23:25,26. Для фарисеев ритуальная чистота была чрезвычайно важна, поэтому они мыли свою посуду с таким же тщанием, как и самих себя при ритуальных омовениях. Шамай, к чьей школе принадлежало в тот период большинство фарисеев, говорил, что снаружи чаша может быть чистой, даже если внутри она нечиста; по мнению меньшинства, принадлежавшего к школе «Тиллеля, вначале следовало очистить чашу изнутри. Иисус использует здесь эти образы, чтобы высказать символическое суждение о внутренней чистоте человека.     23:27,28. С точки зрения ритуальной чистоты, наиболее опасным было прикосновение к мертвому телу (в результате чего человек делался «нечистым» на семь дней; Чис. 19:11). Фарисеи считали нечистым даже того, чья тень падала на мертвое тело или гроб. Неприметные надгробия (или оссуарии из известняка) красились перед каждой Пасхой в белый цвет, чтобы избежать нечаянного контакта с ними и не оскверниться. «Окрашенные» — вероятно, аллюзия на Иез. 13:10—12 и 22:28; обмазка может скрыть ветхость стены, но не предотвратить ее обрушение.     23:29—39 Убиение пророков    Это последнее «горе» (23:29).     23:29,30. В    раннем иудаизме мученичеству пророков в Израиле уделялось более пристальное внимание, чем в Ветхом Завете (напр.: Иер. 26:20—23; ср.: 2 Пар. 36:15,16). В еврейском обществе этого периода воздвигались гробницы-памятники пророкам и праведникам (в том числе и тем, кто не претерпел мученичества, напр., Давиду или Олдаме).     23:31. Смысл выдвинутого Иисусом обвинения очевиден: «каковы отцы, таковы и сыновья»; всенародный грех будет лежать на потомках нечестивых, пока они не покается (Исх. 20:5; Втор. 23:2—6; 1 Цар. 15:2,3; Ис. 1и др.).     23:32. Подобные иронические рекомендации были характерны для пророческих писаний (Ис. 6:9; Иер. 44:25; Ам. 4:4,5): иди и греши, если считаешь нужным, но за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11:9)!     23:33. Сравнение со змеями, само по себе оскорбительное, несло дополнительную смысловую нагрузку (Пс. 57:5; 139:4; ср.: Быт. 3). О выражении «порождения ехидни-ны» см. в коммент. к 3:7.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

22:11. Праведный будет творить правду, но нечестивый продолжать свои неправедные дела ( Дан. 12:10 ). Увещевание Иоанна здесь несет в себе оттенок иронического приглашения: пусть те, кто отвергает слова Божьи, продолжают делать гак, но они пожнут соответствующие плоды ( Иез. 3:27 ; ср.: Иер. 44:25 ; Ам. 4:4,5 ; Еккл. 11:9 ; Си-виллины оракулы 3:57–59). 22:12. Ветхий Завет и иудаизм подчеркивали праведность Бога и то, что Он вознаградит Свой народ (напр.: Быт. 15:1 ; Пс. 17:21; 18:12 ; Ис. 49:4; 4 Езд.). Божественное воздаяние каждому по его делам было такжеветхозаветным учением (напр.: Пс. 61:13 ; см. также коммент. к Отк. 20:12 ). 22:13. Литературный прием, известный под названием inclusio (инклюзивный), использовался для выделения определенного отрывка, когда его заключали между двумя одинаковыми текстами – в начале и в конце; большая часть Откровения обрамлена утверждениями о том, что Господь истории есть и Альфа, и Омега, начало и конец (1:8; см. коммент. к этому стиху). 22:14. Об омытых одеждах см. в 3:4,5 и 7:14, а также в коммент. к 3:4; о дереве жизни см. в коммент. к 22:2. 22:15. «Псы», вероятно, относится к половой распущенности, особенно к блудницам, не совершившим покаяния ( Втор. 23:17,18 ). В других местах Откровения говорится, что культ императора вместе с волшебством убивает христианских мучеников: разврат, распутная жизнь (и в буквальном, и в духовном смысле) характерны для мужчин «язычников. См. также коммент. к 21и 27; ср. также: Быт. 3:24 . 