щем мире закон станет более строгим, если не изменится полностью.)     1:12,13. Таким образом, дело не в этническом происхождении (ст. 11), а в духовном возрождении; о том, как могло быть воспринято представление о духовном возрождении древним иудаизмом, см. в коммент. к 3:3,5.     1:14. Ни греческие философы, ни еврейские учителя не могли постичь, как Слово могло стать плотью. Начиная с «Платона, греческие философы утверждали, что идеал — это то, что недоступно взору и вечно; большинство иудеев были настолько убеждены в невозможности превращения человека в бога, что не допускали и мысли о том, чтобы Бог стал человеком.    Являя Свою славу Моисею (Исх. 33:34), Бог провозгласил, что Он «Господь многомилостивый и истинный» (дословно: «преизобильный любовью и верностью»; Исх. 34:6). Подобно Моисею в древности (см.: 2 Кор. 3:6—18), Иисус явился в славе Своим ученикам. На страницах этого Евангелия слава Иисуса раскрывается в Его знамениях (напр.: Ин. 2:11), и особенно на кресте — в высшем проявлении Его любви (12:23—33). Евреи ожидали, что явления Божьей славы будут величественным зрелищем, некоей космической феерией; но вСвоем первом пришествии Иисус явил ту же особенность характера Бога, какая открылась Моисею: скрепленную заветом любовь.    Слово, переведенное как «обитало», буквально означает «пребывало в скинии», откуда следует, что Слово пребывало в Иисусе среди людей точно так же, как Бог пребывал среди Своего народа в скинии.     1:15. Богословы полагают, что в то время некоторые могли с чрезмерным энтузиазмом воспринимать Иоанна Крестителя, простого пророка, частично отнимая славу у Иисуса Мессии (ср.: Деян. 19:3—5); в такой ситуации автор Евангелия чувствовал необходимость расставить все по своим местам. В четвертом Евангелии Иоанн Креститель относится к Иисусу с неизменным почтением, как и подобает пророку.     1;16,17. «Благодать и истина явственно присутствовали в законе (Исх. 34:6), но свое высшее выражение они нашли в воплощенном Словезаконе.     1:18. Даже Моисей смог увидеть только часть Божьей славы (Исх. 33:20), но в лице Иисуса Бог полностью открыл Себя миру. Выражение «в недре Отчем» означает самое тесное, какое только возможно, единение(ср.: Ин. 13:23). Древние авторы часто заключали определенные отрывки повествования в «рамки», образованные одной и той же фразой или утверждением; этот литературный прием называется inclusio. В Ин. 1и (следуя наиболее вероятному варианту прочтения текста) в 1Иоанн называет Иисуса «Богом».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    13:23. Мужчины на праздничных трапезах возлежали (женщины не обедали в обществе мужчин, разве только в семейной обстановке). Каждый возлежал, слегка откинувшись назад от соседа справа; таким образом, Иоанн мог откинуть голову и даже покоиться на груди Иисуса. (Они опирались на левый локоть так, чтобы правая рука была свободна, но пищу разрезали не во время трапезы, а заранее.) Возлюбленный ученикИисуса — вероятно, Иоанн — занимал одно из самых почетных мест, как и сосед Иисуса слева (Иуда, полагают некоторые комментаторы, исходя из ст. 26).     13:24—27. Если хозяин, обмакнув кусок хлеба в общую чашу (в которой на Пасху была подслащенная кашица из горьких трав), протягивал его кому-нибудь, это было знаком его почтения к этому человеку.Полновластие Иисуса здесь неоспоримо (ср.: Мк. 14:20).     13:28—30. Перед Пасхой некоторые благочестивые евреи занимались благотворительностью, чтобы заручиться расположением Бога. Обычно выходить на улицу в пасхальную ночь не полагалось (Исх. 12:22), но в повествовании Иоанна (в отличие от Матфея и Луки) Пасха, по всей видимости, начиналась на следующий день (см.: 18:28 и соответствующий коммент.).     13:31—35 Прославление и новая заповедь    Контекст этих стихов — предательство Иуды и смерть Иисуса.     13:31,32. О прославлении см. в коммент. К 1и 12:23—27.     