128 Грамота Святейшего Патриарха Вселенского на имя Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвяшеннейшего Антония, Митро­полита Киевского и Галицкого//Церковные ведомости. 1923. 15–16. С. 4. 130 Γεννδιος, π. ΣκОпλου. να ν Ρωοσςι κκλησιαστικ κατστασις//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1923. 11 αγ. Σ. 287–288. 132 Протоколы заседаний Св. Синода//Вестник Священного Синода Российской Право­славной Церкви. 1923. 18 сент. 1. С. 7. 136 Серафим (Афанасьев), еп. О церковном обновлении/Публ. Н. П. Зиминой//Церковно­исторический вестник. 2004. 11. С. 88. 137 Послание Св. Синода всем Восточным Патриархам//Вестник Священного Синода Рос­сийской Православной Церкви. 1923. 18 сент. 1. С. 1–3. 139 Протоколы заседаний Св. Синода//Вестник Священного Синода Российской Право­славной Церкви. 1923. 18 сент. 1.С. 11. 141 Ответное уведомление Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященного Митрополита Антония б. Митрополиту Евдо­киму//Церковные ведомости. 1923. 19–20. С. 4–5. 142 Окружное послание ко всем православным Патриархам, Митрополитам, Архиепископам, Епископам, преподобным пресвитерам, инокам, инокиням и всем православным христианам//Там же. С. 2–4. 144 См.: Григорий (Чуков), митр. О необходимости ликвидации обновленческого раскола и легализации Патриаршей Церкви: документы и дневник 1923–1924 гг./Публ., вступ. ст. и коммент. Л. К. Александровой-Чуковой. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4350772.htrnl. 145 См.: Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)–ВКП(б) (Антирелигиозной комиссии). 1922–1929 гг./В. В. Лобанов, сост. М., 2014. С. 80–81. 147 Его Блаженству, блаженнейшему Мелетию, Патриарху Александрийскому//Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. 1 (14). С. 2. 148 Зарин С.М. Патриаршая и Синодальная церкви в СССР (Информационный доклад Вселенскому Патриарху)//Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР. 1930. 5–6 (48–49). С. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

41 Cp. 1Кор.15:28 ; Кол.1:19;3:11 ; Еф.1:23 . Ср. ст. 35. Архаическое Богословие, отражающееся и в других произведениях Мелитона (напр., О душе и теле, § 3 и 19). Ср. НЗ параллельные места к гом; апокрифические тексты: «Невидимый, Который видит все; Невместимый, Который вмещает все» и т.д. (Керигма Петра 10 (39) – Клим. Алекс. Стром. VI, 5, 39, 3, р. 451 9 sq. Stahlin, там же литература): «Я стал всем во всем» (слова Иисуса в Epistola apost. 13 и 14, переведено с франц. по Perler); «Я – свет, который на всех; Я – все: все вышло из Меня и все вернулось ко Мне… [Ев. Фомы 77 (=81 Doresse, перев М. К. Трофимовой); памятник ранее приписывался гностикам, ср. Хосроев, 7]; гностические тексты: «Спаситель, сущий из всех, есть Все» (Ирин. ПЕ I, 3, 4), ср. Клим. Алекс. Извл. из Феод., где гностическому Спасителю прилагаются имена Логоса, Сына, Единородного, Жизни, Истины, Человека или Сына Человеческого, Церкви, Христа или Духа (SC 23, предисл. на с. 24 F.Sagnard " a), и аналогичные места у самого Клим. Алекс. Пед III, 12, 101, 2. По стоикам (SVF II, 305, 1021; Диог. Лаэрт. 7, 147), Бог, имманентный миру, называется разными именами согласно разнообразным отношениям Его к миру. Модалист Ноэт утверждал, что «Отец – все, из Которого (ξ ο) Сила – Слово» (Иппол. Прот. Ноэта 11, 1). Все эти примеры у Perler, 140–1. Таким образом, в одни и те же выражения вкладывался совершенно разный смысл. 45 рождает BCG: рождается А. Комментарий к этому стиху см. в Предисловии, с. 435–6. В архаической формулировке не различаются внутрибожественный план (ст. 59) и отношения св. Троицы к миру (ст. 60). Нет никакой необходимости суживать значение слова «рождает» лишь возрождением к новой жизни крещаемых (Racle 1962, Perler в SC), несмотря на Acta Joh. 95. Ср. ст. 395 и 802, а также коммент. 4 к актам Иустина (ред. β, гл. 4, 8). Модалистская интерпретация этого стиха (Воппег; ср. также комментарий к ст. 54) должна быть признана некорректной. Ср. даже у св. Григория Паламы : «...апостолы единого Бога и Отца нашего Иисуса Христа» (Триады II, 3, 18. Перев. В. В. Бибихина, с. 207 и там же примеч. 139 по П.К. Χρστου и Мейендорфу со ссылкой на это место Мелитона).

