Первый из них есть родитель греха, а поэтому мы должны молиться, чтобы не подвергнуться ему, согласно наставлению Господа, говорящего: И не введи нас во искушение и Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Мф. 26:41 ). А второй [род искушений], наказывая грехолюбие наведением невольных страданий, является карателем греха. Если кто претерпит такое [искушение] и если он не будет пригвожден гвоздями порока, то услышит великого Иакова, явственно взывающего: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие. От терпения опытность ( Иак. 1:2–4 ; Рим. 5:4 ). Лукавый же злорадно наблюдает за теми и другими искушениями: за вольными и невольными. В случае первых он, сея в душе семена телесных наслаждений и раздражая ее ими, замышляет отвлечь ее от стремления к Божественной любви. Искушения же второго рода он сам [иногда] лукаво 702 испрашивает, желая мучениями [и скорбями] погубить природу [человеческую] и понудить душу, изнемогшую в страданиях, воздвигнуть свои помышления на вражду с Создателем. Но мы, ведая замыслы лукавого, возгнушаемся вольного искушения, чтобы не отвлечь своего стремления от Божественной любви; а [искушение] невольное, случающееся по Божию попущению, мужественно перенесем, дабы показать, что Создателя природы мы предпочитаем [самой] природе. И все мы, призывающие имя Господа нашего Иисуса Христа, да избавимся от здешних наслаждений, исходящих от лукавого, и избежим будущих мук, становясь причастниками зримой сущности будущих благ, открываемой нам в Самом Христе Господе нашем, едином со Отцем и Святым Духом, славимом всеми тварями. Аминь. 641 Тон уничижения вообще характерен для многих творений и посланий преп. Максима. Смирение является одной из главных черт его личности. По словам автора грузинского «Жития», «смирение его простиралось до того, что он считал себя хуже всех и, если встречал монаха или мирянина меньше себя, то обращался с ними как наименьший и непотребный» (Кекелидзе К.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Поэтому она имеет тесную связь с внутреннею организацией народа. Соответственно разделению народа на двенадцать колен, во главе его стояли 12 представителей их, избранных по одному от каждого колена (исключая колена Левия, которое по причине своего особенного назначения и положения не участвовало в политических делах народа). Это так называемые «избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч израилевых» 641 . Каждый из них в своем колене занимал положение князя, а вообще в народе – положение представителя своего колена. Собрание этих представителей составляло первую группу, стоявшую во главе управления народа. Они созывались по важным политическим делам, имевшим значение для всего народа ( Чис. 1:2–4 ). Вторую группу представителей народа составляли избранные 70 мужей: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобою. Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» ( Чис. 11:16 и 17). Эти семьдесят мужей были избираемы, как видно из текста, из старейшин народа израильского. Трудно определить, что служило мерилом избрания их и почему именно избрано было их 70. Сообразно органическому расчленению народа, по которому каждое колено разделялось на племена или поколения, можно думать, что эти семьдесят мужей составлялись между прочим из начальников племен или поколений 642 . Эти представители народа составляли из себя постоянный сенат, который Моисей постоянно имел при себе в качестве советников и помощников. И такое учреждение вполне соответствовало законодательным целям Моисея, так как согласие старейшин и представителей народа и то доверие, которое они внушали к предпринимаемым со стороны законодателя мерам и к постановляемым им законам, во всяком случае могло иметь большое нравственное значение для народа. Они также, вполне зная народ и его нужды, могли служить наилучшими выразителями интересов народа, которые законодатель должен был иметь в виду при достижении самых возвышенных, государственных целей. Этот совет семидесяти, по-видимому, разумеется в Числ. 16:25 , где говорится, что за Моисеем, по случаю известного возмущения Корея, Давафана и Авирона, следовали «старейшины Израилевы».