1:26,27. Поскольку Иосиф происходил из рода Давидова, то Иисус, как его законный сын, принадлежал к царской династии Давида. В иудаизме «дева» — молодая девушка четырнадцати лет или моложе. НазываяМарию «девой», Лука также указывает на то, что у нее не было половых связей с мужчиной (1:34,35). Назарет в то время был небольшой деревушкой с населением от 600 до 2 тыс. человек. О Гаврииле см. в коммент. к 1:19.     1:28,29. Бог часто вселял бодрость в Своих слуг, говоря, что Он с ними (напр.: Иер. 1:8). При встрече люди обычно приветствовали друг друга (напр.: «радуйтесь»), но официальное и общественное положение требовало специальной формы приветствия. Будучи совсем юной (возможно, двенадцати-четырнадцати лет) и незамужней женщиной,    Мария фактически не занимала никакого положения в обществе. Такие приветствия («благословенная»), а также обетования «Господь с тобою») не были приняты в обществе, даже по отношению к высокопоставленным особам.     1—30. фраза «не бойся» (ср.: 1:13) характерна и для ветхозаветных откровений (напр.: Нав. 1:9; Суд. 6:23; Иер. 1:8; Дан. 10:12; ср.: Быт. 15:1).    Мария здесь включается в число тех кто приобрел особое расположение Бога (Быт. 6:8; 19:16,19; Исх. 33:13).     1:31. Этот стих следует образцу ветхозаветной вести о чудесном рождении, особенно пророчеству о рождении Еммануила в Ис. 7(об этом см. в коммент. К Мф. 1:23).     1:32,33. Язык этих стихов восходит ко 2 Цар. 7:12—16, отождествляя будущего сына Марии с «Богом крепким», «Мессией из Ис. 9:6,7 («Бог крепкий», или «сильный», — несомненно, божественный титул; ср.: Ис. 10:21). О вечном Царстве ср. также: Дан. 2:44; 4:3; 6:26; 7:14.     1:34,35. В иудаистской традиции «сень» — символ присутствия Бога среди Своего народа.     1:36,37. Смысл сказанного здесь в том, что Бог, Который совершил для Елисаветы то же, что и для Сарры, может совершить все что пожелает. Ср.: Быт. 18(о рождении ребенка Саррой); Мария обладала болеесильной верой, чем ее древняя предшественница (Быт. 18:12—15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

12:17,18. Дождь во время жатвы. В мае-июне, во время жатвы пшеницы, дожди в Палестине не идут, поэтому внезапная гроза была воспринята как сверхъестественное явление. Кроме того, этот дождь ставил под угрозу урожай (см.: Прит. 26:1 ). Таким образом Господь выступил как свидетель против израильтян. 12:19. Изменение роли Самуила. До сих пор Самуил, подобно Моисею и Деворе, возглавлял народ благодаря своему пророческому статусу. С установлением царского правления пророку будет отведена роль советника. Вместо того чтобы вести народ, получая откровения от Бога, пророку придется направлять царя, который сохранит за собой право прислушиваться к советам пророка или отвергать их. Кроме того, в этом фрагменте отчетливо показана посредническая роль пророка (см. также коммент. к Втор. 18:14–22 ). 12:25. Отождествление народа и царя. На древнем Ближнем Востоке царя нередко считали олицетворением государства. По этой причине царь нес ответственность за поведение народа, а народ мог быть наказан или благословлен за поступки царя. 13:1–22 Саул приносит жертвы 13:1. Хронологическое замечание. Возраст Саула ко времени восшествия на престол точно неизвестен, так как этот стих в большинстве древних рукописей не сохранился. В греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) здесь приведена цифра «тридцать», но, вероятно, это не более чем предположение, основанное на возрасте воцарения Давида ( 2Цар. 5:4 ). У Саула были взрослые сыновья и, по меньшей мере, один внук ( 2Цар. 4:4 ). Лука ( Деян. 13:21 ) и Иосиф Флавий были знакомы с преданием, по которому Саул правил сорок лет. Необычное написание числа в древнейших рукописях заставляет исследователей признать, что цифра, первоначально означавшая продолжительность царствования Саула, утрачена. 