Порядок этот впоследствии нарушен припискою, между пробелами; имен Патриархов Московских (последний Питирим), Благоверных царевен, Новгородских Архиепископов и Митрополитов (последний Иосиф), «Блаженных создателей святой Обители сей», то есть Николаевской, — здесь встречаются имена Стефана, Давида, Димитрия, но без означения фамилий; и наконец игуменов монастыря. В числе разных родов, записанных в Синодик, встречаются: Род Святейшего Филарета, Патриарха Московскаго; Зосимы Соловецкого Чудотворца; Александра Свирского; Новгородских Митрополитов Исидора и Макария; Арцыбашева; Ржевского; Сабуровых; Кушелева. По отметкам дней, сделанных на полях Синодика, видно, что на каждый день седмицы, кроме воскресного, назначено было для прочтения определенное количество листов. Надо заметить, что в Синодик внесены имена создателей обители, а это могло быть известно лицам, ближайшим к эпохе основания монастыря, потому что предание о них не могло сохраняться долго, по причине бедствий, которым подвергалась обитель. Следовательно, этот Синодик должен принадлежать к первым временам обители, то есть к XV веку.   Рукопись, заключающая в одной книге (в лист) службу и житие Преподобного Мартирия, и летопись замечательных событий Зеленецкой обители, доведенной до 1790 года, неизвестного составителя. Служба Преподобному Мартирию составлена по общей Минее (см. в ней службу: «Преподобному единому») с следующими отличиями: Стихиры на малой вечерни сочинены вновь, потому что в общей Минее их не положено. Тропарь святого также не из общей Минеи, но сочинен особый. На велицей вечерни: стихиры 8 гласа «на Господи воззвах» — из общей Минеи, «Слава» того же гласа — сочинена особая стихира «и ныне»: «Царь Небесный», но известно, что догматик может измениться по указанию устава; — чтения паремий по уставу, то есть из общей Минеи. — Лития сочинена вновь, потому что в Минее литии не положено. «Стиховна» также сочинена вновь, но «Слава», «и ныне» — из общей Минеи. На утрени или бдении седальны по первом и по втором стихословии и по полиелее из общей Минеи, и далее степенны, прокимен, Евангелие, стихира по 50 псалме и весь канон из общей Минеи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3 (см. в Минее общей). На литии стихира храма, стихира святителя, глас 1-й: «Преподобне отче, блаженне Спиридоне…» (см. славник на «Господи, воззвах»), и стихира святителя, глас 4-й: «Преподобне отче, святителю прехвальне…» (см. славник на стиховне утрени). «Слава» – праотцев, глас 1-й: «Лучами облиставшеся…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се, исполнися Исаиино проречение…». На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – святителя, глас 2-й: «Святителей Божественный сосуд…», «И ныне» – праотцев, глас 3-й: «Праотцев собор…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 1-й: «Служитель быв Христу…» (см. в Минее общей), седален святителя по 2-м стихословии, глас 4-й: «От юности взем крест твой…» (см. в Минее общей). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Над страстьми царствовав…» (см. в Минее общей), «И ныне» – седален праотцев, глас тот же: «Авраама, Исаака же и Иакова…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), святителя на 3, отроков (см. в Минее, в службе праотцев) на 3 и праотцев на 4. Примечание. В каноне святителя поются только три тропаря, а Богородичен оставляется; в каноне же отроков (из службы праотцев) первые два тропаря поются «за един», далее – еще один тропарь и Богородичен. Таким образом, каноны святителя и отроков поются каждый на 3, а вместе получается на 6 (см. Типикон, 17 декабря, Маркова глава).

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-25/

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пречистая Богородице...». На часах – тропарь и кондак святителя. На Литургии блаженны Октоиха – 4 и святителя, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь святителя; кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест...». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи...», тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня: «Вознесыйся на Крест...», кондак храма, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святителя. Апостол и Евангелие – дня и святителя. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Преподобне отче, блаженне Спиридоне...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3 (см. в Минее общей). На стиховне стихиры святителя, глас 8-й (см. в Минее общей; со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Святителей Божественный сосуд...» (см. в службе святителя), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе новаго...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны святителя (см. в Минее общей; по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (см. в Минее общей; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач., от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Спиридона...». Стихира святителя, глас 6-й: «Наследниче Божий...» (см. в Минее общей).

