73 Собр. древ. грам. и акт. городов Минской губ., 1848 г. 42, 48, 51, 54, 56, 62, 64, 65, 68, 69, 70, 71, 73, 74 и 82; Свод. галиц. русская летоп., ч. I, стр. 273, 274.; Ист. стат. опис. Мин. епар. арх. Николая, стр. 29 и 32; Вил. Акт. XI, 36, стр. 101–105. 75 Перестрога напечатана в А. З. Р., т. IV, 149. Автор, бывший на Брестском соборе, взялся описать события, касавшиеся введения унии, и торжественно заявил, что он пишет «истину пред Богом сердцевидцем». Книга изобилует любопытными подробностями о тайных переговорах епископов касательно принятия унии, отличается меткой характеристикой этих епископов, с указанием тех чудес, которыми ознаменовались посвящения упомянутых, епископов, и которые свидетельствовали о нечестивых их затеях: кроме того, в сочинении помещены подробности о суде над патриар. экзархом Никифором и др. подробности о событиях того времени. 76 О пробуждении сознания у православных, в святости их веры и апостольском происхождении их церкви, кроме указанной книги, свидетельствует целый ряд полемических сочинений, появившихся в начале XVII века. Так, укажем на: 1) Вопросы и ответы православному из папежников. 1603 г. (напечатано в т. VII, Русской истор. Библиот. 1862 г.). 2) Сказание о ересях, Киево-Печерского монаха Леонтия (Карповича), 1608 г. (напечатано в Акт. Юж. и Запад. России, т. II, стр. 271–287). 3) Два сочинения афонских монахов Христофора и Феодула, против книги Скарги, о единстве церкви; эти сочинения появились около 1608 года, (напечатаны в Трудах Киев. духов. академии, 1878 г., кн. 4–6). 77 Ивану Борецкому братство назначило жалования по десяти польских золотых за четверть года; для преподавания славянского языка и управления хором певчих братство назначило учителя Феодора Сидоровича с жалованием по пяти золотых в четверть года; см. Свод. галиц. летоп. ч. 1, стр. 27, а также Летоп. Львов. брат., под 1604 годом. Под тем же годом сообщается, что князь Михаил Корибут-Вишневецкий, желая пособить Львов. братству для напечатания Деяний Апостольских, и не имея денег в наличности, дал братству свой клейнот, т. е. дорогую печать с гербом с тем, чтобы её заложить и вырученную сумму употребить на печатание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Обнимаю Вас. Господь да укрепит Вас во всяком деле. Любящий Вас Михаил Новосёлов Р. S. Вы, конечно, понимаете, что в задачи моего письма не входило подробное изложение вопроса. Поэтому-то я и отсылаю Вас к «литературе». 125. Новосёлов – Флоренскому 30 ноября 1919 г. Москва, Данилов монастырь + + + Дорогой отец Павел! Да хранит Господь Вас и дом Ваш! – Обращаюсь к Вам с 2-мя просьбами: 1) Укажите в Синод. Послании и докладах м. Антония и арх. Никона 376 самые криминальные, по Вашему убеждению, пункты. Можете просто указать страницы и строчки, т. к. у меня имеется этот Вед.; 2) Я отмечаю в богослужебной практике и церковном быту факты, связанные с имяборчеством. Будьте добры, укажите таковые и Вы. Чем больше укажете, тем больше утешите меня. Потщитесь поскорее исполнить просимое и начертать ответ возможно разборчивее. Получены ли деньги (1.000 р.) от Н-ча? Помоги Вам Господь в совершении столь нужного дела! Критикуя, старайтесь попутно, хотя бы афористически, высказываться и положительно. Я усиленно занимаюсь о. Иоанном 377 и м. Филаретом 378 . Жизнь в Дан. м-ре даёт возможность много времени уделять этим утешительным занятиям. Если можно, пришлите и анафематизмы паламические, но это не к спеху, а то – очень прошу ускорить высылкой. Положением своим в Дан. пока доволен, чтобы не сказать больше, несмотря на некоторые неудобства, как например, на отсутствие отдельной комнаты. Но и «угол» даёт больше, чем Ковригинская квартира, т. к. имею досуг и тишину для занятий. Конечно, ежедневно бываю в церкви, работаю и физически – разгребаю снег, иногда варю пищу... Приветствую домочадцев Ваших. Прошу Вас и их не забывать меня в молитвах. Милость Господня да покрывает всех вас! Любящий Вас Михаил Новосёлов Р. S. Спешу к литургии. В другой раз напишу обстоятельно о здешнем житии и о прочем. Письмо адресуйте: Москва. Данил, м-рь. Кв. Настоятеля 379 . Мамашу поминайте. 126. Новосёлов – Флоренскому 14 (27) апреля 1920 г. Москва. Данилов монастырь. Кв. настоятеля Дорогой отец Павел! Да хранит всех нас Господь! Ждал, ждал и до сих пор не дождался от Вас обещанной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

