Великая вечерня «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры святого на 8 или на 6; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик по гласу стихиры «Славы» 367 . В субботу поется догматик настоящего (уходящего) гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на стиховне: 3 стихиры святого с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы» (например, 24 февраля). Если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то нужно по гласу стихиры «Славы» искать соответствующий текст в 1-м или 2-м приложениях Минеи (например, 20 января) 368 . По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: воскресный Богородичен из 3-го приложения Минеи по гласу тропаря святого. В субботу поется воскресный Богородичен настоящего (уходящего) гласа. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и празднуемого святого. Повечерие Канон Богородице из Октоиха по обычаю. По Трисвятом: кондак святого (см. Типикон, 52-ю главу). Полунощница Вседневная (в субботу – субботняя) полунощница без особенностей. Однако если совершается полиелей в честь святого, которому Типикон предписывает служить бдение 369 , то полунощница совершается по праздничному чину (см. 8 сентября, 1 января, 2-ю храмовую главу) и имеет следующие особенности: – 1-я часть: по 1-м Трисвятом поется тропарь святого; – 2-я часть: по 2-м Трисвятом поется кондак святого; а молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря. В субботу поется Богородичен воскресный настоящего (уходящего) гласа (см. Типикон, 52-ю главу). Седальны по кафисмам: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее по одной кафисме положены два седальна, то читаются они следующим образом: 1-й седален (единожды), «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи). Величание и избранный псалом святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 8 января 2024 года 26. Понедельник. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского. Иконы Божией Матери «Трех радостей». Славословная служба Собора Пресвятой Богородицы совершается в соединении со службой святых Богоотцов (см. в Минее 26 декабря) по главе Типикона под 26 декабря, 2-е «зри». Примечание. «Подобает ведати, яко аще случится Рождество Христово в Неделю, не совершаем памяти святых Богоотец во грядущую Неделю: занеже начало прияти ианнуарию месяцу, и праздник Христова Рождества уже отдастся, но совершаем сию Неделю в 26-й день декемврия месяца, наутрие праздника, в понедельник» (Типикон, 26 декабря, 2-е «зри»). На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3 (см. в службе праздника 25 декабря), и Богоотцов, глас 1-й – 3. «Слава» – Богоотцов, глас 6-й: «Память совершаем…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Слава в Вышних Богу…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). Вход с кадилом . Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий…» (со стихами). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 8-й (со своими припевами; см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). «Слава» – Богоотцов, глас 6-й: «Священных память…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «В Вифлеем стекошася…» (см. в службе Собора Богородицы 26 декабря). По Трисвятом – тропарь Богоотцов, глас 2-й: «Благовествуй, Иосифе…». «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…». «Премудрость» и прочее по обычаю . Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «Иже в вертепе родивыйся…» (с упоминанием святых Богоотцов). Примечание. Об особенностях повечерия и полунощницы см. в Типиконе 26 декабря, а также в Минее 26 декабря, 2-е «зри». Порядок кондаков по Трисвятом на повечерии применительно к ситуации текущего года приводится в главе Типикона под 26 декабря, 2-е «зри».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Смысл такого замечания следующий: каноны Октоиха не поются в тех песнях, в которых есть трипеснец, и притом не поются оба канона Октоиха, потому что трипеснец, заменяющий их, содержит по два ирмоса, и значит поются два трипеснца Триоди. Двупеснец. Так называется канон, состоящий из двух песен, а именно из 8-й и 9-й. Он поется в Великий вторник на утрени и содержится в Постной Триоди; также 2 января и 20 декабря находится в Минее, на повечерии (см. Трипеснец). Диаконства трисвятому глаголет диакон – означает, что диакон на литургии произносит ектению перед пением Трисвятой песни. «Диаконства малая» означает малую ектению, «великое Диаконство» – великую ектению, «Диаконства покойна» – ектению за упокой. Дне. Выражение «дне», находящееся при указаниях молитвословий и песнопений, означает, что они относятся к дню седмицы и содержатся в Октоихе. Такие указания: «стихиры дне», «прокимен дне» и подобное – говорят о песнопениях дня понедельника бесплотным силам, дня вторника св. Иоанну Предтече и т.д. Но так понимать выражение «дне», что оно есть указание на песнопения Октоиха, следует только не о времени пения триодей. В те дни, в которые поются песнопения Триоди Постной и Цветной, песнопения этих книг, содержащие в себе особые воспоминания на каждый день, обозначаются словом «дне». Песни же Октоиха для дней пения Триодей обозначаются или именем книги Октоих, или словом «глас». Дневной святой. Святой, празднуемый в известный день по указанию месяцеслова, называется дневным святым, а также рядовым святым. Песнопения ему обозначаются так: дневного святого тропарь, дневного святого кондак и т.п. Песнопения дневным святым содержатся в Минее. Догматик (см. Богородичен догматик). Достойно. Так называется, во-первых, песнь в честь Богородицы: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу». Эта песнь поется на литургии после освящения Даров. Отсюда то песнопение, которое в некоторые праздники положено петь вместо «Достойно», именуется задостойником. Во-вторых, под именем «Достойно» разумеется пение на литургии: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 3 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 31 об. 4 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: “в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан”. Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества… Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан…» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308). 5 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 6 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»). 7 Текст аллилуиариев прп. Евфросинии и дня совпадает. 8 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 9 Согласно указаниям, содержащимся в службе прп. Евфросинии в Минее, канон Богородицы заимствуется из Октоиха, из службы повечерия в четверг вечера 6-го гласа: «Приими, Дево…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

10. Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 6-й. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского. Прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Прп. Маркиана пресвитера. Прп. Павла Комельского (Обнорского). Служба свт. Григория, еп. Нисского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (Б). Примечание. Службы прп. Дометиана, еп. Мелитинского, и прп. Маркиана пресвитера могут быть перенесены на повечерие в Неделю вечера . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Феофана, Затворника Вышенского, в соединении со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (А) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 3, праздника, глас 2-й – 3 (см. в Минее 10 января, в службе свт. Григория Нисского, на стиховне вечера, без стиховных припевов), и святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре…» , «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. на стиховне утрени в службе свт. Григория Нисского, без стиховных припевов), и литийные стихиры святителя, глас 3-й . «Слава» – святителя, глас 8-й: «Днесь красуется...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Господи, исполнити хотя…» (см. на стиховне утрени в службе свт. Григория Нисского). На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. на стиховне вечерни в службе свт. Григория Нисского). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-23/

Аще же святаго: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и святого апостола, или Святителя, или мученика (имя рек). И всех святых, и прочее до конца. Понеже не рождество Богородицы, ниже введение, или успение Ея подвизаем к Богу на молитву, но самую Пресвятую Богородицу. Такожде, ни памяти, или преставления святых, приводим на молитву к Богу, но самех их (Служебн., Указ како подобает глаголати отпусты во Владычны праздники, и Богоматере, и во все лето). 405 В которые дни, на великом повечерии не положен великий канон, тогда Псалом: «Боже, в помощь мою вонми», читается после молитвы: «Владыко Боже Отче» (в конце 2-й части повечерия). 406 В Месячной Минее (1891 г. Москва) так указано: диакон глаголет: «Благослови Владыко». Иерей: «Благословен Бог наш»: и кадящу иерею, глаголет повечерие великое от начала. 407 «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елея умножишася. В мире вкупе усну и почию; яко Ты, Господи, единого на уповании вселил мя еси» ( Пс.4:8, 9 ). 410 Священник о. И. Белюстин говорит, что «ефимонами» или «ифимонами» называют только те повечерия великие, на которых читается Великий канон, и что этот канон только и мог дать название этим повечериям. Он полагает, что ефимоны произошли от греческого слова ефимнион, что собственно значит припев; этим словом может выражаться особенность повечерий первой недели, потому что сей канон – единственный канон в году, к каждому стиху которого припевается: «Помилуй мя, Боже (О Церковн. богосл. 1862 г., стр. 355; то же кратко повторяет Пр. Д. Соколов – Учение о богослужении. Спб., 1872 г., стр. 91). Но, из древности в России, словом «мефимон» обозначали великое повечерие, совершаемое и без пения Великого канона. В Описании патриарших выходов (1666–74 г.) сказано: «у всенощного (в 5 день января) были патриархи и государь был, нефимон был, аще и Неделя» (Доп. к Ист. Акт., т. V, 26, стр. 101). Подобное сему и в рукописном уставе 1654 г. Московской Троицкой лавры сказано, что на день Рождества Христова: «Бдение со свещами починается нефимоном великим... Доместик поет высочайшим гласом: С нами Бог. А нефимон большой говорят весь. И на день Благовещения бдение со свещами. Починают нефимоном». (Церковно-историч. месяцеслов. Св. Троицко-Сергиевой лавры. Изд. 2, М., 1854 г., стр. 66, 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

7. Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления . Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служба Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна славословная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления. На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и Предтечи, глас 1-й – 3. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Во плоти светильниче...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Бог Слово явися...» (догматик гласа не поется) . Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси и на земли...», со стихами (по обычаю). Сугубая ектения: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи...». Просительная ектения и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «Яко Духа рачитель...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Приидите, подражаим...». По Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст праздничный (в открытых царских вратах): «Иже во Иордане...» (с упоминанием Предтечи). Примечание. На повечерие в пятницу вечером может быть перенесена служба прп. Домники (с 8 января). Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава. О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), праздника 2-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды) и Предтечи на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника. По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален Минеи, глас 8-й: «Иордан струями...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника и Предтечи (см. в Минее). 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» . (Совершается обычное каждение.)

