85 Примеры повествований такого рода мы видим еще в Ветхом Завете. Самый известный пример – св. царь Давид, покаяние которого десятки веков является образцом духовного восстания от падения. В Печерском патерике рассказывается о юном иноке Никите, который, несмотря на запрет игумена, ушел в затвор, желая сподобиться дара чудотворения. Там он уже через несколько дней впал в прелесть, приняв лукавого духа за Ангела. Никита, по бесовскому действию, стал пророчествовать, знал наизусть почти все Ветхозаветные книги, но ничего не хотел слышать о Новом Завете. Исцелился он по молитвам печерских старцев и, после возвращения на путь правильного подвижничества (в послушании и смирении), достиг высокой степени духовного совершенства, а впоследствии даже стал епископом Новгородским (память 31 января). В «Лавсаике» еп. Палладия также упомянуты подвижники, «которые, достигши до самой высокой добродетели, по высокомерию и тщеславию низверглись в самую глубокую бездну, на дно адово, и приобретенные долговременными и многими трудами... совершенства подвижнические от гордости и надмения потеряли в одно мгновение, но благодатию Спасителя нашего... возвратились к прежней добродетельной жизни» [ Палладий Еленопольский , еп. «Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов» . – М., 2003. С.8. [Далее: Палладий, еп. Лавсаик]. 86 Цитаты по: Бармин С. Г. Русские иконописные подлинники/Вестник Новгородского Государственного Университета. 2003. 4. С.71–75. 88 Полетаев Л. Жанр жития в русской духовной литературе XIX–XX веков [Электронный ресурс]: Автореферат дипломной работы/Официальный сайт Санкт-Петербургской Духовной Академии: [Web-caйm]. http://ww.spbda.ru/refer/ds_2004_pol.htm. (29.07.2006). [Далее: Полетаев Л. Жанр жития...]. 89 Первые жития – повествования о мученическом подвиге – читались на богослужебных собраниях в дни памяти мучеников. 90 Как известно из курса литургики, свидетельством древности тропаря является его краткость (например, тропарь Пасхи). А чем длиннее тропарь, тем больше вероятности, что он написан не так давно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тяжело дыша, те двое на лыжах вбежали в скитские ворота и — громко Андрею: — Бросай стучать, — беда! — Скорей скажи старцу, пусть к нам выйдет… У Андрея вся душа была натянута, как сухая жила, — от поста, от бессонного бодрствования, от вечного ужаса. Испугавшись, он выронил колотушку, задрожал, задышал. Но недаром учил его Нектарий одолевать бесов (а их — тьма темь: сколько мыслей — столько бесов), мысленно торопливо завопил: «Враг сатана, отженись от меня!..» Поднял колотушку, ударил по бухалу под голубком, замотал головой: не мешайте, отойдите прочь… — Андрей, говорят тебе: тот офицер с солдатами — верстах в пяти отсюда… — Хоть звони-то легче, — услышат… С ними Яким. По звону он их прямо сюда приведет… Андрей — сквозь часто стукающие зубы: — Старец еще в келье, идите прямо к нему. Сняли лыжи, пошли. Оба они, Степка Бармин и Петрушка Кожевников, были из повенецкого посада, промышляли рыбой, зверем… За двуперстное сложение повенецкий воевода не раз их грабил и разбивал, свел со двора скотину, и это им надоело. Года уже с два их жены с детьми тайно жили в Выговской обители, а сами — в разных местах, — где удобнее для промысла и поглуше. Когда прошел слух, что в скиты едет офицер с солдаты (обритые мясоеды, на версту смердят табаком — «табун-травой»), Нектарий приказал Степке и Петрушке следить за ними, сбивать с пути, и если возможно, без греха, и совсем избыть слуг антихристовых. К отцу Нектарию просто не допускали. В холодные сени вышел послушник, — их у старца было двое: Андрей и этот — хроменький Порфирий, чахлый отрок с