13:33. Учителя иногда называли своих учеников «детьми» (ср.: 1 Ин. 2:1), а ученики учителя — «отцом». В еврейской литературе также известны «завещания» («заветы»), в которых герои прошлого давали своим детям перед смертью важные наставления, предназначенные будущим поколениям. Неизвестно, следует ли здесь Иоанн образцу этого литературного жанра, но то, что Иисус, покидая учеников, дает им прощальные наставления, вполне естественно.     13:34,35. Ветхий Завет заповедовал любовь (Лев. 19:18); новизна Иисусовой заповеди заключается в предложении нового идеала и примера: «какЯ возлюбил вас», т. е. вплоть до самопожертвования.     13:36—14Последовать за Иисусом на крест?     13:36,37. Хотя Петр искренне убежден, что последует за Иисусом даже на смерть, он не понимает, куда идет Иисус (14:5). О теме непонимания см., напр., в 3:4, а также во введении к коммент. к Евангелию от Марка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    9:35—41 Видящие и слепые     9:35—38. Прозревший человек отвечает так же, как иудео-христианские читатели Иоанна: с верой, в отличие от их противников.     9:39—41. Тема физической и духовной слепоты встречается у пророков (напр.: Ис. 42:16— 19; Иер. 5:21); религиозные власти, отнюдь не считающие себя духовно слепыми, проявляют наибольшую слепоту.     10:1—18 Пастырь, овцы и наемники    Первоначально текст Библии не был разделен на главы; в этом отрывке продолжается речь Иисуса, обращенная к фарисеям в 9:41. Она основана на «ветхозаветных образах Бога как Пастыря Израиля (Быт. 48:15; 49:24;    Пс.22 1; 27—9; 76:21; 77:71; Ис. 40.11; Иез. 34:11—31), Израиля как Его стада (Пс. 73:1; 77:52; 78:13; 99:3) и неверных и жестоких религиозных вождей как губителей Его стада (Иер. 23:1,2; Иез. 34). Верными пастырями (Иер. 3:15) в Ветхом Завете названы Моисей, Давид (2 Цар. 5:2; Пс. 77:71,72) и Мес-сия из дома Давидова (Мих. 5:4).     10:1,2. В зимние месяцы овец по ночам держали в загоне, обычно имевшим каменную ограду, защищенную сверху ветвями колючего кустарника. (После Праздника кущей зима уже была не за горами.) Еврейский закон различал воров и разбойников: воры вторгались в чужое жилище, а разбойники жили в пустыне и нападали на путников. Пастухи постоянно были на страже, охраняя свое стадо от опасностей любого рода.     10:3,4. В Ветхом Завете говорится, что Израиль «слушался голоса Бога», когда народ повиновался закону и Божьей вести, посланной через пророков. Истинные овцы — те, кто был верен завету с Богом, — знали Его (см. коммент. к 10:14,15). (Читатели Иоанна слушались Его с помощью Духа — возможность, которую иудаизм в тот период по преимуществу отрицал; ср.: 16:13—15.) Обычно пастухи знали всех своих овец поименам. В Ветхом Завете Бог называл Своих возлюбленных детей и верных рабов «по имени» (Исх. 33—12:17; ср.: Ис. 43:1).     10:5. В данном контексте «чужой», или «вор и разбойник» (ст. 1), символизирует фарисеев, которые пытаются обмануть овец (9:40,41). Главы синагог, которые отлучали иудео-христианских читателей Иоанна, считали себя верными пастырями, но прочтение этого отрывка показало аудитории Иоанна их истинное лицо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

454 Авраам – см. коммент. к апокрифам о Давиде. В Библии сказано, что Авраам просил Бога пощадить Содом и Гоморру, если в них найдется хоть десять праведников ( Быт. 18, 20–33; 19, 15–38 ). Суд Авраама над Лотом – апокриф. 455 ...дрво оста при рц Мерстй. – Мерра, в переводе «горечь». В Библии Меррой названа не река, а местность: «Пришли в Мерру и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя Мерра» ( Исх. 15:23 ), «И расположились станом в Мерре» ( Чис. 33, 8–9 ). По-видимому, это место в пустыне Сур на восточном берегу Красного моря. Есть предположение, что речь идет о минеральном источнике Товаре, находящемся на пути от Айют-Муза к Синаю. 456 ...