16. Четверг. Свт. Тихона, еп. Амафунтского. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (службу зри 10 января) . Прп. Тихона Калужского. Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Аллилуия. Прп. Моисея Оптинского . По Уставу, совершается аллилуйная служба (свт. Тихона, еп. Амафунтского) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба свт. Тихона, еп. Амафунтского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Феофана, Затворника Вышенского (В) , славословной службы прп. Тихона Калужского в соединении со службой Октоиха (Г) и славословной службы прп. Тихона Луховского в соединении со службой Октоиха (Д) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). А. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и святителя, глас 8-й – 3 . «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Огнь рождши...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Яко плодовита маслина...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Заченшая неопально...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и святителя на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке свт. Тихона Амафунтского, глас 8-й: «Иже Божественнаго Духа...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июнь. Киев, 1893. Л. 108) этот кондак также отсутствует.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-29/

По известию очевидца дом матери и братьев благочестивых был на юге Кирской епархии, а не в самом гор. Кире. В Греческой Минее под 5 января читаем: „В тот же (5) д. преподобная Домна умирает в мире. За презрение земного и плотиˆДаруется тебе, Домнина, наследие небесное. В тот же (5) д. преподобная Татияна умирает в мире. Татияна когда-то таявшая в постах. Ныне пребывает с ангелами, друзьями поста“. Кто эти Домнина и Татияна преподобные? Когда и где подвизались они? Св. Татияна не одно ли лицо с диакониссой Татияной мученицей, воспоминаемой января 12? Но та скончалась мученически, а не в мире. 5 Ркп. житие, писан. митр. Корнилием в 1695 г. Это житие составлено при пособии записок самого пр. Мартирия. 6 Тихвинский монастырь основан февраля 11, 1560 г. архиеп. Пименом; Аврамий исцелён Богоматерью в присутствии архиеп. Пимена, бывшего в Тихвине по случаю устроения монастыря, и Аврамий был затем первым свечным монахом в Тихвине; след. исцеление Аврамия было в 1560 или 1561 г. См. опис. Тихвинского монастыря, стр. 14, т. 53. 54. СПб. 1859 г. 7 Гостинопольский монастырь Михайловского погоста в 1582 году стоял почти пустой. Писцовая книга у Неволина (о пятинах, суб. 1853 г.) стр. 142. 8 У Неволина, о пятинах, стр. 142, о Феодоре Сыркове ист. иер. 4. 158. В 1662 г. у Зелёной пустыни – 5 дворов поселенцев. 11 Ист. иер. 4, 155–170. Собр. л. 3, 274. По ркп, святцам общ. ист. преп. Мартирий Зеленецкий новый чудотворец. Словарь святых, стр. 180, говорит о м. Корнилии: „его старанием дана пустыни 1642 г. грамота на вотчинные земли“. В 1642 г. не было в Новгороде митр. Корнилия. Корнилий был митрополитом Новгородским 1674–1695 г. Читать далее Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Март. - 1892. - 296, портр.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Именно: сент. 6 св. мучч. Евдоксию, Ромилу и дружине, 7 муч. Созонту, препразднству, 9 муч. Севериану, октября 1 пр. Роману (есть каноны Иоанна и Феофана неизвестные), 11 пр. Феофану, 12 Косме маюмскому, 15 пр. Евениию, 18 ев. Луке (Феофана есть другой), 28 пр. Стефану савваиту (в греч. мин. другой Феофана) и муч. Параскеве, ноября 3 муч. Акепсиме (Иософа и Иоанна монаха другие каноны), 7 пр. Лазарю галисийскому, 9 Феоктисте лезвианке, 19 Иоасафу царевичу (есть греческий Филиппа некоего неизвестный), декабря 15 пр. Павлу латрскому, Стефапу сурожскому, 29 младенцам (в греч. минее другой Георгия), января 5 Феопемпту и Феоне, пр. Синклитикии, 8 пр. Георгию, 10 пр. Дометиану, пр. Маркиану (есть Феофана другой), 21 мучч. Евгению, Валериану и дружине, февраля 13 пр. Мартиниану (Феофана другой), 24 Иоанну Крестителю (Феодора студита и Иосифа другие), марта 1 пр. Евдокии (Феофава другой), апреля 1 Марии египетской (Феофана и Симеона Логофета другие). 4 Иосифу песнописцу, 19 Иоанну ветхие лавры, 24 Савве стратилату (Иосифа другой), 26 Василию амасийскому (Иосифа другой), мая 11 муч. Мокию, 20 муч. Фалалею (Иосифа другой), 25 Иоанну Предтече, 29 Феодосии тирской, июня 13 Трифиллию левкусийскому, 24 Мефодию, патр. цареградскому (Феофана другой), 28 Киру и Иоанну (Иосифа другой), июля 4 пр Марфе, 5 пр. Афанасию, 12 Михаилу малеину, 29 муч. Каллинику, св. Феодотии, августа 1 Кресту (Иосифа другой), Маккавеям (Андрея критского другой), 14 пр. Михею, препразднству Успения (Иосифа другой). Питра доказал, что каноны не суть проза, а стихи особого размера. См. о сем Васильева в Визант. Временнике 1896 г. стр. 582.    Angelo Mai T. V, р. 33.    Обзор песноп. 1860, стр. 308.    Ad typica graecorum 1864 р. 74.    Там же, р. 81.    Показания всех памятей святых, в них содержащихся, ниже, в приложении 12.    Он поставлен в мин. Порф. 7 августа по смешению с западным Донатом, еп. и муч. в Ареццо.    О сем прологе ниже в отделе о прологах Е.    Все службы сих миней показаны ниже в приложении 12.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

