Anom. 5. 7; ср.: De Lazaro. 3. 4; In Hebr. 9. 5). Однако эти высказывания вовсе не исключают тайной исповеди перед священником (см.: Galtier. 1910. P. 323-324; Παπαδπουλος. 1999. Τ. 2. Σ. 216-220). И. З. признавал, что епископы и священники получили от Христа власть прощать и оставлять грехи ( Ioan. Chrysost. De sacerd. 3. 6), причем не только в крещении, но и после него: «Люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным и получили власть, которой Бог не дал ни ангелам, ни архангелам; ибо не им сказано: «И что свяжете на земле, то будет связано на небесах, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 18. 18). Земные властители имеют власть связывать, но только тело; а эти узы связывают самую душу и проникают в небеса; и что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, и мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он дал им всю небесную власть? «Кому простите грехи,- говорит Он,- тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20. 23). Какая власть может быть больше этой? «Отец весь суд отдал Сыну» (Ин 5. 22); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам» ( Ioan. Chrysost. De sacerd. 3. 5). Косвенным подтверждением, что священники принимали тайную исповедь и отпускали грехи, является также то, что без этого и без изучения душевного состояния пасомого они не могли бы налагать епитимии (δκη, πιτιμα), соответствующие тяжести согрешения: «Я могу указать на многих, дошедших до крайней степени зла, потому что на них не было наложено наказание, соответствующее их грехам. Ведь налагать наказание (τν πιτιμαν πϒειν) следует не просто по мере грехов, но соображаясь с душевным расположением грешников, чтобы, зашивая разрыв, не сделать большей прорехи, и стараясь поднять падшего, не причинить еще большего падения… Итак, долг священника - ничего такого не оставлять без испытания, но, после строгого исследования всего употреблять соответствующие меры со своей стороны» (Ibid. 2. 4). Эсхатология Свт.

http://pravenc.ru/text/541598.html

8. Тогда Петр, исполнясь Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! 9. Если от нас сего дня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен; 10. То да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, которого вы распяли, которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он пред вами здрав. 11. Он есть камень пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения. 12. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Петр, исполнясь Духа Святого: именно особенным образом исполнясь, для защиты правого дела в этом частном случае, соответственно обетованию Христову ( Мф.10:19–20 и парал.). – Сказал: Петр отвечает только на данный вопрос – какой силой и во имя чье совершено ими исцеление и отвечает с дерзновением и прямотой. – Начальники народа и старейшины: почтительное обращение, признающее их в их высоком достоинстве представителей народных, хотя они, как распявшие Мессию своего, и недостойны сего. – Если от нас требуют и пр.: условная форма речи и сам выбор выражений тонко и остро указывают на несправедливость теперешнего суда над апостолами. Они, апостолы, оказали благодеяние немощному; неужели следует требовать ответа или отчета в благодеянии и судить за него перед высшим судилищем, как за злодеяние? «За это, конечно, надлежало бы увенчать нас и провозгласить благодетелями, а между тем нас судят за благодеяние человеку немощному, не богатому, не сильному и не славному» (Злат.). Вместе с сим апостол указывает на непререкаемость чуда, именно – что человек тот действительно был немощен и действительно исцелен ими. – Да будет известно всем вам и всему народу: вам, как представителям народной веры и совести, а через вас и всему народу, который призывается к покаянию и обращению ко Христу. – Именем Иисуса Христа ( Деян.3:6 ), Назорея ( Деян.2:22 ), которого вы распяли, или предали на распятие ( Деян.3:13 ), но которого Бог воскресил (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

