рипиды? С греческого опахала. Какое назначение рипид? Рипиды введены на востоке для того, чтобы веянием их отгонять от св. Даров во множестве летающих там мелких насекомых, чтобы они не впали в чашу. Употребляются они и у нас, по причине своего духовного значения. Какое значение рипид? Употребление рипид при совершении таинства св. причащения выражает невидимое присутствие ангелов в это время, почему на них и изображаются шестокрилые Серафимы. Осенение ими Даров означает приникание, т. е. углубленное внимание ангелов к совершающемуся на престоле непостижимому таинству заклания Христова и пресуществлению хлеба и вина в тело и кровь Христовы и благоговейное удивление их при виде сих тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Рис.1. Наружная стенопись Успенского Собора на восточной стороне. (Рисунок сделан с фотографий Н.Л. Александрова). Рис.2 Наружная стенопись над северными дверями. – Архангел Михаил. Рис.3. Тоже. – Архангел Гавриил. В 1666 г. 29 июня, по указу Царя Алексея Михайловича, велено у соборной церкви Успения Пречистые Богородицы над входными дверми, что против Государьских хором, образ Петра митрополита да образ Алексея митрополита починить и сделать заново a к тому делу….. прислать из приказу каменных дел подвящика“…. 36 . (См. рис. 4 и 5). В другом же документе 37 сказано более обще, именно, что Государь Царь „указал y соборные церкви Успения Пречистыя Богородицы над входными дверми что против Государьских хором стенное письмо починить“. (См. рис. 6). Заведовал починкою Степан Резанец 38 . Вследствие упомянутого указа, 2 и 3 августа 1666 года были посланы к Степану Резапцу для работ в Успенском соборе иконописцы, – ярославцы – Ивашка Елизарьев и Федька Карпов, костромичи – Марчка Назарьев и Фронько Леонтьев, из Устюга Великого – Ивашка Гонцов и Ивашка Соколов, Вологжанин Ивашка московские иконописцы Филипп Павлов и Андрей Ильин, Переяславец Дмитрий Григорьев, Новгородцы – Лунька Фомин и Мишка Васильев, московский – Автамошка Иванов, Переяславцы Ивашка Михайлов, Федька Микитин и Фадейка Потапов, Устюженцы – Лунька Фомин, Ивашка Стрекаловский, Афонька Соколов и Ивашка Гонцов, из Напрудной слободы Гришка Иванов и Ивашка Санин 39 . Впоследствии к ним присоединились иконописцы, бывшие y стенного же письма в Архангельском соборе 40 . «У соборные церкви Архангела Михаила y стенного письма y присмотру и y наряда Василей Иванов сын Соколов, Микита Иванов сын Лихарев, Микифор Ярофеев сын Лутковской, Роман Григорьев сын Протопопов. „Роспись иконописцам, которые были в нынешнем во 174-м году y соборные церкви Архангела Михаила y стенного письма a от того архангельского стенного письма отданы были к соборной церкви Успения Пречистыя Богородицы к починке западных дверей, a ныне они отделались от того дела: Московские иконописцы первые статьи Иван Филатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Рис. 118. Средняя часть иконы Б. М. в м. Шемокмеди в Гурии, XIV-XV в. Рис. 119. Снимок с оригинала чудотворной иконы Владимирской Б. М. в Московском Успенском соборе. Фот. И. Н. Александрова. Рис. 120. Перевод образа «Умиления Ир. Б-цы» из Сийскаго Подл., л. 389. 17 .     При отсутствии точных снимков с наших чудотворных икон, пока не представляется никакой возможности установить в наших типах «Умиления» редакции и варианты и приходится ограничиться единственно указанием на подходящие иконы этого имени. Прежде всего, должно сказать, что тип «Умиления» в нашей иконописи сближен был с Владимирской иконой Б. М., хранящейся в Московском Успенском соборе, которой древность, удостоверенная преданием, а затем и фактом перенесения в Москву в 1395 году, делает эту икону, как бы источником и прототипом высокого образа. Наглядное свидетельство тому представляем, во 1-х, в снимке Владимирской иконы (рис. 119), (уменьшенном с одного из больших снимков, исполненных для Иконописного Комитета), и, во 2-х, прорисью, (рис. 120), на которой перевод подобный Владимирской иконе назван «Умилением». Древняя икона «Умиления» в Псково-Печерском монастыре, хорошего снимка которой нам не удалось получить, является тоже списком типа Владимирской иконы. Такова же отчасти чудотворная Б. М. «Оранская», почитаемая в Оранском монастыре Нижегородской епархии и в свое время заказанная, как точный список с Владимирской иконы Успенского собора, что было в 1629 году. Однако же, по снимку иконы, в ней сохранена только композиция Владимирской иконы и вовсе не соблюден ее тип. Позднейшими вариантами и списками представляются также чудотворная икона Владимирской Б. М. в «Мироносицкой» пустыни Б. М. 104 и «Волоколамская», явившаяся в 1677 году. С Владимирской иконы исполнены были копии уже в древности, например, в Новгороде икона 1548 года 105 . Прославленные списки Владимирской иконы находятся также в Ростове, Флорищевой пустыни. К типу «Умиления» примыкает, как мы указали, уже «Умиления Корсунская», имеющая свой особенный перевод, и подобная ей икона Игоревской Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

