Пророчества Иеремии о суде над Иудеей (2,1 20,18) А. Призывы к покаянию и образы грядущего наказания (2,1 6,30) Б. Господь волен судить Свой народ (7,1 10,25) В. Слова Божий о нарушении завета: первые признания пророка (11,1 13,27) Г. Засуха и заступничество Иеремии за свой народ (14,1 15,21) Д. Признаки надвигающегося суда. Исповедание (16,1 17,18) Е. Проповедь о дне субботнем (17,19–27) Ж. Иносказание о горшечнике; цели Господни; тяготы Иеремии (18,1 20,18) III. Окончание династии Давида; пленение путь к спасению для Иудеи (21,1 24,10) IV. Владычество Вавилона над народами неизбежно и необходимо (25,1 29,32) V. Обетования восстановления дома Давидова и Нового Завета (30,1 33,26) VI. Слово Божие оказывается отвергнутым (34,1 36,32) VII. Проповедь Иеремии накануне падения Иерусалима. Заточение пророка (37,1 39,18) VIII. Период после падения Иерусалима (40,1 45,5) А. Правление и смерть Годолии (40,1 41,10) Б. Бегство в Египет. Новые пророчества Иеремии (41,11 44,30) В. Слово Иеремии к Варуху (45,1–5) IX. Предсказания суда над народами (46,1 51,64) А. Над Египтом (46,1–28) Б. Над филистимлянами (47,1–7) В. Над моавитянами (48,1–47) Г. Над аммонитянами (49,1–6) Д. Над идумеянами (49,7–22) Е. Над Дамаском (49,23–27) Ж. Над аравийскими племенами (49,28–33) З. Над еламитянами (49,34–39) И. Над Вавилоном (50,1 51,64) X. Дополнение: падение Иерусалима (52,1–34) Глава 1 1:1–19 Господь призывает Иеремию на пророческое служение, дабы провозгласить Свой суд над иудеями, поклоняющимися чужеземным богам. 1:1–3 Иеремия пророчествовал в течение сорока лет, предшествовавших вавилонскому пленению иудеев (см. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания). Н протяжении всего этого времени слово Господне не покидало пророка (см. 25,3 и ком.). 1 Слова Иеремии. Под «словами» подразумевается множество изреченных пророком предсказаний (ср. Втор. 1,1 ; Ам. 1,1 ). из священников в Анафофе. Анафоф с древнейших времен был священническим городом (см. Нав. 21,17.18 ; ср. 11,21–23), Иеремия являлся одновременно и священником, и пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Давид послал Иоава. Давид и ранее посылал Иоава командовать военными походами (10,7), однако на этот раз повествователь явно осуждает его за то, что он «оставался в Иерусалиме» в то время, когда царям надлежало выходить в походы. осадили Равву. Этот город, часто называемый Раввой Аммонитской (12,26; 17,27; Втор. 3,11 ; Иер. 49,2 ; Иез. 21,20 ), являлся древнейшей столицей аммонитян ( Ам. 1,13–15 ). В новозаветные времена этот город назывался Филадельфией, а ныне Амман (см. 10,14 и ком.). 11 под вечер Давид, встав с постели. Бездеятельное времяпрепровождение Давида явно противопоставлено активным действиям Иоава и его людей (ср. ст. 1 и 11). на кровле царского дома. Своего рода восстановление справедливости можно усмотреть в том, что на той же плоской кровле дворца, находясь на которой Давид поддался искушению взять жену другого человека, Авессалом овладеет его собственными наложницами (16,22). 11 Вирсавия. Имя этой женщины упоминается снова только в 12,24, до этого момента о ней говорится «женщина эта» (ст. 5) или «жена Урии» (ст. 26; 12,10.15). Такая особенность свидетельствует о том, что в контексте всего эпизода Вирсавия важна не как личность со всеми ее индивидуальными особенностями, а просто как красивая женщина (ст. 2) и жена другого. В дальнейшем Вирсавия упоминается в 3Цар. 1,11 и 2,13; см. также Пс. 50,2 . дочь Елиама. Если предположить, что отец Вирсавии и «Елиам, сын Ахитофела» (23,34) одно лицо, то более понятным становится побуждение, заставившее Ахитофела поддержать восстание Авессалома (15,12; 16,15): разочаровавшись в справедливости Давида, он приходит искать ее у его сына (15,4.6). Достоин внимания в этой связи и совет, который дает Ахитофел Авессалому (см. 16,20.21). жена Урии. Урия распространенное еврейское имя, означающее «Господь мой свет». Хеттеянина. См. ком. к 1Цар. 26,6 . 