Паломн. §32.    Паломн. §33—34.    Лаод соб. пр. 56.    См. ниже о нем «Месяцесловы IV-V вв.».    У Avtus, еп. Виенского (†518 г.) (MignePatrol. s. I. t. 59, col. 302. 309. 321—326), у Eligius, еп. Нойонского († 640—659), hom. X, у Григория Турского (VI в.), История франков VIII, 43.     Август. Пис.а 54 (118) к Иан. гл 4. 7.    См. выше, стр. 145.    См. выше, стр. 151.    Паломн. §35—36.    Лаодик соб. пр. 46.     Bingham, Orig. XXI, 235.     Август. Исповедь VIII, 5.     Амвр. Пис. 23, § 12. (Migne Patrol. s. I. t. 16. col. 1030).    Апост. Пост. V, 18. См. выше, стр. 132.     Innocent. Ep. ad. Decentium Eug. 25, c.2.    Паломн. § 37.    Апост. Пост. V, 18.    См. выше, стр. 135.    Паломн. § 38.    См. выше, стр. 284.     Евсевий, Жизнь Констант. III, 5; «появилось также и другая (кроме арианства) сильнейшая болезнь — спор о пасхе».     Сокр. Церк. ист. I, 8.     Созом. Церк. ист. I, 18: «не менее (чем об арианстве) прискорбно было ему (Константину В.) слышать, что некоторые совершают праздник пасхи не вместе со всеми».     Сокр. Церк. ист. I, 9.     Евсевий, Жизнь ц. Конст. III, 18—19. Сокр. Церк. ист. I, 9.    Прав. апост. 7.    Апост. Пост. V, 18.    Так как лунный год на 11 и ¼ суток короче солнечного, то у пользующихся лунным счислением (семитов) по временам производится прибавка к году лишнего месяца; для уравнения обоих счислений нужно в 8 лунный лет сделать 3 вставочных месяца. Прибавочный месяц у евреев присоединялся к последнему месяцу года Адару (к февралю) и назывался «Веадар», «еще Адар». Но в ту эпоху такие вставки были не урегулированы и зависели от произвола влиятельных раввинов. А если вставка не была сделана своевременно, то пасха оказывалась ранее весны. В Талмуде сохранилось послание раввина Гамалиила (учителя ап. Павла) в Вавилон и Мидию: «извещаем вас, что так как голуби (для жертвы) еще слишком нежны и ягнята слишком молоды, и время Авива (­нисана, 1-го весеннего месяца) еще не наступило, то мы по соглашению с нашими коллегами почли за нужное прибавить к году 30 дней» (Kellner, Heortologie, 34). Посему и всякий год требовалось особое извещение о наступлении пасхи. При существовании синедриона он ежегодно рассылал по всей Палестине особых послов с извещение о том, с какого дня нужно считать начало месяца Нисана и на какой день падает пасха; а чтобы об этом дать знать и Евфратским иудеям, в нисанское новолуние зажигались огни на Елеонской горе и вслед за нею на других вплоть до самой Вавилонии (Рыбинский В. О паломничестве в Иерусалим в библейское время. Труды Киев. Дух. Акад. 1909, 11. 499).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По 3-й песни – седален Триоди, глас 1-й: «Гроб Твой, Спасе…». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак Триоди, глас 6-й: «Бездну заключивый…», и икос, глас тот же: «Содержай вся…». На 9-й песни – обычное каждение («Честнейшую» не поем). По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Вместо светильна поется на 2-й глас: «Свят Господь Бог наш…», со стихами (трижды). Примечание. До пения великого славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 2-й и глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днешний день тайно…», «И ныне» – Богородичен, глас 2-й: «Преблагословенна еси, Богородице Дево…». На пение «И ныне» хвалитных стихир отверзаются царские врата, и священнослужители царскими вратами выходят к Плащанице (предстоятель – в полном облачении). Возглас на славословие предстоятель произносит перед Плащаницей. Примечание. «Славословие великое. Таже входит настоятель во святый олтарь со иереи и диаконы, и облачится во вся священныя одежды, иереи же токмо в ризы: исходит со Евангелием под Плащаницею, наддержащим священником, диаконом же кадящим. В то время звон во вся, предходящим ему со свещами, и со двема лампадома: и оба лика поюще Трисвятое надгробное. Приходит же игумен пред святыя царския двери, и ту стоит, ожидая конца Трисвятаго последняго. Сему же кончану бывшу, входит настоятель со Евангелием в царския двери, и полагает Евангелие на престоле, Плащаницу же на уготоване столе, во образ гроба...» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). «Славословие великое. Священник же облачится во всю священническую одежду, и входит со святым Евангелием» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу»). В древности существовала также следующая практика: во время пения хвалитных стихир Плащаницу уносили в алтарь и полагали на престоле. Во время великого славословия совершали каждение престола окрест трижды и через северные врата выносили Плащаницу на крестный ход. По окончании крестного хода Евангелие полагали на престол, а Плащаницу на уготованную гробницу; Евангелие читалось в алтаре, а не перед Плащаницей, как это принято сейчас повсеместно (см.: Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковнослужителя. Т. 1. С. 616).

