951 Herrn. Trismeg. 4. 158. 1–6, 6. 126. 2–11, 132.2–4. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада/Сост., коммент., пер. К. Богуцкого. Киев; М., 2001. С. 212–214. 957 Данная таблица является кратким изложением текста Септуагинты ( Быт. 11:20–26, 32 ). Единственная цифра, которая не совпадает с Септуагинтой, – 230 (лет жизни Серуха после рождения Нахора) вместо 200 ( Быт. 11:23 ). При подсчете продолжительности жизни Рагава и Серуха были сделаны ошибки, одну из них исправил издатель Радер (329 вместо 362), мы – другую (360 вместо 300). Эти цифры никак не влияют на подсчет времени от Адама. 958 Автор «Пасхальной хроники» следует Септуагинте, в которой имя пишется с одной буквой ρ. В синодальном переводе дано имя Фарра. 960 Подробнее о византийской традиции возводить идолопоклонство к Серуху см.: Adler W, Time Immemorial... P. 202, 216–217 963 Кекроп – первый царь и божество-покровитель Афин, изображавшийся преимущественно в виде человеко-змея (См.: Diod. Bibl. V. 56. 6). 964 Согласно античной традиции, Эллин был сыном Девкалиона, который спасся после потопа, названного его именем, и родоначальником всех греков (Hes. Fr. 27 Rzach). Первоначально «эллинами» называли племя, обитавшее во Фтии, одной из областей Фессалии, которая находилась под властью гомеровского Ахилла (Нот. II. II. 683–684; IX. 478–479). 968 Идея о том, что эллинство (язычество греческого образца) началось с Серуха, излагается у Епифания Кипрского (Panarion 3. 4). Дюканж отмечает, что весь этот фрагмент об эллинстве, начавшийся с истории возникновения его и завершившийся объяснением слова меропы, взят из Епифания (Наег. I) (Ducangii nota 12). Г. Меркати убедительно доказывает, что этот фрагмент являлся схолией в архетите «Пасхальной хроники», которая каким-то образом попала в текст рукописи V, покинув место на полях (Mercati G. A Study of the Paschal Chronicle... P. 402). Читать далее Источник: Пасхальная хроника/Пер. с греч., вступ. ст., коммент. Л.А. Самуткиной. - СПб.: Алетейя, 2004. - 214, с.: ил. (Серия " Византийская библиотека. Источники " ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

1:15. Приказ Давида. Умерщвление амаликитянина обусловлено целым рядом причин. Во-первых, как уже отмечалось, смертельную опасность представляло даже то обстоятельство, что он был амаликитянином. Во-вторых, Давид дважды пощадил Саула из почтения к его статусу Божьего помазанника и полагал, что остальные должны поступать так же. В-третьих, если бы Давид признал, что, убив Саула, амаликитянин сослужил ему службу, на него могло пасть подозрение, что он нанял этого человека. Давиду было необходимо отстраниться от убийства Саула, даже если это было убийство из сострадания. 1:17–27 Плач Давида о Сауле и Ионафане 1:17. Плачевные песни. В древней ближневосточной литературе встречаются прекрасные образцы элегической поэзии. Пожалуй, наиболее известным является плач Гильгамеша об Энкиду в эпосе о Гильгамеше, где герой призывает всех присоединиться к его плачу и воспевает добродетели и подвиги умершего друга. 1:18. Книга праведного (Jashar). Предполагают, что книга праведного содержала древнейшие поэтические сказания о героических подвигах (еще раз она упоминается только в Нав. 10:13 ). Эта книга не сохранилась. Название Jashar – это либо прилагательное «праведный, справедливый», либо форма древнееврейского глагола «петь». 1:20. Геф, Аскалон. Геф и Аскалон – два из пяти главных филистимских городов. Дополнительную информацию см. в коммент. к 1Цар. 5и Суд. 14:19 , соответственно. 1:20. Необрезанные. Обрезание практиковалось многими народами древнего Ближнего Востока (см. коммент. к Быт. 17:9–14 ), но не филистимлянами. В этом замечании подразумеваются не физические свойства или обычаи филистимлян, а отличие этого народа от израильтян, у которых обрезание было знамением завета. 1:21. Проклятие Гелвуйским горам. Смысл проклятия заключается в истощении плодородия земли. В этом проявляется его сходство с проклятиями в эпосе об Атрахасисе, исполнение которых означало голод. Превратившись в край смерти (сухие, бесплодные поля), эта земля станет памятником тем, кто на ней погиб. 