Долженствует Он произойти ( Ис. 6:13 ) от уцелевшего корня, как бы скрытого от взоров народа. Род Давидов имел после плена краткий блеск в лице наместника царского в Палестине Зоровавеля, но потом он снова исчезает в безвестности и пребывает по всей вероятности в бедности. Но вот-является в Вифлееме,– родине Иессеевой,-Св. Младенец от Девы из рода Давидова, обрученный мужу из того же рода. В неизвестности, в Галилее, где подобало воссиять свету великому, возрастает Отрок 634 , на Котором Дух Господень 635 . В отличие от всех людей и величайших из пророков, которые временами чувствовали себя бессильными, Дух Божий постоянно соприсущ Ему, ибо Он Сам сказал: „Аз и Отец едино есма“ 636 . Страдания земные Он испытывает в человеческом теле Своем, потому что Он так восхотел, это-Его добровольная жертва за нас 637 ; страданиями этими Он освящает храм тела человеческого, в котором должен обитать Дух святый 638 . 3 . и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. Этот стих указывает отсутствие в ожидаемом Судии слабостей человеческих. Господь Судия видит сердца, а не внешние признаки. 4 . Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. 5 . И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Выше в стихе 2-м действие Духа Господня, почивающего на Ожидаемом, изображается тремя выражениями, из которых каждое заключает в себе два понятия. 1 . Дух премудрости и разума. 2 . Дух совета и крепости. 3 . Дух ведения и благочестия. В стихе 3-м присовокупляется, что Он (как человек) „страхом Господним исполнится“. Все эти действия Духа Господня воспринимаются Богочеловеком, чтобы передать их „братиям своим“ 639 , и таким образом создается „новый человек“. Мессия передает человеку и страх Господень, как драгоценный дар, ибо он есть начало премудрости 640 . Главным действием Мессии изображается в пророчестве 4 и 5 стихов настоящей главы восстановление на земле правды, восстановление прав слабейших братий, попранных сильнейшими. Оружие Мессии есть „Дух уст Его, Слово Его; это тот меч, исходящий из уст Сына Человеческого, который видел начертатель Откровения ( Откр. 1:18 ). В IV т. Св. Летописи, говоря о Мессианских псалмах, мы останавливались на Псалме 44 641 . И в этом Мессианском псалме Мессия изображается препоясанным мечем и восходящим на колесницу ради истины и кротости и правды. В читаемом нами месте Исаии пророка в ст. 5 повторяется та же мысль: „и будет препоясанием чресл Его правда.... и истина“. Бог нисходит на землю и воспринимает на себя плоть человеческую – этот прах, – для того, чтобы уничтожить ложь и лишить силы отца лжи, пригвоздив плоть ко кресту и очистив ее, осветить ее великим светом вечной правды. Струя крови Его омыла человечество от греха,-то человечество только, которое сознало свой грех и возопияло в Нему о спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Духа. Так пророк Исаия, предсказав о Нем, как об Отрасли из корня Иессеева, продолжает: и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (11:2 срав. 3–5), сн. Лук. 1:35 ; Мф. 3:16  и Ин. 1:32–33 с Луки 2:40,52 срав. также 1Кор. 1:24,30 . Затем тот же великий пророк, движимый Духом Христа, дополняет свое изображение Мессии еще следующими чертами, говоря от лица Иеговы: вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него 637 , и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит и льна, курящегося не угасит (гл. 42:1–3 сн. Мф. 12:19–20). Не ясно ли отражаются в этой пророческой картине черты Того, Который говорил о Себе: научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф. 11:29  срав. 5:5) и Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Филип. 2:8  срав. Евр. 5:8  и др.) 638 , Который, подобно агнцу безгласному пред стригущим его, не отверзал уст Своих (Исаии 53:7 сн. Деян. 8:32 )? Не ясны ли здесь черты образа Того, Который является с такими смиренными человеческими свойствами, будучи однако же не изъясним в роде Своем как Бог (сн. Исаии 53:8 и Деян. 8:33 ) 639 ? Изображая смирение и кротость Мессии, Дух пророческий изображает и другие свойства Его: святость и праведность и опять в связи с помазанием от Святого Духа. Из многих изречений ветхозаветного Слова Божия, выражающих эту истину, мы приведем лишь те, которые имеются в виду в Новом Завете. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих, говорит Дух через пророка из сынов Кореевых ( Псал. 44:8  сн. Евр. 1:9 ) 640 . Не видится ли и здесь Незнавший греха ( 2Кор. 5:21 ), а не только что не сотворивший его и не допустивший лести в устах Своих (Пет. 2:22, сн. Исаии 53:9; срав. также Евр. 4:15 ) Христос, Который торжественно взывал к ослепленным плотским пониманием ветхозаветных пророчеств о Нем иудеям: Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Иоан. 8:46 ) … И от этого-то Святого и Праведного 641 они потом отреклись и просили даровать им человека убийцу, а Начальника жизни убити ( Деян. 3:14–15 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

