8:10. Еда. Нам точно неизвестно, какие первые праздники справляли израильтяне по возвращении домой с чужбины. Прежде всего, это, конечно, праздник благодарения, поскольку они должны были частично поделиться приготовленным со своими соседями. Жирное и сладкое было принято в пище(см.:Лев.З; 2Пар.6:19 ; 1Пар. 12:40,41; 29:22 ; 2Пар. 7:8–10; 30:21–26 ). 8:14–17. Праздник кущей. Подробнее об этом празднике см. в коммент. к Исх. 23:16 ; Лев. 23:33–36, 39–43 и Втор. 16:13–15 . Праздник кущей обычно справлялся в пятнадцатый день седьмого месяца. Постоянные даты праздников связаны с сочетанием разного рода традиций. В Лев. 23говорится о том, что празднующие должны брать ветви деревьев, а в ст. 42 – о том, что они должны жить в шалашах (кущах). Но инструкции построения этих шалашей не . приводятся, не говорится также о паломничестве в Иерусалим. Во Втор. 16этот праздник описывается как один из трех, который требует паломничества, но ничего не говорится о собирании ветвей или шалашах. Ездра же объединяет эти тексты и разъясняет, что праздновать нужно с ветвями деревьев и пальмовыми листьями и жить в шалашах во время пребывания в Иерусалиме, куда евреи должны приходить на праздник. 8:16. Водяные ворота и Ефремовы ворота. О Водяных воротах см. коммент. к ст. 1. Ефремовы ворота составляли часть стены, существовавшей до плена (см. коммент. ко 2Пар. 25:23 ), и находились примерно в 600 футах от Угловых ворот. Эти ворота, должно быть, открывались на северо-запад. Однако в первом перечне в Неем. 3 они не упоминались. 9:1–38 Исповедание грехов 9:1. Хронология. Пост проводился спустя несколько дней после Праздника кущей, в седьмом месяце 445 г. до н. э. Если он начался 15-го числа, как предписывал закон, то должен был продолжаться до 22-го числа включительно. В таком случае довольно странно, что ничего не говорится о Дне искупления, который должен был справляться на десятый день седьмого месяца. Ст. 13, однако, позволяет полагать, что эти праздники начинались на второй день, а потому должны были продолжиться до десятого числа. Возможно, День искупления был слегка смещен и представлен этим постом, хотя здесь ничего не говорится о совершении ритуалов, предусмотренных в Лев. 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10:29. Ср.: 2:2,3; здесь автор использует аргумент «насколько же более». Всякого рода мусор может быть попран, но священное требует благоговейного к себе отношения, а попрание святыни считалось кощунственным актом (см., напр.: Ис. 63:18 ; Мф. 7:6 ). Обращение со святыней как с обыденными или нечистыми вещами почиталось за великий грех; христиане были освящены кровью Христа (см. коммент. к 9:19–22), но другие иудеи могли просто рассматривать мертвое тело Иисуса как нечистое тело ( Втор. 21:23 ). Оскорбление Духа влекло за собой суд ( Ис. 63:10 ). 10:30. Автор цитирует Втор. 32:35,36 , приводя первые строки ci. 36 и 35, чтобы подчеркнуть следующий контекст: Бог Сам будет судить Свой народ. В отличие от большинства приводимых им цитат, эта ближе к оригинальному еврейскому тексту, чем к тексту дошедшего до нас греческого перевода с языка оригинала. 10:31. Давид предпочел «впасть в руки Бога живого», полагаясь на Его милость, но этой милости предшествовал суровый и скорый суд ( 2Цар. 24:14–16 ; этот суд предписывался законом в Исх. 30:12 ). Выражения «впасть в [чьи-то] руки» и «живой Бог» были весьма характерны для иудейской религиозной лексики. 10:32–39 Уверенность в их стойкости Хотя отступничество было реальной угрозой для верующих, автор твердо убежден в том, что его читатели, которым уже многое довелось испытать, не станут отступниками (ср. коммент. к 6:9). 10:32,33. Слово «подвиг» относится к языку спортивных «состязаний» (ст. 32, NIV) или к «конфликту» (NASB; см. коммент. к 12:1–3) и в сочетании с термином «зрелище» может создать впечатление, что читатели были брошены на арену гладиаторских боев. Хотя автор, возможно, не имел в виду, что они буквально погибнут там (в 12показано, что они живы), эта образная картина призвана показать всю остроту и опасность их борьбы. Невозможно определить, о каких конкретных обстоятельствах здесьговорится, поскольку не известно, где это происходило (определить местонахождение получателей послания – трудная задача; см. введение). 