9:4–6 за праведность. В этом отрывке три раза отмечается, что победа достанется Израилю не за его праведность, а исключительно по благодати Божией. 9 я взошел на гору. Моисей пересказывает события, описанные в книге Исход ( Исх. 24,12.18; 32,7–10; 32,15–20 ). 9 В Тавере. См. Чис.11,3 . в Массе. См. 6,16 и ком.; Исх. 17,4 . в Киброт-Гаттааве. См. Чис. 11,34 . 9 вы воспротивились. Израильтяне воспротивились повелению Господа в Кадес-Варни. Далее Моисей вновь говорит о грехе народа поклонении золотому тельцу и о своей молитве на горе Синай, где он провел сорок дней и сорок ночей. Искреннее ходатайство Моисея предотвратило разрыв Божиего завета, заключенного с патриархами, и даровало Израилю искупление, которое сделало его Божиим уделом среди прочих народов. Глава 10 10:1–5 См. Исх. 34,1–4 и 40,20. Моисей кратко рассказывает о полученных им Десяти Заповедях и об изготовлении ковчега. Указания о постройке скинии Моисей получил на горе Синай, когда он поднялся туда в первый раз. Однако сама скиния с ее внутренним убранством была построена уже после того, как Моисей побывал на горе во второй раз. После того как установили скинию, в ковчег завета положили две каменные скрижали ( Исх. 40,20 ). 10 две скрижали каменные. Считается, что имеются в виду две или одна двойная скрижаль, где последовательно начертаны Божий заповеди. Однако не исключается, что весь закон был написан на каждой из двух скрижалей, что соответствовало б практике заключения древних заветов и договоров. В таком случае можно предположить, что одна скрижаль с законом находилась в ковчеге, а другая, такая же, была доступна для народа. В рассматриваемом отрывке сказано, что в ковчег были помещены две скрижали (множ. число), и в 3Цар. 8,9 говорится, что во времена Соломона в ковчеге находились две скрижали, которые положил туда Моисей на Хориве. 10:2 На скрижалях, сделанных Моисеем взамен уничтоженных им, были написаны те же слова, что и на двух первых. Отступничество народа израильского не повлекло за собой никаких изменений в законе, который Бог давал через Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

14 возьми с собою... десять хлебов. Жена Иеровоама несет в вознаграждение пророку десять хлебов: такое приношение должно было свидетельствовать о ее якобы простонародном происхождении. Приношения членов царской семьи были значительно богаче (ср. 1Цар. 9,6–8 ; 4Цар. 5,15; 8,8 ). 14 съедят псы... склюют птицы. Говоря о страшной участи, которая ожидает дом Иеровоама, Ахия использует проклятия, фигурирующие также в словах завета на горе Синай (см. Втор. 28,26 ). 14 поразит Господь Израиля. Эти слова следует понимать как предсказание поражения и пленения Израильского царства. как тростник, колеблемый в воде. Символ слабости и бессилия. извергнет Израильтян из этой доброй земли. Об изгнании из родной земли как о возможном наказании за вероотступничество говорится в завете Божием с Моисеем ( Втор. 28,63.64; 29,28 ), в последней речи Иисуса Навина ( Нав. 23,15.16 ) и в молитве Соломона при освящении храма (8,33.34.46–53). 14 за грехи Иеровоама. См. 12,26–33; 13,33.34; 15,26.30.34; 16,2.13.19.26. 14 в Фирцу. В городе Фирца, располагавшемся приблизительно в одиннадцати километрах к северу от Сихема, находилась первая царская резиденция Иеровоама (12,25). Затем Фирца стала столицей Израильского царства (15,33) и оставалась ею до тех пор, пока не была построена Самария (16,24). лишь только переступила чрез порог дома. Смерть Авии должна была стать доказательством того, что и остальные предсказания Ахии сбудутся. 