22:16 . «Корень Давида» (этот образ взят из Ис. 11:1 : «корень Иессеев», Иессей – отец Давида) – это росток, из которого возродится семейство Давида после того, как его потомки потеряют царский престол. Некоторые комментаторы полагают, что «корень» изменяет этот образ, делая его началом династии Давида. Утренняя звезда – это Венера, которая возвещает наступление рассвета (ср.: Отк. 2:28 ), в данном случае это, вероятно, указание на Чис. 24:17 , это звезда, спустившаяся от Иакова (Израиля) и предназначенная владычествовать и крушить врагов народа Божьего. (Свитки Мертвого моря также обращаются к Чис. 24:17 , возвещая о триумфеМессии.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

    8:27. Все иудеи считали, что Бог испытывает сердца людей (3 Цар. 8:39; 1 Пар. 28:9), -представление, неоднократно повторяющееся в Новом Завете, а в некоторых позднейших раввинских текстах встречающеесядаже как Божественный титул («Испытующий сердца»).     8:28—30 Предвечный Божий замысел     8:28. Философы-стоики полагали, что все в мире устроено наилучшим образом — с точки зрения Бога, — хотя никакие других существа (включая богов более низкого ранга) не будут жить вечно. В иудаизме считалось что Бог — Верховный владыка, Который направляет историю к кульминационному моменту, когда Он оправдает Свой народ и вознаградит его за прежние страдания (см. коммент. к 8:18). Для Павла конечный итог, благо этих испытаний состоит в том, что они направлены на воссоздание в верующих образа Христова (8:29).     8:29. Некоторые греческие мыслители говорили об уподоблении божеству, но «образ» (или «подобие», как bNIV) — мысль, наиболее ярко выраженная в еврейских источниках. В иудаизме образ Бога наиболее полно представляла предвечная премудрость (см. коммент. к Кол. 1:15), но еврейские тексты часто говорят об Адаме и всем человечестве как о созданных по образу Божьему (см.: Быт. 1:26,27; ср.: Быт. 5:3). Дети Божьи будут уподоблены первенцу нового творения, новому Адаму (Рим. 5:12—21).     8:30. О предопределении см. в гл. 9. Принцип предопределения («Он предузнал» в 8:29) не отрицает свободного выбора; большинство иудеев принимали как суверенную волю Бога, так и ответственность человека за свой выбор. (Мысль о том, что каждый должен выбрать между этими двумя волями, возникает в эпоху после Нового Завета и основана на греческой логике.)     8:31—39 Всепобеждающая любовь Божья     8:31. В Ветхом Завете часто говорится о том, что Бог «со» Своим народом или «за» Свой народ (Пс. 55:11; 117:6; Ис. 33:21; Иез. 34:30; 36:9); все, кто бросает вызов Его народу, выступают против Него (см.: Ис. 50:8; ср.: 54:17).     8:32. О наследовании всего сущего в грядущем мире см. в коммент. к 4:13; ср. коммент. к 5:17.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

15:20–28 Замысел Бога для истории 15:20. Первые плоды палестинского урожая (это было знакомо всем из ветхозаветного праздника первых плодов, Пятидесятницы, – Лев. 23:15–21 ) гарантировали созревание остального урожая. 15:21,22. См. коммент. к Рим. 5:12–21 . Павел здесь обыгрывает бытовавшие за пределами Палестины еврейские предания (о которых пишет Филон), возможно, воспринятые некоторыми коринфскими христианами, о том, что идеальный, духовный человек, сотворенный в Быт. 1:26,27 , отличался от природного (земного) человека Адама, сотворенного в Быт. 2:7 . 15:23,24. Хотя Павел изъясняется здесь не совсем понятно, речь может идти о том, что он, как и многие другие еврейские авторы того времени, верил в существование промежуточной мессианской эры между современным и грядущим веком; см. коммент. к Отк. 20 . О «первенце» см. в коммент. к 1Кор. 15:20 . 15:25. Павел начинает разъяснять Пс. 109:1 , который у него более отчетливо звучит в 15:27. 