31:9-12).    Девство стоит близко к целомудрию, но, будучи выше его и других добродетелей, соревнуется с Ангелами и благодаря своей чистоте приближается к Богу. Поистине, велико достояние девства — ангельское и небесное. Свидетельство же этому то, что не быстро мы найдем в Божественных Писаниях тех, кто выделялся этой добродетелью прежде Закона. И в Законе вряд ли можно назвать кого-нибудь, кроме земного ангела и небесного человека — Илии Фесвитянина и его ученика Елисея; возможно, [еще назовем] Иеремию и некоторых других немногочисленных Пророков, а также великого из рожденных женами (Мф. 11:11), посредника между Ветхим и Новым Заветами [Предтечу и Крестителя Господня Иоанна]. Ибо сей есть истинный девственник и телом и духом, который через беспримесную чистоту жизни не только другом жениха (Ин. 3:29) был наименован, но и удостоился крестить Самого Господа. И больше нет прежде Закона и в Законе тех, о ком бы можно было сказать, что они через девство угодили Богу. У эллинов же и так называемых ими самими философов не только не обреталось девство, но и не верят они, что кто-либо, облеченный в тело, видел его воочию. И по справедливости [скажем]: как они могли поверить в девство, [если] сами обоготворяли позорные страсти и жили, словно свиньи, во всяком распутстве и разнузданности? Иудеи же и до сего дня девство и не приветствуют, и не следуют ему. Видя же у нас, христиан, [девство] процветающим по всей вселенной и во всяком возрасте, они истаевают в соответствии со сказанным: Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет (Пс. 111:10). Так как с тех пор, как Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, благоволил явиться миру от Святой Непорочной Богородицы и Приснодевы Марии и дал нам власть против диавола (см. Лк. 10:19), легко [Col. 1497] исполняется всяким желающим таковая добродетель девства. Но то, что это есть великое достижение, а блага, уготованные в обетованиях [за девство], еще большие, очевидно для всех любящих Бога. Невозможно же без любви к Богу и смиренномудрия достичь кому-либо высоты сей добродетели, как свидетельствует Сама Всенепорочная, Всепетая и Всеславная Богородица, когда поет: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк. 1:46-47), Божественную любовь являя. И тотчас: что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк. 1:48) и низложил сильных с престолов и вознес смиренных (Лк. 1:52) и остальное. И к Гавриилу прежде [того говорит]: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

7:7–13. Роль Закона Употребляя в этом параграфе местоимение 1л. ед.ч. «Я», апостол на самом деле говорит о дозаконном человечестве (см. примечание sub loco в BJ и ТОВ.). Он утверждает, что «не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: “не пожелай " » (7:7), «потому что грех , взяв повод от заповеди, обольстил меня…» (7:11). 7:13–25. Внутренняя борьба Здесь апостол Павел говорит о человеке, который разрывается между добром и злом. Но о ком идет речь: о христианине или же о еще не оправданном человеке? Мнения комментаторов расходятся. Третья часть. 8:1–39 Святой Дух в Церкви сынов Божиих Насколько затруднительна предыдущая глава, предназначенная иудеохристианской аудитории, настолько прозрачно богословие апостола Павла в 8 главе, которую можно считать одной из вершин Павловой мысли. а. 8:1–4. Дар Духа Апостол говорит о «законе духа жизни», который освобождает от греха и смерти (8:2). Здесь уже речь идет не о Торе, не о писаном ветхозаветном Законе, а о Законе, который Бог устами пророка Иеремии обещал написать на сердцах обновленного народа ( Иер. 31:31–34 ). То, что было невозможно для ветхого Закона. Бог сотворил, «послав Сына», Который «в подобии плоти греховной… осудил грех во плоти» (8:3), так что отныне мы «живем по духу» (8:4). Здесь, как и на протяжении всей 8 главы, апостол Павел излагает свою мысль в понятиях тринитарного богословия. б. 8:5–12. Жизнь в Духе Продолжая свою мысль, апостол противопоставляет жизнь по плоти жизни по Духу Святому. Плоть, которая вообще означает телесное вещество, в словоупотреблении апостола характеризует состояние человека, подверженного греху; плоти апостол Павел противопоставляет дух (с маленькой буквы), характеризующий состояние нового человека, просвещенного духом Святым (с большой буквы): «Вы не плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (8:9), ибо «дух жив для праведности» (8:10). Завершает это рассуждение апостол в тринитарной перспективе: «Если же Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (8:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Деян.4:7. и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?    