и сделали себе литые изображения двух тельцов» 635 . Первоначально, под сими нечистыми и противозаконными изображениями Израильтяне, может быть, думали чтить того же Иегову, которому поклонялись в Иерусалиме; но потом уклонение к язычеству пошло в быстрой и ужасающей прогрессии. Широту и всеобщность идолослужения священный повествователь наглядно выражает так, что Израильтяне «построили себе высоты идольские повсюду, начиная от сторожевой башни до укрепленного города» 636 , т. е. идолослужение можно было видеть столько же в городах, сколько и в деревнях, и даже в тех уединенных и глухих местах, где стояли сторожевые башни или шалаши, служившие убежищем пастухам, или полевым сторожам. Изображение Астарт можно было видеть на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом 637 . О степени же напряжения и внутреннем характере язычества израильского священный историк хочет дать понятие, исчисляя самые гнусные культы, и напоминая, что Израильтяне поклонялись «всему воинству иебесному (т. е. светилам) и служили Ваалу; и проводили сыновей своих через огонь, и гадали, и волшебствовали» 638 , т. е., делали все то, за что в законе прямо определялась смертная казнь 639 . 2 . Второй причиной падения царства Израильского было нравственное развращение и порочность народа, как прямое следствие забвения Иеговы и отпадения от истинной религии. «Израильтяне презирали уставы Его, – говорит священный повествователь, – и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли в след суеты и осуетились, и в след народов окрестных, о которых Господь заповедал им, чтобы пе поступали так, как они, и оставили все заповеди Господа, Бога своего» 640 . Вот несколько ярких черт нравственного растления Израильтян, которые находим у пророков. Алчность и корыстолюбие их таково, вопиет Исаия, что они «будут резать по правую сторону и останутся голодны, и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей» 641 ... Лживость и бесчестие их таковы, обличает Осия, что «клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием 642 ; они поступают лживо, и входит вор, и разбойник грабит по улицам 643 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ибо очевидно, что не явился бы он, если бы то не было угодно Богу. Но волю Божию не называем деянием, ибо и по учению мудрецов внешних 640 Бог не виновник зла. Не Он соделал Каина человекоубийцей, когда не воспрепятствовал ему, замышляющему убить брата. Не Он настроил детей Иаковлевых продать Иосифа, когда не удержал их от сего намерения. Должно признать, что они сами употребили во зло свободу воли, а всемудрый Владыка лукавством их доказал истинность сновидений 641 . Так же попустит явиться и Антихристу для обнаружения его лукавства и в обличёние злонравных Иудеев. Но в скором времени Господь ввергнет его в конечную гибель, а Иудеям подаст врачевание: пошлёт им Илию Фесвитянина, который обличит обман [Антихристов] и провозвестит спасительное пришествие [Христово]. Противник истины всячески будет подражать тому, что было во Владычнее пришествие, и, избрав человеческий сосуд, достойный его деяний, посредством его будет творить ложные чудеса, улавливая людей. Об этом ясно говорил божественный апостол [Павел] в Послании к Фессалоникийцам: молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему: не спешите колебаться умом, не смущайтесь ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы от нас [посланного], будто уже наступает день Христов ( 2Фес. 2:1–2 ). Этим дал понять, что обманывали их некие, утверждавшие, будто бы апостол учит, что приблизилось пришествие Господне. Посему запретил обольщаться не только словом и писанием, но и так называемым