Считалось, что до потопа было семеро apkallu, которых после потопа сменило семеро ummanu. Такое толкование не исключено, но требует при этом определенного артикля перед словом семеро. 26:23. Серебром обложенный сосуд. Глазурь может служить украшением или скрывать дефекты керамического изделия, а тем самым обманывать покупателя. Серебряная пыль или покрытие, сделанное из нечистого, окисленного металла, может поначалу выглядеть красиво, но со временем тускнеет или дает трещины. Так и «пламенные уста» (см.: 16:27) злобного человека призваны скрыть его ненависть и преступные намерения с помощью лукавых речей. 26:24. Уста/сердце. Аккадская пословица проводиттакое же различие, отмечая, что человек может говорить дружелюбные слова, но сердце его полно убийственной ненависти. В серии заклинаний Shurpu говорится о человеке, чья речь кажется открытой и честной, но имеющем неискреннее сердце. 27:9. Масть и курение. Едкие и острые запахи сопровождали израильтян в повседневной жизни. Чтобы заглушить эти навязчивые запахи, усилить сексуальную привлекательность ( Есф. 2:12 ; Песн. 1:13 ; см. египетские любовные песни XIII в. до н. э.), а также в качестве приношений Богу (см. коммент. к Исх. 30:34–38 ) использовались разного рода притирания и курения. Среди наиболее известных благовоний и ароматных трав были ладан, мирра, шафран и смеси корицы, кассии и оливкового масла. Столь приятное благоухание составляет уместную параллель мудрому совету друга. 27:13. Поручительство и залог. См. коммент. к6:1. 27:21. Плавильня для серебра. См. коммент. к 17:3. 28:8. Взимание процентов. Израильский закон запрещал взимать со своих собратьев проценты за предоставленные им в долг деньги или имущество (см. коммент. к Исх. 22:25 ). Однако в деловых операциях с пришельцами и чужеземцами, не принадлежавшими к обществу израильтян, закон допускал взимание процентов ( Втор. 23:20 ). Так, в кодексе Хаммурапи предусматривались высокие процентные ставки, вплоть до 20 процентов (см. коммент. к Исх. 22:25 ). Ростовщичество как средство обогащения для израильтян считалось неприемлемым, поскольку займы предназначались для помощи нуждавшимся собратьям, а не для того, чтобы воспользоваться их финансовыми трудностями (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

16:19. Взяточничество в Древнем мире. Искушение принимать взятки подстерегало судей и государственных чиновников во все времена (см.: Прит. 6:35 ; Мих. 7:3 ). В «бюрократических» ситуациях, связанных с попытками конкурирующих сторон перехитрить друг друга, взяточничество превратилось чуть ли не в официально признанное явление (см.: Мих. 3:11 ; Езд. 4:4,5 ). Впрочем, на теоретическом уровне взяточничество осуждалось, и эту проблему пытались решить или, по меньшей мере, сгладить. Так, кодекс Хаммурапи предусматривает суровое наказание (большой штраф и отстранение от должности) судье, изменившему свое решение после получения взятки. Исх. 23запрещает принимать дары и рассматривает искажение истины как преступление против Бога, против слабых и невинных и против всего общества (см.: Ис. 5:23 ; Ам. 5:12 ). 16:21. Священные рощи. См. коммент. к Исх. 34и Втор. 7:5; 12:3 . 16:22. Столбы. См. коммент. к Исх. 23и Втор. 12:3 . 17:3. Астральный культ. Почитание небесных светил (солнца, луны, планет и звезд) было распространено на всем древнем Ближнем Востоке. Главными богами Ассирии и Вавилонии были боги солнца (Шамаш) и луны (Тот – в Египте; Син – в Месопотамии; Эрра – в хананейской религии). На протяжении большей части своей истории израильтяне находились под сильным воздействием ассирийской культуры и религии (см.: Втор. 4:19 ; 4Цар. 21:1–7; 23:4,5 ). Приверженность этим запрещенным культам оставалась объектом осуждения и на протяжении нововавилонского периода, когда израильтяне кадили на кровлях «воинству небесному» ( Иер. 19:13 ). Ввиду того что почитание явлений природы принижало авторитет Яхве как единственного Бога-Творца, оно было объявлено вне закона. Тем не менее признаки этого популярного культа продолжают встречаться в пророческой литературе и в Книге Иова (см.: Иов. 31:26–28; 38:7 ). Дополнительную информацию см. в коммент. к Втор. 4 . 