11 она пришла к нему. Ни о каком сопротивлении или недовольстве со стороны Вирсавии речи при этом не идет. очистилась от нечистоты своей. Упоминание о «нечистоте» Вирсавии призвано развеять всякие сомнения в том, что Вирсавия забеременела (ст. 5) именно от Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

познаешь. Сущность новых отношений завета включает в себя внутреннее единение с Господом ( Иер. 31,34 ). Ныне Христос является источником этого нового завета. 2:21–22 Я услышу... земля услышит. Господь будет милостив к Израилю, когда народ избранный научится вновь слышать Господа и возносить Ему хвалу (ст. 15). небо. Господь покажет, что только Он, а не бог грозы Ваал, повелевает природой, в силу чего земля станет плодородной и даст урожай, которого народ Израиля прежде был лишен (ст. 9). См. Введение: Время и обстоятельства написания. 2 Изреель. См. ком. к 1,4. 2:23 Обетования восстановления исполнятся во всей полноте, когда Израилю будет прощено его постыдное поведение в прошлом (1,4.5; ср. 2,22): Лорухама (1,6 - " Непомилованная») испытает любовь Божию, а Лоамми (1,9 «не Мой народ») станет народом Божиим. Ты мой Бог. См. Рим. 9,23–26 и 1Пет. 2,9.10 относительно исполнения этих обетовании. Глава 3 3:1–5 Осия трактует свое примирение с женой Гомерью как предзнаменование примирения Бога с Израилем. 3 иди еще, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую. Повеление Бога, которое может показаться нелогичным, основано на Его собственной преданной, отеческой и обильной любви к неверному (и недостойному ее) Израилю. Глава 4 414,10 Осия указывает северному царству на те грехи, за которые Бог накажет его, но затем, после раскаяния народа, Господь дарует Свое прощение. 46,3 Осия обвиняет Израиль в нежелании признать Бога и предсказывает, что в будущем таковое признание произойдет. 4:1–19 Осия излагает суть обвинений, которые Господь предъявляет Израилю, а затем переходит к последствиям, вызванным его нежеланием признать Бога. 4:1–3 Господь как обвинитель определяет вину Израиля (ст. 1,2), а затем объявляет Свой приговор ему (ст. 3). 4 истины... милосердия... Богопознания. См. ком. к 2,19.20. 4 Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство. Перечень грехов, происходящих от отказа признавать Бога. 4 восплачет земля. Грехи людей приводят к экологическим кризисам, которые угрожают всему живому ( Лев. 18,28 ; Ис. 24,4.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7 жизни непрестающей. Предвечное священство Иисуса ( Пс. 109,4 ) основано на силе самой жизни, Источником которой Он является ( Рим. 6,9.10 ). 7:19 См. ком. к ст. 11. лучшая надежда. См. 6,17.18 и ком. 7 без клятвы. О клятве Божией говорится в Пс. 109,4 . 7 завета. Лучший завет был обетован еще в ветхозаветные времена (см. Иер. 31,31–34 ). поручителем. Греческое слово, переведенное здесь как «поручитель» в Новом Завете встречается только здесь. Иисус Христос не гарант исполнения обещания, Он Сам является сутью того, что обещано, поскольку Он источник вечной жизни (ст. 16), поэтому Его завет лучший. 7 священников было много. Священство смертных священников было преходяще, поэтому они не могли обеспечить ничего сколько-нибудь длительного. 7 святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников. См. статью «Безгрешность Иисуса». 