пророческим прорицанием. Ибо это выразил, сказав: ни от духа. Затем прибавил: да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не придёт], доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2:3–4). Отступлением апостол называет само пришествие Антихриста, потому что многие, обольщенные чудесами, которые будут тогда, отступят от истины и возлюбят ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Иез. 24 :10. И подбавлю дров, и разведу огонь, чтобы выварилось мясо, испарилась жидкость 640 и изжарились кости. Иез. 24 :11. И будет стоять на углях своих (до тех пор, что опустеет) 641 и разгорится, и перегорит, и раскалится, и сгорит медь его, и расплавится в нем нечистота его и сократится ржавчина его. Иез. 24 :12. Уменьшится 642 ржавчина его, но не сойдет с него большая ржавчина его и (лишь) покраснеет 643 ржавчина его. Иез. 24 :13. В нечистоте твоей (такая) мерзость 644 , ибо ты осквернился и не очистился от нечистоты своей. И что будет, если ты и потом не очистишься, до тех пор пока Я не истощу ярость Мою над тобой? Иез. 24 :14. Я-Господь сказал, и придет, и Я сделаю, и не замедлю, и не пощажу 645 , и не смилуюсь 646 , по путям твоим и по мыслям твоим буду судить тебя, говорит Господь Бог. Посему вот 647 Я буду судить тебя по кровям 648 твоим, и по мыслям твоим буду судить тебя, нечистый, пресловутый 649 , многопрогневляющий 650 ! Иез. 24 :15. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 24 :16. Сын человеческий! вот Я беру у тебя язвою утеху очей твоих, не плачь, не рыдай, и пусть не выступают у тебя слезы. Иез. 24 :17. Скорби молча, (это) скорбь крови, плач чресл: пусть волоса твои будут убраны у тебя, и обувь твоя на ногах твоих, не принимай утешения из уст их и (поминальнаго) хлеба мужей не вкушай 651 . Иез. 24 :18. И поутру я сказал народу, что заповедал Он мне, а к вечеру умерла жена моя, и я поступил на другой день, как повелено было мне. Иез. 24 :19. И сказал мне народ: не объяснишь-ли нам: что это значит, что ты делаешь? Иез. 24 :20. И сказал я им: слово Господне было ко мне и сказано: Иез. 24 :21. Скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: вот Я оскверню 652 святыни Мои, гордость силы вашей, желание очей ваших, любовь 653 души вашей; а сыновья ваши, и дочери ваши, которых вы оставили, от меча падут. Иез. 24 :22. И будете делать, что я делал: от уст других утешения не будете принимать и (поминальнаго) хлеба мужей не будете есть, Иез. 24 :23. И волоса (будут) на головах ваших, и обувь на ногах ваших 654 , не будете делать нарезов, не будете плакать, но будете истаевать от неправд ваших и не утешите друг друга.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

иерусалимский храм или Иерусалим) и «Господь овец принес новый дом – больше и выше того первого, и поставил его на месте первого» 639 . Это – «грядущий небесный град». В частности, и Мессия, как главный посредник в откровении царства Божия, по иудаистическим представлениям существует на небе прежде, чем явиться на земле в мессианское время. В этом свойстве небесной преэкзистенции Мессия на языке иудаизма называется Сыном человеческим. Образ «как, бы Сына человеческого», грядущего с облаками небесными, встречается уже в книге Даниила 640 . Если в самом человекообразном виде, в самом образе рождаемого от жены, открывается природная немощь и уничижение, то в шествии с облаками небесными нужно видеть обнаружение небесной славы 641 . С этого видения Даниила, начинается употребление термина «Сын человеческий» с новым значением, отличным от пророческого образа страдающего праведника. Дальнейшее развитие иудейских представлений о небесном достоинстве Мессии мы находим в книге Еноха. Здесь с Главою дней идет Сын человеческий, лицо которого подобно виду человека и, вместе с тем, подобно одному из святых ангелов. Он – Сын человеческий – «имеет правду, при нем живет правда и он открывает все сокровища того, что сокрыто, ибо Господь духов избрал его, и жребий его пред Господом духов превзошел все чрез праведность в вечность» 642 . О Сыне человеческом далее сказано: «Прежде чем солнце и знамения были сотворены, прежде чем звезды небесные были созданы, его имя было названо пред Господом духов... Он был избран и сокрыт пред Ним (Богом) 643 , прежде чем создан был мир, и он будет пред Ним до вечности» 644  . В 4 Ezr. (3 