л. 534. Мес. маиа 28, преставление иже в святых отца нашего Игнатия, епископа ростовьскаго. В конце проложное сказание. л. 534. Без надписи, служба св. князю Михаилу тверскому та же, что выше л. 218. л. 557. Поучение общей братии и прочим, написано от поучений св. Отець. Нач. Уповая на милость Божию, на пречистую Его Матерь Божию надеяся, понудихся аз грешный. Русское, издано при Духов. Вестнике в Материалах для истории русс. церкви 1862 г. т. I стр. 135. л. 564. Слово св. Ефрема о смешливых мнисех. Нач. Начало развращениа душа мниховы смех и дерзость; егда видиши себе в сицевых, мнише, вижь себе в глубине зле потопляема. л. 570. Слово св. Иоанна Златоустаг о, како встаяти в нощь молитися Богу. См. 202 г. 31 л. 572 об. Слово св. Ефрема. Нач. Блажени взлюбившии Бога и неродивше о всяческых земных вещех любви ради. л. 576. Слово св. Епифана. Нач. Иже на земли человек убог Христа радн ходить, на небесех богать будеть. л. 577 об. Слово св. отца нашего Пахомия о среде и о пятнице. См. 202 гл. 120. л. 579 об. Небольшие молитвы: целующе крест, икону, мощи Святаго, и разные вопросы и ответы. л. 583. Вспрос св. Антиоха и ответ св. Епифана и др. Там же 202 гл. 80. л. 587. От Преподобных, поучение к своей братьи Елизари, о церковном прихожденьи. Нач. Ефросин рече: егда услышавше клепание, и тчас вспрянути, аки от огня или от змия. Отрывок, вероятно, из устава препод. Ефросина псковского. л. 588. Слово о авве Логине, како исповеда ему бес. Из Патерика. л. 596. Слово о велицем Агриколаи, как прият от Бога простыню грехов. Нач. Бе некый человек, именем Агриколай, рода латынска, и человек сей славен зело, и пришед в ум оставль свою веру и прият крестьянскую веру. л. 606. Слово о некоем брате, впадающем в блуд. Из Патерика. л. 613. Повесть о житии и отчастп чюдес исповедание препод. и блаж. Михаила, нарицаемаго Сеалоса, сиречь Христа ради уродиваго, пожившаго блаженную свою жизнь в обители Живоначалны Троици, еже глаголется Клопьско в области Великаго Новаграда. Списано по благословеиию и повелению преосвященнаго архиеп. Макария тогоже преименитаго и славнаго Новаграда. Нач. Христос ми да начинает слову давець и великим даром дарователь.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

    О Мароне пустыннике и Авраамии карийском говорит современный им Феодорит в Истории Боголюбцев. Ученики Марона были: Иаков отшельник 26 ноября, Лимний 22 февр., Домнина 1 марта. Город Кирре был в Сирии на 2 дня пути от Антиохии в евфратской епархии. Наши предки верили, что пр. Марон исцеляет от лихорадки и в старопечатном канонике 31 октября есть ему служба в сем роде. 15    Св. ап. Окисим. Он вскоре после кончины св. Игнатия Богоносца побит камнями в Риме ок. 109. г. и тело его возвращено в Ефес, а усеченный в Путиолах есть другой Описим, учитель свв. Алфея, Филадельфия и Кирика (10 мая); так думают Болландисты (Febr. II. 855) и Ассемани (Calend. T. VI. 148). Мощи св. Окисима и церковь во имя его в Царьграде были в 1200 году, как говорит русский паломник Антоний стр. 161. сн. 1 дек. 16     12 мучеников. В Деяниях св. (Febr. 16 ет. 17. Ion. I. 62) из Евсевия о палестинских мучениках. У Евсевия прямо означен день мучения их 16 февраля. Болландисты относят кончину их к 308 году; по сказанию она пострадали в 6 лето гонения Диоклитианова, которое началось в 303 году, след. пострадали в 308 или 302 году. Евсевий был современником сих мучеников, жил в том же городе, где они пострадали, и был другом некоторых из них, наприм. Памфила. Иероним очень уважал мученика Памфила и, нашедши некоторые рукописи его, считал себя богаче Креза. (См. Узуардор Мартиролог и Ceillier Т. IV. 435).     Св. Маруфа писал на сирском языке, в числе его сочинений есть история персидских мучеников, о коей было выше (Т. I о четьих минеях, стр. 195). Многие из его сказаний о мучениках приведены в Христианском Чтения в 1827 году. Филарет в учении об отцах кончину его полагает не около 416 года; как у Вершиского около 422 года. (Сн. Herzeg. IX, 131). 