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-20/

6. Пятница. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Бденная служба праздника Крещения Господня (Богоявления) совершается по Минее. Всенощное бдение на праздник Богоявления состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа . По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 10-м нощи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 6 января) . Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся кампаны. Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш...» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие . Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой. На пение «С нами Бог...», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата. По 1-м Трисвятом поется тропарь праздника, глас 1-й: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...». По 2-м Трисвятом поется кондак праздника, глас 4-й: «Явился еси днесь вселенней...». По «Слава в вышних Богу...» – выход на литию. На литии стихиры праздника, глас 4-й. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвещается...». На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Еже от Девы Солнце...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника. Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять»; стих: «Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?». Евангелие – праздника. По 50-м псалме : «Слава» – праздника, глас 2-й: «Всяческая днесь...», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 6-й: «Бог Слово явися...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-19/

Праздник Богоявления имеет четыре дня предпразднства — с 2 по 5 января — и восемь дней попразднства. Отдается 14 января. Суббота и неделя пред Богоявлением называются в уставе Субботой и Неделей пред просвещением и в них положены особые чтения из Апостола и Евангелия.    Весь устав службы на Богоявление, как и в дни предпразднства, очень напоминает собой устав службы на Рождество Христово: схема всей службы почти одна и та же. В дни предпразднства так же поются на повечериях трипеснцы и каноны, напоминающие трипеснцы и каноны Страстной седмицы. Канун Богоявления, или Навечерие просвещения, так же именуется Сочельником. В этот Сочельник положена по уставу служба точно такая же, как и на Рождество Христово, то есть; Царские часы и литургия свят. Василия Великого, начинается Вечерней. Всенощное бдение так же состоит из Великого Повечерия и Утрени. Если Навечерие случится в субботу и воскресение, то так же, как и на Рождество Христово, Царские часы совершаются в пятницу, а в Навечерие бывает обычная литургия свят. Иоанна Златоуста и после нее Вечерня праздника отдельно, а литургия свят. Василия Великого совершается тогда на самый праздник.    Главной особенностью праздника Богоявления является Великое освящение воды, которое совершается дважды: 1) В Навечерие после заамвонной молитвы, но обычно гделибо на реке или на источнике, в воспоминание Крещения Господа от Иоанна во Иордане. Когда Навечерие придется в субботу или воскресение, Великое освящение воды совершается в конце Вечерни после просительной ектении. Великое освящение воды состоит из пения стихир: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя…» чтения трех паремий, Апостола и Евангелия, Великой ектении с особыми прошениями, молитвы, начинающейся словами: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» и троекратного погружения креста в воду с пением тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» Последование его изложено, как в Минее под 5-ым января, так и в Требнике. Освященной водой, которая называется «Великой агиасмой» (то есть «святыней» по гречески — αγιασμα), окропляется храм и дома верующих, которые затем обходит священник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

При святом Иоанне Златоусте (IV в.), много сил отдавшем тому, чтобы достичь единообразия в богослужениях, всенощное бдение получило чинопоследование, весьма близкое настоящему. В VIII и IX веках святой Иоанн Дамаскин , святой Феодор Студит и другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне. Всенощное бдение представляет собой соединение трех служб: великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа. Великая вечерня в соединении с утреней совершается накануне воскресных дней и на все праздники с бдением, за исключением тех дней, когда всенощная должна начинаться великим повечерием (Типикон, гл. 2-я и указания последований великих праздников; см. также Минею и Триодь). Великую вечерню положено совершать в соединении с литургией святого Василия Великого на Страстной седмице – в Великий четверг и Великую субботу, также в навечерия (сочельники) праздников Рождества Христова и Богоявления (если эти навечерия не совпадают с субботой или воскресеньем); в соединении с литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, когда он приходится на седмичные дни Великого поста, и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы, а также всегда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (см. Типикон – последование служб 25 декабря, 6 января, 25 марта, Великого четверга и субботы, а также в Минее и Триоди на указанные дни). Великая вечерня совершается и самостоятельно: накануне праздников с полиелеем после Фомина воскресенья до Недели мясопустной. На сырной же седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня; на воскресные и другие дни, когда положено совершать бдение, но по причинам, предусмотренным Типиконом (см. гл. 7), его не бывает; на праздник Преполовения и на 1 и 13 сентября; в первый день Пасхи и во все дни Пасхальной седмицы; в Фомино воскресенье; в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Пятидесятницы (после литургии) и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в сочельники (навечерия) Рождества Христова и Богоявления, когда они совпадают с субботой или воскресеньем (после литургии святого Иоанна Златоуста ), и в Великую пятницу, если в этот день нет праздника Благовещения (см. Типикон, гл. 7; в Служебнике, Часослове, Псалтири следованной, в последованиях Триоди и Минеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010