17:5. Смертная казнь через побивание камнями. См. коммент. к 13:10. 17:6,7. Свидетели в судебной системе Древнего мира. Участие свидетелей требовалось в самых разнообразных правовых ситуациях, и это было священным долгом, не терпящим злоупотребления ( Исх. 20:16 ; Чис. 35:30 ; Втор. 19:16–19 ). Свидетели присутствовали при произнесении клятв, подписывали коммерческие и гражданские документы, выступали с показаниями на суде (законы Ур-Намму, кодекс Хаммурапи, сред неассирийские законы). Свидетели играл и важную роль при совершении торговых сделок ( Иер. 32:44 ; Хаммурапи), оформлении браков или изменении социального положения (среднеассирийские законы). Иногда они выступают в качестве представителей народа в отношениях с божеством ( Исх. 24:9–11 ; Хаммурапи).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:9. Сто двадцать талантов золота. Среди даров царицы Савской было 120 талантов (ок. 4 тонн) золота. Такое огромное количество скорее похоже на дань или на вносимую золотом долю делового партнера царя. В 3Цар. 9такое же количество золота было получено от тирского царя Хирама. Информацию о разных количествах золота см. в коммент. к 1Пар. 22:14 . 9:9. Благовония. Сава установила контроль над торговыми путями, по которым провозили ладан и мирру, ценившиеся на вес золота. Свидетельства торговли благовониями предоставляют рельефы в Deir el-Bahari, на которых изображена экспедиция египетской принцессы Хатшепсут в Пунт в Южном Египте. Ароматические масла, духи, медикаменты и средства бальзамирования провозились теми же торговыми путями. Они могли служить ценным даром в дополнение к царским сокровищам. Более подробные сведения о благовониях см. в коммент. к Лев. 2:1 ., а об использовании благовоний см. в коммент. к Исх. 30:23,24 . 9:9. Драгоценные камни. В процессе археологических раскопок в Мегиддоне, Газере и Ецион-Гавере было найдено множество драгоценных и полудрагоценных камней, в том числе сердолик, агат и алебастр. Резные камни, которые использовали как печатки или ювелирные украшения, находят в Финикии, Угарите и Библе, а в Египте во многих местах обнаружены скарабеи из стеатита (мыльного камня) и из фаянса. В древности на Ближнем Востоке камни (в том числе разнообразные драгоценные и полудрагоценные) служили амулетами (отводили беду, защищали от злых сил). В ассирийском справочнике VII в. сохранился список камней и их магических свойств, простирающихся от умилостивления богов до избавления от мигрени. В одном ритуальном тексте приводится список из двенадцати драгоценных и полудрагоценных камней, которые использовались для изготовления талисманов, носимых как ожерелье. Помимо того, ценились обычные камни, которые использовались в мозаике (см. коммент. к 1Пар. 29:2 ). 9:10,11. Красное дерево. См. коммент. ко 2Пар. 2и к 3Цар. 10:11,12 . 9:11. Цитры и псалтири (арфы и лиры). Музыкальные инструменты изготовлялись из разных сортов дерева, что сказывалось на качестве их звучания (см. о сандаловом дереве и можжевельнике в коммент. ко 2Пар. 2:8 ). Изображения псалтири (лиры) были обнаружены в Мегиддоне на пластинках из слоновой кости (XII в. до н. э.) и на монетах. Цитры (арфы) упоминаются довольно часто, кроме того, встречаются их изображения, в том числе слепого арфиста на египетском рельефе эпохи Рамсеса II (XIII в. до н. э.). 9:13–31 Богатство Соломона

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