17     Св. Феодор тирон. Страдания его описаны очевидцем; ибо он говорит: в видехом честную и святую его душу, аки молнию вземшуюся на небеса. У св. Григория нисского есть слово (Орр. X III. ed. 1638. р. 570), где весьма подробно и согласно с актами описываются страдания мученика. Сказание о чудеси св. великомуч. Феодора согласно с повествованием о том же Нектария, патриарха константинопольского. (4 века. У Сурия 9. ноября 231). См. св. Димитий ростовский стр. 160. Нектарий патриарх константинопольский (381—397) писал уже, почему в первую субботу великого паста совершается память св. Феодора; и так сие празднование весьма древне, Патриций Сфоракий консул, в 451 году присутствовавший на халкидонском вселенском соборе, построил во имя сего мученика храм (Дю-Канж IV, 139) и место его называлось: в Сфоракиевых. Часть костей мученика, исхищенных из огня, говорят, принесена в 12 веке в Бриндизи, глава же находится в Гаэте. Паломник Антоний в 1200 году видел мощи его в царских палатах в Царьграде. Несмотря на древность празднования сему святому, он не находится 17 февраля в некоторых древних месяцесловах, потому что празднование ему совершалось в субботу первой недели великого поста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В. Булгаков. Настольная книга для священно–церковно–служителей. (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). М. 1913 [репринт: 1993]. II. 1622). Книга Булгакова была хотя и своеобразным, но наиболее достоверным отражением отношения к исихазму в дореволюционной России. В цитированной заметке сделана ссылка на заметку о Варлааме из другого раздела книги (церковно–исторического), где этот Варлаам внезапно оказывается еретиком, а Палама — святым (см.: там же. I. 570). — И все это даже не в коллективной монографии (ср. ниже, прим. 25, случай синодального постановления против имяславия), а в разных томах одной и той же книги одного автора! Такое можно объяснить только тем, что Булгаков добросовестно списывал, откуда мог, подбирая материал воистину непредвзято. 315 Брестская уния 1596 г., дело Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, низложенного в 1638 г., когда выяснилось, что он стал тайным кальвинистом, споры вокруг еретических положений Православного Исповедания Петра Могилы на двух соборах 1642 г. — в Яссах и Константинополе, — закончившиеся принятием Исповедания в православной редакции Мелетия Сирига, с которой Петр Могила так никогда и не согласился (в России, главным образом, с XIX в. именно этот текст неправильно именуют «Катихизисом Петра Могилы»)… Наконец, окончательное осуждение латиномудрия в духе Могилы и крипто–кальвинизма в духе Лукариса на соборах Московском 1690 и Константинопольском 1691 гг. — уже после того, когда, не без провокации со стороны сторонников этих неправославных тенденций, в Русской церкви произошел раскол… 316 Опубликовано: JAg. Nikodhmou tou JAgioreitou. Provlogo» eij» taV suggravmmata tou " ejn aJgivoi» patroV» hJmw " n Grhgorivou tou " Palama "http://jEkklhsiasthkhV jAlhvqeia. 1883. 4. 93–101. 317 Обзор основных источников и библиографии, относящихся к упомянутым выше событиям церковной жизни Греции и Западной Руси, см. в: G. Podskalsky. Griechische Theologie in der Zeit der Turkenherrschaft (1453–1821).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

534 Письмо это издано Димитракопулом. См. проф. Троицкого: «Арсений» и пр. Христ. Чт., 1871, т. I, с. 1086–1088. 536 Из автобиографии Григория, существующей, кроме греческого подлинника, в переводах – латинском, немецком, русском. См. перевод ее у проф. И. Е. Троицкого : Христ. Чт., 1870, т. II, с. 175. Сравни: Migne. Gr. Tom. 142, pp. 28–29. 537 Это, конечно, есть ничто другое, как ответ Векка на свиток, а с этим произведением экспатриарха мы уже знакомы. 