7:27 Различие между Иисусом и левитским священством заключается также в необходимости для них постоянного очистительного жертвоприношения. Иисус же, Сам не нуждающийся в очищении от греха, принес Себя в жертву за многих раз и навсегда. 7:28 В этом стихе конкретизируются различия между ветхозаветным священством и Иисусом. Во-первых, ветхозаветные священники ставились на служение по закону, а не в связи с клятвой Божией (ст. 20), тогда как Иисус стал Первосвященником по клятве Божией (ст. 21). Во-вторых, временное служение несовершенных и грешных (ст. 27) людей сопоставимо с вечным служением безгрешного Сына Божия. Глава 8 8:1–2 Служение Первосвященника «навеки совершенного» связано со священнодействием «в святилище и скинии истинной», воздвигнутой Богом. 8 имел, что принести. Иисус принес в жертву Самого Себя: Свою кровь (9,12) и тело (10,10). 8 не был бы и священником. На земле Иисус не мог бы быть священником в силу закона Моисеева (7,13). Священническое служение Иисуса, таким образом, осуществляется по иным законам, не земным, а небесным. 8 образу и тени. Скрижали, врученные Моисею, содержали лишь смутное отражение будущего служения Иисуса. И скрижали, и установления о богослужении служили одной цели они указывали на Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1:5–7 Сыновья Иафета. Называя всех семерых (1,5), летописец только о двух его сыновьях Гомере и Иаване рассказывает подробнее (1,6.7). 1 Сыновья. Слово «сыновья» в данном случае указывает прежде всего на культурно-территориальные связи (см. Введение: Характерные особенности и темы). 1:8–16 Сыновья Хама. Потомкам Хама летописец уделяет большее внимание, нежели потомкам Иафета, поскольку с первыми Израилю приходилось иметь дело значительно чаще, чем со вторыми. Назвав четверых сыновей Хама, он затем сообщает сведения о потомках троих из них: Хуша (1,9.10), Мицраима (1,11.12) и Ханаана (12,13–16). 1:17–27 Сыновья Сима. Летописец прослеживает, как сужается область Божественного избранничества от всех потомков Сима до одного рода Авраамова. 1 Арфаксад... Сала. См. ком. к Быт. 11,10 . 12,2 Сыновья Авраама. И из потомков Авраама одни были избраны Богом, другие нет. Как и прежде, летописец сначала говорит о неизбранных (1,29–33) и только затем о избранной линии Исаака (1,34 2,2). 1:29–31 Измаилов. См. ком. к Быт. 25,12–16 . Следуя книге Бытие, летописец не включает потомков Измаила в число народа завета. Измаил был благословлен Богом ( Быт. 16,11.12 ), но не стал наследником завета благодати, который Бог заключил с Авраамом ( Быт. 17,18–21 ). 1:32–33 Сыновья Хеттуры. Потомки Авраама от его наложницы Хеттуры, в отличие от Исаака и его потомков, не наследовали обетования. 12,2 Сыновья Исаака: Исав и Израиль. Избранная линия Исаака разделяется на две: Исава (1,35–54) и Израиля (Иакова; 2,1.2). Исав продал право первородства младшему брату Иакову, и тот таким образом стал наследником обетования ( Быт. 25,27–34; 27,1–40 ). 1:35–54 Сыновья Исава. Летописец сообщает о потомках Исава (1,35–37), сыновьях Сеира (1,38–42) и правителях Едома (1,43–54). См. Быт. 36,10–43 . Глава 2 2:1.2 Этот перечень почти в точности повторяет Быт. 35,23–26 , за тем исключением, что там Дан назван после Вениамина. Двенадцать колен Израилевых летописец представляет как результат Божественного избрания в допотопный период и во времена патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

