В одной из ранних редакций Иерусалимского устава , сохранившейся в рукописи Sinait. gr. 1096, XII в. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32), память И. В. отмечается 4 нояб. без богослужебного последования. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 4 нояб. последование И. В. поется вместе со службой Октоиха и с последованием священномучеников Никандра и Ермея; указаны посвященные И. В. песнопения: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τας τν δακρων σου ροας (      ), кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Αστρ φανς παμφας (        ), канон, цикл стихир-подобнов, 2 самогласна; на литургии поется служба преподобному. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 4 нояб. последование И. В. соединяется со службой Октоиха; на «Господи, воззвах» стихиры И. В. поются на 6, на утрене канон И. В.- на 6, отпустительный тропарь и кондак И. В. те же, что и в первопечатном греч. Типиконе, И. В. также назначаются седален, светилен, 2 стихиры-самогласна; на литургии чтения те же, что и в Мессинском Типиконе. В исправленном издании московского Типикона 1682 г., к к-рому восходят совр. рус. богослужебные книги, 4 нояб. служба И. В. соединяется с последованием священномучеников Никандра и Ермея (к-рое в предыдущих изданиях пелось на повечерии) и со службой Октоиха; набор песнопений И. В. тот же, что и в издании 1610 г. Последование И. В., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τας τν δακρων σου ροας (      ); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Αστρ φανς παμφας (        ) с икосом; канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Το Προδρμου σε τν μιμητν ανσω. Ιωσφ (Предтечева тя подражателя хвалю. Иосиф) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Τ φγγει τς χριτος καταυγαζμενος (      ); такие песнопения, как цикл стихир-подобнов, стихиры-самогласны, седален, светилен, в греч. и рус. Минеях не совпадают. В греч. Минее, изданной в 1888 г. в Риме, содержится иной кондак И. В. 4-го гласа - Εν τ μνμ σμερον τ ερ σου (В памяти днесь священной твоей...).

http://pravenc.ru/text/578008.html

Седален по 3-й песни канона опускается. Между тем, он такая же неотделимая часть канона, как и кондак с икосом по 6-й песни. Седальны на панихиде 622 назначаются с богородичным, чем панихида сближается с утреней. Когда служба святого переносится на повечерие, там седален по большей части исполняется без богородична. КОНДАК И ИКОС НА ПАНИХИДЕ По шестой песни канона на панихиде полагаются кондак и икос. На службе, предназначаемой для повечерии, кондака не бывает, его заменяет седален. Иногда при малой степени празднования не бывает кондака в минейной службе, предназначенной для утрени, – тогда вместо него поется мученичен гласа 623 . На панихиде же не только кондак, но и икос, как в минее бывает при сравнительно большой степени празднования. На молебне обычно икоса не бывает, не бывает его иногда и на утрени 624 . Заупокойный кондак у нас обычно не опускается, но от икоса поются лишь последние его слова: надгробное рыдание творяще песнь аллилуиа. Такое сокращение икоса бессмысленно само по себе, так как то, что сохраняется, не представляет даже целой фразы, целой мысли. Но гораздо важнее то, что пение только последних слов икоса, с опущением всего основного содержания его, искажает значение заупокойной молитвы, придает иной, несвойственный смысл ангельской песни аллилуиа 625 . Получается впечатление, что молитва об умерших есть только рыдание, и что аллилуиа и есть именно это заупокойное, надгробое рыдание. Так, у нас аллилуиа по большей части считают только похоронной, поминальной, скорбной песнью. Между тем, полный текст икоса дает совершенно иную мысль и последним словам его. Для созданного, хотя и от земли, но предназначенного не для земли, возвращение в землю, как не соответствующее предназначению, естественно вызывает надгробное рыдание. Но для христианина это рыдание совсем не то, что надгробное рыдание «не имущих упования» ( 1Сол.4:13 ). Для имущих упование надгробное рыдание о возвращении в землю растворяется мыслию о том, что это совершается по Божию повелению. А что повелено Богом, то всё – благо. Поэтому христианин и рыдая хвалит Господа 626 , его надгробное рыдание сплетается, соединяется с евангельскою хвалою Богу: «аллилуиа», которая сама по себе никогда не может стать рыданием, а всегда, даже и в заупокойных последованиях, остается ангельскою хвалебною песнею. «БЛАГОСЛОВИМ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА ГОСПОДА»