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Продолжительное правление нечестивого царя Манассии (696–641 гг. до Р. Х.). привело к тому, что почти все пророки Божии, проживавшие в Иудее, были истреблены или ушли в подполье. Возможно, что святой Софония был первым пророком, возвысившим свой голос после полувекового молчания посланников Божиих. Софония проповедовал при благочестивом иудейском царе Иосии, лет за двадцать до разрушения Иерусалима (639–608 годы до Р. Х.). Перечисление предков Софонии до 4-го рода указывает на его знатное происхождение. Предполагают, что царь Иосия начал свою религиозную реформу, поощряемый к ней пророком Софонией. Однако, реформа мало что могла сделать: религиозные устои в народе, подорванные Манассией, уже трудно было восстановить. Софония со скорбью наблюдал все растущее духовное одичание людей и увлечение языческими суевериями. Тем не менее, пророк строго обличает тех, на ком лежала ответственность руководить жизнью народа и подавать добрый пример – иудейских князей, судей и священников, говоря: " Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю! Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья его посреди него – рыкающие львы, судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его – люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон. Господь праведен, Он каждое утро являет суд Свой неизменно, но беззаконник не знает стыда« ( Соф. 3:1–5 ). Конечно, целью этих строгих порицаний было отвратить от евреев надвигающиеся на них бедствия. Предсказывает Софония и о наказании Богом соседних народов – моавитян и аммонитян, живших на востоке, ассирийцев – на севере и эфиопов – на юге. Цель этих наказаний – не уничтожить эти народы, но вразумить их и привести к истинной вере. Заканчивает Софоний свою книгу описанием мессианских времен и духовного возрождения мира: «Тогда Я дам народам чистые уста, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» ( Соф. 3:9 ). Содержание книги пророка Софонии следующее: Суд Божий над Иерусалимом (1–2:3), суд над соседними народами (2:4–15), опять о суде над Иерусалимом (3:1–8), о Мессии и о спасении мира (3:9–20). Книга пророка Наума

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Расстояние этой горы от Вирсавии вполне соответствует определяемому бытописателем времени путешествия Авраама. От Вирсавии до Иерусалима через Хеврон около 9 немецких миль (около 63 верст) 639 ; это расстояние может быть пройдено, по свидетельству некоторых 640 , в 17 часов пути; однако, эта цифра может быть признана далеко не точной: известный путешественник по Палестине – Робинзон, имея в своем распоряжении верблюда, употребил на этот переход 20 часов 25 минут 641 . Принимая во внимание то обстоятельство, что дорога пролегает по гористой местности, что Авраам некоторую часть первого дня потратил на снаряжение в дорогу, приготовление дров, что вообще он шел, далеко не торопясь, мы должны признать более чем естественным, что Авраам достиг горы Мориа лишь на третий день своего пути. Итак, именно гора Мориа была тем местом, куда влекло Авраама божественное повеление, где он должен был, по рассуждению человеческому, разрушить счастье своей жизни. С замечательной простотой бытописатель передает об этом важном событии из жизни патриарха Авраама. Предыдущими божественными откровениями Авраам уже достаточно был утвержден для того, чтобы не усомниться, что изрекаемое ему повеление действительно исходит от Бога, несмотря на чрезвычайное и поразительное содержание этого повеления: «Бог сказал: возьми сына твоего, единственнаго твоего, котораго ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:2 ). Повеление дается в самой определенной форме, не допускающей каких-либо сомнений или недоумений; Авраам его так и понимает. На следующее же утро (откровение, вероятно, было в ночном видении) он снаряжается в путь: заготовляет дрова для всесожжения, так как не везде можно было найти годный для этого материал; берет с собой Исаака и двоих слуг, навьючивает на осла необходимые для путешествия припасы и, совершив уже в сердце своем жертвоприношение своего возлюбленного сына, отправляется к тому месту, где это жертвоприношение должно совершиться и самым делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Св. пророк Иезекииль, по свидетельству его книги, был сын Вузия, и подобно пр. Иеремии ( Иер. 1:1 ), принадлежал к священническому роду ( Иез. 1:3 ). Родился он в царствование Иосии, царя иудейского (от 641–611 г. до Р. Хр.) и лета юности своей провел в Иудее. Будучи вероятно (см. ниже толков. на Иез. 1:1 ). 