подкаченными глазами. Шепотом рассказали ему. Порфирий склонил набок головочку, молвил одним вздохом: «Войдите…» Лесные мужики, сдернув шапки, старались как-нибудь сжаться, вступая из сеней в келью, — неумеренно были здоровы, грубы. Старец не жаловал буйной плоти. Стоя у аналоя, — маленький, согбенный, в древнего покроя черной домотканой мантии, — Нектарий покосился на Степку и Петрушку. Узкая борода клином висела едва не до колен, под черными бровями — угли, не глаза. Свеча, прилепленная к изъеденной червями книжной крышке, тихо потрескивала, — к сильным морозам, должно быть… Жаром дышала печь, сложенная из приозерных валунов. Бревенчатые стены чисто выскоблены. Под потолком на мочалках — пучки сухих трав.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

1934. Bd. 34. N 2. S. 313-347; Michel A. 1947. S. 179. N 75. S. 186-187. N 104). Это не помешало М. Смиту и К. П. Тодту позже предположить, что послание П. стало источником для Стифата ( Smith M. H. And Taking Bread. P., 1978. P. 55-66, 130-134; Todt. 1998. S. 683). Новое рассмотрение вопроса наводит на мысль, что при написании послания к Доменико П. использовал разные сочинения Никиты Стифата. Имеющиеся издания текстов позволяют сделать заключение, что главы 8-10 послания основаны на «Пятом слове против армян», главы 13-14 - на пространном антилат. «Слове», главы 16-17 - на кратком антилат. «Слове» ( Бармин. 2006. С. 172-178). Эта последовательность использования сочинений Стифата точно соответствует последовательности их написания. Подтверждения этим наблюдениям можно ожидать после критического издания пространного антилат. «Слова» Никиты Стифата. Послание П. к патриарху Михаилу Кируларию является ответом на «малое» письмо патриарха, к-рое, согласно Михелю, было написано ранее «большого», а согласно мнению Ф. Тиннефельда, к-рое поддержали М. Каплан и А. Байер,- позже «большого». В этом послании П. прежде всего выражает недоумение по поводу версии Кирулария о том, что рим. посольство 1054 г. было отправлено не папой, а визант. наместником Юж. Италии Аргиром. Кируларий также считал, что в визант. богослужении имя папы не поминалось со времен папы Вигилия и VI Вселенского Собора. П. указал патриарху на его ошибку и вспомнил, что он сам в молодости слышал возносимое в К-польской Церкви имя рим. понтифика. П. отметил и допущенный Кируларием анахронизм, т. к. папа Вигилий был современником V Вселенского, а не VI Собора (Acta et scripta. 1861. P. 192). Отмеченные Кируларием «недостатки» зап. христиан П. делит на «ненавистные», «исцелимые» и не заслуживающие внимания, призывая своего адресата быть снисходительнее к тем, кого он называет и «братьями», и «варварами» (Ibid. P. 198). По мнению П., именно вандалы-ариане лишили некогда «римлян» писаний I Вселенского Собора и обучили их способу совершения крещения одним погружением.

http://pravenc.ru/text/2580344.html

Иеромонах Феодот (Фёдор Александрович Мартемьянов) родился в 1871 году в крестьянской семье в Казанской губернии. В Оптину пустынь поступил в 1889 году. Пострижен был 19 июня 1901 года. Нес послушание канонарха и в свечном ящике. 22 августа 1904-го рукоположен во иеродиакона, 12 октября 1908-го – во иеромонаха. С 1923 года – в Козельске, где 27 ноября 1930 осужден был «тройкой» на пять лет ссылки в Северный край. Выехал в Архангельск. Скончался 18 октября 1932 года. Иеромонах Мелетий (Бармин Михаил Иванович), крестьянин Нижегородской губернии Балахнинского уезда деревни Растяпино. В Оптину пустынь поступил в 1896 году, нес послушание фельдшера в монастырской аптеке. В монашество пострижен 23 июня 1899 года. Был смотрителем монастырской больницы. С 1902 года старший келейник настоятеля обители архимандрита Ксенофонта. Иеродиакон с 17 мая 1904 года. Иеромонах с 4 февраля 1909-го. Помощник благочинного Оптиной пустыни. С 26 мая 1912-го – благочинный. С 10 сентября 1916 года духовник сестер Шамординской Амвросиевской пустыни. В 1923 году поселился в Козельске. Всегда был аскет – спал на подстилке без кровати. Смиренный и молчаливый. 