14 Прочие дела Иеровоама... описаны. Автор не претендует на исчерпывающий характер повествования о царствовании Иеровоама, сознательно включив в него наиболее важные события (см. Введение: Характерные особенности и темы). в летописи царей Израильских. См. ком. к 11,41, а также Введение: Время и обстоятельства написания. 14 Времени царствования Иеровоамова было двадцать два года. Т.е. с 930 по 909 г. до Р.Х. 14:21–31 В этих стихах дается очерк царствования прямого наследника Соломона Ровоама. Его царствование над Иудеей было отмечено идолопоклонством и моральной распущенностью, потерей в результате поражения от египтян храмовых сокровищ и непрекращающимися войнами с северным царством.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

сохранилась. См. ст. 11. Он был избавлен от смерти и облечен силою. Тот факт, что Иаков остался жив после встречи с Богом «лицем к лицу», предвещает его избавление от Исава, с которым ему также придется встретиться лицом к лицу. 32 доныне. Такое ограничение в пище, позднее упоминаемое лишь в иудейской литературе, стало постоянным напоминанием о том, что когда Иаков ослабел в борьбе с Богом, победителем из нее вышел Израиль. Иаков возвращается в Ханаан. Глава 33 33:1–20 По Божией благодати Исав примирился с Израилем, а Израиль вернулся в качестве патриарха в обетованную землю. 33 семь раз. Это было обычным правилом дипломатического этикета древности. 33 Исав. Иаков приветствует Исава, как вассал приветствует своего господина: торжественным приближением рядами (ст. 2,3.6.7), семикратным почтительным поклоном (ст. 3), смиренным обращением «раба» (ст. 5) к своему господину (ст. 8,13) и подношением даров (ст. 10,11). Исав же приветствует Иакова, как брат брата после долгой разлуки (ст. 9). 33 Бог даровал. Оглядываясь на свою прошлую беспокойную жизнь, Иаков осознает незаслуженную Божию милость в том, что Он даровал ему детей (29,31 30,24) и богатство (ст. 11; 30,25 31,55). 33 дабы приобрести благоволение. Это древнееврейское выражение, означающее глубокое почтение, повторяется трижды (ст. 10,15). 33 брат мой. См. ком. к ст. 4. 33 построил себе дом. Патриарх вновь поселился в земле обетованной. 3335,29 Этот фрагмент является заключительнаой частью «родословия Исаака» (Введение: Содержание). Как и завершающий раздел «родословия Авраама» (22,20 25,11), он предваряет переход патриаршества от Исаака к Иакову. Повествование разворачивается на фоне странствия Иакова по обетованной земле, затрагивая лишь часть потомства Исаака, и описывает только те события, которые имеют непосредственное отношение к «родословию Иакова». 33 поставил там жертвенник. Символично, что Иаков поставил жертвенник в Сихеме именно здесь Авраам построил свой первый жертвенник в земле обетованной (см. 12,6.7). Глава 34

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

19 против Ливны. Ливна располагалась неподалеку от границы Филистинии, примерно в двадцати километрах к юго-востоку от Азота. В летописи Сеннахирима сообщается, что своими военными успехами ассирийцы вынудили Езекию отпустить на свободу царя Екрона, содержавшегося в заключении в Иерусалиме. Таким образом Сеннахириму удалось свести на нет плоды победы Езекии над филистимлянами (18,8). от Лахиса. См. 18,17. 19 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак был братом фараона Шабаки, который предпринял попытку противостоять ассирийскому вторжению в Палестину. Царем Тиргак стал только в 690 или 688 г. до Р.Х., однако ко времени написания Третьей и Четвертой книг Царств он был известен именно в таком качестве, так что употребление здесь царского титула вполне уместно. 