Поставив обвиняемых «посреди», как было в обычае (ср. Ин 8:3), их спрашивали: «какою силою или каким именем», то есть чрез призывание какого имени, они сделали это. Члены синедриона, конечно, знали, что Апостолы совершили это чудо Именем Иисуса Христа, но им хотелось на собственном признании Апостолов основать обвинение их или в еретичестве и богохульстве, или в мятежнических стремлениях, или, быть может, они рассчитывали, что Апостолы, испугавшись, отрекутся от сделанного ими. Деян.4:8. Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Деян.4:9. Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, Деян.4:10. то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Деян.4:11. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, Деян.4:12. ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.     «Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им» — исполнился Духа Святого особенным образом для защиты правого дела, как это и обещал Господь Иисус Христос Своим ученикам прежде — см., напр., Мф 10:19—20.     «Начальники народа и старейшины Израильские!» — начиная с почтительного обращения, святой Апостол Петр с особой силой, прямотой и дерзновением отвечает на поставленный вопрос, тем не менее отдавая должное властям, хотя и недостойным.     «Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен» — дальнейшая условная форма речи Апостола тонко и остро указывает на несправедливость теперешнего суда над Апостолами. И в самом деле: они оказали благодеяние несчастному человеку: неужели за это следует судить их? Вместе с этим Апостол торжественно и дерзновенно свидетельствует перед всеми, что чудо действительно совершено и совершено притом «именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Многие и проповедуют веру, поучают, наставляют других и показывают путь ко спасению, но сами не идут по этому пути, подобно столпам, поставленным на пути, которые от города до города указывают путь идущим, но сами стоят неподвижно. Поэтому знание это, исповедание и учение им самим не приносит пользы. Истинная же вера во Христа – в сердце, как сказано выше, и она плодовита, смиренна, терпелива, исполнена любви, милосердна, человеколюбива, сострадательна; она алчет и жаждет правды (см. Мф.5:6 ) и прочее; она от мирских похотей удаляется и к одному Богу прилепляется, всегда к небесному и вечному стремится и ищет этого; против всякого греха подвизается и непрестанно у Бога помощи ищет и просит. Отсюда святые апостолы в посланиях своих поощряют верующих к тому, чтобы показать плоды веры, то есть добрые дела: «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» ( 2Петр 1:5–7 ), – и в прочих местах, возбуждают к подвигу против дьявола и греха: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол , ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» ( 1Петр 5:8–9 ). Поэтому Святые Отцы, проповедуя христианскую веру, поучают. Блаженный Августин говорит: «Вера с любовью – вера христианина, без любви – вера демона» (в кн. 10-й о любви). Ибо и «бесы веруют, и трепещут», – учит апостол ( Иак.2:19 ). Святой Амвросий учит: «Вера есть корень всех добродетелей» (В кн. о Каине и Авеле). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть матерь всех благ» (Беседа 3 на Послание к Римлянам). Итак, правильно заключить, что живая вера – такая, которой нравы верующего соответствуют. Напротив того, мертвая вера – в том, в ком нет плодов веры, кто не Богу, но греху служит, не умершему за всех и воскресшему Христу, как апостол требует: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» ( 2Кор.5:15 ), – но для себя и своих прихотей живет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев. Авраам показывает пример своим потомкам, которым следует брать жен из дочерей благословенных семитов, а не проклятых хананеев (9,24–27; 15,16; 18,18.19; Втор. 7,1–4 ). 24 не возвращай сына моего туда. Авраам не изменил Божиему призыву покинуть отечество (12,1.7). 24 Который взял меня из дома отца моего. Вся жизнь Авраама была основана на Божием обетовании (12,1 3.7). Ведомый рукой Бога, он посвятил свою жизнь исканию «Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6,33 ). потомству твоему дам сию землю. В последних словах патриарха выражается сущность Божиего обетования (12,7). Ангела Своего. См. 16,7 и ком. Из истории с Агарью Авраам понял, что, стремясь получить обещанное, следует полагаться не на плоть, а на Бога (гл. 16). 