13:2. Численность и характер регулярной армии. Избранные Саулом три тысячи воинов, вероятно, составляли царскую гвардию, а не все ополчение, численность которого была значительно больше. Регулярные армии на древнем Ближнем Востоке формировались из профессиональных воинов и наемников. Они несли гарнизонную службу на границе и обеспечивали охрану царского дворца. Возможно, число «три тысячи» означает «три отряда» (один под командованием Ионафана и два под командованием Саула). Гива – небольшой город, и в мирное время там не разместилось бы и несколько сот человек, но теперь израильтянам предстояло встретиться с объединенными силами филистимлян (см. коммент. к ст. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    7:2—4. В преданиях палестинских евреев неизменно подчеркивалась исключительность земли Израиля, и некоторые учителя даже утверждали, что Бог явил Себя только на этой земле. Здесь же Бог, призывая Авраама идти в обетованную землю, является патриарху в Месопотамии, далеко на востоке.     7:5—7. Хотя Авраам был идеальным человеком Божьим, его потомки в течение четырех столетий не могли завоевать обетованную землю.     7:8—16 Экскурс в историю: Иосиф    Самаряне рассматривали Иосифа и Моисея как величайших вождей прошлого. В еврейской литературе они также почитались очень высоко.     7:8,9. Патриархи, которые противостояли Иосифу, Божьему человеку, были предками большинства иудеев. Таким образом, Стефан приступает ко второму ключевому моменту своей проповеди: вы противостоите тем вождям, которых вам дает Бог.     7:10. Бог возвысил и благословил Иосифа в Египте, а не в Палестине.     7:11—13. Иосиф спас свою семью, но сначала братья не узнали его.     7:14. Цитируя Ветхий Завет по-гречески для еврейских слушателей, у которых греческий был первым языком, Стефан говорит о семидесяти пяти членах семьи Иосифа, следуя Септуагинте, а не традиционному древнееврейскому тексту, где фигурирует цифра семьдесят (Свитки Мертвого моря согласуются в этом с Септуагинтой).     7:15,16. Иаков, Иосиф и его братья умерли на чужбине, хотя их кости были перевезены в Святую землю (см. коммент. к 6:1). В Писаниях не сказано, что все они были погребены в Сихеме. (Иаков был похоронен близХеврона — Быт. 23; 49:29—32; 50:13; Иосиф — в Сихеме — Нав. 24:32. Согласно Иосифу Флавию, некоторые сыновья Иакова были похоронены в Хевроне, но, поскольку они умерли после Иакова, все же более вероятно, что их похоронили в том же месте, где и их брата Иосифа.) Но Стефан опирается здесь на самарийскую традицию, которая отдает эту честь Сихему, поскольку он стал главным городом самарян (см. коммент. к 8:5).     7:17—34 Экскурс в историю: Моисей    Стефан строго придерживается Ветхого Завета, не используя разнообразные предания о жизни Моисея, популярные в тот период. Здесь он объединяет две предыдущие темы: Бог являет Себя вне пределов Святойземли, и Израиль отвергает своих избавителей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

18:14–16. Дань Езекии. Надписи Сеннахирима утверждают, что Езекия заплатил 30 талантов золота (около тонны) и 800 талантов серебра (около 25 тонн). Более подробные ассирийские тексты сообщают, что Езекия должен был прислать своих дочерей, наложниц, музыкантов, слоновую кость, слоновьи шкуры и многое другое. 18:17. Военачальники Сеннахирима. В некоторых переводах представлены Тартан, Рабсарис и Рабсак, тогда как в NIV эти слова трактованы как военные должности. Переводчики NIV правы в том, что это титулы, а не имена. Они хорошо известны из ассирийских текстов. Тартан (акк. turtan, «фельдмаршал») был военачальником самого высокого ранга. Он представлял царя, а иногда этот пост занимал наследный принц. Рабсарис (акк. rabsha reshi, «главный евнух»), вероятно, был представителем особого военного подразделения царских телохранителей. Рабсак (акк. rab shaqe, «главный виночерпий»), как полагают, был правителем провинции. 18:17–20:12 Сеннахирим угрожает Иерусалиму См. информацию в коммент. ко 2Пар. 32. 