29. Четверг. Попразднство Рождества Христова. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Прп. Маркелла, игумена обители «Неусыпающих». Прпп. Марка и Феофила Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Василиска Сибирского . Служба святых не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Ирод пребеззаконный...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Преславное таинство...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Иисусу рождшуся...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Господи, в Вифлеем пришед...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды), тропарь мучеников, глас 1-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобного. По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; седален мучеников, глас 4-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 6-й: «В Вифлееме рождшуся...», и о кондаке преподобного, глас 8-й: «Яко звезда...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 293) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-11/

Слава управившему так во веки веков. Аминь. Комментарии [в заглавии] …сенаторше  ( συγκλητικ) – По сходству жития естественно предположить, что речь идет о прп. Синклитикии и что это другая версия ее жития. В некоторых публикациях об этой новелле так и говорится, см.: Лурье 2000. С. 222 (первая версия – та, что долгое время приписывалась без должных оснований прп. Афанасию Великому , и в результате сохранившая название «псевдоафанасиевой»). Однако в издании Флюзена в заглавии жития данное слово стоит с маленькой буквы. Из вступительной статьи также ясно, что он понимает это слово не как имя, а как обозначение положения в обществе героини новеллы. Также и П. В. Пасхос в своем издании «Нового Митерикона» приводит это слово с маленькой буквы и не дает, соответственно, в примечании данных о дате празднования святой, как делает в других случаях. Мы в данном случае вынуждены следовать за Флюзеном, с издания которого был сделан перевод, и поэтому переводим слово  συγκλητικ как «сенаторша». (Следует еще отметить, что это не единственная сенаторша в «Новом Митериконе» – таковой является и героиня новеллы 75). Что касается прп. Синклитикии, то память ее празднуется 5 (18) января (кроме нее существует Синклитикия-мученица, память которой 24 октября ноября]). Празднование ее памяти можно найти в греческих месяцесловах ΧΙΙ– ΧΙΙΙ вв., а именно в греч. служебной Минее XII в., где содержится и служба преподобной, в греч. Иерусалимском уставе в рукоп. 1298 г. и др. Пространное житие ее, как сообщает архиеп. Сергий, содержится в «Великом синаксарии Дукакиса ( Μγας  συναξαριστς) 1889–1896 гг., см. Архиеп. Сергий 1901. Т. II. С. 462. Житие прп. Синклитикии имеет отличия от приводимого в данном издании. Так, в житии прп. Синклитикия удалилась в пещеру только после смерти родителей; перед смертью ее три года изнуряла лихорадка, а затем еще три месяца она страдала от гниения десны и щеки (или рака). Скончалась преподобная в возрасте 80-ти или 84-х лет, около 350 г., см.: Архиеп. Сергий 1901. Т. II. С. 12–13; Dom Baudot 1925. P. 602–603.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