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Главное отличие его от этого последнего состояло в том, что по нему полагались всенощные бдения. Эта особенность устава Иерусалимского не сразу вошла в употребление на Руси вследствие «скудоты и неумения хитрогласного пения». Вместо всенощного бдения после вечерни отправлялся целый ряд дневных служб: повечерница, канон молебный за творящих милостыню, полунощница и утреня. Но так было только в XIV веке – на первых порах после появления в России Иерусалимского устава; 577 позднее, в XV веке, уже отправлялось всенощное бдение. Это последнее, обстоятельство подтверждает также и тот факт, что ни в одном из служебников XIV века мы не находим приноровления вечерни к всенощному бдению; но встречаем это во многих служебниках века XV. 578 К особенностям же списков Иерусалимского устава XIV века, не находящим для себя ничего подобного ни в уставе Студийском, ни в современном нам уставе Иерусалимском, должно отнести то, что в великий пяток отправлялись двоякие часы – одни с обычными, а другие с особенными псалмами. 579 Из особенностей общих всем спискам Иерусалимского устава как XIV, так и XV веков, можно указать только одну: в великую пятницу о поклонении на вечерне плащанице ничего не говорится; равным образом ничего не говорится о ходе вокруг церкви с плащаницею в великую субботу: но только замечено, что во время великого славословия священник облачается во все священные одежды, выходит из алтаря с евангелием и становится против царских дверей и по окончании великого славословия и Трисвятого, как и в настоящее время, возглашает: «Премудрость прости», – после чего поется тропарь: «Благообразный Иосиф» и читаются паремия, апостол и евангелие – те же что и теперь. 580 Что же касается порядка служб вседневных, отправляемых по минее и октоиху, а также служб, отправляемых по триодям постной и цветной, то древние списки устава Иерусалимского почти ничем не разнятся от нынешнего устава, только в некоторых из них мы встречаем небольшие разности, составляющие исключительную особенность то того, то другого из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(Октоих, Глас 2, В неделю на повечерии, Песнь 8, Тропарь 2). Более подробно см. Приложение 1. 206 « вмстилище дшевленное» (Октоих, Глас 3, В неделю на утрени, Канон 1, Песнь 8, Богородичен). 207 « мысленный свщникъ» (Триодь Цветная, Неделя 5-я по Пасхе, Утреня, Канон 2, Песнь 6, Богородичен). 209 Andreas Cret. In Nativit. B. V. M. Цит. по: Иванов М.С. Богородица. Догматическое учение о Деве Марии. Его особенности//Православная энциклопедия. М: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2002. Т 5. С. 493. 210 См.: Добросмыслов Д. Мнения отцев и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом Законе Моисея. Казань, 1892. С. 55. 211 Смирнов С., прот. Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете. М., 1852. С.143. 214 См.: этот же текст в в Минее праздничной: 21 мая. Свв. равноап. Константина и Елены, Утреня, Седален по 1-й кафизме, Слава и ныне, Богородичен; в Минее общей: Служба обща священномученику единому, Утреня, Седален по 1-й кафизме, Слава, и ныне, Богородичен. 216 См.: этот же текст в Октоихе: Глас 6, В неделю на утрени, Канон 3, Песнь 6, Тропарь 1; в Минее праздничной: 25-е сентября. Сергия Радонежского, Утреня, Канон 1, Песнь 6, Тропарь 1; в Минее общей: Служба воскресна гласа шестаго, Утреня, Канон 3, Песнь 6, Тропарь 1 219 См.: этот же текст в Октоихе: – Глас 1, В субботу на Великой вечерне, Тропарь воскресный, Богородичен; – Глас 1, В субботу на Утрени, Седален по 1-м стихословии, Слава, и ныне, Богородичен. 222 См.: этот же текст в Октоихе: Глас 4, В неделю на утрени, Седален по 1-м стихословии, Слава, и ныне, Богородичен; в Минее праздничной: – 24 июня. Рождество Иоанна Предтечи, Утреня, Седален по 1-й кафизме, Слава и ныне, Богородичен; – 10 июля, прп. Антония Печерского, Утреня, Седален по 2-й кафизме, Слава и ныне, Богородичен и Седален по 3-й песни, Слава и ныне, Богородичен. в Минее общей: – Служба обща преподобномученику единому, Утреня, Седален по 3-й песни, Слава, и ныне, Богородичен; – Служба обща мученицам двема и многим, Утреня, Седален по 2-й кафизме, Слава и ныне, Богородичен) Читать далее Источник: Владимир Андони, иерей. Толкование скинии и ее принадлежностей в святоотеческой экзегезе//Курсовая работа по Экзегетическому анализу Пятикнижия. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