542 Григорию Кипрскому чрезвычайно посчастливилось в русской литературе в том отношении, что почти все его сочинения появились в прекрасном отечественном переводе. Этим русская наука обязана трудолюбию двух наших ученых: проф И. Е. Троицкого и византиниста-архимандрита (ныне епископа) Арсения. Первым из названных ученых переведены следующие сочинения Григория: 1) Трактат об исхождении Святого Духа (Христ. Чт., 1889, т. II, с. 288–352; Migne. Gr. Tom. 142, pp. 269–300; латинского перевода нет). Сочинение это написано против унии и появилось до Григориева патриаршества – еще в царствование Михаила Палеолога (Христ. Чт., ibid., 282). 2) Изложение свитка (томоса) веры против Векка (Ibid. т. I, 344–366; Migne. Ibid., pp. 233–246, опять без латинского перевода). О содержании и значении этого сочинения было сказано выше, в тексте. Издание Григорием «изложения свитка» относится к 1287 или 1288 гг. 3) Послание к императору Андронику Палеологу против митроп. Эфесского Иоанна Хилы и Марка (Ibid I, 367 –369; Migne. Ibid., pp. 267–270; опять без латинского перевода). 4) Исповедание, составленное после того, как случилось восстание против него (Григория) клириков и пр. (Ibid., т. I, 370–377; Migne Ibid., 247–252; тоже без латинского перевода). 5) Апология (общая) против нападок на его свиток (Ibid. II, 545–570. Migne. Ibid., pp. 251–270; без латинского же перевода). Сочинения Григория, означенные под 3–5, написаны автором под конец его патриаршества, в 1288–1289 годах. Все вообще вышеупомянутые сочинения трактуют по вопросу об исхождении Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

565 ...игуменъ Зеновей... – Игумен Троице-Сергиева монастыря, упоминаемый выше как иерарх, крестивший князей Ивана и Юрия Васильевичей. 566 Кулодарь Ирешьскый – дьяк, служивший затем князьям Михаилу Андреевичу Белозерскому и Ивану Андреевичу Можайскому. 567 ...а далъ ему Суздаль, а прежде был за Черторижьскымъ. – Князь Александр Васильевич Чарторыйский (Черторижский, Чарторижский), западнорусский князь, участник убийства великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича в 1440 г., перешедший к Василию II. Суздаль был, очевидно, получен Чарторыйским в удел от Василия II. Передача Суздаля Ивану Андреевичу Можайскому привела к заключению договора между Шемякой и лишенными своих владений суздальскими князьями. Β 1443 г. Чарторыйский пришел в Псков «от князя великого Василия Васильевича на княжение». 568 Григорья Василъева сына Глбова застрелили в челюсть... – Григорий Васильевич Глебов – представитель рода Сорокоумовых-Глебовых; его братья Иван Ощера и Дмитрий Бобр играли важную роль в дальнейшей борьбе за московский престол (см. «Повесть об ослеплении Василия II»). Очевидно, вследствие ранения в 1443 г. он получил прозвище Криворот. 569 Федор Васильевич Басенок. – видный сподвижник Василия II (см. «Повесть об ослеплении Василия II»). Ο «мужьстве» Басенка в сражении с Мустафой (как и ο других обстоятельствах битвы на Листани) не упоминается в СС и других летописях, но особое внимание к нему Северного свода 1472 г. в других случаях позволяет и данное известие возводить к этому своду. 570 ...поималъ боярина своего Андра Дмитреева и с дтьми, а жену его Марью сжеглъ безлепъ. – Андрей Дмитриевич Мамон, служилый боярин князя Ивана Андреевича Можайского, отец Григория Мамона, приближенного Ивана III. По известию летописи, враждебной Григорию Мамону, его мать, жена Андрея Мамона, Мария была сожжена можанским князем «за волшебство». 571 ...убиша Александра Иванова сына Костяньтиновича въ Гороховц... – Ο гибели Александра, сына Ивана Константиновича, в 1445 г. другие летописи не сообщают (в родословных книгах упоминалось ο гибели его отца в 1445 г. под Суздалем). Они были, по-видимому, представителями боярского рода потомков Бяконта (Плещеевых), к которым принадлежал в XIV в. митрополит Алексей. Гороховец – город в нижнем течении Клязьмы, к северу от Мурома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. История армянской философии. С. 73). Так это или нет, сказать трудно; но одно очевидно: умеренный реализм Давида Анахта практически полностью совпадает с той онтологией, которая обычно и используется халкидонскими богословами. Проф. Н. И. Стяжкин о предложенной Давидом формуле троякого существования универсалий пишет: «Приведённая чеканная " формула " Давида без всяких