15:26. Многие философы отказывались горевать или рассматривать смерть как своего врага. Еврейские писатели обычно изображали смерть как врага, которого необходимо покорить; воскресение верующих,таким образом, будет последним событием, предшествующим наступлению Царства Христа. 15:27,28. Как и в ветхозаветных текстах, Павел утверждает, что Сын будет царствовать над всем миром как наместник Бога, оставаясь в Его подчинении ( Пс. 109:1 ; Ис. 9:6,7 ; Дан. 7:14 ). Если бы Павел был стоиком, товыражение «Бог все во всем» означало бы, что все сущее вновь сольется с первозданным огнем, став частью его бытия; но когда еврейские авторы, как и Павел здесь, использовали такой язык, они просто имели в виду, что Бог является Творцом и Владыкой всего сущего ( Сир. 43:27 ). 15:29–34 Страдание в надежде на воскресение Первые христианские свидетели воскресения были настолько убеждены в истинности того, что они видели Иисуса, воскресшего из мертвых, что не боялись удостоверить свое свидетельство мученичеством. 15:29. Здесь выражение «крестятся для мертвых» может означать, что некий христианин принял символическое крещение во имя новообращенного, который умер (возможно, как мученик – хотя, насколько известно, в то время в Коринфе не было больших гонений на христиан), не успев креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

    1:44. Вифсаида была известна своим рыбным промыслом. Марк говорит, что Симон и Андрей были из Капернаума (1:21,29; 2:1), и археологические раскопки подтверждают уверенность ранних христиан, что дом Петра был в Вифсаиде. Не исключено, что, создав рыболовецкую артель с Иаковом и Иоанном (Мк. 1:19), они ловили рыбу в водах между Капернаумом и Вифсаидой.     1:45. Говоря о Том, Кого предсказывали «закон и пророки» (обычное обозначение Ветхого Завета в иудаизме), Филипп, несомненно, имеет в виду Мессию (напр.: Втор. 18:15—18; Ис. 9; 11; 53).     1:46. Назарет, по-видимому, был патриархальным городом, где строго соблюдались предписания закона; священники в более поздние времена считали его ритуально чистым и нередко переезжали туда. Но Назарет был сравнительно небольшим и незаметным городком, с населением от 600 до 2 тыс. человек. Он находился примерно в 4 милях от крупного города Сепфора, который великолепием своей греческой архитектуры соперничал в еврейской Галилее с Тивериадой (6:23).     1:47. Игра слов, содержащаяся в приветствии Иисуса, построена на образе ветхозаветного Иакова, или «Израиля», в котором было лукавство (Быт. 27:35; 31:26).     1:48. Учителя обычно беседовали с учениками, сидя в тени под деревьями. Но Иисус, называя конкретное дерево, под которым сидел Нафанаил, продемонстрировал поистине сверхъестественное знание (ср.: Сусанна 54, 58). Об этом знании см. в коммент. к 1и 2:24,25.     1:50,51. «Отверстое небо» указывает на великое откровение (напр.: Иез. 1:1). Слова Иисуса вызывают ассоциации с Быт. 28:12: Иисус являет Собой новый путь между небом и землей («лестница Иакова»), по которому восходят и нисходят ангелы; как и Иаков в древности, «чистосердечный израильтянин» Нафанаил (1:47) сможет получить новое откровение.     2:1—11 Первое знамение Иисуса     2:1. «Третий день» здесь не относится к третьему дню недели, поскольку девушки выходили замуж в четвертый день недели (в среду), а вдовы — на пятый; вероятно, это не соответствует счету дней в 1:29,35, 43. Но древние писатели часто использовали прием inclusio, как бы заключая отдельные части своего произведения в «рамки», образованные одинаковыми фразами; возможно, Иоанн упоминает «третий день», чтобы в сочетании со 2связать эту историю (2:1—11) с предсказанием о смерти и воскресении Иисуса (см. коммент. ко 2:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    20:22. Дуновение Иисуса на учеников напоминает Быт. 2:7, где Бог вдохнул в Адама жизнь (следует отметить, что позднейшая иудаистская традиция сопоставляла Быт. 2с Иез 37, где Дух Божий, или ветер, оживляет мертвые кости). В еврейской литературе «Святой Дух связывается главным образом со способностью пророчествовать, или говорить от имени Бога.     20:23. Действуя в качестве посланцев Бога (20:21), ученики получили возможность провозглашать Божью волю от Его имени (т. е. поступать так, как поступил бы Он).     