19 Гозан. См. 17,6. Харан. См. Быт. 11,31 . Рецев. Город в Сирии, располагавшийся к северу от Емафа. сынов Едена, что в Фалассаре. Еден область в Сирии. Емафа... Иввы. См. 17,24; 18,34. Сеннахирим приводит перечень городов, в которые были переселены жители северного царства (17,24), желая внушить Езекии опасение, как бы Иудея не разделила судьбу Израильского царства. 19 это не боги. Боги побежденных Ассирией народов в действительности были не боги, а «изделие рук человеческих, дерево и камень» ( Втор. 4,28.35; 32,17–21 ; Ис. 40,13–24; 44,9–20 ). 19 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать. Исаия сообщает Езекии ответ Господа на его молитву об избавлении от ассирийцев. 19 девствующая дочь Сиона. Этим образным выражением назван здесь Иерусалим (ср. Ис. 1,8 ). 19 Разве ты не слышал. Ассирийцы ошибочно полагали, что своими великими победами они были обязаны лишь собственной силе. В действительности же их успехи в конечном счете зависели от воли Господа ( Ис. 10,12–19; 14,24–27 ). 19 Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой. Ассирийцы имели обыкновение обращаться с пленными как с домашним скотом ( 2Пар. 33,11 ; Иез. 19,4.9 ). Такое же обращение Господь теперь обещает самим ассирийцам. 19 знамение. Т.е. подтверждение того, что все предсказанное Исаией сбудется (см. ком. к 3Цар. 13,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

144 Щедр и милостив Господь. Это выражение многократно встречается в Писании, причем в первый раз в Исх. 34,6 . долготерпелив. То, что Бог не лишает жизни людей, живущих во грехе, является свидетельством Его долготерпения. многомилостив. Т.е. исполнен заветной милостивой любви, связывающей Его с избранным народом. 144:10 См. статью «Общее откровение». 144 да проповедуют славу царства Твоего. Представление Господа в образе Царя подчеркивает Его несравненное могущество и безраздельное владычество над тварным миром. 144 Царство Твое царство всех веков. Бог вечен, и потому царству Его не будет конца (ср. Дан. 4,34 ). 144 поддерживает всех падающих. Господь проявляет особое сострадание к слабым. Заблудших Он наставляет на путь истины. 144 насыщаешь все живущее. Бог ниспосылает Свои дары не только людям, но и всей твари вообще. 144 Близок Господь ко всем призывающим Его. Бог являет Свою милость всем, но особенно угодны Ему те, кто любит Его и призывает Его имя. Глава 145 Пс. 145 Этот псалом продолжает ряд хвалебных гимнов, начатый Пс. 144 . Псалмопевец в нем призывает Израиль во всем полагаться на Господа, а не на человеческие силы. Он превозносит Господа как Творца (ст. 6) и Вседержителя (ст. 10), Который, несмотря на Свое величие, нисходит к нуждам бедных, слабых и притесняемых (ст. 7–9). 145 Хвали... Господа. Эти слова задают тональность всему псалму, который ими же и оканчивается (ст. 10). 145 Не надейтесь на князей. Некоторые исследователи полагают, что под «князьями» здесь подразумеваются иноземцы, правившие в Палестине после возвращения евреев из вавилонского плена. Несомненно, что в указанный период эти слова понимались именно так. Между тем, и до того израильтянам случалось чрезмерно полагаться на лидеров, выделявшихся из их собственной среды (см., напр., 1Цар. 8 ). 145 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1 . кому помощник Бог Иаковлев. Бог единственный, Кто способен помочь терпящим несчастья. Эти слова задают тему всей последующей части псалма, описывающей, как именно проявляются сила Господа и сострадательность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