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

    14:17. Дух истины ведет народ Божий путем истины ко всей полноте откровения Иисуса, Который есть истина (14:6; 16:13). В Свитках Мертвого моря дух истины противопоставляется духу заблуждения (ср.: 1 Ин. 4:6).     14:18—31 Пришествие и откровение Иисуса     14:18—20. В Ветхом Завете «сироты» были бесправными и нуждались в защите закона. Данный контекст относится к явлению Иисуса ученикам после воскресения и к пребыванию с ними посредством Духа (20:19—23).     14:21,22. Израиль верил (и справедливо), что Бог даровал ему особое откровение в за-коне, какого не было у других народов. Слова, в которые Иисус облекает обещание явиться ученикам, заставляют вспомнить явление Бога Моисею на горе Синай (см. коммент. к 1:14).     14:23,24. Еврейские учителя утверждали, что Бог особым образом пребывает среди тех, кто изучает Его закон; Иисус говорит о постоянном пребывании Бога в каждом верующем как в храме, предназначенном для Его присутствия. Пребывание Бога в храме и среди Своего народа — один из постулатов ветхозаветного учения; то, что Его законы записаны в сердцах верных и что Его Дух действовал среди пророков, — не менее известные положения Ветхого Завета. Но то, как Иисус расширяет и применяет к Себе эти воззрения, не находит параллелей в дошедшей до нас древней литературе. В Свитках Мертвого моря говорится о Духе, действующем в среде Божьего народа, но эти свершения не идут ни в какое сравнение с пророческой и чудотворной деятельностью в Новом Завете.     14:25,26. Функции Духа, перечисленные здесь Иисусом, приписывались в иудаизме божественной премудрости, которая в еврейских народных преданиях дохристианской эпохи связывалась с Божьим Духом и законом (ср. также: Неем. 9:20; Пс. 142:10). В контексте иудаизма понятие «научит» может включать и само учение, и его разъяснение; запоминание текстов также составляло важную часть процесса обучения вдревности.     14:27. Еврейские учителя превозносили мир (особенно в отношениях с окружающими).    14:28—31. О ст. 29 см. в коммент. к 13:19; о ст. 30 см. в коммент. к 12:31; о «любви» и «заповеди» в ст. 31 см. в коммент. к 14:15. Повиновение Иисуса Отцу включает и подчинение необходимости ступить на крестныйпуть в 14:31, где Он призывает Своих последователей присоединиться к Нему на этом пути («встаньте»). Благодаря этому мир сможет познать истинную природу Иисуса (12:32,33; 17:21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

34:22. Вторая часть Иерусалима. Вторая часть Иерусалима также упоминается в Соф. 1 («у других ворот») в связи с разрушением «на холмах». Иногда этот район отождествляют с пригородами города Давидова, который вырос на западном холме Иерусалима. Раскопки в этом районе выявили крупное городское поселение того периода. Дополнительную информацию см. в коммент. к 32:5. 34:29–33. Реформа Иосии. См. коммент. к 4Цар. 23:1–20 . 35:7. Дар Иосии. Дар Иосии на празднование Пасхи сопоставим с даром Езекии. См. коммент. ко 2Пар. 30:23,24 . 35:10–14. Пасхальные ритуалы. Более подробную информацию о пасхальных ритуалах см. в коммент. к Исх. 12:1–11 . О праздновании Пасхи во времена Езекии см. в коммент. к 30:15–17. 35:18. Уникальное празднование Пасхи. Это было первое общенародное празднование Пасхи со времен, о которых говорится в Нав. 5:10,11 . С тех пор и до реформы Иосии Пасха в основном оставалась семейным праздником (хотя см. празднование Пасхи в эпоху Езекии в 30:15–17). Примером восстановления древнего праздника может служить вавилонский праздник Акиту. В течение двадцати лет (689–669 гг. до н. э.) этот ритуал возведения на престол (самый важный для вавилонских праздников) не справлялся. Он был восстановлен Асархаддоном, когда Вавилон снова стал играть важную роль в истории. 