1:21. Щит, помазанный елеем. Израильские щиты этого периода были сделаны из дерева, обтянутого кожей. Они были круглыми или прямоугольными с закругленной верхней частью. Маслом удаляли следы крови после битвы и обрабатывали кожу, чтобы сохранить ее эластичность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Одним из примеров может служить высказывание в эпосе о Гильгамеше. Месопотамский бог Эа упрекает верховного бога Энлиля за то, что он навел на людей потоп без всяких на то оснований: «На грешника возлагай грех его, на преступающего закон возлагай его прегрешение». 18:31. Новое сердце и новый дух. См. коммент, к 11:19. 19:1–14 Плач о князьях Израиля 19:1. Плачи на древнем Ближнем Востоке. В плачах могут быть выражены индивидуальные чувства, как, например, в Пс. 21:2–22 , скорбь по поводу тяжелой утраты (элегия Давида, см.: 2Цар. 1:17–27 ) или всенародная скорбь во времена бедствий, как в Пс. 136 . Самый известный плач древней Месопотамии – «Плач о разрушении Ура», посвященный трагическим событиям 2004 г. до н. э., когда город был захвачен царем Элама Киндатту. Плач состоит из одиннадцати строф, в каждой из которых описывается определенный аспект падения города и конец правящей династии (ср.: Пл. 2:9). Впоследствии это произведение воодушевило горожан на восстановление разрушенных городских стен и зданий. Дополнительную информацию см. в статье «Плачи о разрушенных городах в Древнем мире» в коммент. к Книге Плач Иеремии. 19:1–9. Охота на львов; метафорический язык. Неудивительно, что Иезекииль использует образ льва в своей книге, поскольку во многих израильских ( Ис. 5:29 ; Наум. 2:11,12 ), египетских и ассирийских текстах часто упоминаются львы. Известны многочисленные примеры охоты на львов. Это был царский спорт, а также насущная необходимость уничтожения львов-людоедов (на ассирийской плакетке IX в. до н. э. изображена сцена пожирания львом нубийца), которые представляли угрозу жителям деревень (как свидетельствует один текст из Мари, где описывается яма – западня для поимки животного). Очевидно, в этом «плаче» подразумеваются последние цари Иудеи (скорее всего, Иоахаз и Иоаким). Здесь обыгрывается тема благословения Иаковом своего сына Иуды в Быт. 49:8–12 , где Иуда назван «молодым львом». 19:10–14. Метафора виноградной лозы. Этот символ в книге Иезекииля обнаруживает близкое сходство с «Песнью о винограднике» в Ис. 5:1–7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

26:20. Как гоняются за куропаткой по горам. Погоня Саула за Давидом заслуживает сравнения с охотой на куропаток, которая заключается в прочесывании кустарников и преследовании птиц до тех пор, пока они не устанут и не начнут падать на землю. 27:1–12 Давид на службе у филистимлян 27:1,2. Наемник. Использование наемников было в Древнем мире обычным явлением (см.: Иер. 46:21 ). Как правило, наемниками становились подобные Давиду политические беженцы, а их преданность нанимателю находилась в прямой зависимости от ненависти к правителю, который их изгнал (многие греческие тираны, утратив свои позиции на родине, присоединились к персидской армии и сражались при Марафоне против греков). Доверие Анхуса основывалось на известной вражде Давида и Саула и подкреплялось богатой добычей, захваченной Давидом в набегах. Давид пользуется этой возможностью, чтобы спастись от Саула, добыть с помощью набегов средства для подарков старейшинам Иудиным (30:26), научиться у филистимлян военному делу и обработке металла и расправиться с некоторыми врагами Израиля. Давид уничтожает всех свидетелей, чтобы сохранить доверие Анхуса. 27:2,3. Геф. Хотя местоположение этого города точно не установлено, современные исследователи отождествляют его с Tell es-Safi, в 5 милях к югу от Экрона (Tell Miqne) в северной части Шфелы. О существовании Гефа до появления филистимлян свидетельствуют амарнские письма, а библейская традиция связывает его с енакимами (см.: Нав. 11:22 ). Родом из Гефа был Голиаф и один из правителей филистимских, воевавших с израильтянами (см.: Суд. 3:3 ). 