Да егда изведе Моиси израильтны... – Моисей – пророк. Его биография изложена в библейских книгах – Исход, Числа. По библейской традиции он считается автором Пятикнижия. Моисей вывел еврейский народ из Египта, где тот находился в рабстве, 40 лет водил его по пустыне, прежде чем достиг Палестины. 457 ...не имшя что пити ... и усладися вода от дрва. – Сюжет о ослаждении (опреснении) воды есть в Библии: «Моисей возопил к Господу, и господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» ( Исх. 15:25 ). Использован он и в «Речи философа» в Повести временных лет. 460 Соломонь – царь, младший сын Давида от Вирсавии (около 950–933 гг. до н. э.). Убив своего старшего брата, захватил власть. Объединил царства Израиля и Иудеи. Предпринимал обширные строительные работы; при нем построены храм бога Ягве и царский дворец. Развиваются торговые отношения с Египтом и Финикией; владения государства расширяются на юг. Библия называет его самым мудрым царем Палестины. Он считается автором книги Песни песней, Притчей и некоторых Псалмов, вошедших в состав Ветхого Завета. 461 ...дом Божий святый Сионь... – Сион – гора, на которой Давид построил основное укрепление Иерусалима. У пророков Сион означает царство Божие, место жительства Бога на небесах; земной Сион – церковь Божия (Солярский П. Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1884. Т. 4. С. 15–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 64 В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва , которая составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на Ис.58:7 ), 64 глава заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один ( Ис.64:1–7 ст.) – историческо-покаянный, другой ( Ис.64:8–12 ст.) – умилостивительно-просительный, 1–4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5–7. Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на него праведный гнев Божий. 8–12. Усердная молитва к Богу о прощении и помиловании Его народа. Ис.64:1 . О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, Ис.64:2 . как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать извест­ным врагам Тво­им; от лица Твоего содрогнулись бы народы. «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.» «Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо – атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия». (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324). Сам образ «расторжения небес» и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда – один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения ( Быт.11:5 ) и наказания нечестивых городов – Содома и Гоморры ( Быт.18:21 ), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае ( Исх.19:11 ; Исх.20:18 ), о нем читаем у псалмопевца: «наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его» ( Пс.17:10 ), с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: «пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его» ( Пс.96:3–6 ). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3–4 стихами предыдущей главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Этот стих полезно сопоставить с загадочным высказыванием в Авв. 2:6 , где пророк высмеивает потерю ассирийскими завоевателями добытых злодеяниями богатств. 77:9. Поражение сынов Ефремовых. О каком именно сражении идет речь, неясно. Имя Ефрем часто используется для обозначения всего Северного царства Израиль. Вероятно, здесь подразумевается какое-то событие из ранней истории Израиля, например, поражение от филистимлян, которое привело к утрате ковчега Завета. Такое предположение подтверждается тем, что перечень бедствий (в ст. 60–64) завершается этим инцидентом. Некоторые исследователи, однако, относят этот эпизод к значительно более позднему времени – к падению Северного царства под натиском ассирийцев в 722 г. до н. э. 77:12. Поле Цоан. Цоан – египетский город в области Djánet, который феки называли Танисом. Он стал столицей региона Дельты в XII в. до н. э., в период 21-й династии. В этом регионе израильтяне обосновались в Египте во времена Моисея. 