15:19–23. Обращение с первенцами животных. Обычай посвящать первенцев животных божеству не имеет аналогий в других культурах древнего Ближнего Востока, хотя некоторые ученые утверждает, что сведения о подобной практике встречаются в угаритских текстах. Даже если это так, тексты дают нам мало информации о смысле этого обычая. 15:23. Запрет на употребление крови. См. коммент. к Лев. 17и Втор. 12:16,20 . 16:1–17 Три главных праздника 16:1–17. Еврейский религиозный календарь. Другие варианты календаря встречаются в Исх. 23:12–19; 34:18–26 ; Лев. 23 и Чис. 28, 29 (см. соответствующие коммент.). 16:1. Авив. Авив (март – апрель), считавшийся первым месяцем еврейского календаря, связан с событиями исхода (см. коммент. к Исх. 13:4; 23:15 ). Полагают, что название этого месяца заимствовано из хананейского календаря. Позднее, когда в Израиле были приняты названия месяцев из вавилонского календаря, первым месяцем стал нисан. В Исх. 23авив связан с праздником опресноков, а в Книге Второзаконие – с Пасхой. 16:1–8. Пасха. Ср. с пасхальными установлениями в Исх. 12 . Законодательство в Книге Второзаконие учитывает изменения, происшедшие в израильском обществе со времен исхода, и переносит празднование Пасхи в то «место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (ст. 6), т. е. в Иерусалим. 16:9–12. Праздник седмиц. Второй из великих праздников, известный также под названием Пятидесятницы, наступает через семь недель после начала жатвы пшеницы ( Исх. 34:22 ). В земледельческом цикле он знаменует завершение периода жатвы пшеницы и традиционно ассоциируется с дарованием закона на Синае. Кроме того, этот праздник связан с возобновлением завета и паломничеством. Празднование сопровождалось принесением «жертвы возношения» из двух хлебов, жертвоприношением животных (семерых годовалых агнцев, одного тельца и двух овнов) и жертвой возлияния в благодарность за добрый урожай. Кроме того, в качестве жертвы за грех народа в этот праздник приносится козел. 16:13–17. Праздник кущей. Последний праздник перед установлением сезона дождей приходился на осень и знаменовал начало нового цикла земледельческих работ (пятнадцатый день седьмого месяца). В этот период происходил сбор и закладывание в хранилища последнего зерна и плодов. Этот продолжающийся в течение недели праздник известен также под названием «праздник собирания плодов» ( Исх. 23:16 ). Его отличительной особенностью было сооружение украшенных зелеными ветвями шалашей. Слово «кущи» в названии этого праздника впервые появляется в Книге Второзаконие и, по-видимому, отражает обычай жнецов сооружать шалаши на полях, чтобы работать от зари до зари, не возвращаясь домой (см.: Лев. 23:42 ). Еврейская традиция связывает этот праздник с воспоминаниями о странствиях в пустыне. К празднику кущей было приурочено освящение храма Соломона в Иерусалиме ( 3Цар. 8:65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

31:4. Сигон и Ог. См. коммент. к Чис. 21 . 31:9–13 Повеление о чтении закона 31:9. Запись закона. Начиная примерно с 2000 г. до н. э., когда были составлены законы Ур-Намму (предположительно записанные его сыном, Шульги), включая кодексы Липит-Иштара, Эшнунны, Хаммурапи и хеттские законы, составленные в первой половине 2-готыс. до н. э., и кончая среднеассирийскими законами, датируемыми концом 2-го тыс. до н. э., правители имели обыкновение составлять и записывать законы, чтобы продемонстрировать, что они исполняют свой долг по поддержанию справедливости. 31:10. Чтение закона каждые семь лет. Некоторые хеттские законы содержат статьи, предусматривающие публичное чтение этих документов (один из них требует чтения три раза в год, тогда как другие – просто «регулярного» публичного чтения). 31:10. Год отпущения. Субботний год был годом прощения долгов. См. коммент. к 15:1–6. 31:10. Праздник кущей. Праздник кущей – осенний праздник урожая, устраиваемый в память о странствиях в пустыне. См. коммент. к 16:13–17. 