198 Основанный преп. Кассианом монастырь упразднен в 1764 году, при чем церковь сделана приходскою для соседних селений. В ней почивают мощи преп. Кассиана, под спудом. Надгробная икона написана иконописцем-священником по двукратному явлению чудотворца. Чудеса исчислены в Яросл. Епарх. ведом. 1861. 29. 199 Время основания Снетогорского монастыря, близь Пскова, на Снетной или Снятной горе, неизвестно. В 1299 году он был разорен Ливонскими рыцарями, при чем умерщвлен блаж. игумен Иоасаф с 17 иноками. Соборная церковь обители, построенная в 1312 г., замечательна по красоте древнего зодчества. 200 Спасо-Елеазаров монастырь, в 25 верстах к северу от Пскова, близь Псковского озера, основан в 1425 году преп. Евфросином, в мире Елеазаром, который собрал братию, дал ей наставление в форме завещания, сохранившегося до ныне, потрудился более 50 лет в пустыне и преставился 15 мая 1481 года, достигнув 95-ти-летней старости. Мощи его почивают под спудом в соборном храме воздвигнутой им обители. 201 Основанный преп. Саввою Крыпецкий монастырь находится в 20 верстах от г. Пскова, за р. Псковою. В нижней церкви под собором св. Иоанна Богослова, построенном в 1547 году, почивают под спудом мощи преп. Саввы чудотворца.Подробности о Спасо-Елеазаровом и Крыпецком монастырях можно найти в книге моей: «Святыни и древности Пскова». 203 Память преп. Александра чтили церковною службою с 1547 года (Акты Арх. Экспедиц. I. 203), но мощи его открыты не ранее 1641 года, и царь Михаил устроил серебряную раку, в которой они и ныне покоятся. В алтаре московского Успенского собора есть древний, огромной величины, образ «в житии» преп. Александра Свирского . По свидетельству одной старинной рукописи, эта икона прославлена чудесами в 1555 году. Она стояла тогда «у столпа, противу чудоноснаго гроба блаж. Ионы митрополита» (Сборник Румянц. Музея XVII века под 364, л. 286). 204 О подвигах преп. Сергия и Павла см. во второй книжке наших Рассказов главу VI-ю стран. 175–180. 205 По рукописному описанию вологодских святых, преп. отцы Аврамий и Коприй Печенгские жили в 1492 г. Пустыня их была в Грязовецком уезде, в 20 верстах от Вологды. Там и мощи их почивают под спудом, в Спасской церкви, сделавшейся приходскою по упразднении обители в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Андрей, брат Ап. Петра; мнение Шпета (Späth), по которому здесь разумеется Нафанаил. Некоторые (Гильгенфельд, Кейм, Баур, Буттман) думали, что местоимение εκενος не указывает на свидетеля, очевидца, каким был „неназываемый ученик“. Но и это несправедливо. В Ев. Иоанна это местоимение иногда имеет другое значение, чем какое оно имеет обыкновенно. Здесь иногда оно указывает не на отдаленный предмет, а на ближайший. Это ясно видно из следующих мест: „и видел ты Его и Он 1 ( εκενος) говорил с тобою“ ( Uoah. IX, 37 ), „исследуйте писания, они ( εκεναι) свидетельствуют о Мне“ (V, 39) и т. д. 416 Uoah. I, 26 . Это должно заключать из того, что Иоанн, очевидно не присутствовал при крещении Спасителя и удалении Его в пустыню. В самом деле, подробно рассказав о посольстве к Крестителю от Синедриона, далее он тотчас же повествует о явлении Спасителя и о призвании Апостолов. Как иначе объяснить этот перерыв в его повествовании? 417 Ганеберг (Op. cit. 3. 5) полагает, что Иоанн был здесь полгода. По мнению Штарке (Op. cit. В. III, s. 3), вообще долгое время. Так должно думать и потому, что Иоанн замечательно подробно и точно передает как содержание проповеди Крестителя, так и события, предшествовавшие крещению Спасителя. 430 М. Муретов. Подлинность речей и бесед Господа в четвертом Евангелии. Прав. Обозр. 1881 г. Т. III, стр. 48. 