77:14. Облако и свет огня. Это относится к облачному и огненному столпам, которые сопровождали израильтян в пустыне. Более подробная информация об этом приведена в коммент. к Исх. 13:21,22 . 77:16. Вода из скалы. См. коммент. к Исх. 17 и Чис. 20 . 77:24. Манна. См. коммент. к Исх. 16:4–9 . 77:27. Птицы пернатые. См. коммент. к Исх. 16 . 77:44–51. Казни египетские. См. коммент. к Исх. 7–11 . 77:60. Отринутый Силом. Город Силом (совр. Khirbit Seilun), расположенный в центральной части Ефремовых гор, служил местом священных собраний до перенесения богослужения в Иерусалим. Раскопками обнаружены обширные остатки архитектурных сооружений, относящихся к XI в. до н. э. Поселение в этом месте существовало на протяжении всего железного века, но суду Божьему подверглось именно святилище. Считается, что город был разграблен филистимлянами после сражения при Афеке ( 1Цар. 4 ). 77:61. Отдал славу (ковчег) в руки врага. См. 1Цар. 4–6 и соответствующие коммент. 78:1. Исторический контекст. В ветхозаветную эпоху храм был осквернен, а Иерусалим превращен в развалины только однажды – в 587 г. до н. э., когда город пал под натиском вавилонян. 78:2. Трупы рабов отдали на съедение птицам и зверям. В эпосе о Гильгамеше Энкиду советует Гильгамешу бросить тело поверженного хранителя кедрового леса Хувавы на съедение птицам и псам. Более подробную информацию об оставленных без погребения телах врагов см. в коммент. к 3Цар. 16:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:17. Посвятительные жертвоприношения. См. коммент. ко 2Пар. 7:5–7 об освящении храма Соломона. Количество жертвоприношений при освящении второго храма было значительно меньше, чем при освящении первого ( 3Цар. 8:63 ): 22 тыс. против 100 волов и 120 тыс. овец против 200 овнов и 400 агнцев. Двенадцать козлов, принесенных в соответствии с жреческим кодексом в жертву за грех ( Лев. 4:22–26 ; см. коммент. к Лев. 4:13–32 ), отражают основную идею Книги Ездры о восстановлении союза двенадцати колен, прошедших испытание вавилонским пленом и готовых возобновить свой завет с Яхве в Иудее и Иерусалиме. 6:19. Пасха. Со времени Иосии (т. е. столетием ранее) не было упоминания о праздновании Пасхи (см. коммент. ко 2Пар. 35:18 ). Но теперь этот ритуал (см. коммент. к Исх. 12:1–28 ), как неотъемлемый элемент возрождения еврейской общины в Иудее, напоминающий недавно вернувшимся на родину пленникам об освобождении из рабства, требовал немедленного восстановления. Четырнадцатое нисана (первого месяца года) – дата по религиозному календарю ( Исх. 12:2–6 ; Лев. 23:5 ). См. в коммент. ко 2Пар. 30 о предыдущем праздновании Пасхи после очищения или обновления храма. 6:21. Отделившиеся от нечистоты народы земли. К этой группе могут быть отнесены разные категории людей. Возможно, они были уроженцами Северного царства или жителями Иудеи, которые не были угнаны в плен (см.: 2Пар. 30:17–21 ). Их связи в период вавилонского плена с другими народами могли рассматриваться как осквернение, от которого им следовало сознательно очиститься, «отделиться». Возможно также, что в праздновании Пасхи, как и в Исх. 12:48 , участвовали прозелиты (gerim), которые обратились в веру в Единственного Яхве. 6:22. Праздник опресноков. См. коммент. к Исх. 12:14–20 и Лев. 23:6–8 . Поскольку при Езекии ( 2Пар. 30:13 ) и Иосии ( 2Пар. 35:16,17 ) этот праздник также праздновался вслед за Пасхой, это происходит и здесь. Радость и ликование в течение семи дней праздника связаны с деянием Бога, Который «обратил к ним сердце царя Ассирийского» (символ персидских правителей Месопотамии), что сделало возможным национальное возрождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:15. Долина Ахор. Когда Ахан взял из заклятого (herem) во время завоевания Иерихона, его вместе со всей семьей забили насмерть камнями в долине, которая стала с тех пор известна как долина Ахор ( Нав. 7:25,26 ). Она расположена на северной границе удела колена Иуды ( Нав. 15:7 ), современная область El Buque " ah. Осия упоминает об этой «долине печали», желая подчеркнуть, что даже если такое зловещее место может быть преобразовано, то и отношения Гомери/Израиля с Осией/Яхве также будут восстановлены. 