не послушали. Когда сами братья оказались перед лицом смерти, их прошлое жестокосердие сменилось искренним раскаянием. 42 кровь его взыскивается. См. 9,5.6. 42 заплакал. Теперь, после того как братья Иосифа исповедали свою вину, примирение стало возможным. 42 серебро их возвратить каждому. Братья получили серебро за Иосифа (37,28), Иосиф теперь не берет у них серебра, поскольку, символически, они платили ему теми деньгами, которые олицетворяли его страдания. 42 смутилось сердце их. Братья поняли, что за этим стоит нечто важное и грозное. что это Бог сделал с нами? Впервые за все время братья упоминают Бога, Который видел их преступление (ст. 21,22). 42 принял нас за соглядатаев. Об истинной причине происходящего братья пока не догадываются. 42 вы можете промышлять в этой земле. Более правильный перевод: «торгуйте». 42 убей двух моих сыновей. Иными словами, «я обязательно приведу его обратно». За сохранность жизни Вениамина Рувим ручается жизнью двух детей, то ли желая «возместить» вдвое, то ли причисляя к Вениамину и Иосифа. Глава 43 4345,28 Действия Иосифа повлияли на его братьев. Их эгоизм сменился честностью и преданностью в отношениях друг к другу (43,1 34), что выразилось в признании Иудой своей вины и в предложении пожертвовать собой ради Вениамина (44,1–34). В конце концов Иосиф открывается братьям и прощает их, рассматривая совершенный ими грех в свете Божиего замысла (45,1–28). 43 Иуда. После того как Иаков решительно отказал Рувиму, который не смог настоять на своем предложении (42,37.38), старшим над братьями становится Иуда. 43 если не пошлешь, то не пойдем. Иуда готов поступить в соответствии с решением отца («Если пошлешь... если не пошлешь»), однако предупреждает Иакова о том, что может произойти, если тот не пошлет с ними Вениамина. 43 расспрашивал тот человек о нас и о родстве нашем. Братья правильно поняли, какую цель преследовал Иосиф своими расспросами (42,12 и ком.). 43 живы будем и не умрем. Здесь выражено отношение и к голоду, и к мнимой угрозе со стороны Иосифа (42,18–20.34). Эти слова стали «крылатыми», поскольку в них лаконично и точно выражена жизненная позиция человека, во всем полагающегося на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 . Елисей и Азаил, царь сирийский (8,7–15) IV. Поздняя эпоха разделенного царства ( 4Цар. 8,16 –17,41 ) А. Иорам, царь иудейский (8,16–24) Б. Охозия, царь иудейский (8,25–29) В. Ииуй, царь израильский (9,1 –10,36) 1 . Елисей помазывает Ииуя на царство (9,1–13) 2 . Ииуй убивает Иорама и Охозию (9,14–37) 3 . Ииуй истребляет дом Ахава (10,1–17) 4 . Борьба Ииуя с поклонением Ваалу (10,18–36) Г. Месть Гофолии и убийство Иодая (11,1–20) Д. Иоас, царь иудейский (12,1–21) Е. Иоахаз, царь израильский (13,1–9) Ж. Иоас, царь израильский (13,10–25) З. Амасия, царь иудейский (14,1–22) И. Иеровоам II, царь израильский (14,23–29) К. Азария, царь иудейский (15,1–7) Л. Захария, царь израильский (15,8–12) М. Селлум, царь израильский (15,13–16) Н. Менаим, царь израильский (15,17–22) О. Факия, царь израильский (15,23–26) П. Факей, царь израильский (15,27–31) Р. Иоафам, царь иудейский (15,32–38) С. Ахаз, царь иудейский (16,1–20) Т. Осия, царь израильский (17,1–6) У. Падение Израиля (17,7–23) Ф. Переселение плененного народа в Ассирию (17,24–41) V. История Иудеи после падения Израиля (18,1 25,30) А. Езекия (18,1 20,21) 1 . Краткий обзор царствования Езекии (18,1–8) 2 . Ассирийское нашествие (18,9–37) 3 . Божественное избавление (19,1–37) 4 . Болезнь Езекии (20,1–11) 5 . Вавилонские послы (20,12–21) Б. Манассия (21,1–18) В. Аммон (21,19–26) Г. Иосия (22,1 23,30) 1 . Ремонт храма и обнаружение книги закона (22,1–20) 2 . Преобразования в Иерусалиме, Иудее и Самарии (23,1–20) 3 . Возобновление завета и празднование Пасхи (23,21–28) 4 . Гибель Иосии в битве от руки фараона Нехао (23,29,30) Д. Иоахаз (23,31–34) Е. Иоаким (23,35 24,7) Ж. Иехония (24,8–16) З. Седекия (24,17–20) И. Вавилонское пленение (25,1–21) К. Убийство Годолии (25,22–26) Л. Иехония в плену (25,27–30) Глава 1 1 Илии Фесвитянину. См. ком. к 3Цар. 17,1 . от царя Самарийского. См. ком. к 3Цар. 16,24 . 1 человек тот весь в волосах. Возможный перевод: «человек в мохнатых одеждах». По-видимому, одеяние Илии было сделано из овечьей или верблюжьей шерсти (2,8.13; З Цар.19,19; Зах. 13,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