натяжек позволяет сделать вывод, что её автор не только существенно уточнил порфириевскую постановку проблемы универсалий, но и впервые предложил фактически так называемый компромиссный вариант её решения в духе умеренного (аристотелевского) реализма, который (вариант) часто возводят к Альберту фон Больштедту и Фоме Аквинскому» (См. Стяжкин Н. И. Давид непобедимый: «формула» троякого существования универсалий и диалектическая логика. С. 181-182). Стяжкин выдвигает гипотезу, что Фома заимствовал свою известную формулу (сходство которой с приведённой выше формулой Давида очевидно) не у Прокла, как полагал немецкий историк философии Р. Лай, а скорее из текста «Анализа» Давида, и даже утверждает, что «именно Анахт, а не Прокл, повлиял и во многом предопределил характер средневековых подходов к решению проблемы универсалий» (Там же, С. 182-183). Иоанн Филопон (ок. 490– 570 гг.)– философ-неоплатоник, богослов и физик, представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Аммония Гермия. Именно у Филопона, в егоизвестном труде «Арбитр», учение о частных природах, служившее онтологическим обоснованием нехалкидонской формулы «единая (сложная) природа Христа», представлено в наиболее чёткой и ясной форме. Многие более поздние нехалкидониты заимствуют из этой работы те или иные положения (впрочем, без упоминания имени Филопона, т.к. он дискредитировал себя как тритеит); в то же время такие известныехалкидонские богословы, как Леонтий Византийский, Леонтий Иерусалимский и преп. Максим Исповедник, подвергают эти положения серьёзному анализу и приводят против них свою контраргументацию, основательность которой достигает своего максимума у св.

http://bogoslov.ru/article/4657128

По свт. Тихону Задонскому : «Терпение есть добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном и сохраняющая от негодования и роптания, и научающая во всем предаваться на волю Божию» (Творен. II, § 213, стр. 271). 11 Св. Григорий Богослов указывает, что «великодушен тот, кто все переносит с благодушием, а не переносить и малости – признак малодушия» (Творен. V, изд. 3-е, стр. 280). Великодушие – свойство души христианина переносить скорби кротко, с мужеством и спокойствием, неизбежно пребывая в добром устроении и благорасположении к ближним. Великодушие – свойство человека «великой», мужественной и добродетельной души. Благодушие – спокойствие, «благое», доброе устроение и расположение души, когда радостное чувство благодарения Богу за все не подавляется скорбями, и скорби принимаются, как благо. (Еп. Феофан. Начертание христианск. нравоуч., п. П, В, § 2, п. «б», стр. 383–384.) Противоположное великодушию состояние – малодушие. Малодушие – проявление слабости и нетвердости души, впадающей в уныние и духовное расслабление при встрече с трудностями и скорбями. 19 См. выше в нашей работе – часть I, глава 13-я «Об унынии», § 7. Ревность о богоугодной жизни. 35 Зарин С. Аскетизм. Т. I, кн. 2-я, стр. 570–575. «Христианин имеет скорби от грехолюбивой плоти. Где господствует плоть и дух работает плоти, там нет скорбей от борьбы со страстями. А где дух старается господствовать над плотью, бороться со страстями, там повседневная скорбь, брань (война), борьба с противоборствующей плотью, борющейся при помощи природных или вызываемых искусителем-диаволом греховных влечений» (Свт. Димитрий Ростовский . Твор. I, 781). 36 Прп. Марк Подвижник указывает случаи, когда не следует терпеть зло: «когда вред от одного (человека) распространяется на многих, тогда не следует быть долготерпеливым и не своей искать пользы, но спасения многих, поскольку общая добродетель полезнее частной». (Слово 2-е, гл. 214.) «Кроме истинного христианского терпения может быть в людях и греховное терпение. Например, бывают такие люди, которые намеренно во время ссоры, чтобы еще более противника вызвать на гнев, хладнокровно в духе надменности и презрения подзадоривают возмутившегося человека всякими колкими и обидными словами. Такое терпение – богопротивное». (Срав.: прп. Иоанн Кассиан . Собес. 16, гл. 20–22.)