20:24—31 Явление Иисуса Фоме     20:24,25. Только собственные чувства могли убедить Фому в том, что остальные ученики видели не призрак; призраки, упоминаемые в языческих преданиях, или видения, напускаемые магами, не были материальными, осязаемыми. В отличие от них тело Иисуса по воскресении было, несомненно, материальным, хотя истинная природа этой вещественности, вероятно, породила немало споров среди первых христиан. Фома сомневается не в том, что его друзья что-то видели, а только в истинности ихвосприятия.     20:26. См. коммент. к 20:19. Теперь, когда прошла неделя, праздник закончился, и вскоре    ученики должны были вернуться в Галилею, если не получат других указаний.     20:27,28. Ответ Фомы означает признание божественности Иисуса; ср.: Отк. 4:11. Плиний — римский государственный деятель, работавший в тех местах, где могли жить читатели Иоанна, — лет через 20—30 после появления этой книги сообщает, что христиане пели гимны Христу «как богу».     20:29—31. Благословение Иисуса (ст. 29) относится к читателям Иоанна, которые поверили в Него, благодаря свидетельству апостолов (ст. 31); в ст. 30 достигает кульминации тема знамений в Евангелии от Иоанна: знамения иногда ведут к вере, а иногда — к противостоянию ей.     21:1—14 Явление Христа в Галилее    Некоторые современные исследователи считают, что гл. 21 не является частью подлинного Евангелия от Иоанна, поскольку на фоне предшествующего повествования ее содержание представляется бледным инезначительным. Но заключительная часть (книга 24) самой популярной книги в греко-римском мире в древности — «Илиады» — тоже завершается весьма обыденно; древние читатели и писатели считали такое завершение книги закономерным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пятое и шестое обвинение (25,26,27,28) аналогичным образом раскрывают приоритет внутренней чистоты над внешними обрядами. Этой темы Иисус уже касался (15:11,17–20) в связи с ритуальным омовением рук. В ст. 27, вероятно, речь идет об оссуариях, небольших ящиках, в которых хранились человеческие кости и которые часто белились известью для красоты. Седьмое обвинение (29–31) подводит к кульминации всего раздела; здесь говорится, что мятеж Израиля против Бога достиг своего наивысшего накала в этом поколении (ср.: коммент. к 12:38–45), и таким образом, суд который маячил где–то вдалеке, наконец, настиг их. Довольно просто для людей, отстоящих на многие поколения от праотцев, отречься от их действий и строить гробницы пророкам и памятники праведникам. Но при этом в них самих не произошло никаких перемен. Они все еще дети своих отцов, как по положению в генеалогическом древе, так и по своему отношению к посланникам Божьим (34). Они пополняли меру отцов грехами Израиля, и вот наступил кульминационный момент, и кровь праведников, посланников Бога во все прошлые времена, как говорит Иисус, да придет на вас (ср.: 27:25 об ответственности за смерть и наказании). Примечания. 34 Пророков, и мудрых, и книжников. Это люди говорили от имени Бога в ветхозаветные времена. Иисус рассматривает Своих учеников с этих позиций; их ожидает судьба не лучше, чем их Учителя. 