21 .   Свв. мучеников Фемистокла, Евбиота и Полиевкта. По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ с ирмосом: γρν διοδεσα (т. е. 8 гл.). К кому относится эта отметка о каноне – к мученику ли Фемистоклу, или к мученикам Евбиоту и Полиевкту, неизвестно; канон отмечен после этих трех памятей; но очевидно, что канон был. 22 .   Св. великомученицы Анастасии, два канона: а)     по Греческой Печатной Минее с акростихом: το εκλε σου μρτυ ανσω πνου γ ωσ. χ. α. Ирмос: Wιδν πινκιον. Начало: Τν μνμην σου σμερον. – Этого канона в Славянской Печатной нет. По акростиху канон должен иметь 42 тропаря, а в Греческом Печатном тексте только 33; много пропусков по одному тропарю в разных песнях, но большой пропуск представляет место между первой и третьей песнями, на буквы: ε, υ, κ, λ, ε. Очевидно, была вторая песнь. б)     По Славянской и Греческой Печатной Минее с акростихом: μν σε μρτυ ναστασα πθ ωσ. χο πλ. δ. Ирмос: ισμα ναπμψωμεν. Начало: μνον ναπμψωμεν Θε. 22 .   Предпразднество Рождества Христова. По Афонскому Прологу 769 отмечается κανν προεορτ. ωσ с ирмосом W ν περ (т. е. 6 гласа). Из всех канонов Греческих Печатных Миней на предпразднество Рождества Христова нет такого канона на 6 гл. и указанный ирмос. В Славянской Печатной Минее есть анонимный VI гл. Начало: « Из двственнаго облака». 23 .   Предпразднество Рождества Христова; канон с акростихом: κατ λβητον и надписанием: ποημα ωσ. В IX песни акростиховано имя ωσ. Канон 2-го гласа. Ирмос: τριπτον συνθη. Начало: ναρχο ν τ σει. В Славянской Печатной нет этого канона. В Евергетидском Типике под 23 декабря канон предпразднества Θεονου. 23 .   Прездпразднество Рождества Христова. По Славянской Печатной Минее (по Греческой Печатной на повечерие 24 декабря) канон с акростихом: «по алфавиту» и надписанием «Иосиф»; глас 6-й. Ирмос: «волною морскою». Начало: « Князь из Иуды оскуд уже». В IX песни нет акростихованного имени автора. По Греческой Рукописной Минее Московской Синодальной библиотеки 447 значится этот канон ρχων ξ οδα с надписанием ωσ. У A. Rocchi он отмечается Иосифовским. 701 В Греческой печатной канон не надписан, но содержанием и выражениями напоминает канон св. Иосифа на 22 декабря в честь св. великомученицы Анастасии (где первые тропари посвящены празднику Рождества Христова) и канон предпразднества на 24 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В рус. календарях память Ан. и Аф. 9 окт. появляется в кон. XIV - нач. XV в. с распространением Иерусалимского устава : в Уставе (РГАДА. Тип. 45. Л. 159об., кон. XIV в.); в Минее служебной (ЯМЗ. 15466. Л. 36об., кон. XIV - нач. XV в.); в Апостоле (РГБ. Фадеев. 56. Л. 236, ок. 1417 г.). В нестишном и Стишном Прологах житие преподобных отсутствует. В ВМЧ под 9 окт. помещено Слово отца Даниила об Андронике и жене его Афанасии ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Ч. 1. Стб. 90 (1-я паг.)). Прп. Афанасия. Роспись в ц. Св. Креста в Киперунте. 1521 г. Прп. Афанасия. Роспись в ц. Св. Креста в Киперунте. 1521 г. Гимнография Последование святых, помещенное в совр. греч. служебной Минее, полностью совпадает с напечатанным в совр. слав., причем в греч. Минее служба святых соединена со службой ап. Иакова Алфеева , празднуемого в этот день, а в слав. Минее помещены тексты службы святых с указанием их пения на повечерии, что предписывает Типикон, принятый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 205), а также первопечатный рус. Типикон 1610 г., где святым выписан кондак и указано чтение на утрени «Повести об Андронике и жене его Афанасии». В богородичны канона 8-го гласа из указанного последования вписано имя некоего Димитрия (Δημητρου). В греч. печатных Минеях по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь святым (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 86). Ист.: BHG, N 120-123i; ActaSS. Oct. Т. 4. Р. 998-1000; PG. 115. Col. 1049-1054; ЖСв. Окт. С. 202-211. Лит.: Clugnet L. Vie et récits de l " abbé Daniel le Scétiote//ROC. T. 5. Col. 370-387; Византийские легенды. М., 1994. С. 188-192; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 41. О. В. Лосева, Е. П. Беспахотная Иконография Святые изображаются вдвоем как преподобные, облачены в хитон и гиматий, голова Аф. покрыта платом, подобным вост. головному убору, или мафорием. Представлены: в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 183. Fol. 59), в росписи целого ряда кипрских церквей: ц. св. Антония в Келлии, XI в. (?); ц. Панагии Мутулла в Мутулласе, 1280 г.; ц. св. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе, XIII в.; ц. арх. Михаила в Педуласе, 1474 г.; ц. св. Мамаса в Луварасе, 1495 г.; ц. Панагии Хризелеусы в Эмпе, XV в.; ц. св. Созомена, 1513 г., и ц. арх. Михаила (Пресв. Богородицы), 1514 г., в Галате; ц. Св. Креста в Киперунте, 1521 г.; ц. св. Феодосия в Ахелье, XVI в. (?), и др.; в рус. памятниках: на 2-сторонней иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ), в гравированных святцах на октябрь, кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА), и др. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) память святых и указания об их изображении содержатся под 9 окт. и 6 мая (согласно греч. печатной Минее - Сергий (Спасский).Месяцеслов. Т. 2. С. 134)). Обликом Ан. уподобляется прп. Сергию Радонежскому: «Сед, аки Сергий, риза преподобническая, у мантии испод связан, испод вохра с белилом», а Аф.- прмц. Евдокии Илиопольской (?).

http://pravenc.ru/text/115420.html

12. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фотия и Аникиты. Прп. Максима Исповедника (с 13 августа) . Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 6 августа) . Собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 18 августа) . Прмчч. Белогорских . Прмч. Варлаама, архим. Белогорского . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой мчч. Фотия и Аникиты (без праздничного знака) и службой попразднства Преображения (по главе Типикона под 7 августа, 4-е «зри»: «Аще случится попразднство Преображения Христова в Неделю») . Примечание. Служба прп. Максима Исповедника (с 13 августа) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, праздника, глас 2-й – 3 (см. в Минее 12 августа, на стиховне вечера, без стиховных припевов), и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Мрак законный...» (см. в Минее 12 августа, на «Господи, воззвах») , «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 12 августа, на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Гора Божия Фавор...» (см. в Минее 12 августа, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Божества Твоего, Спасе...» (в Минее 12 августа, на стиховне вечера). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 7-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-25/

22. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Агафоника и иже с ним. Мч. Луппа (с 23 августа). Грузинской иконы Божией Матери. Прп. Исаакия Оптинского . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой мч. Агафоника (без праздничного знака) и службой попразднства Успения (по 2-й Марковой главе Типикона под 16 августа: «Аще случится попразднство Успения Пресвятыя Богородицы в Неделю, кроме праздника Нерукотвореннаго Образа») . Примечание. Служба мч. Луппа (с 23 августа) может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, праздника, глас 8-й – 3 (см. в Минее 22 августа, на стиховне вечера, без стиховных припевов), и мч. Агафоника, глас 4-й – 3. «Слава» – мч. Агафоника, глас 1-й: «Тезоименне назвался еси…» , «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 22 августа, на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Вси земнороднии…» (см. в Минее 22 августа, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – мч. Агафоника, глас 8-й: «Тезоименно звание прием...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Уверяя Иисус…» (см. в Минее 22 августа, на стиховне вечера). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – мч. Агафоника, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17) . «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 1-й на 4 и мч. Агафоника на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2022-09-04/