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Литургия есть таинство. В ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но и приносится бескровная жертва за спасение людей. В литургии под видом хлеба и вина преподаются верующим истинное тело и истинная кровь Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому она, по преимуществу, пред другими службами, называется «общественной службой», «литургией» (от λετος – общественный) и «Божественной службой». А так как литургия установлена Господом в благодарственное воспоминание Его любви и неисчислимых заслуг роду человеческому, то она называется еще: «евхаристиею» (благодарением εχαριστα) 569 . Совершать литургию может только правильно поставленный священнослужитель – епископ или пресвитер. Диакон или другой клирик не имеет на то права (Извест. учит. при Служебн.). Литургию не дозволяется служить в часовнях, келиях, домах, но она должна быть совершаема непременно в освященном храме (Лаод. Соб., пр. 58), где устроен престол, и где находится антиминс, освященный архиереем (Служ., Изв. учит. См. выше) 570 . На одном престоле в один и тот же день не могут быть совершены две литургии, хотя бы и разными священниками. И священник (равно и епископ) в один день не может совершить более одной литургии (Изв. учит. при Служ.). В Православной Церкви совершаются три литургии, именно: св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и преждеосвященных Даров. Молитвословия, песнопения, чтения и их порядок в литургиях св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о весьма сходны: литургия св. Василия Великого отличается от литургии Златоустого, главным образом, молитвами, читаемыми тайно иереем на литургии верных. Постоянные, неизменяемые молитвословия и песнопения литургий находятся для священника и диакона в Служебнике, а для певцов – в Ирмологионе; а изменяемые содержатся в Октоихе, Минее, Триодях. Чтение же из Апостола и Евангелия бывает по книгам этих названий. Литургия св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого Литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого разделяются на три части. В первой части священнослужители приготовляют вещество для таинства из принесенных даров – хлеба и вина. Эта часть литургий называется проскомидией – приношением (от προσκομζω – приношу). Вторая часть литургии состоит из молитвословий, чтений и пений, при которых верующие приготовляются к таинству, и при которых могут присутствовать, и оглашенные. Эта часть литургии называется литургией оглашенных, также и «общими молитвами» (О служен. и чинон. Прав. Церкви, гл. 5-я, § 122). Третья часть литургий состоит из молитвословий и песнопений при совершении самого таинства евхаристии. При этом могут присутствовать только одни верные. Эта часть литургии называется литургией верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

153  Толкование на видения пророка Даниила. Глава 11, стих 36 и глава 12, стих 2. В творениях его, переведённых при Московской Духовной Академии, ч. 4, стр. 225–235. 156  Глава 11, стих 27. „Даниил, – говорит Андрей Архиепископ Кесарийский, – пророчествовал об Антиохе, имеющем быть образом пришествия антихристова”. Толкование на Апокалипсис. Глава 33. 160  Селевк, прозванный Филопатором, брат и предшественник Антиоха Епифана на престоле Сирийского царства. О нём предсказано в 20 стихе 11 главы книги Даниила. 162  Migne. Patr. Curs. Compl., t. XXV, col. 570. Тут же Иероним говорит, что Иудеи предсказание „о мерзости запустения” не относят ни к Антиоху Епифану, ни к антихристу, а к Римлянам, именно к Веспасиану и Титу, которые с войском осквернят святилище, прекратят жертвоприношения и храм предадут на вечное запустение. 