31:14–29 Предсказание о будущем неповиновении 31:15. Столп у входа скинии собрания. До тех пор, пока не была построена скиния, местом явления Бога была скиния собрания, расположенная вне стана (см. коммент. к Исх. 33:7–10 ). Но и после вступления в действие главной скинии этот шатер сохранил название «скинии собрания». Господь снова явился в виде облачного столпа. Представление о том, что божество окружает яркое сияние, было в Древнем мире обычным. В египетской литературе божество изображалось в виде крылатого солнечного диска в сопровождении грозовых облаков. Аккадское понятие melammu использовалось для обозначения видимой славы божества, каковая, в свою очередь, окутывалась дымом или облаком. Предполагают, что в хананейской мифологии идея melammu выражена словом апап, и такое же древнееврейское слово переведено здесь как «облако», однако случаи его использования очень редки и недостаточно ясны, чтобы говорить об этом с полной уверенностью. См. коммент. к Исх. 13:21,22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:11. Вино и напитки. Речь идет о разной степени ферментации вина. В угаритском эпосе об Акхате (VÏ7,8) оба термина используются как синонимы, однако текст сохранился лишь фрагментарно, поэтому требуется дополнительная информация. Смысл этой фразы в том, чтобы показать одурманивающее действие алкоголя на разум. Разум этих людей затуманен ложными религиями точно так же, как пьяницы одурманены своим вином (см. коммент. к Ис. 28:7 ). 4:12. Деревянные идолы. Хотя не исключено, что Осия имеет в виду практику жезло-гадания (определение воли богов с помощью магического жезла или прута; см. коммент. к Иез. 21о разнообразных формах гадания), более вероятно, что речь идет о священных рощах или столбах богини Ашеры (см.: Исх. 34:13 ). Истуканы часто вырезались из дерева (см.: Иер. 10:3–5 ), и это было настолько обычным делом в Месопотамии, что в шумерских текстах о некоторых видах древесины говорили как о «плоти богов». 4:13. Поклонение на высотах. Возвышенности и горные вершины издавна связывались с поклонением богам (см. коммент. к 1Цар. 9:12 ). Так, например, целый ряд наиболее важных событий в истории израильского народа связан с горами (Моисей на горе Синай; Илия на горе Кармил). Аналогичным образом, гора Цафон считалась местом пребывания хананейских богов Ваала и Эла в угаритском эпосе. Поскольку у израильтян наблюдалась тенденция смешивать поклонение Яхве с культом других богов, Осия осуждает практику принесения жертв на этих открытых местах (как это запрещается и во Втор. 12:2,3 ), усматривая в этом почву для укоренения извращенных религиозных представлений в умах последующих поколений. 4:13. Священные деревья. С древнейших времен деревья служили ориентирами на местности, объектами, привлекающими внимание, а в общественном мнении они связывались с отправлением правосудия и пророческой деятельностью (см. коммент. к Быт. 35:4 ). Среди прославленных деревьев можно упомянуть пальму Деворы в Суд. 4и дерево, под которым угаритский царь Даниэл разбирал жалобы народа и вершил суд. Отдельно стоящие деревья и священные дубравы связывались также с культом богини Ашеры (см. коммент. к Втор. 12:3 ), а потому были западней для израильтян. Ашера в израильской иконографии изображалась в виде стилизованного дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:2. Земля за рекою. Это определение является специальным термином, применяемым для обозначения региона, расположенного к западу от Евфрата. Например, Харран – город, в который отправился Фарра в Быт. 11:31 , – находился к западу от Евфрата. Строго говоря, Ур был расположен так же, но эта провинция, как явствует из военных анналов месопотамских царей и более поздних персидских административных документов (см.: Езд. 7:21 ), включала северные ответвления Евфрата и «западные земли» в Сирии и Финикии. 24:5–7. Чермное море. См. коммент. к Исх. 13,14 . 24:8. Земля аморреев. См. коммент. к Чис. 21:21–35 . 24:9–11. Валаам и моавитяне. См. коммент. к Чис. 22–24 . 24:12. Шершни. Точное значение слова, переведенного как «шершни», неясно. В Септуагинте (древнейшем греческом переводе Ветхого Завета) это слово истолковано как «шершни», и многие комментаторы признают его как символ божественного вмешательства, подготовившего почву для завоевания Ханаана израильтянами. Насекомые часто используются в метафорическом изображении вражеского нашествия (напр.: мухи и пчелы, Ис. 7:18,19 ; саранча, Иоил. 1,2 ). Тем не менее некоторые исследователи рассматривают это слово как намек на Египет, так как, во-первых, оно имеет сходное со словом «Египет» написание (см. коммент. к Исх. 23:28 ), а во-вторых, шершень является символом Нижнего Египта. В таком случае здесь подразумевается нашествие египтян на Палестину, предшествовавшее вторжению израильтян и способствовавшее достижению их цели. Некоторые комментаторы переводят это слово как «чума» или «ужас». 