18 августа 1930 года был арестован и 27 ноября 1930-го осужден на пять лет высылки в Севкрай. Этапом отправлен был в Архангельск. После ссылки вернулся в город Белёв, затем перебрался в Козельск, где и скончался 12 ноября 1959 года в возрасте девяноста семи лет. Перезахоронен на некрополь Оптиной пустыни. Иеромонах Макарий (Михаил Николаевич Чиликин), рухольный. Родился в 1870 году. Из мещан города Каширы. В Оптину пустынь поступил в 1899 году, благословлен был трудиться в трапезе. В мантию пострижен 13 августа 1905 года. С 1905 года в рухольной (в 1910 году – старший на этом послушании). Иеромонах с 10 апреля 1916 года. 5 марта 1919 года командирован для священнослужения в село Полошково. Жил в Козельске. Арестован 18 августа 1930 года. 27 ноября того же года осужден на пять лет высылки в Севкрай и этапирован в Архангельск. Скончался 1 мая 1939 года в Белёве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава Синодального у справах взяв участь у XIII Нижньогородських читаннях 13 грудня 2018 р. 16:21 11 декабря 2018 года в Нижегородском институте развития образования (НИРО) прошли XIII Нижегородские Рождественские образовательные чтения. Тема форума — «Молодежь: свободный выбор и ответственная гражданская позиция». Организаторами мероприятия выступили Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, Нижегородский институт развития образования (НИРО) и отдел образования и катехизации Нижегородской епархии . В рамках Рождественских образовательных чтений традиционно разворачивается дискуссия вокруг основных подходов, содержания и методов духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. В этом году ключевой темой стало раскрытие особенностей мировоззрения современной молодежи. В НИРО собрались представители духовенства и педагогического сообщества. В их числе участниками форума стали митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по делам молодежи протоиерей Кирилл Сладков , руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин, руководитель отдела Нижегородской епархии по делам молодежи иерей Андрей Бандин, заместитель министра образования, науки и молодежной политики региона Елена Родионова. На чтениях был представлен ряд эффективных образовательных практик, позволяющих сформировать у молодежи ценностное отношение к своей стране, ее истории и культуре. Участники чтений смогли увидеть лучшие формы работы как в урочной и внеурочной деятельности, так и в системе дополнительного образования, в рамках которых диалог с обучающейся молодежью ведется на основе ее интересов, мнений и стремлений. Открыл встречу ректор НИРО Николай Бармин. Он отметил актуальность поднятой темы, поскольку отношение к нравственному закону — это фундамент человеческой личности, и важно правильно его заложить. Елена Родионова также говорила о значимости воспитания молодежи, института добровольчества и гражданской позиции учителя. Она отметила, что еще четверть века назад людям, в том числе и совсем молодым, педагоги много говорили об их правах, но без связи с обязанностями. Теперь признана ошибочность такой позиции. Однако нужно помнить, что, пытаясь донести до подрастающего поколения важные мировоззренческие истины, преподаватель сам должен подтверждать их примером собственной жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5322797...