19:2 . Севна писец. Севна был высокопоставленным чиновником во время правления Езекии. Он занимал такое же положение, что и «начальник дворца», хотя функции последнего не совсем ясны. Очевидно, начальник дворца был высшим гражданским должностным лицом в правительстве. Этот пост неоднократно упоминается в тексте, а также на должностных печатях и сопровождающих их грамотах (см. статью «Печати и грамоты» в коммент. к Иер. 32 ). Позднее Севна был разжалован в писцы (предположительно, вследствие некоего неизвестного скандала). Близ Иерусалима обнаружена гробница с фрагментом личного имени (оканчивающегося элементом «Яхве») и титулом «начальник дворца». Некоторые исследователи полагают, что это гробница Севны, упоминаемого в Ис. 22:15,16 . 19:8. Сеннахирим против Ливны. Ливна находилась в Иудейской Шфеле в 8 милях к северо-востоку от укрепленного города Лахиса. Вероятно, ее можно идентифицировать как Khirbet Tell el-Beida или Tell Bornat (в 5 милях далее к западу) – селения, расположенные в стратегически выгодном месте у вади Zeita, на лучшем проходе к Хеврону с побережья. В ассирийских анналах описана осада Сеннахиримом Гефа и Азеки, а на рельефах из Ниневии изображена осада Лахиса. Ливна находилась в этой местности, откуда явствует, что ассирийский царь медленно двигался по направлению к намеченной цели – Иерусалиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    6:49. Хотя не все еврейские учителя поддерживали веру в призраки, эти поверья бытовали в народе, находясь в противоречии с традиционным еврейским (и новозаветным) учением о том, что в перспективе грядущего воскресения души умерших праведников и нечестивцев разделены.     6:50—52. Возможно, ответ Иисуса «это Я» не просто отклик, но и намек на «Я есмь» — слова, произнесенные Богом в Ветхом Завете (Исх. 3:14; ср. коммент. к Мк. 6:45—48).     6:53—56 Множество жаждущих исцеления    Принося к Иисусу больных на постелях и пытаясь прикоснуться к краю Его одежды, люди подражали предшествующим проявлениям веры (см. коммент. ко 2:3—5; 5:27—29). Дошедшие до нас сведения о практике исцелений в языческом мире показывают, что как только кто-то был исцелен каким-либо способом или в каком-либо месте, многие другие пытались исцелиться таким же способом. Самыми большими открытыми пространствами в городах или деревнях (6:56) были рыночные площади, где могли собираться большие толпы народа. В отличие от греческих городов, рыночные площади в галилейских селениях не всегда располагались в центре.     7:1—23 Истинная и ложная религия    Споры об отношении Иисуса к ритуальной нечистоте (1:40—45; 5:21—43) и другим религиозным вопросам (напр.: 2— 3:35) достигают кульминации, когда противники Иисуса заметили, что Его ученики не моютруки.     7:1. Неясно, почему именно фарисеи, сосредоточенные в основном в Иерусалиме, пришли в Галилею. Некоторые комментаторы полагают, что они пришли специально, чтобы оценить учение Иисуса и проверить, не лжеучитель ли Он, вводящий народ в заблуждение (см.: Втор. 13:13,14). Такое предположение вполне резонно; однако, если бы у них были такие серьезные намерения, Марк не преминул бы это отметить. Возможно, они прибыли просто из любопытства, чтобы послушать и оценить популярного учителя; возможно также, что это были фарисеи из числа местных, которые проживали в Галилее. В Галилее к тому времени было много книжников.     7:2,3. Фарисеи относились к омовению рук как к неотъемлемому элементу ритуальной чистоты, хотя это правило не встречается в Ветхом Завете и, возможно, возникло под влиянием греков. Марк дает своей языческой аудитории лишь самое общее представление об этом гораздо более сложном ритуале (который, по мнению ряда исследователей, был предназначен для исполнения в определенные дни), хотя его читатели могли быть знакомы с подобными обычаями, соблюдавшимися евреями «диаспоры. Омовение рук избавляло от ритуальной нечистоты, подхваченной на рыночной площади; руки, вероятно, погружали в воду