24:1–27. Церемония возобновления завета. В библейском тексте описаны четыре церемонии возобновления завета, и каждая из них знаменует не только подтверждение условий завета, но и начало нового этапа в истории Израиля (см.: Исх. 24:1–8 ; 4Цар. 23:1–3, 21,22 ; Неем. 8:5–9 ). Каждая церемония включает собрание народа, перечисление могущественных деяний Бога или чтение закона, подтверждение народом преданности завету и жертвоприношение или празднование. В Сихеме Иисус Навин ставит точку в истории исхода и завоевания и открывает новую страницу, в которую будет вписано освоение обетованной земли израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3:7. Земля Мадиамская. См. коммент. к Исх. 2и Чис. 22:4–7 . Аввакум предсказывает путь Небесного воителя, который сойдет со Своей святой горы, чтобы поразить вавилонян. Очевидно, это напугает, но не нанесет вреда жителям южных областей. 3:8. Борьба с реками и морем. В хананейской литературе из Угарита есть важный миф, посвященный борьбе Ваала с Йамму (морем) и его сподвижником Нахаром (рекой), которые представляют силы хаоса и разрушения. Аввакум ясно показывает, что гнев Яхве направлен не на этих мифологических противников, а на врагов Его народа (ст. 13). 3:9–11. Космические масштабы деятельности божественного воителя. Образ божественного воителя, который ведет свой народ к победе, ясно вырисовывается в библейском повествовании о завоевании Земли обетованной (см. коммент. к Нав. 2и 3:17). Он также появляется в надписи царя Меши на Моавитском камне и взят на вооружение пророками (см. коммент. к Иер. 32:21 ). Особенно ярко этот образ представлен в «Военной песни Господа» в Ис. 34 (см. коммент. к Ис. 34:4 ). Его можно сопоставить с образом божества в угаритском эпосе о Ваале, который «иссушает небеса» и голос которого в легенде об Акхате описывается как громоподобный и вызывающий излияние дождя. Кросс цитирует текст из Эль-Амарны, в котором зависимый от Египта правитель Тира Абимилки восхваляет Эхнатона, чей «воинственный клич на небе подобен гласу Адада, сотрясающему всю землю». В одном месопотамском плаче 1-го тыс. до н. э. используется язык, во многом напоминающий описание божественного суда у Аввакума, который говорит о грохочущих небесах, землетрясении, солнце, лежащем на горизонте, луне остановившей свое движение, и свирепых бурях, сметающих все на своем пути. Более подробная информация о движении небесных тел, связанных с войной, приводится в коммент. к Нав. 10:12,13 . Книга Пророка Софонии 1:1–13 Суд на Иудею 1:1. Хронология и родословие. Это надписание позволяет датировать книгу временем правления царя Иосии (640–609 гг. до н. э.). Поскольку Иосия вступил на престол маленьким мальчиком, управление государством осуществляли регенты из высшего священства и царедворцев вплоть до 622 г. до н. э. (см.: 4Цар. 22:1 ). Вследствие того, что в период, непосредственно предшествовавший плену и во время него, было несколько известных людей, носящих имя Софония, добавление краткой родословной позволяет уточнить, кому именно принадлежат данные пророчества (ср. аналогичную практику в текстах из Мари и в ассирийских анналах Асархаддона).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