Лит.: RegPatr, N 938-998b; Порфирий (Успенский), архим. История Афона. К., 1877. Ч. 3. Отд. 1; Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-рус. полемики против латинян. СПб., 1878; Успенский Ф. И. Мнения и постановления к-польских поместных Соборов XI и XII вв. о раздаче церк. имуществ (харистикарии)//ИРАИК. 1900. Т. 5. С. 1-48; Chalandon. Comnène; Гроссу Н., прот. Дело Халкидонского митр. Льва: Страница из истории религ.-церк. движений в Византии XI в.//ТКДА. 1917. 3/8. С. 232-248; Holtzmann W. Die Unionsverhandlungen zwischen Kaiser Alexius I. und Papst Urban II. im Jahre 1089//BZ. 1928. Bd. 28. S. 38-67; DTC. 1931. Т. 11. Col. 614-615; Grumel V. Jérusalem entre Rome et Byzance: une lettre inconnue du patriarche de Constantinople Nicolas III à son collègue de Jérusalem//EO. 1939. Т. 38. N 193/194. P. 104-117; idem. L " affaire de Léon de Chalcédoine//Ibid. 1941. Т. 39. N 199/200. P. 333-341; idem. Un document canonique inédit du patriarche Nicolas III Grammatikos: les réponses à l " évêqie de Zétounion//Ibid. P. 342-348; idem. L " affaire de Léon de Chalcédoine: Le chrysobulle d " Alexis Ier sur les objets sacrés//Études byzantines. Bucur., 1944. Vol. 2. P. 126-133; Stephanou P. Le procès de Léon de Chalcédoine//OCP. 1943. Vol. 9. P. 5-64; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 660-661; Darrouz è s J. Les documents byzantins du XIIe siècle sur la primauté romaine//REB. 1965. Vol. 23. P. 42-88; idem. Dossier sur le charistikariat//Πολυχρνιον: FS F. Dolger. Hdlb., 1966. S. 150-165; idem. Recherches sur les offikia de l " Église byzantine. P., 1970; idem. Les réponses de Nocolas III à l " évêque de Zétounion//Καθηγτρια: Essays Presented to J. Hussey/Ed. J. Chrysostomides. Camberley, 1988. P. 327-343; Gouillard J. Le Synodikon de l " Orthodoxie//TM. 1967. Vol. 2. P. 1-316; Gautier P. Le synode des Blachernes (fin 1094): Étude prosopographique//REB. 1971. Vol. 29. P. 213-284; Becker A. Papst Urban II.: (1088-1099). Stuttg., 1988. Bd. 2; ODB. Vol. 2. P. 1467; Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos (1143-1180). Camb.; N. Y., 1993; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261. Camb.; N. Y., 1995; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006; он же. Римско-визант. переговоры 1089-1091 гг.: Отзвуки в религ. полемике//Визант. очерки. СПб., 2011. С. 23-32; Луховицкий Л. В. Споры о св. иконах при Алексее I Комнине: Полемич. стратегии и выбор источников//ВВ. 2014. Т. 73(98). С. 88-107; Cozma I. A Historical and Canonical Analysis of the Answers of Patriarch Nicholas III Grammatikos to the Athonite Monks//OCP. 2017. Vol. 83. P. 253-276.

http://pravenc.ru/text/2566036.html

Путин 23 июля приехал в Челябинск на запуск новой установки для непрерывного литья стали, после чего провёл совещание по развитию металлургии в прямом эфире «Вести-24». На совещании присутствовали все руководители металлургии, все потребители металлургической продукции, министры или замминистры по всем министерствам, связанным с отраслью. Было очень интересно как реально осуществляется управление государством и экономикой и как оперативно решаются вопросы. 19 июля открылся авиасалон в Фарнборо. На авиасалоне американцы впервые показали публике Боенг-787 «Дримлайнер» в котором 60 крупных деталей из титана сделаны в России. На салоне было явное противостояние «Дримлайнера» и Аэробуса А-380. Россия же заключила большой контракт на поставку 30 самолётов «Суперджет-100» в Индонезию на сумму 951 млн. долларов и ряд протоколов о намерениях с другими странами. По всем признакам проект «Суперджета-100» станет первым успешным коммерческим (не техническим, здесь нам успехов не занимать, а именно коммерческим) проектом в гражданской авиации. Были заключены также протоколы о намерениях на пока существующий только в виде макета среднемагистральный лайнер МС-21. Там же на авиасалоне, замминистра оборону Владимир Поповкин объявил о принятии Правительством России гигантской программы вооружений в России объёмом 20 трлн рублей на 10 лет. За такие деньги предполагается фактически купить новую армию для России (разумеется, имеется в виду техника, а не люди). Там же было объявлено о том, что российские ВВС к 2015 году получат на вооружение около 400 новых боевых и транспортно-десантных вертолетов. По большей части для ВВС будут закупать вертолеты Ми-28, Ка-52 и " существенно модернизированные Ми-8 " . " Все вертолеты, которые мы покупаем для боевого состава, имеют возможность вести боевые операции ночью " , - отметил генерал Бармин, добавив, что все вертолеты имеют защиту от переносных зенитных ракетных комплексов. В текущем году ВВС получат четыре вертолета Ансат-У и некоторое количество Ми-28Н и Ка-52. К 2015 году около 40 процентов вертолетов в Вооруженных силах России будут новыми или модернизированными. В середине мая стало известно, что российские компании начали создавать боевой вертолет пятого поколения.