72. 432 Uoah. I, 19 ср. 29. Так думают и многие ученые: Lampe (Com. in Evang. Joh. T. I, p. 405), Lücke (Com. über d. Evang. d. Johan. Th. I, ss. 343. 344), Sodet (Com. zu d. Evang. Johan ss. 79. 80), Starke (D. Evang. Johan. В. III, s. 40), Haneberg ,(Evang. nach. Joh. s. 125), А. B. Горский. (Ист. Еванг. и Церкви Ап., Акад. лекции. Стр. 98–100) Арх. Михаил. (Толк. Еванг. Т. III, стр. 38), Дидон (Жизнь Иис. Хр. стр. 383, 285), Фаррар (Перв. дни христ. стр. 467). Впрочем, некоторые, напр., Генгстенберг, изъясняя III, 22, утверждают, что это было до крещения Спасителя. Но такому утверждению решительно противоречат 26, 32 и 33 стихи первой главы Евангелия от Иоанна. 435 Uoah. I, 29 ср. 36 слав, се, рус. вот, греч. δε ясно указывают на нетерпеливое ожидание Спасителя народом. Этим словом Креститель как бы так говорит: вот смотрите идет Тот, о Котором вы меня так часто спрашивали; вот Он. Ср. Св. Иоанн Златоуст . Бес. на Еванг. Иоан. ч. I, стр. 203. 219. Блаж. Феофилакт. Благовестник. Ч. IV, стр. 43 и др. 436 Замечательно точная хронологическая дата, которую мы находим у одного только четвертого Евангелиста. Это с несомненностью показывает, что он сам лично все видел, слышал, о чем повествует. – Uoah. I, 29 : δε μνς του Θεο, ρων την αμαρταν το κσμου.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Но, сходясь с апокрифом в общем и основном, византийская иконографическая композиция далеко не равняется с ним по своим подробностям: она передает лишь первую половину рассказа, оставляя вторую, имеющую характер сентиментальной драмы. Византийские художники не могли не знать ее; но ее выражение в искусстве не соответствовало бы их строгому отношению к выбору и обработке иконографических сюжетов: византийские композиции кратки, но выразительны. Перенесение на икону всех подробностей апокрифа, превратившее возвышенную композицию в мелкую иллюстрацию Никодимова Евангелия, падает на XVII в. и составляет продукт деятельности русских иконописцев, воспользовавшихся для этой цели отдельными готовыми формами, бывшими в иконописной практике. В памятниках греческих, хотя бы позднейшей эпохи, таких икон мы не знаем. В XVII в. Евангелие Никодима получило у нас особенно широкое распространение в известной переделке «Страсти Христовы»; отсюда особенный интерес к нему и в среде русских иконописцев. Влияние этого источника обнаруживается в подборе дополнительных групп композиции, из которых одни выступают в иконографии довольно редко, а другие повторяются постоянно. К числу первых относим изображения слепого и расслабленного (икона из собр. Силина). Объяснить их появление в связи с композицией сошествия во ад возможно только при посредстве Никодимова Евангелия или его переделки. В первой части этого Евангелия, или в актах Пилата, 38-летний расслабленный и слепой являются на суде Пилата в числе лиц, свидетельствующих об Иисусе Христе 2642 ; то же и в «Страстях Христовых» 2643 . К числу вторых – шествие праведников в рай и сам рай; иногда – Иисус Христос, передающий крест разбойнику. Группа праведников, идущих в рай, довольно многочисленна и не всегда совершенно однообразна: иногда во главе ее Иоанн Предтеча, проповедник пришествия Христова, чаще архангел Михаил. За ним следуют: Давид, Соломон, Исаия, Моисей и др. По Евангелию Никодима, Иисус Христос, изведши из ада Адама и всех праведников, передал их арх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Елена 22 ноября 2009, 22:07 Архимандриту Тихону многие лета. Поднять такой пласт! Да пошлет Господь вам сил, здравия и души спасения. Сергей 22 ноября 2009, 19:02 Замечательная статья, всё это необходимо побыстрей делать, ведь пьянствуют, деградируют наши соотечественники, несовершеннолетние... Власть - её, как горбатого, могила исправит, пускай же сделает хоть минимум того, что обязана сделать, коль Господь её терпит. А вот нам всем, людям русским, надо победить наш не очень старый, но сильно укоренившийся порок- равнодушие, скандальность,неумение нормально, непосредственно любить, объединяться, друг друга защищать. Водкой человек заливает СВОЮ ДУШЕВНУЮ БОЛЬ. Православные! давайте всерьёз заниматься с теми, кто приходит в наши храмы. Церковь есть духовная больница, где пациэнтов нужно серьёзно и вдумчиво лечить в.