10:34. «Расхищение имения» – конфискация имущества христиан – хорошо согласуется с ситуацией, которая имела место в Македонии ( 2Кор. 8:2 ), где преследованиям подвергались христиане из Фессалони-ки и Филипп; но о каких конкретных преследованиях идет речь здесь, мы не знаем. Не вызывает сомнений тот факт, что это происходило в Римской империи; иудеи был изгнаны из Рима во время правления Тиберия и Клавдия, хотя они могли захватить с собой движимое имущество (за исключением тех, кто был изгнан Тиберием). Притязания александрийских иудеев на римское гражданство привели в итоге к восстанию иудеев в начале II в. н. э., массовому уничтожению еврейского населения и конфискации их собственности; в I в. н. э. многих иудеев вытаскивали из своих домов и убивали, а их дома были разграблены во время городского мятежа. Христиане, которые еще рассматривались как малая иудейская секта, вызвали даже еще большую ненависть в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

10:30. Запрет на браки с иноплеменниками. Законное основание для этого запрета содержится в Езд. 9:1,2 . Со времени закона Пятикнижия израильтянам запрещалось брать в жены чужеземок (см. коммент. к Втор. 7:3 ). Израильтяне смешивались с соседними народами, и тем самым утрачивали чистоту своих религиозных традиций. В древних обществах Ближнего Востока было принято совершать браки внутри своего клана (эндогамия) или родниться через браки с дружественными группами. Израильтяне, таким образом, призывались находить себе жен или выдавать замуж дочерей за представителей «духовно» близких кланов (т. е. тех, кто поклонялся Господу). В этот период, однако, принцип духовного единства был не единственной причиной внутренних браков. Теологический фактор – следование завету – приобретал большое значение в вопросах землевладения. Смешанные браки угрожали праву владения землей, а тем самым и обетованиям завета. Элефантинские тексты (еврейские тексты, отстоящие от времени Ездры и Неемии менее чем на полвека) показывают, каким образом происходило перераспределение земли и потери семьи через браки с иноплеменными женщинами, которые обретали при этом гражданские права. 10:31. Соблюдение субботы. Израильтянам запрещалось в субботу осуществлять любого рода деятельность. Прежде всего это касалось сельскохозяйственных работ. По мере того, как в монархический период Израиль развивал торговые отношения с другими народами, запрет распространялся и на совершение любого рода торговых и деловых операций в субботу. В послепленный период этот вопрос стоял очень остро. 10:31. Прощение долгов на седьмой год. «Седьмой» год описывается здесь как субботний год в Исх. 23:10,11 и Втор. 15:1–3 (см. соответствующие коммент.). Создается впечатление, что Неемия комбинирует здесь эти два понятия и, возможно, регламентирует соблюдение этих установлений одновременно. Это, конечно, подчеркивало силу данного закона. 10:32,33. Храмовый налог. Первоначально не было установлено никакого налога на содержание храма. В Исх. 30:13 предписывалось платить половину сикля на храм во время переписи, но это не было постоянным сбором на храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:44–49 Описание территории . 4:48. Границы. В конце концов вся территория Трансиордании очерчивается границами: от реки Арнон на юге (точнее, от северной границы Моава) до горы Ермон на севере, включая рифтовую долину Иордана и Мертвое море. 5:1–33 Десять заповедей 5:2. Хорив. Другое название горы Синай, которая, по всей вероятности, расположена в южной части Синайского полуострова. Более подробное обсуждение этого вопроса см. в коммент. к Исх. 19:1,2 . 5:6–21. Десять заповедей. См. коммент. к Исх. 20 . 