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-23/

По 3-й песни – седален Триоди, глас 1-й: «Гроб Твой, Спасе...». «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак Триоди, глас 6-й: «Бездну заключивый...», и икос, глас тот же: «Содержай вся...». На 9-й песни – обычное каждение («Честнейшую» не поем). По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Вместо светильна поется на 2-й глас: «Свят Господь Бог наш...», со стихами (трижды). Примечание. До пения великого славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 2-й и глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днешний день тайно...», «И ныне» – Богородичен, глас 2-й: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...». На пение «И ныне» хвалитных стихир отверзаются царские врата, и священнослужители царскими вратами выходят к Плащанице (предстоятель – в полном облачении). Возглас на славословие предстоятель произносит перед Плащаницей. Примечание. «Славословие великое. Таже входит настоятель во святый олтарь со иереи и диаконы, и облачится во вся священныя одежды, иереи же токмо в ризы: исходит со Евангелием под Плащаницею, наддержащим священником, диаконом же кадящим. В то время звон во вся, предходящим ему со свещами, и со двема лампадома: и оба лика поюще Трисвятое надгробное. Приходит же игумен пред святыя царския двери, и ту стоит, ожидая конца Трисвятаго последняго. Сему же кончану бывшу, входит настоятель со Евангелием в царския двери, и полагает Евангелие на престоле, Плащаницу же на уготоване столе, во образ гроба...» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»). «Славословие великое. Священник же облачится во всю священническую одежду, и входит со святым Евангелием» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу»). В древности существовала также следующая практика: во время пения хвалитных стихир Плащаницу уносили в алтарь и полагали на престоле. Во время великого славословия совершали каждение престола окрест трижды и через северные врата выносили Плащаницу на крестный ход. По окончании крестного хода Евангелие полагали на престол, а Плащаницу на уготованную гробницу; Евангелие читалось в алтаре, а не перед Плащаницей, как это принято сейчас повсеместно (см.: Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковнослужителя. Т. 1. С. 616).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-04/

Все три полунощницы заканчиваются малым отпустом, обычным прощением и особой ектенией, такой же, как бывает в конце повечерия. По афонскому уставу, в конце вседневной и субботней полунощницы поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!» Слава: «Господи, помилуй нас…», И ныне: «Милосердия двери отверзи нам…», и произносится ектения, состоящая из двух прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей», на которое поется «Господи, помилуй» трижды, и «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему…» на которое поется «Господи, помилуй» 40 раз, после чего возглас: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш… " а затем уже «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…» и отпуст с обычным прощением. Назначение полунощницы, по объяснению «Известия Учительного», в том, чтобы: 1. Напомнить верующим, как Господь наш, в полунощи идый к вольней страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту Его быти, яко капли крове каплющие на землю; 2. Побудить верующих быть всегда готовыми ко дню последнего Страшного суда, который может придти, как жених в полунощи; 3. Научить верующих подражать бдению Ангелов, неусыпно поющих: «Свят, свят, свят!» От среды Страстной седмицы до недели Фоминой устав указывает в монастырях совершать полунощницу не в храме, а по келиям. В дни праздничные, как напр. 9 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Св. Духа, в отдание Пасхи, указано по первом Трисвятом, вместо «Се Жених грядет в полунощи», петь тропарь праздника, а по втором Трисвятом, вместо заупокойных тропарей кондак праздника. И тогда заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежде воскресения» не глаголется (см. в Типиконе последование сих дней). 