525 Упоминая о епископах и диаконах в Филиппах, апостол умалчивает о пресвитерах. Высказывали в древности (напр., св И. Златоуст, за ним – блаж Феофилакт и Экумений, а также блаж. Феодорит – в своих толкован. на посл. Филип.), высказывают и ныне, что под епископами здесь нужно разуметь и епископа или епископов и пресвитеров, исходя из того, что при епископе были непременно и пресвитеры, что в одной церкви бывает только один епископ, или что наименование «епископ» прилагалось в апостольское время и к пресвитерам. Но св. Епифаний, имея в виду Филип. 1:1 , пишет: «где не оказывалось человека, достойного епископства, там место оставалось без епископа; где же была нужда и были люди, достойные епископства, там поставляемы были епископы. Так как народа было немного и из них некого было ставить в пресвитеры (а по древнему правилу, при епископе, замечает проф. Лебедев, их всегда бывало несколько), то довольствовались одним местным епископом. А без диакона епископу быть невозможно. Церковь тогда не получила еще полного устройства, отчего в то время и было такое ее положение. В каждом деле не сначала все есть, но с теченим времени все устрояется» (Ер. 75, 4). Не вполне верно и то, что в одной церкви мог быть и был только один епископ. В «Учении 12 апостолов» читаем: «поставляйте себе епископов и диаконов» (XV, I). Речь обращена к одной общине или церкви. В парикии Павла Самосатского (т. е. в его епископском округе), кроме него самого, имелось на лицо несколько хорепископов, т е. деревенских епископов (Евсев. Цер. ист. VII, 30). Церковные историки допускают случаи, когда в христианском городе существовало два и более епископов с отдельными общинами, особенно там, где христиане состояли не из одних иудеев, и не из одних язычников. Каллист и Ипполит, напр., были одновременно епископами Рима в нач. III в. См. Лебедева Духовенство древн. всел. церкви. 49–50 стр. Горского А. В. История евангельская о церкви апостольской. Москва 1883 г. 641 стр. 526 Напр. Титом, Тимофеем и другими сотрудниками апостолов, которым предоставлено было поставлять епископов, пресвитеров и диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Иоанна Златоуста: «Ты бо еси приносяй и приносимый и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш». 351. Hymn 50.147–148. 352. Hymn 51.114–120. 353. Hymn 51.125–130. 354. Hymn 58.249–252. 355. Cat4.11–18. 356. Cat 4.26–30. 357. Cat 4.35–38. 358. Cat 4.517–519. 359. Cat 4.600–603. 360. Cat 4.612–622. 361. Cat 5.429–441. 362. Cat 5.654–656. 363. Cat 26.114–120. 364. Ер 2.106–128. 365. Ер 3.587–603. 366. Cat 34.142–143 367. Hymn 19.56–75. 368. Hymn 19.86–103 369. Hymn 19.156–163. 370. Hymn 14.42–54. 371. Eth 5.519–528. 372. Eth 6.413–417. 373. Hymn 6.417–421. 374. Eth 6.421–428. 375. Eth 6.429–453. 376. Eth 6.424–428. 377. Eth 3.590–599. 378. Eth 1.12.483–489. 379. Eth 11.386–391. 380. Eth 15.189–196. 381. Cat 28.262–274. 382. Cat 28.291–299 383. Cat 33.80–93. 384. Cat 33.215–218. 385. Cat 34.33–35. 386. Hymn 58.224–248. 387. Eth 13.222–236. См.: Часть II. Покаяние. Примечание 17. 388. Eth 13.278–283. 389. Сар 3.46 390. Сар 3.79. 391. См. по этому вопросу диссертацию Joost Van Rossum. The Ecclesiological Problem in St. Symeon The New Theologian. 1976. (New York). Классическая книга — Karl Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt (См. библиографию) — рассматривающая те же вопросы, не потеряла еще своего интереса. 392. Ер 1.2–4. 393. Ер 1.34–36. 394. Ер 1.39–44. 395. Ер 1.79–83. 396. Euch 2.14–15. 397. Ер 1.112–117 398. Ер 1.128 399. Ер 1.134–146 400. Ер 1.150–155. 401. Ер 1.177–183. 402. Ер 1.223–236. 403. Ер 1.237–245. 404. Ер 1.258–263. 405. Van Rossum. The Ecclesiastical Problem… p. 34–35. 406. Ep Ep 1.278–280.1.263–274. 407. Ep 1.307–309. 408. Ер 1.318–322. Можно заметить значительное сходство, может быть даже влияние, между тем, что говорит здесь пр. Симеон о апостольском преемстве, и хорошо известным местом из Климента Римского в его Послании к Коринфянам. Хотя намерение пр. Симеона совсем другое: не столько подкрепить авторитет существующей иерархии, сколько показать действительность дара Святого Духа истинным преемникам апостолов. Св. Послание Климента к Коринфянам, гл. 42–44.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