35 Авель и Захария – первый и последний мученики, которые упоминаются в Ветхом Завете (поскольку 2 Пар. – последняя книга евр. канона), и в обоих случаях звучит призыв об отмщении ( Быт. 4:10 ; 2Пар. 24:22 ). Захария во 2Пар. 24 описывается как сын Иодая, тогда как Варахия был отцом другого Захарии ( Зах. 1:1 ). В обоих случаях недостаточно информации, чтобы дать выяснить истину (такое нередко встречается и в других местах евр. Писаний). 23:37–39 Судьба Иерусалима (см.: Лк. 13:34,35 ). Седьмое обвинение более обширное: от книжников и фарисеев Иисус переходит к общей вине Израиля, отвергшего посланников Божьих. Далее следует непреложный вывод. Израиль отверг призыв последнего и самого великого посланника, а потому должен подвергнуться суду. Дом их (храм) будет оставлен, не только разрушен (см.: 24:2), но оставлен Богом, как это произошло в ветхозаветные времена, когда был отвергнут призыв пророка Иеремии (ст. 38 перекликается с Иер. 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

13. Ср. с гл. 1 Практика Евагрия: «Христианство есть учение Спасителя нашего Христа, состоящее из деятельной, природной и богословской [частей]» (SC 171, p. 498 A. et C. Guillaumont; PG 40, 1221 D). Хотя это деление встречается во многих произведениях Евагрия (см. примеч. 1 на с. 498–499 указ. изд.), скрытая цитата именно из Практика бесспорна (ср. ниже, гл. 117). 14. μλλον δ προσφυστερον ατ τς προτρας τ τλος. Фразу можно понимать двояко в зависимости от трактовки порядка слов и падежа τς προτρας, предложив такой буквальный вариант перевода: «… но более первого сама цель присуща» («цель первого» или «более первого»?). Если это genetivus comparationis при хиастическом расположении слов, то смысл приблизительно такой: цель второго знания, более возвышенная, чем цель первого знания, более свойственна подвижникам (монахам, подражающим ангелам). Если же это genetivus subjectivus, то подразумевается, что цель первого, практического знания более свойственна людям по природе (и скорее достижима), тогда как цель второго присуща скорее ангелам, чем людям (и менее доступна). 15. Парафраз: «Самомнение о собственном знании лишает человека знания и порождает незнание». 16. Песн. 2, 1. 17. τ τν κρειττνων. Здесь и далее мы старались оставить букв. перевод слова τ κρεττονα – «лучшее», но в гл. 72 и 103 предпочли вариант «добродетели». 18. Втор. 8, 18. 19. Пс. 117, 14. 20. 1Кор. 15, 10. 21. 1Кор. 4, 7. 22. Мф. 23, 38. 23. Ис. 66, 2. 24. Прем. 1, 13. 25. Или «язычниках». 26. Втор. 11, 25. 27. Сир. 1, 26. 28. Букв. «принесет возношения». 29. Иак. 4, 3. 30. Пс. 4, 5. 31. Братьев, ср. гл. 36. 32. Быт. 49, 7. 33. Букв. " испытывающий», ср. далее «предварительный опыт знания». Оставлен традиционный славянский перевод, поскольку русские слова «искушение», «искус» и «искусство» позволяют адекватно передать однокоренные греческие слова. 34. Мф. 4, 1 пар. 35. Почти дословная цитата из Евагрия (Практик, 47//SC 171, p. 606: 5–6 A. et C. Guillaumont; PG 40, 1245 B; коммент.: Ibid. P. 607–609).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

    17:20,21. Хотя евреи признавали верховную власть Бога в настоящем, все их устремления и надежды были обращены к грядущему небесному Царству, которым Бог управляет безраздельно. Еврейские учителя спорили о времени наступления Царства: либо в назначенное время, сокрытое от смертных, либо тогда, когда весь Израиль придет к « " покаянию. Говоря, что Царство Божье уже присутствует среди людей, Иисус имеет в видуявление в мир мессианского царя.     17:22. В еврейской литературе будущая эпоха иногда фигурирует под названием «дни, или время, Мессии». В некоторых текстах говорится о периоде (иногда в сорок лет), когда Мессия поведет Израиль на войну против его врагов перед концом света; другие пишут о периоде воцарения Мессии после того, как будут уничтожены эти враги.     