11. Вседневная утреня По уставу вседневная утреня следует обыкновенно сряду после полунощницы. Иерей отдергивает завесу царских врат, берет в руки кадило и, стоя перед престолом, начертывает крест кадилом, возглашая: «Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков!» Чтец отвечает " Аминь» и чтет «Приидите, поклонимся…» трижды, а затем читаются два так называемых «царских псалма», в которых содержится моление о Царе: псалом 19-ый «Услышит тя Господь в день печали…» и псалом 20-ый «Господи, силою Твоею возвеселится царь…» Затем следует: «Слава и ныне», Трисвятое по «Отче наш», возглас иерея: «Яко Твое есть Царство…», тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя», Слава, кондак «Вознесыйся на крест волею», И ныне, богородичен «Предстательство страшное…» В течение всего этого времени иерей совершает полное каждение всего храма, начиная с алтаря, причем устав замечает: «долженствует же внимати чтец и священник, егда имать рещи: Яко Твое есть Царство, быти ему посреди храма» (Типикон гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), равноап. Нины на 4 и праздника 2-й на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос равноап. Нины, глас 2-й; седален равноап. Нины, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои праздника, глас 5-й. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» . К тропарям канона равноап. Нины – припев: «Святая равноапостольная Нино, моли Бога о нас» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен равноап. Нины, «И ныне» – светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и равноап. Нины, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – равноап. Нины, глас 2-й: «Днесь силы Небесныя...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Христос...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь равноап. Нины, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня). На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь равноап. Нины. Кондаки праздника и равноап. Нины читаются попеременно. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника (обоих канонов), песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и равноап. Нины, песнь 3-я – 4. На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропарь праздника, тропарь равноап. Нины. «Слава» – кондак равноап. Нины, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и равноап. Нины. Апостол и Евангелие – равноап. Нины и дня. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня). 1 См.: Минея, 14 января. 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-27/

20. Четверг. Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского (службу зри 23 июня) . Служба вмч. Артемия шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Разумнаго светильника...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко плодовита маслина...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «За Христа законно...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й . «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и великомученика на 6. Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11). Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален великомученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-02/

Чтение его Типикон назначает во храме, но не притворе (Тип., гл. 49, л. 312 на обор). Порядок следующий: Иерей (обыкновенно в одной епитрахили, пред царскими вратами, при закрытой завесе): Благословен Бог наш... Чтец: Аминь. Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Царю небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Иерей: Яко твое есть царство... Чтец: Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся... 3. Пс.: Боже, в помощь мою вонми... Примеч. Этот псалом в сем месте читается только в первые четыре дня 1-й седмицы В. поста, в другое же время он произносится после молитвы: «Владыко Боже Отче»... После псалма на 1-й седмице поется великий канон, который разделяется на четыре части: одна для понедельника, другая для вторника, третья для среды, четвертая для четверга. Ирмосы этого канона: Помощник и покровитель..., положено петь по 2-жди. Припев к тропарям назначен: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. По 6-й песни – Господи, помилуй 3. Слава, и ныне, кондак: Душе моя, душе моя... (см. особ. изд. Сл. на кажд. день 1-й седм., понедел., л. 83). В конце канона оба лика вместе поют ирмос 9 песни: Безсеменнаго зачатия... «Достойно есть» не поется. Пс.: Внегда призвати ми... Господи, да не яростию... Доколе, Господи, забудеши... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Пс.: К тебе, Господи, воздвигох... На тя, Господи, уповах.. Живый в помощи Вышняго... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Лик громко и со сладкопением: С нами Бог , разумейте, языцы, и покоряйтеся, – и припев: Яко с нами Бог . 2-й лик поет: С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся – и припев: Яко с нами Бог . 1 лик: Услышите до последних земли. Яко с нами Бог. 2 лик: Могущии, покоряйтеся. Яко с нами Бог – и т. дал. После стиха: Отец будущаго века, и припева: Яко с нами Бог, поется: С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся. Яко с нами Бог . Затем снова каждый лик в отдельности поет: С нами Бог, таким образом: Слава, и первый лик поет: С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

2-я глава Типикона «Всенощное бдение» (великая вечерня и утреня воскресные, часы, литургия и чин о панагии) Благовест и каждение Время для всенощной Начинать всенощную положено «немного спустя после захода солнца». По восточному счету времени это будет 1-й час ночи. Таким образом, всенощная естественно начинается с наступлением ночи праздника. Характер благовеста Благовест ко всякой всенощной полагается сначала в большой колокол медленно и долго, а затем во все колокола (не в 2 или 4, как для будничных служб и малых праздников, см. 9 гл. Типик.): «ударяет в великий кампан не скоро, поя Непорочны или глаголя псалом 50, тихо 12-ю. И потом вшед и вжигает лампады и уготовляет кадильницу. И тако паки изшед клеплет во вся кампаны». Таким образом, благовест полагается производить в два приема с небольшим промежутком между благовестом в один колокол и звоном во все, причем продолжительность благовеста в один колокол должна быть равна времени, в какое можно пропеть 118 псалом или 50 пс. 12 раз. Благовест ко всенощной в великие праздники в Типиконе описывается сходно с воскресным, но все же дается понять, что он должен быть торжественнее: продолжительнее и в большие колокола (на Рождество Христово «бывает благовест и потом трезвон во вся кампаны»; на Крещение: «знаменают в великое 1979 и во вся тяжкая«; на Пасху: «ударяет в великое и клеплет довольно», а затем: «ударяет во вся кампаны и тяжкая и клеплет довольно " ) 1980 . В древнейших списках Иерусалимского устава греческом Моск. Румянц. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в. и грузинском Шиомгвимского мон. XIII в. благовест к воскресной всенощной описывается так: «ударяет тяжкая медленно ( κροει τς βαρας σχολαως), поя ( ψλλων) Непорочны»; затем по возжжении лампад и приготовлении кадила «знаменает в великое, потом в железное ( σημανει το μγα ετα σδηρ( ον))», по первому памятнику; «сначала в железное било, потом в великое», по второму памятнику 1981 . По древнейшим славянским спискам Иерусал. устава, например, Моск. Синод. библ. 328/383,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

На 9-й песни каждение, по обычаю, совершает не иерей, а диакон со свечой (при соборном служении – два диакона). По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув...» (трижды). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные (см. в Цветной Триоди), глас 1-й – 4. Затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог...». Последняя стихира заканчивается тропарем: «Христос воскресе из мертвых...», который входит в состав стихиры, после чего, в качестве тропаря в конец утрени, «Христос воскресе из мертвых...» поется еще три раза. Так заканчивается пение стихир Пасхи во всю Светлую седмицу на вечерне и утрене. Примечание. «Таже Христос воскресе: трижды. И поем сие многажды, дондеже целуют братия друг друга» (ср.: Триодь Цветная, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»). Во время пения стихир Пасхи священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре. По