8:11. Левиты как жертва возношения. Жертва возношения – один из элементов ритуала посвящения (см. коммент. к Лев. 7:30–34 ). 8:12. Возложение рук левитов на тельцов. См. коммент. к Лев. 1:4 . 8:12. Очищение левитов. Об очищении как следствии жертвоприношения см. коммент. к Лев. 1:3,4 . Но здесь не совершается реальное жертвоприношение, а только используется его символика. Левиты не совершают ритуалы очищения от имени израильтян; это было задачей священников. Вместо этого левиты защищают израильтян от божественного гнева, предоставляя выкуп. Подобная направленность была присуща вавилонским и хеттским ритуалам умилостивления. 8:24–26. Служение левитов. На древнем Ближнем Востоке существовал обычай, по которому кредитор имел право пользоваться услугами одного из членов семьи своего должника. Такой работник должен был исполнять определенные обязанности в течение заранее оговоренного срока. Подобная служба заменяла ссудный процент. Взятый на временную службу человек становился членом семьи кредитора и получал от него средства к существованию. Сходным образом левиты исполняли определенные обязанности в доме кредитора (Бога) и получали от Него средства к существованию. Взамен израильтяне получали возможность не отдавать своих первенцев. 9:1–14 Пасха 9:1. Синайская пустыня. Пустынная местность у горы Синай (см. коммент. к 1:1). 9:2. Пасха. Это первое празднование Пасхи со времени ее установления в Египте годом ранее. О значении этого древнееврейского понятия см. коммент. к Исх. 12:11 . 9:15–23 Водительство облака 9:15. Назначение и природа облака. Некоторые исследователи полагают, что столп дыма и огня появился в результате вулканической деятельности. Извержение вулкана на острове Фера (в 600 милях к северо-западу) положило в 1628 г. до н. э. конец Минойской цивилизации, и не исключена вероятность, что его последствия можно было наблюдать в дельте Нила. Но извержение этого вулкана произошло намного раньше (см. статью «Датировка исхода», с. 81), к тому же эта теория не объясняет ни передвижение столпа, ни его местонахождение, описанное в библейском рассказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С другой стороны, слово, переведенное как «колесо» (galgal), может относиться к котлу. Такое толкование основано на его сходстве с аккадским понятием gulgullu, которое, вероятно совсем не случайно, означает еще и «череп». Книга Песни Песней Соломона 1:1. Лобзание. Поцелуй в губы рассматривался как выражение пылкой любви по всему Ближнему Востоку, хотя в Египте в древности его часто заменяло касание носами. 1:2. Благовоние мастей. Для курения и умащения тела использовали целый ряд благовоний, основными ингредиентами которых были масло и смолы растений, в том числе мирра и ладан (см.: Ис. 60:6 ; Иер. 6:20 ). Шафран, аир и алоэ привозили из Индии, корицу – из Шри-Ланки, нард – из Непала. О других способах применения благовоний в библейские времена см. в коммент. к Исх. 30:34–38 и Прит. 7и 27:9. 1:4. Кидар. Кидар – одно из самых могущественных арабских племен в Северной Аравии в период между VIII и IV вв. до н. э. Оно упоминается в ассирийских и нововавилонских хрониках, а в Быт. 25его происхождение возводится к Измаилу (см. коммент. к Быт. 25:12–16 ; Ис.21 :16и42:11). Кидарские шатры делались из шкур животных или тканей, которые натягивались на шесты и представляли собой трехсторонние конструкции. Черный цвет обусловлен, вероятно, тем, что материал покрытия был изготовлен из черной козьей шерсти (см. коммент. к Исх. 26:7–13 ). 1:10. Золотые подвески с серебряными блестками. Как и в Прит. 25:11 , библейский автор использует здесь образ искусно изготовленного ювелирного украшения, чтобы продемонстрировать свою влюбленность. Об украшениях см. также в коммент. к Ис. 3:18–23 . 1:12. Мирровый пучок. Мирровые деревья растут к северу от прибрежных холмов Йемена и Омана, в зоне, орошаемой дождями, выпадение которых определяется действием юго-западного муссона. Мирра, красноватая ароматическая смола, каплями сочится из надрезов, сделанных в коре стволов и колючих ветвей. Мирру использовали для изготовления благовоний и в медицинских целях. Ее естественный аромат, несколько напоминающий скипидар, был довольно устойчивым, поэтому ее нередко помещали в саше для усиления сексуального удовольствия или использовали для уничтожения запахов, часто наполнявших в те времена дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010