Если в тот день было бдение, то стихословия кафизмы не бывает. «Господи, воззвах» поется в глас стихир Октоиха, и читаются псалмы 140-й, 141-й и 129-й до стиха «Аще беззакония нáзриши, Господи» и затем стихиры Октоиха – 3 и святому – 3 со стихами псалма; «Слава» – святому, если есть наряду, «И ныне» – Богородичен Октоиха по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи месячной); если же «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен (под среду и пятницу) наряду в Минее. Во время пения стихир иерей или диакон кадит алтарь, иконостас, лики (клиросы), народ и храм, после чего возвращается к царским вратам, кадит их и две местные иконы – Спасителя и Божией Матери, входит в алтарь южной дверью и, покадив престол спереди, отдает кадило; если кадил диакон, то он кадит после всего и иерея. По последней стихире – «Свете тихий» и прокимен дню. «Сподоби, Господи, в вечер сей». Ектения «Исполним вечернюю молитву» пред царскими вратами. На стиховне стихиры Октоиха со стихами «К Тебе возведох», «Помилуй нас, Господи», «Слава» – святому, если есть наряду, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи), а если «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен в Минее наряду. «Ныне отпущаеши», Трисвятое, «Отче наш» и по возгласе иерея «Яко Твое есть Царство» – тропарь святому, «Слава, и ныне» – Богородичен отпустительный во глас тропаря святому и по дню (в конце Минеи). Если тропаря святому наряду нет, то общий святителю, или мученику, или преподобному. Ектения сугубая «Помилуй нас, Боже», полная, пред царскими вратами. По ектении иерей или диакон, стоя на том же месте, возглашает: «Премудрость». Лик: «Благослови». Иерей: «Сый благословен». Лик: «Аминь. Утверди, Боже». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей, обратясь к народу, творит отпуст полный. Лик – многолетие. Затем иерей входит в алтарь, закрывает завесу царских врат, снимает фелонь и возгласом «Благословен Бог наш» начинает повечерие малое. Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся» (трижды), псалом 50-й и прочее. Повечерие читается среди церкви пред амвоном. По «Слава в вышних» – канон Богородичный в Октоихе наряду. Ирмосы – по одному разу, тропари – сколько есть. По каноне «Достойно есть», Трисвятое, «Отче наш». По возгласе иерея тропари храму, если храм Христов или Богородичный, потом дню и общие рядовые: если храм Христов, то на повечерии во вторник и четверг тропарь храму оставляется во весь год, а читаются в эти дни сначала дню – «Спаси, Господи, люди Твоя», потом храму Богородицы или святого, затем общие рядовые, и следуют прочие чтения повечерия; отпуст краткий пред царскими вратами. Заканчивается повечерие ектенией «Помолимся о Великом Господине».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 Ср.: Богослужебные указания на 2011 год. М., 2010. С. 162, 174–177. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562. 3 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 13 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого. 4 О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 5 В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас. 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 8 В Служебнике: «Давидови». 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 10 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 11 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов». 12 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 13 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 14 В Минее-Февраль (М., 2002. С. 696) неточность – указан не тот глас. 15 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос Предтечи, глас 2-й; седален Предтечи, глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас тот же; «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...». 16 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается. 17 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 18 Там же. 19 Там же. С. 566. 20 Ср.: Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 566. Прокимны, аллилуиарии и причастны Предтечи и вмч. Феодора совпадают (за исключением второго стиха аллилуиария). 21 Красовуля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-12/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010