т.ч. терпеливо отвечая на дурацкие " неофитские " вопросы,слушая экспромтные " исповеди " и.т.д. Не надо брезговать грешниками, выкинем идиотский слоган: " походи полгодика в на литургию- всё сам поймёшь " . Не надо продавать невесть какую православную литературу, а катехизировать новоначальных необходимо непосредственно, как это всегда было в Православной Церкви: человек научается от человека, а не от своего субъективного, страстного восприятия той или иной православной книги. Давайте вспомним " малое доброделание " арх. Иоанна Крестьянкина. Хватит нам жить, как звери... Мы - братья и сёстры. Михаил 22 ноября 2009, 01:37 Здесь многие пишут о том, что о. Тихон путает причину со следствием и предлагает лечить следствие, а не причину. К сожалению, сейчас это следствие (чрезмерное потребление алкоголя подростками) приобрело такие угрожающие размеры, что требует немедленного лечения. Что, естественно, не отменяет необходимость лечить и причину. Когда человек заболевает, у него поднимается температура. И, естественно, нужно лечить причину болезни. Но когда температура 40-41, то ее нужно срочно сбивать, иначе организм не выдержит. Наталия 21 ноября 2009, 17:29 Где-то прочитала-у молодежи три дороги-спорт,алклголь и кладбище.Чтобы выбрать,должен быть выбор.Алклголь-море,с кладбищем понятно.А спорт? А искусство?А спортивно-трудовые лагеря летом,чтобы дети не болтались без присмотра?А много ли наши конфессии заняты вопросами детей и молодежи?кто-нибудь слышал об организации поломничеств к святым местам России?Крестные ходы-да,но в них участвуют уже верующие люди,да и узнаем мы о них редко из новостей.Почему на телевидении нет православного канала?Почему нет исламского канала?Добились отмены дневного показа Дома-2.Хорошо.А журналы в свободной продаже по этим показам?Когда моя дочь училась в десятом классе их два дня водили в центр планирования семьи-на лекции и кинопоказы.При слове " аборт " она до сих пор бледнеет-просто в кино показали подробности.А на лекциях учили как правильно пользоваться контрацептивами.Потому что и к своей и к будущей жизни нужно относиться ответственно.Что-то я не слышала о таких лекциях от учеников других школ.

http://pravoslavie.ru/32785.html

Трудности борьбы за свое существование в миру, где постоянно нужно напрягать весь свой ум, всю свою энергию, запутанность, сложность всех мирских отношений – кажутся ему теперь положительно непреодолимыми; он не может бросить монастыря, хотя бы последний во многом ему не нравился. И такое отношение было всегда – с самого начала существования обители. Сам Преподобный Зосима, основатель – Соловецкой обители, умирая в 1478 году, дал, между прочим, такое завещание: «женовидных лице богати и нигде же во отоци (т. е., на острове) дати им места, но и доильнице млека и масла виною (т. е., женщин-коровниц) никогда же на оток сей возводите: вся бо черноризцам пренятия доброму течению,»... Заимствовано из рукописной книги: «Сад содержащей описание жизни и чудес Пр. Зосимы и Савватия; (книга эта хранится в монастырской ризнице, написана в 1711 г. и представляет самое подробное и древнее описание жизни Преподобных). Не известно, сколько времени в точности исполнялось завещание Преподобнго. Но уже в первой четверти 17-го столетия повеление преподобного было позабыто, и Царь Михаил Федорович в 1626 году, негодуя на монастырские безпорядки, вынужден был издать такой приказ, в котором завещание Св. Зосимы предписывалось исполнять не во всей его силе, а только на половину: «… А которые трудники в Соловецком монастыре в молодых летах тружают да на монастырских огородах и иных службах, и тем бы трудникам келью велели устроить и кормить их за монастырем особо, и надсматривать над ними велели старцу старому и служебнику добру, который