позапястья или обливали водой из чистого сосуда. Кроме того, у фарисеев было правило очищать от скверны сами сосуды, полностью погружая их в воду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    2:13. Иаков подчеркивает, что если его читатели — беспристрастные судьи, то они могут ответить Богу, Который есть беспристрастный Судья; Его нелицеприятный суд прославляется повсюду: и в Ветхом Завете, и в иудейских преданиях. Иудейские учителя определяли характер Бога с позиций милости и справедливости и полагали, что милость превыше справедливости. Они согласились бы с Иаковом в том, что отсутствие милости отнимает право на милосердие, и у них были свои собственные соображения на этот счет.     2:14—26 Вера и дела    Как полагают некоторые исследователи, Иаков, возможно, выступает против неверного толкования учения Павла, но более вероятно, что это его реакция на показное иудейское благочестие, которое подбросило дров в костер мятежа, в итоге приведшего к войне (ср.: 1:26,27; 2:19). Иаков использует слово «вера» в несколько ином смысле, чем Павел, но никто не может возразить против другого его значения: истинная вера — реальная основа для человеческой жизни, а не просто пассивное восприятие доктрины. Для Иакова вера, в которой отсутствует пристрастие (2:8,9) и насилие (2:10—12), — это не просто теоретическое понятие, он считает, что она должна практиковаться в повседневной жизни.     2:14—16. Бог заповедовал Своему народу заботиться о бедных (Втор. 15:7,8); несоблюдение этой заповеди свидетельствует о нарушении Его закона. Выражение «идите с миром» было формулой прощальногоблагословения у иудеев, но при этом считалось, что каждый иудей должен, по возможности, оказывать гостеприимство нуждающимся в этом собратьям. «Грейтесь» — это указывает на то, как холодно и неуютнобыло бездомному, особенно зимой на высотах, где расположен был Иерусалим. Моралисты часто намеренно пользовались такими безликими выражениями («если кто говорит»), приводя свои доводы; читатель должен был оценить логику абсурда в системе доказательств и согласиться с аргументами автора. Иудеи видели в Аврааме самое яркое выражение такого гостеприимства (ср.: 2:21—23 и коммент. к Евр. 13:2).     2:17. Многие писатели, и Эпиктет среди них, использовали слово «мертвый» в этом смысле; это яркий пример синонима «бесполезный» (см. коммент. ко 2:26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

13:10. Хронология. По подсчетам Тиля, царствование Иоаса началось в 798 г. до н. э. (в тридцать седьмой год Иоаса Иудейского) и продолжалось шестнадцать лет (до 782 г. до н. э.). В этот период ассирийцы стали более активны, и их растущее влияние на Западе отвлекало внимание арамеев от Израиля (см. коммент. к 13:22–25). Имя Иоаса упоминается в надписях ассирийского царя Адад-Нирари III (810–783 гг. до н. э.). 13:14. Колесница и конница Израиля. Это выражение, встречающееся также в 4Цар. 2:12 , по-видимому, приобрело популярность в период арамейских войн. Елисей проявлял активность в военных делах Израиля и приобрел репутацию пророка, способствовавшего привлечению Яхве к участию в израильских войнах. В мифологии этого периода существовали божества, которые служили возничими, доставлявшими божественного воителя на поле сражения (см. коммент. ко 2:11). Возможно, этот титул отражает признание того, что подобную роль играл и Елисей: когда появлялся он, Яхве приходил вместе с ним. 13:15–19. Символика стрел. Хотя действия, совершенные здесь Елисеем, напоминают нееврейские магические обряды и Бог Израиля открыто не упоминается, Божественная воля проявляется подспудно. Этот ритуал, являющийся, вероятно, подражанием гаданию на стрелах, не упоминается в месопотамских источниках, хотя луки и стрелы часто использовались в магических ритуалах жителей Месопотамии. 