35:20. Наступление Нехао на Кархемиш. В вавилонских хрониках записано, что в 609 г. до н. э. египетский фараон Нехао начал помогать Ассирии, которая стремилась отобрать назад столицу провинции Харран в Сирии, захваченную мидянами и вавилонянами годом ранее. Войска Нехао должны были укрепить военный гарнизон в Кархемише. Египтяне вступили в союз с Ассирией, когда увидели, что чаша весов качнулась в сторону Вавилона. Можно предположить, что Нехао увидел больше возможностей для осуществления своих честолюбивых замыслов в Палестине и Сирии, если бы Ассирия смогла успешно защитить себя от Вавилонии и Мидии. Легко понять антиассирийскую позицию Иосии, поскольку Иудея была под игом Ассирии на протяжении более ста лет. Однако, даже при поддержке Египта, ассирийцам не удалось изгнать мидян и халдеев из Харрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:13. Греческие мудрецы часто говорили, что привычный для них образ жизни многие считают «сумасшествием», хотя сами они считали себя поистине здравомыслящими людьми (ср. также: Прем. 5:4 ); аналогичным образом и находящиеся в состоянии транса часто описывали свои ощущения с этих позиций. Разные чувства у Павла по отношению к коринфянам и к Богу, вероятно, идут от восприятия поведенияМоисея (см.: Исх. 34:33,34 ; см. коммент. ко 2Кор. 3:7–18 ); он мог бы больше рассказать им о своем состоянии экстаза, если бы счел, что это пойдет им на пользу (см. коммент. к 12:1–7; ср.: 1Кор. 14:18,19 ). 5:14,15. Здесь Павел имеет в виду, что все, кто во Христе, участвуют в Его смерти и «воскресении и должны, тем самым, пройти через предварительный опыт этого в служении; см. коммент к 4:10–12. 5:16,17. Внутреннее состояние новой личности, участвующей в воскресении Христовом, означает больше, чем внешние атрибуты земного человека, подверженного тлению и очевидные для каждого (см. коммент. к 4:16–18). В иудаизме этот язык «новой твари» использовался по-разному. (Так, напр., согласно более поздним «раввинистическим воззрениям, обративший кого-то в иудаизм считался сотворившим этого «прозелита; Новому году также придавался смысл начала, поскольку вскоре после него наступал День «искупления, когда прощались все грехи.) Но в ранних текстах, например, в «Книге Юбилеев и в «Свитках Мертвого моря, термин «новое творение» применяется преимущественно к миру грядущему. Именно в терминах нового творения описывалась жизнь в грядущем мире в Ветхом Завете ( Ис. 65:16–18 ). Для Павла факт, что Мессия Иисус пришел, означает, что верующие уже начали приобщаться к воскресению в грядущем мире (см. коммент. к 4:10–12). 5:18,19. Говоря «нас» – служителей примирения, – Павел имеет в виду самого себя и своих помощников, а не коринфян в их современном состоянии (5:20). Павел использует определенный стиль, который хорошо воспринимался греческой аудиторией: ораторы часто рассуждали на тему о «согласии», тем самым призывая к примирению и единству. Термин, который переведен как «примирение», относится к сфере отношений между людьми; но здесь, как и в Ветхом Завете, примирение между людьми и Богомпредполагает непременное покаяние и искупление кровью жертвы (здесь – смертью Христа).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

14:15. Идолы (в оригинале – «столбы Астарты»). Об Астарте и «столбах», символизировавших ее присутствие в хананейских святилищах, см. в коммент. к Втор. 7:5 и Суд. 2:13 . 14:17. Фирца. См. коммент. к Нав. 12об истории Фирцы до установления царства. Очевидно, столичным городом Иеровоама, равно как и его преемников – Ваасы, Илы, Замврия и Амврия, – была Фирца. Этот город отождествляют с Tell el-Farah, в 7 милях к северо-востоку от Сихема по дороге к Беф-Сану. Процветанию города способствовало его местонахождение на возвышенности, хорошее водоснабжение (два источника, питающие вади Farah) и стратегически выгодное положение на торговом пути. Кроме того, от Фирцы было недалеко до бродов через Иордан близ Адама. Ворота и укрепления были заново отстроены на остатках сооружений эпохи средней бронзы, и по всему городу прослеживается единая планировка новых жилых зданий. О политическом значении Фирцы свидетельствует также ее упоминание в перечне завоеваний Сусакима во время нашествия на Палестину. 