62 Св. Церковь празднует троякое обретение главы св. Иоанна Предтечи: первое и второе 24 февраля и третье 25 мая (см. службы в минее месячной). Ср. Прот. Гр. Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви, изд. 7, т. 1, стр. 289, сл. «От земли воссиявши Предтечева глава лучи испущает нетления, верным – исцелений, свыше собирает множество ангел, доле же созывает человеческий род, единогласную восслати славу Христу Богу» (тропарь 24 февраля). В Византии 7 января, вдень собора Предтечи, праздновалось также перенесение десныя руки Крестителя из Антиохии в Царьград, а 12 октября празднуется перенесение ея же с о. Мальты в Гатчину (а позднее в Петроград в церковь Спаса нерукотворного образа). 63 «Христов пророк же и апостол, ангел же и Предтеча, божественнаго воплощения Креститель, и священник, и мученик верен, проповедник же сущим во аде ты был еси, и девствующим правило, и пустыни житель» (Служба 25 февраля, кан. п. 9, тр. 2). 65 «Деисис – икона, изображающая Иисуса Христа в царском или архиерейском облачении, по правую сторону Его Божия Матерь, по левую Иоанн Предтеча; иногда три отдельные иконы с теми же священными изображениями. Обыкновенно ставится в 3 ярусе иконостаса над иконою «Тайная Вечеря». Такое название произошло, по предположению, оттого, что под этой иконой молитва подписывалась по-гречески: Деисис (Δησις), и не знающие греческого языка стали принимать это слово за название иконы; кроме того, название могло получиться и от того, что Божия Матерь и И. Предтеча изображаются в состоянии молитвенного обращения ко Господу. Иногда Деисис называется весь ряд икон, в котором помещен Д.» (Правосл. богосл. эниикл.). 68 Выразительна в этом отношении история потопа. Здесь сказано в начале, что, видя развращение человеков, «раскаялся Господь, что создал человека, и воскорбел в сердце Своем (слав, пер.: и помысли Бог, яко сотвори человека на земли, и размысли). И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил., от человека до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» ( Быт. 6, 6–7 ). Однако этот суд Божий и «скорбь Божия» и «раскаяние Божие» относятся не к творению как к таковому, но к данному состоянию мира, и тотчас же описывается спасение Ноя и сродников его, а также и животной твари через ковчег, и после потопа Господь сначала радугой, а затем и прямо дает обетование: «Не буду больше проклинать земли за человека... и не буду больше поражать живущего, как Я сделал» ( Быт. 8 21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

е. Петра, иные Апостола, некоторые, минуя апостолов, считали себя непосредственными учениками самого Христа. (1 Коринф. 1 по 12). Есть мнение ( М. А. Голубев . Послания к Коринфянам. стр. 92). что будто бы Крисп принадлежал к партии Кифы (т. е. Петра), вероятно потому, что он (Крисп) был природный иудей, а не эллинист. Но из вышесказанного о Криспе можно заметить, что едва ли он принадлежал к партии Кифы и, по церковному преданию, остался верным учеником ап. Павла, им он был поставлен епископом в г. Егине, близ г. Афин (в Греции). В Четьи Минее св. Димитрия Ростовского сказано «(Крисп) бысть епископ к Егине острове, прилежащим Пелопонису между морями Эгейским и Ионийским» (30 июля). Егинским епископом называют Криспа и Апостольские постановления (кн. VII, гл. 46). Некоторые полагают, что г. Эruha-Aedae был в Киликии (Малой Азии) и будто бы здесь епископствовал св. Крисп (см. Солярский, Биб. словарь, т. 2-й, стр. 452. Архим. Никифор: Библейская энциклопедия. Вып. 2-й, стр. 452). Есть еще предположения, что ап. Крисп проповедовал в Далмации Далмация гористая область на восточном берегу Адриатического моря, между Македонией и верхнею Мизиею (принадлежавшая во времена апостольские к Иллирику (Солярский т. 1, стр. 456). Прп. Ефрем (в толковании на Четвероевангелие) пишет: «Марк проповедовал в Египте,… Крисп у Далматов…» (по другим кодексам творений св. Ефрема – «у Галатов» (Богословский Вестник 1898, стр. 356). Какою смертью (естественною или мученическою) и где скончался св. Крисп. не сохранилось сведений. В православной церкви нет особого дня памяти св. Криспа и он воспоминается в соборе св. 70 Апостолов 4 января. В службе (в январе Минеях) Крисп называется «боговиднейшим светильником». (1-я песнь канона 2 ст.). В римской церкви память св. Криспа совершается 4 октября. Святой апостол Епенет О св. Епенете св. ап. Павел в Послании к Римлянам пишет: «целуйте Епенета возлюбленного ми, иже есть начаток Ахаии во Христе» ( Puмл. XVI, 5 ). Изъясняя 5 стих 16-й главы к Римлянам, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