Уставу, «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом олтаре бывает сице: глаголет приходяй: Христос воскресе! Оному же отвещавшу: Воистину воскресе!». Примечание. «Посем взем настоятель честный Крест, и станет вне пред святыми царскими дверьми. Такожде и вси священницы, елико их есть, и диаконы, вземше кийждо их святое Евангелие, и честныя иконы, по чину своему. И станут вси рядом, от десныя страны настоятеля. И приходят прежде честнейшии церковницы, и старцы, един по единому. И мало преклоняются пред настоятелем. И целуют кийждо их честный Крест, и святое Евангелие, егоже держит иерей, и прочия образы. Таже и самого настоятеля во уста целуют, глаголюще: Христос воскресе. Оному же отвещавшу: Воистину воскресе. По тому же образу и иереев целуют, и сами между собою, по чину своему. И ставятся от иереев по десной стране рядом. Таже по них и миряне такожде целование творят. Работницы же монастырстии в томже чину да станут, и друг друга целующе. Бывает же посреди во всех велие молчание» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»). По Уставу, священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Такой порядок мог быть соблюдаем в тех древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же, при большом стечении богомольцев, наиболее соответственным будет, если предстоятель после христосования с сослужащими, выйдя с Крестом и трисвещником на солею, произнесет от себя краткое общее приветствие предстоящим и закончит его троекратным возглашением: «Христос воскресе!», с осенением Крестом и трисвещником на три стороны, а после этого возвратится в алтарь. Христосование с каждым в отдельности может быть после отпуста утрени, если после нее будет расход, или же после отпуста Литургии, если она следует непосредственно за утреней и часами. По той же причине многолюдства может быть достаточным, если христосоваться с мирянами будет один предстоятель, а не все священнослужители.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-05/

Апост. лит. вост. церкви. Прил., 62. 909.  Еп. Порфирий. Вероуч., богосл. коптов, 128. 910. Missale, 9, 23 и д. 911.  Swainson. The Gr. Lit., 216 и д. 912. Ркп. Моск. Типогр. б. (1206) 142, л. 20 об. 913.  Toscani. Ad typ. graec., 54. Дмитриевский Α. Τυπικ, 608. 914.  Swainson. The Gr. Lit., 112, 113. 915. Ирмологий. Μ., 1895, л. 106–107. 916. Чин пения изложен в Ирмологии. М., 1895, л. 108. 917.  Дмитриевский И. Историческое, догмат, и таинственное изъяснение на литургию. М., 1803. Ч. II, § 43. 918. Нельзя поэтому без душевной боли говорить о том, что обычно тропари на Блаженнах опускаются. И это на литургии, службе такой краткой и настолько священной, что здесь менее, чем где-либо, позволительны пропуски. Опущение тропарей на Блаженнах сводит праздничную литургию на степень будничной, разоряет праздник. Еще более делает это чтение их вместо пения. 919. «Занеже начало прияти воскресному тропарю», как обосновывалось это в старых уставах (Старообр. уст., л. 18). 920.  Дмитриевский А. Тип., 608. Ркп. Моск. Сии. б. л. 10. Типикон. Вен., 1884, 4. Иератикон, 60. 921. Старообр. уст., л. 18. Арсений, еп. Уст. практич., л. 113 об. 922.  Лев Великий. Сл. 3 (de natali ipsius), гл. 1. 923. Ordo rom. И, п. 7. 924.  Durandus. Rationale. IV, 19, 68. 925. Παπαδπουλος-Κεραμες Α. " Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας, 237. Дмитриевский Α. Τυπικ, 150, 610. 926. Апок. 19:1, 3, 4. 927. Неправильно это каждение производится на Апостоле; Служебник: «аллилуиа же певаему, и прием диакон кадильницу и фимиам, приходит ко священнику и прием благословение от него, кадит св. трапезу окрест, и олтарь весь, и священника»; это отступление от устава стоит в связи с неправильным, до извращенности, взглядом на аллилуиа как на заключение к Апостолу, а не как на подготовление к Евангелию, — взглядом, унижающим и аллилуиа, и Евангелие. 940. Missale rom., 4. Migne. Patrologia s. lat. 85, 110–111. На восточных инославных литургиях возгласы подготовительные к Апостолу, как и к Евангелию (см. выше, с. 657), разрослись до большого объема, особенно ввиду вышеуказанной многочисленности чтений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010