14:19. Летописи. Типичным способом регистрации важнейших событий и достижений каждого года у древних ближневосточных царей было ведение царских анналов. Некоторые из известных летописей Древнего мира (напр., ассирийские), будучи небесполезными при реконструкции хронологии и определении местонахождения географических пунктов, очень часто оказываются типичными образцами официальной пропаганды. Другие (напр., летописи нововавилонского периода) просто предоставляют неприкрашенные факты. Упоминание летописи царей Израильских в очередной раз показывает, что библейские авторы черпали информацию из более обширных и подробных источников. 14:21–29 Ровоам, царь Иудеи Дополнительную информацию о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Пар. 12 . 14:23. Высоты. Очевидно, использование святилищ под открытым небом было характерно для хананеев. Автор (авторы) Книги Второзаконие рассматривал это явление как неприемлемое, поскольку местные святилища способствовали развитию «народной» религии, содержавшей элементы хананейского культа и отклонявшейся от установленного Яхве учения. Поэтому местные жертвенники, столбы Астарты, священные рощи и любые другие места, ассоциирующиеся с хананейскими богами (Ваалом, Элом и др.), а также поклонение Богу за пределами Иерусалима, «места, какое изберет Господь, Бог ваш» ( Втор. 12:5 ), было запрещено. Следует различать подобные святилища под открытым небом и «высоты» (bamah), упоминаемые во многих местах Писания как религиозные центры небольших и крупных городов ( 3Цар. 11:7 ; Иер. 7:31 ; Иез. 16:16 ; 2Пар. 21:1 ; надпись Меши на Моавитской стеле). По-видимому, «высота» представляла собой некое сооружение, построенное для хранения ритуальной утвари, где находился жертвенник и было достаточно места для размещения священников. Четкое различие между этими двумя типами святилищ проводится в 4Цар. 17:9–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

12:15. Переход через Иордан во время разлива. В первый месяц (примерно соответствует марту по нашему календарю), когда происходит таяние снегов в горах, уровень воды в Иордане повышается, и река выходит из берегов. Есть любопытная надпись ассирийского царя Саргона II (VIII в. до н. э.), в которой он заявляет, что провел свои войска через Тигр и Евфрат в момент наводнения, как посуху. С одной стороны, такая водная переправа чрезвычайно опасна, но с другой (и в этом причина) – этот неожиданный маневр часто помогает застигнуть противника врасплох. 12:23–40. Союз племен и образование царства. Израиль еще был на стадии племенного развития, вопреки решению поставить во главе израильских колен царя. В результате, всякий претендент на престол должен был обеспечить себе поддержку старейшин всех колен и необходимый воинский контингент. 13:1–14 Неудачная попытка переноса ковчега Господня в Иерусалим Более подробные сведения о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Цар. 6:1–11 . 14:1–17 Победа над филистимлянами Более подробные сведения о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Цар. 5:17–25 . 15:1–16:43 Перенос ковчега Господня в Иерусалим 15:1. Строительные проекты Давида в Иерусалиме. Библия упоминает лишь о строительстве царского дворца. Археологические раскопки, к сожалению, не обнаружили никаких других сооружений времен Давида в Иерусалиме. О царском дворце см. в коммент. ко 2Цар. 5:11 . 