5:6–22. Две каменные скрижали. Возможно, использование двух скрижалей указывает на то, что Моисей получил два экземпляра одного текста. Поскольку скрижали были каменными, можно предположить, что они были больше обычных глиняных табличек, хотя некоторые каменные таблички (напр., календарь из Газера) столь миниатюрны, что помещаются на ладони. Египтяне использовали для этой цели осколки камня, отколотые от скал. Заполнение письменами обеих сторон таблички было обычным явлением. Когда текст доходил до края таблички, ее переворачивали и продолжали писать на другой стороне. Даже на осколках, помещающихся на ладони, могло содержаться от пятнадцати до двадцати строк. 6:1–25 Значение закона 6:3. Молоко и мед. Ханаан описывается как земля, «где течет молоко и мед». Это образное определение относится не столько к сельскохозяйственным достоинствам земли, сколько к ее привлекательности с точки зрения скотоводов-кочевников. Молоко является продукцией животноводства, а мед – даром природы, причем здесь, по всей вероятности, подразумевается не пчелиный мед, а сок финиковой пальмы. Подобное выражение встречается в угаритском эпосе «Ваал и Мот», где возвращение плодородия земли передается в образе рек, текущих медом. В столь древнем египетском тексте, как «Повесть о Синухете», земля ханаанская предстает как изобилующая не только природными богатствами, но и продуктами человеческого труда. 6:4. Категории монотеизма. В монотеизме можно выделить несколько уровней, к которым тяготели верования израильтян в различные периоды. Абсолютный монотеизм, согласно которому возможно существование только одного Бога, называют философским монотеизмом. Генотеизм признает существование других богов, но обычно настаивает на превосходстве одного бога над всеми остальными. Единопочитание (monolatry) характеризует такое положение, когда человек или группа людей решают почитать только одного бога, не задаваясь вопросом, существуют другие боги или нет. Наконец, практический монотеист может признавать существование множества богов, но в основном его религиозная жизнь будет сосредоточена на почитании одного определенного божества. В материалах Книги Второзаконие представлен не столько практический монотеизм, сколько, по меньшей мере, генотеизм и единопочитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

79:12. Море, река. Средиземное море и Евфрат. 79:14. Лесной вепрь. Дикие свиньи были одомашнены очень рано, но некоторые их виды сохранились на Ближнем Востоке в диком состоянии и представлены в египетской и месопотамской живописи. 80:3. Тимпан, гусли, псалтирь. См. коммент. к 150:3–5. 80:4. Трубите в новомесячие. В Древнем Израиле, жившем по лунному календарю, первый день месяца, отмеченный фазой новолуния, считался праздничным (каждые 29 или 30 дней). Как и в субботу, все работы прекращались (см.: Ам. 8:5 ) и совершались жертвоприношения ( Чис. 28– 15 ). В период царств важную роль в совершении праздничных ритуалов стал играть царь (см.: Иез. 45:17 ). Празднование новолуния не прекратилось и после возвращения из вавилонского плена ( Езд. 3:5 ; Неем. 10:33 ). В Месопотамии, где праздник новолуния также считался важным событием, его праздновали с конца 3-го тыс. до н. э. до нововавилонского периода в середине 1-го тыс. до н. э. 80:8. Из среды грома, при водах Меривы. В выражении «из среды грома», по-видимому, подразумевается Синай, а Мерива, где Господь дал народу воду из скалы и испытал Израиль, предшествовала этому эпизоду (см. также: Ис. 29и коммент. к Исх. 17 ). 80:17. Мед из скалы. Хотя мед, о котором говорится в Ветхом Завете, это по большей части сироп из фиников, упоминание скалы позволяет предположить, что речь идет о сотовом меде диких пчел. 81:1. Суд среди собрания богов. На Ближнем Востоке в древности все важные решения принимались на собрании богов. Там боги могли советоваться друг с другом, обмениваться информацией и мнениями. Картина небесного престола, окруженного божественным собранием, хорошо известна из угаритских текстов (самый популярный из них – эпос о Керете), хотя в хананейской мифологии этот совет был представлен богами пантеона. Собрание богов упоминается также в строительной надписи Йехимилька, царя Библа (X в. до н. э.), и в надписи лувийского царя Азитавадды на стеле из Каратепе (VIII в. до н. э.). В аккадском эпосе «Энума элиш» именно собрание богов назначает Мардука верховным богом. Большой совет состоял из пятидесяти богов, а малый – из