13:22–25. Столкновения с Арамом (Сирией). Здесь библейский текст совпадает с ассирийскими источниками. Во время правления ассирийского царя Шамши-Адада IV (824– 811 гг. до н. э.) ассирийцы сосредоточили военные действия в Вавилонии, ослабив давление на Западе. Благодаря этому арамейские государства получили возможность окрепнуть. С приходом к власти Адад-Нирари III (810–783 гг. до н. э.) ассирийцы снова переключили внимание на Запад. В ряде памятных надписей Адад-Нирари описывается поражение Дамаска и Арпада (еще одного влиятельного арамейского государства) и взимание дани с этих государств. Иоахаз также упоминается как данник ассирийцев на стеле из Tell al-Rimah. Таким образом, Дамаск был достаточно ослаблен ассирийцами, чтобы Израиль получил избавление, однако это привело к тому, что Израиль стал вассалом Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

318 Но не 71, как считают Cramer, Eichhorn, Rosenmuller и Ewald. (Poetische Bb. 1 p. 211), не 72, как Carpzov (introdunct p. 97 ed. 4), если только таким образом следует читать 82, и Joel Loewe 24, а), и не 74, как de-Wette, Toluck (Comm p 32), Lisco (A. Test mit erklar Bd 2 S 79) и другие. 319 Псалом 54-й в надписании нашей слав. Библии приписывается Асафу, но это очевидно ошибка вроде той, как у Tolucka (в его Comment, zu den Ps). Пс 82 -й (слав 81-й) Асафов, надписывается: Ein Psalm Dawids, хотя он, ни в предисловии к коммент., ни в самом изъяснении псалма, не приписывает его Давиду. Впрочем нужно заметить, что ошибка эта вкралась в нашу слав Библию очень давно, – именно: она, неизвестно каким образом, может быть по совершенно случайной описке, появилась впервые в рукописных Псалтирях конца 14 ст., из коих в замеч. на текст Псалтири о Архим. Амфилохия указывается в принесенной с Афона покойным собирателем древностей Севастьяновым Псалтири сербского письма, хранящейся в настоящее время в Румянцевском музее; оттуда она перешла в Острожское издание Библии 1581 г, и с тех пор, в течение почти 3-х столетий, не смотря на неоднократно предпринимавшиеся исправления Библии, постоянно удерживалась и остается доселел во всех изданиях как полной слав Библии, так и в отдельных изданиях Псалтири (Сравн. Опис. слав. рукоп. отд. 1 стр. 65–66). По такой своей давности ошибка эта получила даже вероятность в глазах некоторых из наших дух писателей. Так напр автор статьи: «О ветхоз. пророках, не оставивших под своим именем пророч. книг» в Воскр. Чт. 1856–7 г. 24, стр. 225, приписывает 54-й псалом Асафу. 336 Предание это, подтверждаемое отчасти свидетельствами из книг самих составителей канона: Ездры ( 1Ездр.7:10–12 ) и Неемии (8:1 и д.), а также 2Макк.2:18 и 14:22), находим мы в 3 кн. Ездр., хотя в довольно изукрашенном виде, где между прочим Ездре приписывается восстановление Закона в 24-х книгах (14, 44 по араб. и эфиопск.: в лат. и нашем слав менее вероятно: 204 книги см. о 3-й кн. Ездры Шаврова стр. 80–81 и Corrodi Beleueln 1. 174); также у И. Флавия (Contra Apion lib 1 § 7 b 8) где окончательное образование канона возводится ко временам Артаксеркса, современника Ездры, и в Талмуде, где оно вместе с Ездрою приписывается учрежденной в его время Великой Синагоге (Baba Bathra fol 14, col 2, fol 15 col 2). Из христианских писателей его принимали Ириней (против ерес. 3, 25), Климент Александрийский (Strom lib 1), Ориген (в изъясн. на пс. см. в отрывке изд. Монфок in exaphs T 1 p. 85), Тертуллиан (об украш. жен 1. 3), Феодорит (предисл. на псал. и пр. песни), Златоуст (бес. 8 на посл. Кн. Ездр.), Августин (demirabilibus Script S. 11, 33) и др. См. эти свидетельства в кн. Шаврова: о 3 кн. Ездр. стр. 167–171). О времени образования заветного канона см. также Введение в Богосл. Макария 1863 стр. 300–302 и 360.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