28:20–22 Это самый длинный обет в ВЗ. 28 я дам Тебе десятую часть. См. 14,20. Глава 29 29 колодезь. Сходство этой сцены с описанной в 24,11–33, свидетельствует о благости божественного провидения, но при этом позволяет увидеть резкое отличие между пребывавшим в молитве рабом и не молившимся патриархом. 29 братья мои! Это обращение, которое в 19,6 переводится как «друзья мои», говорит о желании добиться расположения. 29 сына. Это же древнееврейское слово может означать также и внука. 29 отвалил камень. В своем служении любви Иаков обретает сверхъестественную силу. Когда-то внимание Лавана привлекли золотые украшения Авраамова раба (24,30), сейчас же его впечатлили удивительные способности Иакова. 29 поцеловал. Обычное приветствие родственников (ст. 14; 31,55). 29 Лия... Рахиль. Их имена, означающие соответственно «корова» и «овца», были обычными в пастушеских семьях. 29 полюбил. См. 34,3 и ком. 29 Вечером. Иаков воспользовался слепотой своего отца, чтобы обмануть его, а Лаван под покровом ночи перехитрил Иакова. взял дочь свою Лию. Этот обман следует рассматривать как вразумление Иакову, который согласился обмануть отца (27,18). 29 обманул меня. См. 27,35. 29 в нашем месте так не делают. Честный человек рассказал бы о таком обычае еще при первом разговоре, однако Лаван умолчал об этом. Иаков был бессилен предпринять что-либо в сложившейся ситуации. чтобы младшую выдать прежде старшей. Столкнувшись с этим принудительным обычаем и двуличием Лавана, Иаков получил достойный урок, поскольку он сам, однажды солгав, нарушил обычай о праве первородства. Бог действует вопреки обычаям в жизни Исаака, Иакова и Иосифа. 29 любил Рахиль больше, нежели Лию. Результатом женитьбы Исаака на Ревекке стала спокойная, тихая любовь между ними; женитьба же Иакова на дочерях Лавана привела к раздору в семье и соперничеству между сестрами (29,31–30,24). служил. Подобное древнееврейское выражение в 27,29 переведено как «послужат». Патриарх пожинал плоды того, что посеял ( Гал. 6,7 ). 2930,24 Бог благословил Иакова двенадцатью сыновьями, несмотря на его пренебрежение к молитве и на соперничество между Лией и Рахилью, добивавшихся любви своего мужа, рожая ему сыновей (25,19 35,29 и ком.). Имена, которые матери давали своим сыновьям, свидетельствуют об этой борьбе, а также о том, что обе они осознали Божию помощь, оказанную им в те моменты, когда они были или нелюбимы, или неспособны рожать детей. Бог суверенно и милостиво создавал Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

в четвертый год царствования Соломона. Примерно в 966 г. до Р.Х. Следовательно, исход из Египта приходится на 1446 г. до Р.Х. Некоторые специалисты полагают, однако, что евреи покинули Египет не раньше XIII в. до Р.Х. Часть из них утверждает, что «четыреста восемьдесят» в данном случае символическое число, представляющее срок жизни двенадцати поколений, из которых на каждое приходится приблизительно по сорок лет. Другие, ссылаясь на особенности древнего ближневосточного летоисчисления, полагают, что число это получено в результате сложения некоторых, зачастую взаимоперекрывающихся, временных отрезков. в месяц Зиф. Соответствует апрелю-маю. 6 Храм. По своему устройству храм напоминал скинию Моисееву, но при этом приблизительно вдвое превосходил ее размерами ( Исх. 26,15–30; 36,20–34 ). Как и скиния, он состоял из трех частей: притвора, святилища (основного помещения) и Святого Святых (выделенного внутри святилища). Подобное трехчастное устройство встречается и в языческих храмах ближневосточных народов, однако принципиальное отличие от них израильского храма состоит в том, что в нем не было идолов, а в центре его находился ковчег завета со скрижалями Десяти Заповедей нравственных установлений Бога, определявших жизнь Израиля ( Втор. 10,4.5 ; 3Цар. 8,6–9 ). 