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-25/

На часах – тропарь и кондак святителя. На Литургии блаженны Октоиха – 4 и святителя, песнь 3-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь святителя; кондак дня, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь святителя; кондак дня, кондак храма, кондак святителя. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святителя. Апостол и Евангелие – дня и святителя. Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Преподобне отче, блаженне Спиридоне...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3 (см. в Минее общей). На стиховне стихиры святителя, глас 8-й (см. в Минее общей; со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Святителей Божественный сосуд...» (см. в службе святителя), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе новаго...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны святителя (см. в Минее общей; по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (см. в Минее общей; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум»; стих: «Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд». Евангелие – святителя (Ин., 35 зач., от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Спиридона...». Стихира святителя, глас 6-й: «Наследниче Божий...» (см. в Минее общей).

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-25/

Кроме утрени, чтения назначаются и на других службах. Так, в 10 гл. Типикона сказано, что на часах Великого поста «чтем Лествицу»; 49 гл. Типикона на часах Страстной седмицы назначает в понедельник чтение из Ефрема Сирина об Иосифе Прекрасном, во вторник чтение Златоуста о 10 девах, о милостыни и покаянии, в среду чтение Златоуста о любодейце и масти; 50 гл. Типикона на пасхальной полунощнице назначает слово Епифания Кипрского : «Что сие днесь 6езмолвие…» и толкование Златоуста на Матфея или Иоанна о воскресении Христовом, и т.д. О величаниях в течение всего года 348 Всякий раз, когда по случаю какого-либо праздника – господского, богородичного или святых поются полиелейные псалмы, после них полагается величание с избранными стихами из псалмов Давидовых. Выше было сказано, что величания и избранные стихи помещены в Ирмологионе и Следованной Псалтири; но здесь следует прибавить, что в сих книгах далеко не на все праздники можно найти величания. В случае отсутствия оных в означенных книгах надобно обращаться к другим, а именно: а) К Общей Минее, в которой находятся общие величания Богородице, ангелам и разным ликам святых 349 , при чем начальными словами указываются избранные псалмы 350 . Здесь же, между прочим, указаны величания и избранные псалмы на Обретение главы Предтечи и на Собор его. б) и в) К Типикону и Месячной Минее, в которых, впрочем, величаний указано очень немного. В Типиконе, напр., помещено величание с указанием на избранный псалом женам мироносицам на тот случай, если будет их храм (чит. последов. 3 нед. по Пасхе); в Месячной Минее – на праздник о победе над Полтавой (чит. Службу на 27 июня). г) К нотным богослужебным книгам. Напр., в «Круге церковных песнонений обычного напева московской епархии», ч. 1, Москв., 1881 г., между прочим, помещены следующие величания: общее Богородице (не то, какое находится в Общей Минее), на Покров пр. Богородицы, Иоанну Богослову, Ризе Господней, Убрусу и т.д. Примечание. Общее величание Богородице по Общей Минее: «Песнь всяку духовную принесем Богородице», по Кругу церк. песноп. обыкн. напева моск. еп.: «Достойно есть величати тя, Богородице, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим». Избранный псалом в той и другой книге один и тот же: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его»...