24 сказал. Т.е. помолился (ст. 26,27). 24 по сему узнаю я. Требование знамения уместно, поскольку поручение связано с продолжением мессианского рода ( Ис. 7,10–14 ). 24 благословен Господь. Посланник Авраама знает, что ведет его Бог. Господь... привел меня. Бог содействует святым (50,20; Руфь). Позднее это выразится в том, как Бог провел Свой народ через пустыню в обетованную землю ( Исх. 13,17.21; 15,13;32,34 ). 24 Лаван. Лаван берет на себя ответственность за семью либо потому, что семейное управление осуществлялось старшим братом, а не отцом, либо потому, что Вафуил был недееспособен. 24:42–48 Повторение этой истории необходимо для того, чтобы Лаван, Милка и Ревекка убедились в действии Божиего провидения. 24 Лаван и Вафуил. Подобная непоследовательность, заключающаяся в упоминании имени отца после имени сына, говорит о том, что Вафуил был недееспособен. В ст. 55 упоминаются только брат и мать Ревекки. от Господа пришло это дело. В этом событии они усматривали Божие провидение. 24 пусть побудет с нами девица. Таков был обычай ( Тов. 8,15 ). 24 спросим, что она скажет. Они хотели спросить ее о том, сколько времени она собирается пробыть с ними до отъезда; вопрос о женитьбе был уже решен. 24 пойду. Ревекка подчинилась повелению Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Они еще не могли возвыситься своим умом до той мысли, что Христос даст им для вкушения не простое человеческое тело, но ипостасно, нераздельно соединенное с Божеством, ибо еще не верили в Него, как в Богочеловека, рожденного от Девы Марии наитием Св. Дука ( Лук. 1: 35 ). Не могли понять и того, что Христос даст им вкушать Свою Плоть под видом хлеба и вина, претворенных Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Его, как это впервые совершилось на тайной вечери. Вот почему Христос и сказал им: плоть, то есть простое человеческое тело, не пользует ни мало; иначе: если-бы Христос был только человек, а не Богочеловек, то тогда Тело Его не пользовало бы ни мало, но соединенное с Божеством еще во чреве Приснодевы Марии от наития на Нее Св. Духа Оно, принимаемое верующими, соединяет их со Христом и дает им жизнь вечную ( Иоан. 6: 56 ), оживотворяет их Духом Святым, ибо в ком Христос, в том и животворящий Дух Божий. Очень ясно объясняет рассматриваемые слова Христа св. Кирилл, епископ александрийский, когда говорит: «Одна плоть вовсе не может оживлять, потому что сама она имеет нужду в оживляющем; но она животворит потому, что соединена с животворящим Словом“. Когда Спаситель велел нам есть Плоть Его, то велел есть в буквальном, а не в духовном смысле. Выражение Св. Писания «есть плоть“, употребляемое в духовном смысле, всегда означает: причинять кому-либо страдания, например: «Слушайте главы Иакова и князья дома Израилева... вы едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их» ( Мих. 3: 1–3 . см. еще Пс. 26: 2 и Гал. 5: 15 ). Если понимать слова Христа о ядении Его Плоти в духовном слысле, как понимают их сектанты, то получится величайшая бессмыслица: тогда, выйдет, что только тот наследует жизнь вечную, кто будет причинять страдания Христу! 5) Сектант: Причащение бесполезно, ο чем говорит пророк Осия: «Гумно и точило не будет питать их, и надежда на виноградный сок обманет их» (Осия 9: 2). Объяснение православного: Пророк Осия говорит здесь не о Причащении, которого в его время и не могло быть, а грозит Евреям и язычникам за идолопоклонство голодом, во время которого не будет у них хлеба, ни вина, что видно из предыдущего первого стиха той же главы пророка Осии: «Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы; ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах,“ говорит Осия, а затем предрекает им наказание: «Гумно и точило не будет питать их, и надежда на виноградный сок обманетъ их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Отрывок 3:21–31 имеет преимущественное значение для понимания того, как апостол Павел трактует правду Божию. Содержание этого отрывка можно изложить в двух фразах: 1). Предвечная правда Божия окончательно явила себя во Христе; 2). Любой верующий, иудей или язычник, оправдан верой в то, что совершил Христос, а не исполнением Закона. д. 4:1–25. Пример Авраама