3:1–5 Осия выкупает свою жену 3:1. Виноградные лепешки. См. коммент. к Иер. 44о сладких пирожках (с начинкой из фиг или фиников), которые приносили месопотамским богам. Использованное здесь древнееврейское слово вызывает затруднения в переводе. Некоторые комментаторы полагают, что имеются в виду кувшины с вином, а не выпечка с изюмом. В любом случае в качестве приношений использовали плоды виноградной лозы. 3:2. Точные цены. Если к цене за ячмень прибавить 15 сиклей серебра, то можно сосчитать, что всего Осия заплатил около 30 сиклей серебра. Такую сумму платили в качестве компенсации за потерю раба в Исх. 21:32 . Поскольку положение, в котором находилась Гомерь, неясно, то невозможно точно определить, почему Осия заплатил именно эту сумму. По законам Среднеассирийского царства, однако, муж мог выкупить жену в ситуации, которую она сама разрешить не могла (напр., заплатить ее долг). 3:4. Жертвенник ( в оригинале – «священные камни»). См. коммент. к Исх. 23и Втор. 7:5 , где говорится об использовании священных камней и рощ богини Ашеры как неотъемлемых элементах хананейского культа и идолопоклонства израильтян. Священные камни традиционно использовались в ритуале поклонения Яхве, по крайней мере в период разделенного царства (см.: Ис. 19:19 ). Однако, когда настало время разрушения, эти культовые символы, так же как и цари, не получили слова поддержки от Яхве (см.: Втор. 16:22 ). 3:4. Ефод и терафим. Жертвы и священные камни использовались как средства поклонения божеству. Эфод и терафим служили для вопрошания божества. Эфод составлял часть одежды священника (см. коммент. к Исх. 28:6–14 ), а в Египте и Месопотамии в эфод облачали изваяния божества и его носили жрецы высокого ранга. См. коммент. к Исх. 28:6–14 об эфоде и его использовании в качестве инструмента познания воли Божьей. Люди, желавшие получить информацию от божества за плату, могли воспользоваться услугами специалистов в этой области. Терафимы, о которых здесь говорится (см. коммент. к Быт. 31:19 ), использовались на древнем Ближнем Востоке как средство вопрошания богов. Как и в случае со столбами (камнями), Бог не отвечал на вопросы таких гадателей. 4:1–19 Обвинительный акт за неверность Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:3. Товия. См. коммент. к Неем. 2:10 . 4:18. Трубач. На протяжении всей ветхозаветной эпохи трубы использовались для подачи сигналов в религиозной, гражданской или военной обстановке. В тексте подразумевается бараний рог, трубный звук которого сопровождал народ со времен Синая ( Исх. 19:13 ). Более подробную информацию о трубах см. в коммент. к Чис. 31и Нав. 6:4,5 . 5:1–19 Политика в защиту интересов бедных 5:3–5. Жалобы бедных. Вследствие того, что бедные люди должны были работать на строительстве стены, они не имели возможности вырастить нормальный урожай, чтобы прокормить свои семьи. Они должны были покупать зерно, но не имели достаточно средств для этого и вынуждены были закладывать свою собственность (поля, виноградники и дома). Более того, персидские цари, очевидно, взимали налог на недвижимость, введенный еще халдеями. Дарий I (ок. 521–486 гг. до н. э.) ввел налог на урожай. Повсеместно и в Израиле, и в других частях империи родители вынуждены были продавать в рабство своих детей, чтобы они не умерли с голоду, надеясь со временем выкупить их (см. коммент. к Исх. 21:2–6 ). 