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Минея, с греческого языка, значит месячник. По числу месяцев их двенадцать. К слову, минея прибавляется месячные, в отличие от минеи общей. Общая отличается от месячной тем, что тогда как в последней святому каждого дня положена своя особенная служба, в общей – одна общая известному разряду святых, например, святителю – одному или многим, мученику – одному или многим и т. п., так что по службе, например, святителю в общей минее можно праздновать какому угодно святителю, лишь вставляя, где указано, имя его. Это сделано для того, что некоторым угодникам Божиим в месячных минеях службы вовсе не положено, некоторым – положена так называемая простая (не полиелейная, не бденная; эти слова будут объяснены дальше), а по какому-нибудь случаю нужно править бдение – оно и правится по общей минее. Кроме святых угодников Божиих в этой минее положены общие службы: Господу Иисусу, Божией Матери, животворящему Кресту, и архангелам, и ангелам. Здесь нужно заметить, что в который день служба в месячной минее простая, то она дополняет октоих, а когда полиелей или бдение, тогда служба в октоихе оставляется и поется из одной минеи. Триоди Недели, которые церковь посвящает или особенной духовной радости или усиленному возбуждению грешников к раскаянью, также отличаются особенными службами, которые содержатся в книгах, называемых триодь постная и триодь цветная. Триодь – триодион, собственно значит трипеснец. В продолжение великого поста все службы, за исключением суббот и воскресений, отличаются чем-либо от обыкновенных – невеликопостных. Так и на утрени, вместо настоящего канона, положено петь только три песни. Отсюда и книги, в которых содержатся эти трипеснцы названы триодями. Но название не выражает всего содержания этих книг. Трипеснцы занимают в них самую малую долю, а главным образом в них другие молитвословия, в общем направленные к одной цели, о которой сказано выше, и различающаяся в частях. Чтобы лучше понять это, нужно взглянуть на содержание той и другой триоди. В триоди постной и убеждения, и примеры, и страх будущего – все направлено к тому, чтобы самого ожесточенного грешника обратить на путь спасения, и вместе с тем приклонить Господа Бога на милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, и потому Общая Минея составляет как бы другую часть Анфологиона. Общая Минея Общая Минея содержит в себе последования для подвижных и неподвижных дней круга годичного с такими изменяемыми молитвословиями, которые Святая Церковь назначила всем вообще святым известного лика, или чина: иначе сказать, в Общей Минее содержатся последования с общими молитвословиями для всех святых одного лика. (Α=ννυμοι) 238 . Итак, Общая Минея отличается от Месячной тем, что: а) содержит молитвы не каждому святому особые, но общие многим святым; б) заключает в себе последований менее, нежели Месячная Минея. А так как Православная Церковь в один день иногда празднует память двух и более святых одного лика, то для святых некоторого лика есть два последования общих: одно последование на тот день, когда воспоминается один святой, другое – когда воспоминаются два или многие святые того же лика. Так, есть,службы: а) апостолу и апостолам, б) святителю и святителям, в) преподобному и преподобным, г) мученику и мученикам, д) священномученику и священномученикам, е) преиодобномученику и преподобномученикам, ж) мученице и мученицам, з) преподобной жене и преподобным женам. Кроме последований святым, в Общей Минее находятся общие последования праздникам Господним, Богородичным, Кресту, Ангелам, Предтече и Соборам. Исчисленные последования Господних, Богородичных и других праздников по содержанию суть общие; посему они могут быть петы во всякий праздник Господний, Богородице и т. д. В Церкви Общая Минея имеет двоякое употребление. Во-первых, она необходима при Месячной Минее, когда требуется отправлять службы таким святым, которым или вовсе нет последований в Месячной Минее, или хотя и есть, но они не заключают в себе всех молитвословий, какие нужно петь при отправлении службы, например – храмовому святому. Во-вторых, в бедных церквах и где служба бывает лишь в праздники – Общая Минея заменяет собою недостаток других богослужебных книг и, главным образом, заменяет Месячную Минею. Триодь