15:20,21. Певцы и музыканты. Приводятся технические музыкальные термины, которые используются в заголовках ряда псалмов, например, «аламоф» в Пс. 45 и «sheminith» в Пс. 6–12 ( опущенные в русском переводе). «Тонкий голос», вероятно, соответствует сопрано. Аккадские тексты обнаруживают знакомство с семью нотами и нотными ключами (музыкальной настройкой), а также с интервалами, необходимыми для исполнения аккордов (напр., терциями). Более подробно эти вопросы рассматриваются в коммент. ко 2Цар. 6:12–23 . 16:26. Все боги – идолы. См. коммент. к Лев. 26и Втор. 4:15–18 . 16:39. Святилище на высоте в Гаваоне. Нигде, кроме 1 Пар., не упоминается святилище в Гаваоне. Гаваон расположен в 6 милях к северо-западу от Иерусалима, а в 3Цар. 3говорится, что там был главный жертвенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Такое название храма по его первоначальному имени «Анастасии» – «Воскресение» – принято у православных греков и арабов. Название «храм Гроба Господня» является западноевропейским по происхождению, в русской паломнической литературе оно появляется довольно поздно, с середины XIX столетия. 1301 ...в ней много кельев, как то – греческих, армянских, полских, католических, сирианских и копских. – Храм Гроба Господня находится в совместном владении и под совместным управлением нескольких христианских конфессий: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Распределение между ними храмовой собственности и порядка служб определено постановлением 1757 г., потверждено фирманами 1852 и 1858 гг. 1303 …есть камень неболшей, отшибенной от столпа Христова, при коим Христа мучили привязаннаго... а патриарх и отдал в сию церковь . – О колонне бичевания см коммент. 779. Фрагменты колонны бичевания ( Ин.19:1–3 ). к которой, по преданию, был привязан Христос, избиваемый римскими воинами, можно найти в разных иерусалимских церквах. По греческой версии предания, она находится в патриаршем храме вмч. Георгия Победоносца в Фанаре в Константинополе. Яким Васильев передает одно из палестинских преданий, связанных с эпохой захвата Иерусалима турками в 1516 г. Другими «хождениям» это предание не фиксируется. 1305 В паперти есть притвор – часовня, где Мария Магдалина... возвести учеником моим, что я воскрес из мертвых и возхожду ко Отцу моему на небо». – Паломник описывает католический престол св. Марии Магдалины, находящийся вблизи Кувуклии: по церковному преданию, здесь произошла встреча св. Марии Магдалины с воскресшим Спасителем. Также см. коммент. 778. 1306 И мы к месту тому прикладываемся, стопам Христовым. – Речь идет о камнях, обозначающих места, где во время разговора стояли Мария Магдалина и воскресший Спаситель ( Ин.20:14–17 ). Это место в храме Гроба Господня русские паломники начинают описывать с XVII в. 1307 ...камень немалой, принесенной в старину ангелом из Синайской горы, с того места, где Бог стоял на нем во облаке на горе и Моисею пророку глаголал и дал ему скрижаль Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12:10. Притчи пророков. Пророк использует для передачи послания Бога и его разъяснения аналогии и сравнения. Притча, тем самым, может иметь двоякий смысл: на исторических примерах и сценах из повседневной жизни пророк иллюстрирует замысел Бога или Его суд. См., напр., коммент. к Ис. 5:1,2 и притчу Нафана о единственном сокровище бедняка, его овечке, в коммент. ко 2Цар. 12:2–4 . 12:11. Галаад, Галгал. О связи Галаада с восстанием Факея см. коммент. к 6:8,9.0 культовой деятельности в Галгале см. коммент. к 4:15. 12:11. Жертвенники в виде груды камней на незасеянном поле. Груды камней, беспорядочно разбросанные на полях, могут представлять картину разоренных жертвенников. Но поскольку они упоминаются в обвинении, то в данном контексте просто изображают жертвенники, которым нет числа, как грудам камней на межах поля. Одновременно здесь присутствует игра слов: древнееврейское слово gallim, которое переведено как «груды», созвучно названию обоих городов. 