256 Евсевий. Церк. ист. VI. 43. 1—2. 257 Там же. 21—22. 258 Свидетельство Иеронима в 66-й главе книги «О знаменитых мужах» не дает ничего нового и всецело зависит от Евсевия. 259 Там же. 6. 260 Ер. 55 (52). 24. 261 На этом страница обрывается. Написано только: «Моя статья…» Очевидно ссылка на статью «Две идеи вселенской Церкви». Впоследствии учение Киприана развито во многих статьях отца Николая. - МЛ. 262 Ер. 19 (14). 2. 263 Ер. 64 (59). 11. 264 Ibid. 1. 265 Ер. 59 (55). 14. 266 Ер. 55 (52). 267 Ер. 59 (55). 14. 268 Ibid. 269 …Post ista adhuc insuper pseudoepiscopo sibi ab haereticis constituto, navigare audent, et ad Petri Cathedram atque ad Ecclesiam princi palem, unde unitas sacerdotalis exorta est, a schismaticis et profanis litteras ferre, nec cogitare eos esse Romanos, quorum fides (Ibid.). 270 Ер. 67 (68). В этом письме, написанном от имени собора, дан полный список имен епископов. Однако сравнение этих имен с именами, приведенными в «Sententiae episcoporum», легко вскрывает, что большинство кафедр принадлежало Проконсульской Африке. Я опускаю этот анализ и отсылаю читателя к Покровскому (Соборы древней Церкви… Приложение 3. С. 767). 271 Cyprianus. Ер. 70 (70). 272 Idem. Ер. 69 (76). 273 Quod quidem et Agrippinus.bonae memoriae vir, cum caeteris coepiscopis suis qui illo in tempore in provincia Africa et Numidia Ecclesiam Domini gubernabant, statuii et librato consilii communis examine firmavit (Ep. 71 (71). 4). 274 Ep. 72 (72). 275 Sententiae episcoporum. 276 Покровский А.И. Соборы древней церкви… С. 576. 277 см. прим. к стр. 146. 278 Ер. 72 (72). 279 Ibid. 3. 280 Наес ad conscientiam tuam frater chiarissime, et pro honore communi et pro simplici dilectione pertulimus, credentes etiam tibi pro religionis tuae et fidei veritate piacere, quae et religiosa pariter et vera sunt (Ibid.). 281 Ibid. 282 Cyprianus. Ер. 75 (75). 283 Cyprianus. Ер. 74 (74). 2. 284 См. Ер. 72. 3; Sententiae episcoporum. 285 Ер. 35 (29). 1. 286 Cyprianus. Ер. 75 (75). 4. 287 Tantus est numerus Prophetarum, ut multi plex et divina sapientia per multos distribuantur (Ibid.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

С.А. Степанцов Антидонатистская тенденция как экзегетический фактор в «Рассуждениях на Послание Иоанна к парфянам» Аврелия Августина Источник Содержание 1. Ер. Io. tr. 1 1.1. Ер. Io. tr. 1, 8 толкование на 1Ин.2:1 1.2. Ер. Io. tr. 1, 12 – толкование на 1Ин.2:10 1.3. Ер. Io. tr. 1, 13 – толкование на 1Ин.2:11 2. Ер. Io. tr. 2 2.1. Второе «Рассуждение...» 2.2. Ер. Io. tr. 2, 4 – толкование на 1Ин.2:12 3. Ер. Io. tr. 3 3.1. Ер. Io. tr. 3, 4–5 – толкование на 1Ин.2:18–19 3.2. Ер. Io. tr. 3, 7–8 4. Ер. Io. tr. 6 4.1. Ер. Io. tr. 6, 2 – толкование на 1Ин.3:16–18 4.2. Ер. Io. tr. 6, 11–14 – толкование на 1Ин. 4:1–3 5. Ер. Io. tr. 10, 8–10 – рассуждение по поводу 1Ин.5:1–3     «Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам» (In Epistolam Iohannis ad Parthos tractatus) – это десять гомилий на Первое Послание Иоанна, которые Аврелий Августин произнес перед своей гиппонской паствой в 407 г., причем по крайней мере восемь первых были произнесены в течение пасхальной недели, а девятая и десятая – позже, но все же в пределах пасхального периода 1 . «Посланием Иоанна к Парфянам» Августин называет Первое Послание Иоанна 2 . Это название, вероятно, возникло в результате ряда недоразумений; впрочем, Августин никак специально не разбирает смысла приводимого им названия. Десять «Рассуждений...» – признанный шедевр августиновской гомилетики: нигде с большей полнотой не выражено учение Августина о братской любви (caritas, dilectio) 3 . Тема любви господствует в его комментарии к Посланию и подчиняет другие важные его темы: вера, грех и оправдание, антихристы... С тех пор как работы А.