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/11/...

Nicholas of Methone. Refutation of Proclus’ Elements of Theology. A Critical Edition with an Introduction on Nicholas’ Life and Works by Athanasios D. Angelou. Athens-Leiden, 1984. Podskalsky G. Nikolaos von Methone und die Proklosrenaissance in Byzanz (11/.12. Jh.)//Orientalia Christiana Periodica. 42,1976. S. 509–523. Полемика с латинянами и латиномудрствующими Патриарх Фотий и полемика с латинянами о Filloque Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского . Сергиев Посад, 1915. Anrweiler Н. Sur la carriere de Photius avant son Patriarcat//Byzantinische Zeitschrift. 58, 1965. Pp. 348–363. Beck H. – G. Die byzantinische Kirche im Zeitalter des photianischen Schismas//Handbuch der Kirchengeshichte. Freiburg, 2000. S. 3940–3992. Dagron G. L’Eglise et Petat (milieu IX-fin X siecle)//Histoire du christianisme. Т. IV. Paris, 1993. Dragas G. D. Towards a complete bibliographia photiana in chronological progression with an index to authors//ExxXr]aia xai OeoXovia. 1, 1989–1991. Pp. 531–669. Dvornik F. Photian and Byzantine ecclesiastical Studies. London, 1974. Dvornik F. The Photian Schisme, History and Legend. Cambridge, 1948. Haugb R. S. Photius and the Carolingians: The Trinitarian Controversy. Belmont, 1975. Mango C. The liquidation of Iconoclasm and the Patriarch Photius//Iconoclasme. Birmrngham, 1977. Pp. 133–145. Treadgold W. T. Photius before His Patriarchate//Journal of Ecclesiastical History. 53:1, 2002. Pp. 1–17. White D. S. Patriarch Photios of Constantinople. His Life, Scholarly Contributions and Correspondence Together With a Translation of Fifty-Two of His Letters: His Life, Scholarly Contributions, and Correspondence Together With a Translation of Fifty-Twp of His Letters. Brookline, 1981. Полемика об опресноках при патриархе Михаиле Кируларии Бармин А. В. Полемика и схизма. История греко-латинских споров IX-XII веков. М., 2006. Бернацкий М. М. Спор об опресноках/Евхаристия//Православная энциклопедия. 17 (2008). Сс. 619–625. Бусыгина М. А. Догматическое содержание полемики об опресноках. Патрология, философия, герменевтика//Труды Высшей религиозно-философской школы. 1, 1992. Сс. 20–27.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Поэтому, здесь мог быть поставлен приметный крест. От него осталось лишь овальное в плане скопление мелких и средних валунов, вытянутое, как и сам мыс, по линии север–юг. Высота кладки около 0,3 м 336 . Остальные кресты, зафиксированные МАКЭ на Новой Земле, в основном, связаны с именами известных промышленников, первопроходцев и исследователей Арктики. В 1766 г. кормщик Яков Чиракин совершает плавание на судне архангельского купца А. Бармина из Баренцева моря в Карское проливом Маточкин Шар. Сообщением Чиракина заинтересовался архангельский губернатор А. Е. Головцын. Он договаривается с Барминым об отправке в следующем году экспедиции в «новоизобретенные места» и обращается к императрице о снаряжении на Новую Землю судна. Получив от нее согласие, губернатор назначает начальником экспедиции Ф. Ф. Розмыслова. К экспедиции также прикомандировываются подштурман М. Губин и два матроса. Купец Бармин выделил кочмару, экипировал кормщика М. Чиракина и с ним десять работников. Инструкцией губернатора, Розмыслову предписывалось: составить карту пролива Маточкин Шар, измерить его глубину; если будет возможность, пройдя пролив, дойти Карским морем до устья реки Оби, а также изучить возможность открытия пути из Карского моря к Северной Америке. В июле 1768 г. экспедиция Ф. Ф. Розмыслова отправилась на трехмачтовой кочмаре к западному устью пролива Маточкин Шар. С 15 августа были начаты первые исследования пролива. 