12:12. Побег Иакова. Осия снова возвращается к теме, затронутой в начале гл. 12, используя события из жизни Иакова как прообраз грядущих бедствий Израиля и последующего избавления от них. Подобно тому, как Иаков был вынужден бежать из Палестины в Харран, опасаясь гнева Исава (см. коммент. к Быт. 27,28 ), так и Израиль будет вынужден снова поселиться в кущах ( Ос. 12:9 ). Однако новая жизнь, обретенная Иаковом/Израилем в Месопотамии, приводит его обратно в Палестину, и он становится родоначальником израильского народа. 13:1–16 Гнев Божий 13:2. Искусство изготовления истуканов. См. коммент. к Суд. 17:3 ; Ис. 40:19; 44:17,18 , где обсуждается техника изготовления скульптурных изображений богов на Ближнем Востоке в древности. Приобретение навыков изготовления истуканов является для Осии еще одним примером склонности израильтян к синкретизму и почитанию ложных богов. 13:2. Целуйте тельцов. На «Черном обелиске» Салманасара III изображен израильский царь Ииуй, который целует землю перед ассирийским царем. В эпосе «Энума элиш» члены собрания богов целуют ноги Мардука после того, как он сам назначил себя главой пантеона. Ритуальный поцелуй был выражением повиновения царям и богам. Аналогичным образом, целование ног истукана означало почтение, повиновение и преданность. В письмах из Мари правитель города Терка Кибри-Даган советует Зимри-Лиму, царю Мари, придти в Терку и поцеловать ноги статуи бога Дагона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:8,9. Моав и Аммон в конце VII в. до н. э. Наряду с другими малыми государствами в Сирии-Палестине, Моав и Аммон были вассалами ассирийцев в течение VIII и VII вв. до н. э. Об этом свидетельствуют упоминания моавитских царей в ассирийских летописях (в интервале времени от Тиглатпаласара III до Ашшурбанипала). Есть основания полагать, что они получили определенную долю независимости к концу VII в. до н. э., когда в Ассирии наступило смутное время (см. коммент. к Иез. 25:8 ). Однако Иосиф Флавий пишет, что они попали под иго Вавилонии вскоре после падения Иерусалима (см. коммент. к Иез. 25:2 ). 2:12. Ефиопляне (кушиты) в конце VII в. до н. э. Неясно, какова подоплека этого пророчества об Эфиопии. Кушиты не управляли в Египте со времени свержения своей династии, на смену которой в 644 г. до н. э. пришла Саисская династия царя Псамметиха I. Хотя этот фараон стал союзником ассирийцев после 616 г. до н. э., никаких свидетельств конкретного события или кампании ни в его документах, ни в документах его преемников ые найдено вплоть до кампании фараона Нехао II в 609 г. до н. э. Есть некоторые основания полагать, что это упоминание Эфиопии следует понимать в связи с Месопотамией (как, возможно, в Быт. 10:68 ), поскольку оно предшествует пророчеству об Ассирии. 2:13. Ассирия в конце VII в. до н. э. После смерти Ашшурбанипала в 627 г. до н. э. борьба среди его наследников и других претендентов на престол настолько ослабила Ассирийскую империю, что вскоре привела ее к полному краху. Распад империи усугубился двумя факторами. Во-первых, этому способствовала жесткая административная политика. Ненависть, которую вызывали ассирийцы, в дальнейшем еще более углубилась вследствие политики террора, проводимой Ассирией в военное время (см. статью «Лахис» в коммент. ко 2Пар. 32:9 ). Создание союза Вавилонии и Мидии было губительным для ассирийской армии, и в 612 г. до н. э. ассирийская столица Ниневия была захвачена и разрушена (см. коммент. к Ис. 13:1 ). Последняя точка в уничтожении всех следов былой славы и могущества Ассирии была поставлена в битве при Кархемише в 605 г. до н. э. Империя пала, и ее территория была разделена между Египтом и Нововавилонским царством (см. коммент. к Ис.31:8 ). 3:1–20 Надежда Иерусалима

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010