27:2. Анхус. Этот царь не упоминается в небиблейских источниках, но существование у филистимлян царского имени «Анхус» подтверждается документами более позднего времени. Ассирийские анналы VII в. до н. э. сообщают об Ikausu, сыне Padi, царе Экрона. Ikausu – то же, что и Анхус, сын Пади, упоминаемый в надписи этого периода, найденной в Экроне. 27:6. Секелаг. Местонахождение Секелага – вопрос, вызывающий споры. Из множества предлагаемых вариантов локализации наиболее обоснованными являются Tell esh-Sharía (в северо-западной части Негева, в 15 милях к юго-востоку от Газы) и Tell es-Sebá (часто отождествляемый с древней Беэршивой, в 4 милях от современного города; см. коммент. к Быт. 22:19 ). Предметом споров являются возможные перерывы заселения Tell esh-Shariá на протяжении железного века (начало периода царств), а также вероятность локализации Беэршивы значительно западнее Tell es-Sebá. Хотя история заселения Tell es-Sebá в целом соответствует нашей информации о Секелаге, эта идентификация отдаляет Секелаг от Гефа более чем на 30 миль к югу. В любом случае опорный пункт Давида находился в Негеве, откуда он мог совершать набеги на юг (в глубь Синайского полуострова) и на восток (в Эдом и Мадиам). И то и другое место достаточно удалены от филистимской территории, чтобы он мог действовать, не опасаясь внимательного присмотра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:30. Подобно многим греческим моралистам, Павел применяет древнюю терминологию состязаний атлетов («подвиг»; «состязание» или «противостояние» – в KJV, NASB) к жизни высоконравственного человека. Здесь речь идет о преследовании; о филиппийцах, разделивших судьбу Павла, см. в коммент. к 1:19. 2:1–11 Быть слугами, как и Христос Павел, продолжая свое увещевание, побуждает верующих к единству (1:27) и бесстрашию перед лицом грядущего воздаяния мученику (1:28; 2:9–11; ср.: 3:20,21). Древние моралисты часто иллюстрировали свою точку зрения соответствующими примерами, а Павел здесь ссылается на примеры Иисуса (2:5–11), свой собственный (2:17,18), Тимофея (2:19–24) и Епафродита (2:25–30). Сопоставление текстов 2:6–11 и 3:20,21 показывает здесь масштаб использования Павлом наглядного примера Христа для убеждения верующих. (Большинство исследователей, анализируя структуру и язык Флп. 2:6–11 , воспринимают этот отрывок как гимн, заимствованный Павлом. Другие считают, что Павел сам придал этому отрывку черты хвалебной песни. Греческие авторы обильно наполняли свои писания цитатами из греческой поэзии, не исключено, что и Павел использовал здесь более ранний христианский гимн, хотя это предположение требует дополнительных доказательств.) 2:1–4. Павел заимствует язык греч. пото noia – речей, в которых оратор призывает своих слушателей к согласию и единству. 2:5,6. Некоторые исследователи полагают, что Христос «в образе Божием» – это указание на Адама, сотворенного по образу Божьему ( Быт. 1:26 ). В отличие от Адама, который, будучи человеком, искал божественности ( Быт. 3:5 ), Иисус, обладая божественной природой, поступился Своей божественностью, уподобившись человеку. Здесь в большей мере подчеркивается тот момент, что в еврейских текстах божественная Премудрость описывается как архетип, совершенный прообраз Бога («образ» здесь скорее отвечает «роли», а не собственно «прообразу»; ср.: 2:76, «образ раба», хотя эта фраза во 2находит свою параллель с «подобием»). 2:7. «Раб» в Ис. 53 тоже уничижил себя, приняв образ смертного человека, смирил себя до смерти ( Ис. 53:12 ; ср.: Флп. 2:8 ). (Павел, однако, использует более ясный греческий термин – «раб», – чем приводится в LXX в Книге Исайи – «слуга».)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