1110 Не смешивать с именами патриархов, сыновьями Иакова. Путаница тем более возможна там, где речь не идёт о прижизненных деяниях двенадцати патриархов, их пророчествах или их последующем исполнении, а употреблены собственные имена патриархов в зависимости от контекста как названия колен еврейского народа. 1111 Адони-Везек не является именем и в переводе означает ‘господин Везека’. Характерно, в связи с этим, что РСБ, в отличие от Палеи, не называет Адони-Везека царём (см.: ТБ. Т. 2. С. 153). 1112 Халев – сын Иефонии из колена Иудина (см.: Чис. 13:6 ). Один из 12 соглядатаев земли обетованной, который вместе с Иисусом Навином в награду за верность завету был сохранен Господом, не умер с т. н. «поколением рабов». Этот библейский персонаж являлся важной фигурой в завоёванной Палестине, потребовав от Иисуса Навина в качестве удела Кириаф-Арбу, он же Хеврон (см.: Нав. 14:6–12 ). О передаче Хеврона и говорится в комментируемом отрывке (см.: Суд. 1:20 ). 1113 В действительности имело место обратное; ср.: «И стеснили Аморреи сынов Дановых в горах, ибо не давали им сходить на долину. И остались Аморреи жить на горе Херес, в Аиалоне и Шаалвиме» ( Суд. 1:34–35 ). Лишь сыновья колена Иосифова помогли одолеть аморреев и сделать их данниками. 1114 Ваал – грецизированная передача еврейского Баал, производное от Балу ‘хозяин’, ‘владыка’. Западно-семитский мифологический персонаж, олицетворявший водно-грозовые явления и производящие силы природы. Был известен под именами Баал-Хадад, Баал-Шемеш, Баал-Хамман, Баал-Зебул (ср.: Вельзевул). Парным женским персонажем его была Астарта (госпожа плодородия), олицетворявшая рождающее земное начало. Баал (Ваал) отождествлялся с Зевсом (МНМ. Т. I. С. 159). 1115 В др.-рус. списках испорченное чтение: Обаче ни судии послушаша, ко сблудиша въслдъ богъ инхъ и склонишас въслдъ отець своихъ и заповди Господн послушаша. Исправлено по LXX и ССБ. 1116 В др.-рус. списках Садомону; исправлено на основе LXX (τος λσεσι) и ССБ ( дубравамъ); см. также коммент. 1032 к русскому переводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

2:10. Тюрьма была просто местом предварительного заключения до суда и исполнения приговора. Выражение «скорбь дней десять» отсылает к малому испытанию в Дан. 1:12 , которое предшествовало большому испытанию и с которым столкнулись Даниил и его друзья. «Вот» – это слово в начале предложения часто встречается в пророческой литературе и повторяется у Иезекииля (напр.: 1:4,15). Многие христиане были замучены до смерти в Смирне в течение нескольких последующих столетий. В еврейских историях о мучениках прославляются те, кто остался верным до смерти; считается, что они будут воскрешены в конце времен; «венцами» награждались победители (2:11) спортивных состязаний или герои войны. (У древних авторов встречается также выражение «венец Смирны», возможно, как свидетельство красоты города.) 2:11. В других произведениях еврейской литературы также говорится о «второй смерти», хотя часто – в значении «аннигиляции» (в Откровении это используется в смысле вечных мук – 20:10,14). Один текст из 4 Мак. изображает еврейских мучеников как борющихся и побеждающих смерть, а потому увенчанных как победители соревнований атлетов – в данном случае благочестием. 2:12–17 Пророчество, обращенное к церкви в Пергаме Есть основания полагать, что в Пергаме существовала еврейская община, но в целом он был чисто языческим городом (см. коммент. ко 2:13), процветающим и широко известным, его власти впервые пригласили римлян для участия в делах провинции Малой Азии. Там находился центр поклонения императору. 2:12. «Меч» в Ветхом Завете и апокалиптической литературе часто символизирует суд или войну; ср.: 1:16, 2и 19:13. Римляне использовали «меч» как орудие смертной казни (см.: Рим. 13:4 ). 2:13. Пергам был широко известен своими культами Асклепия (символом которого на монетах была змея; ср. гл. 12), Деметры, Афины и Диониса наряду с орфическими культами. Гигантский алтарь Зевса (120 х 112 футов) возвышался над городом на своей цитадели, и некоторые исследователи полагают, что выражение «престол сатаны» в данном случае связано именно с этим местом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010