-М. Ла Боннардьер и М.-Ф. Берруара установили год произнесения «Рассуждений на Послание Иоанна к Парфянам» (407), нашла объяснение острота антидонатистских мотивов в этой серии проповедей. Такая же острота антидонатистской полемики характерна для других проповедей Августина, произнесенных до июня 407 г., когда состоялся Карфагенский собор и были приняты законодательные меры против донатистского раскола, но и после этого – до 411 г., даты карфагенской «конференции» 4 . В «Рассуждениях...» эта полемика является не только фоном толкования Первого Послания Иоанна, но, как отметил А.Амман, одним из трех факторов, которые вообще определяют направление экзегезы Иоаннова Послания у Августина (два других фактора: пасхальный период и присутствие новокрещенных 5 ). Цель этой статьи – рассмотреть, описать и оценить проявление этого фактора в гомилиях на Первое Послание Иоанна. Сразу оговорюсь: в статье речь пойдет только о влиянии антидонатистских идей на экзегезу Послания, а не о мере справедливости и состоятельности или историческом значении той критики донатизма, которую предпринимает Августин в данной серии проповедей. С исчерпывающей тщательностью эта критика и отражение донатисткого раскола в творениях и мысли Августина проанализированы в великолепной обобщающей статье «Donatismus, Donatistae», вошедшей во второй том «Augustinus-Lexikon» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

137b. 46–50). Последнее высказывание оставляет данный перечень, состоящий из 11 страстей, открытым, что вполне соответствует духовному учению двух старцев. Помимо вышеназванных страстей в «Ответах» обличаются «дерзость», или «свободное обращение» (παησα – Отв. 258. С. 197/Ер. 261. 10), к-рое «погубляет все плоды инока» (Отв. 337. С. 234/Ер. 340. 10–12), забвение и нерадение (λθη, μλεια – Отв. 223. С. 167/Ер. 226. 67 sqq.), но более всего своеволие, самооправдание и человекоугодие: «Отсеки эти три вещи: волю, самооправдание, человекоугодие, и поистине придет к тебе умиление, и покроет тебя Бог от всякого зла» (Отв. 234. С. 137/Ер. 237. 39–42). Человекоугодие называется также «ублажением» (μακαρισμς – Отв. 61. С. 48/Ер. 126. 9; ср.: Ис 3:12 ). Как своеволие, так и самооправдание наносят подвижнику страшный удар: «Кто хочет исполнять свою волю, тот сын диавола...» (Отв. 548. С. 350/Ер. 551. 18–19); самооправдание (δικαωμα) одно, без помощи др. страстей, способно низвести во ад (Отв. 234. С. 176/Ер. 237. 21–23). По словам В.В., «зло никогда не истребляет зла... и самооправдание никогда не оправдывает человека» (Отв. 349. С. 241/Ер. 352. 8–10). Особенность гордости и самооправдания, по назиданию Иоанна, в том, что они «препятствуют покаянию» (Отв. 330. С. 231/Ер. 333. 22). С самооправданием связано осуждение: «Осуждение другого... случается с тобою за то, что еще не умерло в тебе самооправдание» (Отв. 104/Ер. 181. 4–5). «Не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум. Отсюда является нерадение и рождается сердечное нечувствие» (Отв. 495. С. 322/Ер. 498. 15–18). «Берегись, чтобы не осуждать никого, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя» (Отв. 236. С. 178/Ер. 239. 37–39). Нельзя осуждать даже грешника и злодея, но только грех , гнездящийся в нем (Отв. 450. С. 293; Отв. 192. С. 145). Из фрагментарного перечня отдельных страстей видно, что В.В. предлагает целую аскетическую систему. Никакую страсть невозможно преодолеть без покаяния, плача и молитвы; напр., плач и молитва нужны для борьбы со страстями блуда, дерзости, уныния (Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