5:7. Лихва. С денег, которые одалживались бедным израильтянам, запрещалось брать проценты (см. коммент. к Исх. 22:25 ; Лев. 25:28 ; Втор. 15:1–11 ). Однако это не касалось чужеземцев. Положение о взимании процентов записано в кодексе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Однако это были коммерческие займы, которые не имели места в Израиле. Дача в долг у израильтян считалась благотворительным актом и не предназначалась для поддержания бизнеса. 5:11. Решение проблемы. Все участки земли, которые были конфискованы по причине неуплаты долга, должны были быть возвращены прежним владельцам безо всяких условий. На Ближнем Востоке было принято конфисковывать собственность (включая детей) за долги. По-видимому, в этих случаях возрастали и проценты, которые взимались с должников. 5:14. Период губернаторства Неемии. Неемия был назначен губернатором (областеначальником) между 445-м и 433 гг. до н. э. Это был его первый губернаторский срок. Некоторые исследователи считают, что после этого он прослужил в этой должности еще один срок (см. коммент. к 13:6,7). Однако небиблейской информации о Неемии или о его губернаторской службе не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

125:4. Потоки на полдень. В сезон дождей в Палестине вади напоминают переполненные водой реки. Однако в летнее время, когда вода особенно нужна, они пересыхают. В засушливом пустынном регионе к югу от Иерусалима периодическое наполнение водой этих вади приносило облегчение и жизнь. 128:6. Трава на кровлях. Верхняя кровля жилых домов в Израиле состояла из положенных поперек стен балок, между которыми укладывались тростник и трава. Вся крыша затем покрывалась глиной, чтобы заделать щели и защитить дом от проникновения воды. Иногда семена, сохранившиеся в траве, прорастали, но быстро увядали, не имея корней. 131:6. Ефрафа, Иарим. Ефрафа в ряде фрагментов отождествляется с родиной Давида ( Руф. 4:11 ; Мих. 5:2 ). «Поля Иарима»: обычно считают, что это Кириафиарим, где в течение двадцати лет хранился ковчег Завета. См. коммент. к 1Цар. 6:21 . 131:7. Поклонимся подножию. Во-первых, следует отметить, что ковчег Завета считался подножием невидимого престола Божьего (см. коммент. к Исх. 25:10–22 ). Во-вторых, подножие должно рассматриваться как неотъемлемая часть царского престола. В-третьих, подножие престола символизирует покорение царем своих врагов (см. коммент. к Пс. 109:1 ). И, наконец, поклонение подножию является таким же способом выражения почтения, как и обычай простираться ниц перед Богом или царем. На «Черном обелиске» Салманасара III израильский царь Ииуй изображен целующим землю перед ассирийским царем. В эпосе «Энума элиш» боги целуют ноги Мардука, подавившего мятеж и ставшего верховным богом пантеона. «Обхватить ноги» означало выразить самоуничижение и мольбу. Эта поза описывается в самых разнообразных литературных аккадских источниках, когда речь идет о беженцах или просителях, выражающих таким образом свою покорность. 131:17. Рог Давиду. См. статью «Общие сведения» в коммент. к Псалтири. 131:17. Светильник помазаннику. См. коммент. к Пс. 17:29 . 132:2. Елей на голове. Гостям на пирах в Древнем мире щедрые хозяева часто умащали лбы елеем. Так, например, в ассирийском тексте времен правления Асархаддона сообщается, что царь «смочил головы» своих гостей на пиру «отборными маслами» (елеем). Елей предохранял кожу лица от высыхания в жарком климате Среднего Востока. В египетской «Песне арфиста» и в месопотамском эпосе о Гильгамеше изображены люди, облаченные в тонкие льняные одежды и с помазанными миром головами. При помазании священников использовалось самое лучшее масло, и это символизировало дары Бога Своему народу и ту ответственность, которая возлагалась на его вождей с помощью этого ритуала. В практике израильтян помазание было знаком избрания и часто связывалось с наделением Духом. См. коммент. к Лев. 8:1–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010