как Я сказал Моисею. Обетование Моисею подтверждало более раннее обетование, данное Аврааму (ст. 6; Исх. 3,16.17 ). 1:4 Земля обетованная, о которой говорится здесь, по своим размерам превосходит территорию, которой израильтяне овладели в дни Иисуса Навина, и соответствует границам государства эпохи Давида и Соломона ( 3Цар. 4,21 ). Обетование земли в Книге Иисуса Навина рассматривается как относящееся к грядущим временам (13,1 и ком.; 23,5,12.13). 1:5–9 Обетование Божие адресуется непосредственно Иисусу Навину как преемнику Моисея. 1 буду и с тобою. См. Быт. 26,3 ; Исх. 3,12 . Присутствие Бога это не отвлеченное понятие и не мистическое переживание, но реальное, фактическое присутствие Его с целью исполнить данное Им обетование. 1 Будь тверд и мужествен. Уверенность, основанная на обетованиях Божиих, суть библейской веры. во владение. Это слово, как и родственные ему по смыслу слова «наследство» и «наследие», как правило, означает фактическое получение израильтянами земли обетованной, подразумевая обетование, данное прежде Аврааму, и наследование, которое дает определенные блага, равно как и налагает ответственность ( 1Пет. 1,4 ). отцам. Т.е. Аврааму, Исааку и Иакову. 1 исполняй. Здесь наглядно показана взаимосвязь между верой и смирением. Вера есть уверенность, основанная на обетованиях Божиих (ст. 6) и проявляющаяся в послушании Богу (ст. 7). закон. В древнееврейском языке значение этого слова включает в себя и обетования Божий, и Его заповеди, а также записи деяний Божиих. В данном случае возможен перевод «учение». завещал. Букв.: «заповедал», «повелел». 1 книга закона. См. 8,34.35; 24,26; Втор. 31,24–26 . поучайся. Ср. Пс. 1,2 : «о законе Его размышляет он день и ночь». Размышления над книгой закона и точное выполнение всего, что в ней записано, ведут к смирению и успеху (ст. 8), укрепляют веру и вознаграждают присутствием Божиим (ст. 9). 1 три дня. Значительная часть книги не имеет строгой хронологической последовательности (см. Введение: Характерные особенности и темы). В древнееврейском языке выражение «три дня» может означать и «несколько дней».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 с покоем. Разумный достаток, дающий удовлетворение, лучше, чем нужда, порождаемая леностью (4,5), или избыток, сопровождаемый беспрерывным трудом (4,8). 4:9–12 Двоим. Сотрудничество, а не соперничество, порожденное завистью, приносит успех и обеспечивает защиту от алчных. 4:13–16 Свойственная роду человеческому неудовлетворенность мешает людям видеть разницу между умными и глупыми правителями. 45,6 В структуре проповеди этот раздел центральный. Содержащееся в нем увещание жить в страхе Божием (5,6) завершает книгу (12,13). 4 Наблюдай за ногою твоею. Т.е. следи за собой во время богослужения. Богослужение должно быть сосредоточено на Боге («будь готов более к слушанию»), а не на человеке (евр.: «нежели к жертвоприношению глупцов, которые не знают, что поступают неверно»). Глава 5 5 языком твоим. Сокровенные мысли выражаются в словах, слетающих с языка. Бог будет судить за них ( Мф. 12,34–37 ). 5:3–4 обет. Добровольное сознательное обещание, данное Богу ( Втор. 23,21–23 ). исполнить. Бог требует полной преданности Ему. 5 устам. См. ком. к ст. 1. Ангелом. Это слово, означающее «посланник», может относиться как к ангелу Господню, так и к посланному Богом пророку ( Мал. 2,7 ). 5 бойся. Иначе: «благоговеть». См. 3,14. 5:7–16 Богатство имеет свою оборотную сторону жадность. 5 не удивляйся. Угнетение и несправедливость неизбежны в человеческом обществе. Зависть свойственна как богатым (ст. 9), так и бедным (4,4–16). 5:9–11 любит серебро. Алчность лишает человека сна. Довольство приносит отдых и покой (ср. 1Тим. 6,6–10 ). 5:12–16 Соломон размышляет над трагедиями, источником которых является невозможность воспользоваться богатством или его потеря. Последняя постигает каждого человека с его смертью. Поэтому земные труды, угнетающие человека, тщетны. 