6 окна решетчатые, глухие с откосами. Широкие изнутри, эти окна постепенно сужались к внешней стороне стен. 6 боковые комнаты. Эти комнаты, окружавшие Святое Святых и святилище (но не притвор), использовались для хранения припасов. 6 Нижний ярус. Три яруса боковых комнат по высоте были ниже, чем основное здание храма. 6 Вход в средний ярус. Т.е. во второй ярус боковых комнат. 6 И было слово Господа к Соломону. В данном случае Господь обращает Свое слово к Соломону, не прибегая к посредничеству пророков (3,5.11–14; 9,2–9; 11,11–13). 6 если ты будешь ходить по уставам Моим. Господь вновь повторяет Соломону, что исполнение обетования Давиду (в том, что касается построения храма) зависит от того, будет ли Соломон верен обязательствам, налагаемым на него заветом между Господом и Давидом (см. 2,2.3.4 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

7 исходящее из человека. См. Рим. 1,24–32; 2,17–24 . оскверняет. Иисус вскрывает саму суть дела: обрядовая нечистота является всего лишь символом нечистоты человеческих сердец. 7 Тирские. Иисус движется на север, в чисто языческую область (ср. Мф. 11,21.22 ), в окрестности древнего финикийского портового города Тира (находившегося на территории современного Ливана). 7 сирофиникиянка. Родом из Сирии. 7 вложил персты Свои в уши ему. В этих действиях Иисуса нет никакой магии, скорее, это язык жестов (ср. Ин. 9,6 ), с помощью которого Иисус показывает человеку, что Он собирается делать. 7 еффафа. Арамейское слово, означающее «откройся». Марк сам дает перевод этого слова, тем самым показывая, что он писал для читателей-неевреев. 7 не сказывать. Иисус не желал, чтобы о Нем шла молва как о чудотворце, поскольку это привлекало к Нему людей, падких на зрелища. Он же стремился, чтобы к Нему шли люди, ищущие Царства Божия, а не острых впечатлений. Служение Иисуса в Галилее Глава 8 8 жаль Мне. См. 6,34 и ком. Это насыщение, по всей видимости, имело место в Десятиградии (7,31). уже три дня находятся при Мне. При описании чуда насыщения пяти тысяч сказано, что «времени прошло много» (6,35). Матфей однозначно указывает, что Иисус провел с этими людьми один день ( Мф. 14,15 ). Здесь же речь идет о трех днях. Первому чуду предшествовали события, о которых сказано в 6,7–13. Пять тысяч это, по-видимому люди, слышавшие проповедь учеников и исцеленные ими. В данном же случае пришедшие нуждались и в проповеди покаяния, и в исцелениях, и во многом другом, поскольку были язычниками (ст. 3). 8 пришли издалека. См. Ин. 10,16 . По-видимому, пришедшие «издалека» были язычниками, поэтому, в отличие от первого чуда, инициатива накормить людей исходит не от учеников (6,35.36), а от Иисуса. 8:4 Своим ответом Иисусу ученики как бы говорят, что накормить этих людей вообще не представляется возможным (ср. 6,35.36). Следует особо отметить, что Иисус в данном случае не предложил ученикам: «...вы дайте им есть» (6,37). Если исходить из того, что под хлебом, помимо прямого значения слова, подразумевается учение Христа (духовная пища), то нежелание учеников Иисуса давать хлеб язычникам (а не заблудшим овцам дома Израилева) становится более понятным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010