семи. В религии Израиля место богов заняли ангелы и духи – сыны Божьи, или небесное воинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    6:27—29. В диалоге между Иисусом и народом обыгрывается понятие дело; в иудаизме подчеркивалась необходимость совершать праведные дела, но Иисус сосредоточивает внимание только на одном деле: вере в Него (еврейские учителя восхваляли Авраамово «дело» веры в Бога, но требование Иисуса более конкретно). Люди требуют от Иисуса «дела», что в данном случае означает «чуда» (ст. 30); такое же значение имеетиногда это понятие и в еврейской литературе. «Печать» (ст. 27) означает, что Бог удостоверяет личность Иисуса; ср. коммент. к 3:33.     6:30—59 Иисус как Новая Манна    Этот отрывок представляет собой традиционный еврейский мидраш, или толкование на Исх. 16и Пс. 77:24, который Иисус цитирует в Ин. 6:31. Иисус парафразирует, разъясняет и истолковывает библейский текст таким же образом, как это делали еврейские учителя, однако слушатели не понимают Его. Древние учителя иногда сознательно делали свои речи трудными для понимания, чтобы выявить из множества слушателей истинных последователей.     6:30,31. Люди по-прежнему хотят, чтобы Иисус действовал как новый Моисей, которого они ожидали, — на земном, политическом уровне. Многие евреи надеялись, что в грядущем мире обеспечение манной возобновится. Как и другие древние авторы, Иоанн вольно пересказывает имеющийся у него материал своими словами; народ ссылается здесь на Писание, как это делали раввины на диспутах(Исх. 16:4,15; ср.: Пс. 77:24; по-видимому, Иоанн знает и использует и древнееврейскую, и греческую версию этих текстов).     6:32,33. Одним из методов толкования текстов у евреев был такой: «Не читай этот текст так, как говорит х,но как у». Иисус говорит: «Не Моисей, а Бог дал этот хлеб». Его слушатели не могли этого не признать; именно так представил дарование манны Моисей (Исх. 16:4,15; ср.: Втор. 8:3). Подобно многим другим толкователям того времени (см., напр., Свитки Мертвого моря), Иисус старается применить библейский текст к существующей ситуации.     6:34. Они слушали Иисуса и воспринимали Его слова по-своему (ср.: 4:15), поэтому Он продолжает разъяснять дальше. Во всей древней литературе (Платон, раввины, романы и др.) непонятливость оппонентов или второстепенных персонажей часто использовалась как фон для усиления звучанияаргументов главного героя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

11:15–23. Позиция Иеффая. Израильтяне отвоевали землю у аморреев, а не у аммонитян. Возможно, аммонитяне утверждали, что эту землю у них отобрали аморреи, но Иеффай стоял на том, что Яхве взял землю у аморреев и отдал ее Израилю. Любые претензии аммонитян сводились на нет сроком, в течение которого землей владел Израиль, не встречая со стороны аммонитян никаких препятствий. О географических пунктах, упоминаемых Иеффаем, см. соответствующие коммент. в Чис. 21 . 1 1:24. Хамос. Хамос – национальное божество моавитян, упоминающееся в надписи Меши на Моавитском камне, где ему приписывается победа в сражении – подобно тому, как в Израиле эта честь всегда приписывается Яхве. Аммонитским национальным божеством обычно считается Милхом ( 3Цар. 11:5,33 ). Хотя Хамос был богом моавитян, упоминание его имени в форме «Камиш» в перечне богов из Эблы, где ему был посвящен храм, указывает на то, что уже в 3-м тыс. до н. э., задолго до появления моавитян, он входил с число основных семитских богов Сирии. В одном из ассирийских перечней богов Хамос (Каммуш) отождествляется с Нергалом, богом подземного царства. С каким природным явлением ассоциировался Хамос, точно неизвестно, а археологические раскопки пока не обнаружили ни одного бесспорного изображения этого божества. 11:26. Хронологическое замечание. Иеффай говорит, что Израиль владеет этой землей уже триста лет. Хотя это, несомненно, округленное число, оно подтверждает предположение о том, что завоевание произошло в XV, а не в XIII в. до н. э. (см. статью о датировке исхода в Исх. 12 ). Учитывая, что после Иеффая следует отвести время для правления Самуила, Саула и Давида, его пребывание на посту судьи Израиля обычно относят примерно к 1100 г. до н. э. Разумеется, достоверность Библии не будет поколеблена, если Иеффай преувеличивал или был неправильно информирован, однако трудно поверить, что его доводы прозвучали бы убедительно, если бы на самом деле Израиль пробыл на этой земле вдвое меньшее время. 