56,7 Бог Сам Своей суверенной властью распределяет богатства. 5:17–19 Величайшая мудрость заключается в том, что человек должен наслаждаться жизнью, которую дал ему Бог, но это возможно только если Бог дал богатство и имущество, если дал власть пользоваться от них, то брать можно только свою долю... от трудов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 возьми... железную доску. В данной ситуации железная доска, поставленная между пророком и городом, символизирует непримиримый разрыв между Богом и Иерусалимом. Молитвы жителей святого города не дойдут до Него, и Он не придет им на помощь. 4 положи... беззаконие. Двойственная природа пророческого служения быть голосом Божиим по отношению к народу и предстательствовать перед Богом за народ выражена во второй половине символического действия. Сейчас пророк представляет народ и несет на себе его грехи (ср. Исх. 32,30–32 ; Рим. 9,3 ). 4:5–6 триста девяносто дней... сорок дней. Каждый день символизирует год беззакония (4,6; ср. Чис. 14,34 ; Дан. 9,27 ). Вероятно, наиболее естественным объяснением срока в 390 дней является то, что он отражает осуждение грехов Израиля начиная с момента, когда Иерусалим был заселен израильтянами, или же со времени освящения храма вплоть до его разрушения. Некоторые интерпретаторы полагают, что период в 430 лет есть символическое повторение продолжительности рабства Израиля в Египте ( Исх. 12,40.41 ). 4:9–11 Иезекииль должен был существовать на скудном рационе во время своих предсказаний об осаде Иерусалима. См. Втор. 28,52–57 ; 4Цар. 6,25; 7,12 ; Иер. 15,2; 19,9 . 4 весом по двадцати сиклей в день. Такое количество хлеба из смешанных зерновых составляет по весу восемь унций (28,35 г). 4 по шестой части гина пей. Это количество воды соответствует примерно пинте с небольшим или 0,6 литра (см. ком. к 45,24). 4:12–15 Соблюдать все предписания ритуальной чистоты во время осады было невозможно, даже такому ревностному священнику, каким был Иезекииль. Пророк протестует против предписания Бога, приказавшего ему печь хлебы на человеческом кале, ведь он никогда не нарушал законов, которыми определяется, что Израилю разрешено в пищу и что нет (44,31; Исх. 22,31 ; Лев. 7,19–24; 11,8.39.40; 22,8 ; Втор. 14,3.8 ). Вследствие протеста Бог разрешил ему употреблять для выпечки хлебов коровий помет, который до сих пор используют как топливо на Ближнем Востоке (ср. 4Цар. 18,27 ). Глава 5

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Малороссийская переписка. 10, 18. 20 А. Ю. и З. России. 10. 13. Ст. 8, 619–625 А. З. Р. 5. 27–29, 31–34, 36, 39, 40, 42, 45–47, 49 Памятн. Киев. ком. 2. Отд. 1. 18 А. Ю. и З. России. 3. 314 А. Ю. и З. России. 10. 7. Ст. 12 А. Ю. и З. России. 10. 16, 6 Все три письма Василевича в Могилев вместе с челобитною могилевцев к государю и с листом Радзивилла в Могилев — в Моск. главн. архиве Мин. инос. дел. Дела малоросс. Год 1655. 9. 10 . Царь желал, чтобы патриарх Никон предал проклятию Василевича, равно как и могилевского шляхтича Поклонского, который незадолго пред тем принял православие, а теперь изменил царю, но Никон счел невозможным проклинать их, вероятно потому, что оба они состояли не в его духовной пастве, а в пастве Цареградского патриарха (Записки Русск. отд. археолог. общ. 2. 591 А. З. России. 5. 41 Вилен. археогр. сборн. 2. 52 А. З. России. 5. 41 Настольная грамота Барановичу напечатана в прил. к статье прот. Страдомского «Лазарь Баранович». 11, в Журн. Мин. народн. просв. 1852. Август. С. 95–97 Грамота м. Сильвестра еп. Барановичу напеч. в Чернигов. губерн. ведом. 