18:30. Священник в колене Дановом. Обязанностью левитов было священническое служение Господу от имени всех колен. Поэтому говорить об Ионафане, сыне Гирсона, как о священнике в колене Дановом вполне правомерно. Ионафан занял этот пост, послужив сначала домашним священником в колене Ефрема и совершая ритуалы перед идолами, а затем согласившись на конфискацию этих сакральных объектов из дома Михи. В этом смысле Ионафан, как и осуждаемые Осией священники, не сумевшие передать народу истинное ведение Бога ( Ос. 4:6 ), виновен в закреплении одной из форм незаконного богослужения. 18:31. Дом Божий в Силоме. Святилище в Силоме функционировало как культовый центр в период судей ( Суд. 21:19 ) и во времена Самуила ( 1Цар. 1:3 ), но, по-видимому, было уничтожено филистимлянами после сражения при Авен-Езере ( 1Цар. 4:1–11 ). Упоминание в Пс. 77и Иер. 7:12; 26:6–9 указывает на то, что святилище, вероятно, было восстановлено и действовало, пока Соломон не построил храм в Иерусалиме. Силом отождествляют с Khirbet Seilun, между Вефилем и Сихемом. Древний город площадью 7,5 акра занимал стратегически выгодное положение, располагая плодородными землями, источниками воды и доступом к главному торговому пути, соединявшему север и юг страны. Археологические раскопки обнаружили руины Силома железного века I и следы разрушений, вызванных пожаром. Несмотря на обнаружение остатков общественных зданий этого периода, никаких следов святилища не нашли. Вероятно, оно находилось на вершине кургана, наиболее пострадавшей от эрозии и позднейших поселений. 19:1–21:25 Война с вениамитянами 19:1. Левиты. Информацию о роли и обязанностях левитов, а также о связанных с ними предписаниях закона см. в коммент. к Чис. 16:10 ; Втор. 14:27–29; 18:1–5; 18:6–8 . 19:1. Наложницы. Наложница – неполноправная жена, вышедшая замуж без приданого. Ее дети могли рассчитывать на часть наследства только в том случае, если отец публично признает их наследниками (см.: Быт. 25:1–6 ). Вероятно, необходимость в такой форме отношений возникала тогда, когда первая жена оказывалась бесплодной (см.: Быт. 16:1–4; 35:21,22 ). Как бы то ни было, в брачном соглашении с отцом женщины, взятой в наложницы, указывалось, что она будет иметь более низкий статус, чем законная жена. Следует учесть, что в силу своего особого положения левит имел право жениться только на женщине, соответствующей определенным требованиям (см.: Лев. 21:7 ). Возможно, по этой причине он не спешил возвратить наложницу домой (ст. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

13:34. Как саранча. Зоологические метафоры – обычный прием при описании относительных размеров в преувеличенном сравнении. Саранча считалась съедобной, что придает этому сообщению дополнительный пугающий оттенок. В угаритском эпосе о Керете войско сравнивается с саранчой, чтобы передать его многочисленность. 13:33. Исполины ( Nephilim ). Еще одно достоверное упоминание исполинов содержится в Быт. 6:4 , что дает мало информации для их идентификации. Некоторые вычитывают это слово в Иез. 32:27 , где оно относится к воинам. Мнение древнейших толкователей (в период между заветами) разделилось: их считали либо великанами, либо героями, либо падшими ангелами. 14:1–45 Народ решает не вступать в обетованную землю 14:6. Раздирание одежды. Наряду с посыпанием волос пеплом, раздирание одежд было обычной формой выражения скорби на древнем Ближнем Востоке. Один из примеров вне Библии встречается в угаритском эпосе об Акхате (ок. 1600 г. до н. э.), где сестра героя раздирает одежду своего отца, предсказывая засуху. Как правило, этот жест выражает скорбь по умершему родственнику, другу или выдающемуся деятелю ( 2Цар. 3:31 ). Но иногда одежды раздирают в знак стыда (как в этом случае) или в связи с утратой чести ( 2Цар. 13:19 ). 14:8. Молоко и мед. См. коммент. к 13:27. 14:13–16. Божественное покровительство. Все народы древнего Ближнего Востока верили в покровительство богов. Свой бог-покровитель был у каждого города (напр., Мардук в Вавилоне) и у представителей многих профессий. Но это означало, что, если города или гильдии начинали враждовать между собой, их боги-покровители тоже вступали в битву. Боги потерпевшей поражение стороны покрывали себя позором и теряли почитателей. Так обращенное к Яхве ходатайство Моисея включает признание Божьего покровительства израильтянам и обетование о земле и потомстве. Если бы Яхве погубил израильтян в пустыне за их непокорность, это могло быть истолковано как Его неспособность исполнить обетования. 