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1 Службу сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского, можно совершать по Минее дополнительной (М., 2005), по разделу «Служба общая священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 368–379), или по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011), по разделу «Служба обща священномученику Российскому XX века единому, архиерею или иерею» (С. 25–40). Тропарь и кондак сщмч. Фаддея см. в Минее дополнительной (М., 2005) на с. 129. 2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2017 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священномученикам Николаю и Иннокентию, пресвитерам Новосибирским. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5090885.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/412). 3 Типикон не предусматривает совершения двух бденных или полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение, однако богослужебная практика допускает совершение такого типа богослужения. 4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 5 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»). 8 Икос (глас 2-й) см. в общей службе. 9 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372. 10 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 11 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Общая Минея Общая Минея содержит в себе последования (службы) для подвижных и неподвижных дней круга годичного с такими изменяемыми молитвословиями, которые святая Церковь назначила всем вообще святым известного лика, или чина: иначе сказать, в Общей Минее содержатся последования с общими молитвословиями для всех святых одного лика. Итак, Общая Минея отличается от Месячной тем, что: а) содержит молитвы не каждому святому особые, но общие многим святым; б) заключает в себе последований менее, нежели Месячная Минея. А так как православная Церковь в один день иногда празднует память двух и более святых одного лика, то для святых некоторого лика есть два последования общих: одно последование на тот день, когда воспоминается один святой, другое – когда воспоминаются два или многие святые того же лика. Так, есть службы: а) апостолу и апостолам, б) святителю и святителям, в) преподобному и преподобным, г) мученику и мученикам, д) священномученику и священномученикам, е) преподобномученику и преподобномученикам, ж) мученице и мученицам, з) преподобной жене и преподобным женам. Кроме последований святым, в Общей Минее находятся общие последования праздникам Господним, служба воскресная Октоиха – 6 гласа, служба Пасхи, службы праздникам Богородичным, службы – Кресту, ангелам, Предтече и Соборам. Исчисленные последования (службы) Господних, Богородичных и других праздников по содержанию суть общие; посему они могут быть петы во всякий праздник Господний, Богородице и т.д. В Церкви Общая Минея имеет двоякое употребление. Во-первых, она необходима при Месячной Минее, когда требуется отправлять службы таким святым, которым или вовсе нет последований в Месячной Минее, или хотя и есть, но они не заключают в себе всех молитвословий, какие нужно петь при отправлении службы, например – храмовому святому. Во-вторых, в бедных церквях и где служба бывает лишь в праздники, Общая Минея заменяет собою недостаток других богослужебных книг и главным образом заменяет Месячную Минею. Читать далее Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви/Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, и потому Общая Минея составляет как бы другую часть Анфологиона. Общая Минея Общая Минея содержит в себе службы, иначе последования, для подвижных и неподвижных дней круга годичного с такими изменяемыми молитвословиями, которые святая Церковь назначила всем вообще святым известного лика, иначе сказать: в Общей Минее содержатся последования с общими молитвословиями для всех святых одного лика. И так, Общая Минея отличается от Месячной тем, что: а) содержит молитвы не каждому святому особые, но общие многим святым; б) заключает в себя последований менее, нежели Месячная Минея. A так как Православная Церковь в один день иногда празднует память двух и более святых одного лика, то для святых некоторого лика есть два последования общих: одно последование на тот день, когда воспоминается один святой, другое – когда воспоминаются два или многие святые того же лика. Так, есть службы: а) Апостолу и Апостолам, б) Святителю и Святителям, в) Преподобному и Преподобным, г) Мученику и Мученикам, д) Священномученику и Священномученикам, е) Преподобномученику и Преподобномученикам, ж) Мученице и Мученицам, з) Преподобной жене и Преподобным женам. Кроме последований святым в Общей Минее находятся общие последования праздникам Богородичным, Кресту, Ангелам, Предтече и Соборам, также воскресная служба Октоиха, 6-го гласа, и дня Пасхи. Исчисленные последования Господних, Богородичных и других праздников по содержанию суть общие; посему они могут быть петы во всякий праздник Богородицы и т. д. В церкви Общая Минея имеет двоякое употребление. Во-первых, она необходима при Месячной Минее, когда требуется отправлять службы таким святым, которым или вовсе нет последований в Месячной Минее, или хотя и есть, но они не заключают в себе всех молитвословий, какие нужно петь при отправлении службы, например – храмовому святому. Во-вторых, в бедных церквях и где служба бывает лишь в праздники – Общая Минея заменяет собою недостаток других богослужебных книг, и, главным образом, заменяет Месячную Минею. Триодь

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010