Ездр.) Сын Божий описывается kaksimilimudo hominis (cup.), homo cum nubibus caeli, vir ascendens. «Эmo – тот, которого Всевышний хранит многие времена, который самим собою избавит творение свое»; но «никто не может на земле видеть Сына Моего, разве только во время дня его» 645 . Такого рода супранатуральные представления заметны и в особенностях nepeboдa LXX om еврейского текста, так пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Из сказанного ясно, почему Спаситель новую заповедь о любви называет именно Своей: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга» ( Ин.15: 12 ), и исполнение ее считает истинным признаком Своих последователей и учеников: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13: 35 ). Эта новая заповедь Богочеловека действительно связана неразрывно с Его именем, и предуказанное Им Самим ее значение как верного признака Его последователей непрестанно подтверждается историей христианства с первых времен его существования. «Посмотрите, как христиане любят друг друга, – говорили язычники, – как готовы они умереть друг за друга, как будто они рождены от одного и того же отца и одной и той же матери! Не разделяют их ни язык, ни род, ни свойственные каждой земле обычаи, ни месторождение каждого» 640 . «Эти люди узнают друг друга... и питают друг к другу любовь, не будучи даже между собою знакомы», – говорит язычник же у Минуция Феликса 641 . Но если личность Иисуса Христа есть истинно животворное начало братской любви между людьми, то как странны те из современных моралистов (например, гр. Л.Н. Толстой), которые, преклонясь перед высотой и новизной христианской заповеди о любви, в то же время отчуждают ее от личности Того, Кто возвестил ее. В любви, составляющей предмет новой заповеди Спасителя, заключается истинное преобразование, или возрождение, человека. Одушевленный таким живым и святым чувством, христианин не может уже ограничиваться одним воздержанием от запрещенных законом действий, как это было в дохристианском мире, но будет постоянно стремиться к совершению положительного добра. Это неизменное одушевление любовью ко всему доброму составляет отличительную черту христианского духа. Ангелу Лаодикийской церкви Господь повелел сказать: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч (то есть не отрицаешь добродетели, но и не стремишься к ней с одушевлением)... Но как ты тепл, а не горяч и не холоден: то извергну тебя из уст Моих» ( Апок. 3: 15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Иов. 30 :15. Отошла отъ меня надежда, как ветер, и, как облако, спасение мое. Иов. 30 :16. И ныне изливается душа моя во мне 641 и дни печали объяли меня. Иов. 30 :17. Ночью кости мои ноютъ 642 , жилы же мои ослабели. Иов. 30 :18. С большою силою Он взялся за одежду 643 мою: как ожерелье 644 одежды моей, Он охватилъ 645 меня. Иов. 30 :19. Ты уподобил меня грязи, и в земле и пепле удел мой. Иов. 30 :20. Я взываю к Тебе, и Ты не услышал меня, а они стояли и смотрели на меня 646 . Иов. 30 :21. Напали 647 на меня без милости, крепкою рукою Ты уязвил меня. Иов. 30 :22. Ты подвергъ 648 меня болезням и лишил меня спасения. Иов. 30 :23. Ибо я знаю, что смерть сокрушитъ 649 меня: дом всякому смертному – земля. Иов. 30 :24. Если бы возможно было, я убил-бы 650 самого себя, или умолял-бы другого сделать со мною это 651 . Иов. 30 :25. А я плакал о всяком немощном, вздыхал при виде человека въ нужде. Иов. 30 :26. И я ждалъ добра, а вот, встретили меня дни бедствий. Иов. 30 :27. Мои внутренности вскипели и не умолкнутъ 652 , предварили меня дни нищеты. Иов. 30 :28. Со стономъ хожу, не зажимая рта 653 , стоял в собрании и кричал. Иов. 30 :29. Братомъ стал сиренамъ 654 , другом птицамъ 655 . Иов. 30 :30. Кожа моя весьма почернела, а кости мои сгорели от жара. Иов. 30 :31. Гусли мои обратились в плач, а песни мои у меня – в рыдание. Глава 31 Иов. 31 :1. Завет я заключил с глазами моими, чтобы не помышлять о девице. Иов. 31 :2. Что же уделил Бог свыше и (каково) наследие от Всесильнаго с высоты 656 ? Иов. 31 :3. Увы, пагуба неправому и удаление 657 делающим беззаконие! Иов. 31 :4. Не сам-ли Он видит путь мой и все шаги мои исчисляет? Иов. 31 :5. Ходил-ли я с насмешниками 658 и спешила-ли нога моя на лукавство? Иов. 31 :6. Я стоял на весах правды 659 , Господь же видел мое незлобие. Иов. 31 :7. Если нога моя уклонилась с пути 660 , если и сердце мое следовало за глазами моими, и если я руками своими касался даровъ 661 , Иов. 31 :8. То пусть я посею, а другие поедят, пусть я не буду иметь корня 662 на земле.