14:25. Географическая информация. Согласно этим повелениям, израильтяне, опасающиеся идти на север, в Ханаан, должны повернуть из Кадеса в пустыне Фаран на юг, в район Элафа на побережье Акабского залива. Следовательно, «Чермное море» (Yam Suph) в этом стихе – это не Красное море, а, как и в Чис. 21и Втор. 1:40; 2:1 , залив Акаба, на востоке Синайского полуострова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7:11–14 Как ответили отцы и к чему это привело. Этот раздел обращается к реакции отцов на прежних пророков (как в 1:4). И сердце свое окаменили, сделали глухим к словам Божьим. «За то и постиг их великий гнев Господа Саваофа» (12). Таков буквальный перевод, и он передает больше действие гнева, а не само чувство. Поскольку они отказались прислушиваться к Господу, Он не внемлет им: они оказались развеяны по всем народам и земля опустела после них. Приговор точно соответствует тому, что они заслужили. Тем не менее Бог переходит от этого к чему–то совершенно ими не заслуженному. 8:1–8 Обетование обновленному Иерусалиму 8:1–3 Ревность по Иерусалиму. Темы ревности по Иерусалиму, Сиону и возвращения Господа в Свое обиталище в этом городе уже поднимались (1:14,16; 2:10–12). Когда же Бог поселится в этом городе, тогда он станет городом истины и святости. Гора Господа Саваофа [Господа сил] являлась возвышенностью Иерусалима, на которой и был возведен Храм. 8:4–6 Благосостояние города. Город спокоен и защищен от вражеских атак. Народ не подвергнется стремительному нападению, и не придется восстанавливать развалин и возводить новые стены (см.: Наум. 2:4–5 ); и метательный снаряд не перелетит через крепостные стены. И самые старые, и молодые могут спокойно сидеть или играть на улицах этого города. Слушателям Захарии все это еще кажется мечтой, так как до сих пор окружающие народы постоянно тревожили их. Слово дивно использовано здесь в смысле «чрезвычайно» или «затруднительно»: для Господа нет ничего невозможного (см. особенно Быт. 18:14 ; Иер. 32:17,27 , где в оригинале использовано то же слово, и ср.: Мк. 10:27 ). Слово оставшийся встречается также в ст. 11 (остаток) и 12. Это многозначительное слово, которое подразумевает как суд Божий (сохранится лишь остаток), так и милость Божью (этот остаток будет спасен). 8:7–8 Заветное обетование обновлено. Когда Иуда отправился в вавилонское изгнание, многие рассеялись по соседним землям. И они тоже смогут вернуться в Иерусалим. Нам трудно представить себе, сколь важен был Иерусалим для народа Израиля и Иудеи, поскольку мы принимаем как само собой разумеющееся то, что можем поклоняться Богу где угодно в мире. Даже те, кто подчеркивает особенное значение Рима, Кентербери или Женевы, не почитают этих городов так благоговейно, как благоговели перед Иерусалимом иудеи. Это было единственное место, где разрешалось приносить жертвы, единственный Храм, благословленный к возведению как дом Божий, знак Господнего пребывания среди Своего народа. Поэтому реконструкция Храма в Иерусалиме означала подтверждение Божьих заветных обетовании (см. коммент. к 2:10–12). 8:9–13 Обновленное обетование

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Историк исправил свою ошибку в последней книге «Войн» (См.: B.G. IV. 2. 6 – 8, 27 – 32), где им сделаны и другие корректировки, в частности, относительно локализации храма Ифигении из Тавриды (См.: В. G. IV. 5. 23 – 24 и ниже коммент. 133). 127 О покорении цанов и той важности, которая придавалась этому факту Константинополем, свидетельствует новелла I Юстиниана от 1 января 535 г. Ср.: Agath. V. 2. 128 Hapcec – евнух, препозит священной спальни с 537 г.; талантливый дипломат и полководец. В 530 г., т. е. в то время, о котором идет здесь речь, он занимал пост примикерия священной спальни. О переходе на сторону Византии его соплеменников Нарсеса и Аратия, см. выше: В. Р. 1.12.22. 