25 лет от роду, он вместе с царем Иехониею (в 600 г. до Р. Хр.) в числе 10-ти тысяч иудеев отведен пленником в Вавилон (в 8-й год царствования Навуходоносора – 4Цар. 24:10–16 ). Здесь, в Вавилонии, в пятый год пленения Иоакима, или Иехонии (см. ниже толков. на 1:2), а следов. и его самого (в 596 г. до Р. Хр.), на 30-м году жизни, он удостоился видеть подобие славы Божией (1:4–2:1), после чего совершилось его призвание к пророческому служению (2:2–5). По словам самого пр. Иезекииля, призвание его совершилось так: изумленный дивным видением подобия славы Господней, пророк Иезекииль, от необычайного душевного потрясения или вследствие сознания своего недостоинства и глубочайшего благоговения пред величием Божиим (ср. Быт. 17:3 ; Дан. 8:17 ) – пал ниц. В это время голос Божий повелевает ему: «сын человеческий! встань на ноги твои и Я буду говорить тебе». Но так как пророк сам собою, без помощи Божией, не мог сделать этого, то Дух Святой берет его, поднимает с земли и поставляет на ноги (2:1–2). Получив силу встать пред Всемогущим и выслушать откровение от Него, пророк тотчас же услышал голос Божий, посылающий его на проповедь: сын человеческий! Я пошлю тебя к сынам Израилевым (к дому Израилеву), огорчающим Меня, которые огорчили Меня тем, что сами они, как и предки их, продолжают отступничать до сего дня. К этим то упорным и жестокосердечным Я и посылаю тебя, чтобы ты говорил им от Моего имени, может быть они послушают (твоей проповеди) или убоятся (своего нечестия), – ибо теперь они – народ огорчающий Меня, и узнают, что был пророк среди них» (2:3–5). Посылая пр. Иезекииля на проповедь к народу упорному и жестокосердечному, от которого он мог ожидать себе всяких оскорблений, Господь повелевает ему не страшиться тех, к кому он посылается, но безбоязненно и без утайки возвещать им слово от Господа: «ты же, сын человеческий, не бойся их и не страшись пред лицом их, хотя они рассвирепеют и окружат тебя со всех сторон, и ты будешь жить, как бы среди скорпионов. Но говори слова Мои к ним, может быть, они послушают или убоятся. Послушай говорящего к тебе и не будь огорчающим Меня, как этот народ огорчающий, открой уста твои и съешь, что Я даю тебе» (2:8–9). При этих словах пророк увидел простертую к нему руку, державшую книжный свиток, на котором написаны были слова: рыдание, жалость и горе (2:9–10). Когда пророк, в послушание божественному повелению: снеждь свиток сей, съел его, то было в устах его сладко, как мед (3:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Соломон был провозглашен наследником царского престола по ее просьбам. Мф.1:7 .  Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Соломон царствовал сорок лет (1015–975 гг. до Р.Х.). При нем был выстроен храм в Иерусалиме. Ровоам, или Реговоам, сын Соломона, царствовал в Иудее «только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных» ( 3Цар.12:17 ; 2Пар.10:17 ). Он вступил на царство в 41 год и царствовал в Иерусалиме 17 лет (975–957). После него на престол вступил сын его Авия и царствовал три года (957–955). После Авии воцарился сын его Аса (955–914). Мф.1:8 .  Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; После Асы воцарился Иосафат, или Иегосафат, сын его, 35 лет, и царствовал 25 лет (914–889). После Иосафата воцарился Иорам, 32 лет, и царствовал 8 лет (891–884). За Иорамом встречается у Матфея пропуск трех царей – Охозии, Иоаса и Амасии, царствовавших в общем с 884 по 810 год. Если этот пропуск сделан не случайно, по ошибке переписчика, а намеренно, то причину исключения из родословия трех названных царей следует искать в том, что евангелист считал их недостойными быть исчисленными в ряду наследников Давида и предков Иисуса Христа 1 . Мф.1:9 .  Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Правнук Иорама Озия (810–758) называется в Библии еще Азарией. После Озии воцарился Иофам, или Иоафам, сын его, 25 лет, и царствовал в Иерусалиме 16 лет (758–742). После Иоафама вступил на престол сын его, Ахаз, 20 лет от роду, и царствовал в Иерусалиме 16 лет (742–727). Мф.1:10 .  Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; После Ахаза воцарился Езекия, сын его и царствовал 29 лет (727–698). После Езекии вступил на престол сын его Манассия, 12 лет, и царствовал 50 лет (698–643). После Манассии воцарился сын его Аммон, или Амон (в Евангелии от Матфея, согласно некоторым рукописям, синайской, ватиканской и др., следует читать Амос, но в других, не менее авторитетных, но многочисленных рукописях – Амон), 22 лет, и царствовал два года (643–641). Мф.1:11 .  Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, точный смысл слов св. апостола совсем не тот, какой выводят из них не понимающие существа христианства. По их рассуждению, человек может оставаться таким же и в христианстве, каков он есть вне христианства. Но если бы это было так действительно, то для чего тогда мы и принимали бы на себя звание христиан? Ужели для того, чтобы под этим священным именем предаваться беззаконию? Но это значило бы обращать в поругание святость божества, т. е. как бы заставлять самого Бога покровительствовать нашим неправдам и служить нашему угождению плоти. Нет, говорит св. апостол, не льститеся: Бог поруган не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный 641 . Тем же убо, братия должны есмы не плоти, еже по плоти жити. Аще бо по плоти живете, имате умрети: аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете 642 . Если св. апостол в своих наставлениях христианам упоминает о благодатной свободе духа, которая дарована им чрез веру в Господа Спасителя, то вместе с этим и предостерегает их, чтобы они не обратили этой свободы в повод к угождению своей плоти. Вы на свободу звани бысте, братие: точию да не свобода ваша в вину плоти; но любовью работайте друг другу 643 . В чем же поставляет, св. апостол эту благодатную свободу духа? В том, что верующие во Христа Иисуса избавлены от рабского страха наказания за непослушание закону, а взамен этого побуждения, получили от Бога Духа сыноположения, поставляющего их в такое внутреннее расположение, по которому все, угодное Богу и согласное с Его волей, становиться как бы собственной их волей и приводится ими в исполнение непринужденно, по одной любви к Господу Спасителю, а не потому только, что это предписывается законом внешним. В этих то расположениях сердца и в этом духе верующие становятся свободными, находятся под руководством Духа Божия и делаются сынами Божьими. «Все, водимые Духом Божиим, говорит св. апостол, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе; но приняли духа усыновления, которым взываем: «Авва Отче»» 644 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Что касается, засим, рукописания, то под ним разумеется не вещественное рукописание о наших грехах, в виде, напр., бумаги, которую можно пригвоздить ко кресту, где бы она ни осталась, а нравственное обязательство евреев на Синае в точности исполнять весь обрядовый ветхозаветный закон, изложенный в форме предписаний, повелений (по-русски не точно: «истребив учением»). Исполнить это обязательство никто из людей не мог, почему закон всегда свидетельствовал против них, обнаруживая их преступления, и стоял как бы на дороге, заграждая путь к Богу. Но Господь И. Христос Своими крестными страданиями освободил людей от грехов, «взял от среды», т. е. убрал с середины, с дороги, рукописание, преграждавшее им путь ко спасению, и пригвоздил его ко кресту, показывая этим, что оно, подобно отжившему закону, потеряло свою обязательную силу. 640 в) Христос заповедал, замечают далее сектанты, нести и почитать духовный крест – скорби, страдания за Него, а не вещественный, сделанный из дерева или какого-нибудь другого вещества, так как прямо сказал: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мк. 8:34 ); «кто не 6ерет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф. 10:38 ). – В указанных местах говорится, действительно, о духовном кресте, но не Христовом, а нашем, почему и сказано: «возьми крест свой», «кто не берет креста своего». Конечно, у Христа был крест духовный, но распят Он был на кресте вещественном. Тот и другой не отделены друг от друга, так как последний был орудием для выполнения первого. Поэтому, почитая духовный крест Христов, мы должны почитать и вещественный, следуя словам ап. Павла: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ). 