бы боялся Бога и великих Чудотворцев Зосимы и Савватия предание хранил; а в монастыре бы их не кормили и в зиме бы тех трудников молодых не держали, а ссылали на берег в Сумский острог или в Кемь, или где пригоже, а в монастыре б им зимовать не велели...» Описание Соловецкого монастыря Арх. Досифея, стр. 269. В настоящее время «женовидные», безбрадые трудники круглый год живут на острове, причем одна часть их помещается в обители внутри монастырских стен, другая – вне монастыря в особых зданиях, и от предсмертного завещания Преподобного осталось только одно строгое запрещение: монахам – приглашать к себе в келии мальчиков, а последним – входить в эти келии. О внешней обстановке жизни мальчиков будет говориться подробно в другом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Словенская-Оранск., Нижег. г., II, 1027. Слуцкий-Преобр.-Спасс.-Брат., I, 394. Слуцкий-Спасо-Ильин., I, 445. Слуцкий-Троиц., I, 507. Слепушкина, Твер. г., II, 814. Смоленский-Богород.-Житин, Твер. г., II, 641. Смоленский-Вознес., II, 726. Смоленский-Московский, II, 1017. Смоленский-Спасо-Авраам.-Богор. – Училищный, II, 1154. Смоленский-Троиц., II, 1252. Смольный-Воскрес.-С.-Петерб., I, 139. Сновидский или Сновицкий, Влад. г., II, 1148. Снетогорский – Рожд.-Богород., Пск. г., I, 435. Соболевский Георг. на Ресе, Калуж. г., II, 763. Соезерская-Троиц., Волог. г., II, 1236. Сойгинская-Спасо-Преображ., Волог. г., I, 448. на Сокове Богоявл., Новг. г., I, 75. Сокольницкий-Никол.-Новгор., I, 436. Сокольский-Преобр., Полт. г., II, 1093. Сокульский-Преобр., Полт. г., II, 1093. Солбинская-Никол., Влад. г., II, 964. Солелейская-Успен., Пенз. г., II, 1296. Солигаличский-Рожд., II, 1116. Соликамский-Вознес. – Троиц.-Истобен., I, 126. Соликамский-Преобр.-Спасс., II, 1094. Соловецкая в Морчуках или в Мурчугах, Моск. г., II, 1150. Соловецкая-Симбирская, II, 1149. Соловец.-Зосимо-Сав., Арх. г., II, 1151. Соловецкий-Карпов., Кур. г., II, 860. в Соломани Петроп., Олон. г. II, 1152. Соломенский-Петроп., Олон. г., 1152. Солотчинский, Ряз. г., II, 1153. Сольвычегодский-Введен., II, 699. Сольвычегодский-Сретен., II, 1203. Сорорайский, Яросл. г., II, 1157. Сорочинский-Михаил., Полт. г., II, 928. Сосницкий-Максаков. Черниг. г., I, 281. Сосновецкий-Глушицкий-Дионисиев, Волог. г., II, 767. Софийский-Киевский, I, 438. Софрониева-Молчанск., Кур. г., II, 933. Сохотский-Севастьян.,-Яросл. г., I, 424. Спасо-Авраамиев-Смоленский, 1154. Спасо-Андроников-Москов., II, 1155. Спасова-Преображения-Гдов. II, 1003. Спасова-Строкина, Олон. г., II, 1160. Спасо-Великопустын., Пск. г., I, 441. Спасов-Кукоцкий, Влад. г., II, 1156. Спасов-Преображ.-Семилуцкий, Ворон. г., I, 425. Спасо-Геннадиев, Яросл. г., II, 1157. Спасогорский-Белозерский, II, 1278. Спасо-Евфимиев-Суздальский, II, 1158. Спасо-Евфимиев-Сянжемский, Волог. г., II, 1159.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Богородицы, Рождество Пресв. Богородицы, Воздвижение Креста Господня. Заамвонные молитвы на Пасху и на Рождество Христово (первая – с разночтениями по 10 и 14) были изданы по 28 и с параллельным оригинальным греческим текстом еще прот. М. Орловым 326 . Заамвонные молитвы на Рождество Христово, Богоявление (по рукописи XV в. БАН. Арх. Д. 9), Пасху, Преображение, «в неделю» и заупокойная были изданы А. С. Слуцким с использованием всех перечисленных выше рукописей XIII–XIV вв., содержащих праздничные заамвонные молитвы (кроме 36, оставшегося недоступным исследователю), и нескольких позднейших рукописей 327 . Заамвонные молитвы 36 были изданы П. Коваливым в составе фототипического воспроизведения рукописи 328 ; греческие оригиналы двенадцати из пятнадцати содержащихся здесь заамвонных молитв были выявлены Р. Тафтом 329 . Особняком стоят тринадцать молитв «по отпусте» в Требниках конца XIV–haчaлa XV в. ГИМ. Син. 675 и 900 330 , изданные А. С. Слуцким 331 . Как известно, в этих Требниках, близких (не считая отсутствия литургийных формуляров) по структуре и содержанию к знаменитым византийским соборным Евхологиям – напр., Crypt. Γ. β. I, – выписано немало чинопоследований и молитв, не засвидетельствованных в других русских литургических рукописях. Судя по всему, эти Требники не были созданы для того, чтобы использоваться как повседневные богослужебные книги – очень вероятно, что они изначально задумывались как предназначенные для библиотечного хранения компендиумы различных чинов византийской традиции – в том числе (и даже, возможно, в первую очередь) малоизвестных на Руси; остается открытым вопрос, не были ли эти Требники непосредственно переведены с греческого именно с этой целью. Для реконструкции типовой древнерусской практики свидетельство Требников ГИМ. Син. 675 и 900 может использоваться только с очень большими оговорками. 2.4. Краткие формулы и особые рубрики Еще С. Д. Муретов обратил внимание на то, что информация об особенностях совершения литургийных священнодействий, содержащаяся в рубриках древнерусских Служебников, имеет большое значение 332 . Их подробный анализ заслуживает отдельной статьи; здесь мы ограничимся тем, что отметим наиболее важные особенности древнерусского чина Божественной литургии согласно рубрикам Служебников дофилофеевских редакций – постольку, поскольку они могут дать дополнительные сведения для уточнения датировки или происхождения древнерусских литургийных формуляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского Предлагаемые вниманию читателей «Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского» – не воспоминания в точном смысле слова. Автор не знал лично А. В-ча. Он познакомился с печатными воспоминаниями о нем, бумагами и письмами – так называемым архивом Горского, – хранящимися в библиотеке Императорской Московской Духовной Академии, с черновыми тетрадями описания синодальных рукописей, хранящимися в Московской Синодальной библиотеке. Очерки не претендуют на полноту. В кратких статьях нельзя со всех сторон очертить эту светлую, великую, гениальную личность, подробно изложить жизнь, труды, ученую деятельность А. В-ча. Автор старался, опуская известное, останавливаться на тех сторонах жизни и деятельности Горского, которые до сих пор оставались в тени, меньше пользовался печатными известиями, а больше архивным, рукописным материалом. Свои очерки он предлагает вниманию читателей, хотя и не считает их совершенными; он желает хотя немного сделать для оценки светлой, обаятельной личности А. В-ча, помня слова друга его архиеп. Костромского Платона Фивейского : «Пожалуйста, не будьте слишком строги к себе. Преосв. Иннокентий мне говорил, что крайне неправильно мнение, чтобы только издавать совершенные творения. Пусть сначала будет несовершенное, потом явится и совершенное» 485 . I. Литература о А. В. Горском «Просим помнить нас, доколе мы живы, и поминать, когда умрем» 486 . Литература об А. В. Горском начинается краткими биографическими очерками и характеристиками, напечатанными вскоре после его смерти, словами и речами, произнесенными над его гробом. Так, в 265 и 266 «Московских Ведомостей» за 1875 год С. К. Смирнов поместил краткую, но обстоятельную биографию А. В-ча, с характеристикой и перечнем его трудов и описание погребения. В 267 архим. Михаил (Лузин) поместил свое прекрасное надгробное слово, а в 261 «H. Z.» (Ник. Ив. Субботин) – краткие, но ценные и характерные воспоминания о нем. Биография С. К. Смирнова и слово арх. Михаила вошли потом в состав первой брошюры, посвященной «Памяти ректора Моск. Дух. Академии, доктора богословия, протоиерея А. В. Горского», отпечатанной в декабрьской книжке «Православного Обозрения» за 1875 г., с особенным счетом страниц (1–61), и вышедшей потом отдельным изданием. В этой же брошюре отпечатаны слова и речи А. Д. Беляева , В. А. Соколова , Ив. Соколова, Лебедева, М. Дмитр., М. Муретова , Д. Ф. Голубинского . В них изображаются высокие нравственные и христианские свойства почившего и сообщаются важные сведения о его ученых заслугах, отношении к А. В-чу митр. Филарета и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010