Апостол Павел обнаружил в Книге Бытия один древний текст, который делает его богословскую позицию еще более твердой: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (4:3; Быт.15:6). Это место представляет для апостола интерес, потому что оправдание Авраама, о котором говорится в Бытие, предшествовало обрезанию праотца иудеев. Он был оправдан «до обрезания», а не «по обрезании», которое произошло позже (4:3; Быт.17). Оправдание Авраама не было следствием исполнения Закона, который был дан через Моисея гораздо позже (4:13–17). Авраам поверил Богу, обещавшему ему сына, в то время как Аврааму было 100 лет (4:19; Быт.17:1); он «не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу, и будучи вполне уверен, что Он силен исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность» (4:20–22). «А впрочем, продолжает апостол, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (4:23–25). Вторая часть. 5:1 – 7:25. Предыдущая часть была, в основном, догматической по содержанию: ап. Павел изложил в ней следующие темы: явление предвечной правды Божией; наше оправдание верой. Во второй части апостол говорит о нашей жизни оправданных в надежде на будущее спасение. а. 5:1–11. Оправданный человек, ожидающий славы Божией «Итак, оправданные верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (5:1). «Мир», о котором говорит апостол, это великий мессианский дар, а не просто расположение души (Ис.2:4; 60:17; Зах. 9:9; Лк.1:79 см. в ТОВ. ком sub loco). Живя в мессианскую эпоху, начало которой положил Христос, мы не лишены надежды, и апостол Павел говорит: «Мы хвалимся», но добавляет, мы «хвалимся надеждою славы Божией» (5:2). В нынешних превратностях, которых нельзя избежать, испытывается наша стойкость и утверждается наша надежда (5:4); ибо если мы оправдались и примирились смертью Иисуса, то «тем более… спасемся жизнью Его» (5:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец – что это значит? Заботясь о спасении других, пастырь добрый трудится изо всех сил и готов душу свою положить за них, то есть умереть готов. Ужели есть люди такие добрые, что умереть готовы за других? Св. апостол Павел больше готов был сделать, чем умереть: он желал быть сам отлученным от Христа, если бы того потребовало спасение братьев его, сродников по плоти (см.: Рим.9:3). Св. пророк Моисей подобное апостолу Павлу готов был сделать. Моля Бога о прощении греха израильтянами, он говорил: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей (Исх. 32:32). Да, есть, бывают люди такие добрые, что готовы положить свою душу, готовы умереть и умирают за других, ради их спасения или ради их спокойствия. Что же заставляет этих людей умирать за других, что их побуждает, что располагает к тому? Как назвать это чувство, которое доводит человека до того, что он ничего не щадит, ничем не тяготится, всем собой жертвует для других? Любовь – это чувство. Да, любовь доводит человека до того, что он ничем не тяготится, ничего не щадит, все отдает, всем жертвует для других. Любовь в человеке – такое сильное и сладостное чувство, что при ней все прочие чувства слабеют, умолкают, как бы не чувствуются. Оттого человеку при любви и не жаль ничего, и не тяжело ничто. Напротив, это его радует, когда он отдает, переносит, терпит для других. Трудности и препятствия, скорбь, тягота, гонение, глад, нагота, огонь, меч, которые грозят, предстоят ему тогда, увеличивая его любовь, усиливая ее пламя, увеличивают его радость, его блаженство. Оттого так весело люди идут на смерть из любви к другим. Да, в горькой смерти за других, в смертельных мучениях за ближних есть какая-то сладость особенная, неизъяснимая, неизглаголанная. Оттого-то и мы такие сладкие слезы проливаем, когда слышим или читаем о ком-нибудь, что он пожертвовал собой для других. Оттого-то мы так любим и чтим всех умирающих за ближних. О, будь, слушатель-христианин, будь как можно добрее к другим, старайся делать все для них, для их спасения или спокойствия. Будь готов в случае нужды и душу свою за них положить: в такой любви великое блаженство. Аминь. 37. Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?.. Еще говорит в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?.. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? (Ин.21:15–17)

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010