16. Вторник 4-й седмицы, Крестопоклонной. Мч. Савина. Мч. Папы . Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского. На великом повечерии в понедельник вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (с 13 апреля). Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля; особенности его см. 23 февраля. На утрене – кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. На 1-м часе – кафизма 13-я; на 3-м часе – кафизма 14-я; на 6-м часе – кафизма 15-я; на 9-м часе – кафизма 16-я. На вечерне – кафизма 18-я. Примечание. На вечерне во вторник вечера, на «Господи, воззвах», после трех подобнов Триоди (глас 6-й и глас 1-й) – три стихиры Креста, глас 4-й (из Триоди); «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 8-й: «Днесь Владыка твари...». Служба рядового святого среды переносится на повечерие. 1 Имя мч. Папы упоминается Типиконом, но в Минее службы ему нет. ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-29/

Типикона о том же самом говорится: «Поем каноны 3: святаго Минеи со ирмосом на 6, ирмос по 2, тропари на 4... и по нем храма святаго на 4; таже в Октоихе мученичен на 4» (л. 20 на об.). Другой пример: в последовании Типикона на 25 декабря, л. 134 на об. и 135, изложено: «канона два: един первого гласа... со ирмосом на 8..., другий с ирмосом на 8 же». Можно бы и отсюда сделать вывод, что 25 декабря надобно петь ирмосы двух канонов по однажды, но и этот вывод был бы ошибочным: обращаясь к Месячной Минее, мы находим, что 25 декабря «канона два, ирмосы обою канонов по 2, тропари на 12» (л. 214). Для того, чтобы каждый раз безошибочно разрешать вопрос о том, сколько раз следует петь указанные в Типиконе ирмосы, мы здесь изложим правила, которыми в данном случае надобно руководствоваться. Правила эти суть следующие. 1) Если на какой-нибудь день назначается один канон с ирмосом на 16 или два канона, оба с ирмосами на 16, то ирмосы поются четырежды, в первом случае из одного канона, а во втором из двух, из каждого по дважды 367 . Основанием этого правила служит то, что в Типиконе всякий раз, когда только при пении канонов на 16 определенно указывается количество ирмосов, то указывается именно 4. Напр., на 1-й день Пасхи назначается один канон с ирмосом на 16 и об этом каноне сказано так: «начинает предстоятель канон..., ирмос: Воскресения день, ирмосы на 4» (послед. в нед. Пасхи, л. 348 на об.). На 1-й день Пасхи, если случится Благовещение, назначаются два канона, оба с ирмосами на 16; об этих канонах говорится: «Поем канон Пасхи с ирмосом на 8, ирмосы по 2, и Благовещения с ирмосом на 8, ирмосы по 2 (мр. гл. 18, марта 25, л. 215 на об.). Или еще о канонах на праздник Рождества Богородицы 8 сент. пишется: «канона два... ирмосы обою канонов по 2, тропари же на 12 (Тип., л. 48 на об. См. также послед. Пятидес., л. 377 на об.; послед. 21 ноября, л. 104; послед. 26 декаб., л. 136; послед. 6 января, л. 150; послед. 6 августа, л. 278 на об.; послед. 15 августа. л. 284 на об.). 2) Если на какой-нибудь день канон или каноны назначаются на 14, то ирмосы поются или четырежды, или дважды, или однажды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАРЕСТ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 17 , С. 45 опубликовано: 22 января 2013г. ЕВАРЕСТ св. (пам. визант. 15 марта). Время жизни неизвестно. В серб. Минее ГИМ. Хлуд. 154, сер. XIV в., содержится память Е., «эконома церкви, иже в Иерусалиме». Греческий протограф, послуживший источником этого известия о Е., не сохранился. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 75. Рубрики: Византийские святые Ключевые слова: Святые византийские Еварест, святой (пам. визант. 15 марта) См.также: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ДЕМОНОКАТАЛИТ свт. (пам. греч. 11 окт.), митр. Трапезундский, (после 843 - ок. 886) ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/186895.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010