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иосия вступил на престол в 8 лет и царствовал 31 год (641–610). После Иосии царствовал только три месяца сын его Иоахаз, царь нечестивый, которого воцарил «народ земли» ( 4Цар.23:30 ). Но его низложил царь египетский. Так как Иоахаз не был в числе предков Спасителя, то евангелист о нем не упоминает. Вместо Иоахаза был возведен на престол брат его Елиаким, 25 лет, и 11 лет царствовал в Иерусалиме (610–599). Царь вавилонский, Навуходоносор, подчинил себе Елиакима и изменил его имя на Иоакима. После него воцарился сын его Иехония (или Иоахин), 18 лет, и царствовал только три месяца (в 599 г.). В его царствование Навуходоносор, царь вавилонский, подступил к Иерусалиму, осадил город, а Иехония вышел к царю вавилонскому со своей матерью, слугами и князьями. Царь вавилонский взял его и переселил в Вавилон, а на его место посадил Матфанию, дядю Иехонии, и сменил имя Матфании на Седекию. Так как дальнейшую линию евангелист ведет от Иехонии и уже после переселения в Вавилон, то упоминать о Седекии не было надобности. По переселении в Вавилон Иехония был посажен в тюрьму и пробыл в ней 37 лет. После этого Евилмеродах, новый царь вавилонский, в год своего воцарения вывел Иехонию из дома темничного, говорил с ним дружелюбно и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне. Иехонией закончился период царей Иудейских, продолжавшийся более 450 лет. Как ни прост 11-й стих, толкование его представляет непреодолимые и почти неразрешимые трудности. В греческом тексте, и именно в лучших рукописях не так, как в русском: «Иосия родил Иехонию (а не Иоакима)... при (во время) переселении вавилонском», т.е. в Вавилон. Далее в 12-м стихе так же, как в русском. Предполагают, что слова русского перевода: " Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию» (курсивом) – вставка в подлинные слова Матфея, правда, очень древняя, известная уже Иринею во II веке по Р.Х., но все-таки вставка, первоначально сделанная на полях в целях соглашения родословия Матфея с ветхозаветным писанием, а потом и ответа язычникам, упрекавшим христиан в том, что в Евангелии пропущено имя Иоакима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.26:64 .  Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных. Как Пилату, так и Каиафе 641 дается одинаковый ответ, чтобы они были осуждены собственным приговором. Мф.26:65–66 .  Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. То же самое неистовство побуждает разорвать одежду [первосвященника], которого ярость побудила вскочить с первосвященнического места 642 . А одежды свои он разорвал для того, чтобы показать, что иудеи утратили славу священства и имеют свободным первосвященническое место 643 . Впрочем, это было у иудеев в обычае: разрывать одежды свои, когда они слышали нечто кощунственное 644 , как бы сказанное против Бога. Мы читаем, что это сделали также Павел и Варнава, когда в Ликаонии их почтили как богов. А Ирод, не воздавший славы Богу, но ласкаемый неумеренным почтением со стороны народа, немедленно был поражен ангелом. Мф.26:67 .  Тогда начали плевать Ему в лице и бить в него кулаками. Так что исполнилось то, что сказано: «Я подставил щеки Свои» [или: щеку Свою] «под удары, и не отвернул лица Своего от позора плевков» ( Плач. 3, 30 ). 645 В греческом тексте это место читается так: Λσει τ παοντι ατν οταγνα, χορτασθσεται νειδεσμν; в латинском: Dabit percutienti se maxillam, saturabitur opprobriis, что значит: «Подставит Он щеку бьющему Его, насытится поруганиями». То же самое почти дают и тексты славянский и русский. Более близкий текст мы находим у Исайи ( Ис. 50, 6 ). 646 Мф.26:67–68 .  Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? Неразумно было отвечать наносящим удары и по-пророчески угадывать Получающему побои [или: наносящим побои], когда безумие наносящего удары было явным. Но как этого Он не предсказывал нам, так, наоборот, весьма ясно предсказал, что Иерусалим будет окружен войском и в храме не останется камня на камне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010