178. С. 132/Ер. 87. 18) или «Иисусе! помоги мне» (Ιησο βοθει μοι – Отв. 39/Ер. 39. 12). Хотя слова, наиболее соответствующие совр. практике Иисусовой молитвы, дословно упоминаются всего лишь неск. раз (Вопросоотв. 126. С. 89/Ер. 175. 2–3; Отв. 443/Ер. 446. 17–18; ср.: Отв. 556/Ер. 559. 5–7), она непрестанно имеется в виду, особенно когда говорится о силе имени Божия. «Имя Божие, будучи призываемо... убивает все страсти» (νομα το Θεο νομαζμενον ναιρε... πντα τ πθη – Отв. 421. С. 282/Ер. 424. 31–32. Ср.: Отв. 173. С. 130/Ер. 82. 11–13). Болящему иноку Андрею В.В. отвечает, что «во имя Владыки нашего Иисуса Христа» можно «воскрешать... и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять и делать многие чудеса» (Отв. 181. С. 134/Ер. 90. 21–24). Одно из вышеуказанных мест станет классической формулой исихазма: «Молитвенно призывай святое имя Божие (προσεχου τ γιον νομα το Θεο), говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (Отв. 443/Ер. 446. 17–18). Если молитвенным призыванием имени Божия изгоняются страсти, то приобретение непрестанной молитвы есть победа над страстями: «...непрестанно молиться относится к мере бесстрастия» (τ διαλεπτως προσεχεσθαι ν τ μτρ στι τς παθεας – Отв. 178. С. 132/Ер. 87. 6–7). Лишь в состоянии бесстрастия достижима совершенная молитва ( τελεα προσευχ), связанная с предельной духовной сосредоточенностью. В.В. говорит: «Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства. Человек входит в такое (состояние), когда умрет для всех людей, для мира и для всего, что в нем находится... Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял» (Отв. 79. С. 61/Ер. 150. 15–18, 24–25). В учении преподобных В.В. и Иоанна молитва Иисусова еще не имеет того исключительного значения, к-рое она приобретет впосл. в исихастской традиции, и может чередоваться с иными видами молитвы: «Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно...» (Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

68.3–4). Согласно свт. Киприану, епископ обладает следующими функциями: он есть надзиратель, предстоятель, пастырь, управляющий, начальник и священник (Ер. 69.5 802 ; 58.1 803 ). В целом можно сказать, что основные функции епископа сводятся к управлению, совершению таинств, учительству и церковному суду 804 . Во-первых, епископ есть пастырь (pastor), мудро управляющий своей паствой, следящий за миром и благочинием и предохраняющий Церковь от расколов (Ер. 52.15; 57.4–5; 55.14 805 ; 71.2). Во-вторых, епископ – это «священник, замещающий Христа» (sacerdos vice Christi), который подражает действиям Первосвященника Христа и приносит в Церкви истинную и полную жертву Богу Отцу (Ер. 63.14) 806 . Крестить и отпускать грехи могут только предстоятели Церкви (Ер. 73.7) 807 . Священнический авторитет и власть (sacerdotalis auctoritas et potestas) епископа утверждаются Божественным достоинством (de divina dignitatione fir matur, Ер. 55.18). В-третьих, епископ – это учитель, который должен крепко придерживаться истинной веры вселенской Церкви, учить ей и во всех евангельских и апостольских заповедях показывать смысл Божественного домостроительства и единства (ratio divinae dispositionis atque unitatis, Ep. 73.20). Епископ должен наставлять в истинной вере (dare fidei veritatem) также тех, кто возвращается в Церковь из ереси (Ер. 70.3;73.22). При этом свт. Киприан замечает, что епископу следует не только учить, но и учиться, потому что лучше будет учить тот, кто каждый день возрастает и преуспевает в изучении лучшего (Ер. 74.10). Наконец, в-четвертых, епископ – это «судья, на