11:29. Дух Господень. И снова Дух Господень ассоциируется с собиранием войска (см. коммент. к 6:34,35). Несмотря на пост военачальника Галаада, Иеффай не обладал формальным правом на созыв войска в областях, принадлежавших Манассии (в том числе в Васане, на севере Галаада), а также на значительной территории к западу от Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:8. Израиль поклоняется Ваалу. В Древнем Израиле в основном были сельские поселения, которые сами обеспечивали себя продовольствием, и такие городские центры, как Иерусалим. В средиземноморском климате дожди выпадали только зимой и ранней весной (в период с октября по апрель), а в остальное время засуха серьезно угрожала жизнеобеспечению людей. Поэтому неудивительно, что во всех древних культах, а также в древних религиозных текстах из Угарита и Финикии хананейский бог бури Ваал занимает самое видное место. Дождь был синонимом жизни, плодородия, экономического процветания и силы для тех, на кого он излился. В задачу израильских пророков, таким образом, входило прославление Яхве как дарующего плодородие, в том числе дождь, и разоблачение Ваала как ложного бога (см.: Иер. 2:8; 23:13 ). Жители сельской местности, однако, чаще предпочитали одновременно поклоняться и Яхве, и Ваалу, чтобы максимально использовать шансы на хороший урожай (см.: Суд. 2:11; 6:25–32 ). Подобным же образом цари Израиля, следуя примеру Ахава, заключали дипломатические браки и вводили культ Ваала и Ашеры наряду с официальным поклонением Яхве (см.: 3Цар. 16:31–33 ). Только после возвращения из вавилонского плена среди верных Яхве израильтян было восстановлено поклонение единому Богу. 2:11. Празднества в честь Ваала. Здесь говорится о практике религиозного синкретизма израильтян (составной части метафоры блудодеяний Гомери), когда они поклонялись Ваалу во время праздников урожая и новолуния (см. перечень увеселений в Иез. 45:17 ). Пасха, Праздник кущей и Праздник седмиц ежегодно отмечались в рамках сельскохозяйственного года (см. коммент. к Исх. 12и 23:15,16, где приводятся описания этих праздников). Новомесячия были, по-видимому, связаны с субботой, поскольку это был семейный праздник (см.: 1Цар. 20:5 ), когда прекращалась всякая работа (см.: Ам. 8:5 ). Поскольку израильтяне перестали различать дары Яхве и дары хананейского бога плодородия и дождя Ваала, которые они якобы от него получали, Яхве, Который, ниспосылал им Свою благодать, теперь на время устраняется, чтобы показать им, как они ошибаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

29:12–39. Праздник кущей. Последний праздник года приходился на осень, перед сезоном дождей, и знаменовал начало нового сельскохозяйственного года (пятнадцатый день седьмого месяца). В этот период происходила уборка и закладывание на хранение последнего урожая зерновых и плодов, после чего у людей появлялась возможность совершить паломничество в Иерусалим. Продолжающийся семь дней праздник, известный также под названием праздника собирания плодов ( Исх. 23:16 ), отмечался сооружением шалашей, украшенных зелеными ветвями. В еврейской традиции праздник кущей связывается с воспоминанием о странствиях в пустыне (см.: Лев. 23:33–43 ). Этот праздник пользовался такой популярностью, что Соломон приурочил к нему освящение храма в Иерусалиме ( 3Цар. 8:65 ), а Захария описывал его как эсхатологический праздник, который будут праздновать народы после окончательной победы Господа Саваофа ( Зах. 14:16 ). 