1854 г. 3 Письмо Никона к Дионисию — в Записк. Русск. отдел. Археолог. общ. 2. 528 А грамота Никона к Сильвестру Коссову находится в рукописи Москов. Синод. библ., содержащей в себе Подлинное дело патриарха Никона. Столбец, или свиток, 1 Копия со всего этого дела есть в библиот. Моск. Дух. Академии . Заглавие панегирика: «Столп цнот знаменитых к Богу зешлаго ясне превелебнаго, его милости отца Сильвестра Коссова, архиепископа-митрополита Киевскаго, Галицкаго и всея России, в коллегиуме братском киево-могилеанском выставленный, ясне превелебному в Богу его милости отцу Дионисию Балабану, архиепископу-митрополиту Киевскому, Галицкому и всея России, от того ж коллегиум дедикованный 1658 г., януария 30». Панегирик этот есть даже в двух экземплярах в библиотеке Моск. Духовной Академии . Подробнее — см. нашей «Истор. Р. Церкви», в т. 11 Подробнее — там же, в т. 11 О патриархе Паисии и Арсении Суханове подробнее — там же, в т. 11 О Назаретском митрополите Гаврииле, прибывшем к нам вместе с Арсением (8 дек. 1650 г.), но уехавшем из Москвы прежде его отъезда (24 февр. 1651 г.) — Москов. главн. архив. Мин. инос. дел. Дела греческ. Связк. 29. 11 Суханов. Проскинитарий. С. 12–13, изд. в Казани Об укоризнах этого митрополита Никону см. Слово отвещательно в Скрижали, изд. Никоном. Л. 1

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

10:1–32 В значительной мере произвольное деление книги на главы не может служить основой для анализа ее текста. Однако по строению и содержанию каждую главу можно отнести к той или иной разновидности учительной литературы мудрости. Главы 10–15 состоят, главным образом, из пословиц, тема которых сопоставление противоположностей. Использование противоположных понятий, таких как праведность порочность, мудрость неразумие, один из наиболее распространенных приемов литературы мудрости. Все краткие высказывания обнаруживают следы авторской обработки, сводившейся, видимо, к объединению нескольких предложений в отдельные группы. В меньшей степени это касается интерпретации отдельных предложений, которые по преимуществу не зависят друг от друга. Несмотря на то, что многие фразы носят характер общих правил и установлений, в некоторых случаях они описывают особые ситуации. Став пословицами и утратив таким образом непосредственную связь со своим первоначальным значением, все изречения допускают известную свободу истолкования. Объединяет же их то, что все они говорят о сущности мудрости. 10 Притчи Соломона. См. Введение: Автор. 10 правда. Скорее, пожалуй, «праведность». Более половины стихов этой главы противопоставляют праведность бесчестию. В учительной традиции праведность не только означает верность закону, но и подразумевает добродетель во всех сферах жизни. избавляет от смерти. См. 2,18; 3,18 и ком. 10 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного. Эти слова подчеркивают соответствие между праведностью и жизнью как в смысле обетовании Божиего завета, так и с точки зрения житейского опыта. Вопрос о страдании праведника, представляющий особую тему, здесь не рассматривается. 10:4 См. 6,6–11; 13,4; 15,19; 24,30–34. Часто встречаемая тема в литературе мудрости: нищета сама по себе не постыдна, но нищета, являющаяся следствием лени, является позором. 10 сын разумный. В данном случае в центре внимания отношения и взаимные обязательства членов семьи. 10 Благословения. Поскольку содержание благословения в этом месте остается неопределенным, данные слова применимы ко множеству ситуаций, однако, как и в ст. 22, они однозначно свидетельствуют о великодушии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010