166  § 62. Буква этого текста показывает, что Св. Ипполит брал места из Ветхого Завета по переводу Семидесяти, а не по еврейскому подлиннику. 168  Огненный – πρινος употреблено здесь в соответствии с выше поставленным словом πυρε ον – курильница, в которой воскуривали фимиам богам по жертвенному уставу. Это был как бы простейший вид жертвы, совершение которой Иудеем или христианином уверяло язычников в принятии ими язычества. 172  Впрочем, в подлинном тексте мысль о желании жён выражена не ясно, обоюдно. Поэтому Акила перевёл место так, что он будет предан желанию жён. См. S. Hieronimi Commentarius in Danielem. Cap. XV, ver. 37. 173  Архимандрит Михаил ошибочно и без всякого основания отличает 9от 11и 12тем, что будто бы „в последних двух местах разумеется мерзость опустошителя, а не запустения”. (Толковое Евангелие, книга первая, издание 2, стр. 463). Можно ещё отличать 9от 12:11, так как в этих двух местах причастие в подлиннике употреблено не в одной и той же форме; но в 9и в 11оно поставлено в одной форме, и не остаётся никакого основания переводить его в одном месте словом – запустения, а в другом – опустошителя. 174  LXX перевели; κα π τ ερν βδλυγμα τν ρημ σεων σται, и на святилище (или по святилищу) мерзость опустошений будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Приложение На Житии Авраамия Смоленского завершается ряд памятников домонгольской агиографии, но отнюдь не самих святых, подвизавшихся в домонгольское время. Обстоятельства их жизни еще более неопределенны, чем биографические данные о тех святых, о которых шла речь выше. Поэтому мы ограничимся несколькими указаниями и только применительно к тем случаям, когда существует позднейшее житие, которое в старой литературе датировалось домонгольским временем (что, собственно, и заставляет говорить о них здесь). Начать следует с архимандрита ростовского Богоявленского монастыря Авраамия Ростовского, деятельность которого историки относили то к концу XI в. (около 1073–1077 гг.: В.О. Ключевский ), то к XII в. (Макарий), то к исходу XIV столетия (около 1385 г.: Е.Е. Голубинский ). Эти расхождения объясняются теми историческими несоответствиями, которые обнаруживаются в Житии, дошедшем в трех редакциях. Так, например, как о современнике Авраамия говорится в нем о великом князе Владимире Святом, который княжит к тому же во Владимире-на-Клязьме. Исследователи единодушны в том, что первая и вторая редакции анонимного Жития не могли возникнуть ранее XIV в. (третья редакция относится к XVII в.) и что канонизация Авраамия имела место на рубеже XV и XVI вв. 676 . Издания: а. (первая или проложная ред.): ПЛ. Вып.1. С. 221–225; Великие Минеи Четии. Октябрь, 19–31. СПб., 1880, С. 2025–2032 (29 октября); Титов А. Житие преп. Авраамия Ростовского. Сергиев Посад, 1908. С. 11–16 (по рукописи XVII в.) [(этот же текст см.: Христианин. 1908. С.559–570); Повесть о водворении христианства в Ростове/Подг. текста и перев. В.В. Кускова//Древнерусские предания, XI–XVI вв. Μ., 1982. С. 130–134. – Прим. изд. (А.Н.)]; б. (третья ред.): Соколов Μ.И. Пространное житие преп. Авраамия ростовского чудотворца. Ярославль, 1890 (отд. оттиск из Ярославских епархиальных ведомостей. 1890. Вып.31. С.213–222, 225–230); он же. О редакциях жития св. Авраамия Ростовского. Μ., б.г. С.3–5 [отд. оттиск из кн.: Труды VIII Археологического съезда в Москве. Μ., 1895. Т.2. С.238–240 (отрывок). – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010