29:13–38. Количество животных. В течение восьми дней праздника кущей в жертву приносили больше животных, чем в любой другой ежегодный праздник. Всего полагалось принести 71 тельца, 15 овнов, 105 агнцев и 8 козлов, с соответствующим хлебным приношением и возлиянием (сравните со значительно меньшим количеством, предписанным в Иез. 45:13–25 для священных дней). Количество приносимых в жертву тельцов с каждым днем праздника уменьшается; возможно, это объясняется необходимостью отмечать время или стремлением избавить народ от потери самого ценного скота. И все же огромное количество приносимых в жертву животных говорит о радости, связанной с получением урожая (знаком исполнения обетования завета), а также о необходимости кормить множество людей, совершавших паломничество в Иерусалим. 30:1–16 Постановления об обетах 30:2–15. Значение и роль обетов. Совершение обета многократно увеличивает старание человека при исполнении определенной задачи (см.: Лев. 27 ; Пс. 131:2–5 ) или является формой договора с божеством для достижения какой-либо цели (см.: Суд. 11:30,31 ). Следовательно, обет отличается от клятвы, так как является не просто обещанием, а содержит некое условие. Кроме того, обет может положить начало периоду посвящения, как это было в случае с обетом назорейства ( Чис. 6 ), или – во время войны – проявляться в виде посвящения всей добычи Богу ( Чис. 21:1–3 ; Нав. 6:18,19 ). Ввиду того что принятие обета было религиозным актом, вовлекающим божество в договор с человеком, обет не мог быть нарушен безнаказанно (см.: Исх. 20и повеление не произносить имени Господа «напрасно»). Дополнительную информацию см. в коммент. к Лев. 27:2–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

14:16. Праздник кущей как праздник восшествия на престол. Хотя церемония восшествия на престол сама по себе не считалась в Израиле особым праздником, многие исследователи считают, что такой праздник все же существовал, и, скорее всего, он был связан с Праздником кущей (см. коммент. к 3Цар. 12:32,33 и Езд. 3:4 ). Это особенно важно в свете того, что все народы призваны участвовать в нем, чтобы признать воцарение Яхве. 14:18. Дождь в Египте. В Египте выпадает очень мало дождей, и они не могут обеспечить продуктивность почвы. Сельское хозяйство в Египте целиком и полностью зависит от ежегодных разливов Нила. 14:20. Начертано на конских уборах. Все, что определяется как «святыня Господу», приобретает священный статус, подтверждающий чистоту и пригодность этой вещи к использованию в священном пространстве храма, где являет Свое присутствие Яхве. В Исх. 28эти слова были выгравированы на золотой дощечке, прикрепленной к кидару первосвященника. Хотя священники носили на своих одеждах колокольчики ( Исх. 28:33 ), слово «колокольчики», которое присутствует в ряде переводов, просто относится к соединенным вместе металлическим дискам. 14:20. Котлы и жертвенные чаши перед алтарем. Священные чаши использовались для самых важных и торжественных ритуалов, например, для перенесения крови жертвенных животных. Котлы для приготовления пищи, напротив, были обычной утварью, самыми обыденными сосудами в храме. Чаши и котлы были самых разных форм и размеров. Книга Пророка Малахии 1:3. Горы Исава. «Торами Исава», вероятно, называли горную местность Сеир ( Быт. 36:8,9, 21 ), расположенную в восточной части пустыни Негев. Гора Сеир упоминается в Писании (напр.: Быт. 14:6 ; Втор. 2:1 ). По всей вероятности, так обозначалась южная часть Эдома, между вади al-Ghuwayr и Ras en-Naqb. 1:4,5. Эдом в V в. до н. э. Хотя Эдом, по всей видимости, не присоединился к мятежу против вавилонского правления в VI в. до н. э., его территория подвергалась нападению со стороны последнего вавилонского царя Набонида. О разрушительных последствиях этих военных кампаний говорится у Авдия, Иеремии (гл. 49) и Иезекииля (гл. 25), однако в Книге Пророка Малахии подразумевается, что эдомитяне еще не покинули эту территорию. В V в. до н. э. Эдом поддерживал определенные экономические отношения с Левантом и Восточным Средиземноморьем; известно также, что в этот период здесь появились новые группы населения. Среди них, по-видимому, были кидариты (кедариты), которые обитали в Сирийской пустыне к юго-востоку от Дамаска и совершали набеги, продвигаясь на юг вплоть до Моава и Эдома. Кроме того, набатеи, которые завоевали Эдом в конце III в. до н. э., могли начать перемещаться на север в этот регион из Аравийской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010