время замещающий Христа» (ad tempus judex vice Christi), имеющий судебную власть над своей церковью и ее членами (Ер. 55.5; ср. Ер. 52.3); источником этой судебной власти является священнический авторитет епископа (Ер. 55.18) 808 . Судебная власть епископа реализовывалась, в частности, в праве отлучать от церковного общения и в других дисциплинарных взысканиях в отношении клириков и лаиков (Ер. 65.3; 62.4; 28.1;28.3–4; 36.4; 48.2; 49.3; 52.4; 55.1; 67.2; 67.4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Eccl.,4) 789 . Многочисленное общество священников связано узами взаимного согласия и единства (Ер. 67.3 790 ; ср. Ер. 52.8 791 ). Все предстоятели Церкви являются наследниками и заместителями апостолов (Ер. 69.4) 792 . Итак, по мысли свт. Киприана, богоучрежденный «епископат един, и каждый отдельный епископ целостно в нем участвует» (De unit. Eccl., 4 793 ; Ер. 52.24 794 ). В Церкви существует единый «союз священников» (collegium sacerdotum), и кто не сохраняет единства и мира с епископатом, тот от него отделяется и не может иметь ни власти, ни достоинства епископа (Ер. 52.24) 795 . Видимым образом это единство епископата выражается на соборах епископов (concilium episcoporum, Ер. 66.1; 52.4 и др.). 5.3. Единство и структура поместной церкви h11 5.3.1. Епископ как основа единства поместной церкви Если единство вселенской Церкви основано на союзе равноправных епископов, то свт. Киприан, подобно свт. Игнатию Антиохийскому , полагает, что каждый епископ обеспечивает единство своей поместной церкви и обладает в ней всей полнотой власти: «Один епископ начальствует в церкви» (Ер. 69.5) 796 ; «епископ в церкви, и церковь в епископе, и кто не с епископом, тот не в церкви» (Ер. 69.8) 797 . В избрании и посвящении нового епископа свт. Киприан, не без влияния римского права 798 , выделяет три необходимых момента: 1) Божественное решение (divinum judicium; Dei judicium ) 799 , 2) избрание (клира) и народа (cleri ас plebis suffragium; populi suffragium ) 800 и 3) свидетельство/согласие соепископов (coepiscoporum testimonium/consensus) 801 (см. Ер. 52.8; 12.5; 40.1; 68.4–5; 67.2; 69.1). Прежде чем быть рукоположенным, кандидат в епископы, как правило, должен был пройти все церковные должности (per omnia ecclesiastica officia; cunctis religionis gradibus, Ep. 52.8). Посвящение нового епископа должно быть справедливым и законным (ordinatio justa et legitima), основанным на принадлежащей церковному народу (plebs) власти избирать достойных и отвергать недостойных (potestas eligendi vel recusandi, Ер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Сург. ер. 44, 1; 45, 1. В виду важности дела Киприан созвал собор, чтобы с ними лучше выяснить положение дела. (Cypr. 1. с. и ер. 48, 2). Решение собора по этому делу (в пользу Корнелия) Киприан сообщил всем епископам Африки, Нумидии и Мавритании, советуя им быть в общении с Корнелием Сург. ер. 45, 1 ср. 48, 2. 3. В свою очередь Киприан сообщил Корнелию имена африканских епископов, с которыми он должен находиться в общении ср. 59, 5. Об отлучении Новациана Корнелий сообщил Киприану с просьбой поставить об этом в известность другие церкви Африки. Сург. ер. 49, 3: lias litteraputo te debere et ad ceteras ecclesias mittere, ut omnes sciant. С другой стороны один африканский епископ сообщил Киприану о своем поведении относительно новациан и это было передано ер. 55, 1 Корнелию. Также как с Римом Киприан находился в непосредственных сношениях с церквами Испании, Галлии и Каппадокии. О. Ritschl. Cyprian von Karthago und die Verfassung der Kirche. Gütting. 1885. S. 165. 91 Запрос в Сург. ер. 24 был сделан Киприану и Карфагенскому пресвитерию. Подобное можно заключить из Сург. ер. 4 (desiderans, ut tibi rescriberemus, quid nobis – videatur), где ответ исходит от Киприана и Карфагенского пресвитерия. Подобное предполагает и Сург. ер. 3 (ср. Sobm S. 364 anm. 39). 