514 Даркевич В. П., Пуцко В. Г. Произведения средневековой металлопластики из находок в Старой Рязани (1970–1978 годы)//СА. 1981. 3. С. 229, 230. 515 Хухарев В. В. К вопросу об изображениях святого мученика Никиты, изгоняюще­го беса, на крестах и иконках из Твери//Тверской археологический сборник. Вып. 1. Тверь. 1994. С. 211. 516 Векслер А. Г., Беркович В. А. Материалы археологических исследований некрополя Моисеевского монастыря на Манежной площади в Москве//Культура средневековой Москвы в XVII веке. М., 1999. С. 201–203. 517 Гнутова С. В. «Крест святой, надежда искупления моего...»//Декоративное искусство, 1990. 12. С. 26. 519 Беленькая Д. А. Медная пластика городов Московской Руси (XIII–XV веков)//КСИА. Вып. 208. М., 1993. С. 16. 520 Бойцов И. А. Московская красноглиняная керамика XIV – начала XVI века и возникновение Гончарной слободы в Москве//Московская керамика: новые данные по хронологии. М., 1991. С. 37–38. Рис. 1. 521 Богоявленский С. К. Московские слободы и сотни XVII века//Московский край в его прошлом. М., 1930. С. 125. 523 Бойцов И. А. Красноглиняная керамика XV–XVI веков из Большого Гнездниковского переулка (Москва)//Российская археология. Вып. 1. М., 1999. С. 160–162. Рис. 5, 6. 524 Олейников С. М. Новые материалы по исторической топографии бывшего Затьмацкого посада г. Твери//Тверь. Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 2. Тверь. 1997. С. 184. Рис. 5; Бойцов И. А. Красноглиняная керамика... С. 160–162. Рис. 5, 6. 528 Богоявленский С. К. Войско в Москве в XVI и XVII веках//Москва в её прошлом и настоящем. М., 1992. С. 71. 537 Автор выражает признательность сотруднику ГИЛМЗ А. С. Пушкина А. Н. Смирнову, принимавшему участие и обследовании памятника. 538 В начале XX века это дело хранилось в архиве усадьбы Вязёмы (с. Большие Вязёмы Звенигородского у. Московской губ.). 539 Шереметев П. С. Вязёмы. СПб., 1916. Ч. 1. С. 23; Одинцовская земля/Серия «Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья». М., 1994. С. 104. 541 То, что вещи, найденные при площадных сборах, также относятся к кладовому комплексу, подтверждает тот факт, что часть фрагментов от сломанных крестов из основного скопления подбиралась к обломкам, собранным с помощью металлоискателей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Цепочка очевидная - уважаемый о.Алексий Бачурин горой стоит за о.Николая Савченко. Ну, а тут сразу - окормление всяких иуд (от красновцев до власовцев), скупая мужская слеза при виде символики РОА, благословения на борьбу с " живыми мертвецами " под " красной тряпкой " (в первую очередь - это знамя Победы над Рейхстагом). 178. Ответ на 175., Алексей Карамазов: Дорогой Алексей! Не сейте пожалуйста рознь и вражду среди православных. Кстати, члены РИСО в своей записи, которую Вы привели, ни одного православного не поносят, а только выступают против серпа и молота. Тем более странной видится Ваша резкость по отношению к православным в интересах защиты Сталина-богоборца. Не знаю причем тут Вы привели какую-то запись митинга с Болотной площади, как будто бы официально поддержанной РИСО. Вы откуда ее взяли? Откуда Вы взяли, что РИСО провозглашает призыв " Путин уходи " ? Откуда Вы это взяли? Кто Вам это сказал? 177. Если ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек! Ну что делать?! Опять о.Николай Савченко из окопов удушливые газы выпустил на форум РНЛ :-( Придётся ответить. Разрешите представить: ТВ канал РИС-О на ютюбе! Марш РИС-О. В стиле РОК с немыслимыми гитарными " нарезами " (что бы на это сказал Николай II?). Кроме музыки - очень классные слова. Мне понравилось вот это: " А тряпки красные с серпами - живым оставьте мертвецам! " . Именно такие слова и должны быть в марше пгавославных имперцев! Насладиться: http://youtu.be/Mu0vrvQM90A Кстати.Такие вот " песни " кроме гордыни и злобы в человеке ничего не взращивают. А это видео ГОРАЗДО интереснее! Разрешите Вам представить ролик,который выложили РИС-Ошники на своём " РИС-О ТВ " и который раскрывает то,чего они добиваются на самом деле. Как говорил Достоевсекий: " Бесы приобрели новый облик, но цель у них как и прежде - СМУТА! " . Название ролика очень,очень совестливое и неполживое " Путин, уходи сам! " . В ролях " друзья " " этой страны " : Борис Немцов, Артемий Троицкий, Алексей Навальный и Виктор Шендерович: http://youtu.be/2hl45vhktww Неистово рекомендую с этого же канала видео с восхвалениями воевавших на стороне фашистов (там полно таких и даже круче,не буду мусор сюда постить).

http://ruskline.ru/analitika/2012/07/25/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010