641 Б) С вопросом о почитании креста тесно связан вопрос о крестном знамении. В Св. Писании нет прямого повеления употреблять при молитве крестное знамение, а есть лишь косвенные указания, однако из этого не следует, что употреблять его нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Это видно из самой книги. Он вхож во двор царский, его изящный слог обличает человека хорошо образованного. Многие из его пророчеств изложены в стихотворной форме и являются лучшими образцами древнееврейской поэзии. Пророку Исаии принадлежали и другие книги, которые до нас не дошли: « Прочие деяния Озии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк» (2 Пар. 26: 22). В связи с этим возникает вопрос, почему, по мнению некоторых библеистов, он не писал пророческих книг, а это за него делали его ученики? Потому что все его силы уходили на летописание? Но ведь в книге есть и такие слова: « Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: “перестаньте провидеть”, и пророкам: “не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святого Израилева”» (Ис. 30: 8–11). Время царя Озии (790–739 гг. до Р. Х.) – это эпоха восстановления и укрепления Иудейского царства после прежних потрясений, расширение его границ. Затем, ко времени царя Ахаза, укрепившееся Израильское царство в союзе с сирийцами и идумеями начинает постепенно его теснить и делать удачные набеги, вплоть до того что сам Иерусалим оказывается в осаде. Время царя Ахаза (736–715) – это время одного из самых значительных отступлений Израиля от Бога. В конце его жизни был даже закрыт Иерусалимский храм. Царь Езекия был человеком весьма благочестивым, и в его годы (715–687), притом что положение Иудейского царства оставалось весьма сложным, многократно Бог являл чудесные избавления Иудеи от нашествий. В частности, от нашествия ассирийцев, которое стерло с лица земли Израильское царство. Это нашествие описано и в Книге пророка Исаии (Ис. 36–37). Окончание служения пророка Исаии приходится, согласно преданию, на время нечестивого царя Манассии (696–641). Во время правления этого царя, который залил Иерусалим и всю Иудею кровью праведников и пророков, пророк Исаия был перепилен пилой, когда пытался спрятаться от преследователей в дупле дерева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

13 сентября 1989 г. вышло заключение по делу иеромонаха Нифонта, согласно которому он подпадает под действие статьи 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 1930-40-х и начала 1950-годов» . Сестра иеромонаха Нифонта, как и другие родственники, так и не узнала о расстрельном приговоре осужденных, и лишь их внукам в 1991 г. впервые был предоставлен доступ к архивным документам. Это подвело итог драме, тянувшейся более полувека. Внук одного из осужденных по этому делу оставил красноречивую запись на последних его листах: «Считаю, что моя мать была обманута органами КГБ, которые за смерть мужа, моральный ничем невосполнимый ущерб, нанесенный ей и ее детям, откупились смехотворной суммой». Ответом этому было лишь молчание, и дело было закрыто. Рейтинг: 9.9 Голосов: 298 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 было имя схиигумена Кирилла (Агафонова) до принятия схимы. В.А. Духовный пламень Белогорья. Судьбы духовенства и монашества Земли Пермской XIX-XX вв., Пермь 2015 г., С. 327, 330-333. иеромонаха Нифонта (Агафонова)//ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8891 л.1. иеромонаха Нифонта (Агафонова)//ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8891 л.20. иеромонаха Нифонта (Агафонова)//ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8891 л.69. иеромонаха Нифонта (Агафонова)//ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8891 л.69. иеромонаха Нифонта (Агафонова)//ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8891 л.70. по обвинению Агафонова Нифонта Павловича, Пьянкова Всеволода Егоровича и других//ПермГАСПИ. Ф. 641/1 Оп. 1. Д. 6961 л.137-140. по обвинению Агафонова Нифонта Павловича, Пьянкова Всеволода Егоровича и других//ПермГАСПИ. Ф. 641/1 Оп. 1. Д. 6961 л.144-151 по обвинению Агафонова Нифонта Павловича, Пьянкова Всеволода Егоровича и других//ПермГАСПИ. Ф. 641/1 Оп. 1. Д. 6961 л.137-140 по обвинению Агафонова Нифонта Павловича, Пьянкова Всеволода Егоровича и других//ПермГАСПИ. Ф. 641/1 Оп. 1. Д. 6961 л. 298-300 Дегтярева, Наталья Дегтярева. «Пусть меня расстреляют…» Следственные дела 1937 года в Пермских архивах. Статья на «ПРАВОСЛАВИЕ.РУ» http://www.pravoslavie.ru/58976.html

http://pravoslavie.ru/105486.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010