129 Крепость Вол Адонц отождествляет с крепостью Буа-Кала в Каргабазарских горах. См.: Адонц Н. Указ. соч. С. 25. 131 Здесь впервые встречается формула Фукидида (ср. ниже 1.17.1). Исследователи видят в этом факте то, что истинная заинтересованность Прокопия в событиях на восточной границе начинается лишь с 530 г. См.: Rubin В. Prokopios... Kol. 96. 132 Аламундар – Аль-Мундир III – царь арабов-лахмидов (505 – 554), находившихся в зависимости от Ирана. Один из наиболее грозных противников Византии. См. ниже: 1.17, 40 – 48; PLRE. II. Р. 40 – 43. 133 Как явствует из этого пассажа, Прокопий не связывает миф об Ифигении с Крымом. Причиной тому послужило то, что, как сам историк указывает в «Войне с готами» (IV. 5.23 – 24), он опирался на местные предания армян, согласно которым действие мифа происходило в их области. 135 Языческие храмы не раз использовались для культовых целей. Вместе с тем немало известно и случаев, когда языческие храмы пустели и превращались в руины. На их останках благочестивые византийцы высекали кресты, уничтожавшие, как им верилось, силу демонов. См. нашу главу «Быт и нравы»//Культура Византии. М. 1984. С. 633. 136 Малая Армения – часть Армении по западному берегу Евфрата – занимала восточную часть Каппадокии. В самостоятельную провинцию была выделена в конце III в. Диоклетианом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

8:20,21. Казнь царей. Казнь мечом могла быть очень длительной и болезненной, если тот, кто приводил ее в исполнение, не знал, куда ударять, или был слишком слаб и не уверен в себе, чтобы вонзить меч в человека. Хотя Гедеон оказал своему сыну честь, легко понять, почему цари предпочли, чтобы это было сделано опытной и умелой рукой. 8:21. Пряжки на шеях верблюдов. Предполагают, что это были изображения лунного серпа. Подобные украшения найдены в раскопках Tell al-Ajjul. Такую же форму обычно имели серьги, образцы которых найдены в Tell el-Fara и Tell Jemmeh. 8:26. Тысяча семьсот сиклей. В Быт. 24сказано, что вес золотой серьги составляет полсикля. Если эти серьги были такого же размера, то тысяча семьсот сиклей (более 42 фунтов золота) – вес трех тысяч четырехсот серег. 8:27. Золотой эфод. В Израиле эфод был принадлежностью облачения первосвященника (см. коммент. к Исх. 28:6–14 ), а в Египте и Месопотамии – элементом одежды высокопоставленных жрецов и украшением статуй богов. В Исх. 39показано, каким образом из золота вытягивалась нить, которая вплеталась затем в ткань эфода. Очевидно, эфод Гедеона также был изготовлен из золотых нитей, а не из чистого золота. Учитывая, что Гедеон был удачлив в получении оракулов (6:30–36) и что эфод тесно связан с оракулами (в нем хранились урим и туммим; см.: Исх. 28:30 ; 1Цар. 30:7,8 ), можно предположить, что этот эфод предназначался для получения оракулов. Вероятно, люди, желавшие задать вопрос божеству, приходили к эфоду и за определенную плату получали ответ (с помощью Гедеона и членов его семьи). 8:30. Семьдесят сыновей, много жен. Жены древнего правителя олицетворяли его политические союзы. Города-государства, племена и народы, желавшие вступить в союз с каким-нибудь могущественным правителем или попасть под его покровительство, скрепляли договор, отдавая сюзерену в жены девицу из наиболее влиятельного семейства. Это было проявлением преданности со стороны вассалов, у которых отныне появлялась личная заинтересованность в поддержке правящей династии. Множество сыновей свидетельствовало о силе рода, ибо в таком случае ему не грозило вымирание. Для правителя это имело большое значение, так как члены его рода занимали ключевые посты в государстве. С теоретической точки зрения, большая семья была гарантией благополучия династии в будущем. Некоторые исследователи полагают, что «семьдесят» – это условное обозначение некоего большого числа. Помимо нескольких примеров в Библии, в угаритском мифе о Ваале говорится о семидесяти сыновьях Асират (Ашеры), а в хеттском мифе об Элькунирши Ваал хвастается тем, что убил 77 (88) детей Ашерту (Ашеры).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010