94 Сург. ер. 67, 5: Basilides – Romam pergens Stephanum collegam nostrum longe positum et rei gestae ignarum fefellit, ut exambiret, reponi se injuste in episcopatum, de quo fuerat juste depositus. Следствием Римского определения было то, что испанские епископы опять вступили в церковное общение с низложенным епископом ср. Сург. ер. 67, 9. 98 Sohm Bd. 1 S. 366, 367. Образование и положение примасов будет мною рассмотрено в своем месте. 99 Лэнинг (Gemeindeverfassung S. 99 ff), основываясь на свидетельстве Егезиппа (Euseb. II, 23 и IV, 8. 22) родиной единоличного епископата считает восточно-иорданские страны в Палестине и Сирии. Переселившиеся сюда из Иерусалима христиане из иудеев создали здесь под влиянием изгнания и опасной войны с Римом единоличную организацию, избрав своим главою родственника Иисуса, именно Симеона, который позднее принял весьма распространенный в той местности титул епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

О дальнейшем течении этого дела известно только то, что порядок в области был скоро восстановлен и что для этого весной 375 г. был созван в Иконии Собор, на который был приглашён и Василий Великий. Василий не мог на него прибыть, потому что ещё не совсем оправился от своей болезни. Его ждали несколько дней, из чего видно, какой вес имел его голос даже в других провинциях. Постановления Собора, вероятно, соответствовали его советам (Bas. Ер. 202– 216). Упоминаются в письмах Василия Великого ещё два мелких дела, касающихся внешней организации Церкви и связанных с недостатками пресвитеров (ер. 188, 199. Ibidem, col. 680 А, 716–717). По примеру Василия Великого Амфилохий употребил много сил и ревности на введение в своем диоцезе более строгой церковной дисциплины. В этом отношении он был поставлен местными условиями между двумя крайностями, между которыми нелегко было провести среднюю линию. Юг его провинции, внешняя церковная организация которого находилась в упадке, представлял собой печальную картину и в нравственном отношении. Жители Исаврии пользовались большою известностью в качестве искусных строителей (Greg. Nas. Ер. 25. Migne, PG, t. 46, col. 1093 ff. Срав. Житие св. Марфы – Acta sanct. Maii, V, с. 49, p. 421, с. 50, p. 422), но они славились и своими разбоями и насилиями. На затруднения, которые ожидали Амфилохия в этой части его диоцеза, Василий Великий намекает уже в поздравительном письме к нему (ер. 161, Migne, PG, t. 32, col. 632 А. Для выяснения смысла срав. ер. 199. Ibidem, col. 717 А, В) и яснее говорит об этом в письме 217 (ibidem, col. 808 В). Разбои были так опасны, что для отражения разбойничьих банд организовывались целые отряды во главе с пресвитерами (Bas. Ер. 217. Ibidem, col. 796 В, С). Огрубению нравов содействовали также частые набеги варваров. Один из таких набегов, от которого пострадала и Каппадокия, произошёл при Амфилохии (Bas. Ер. 217, 215. Ibidem, col. 805 В, 808 С, 792 А). С другой стороны, близость Фригии сказывалась в Ликаонии сильным распространением аскетических сект с их крайностями: эпиратотов (Bas. Ер. 188, 199, 236. Ibidem, col. 669 А, В, 729 С, 881 С) и в некотором количестве монтанистов и новациан (Bas. Ер. 188. Ibidem, col. 664 С. 668 А). Их пример был заразителен и оказывал дурное влияние на членов Церкви (Bas. Ер. 199. Ibidem, col. 725). Сектанты хвалились строгостью своей дисциплины и укоряли Церковь в попустительстве. Ввиду этих обстоятельств, от пастыря Церкви требовался большой такт: ему нельзя было идти слишком резко против установившихся обычаев, но необходимо было дать удовлетворение и аскетическим потребностям, в то же время, ограничивая их крайности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010