7 сентября выпал снег. Экспедиция разобрала промысловую поморскую избу, стоявшую в устье реки Шумилиха и, погрузив ее на кочмару, двинулась вглубь пролива. Эта изба была доставлена к восточному устью пролива и поставлена на его северном побережье, в заливе Тюлений. Здесь разместятся на зимовку Розмыслов, Чиракин и с ними еще пять человек. На противоположном, южном побережье пролива, на мысе Дровяном, была собрана вторая, привезенная из Архангельска, изба, где зазимовали семеро остальных, во главе с подштурманом Губиным. Во время зимовки тяжело заболел, и к 17 ноября скончался Чиракин. Всего за зимовку, из 14 человек скончалось 7 и один пропал во время пурги. Несмотря на все трудности зимовки, весной 1769 г. Розмыслов продолжил опись и изучение пролива. Закончив большую по объему работу, команда кочмары, имеющей значительную течь, в начале августа направилась на запад по исследованному проливу. Тяжело заболел Розмыслов. У западного устья Маточкина Шара, опять попробовали отремонтировать кочмару, но поняли, что до Архангельска на ней не дойти. Помог случай. К ним подошло поморское промысловое судно. Кормщики А. Ермолин и И. Лодыгин, возвращались с промыслов из губы Митюшиха в Архангельск. Они захватили с собой всех участников экспедиции Розмыслова и 9 сентября доставили всех в Архангельск. До конца 1769 г. Розмыслов составлял карту, закончил редактирование журнала. Рапорт с копиями результатов экспедиции Розмыслова был доставлен императрице.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

The Correspondence of Leo, Metropolitan of Synada and Syncellus /Ed. and tr. M. Pollard Vinson. Washington, 1985. Three Byzantine Military Treatises/Ed. and tr. G.T. Dennis. Washington, 1985. Le traité sur la guérilla (de velitatione) de l " empereur Nicéphore Phocas (963–969)/Ed. G. Dagron, H. Mihaescu. Paris, 1986. Nicolai I, Constanunopolitani Patrarchae . Epistolae/Ed. RJ.H. Jenkins, L.G. Westerink. Washington, 1973. Nicholas I, Patriarch of Constantinople . Miscellaneous Writings/Ed. And tr. L.G. Westerink. Washington, 1981. Oikonomidès N. Les listes de préseance byzantines des IX е et X е siecles. Paris, 1972. The Homilies of Photius, Patriarch of Constantinople /Transl. C. Mango. Cambridge (Mass.), 1958. Photius . Bibliothèque/Ed. et tr. R. Henry. Paris, 1959–1974. 7 vol. Photii, patriarchae Constanunopolitani . Epistulae et Amphilochia/Ed. B. Laourdas, L.G. Westerink. Leipzig, 1983–1988. 6 vol. Suidae. Lexicon/Ed. A. Adler. Stuttgart, 1967–1971 (2 ed.). 4 vol. Symeonisy Magistri et Logothetae . Chronicon/Ed. S. Wahlgren. Berlin, 2006. Synodicon Vetus/Ed. and tr. J. Duffy, J. Parker. Washington, 1979. Литература Арутюнова-Фиданян В.А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.): Результаты взаимодействия культур. М., 1994. Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997. Афиногенов Д.Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия. М., 2003. Бармин А.В. Полемика и схизма: История греко-латинских споров IX-XII веков. М., 2006. Бартикян P.M. Источники для изучения павликианского движения. Ереван, 1961. Божилов И. Цар Симеон Велики (893–927): Златният век на средно-вековна България. София, 1983. Верещагин Е.М. История возникновения древнего общеславянского литературного языка: Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. М, 1997. Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее/Пер. с англ. СПб., 2007. Златарски В. История на българската държава през средните векове, 1/1–2. София, 1970–1971 (3 изд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010