17:23,24. Окончательное становление « " Царства Божьего не произойдет непосредственно после войны на земле (как думают некоторые), но после вселенского откровения, которое будет явлено по всей земле. (В разных еврейских текстах рассматриваются разные сценарии.) Под «днем Своим» [Иисуса], вероятно, подразумевается «День Господень» из « " Ветхого Завета — последний день, когда Бог будет судить землю и установит справедливость на вечные времена.     17:25. Ср. контекст Дан. 7:13,14 (грядущий Сын Человеческий) о страданиях, которые предшествуют славе (в Дан. 7:21,22, по отношению к святым).     17:26,27. В еврейской литературе поколение Ноя нередко олицетворяло зло. То, что перечисляет здесь Иисус, не относится к греховным деяниям (хотя еврейские учителя рассматривали некоторые из этих действий как отклики на злые побуждения); преступление этих людей просто в том, что они пренебрегают самыми важными вещами.     17:28—30. Во многих еврейских текстах Содом (Быт. 19) считается олицетворением зла (ср. коммент. к Л к. 10:12) и часто связывается с поколением Ноя (ср. коммент. к 17:26,27).     17:31. Плоские крыши использовались для разных целей. Поскольку лестница на крышу была с внешней стороны дома, туда можно было попасть, не входя в дом. Это образ неотложности: забыв о земном имуществе и собственности, оставив все мирские заботы, выйти на улицу и приветствовать грядущего царя или найти свой печальный удел в вечности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

вступ. ст. и коммент.: В.С. Парсамов, С.В. Удалов ; пер. В.С. Парсамова. М. : РОССПЭН, 2010. С. 5–55. 24. Полякова М.А., Фролов А.И. Ревнители московских древностей : Алексей Сергеевич Уваров. 1825– 1884; Прасковья Сергеевна Уварова. 1840–1924// Краеведы Москвы. (Историки и знатоки Москвы) : Сборник : в 3 кн./сост.: Л.В. Иванов, С.О. Шмидт. М. : Книжный сад, 1995. Кн. 2. С. 48–64. 25. Попов А. Пиры и братчины//Архив историкоюридических сведений, относящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым. М., 1854. Кн. 2. Пол. 2. С. 19–41. 26. Проскурина В.Ю. Мифы империи: литература и власть в эпоху Екатерины II. М. : Новое лит. обозрение, 2006. 322 с. 27. Рачинский А. Большая " семья " Жозефа де Местра в России//Тетради по консерватизму. М., 2017. 1. С. 21–31. 27а.Седов В.В. К вопросу о жертвоприношениях в Древнем Новгороде//КСИА. М., 1957. Вып. 68. 28. Сивакова Д.В. Истоки философско-мифологической концепции графа С.С. Уварова//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. М., 2015. 3. С. 52–57. 29. Смолич И.К. История Русской церкви 1700–1917// История Русской церкви. М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1996. Кн. 8. Ч. 1. 798 с. 30. Соловьев С.М. Братчины//Русская беседа, 1856. Т. IV. М., 1856. С. 108–117. 31. Спицын А.А. Свод летописных известий о Вятском крае. Вятка : Губерн. типогр., 1883. 44 с. 32. Терновская О.А., Толстой Н.И. Братчина// Славянские древности : Этнолингвистический словарь/под ред. Н.И. Толстого. М., 1995. Т. I. С. 256–257. 33. Уваров А.С. Меряне и их быт по курганным раскопкам : Исслед. гр. А.С. Уварова. М. : Синод. типогр., 1872. 217 с. 1 л. карт. 34. Уваров С.С. Избранные труды/сост., авт. вступ. ст. и коммент. В.С. Парсамов, С.В. Удалов ; авт. пер. В.С. Парсамов. М. : РОССПЭН, 2010. 719 с. 35. Уваров С.С. Циркулярное предложение г. управляющего Министерством народного просвещения начальствам учебных округов, о вступлении в управление министерством// Журнал Министерства народного просвещения. 1834. Ч. 1. 1. С. XLIX–L (Отд. 2. " Министерские

http://religare.ru/2_116547.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010