Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 5 июля 2023 года 22. Среда. Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского. Аллилуия. По Уставу, совершается аллилуйная служба (сщмч. Евсевия, еп. Самосатского) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Евсевия, еп. Самосатского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и священномученика, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агница Агнца яко виде…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «На Кресте Тя воздвижена…». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября) (дважды). «Слава, и ныне» Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак священномученика, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Зрящи Тя…». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября). «Слава, и ныне» Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Сличи 7 и 9 сент., 20 нояб., а также Типик., гл. 15, и Окт., л. 96. Вход не полагается. Правда, он указан 7 января и 26 декабр., но в эти числа назначен великий прокимен и ради предшествовавших господских праздников положена великая вечерня. Так же. Прокимен дня. О стихирах на стиховне особых указаний для святых, имеющих славословие и случающихся в субботние дни, ни в Типиконе, ни в Октоихе нет. Типик., гл. 15. Так же. В седмичные дни назначаются стихиры святого из Минеи. Напр., 23 октября. Слава – святого. И ныне, богородичен по гласу Славы. (В субб. дни – из числа славников, имеющих надпись «В пяток вечера»). Сличи Типик., гл. 15, и Окт., л. 96. Праздника. Слава – святого. И ныне – праздника. См., напр., 7 янв. По трисвятом – Тропарь святого. Слава, и ныне, богородичен 1-й, или воскресный, настоящего гласа. Типик., 52 гл., л. 386. Тропарь святого. Слава, и ныне – праздника. Типикон, 52 гл., л. 387. После вечерни – малое повечерие. Утром – полунощница и утреня. Так же. На утрени. После Бог Господь, поемого во глас тропаря – Тропарь святого 2-жды. Слава, и ныне, богородичен воскресный. Примеч. Глас не указан; но несомненно, надобно петь настоящего гласа, как при святом, имеющем полиелей или бдение. Типик., 52 гл., л. 386. Тропарь праздника 2-жды. Слава, тропарь святого. И ныне – праздника. Типик., 5 гл., л. 387. Стихословится 10 кафизма. Типик., гл. 12; Окт., л. 88 на об. и л. 386. Так же. По стихословии малая ектения. О седальнах после стихословия и малой ектении для святых, имеюших славословие и случившихся в субботние дни, особых указаний нет ни в Типиконе, ни к Октоихе. Там же. Так же. В седмичные дни назначаются: Седальны святого 2-жды. Слава, и ныне, богородичен из Минеи. См., напр.. 23 октяб. Слич. Тип., гл. 15, и Окт., л. 96. В седмичные дни назначаются: Седален праздника. Слава, и ныне, тот же седален. См., напр., 7 янв. Чтение. Стихословятся непорочны, т.е. 17 кафизма. Во время непорочнов священник кадит. После непорочнов малая ектения. Так же. После малой ектении в седмичные дни назначены: Седален святого 2-жды. Слава, и ныне, богородичен из Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Благодаря повсеместному распространению сначала Студийского, а в XII-XV вв. Иерусалимского уставов, правосл. Церкви перешли на палестинский Часослов с его песнями Симеона на вечерне, Манассии и Исаии («С нами Бог») на великом повечерии, ряда из 9 (10) песней (вместе с гимнографическим каноном) и великим славословием (в 2 редакциях) на утрене и блаженнами на изобразительных. Этот порядок использования Б. п. существует в правосл. Церкви доныне, так же как и употребление нек-рых Б. п. в виде литургийных прокимнов в определенные дни и пение песней Моисея из Исх, Ионы и вавилонских отроков на вечерне Великой субботы. Утреня Собственно Б. п. совр. Типикон называет только 9 (10) песней утрени. По уставу во весь год, кроме Страстной и Светлой седмиц , а также четверга 5-й седмицы Великого поста (см. Мариино стояние ), канон на утрене должен стихословиться со стихами Б. п., к-рые помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии . В последнем (Т. 1. С. 131-155) Б. п. приведены в 3 редакциях - полной (21 стих в 1-й песни (считая «      »); есть 2-я песнь (67 стихов); 18, 32, 17, 13, 36, 19, (6+)13 стихов в 3-9-й песнях соответственно), сокращенной (18 стихов в 1-й песни; 2-й песни нет; 18, 18, 16, 12, 12, 18, (6+)12 стихов в 3-9-й песнях соответственно) и сверхсокращенной (2-й песни нет; по 12 стихов в 1, 3-8-й песнях; (6+)12 стихов в 9-й песни); Типикон (гл. 18 и 49) и Ирмологий строго регламентируют, когда и какую редакцию Б. п. следует употреблять. Полная (напечатана в Ирмологии последней; это единственная редакция Следованной Псалтири) стихословится только в будние дни и 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста; сокращенная (в Ирмологии напечатана первой) - по будним дням, когда нет никакого праздника; сверхсокращенная - по воскресеньям, субботам (Типикон. Гл. 12), в пред- и попразднства, во всю Пятидесятницу и, наконец, в те дни, когда поется полиелейная или славословная утреня (см. Знаки праздников месяцеслова ). Полная редакция Б. п. называется великопостной, сокращенная - будничной, или «    » (по начальным словам 1-й песни), сверхсокращенная - праздничной, или «    ».

http://pravenc.ru/text/149135.html

202 Если в Минее нет песнопения на Славу, то в этой книге после стихир на Господи, воззвах печатается богородичен с надписью: «Слава и ныне, богородичен», а после него крестобогородичен (см., напр., 17 октября, 10 и 19 ноября). Так как сей богородичен, в отличие от Славы, когда она есть, положен на один глас со стихирами на Господи, воззвах, то нередко над ним надписано «подобен» (см., напр., 5 нояб.). Так его называет и Типикон, в котором сказано: «аще имать святый самогласну стихиру, и поем ю на Славу. Аще ли ни; Слава, и ныне, богородичен, подобный стихирам Минеи» (чит. 9 гл.). 203 9 гл. Типикона этого возглашения не указывает, а потому в некоторых местах оно не произносится; но в изд. Киево-Печер. лавры: «Последование вечерни... оно показано (л. 3), что согласно и с предписанием Типикона, содержащимся, впрочем, не в 9 главе, а во 2, излагающей порядок великой воскресной вечерни. где эти слова назначено произносить диакону. 204 О возглашении канонархом стихов совершенно ясно говорится как во 2 гл. Типикона, трактующей о воскресной службе, так и в 9, трактующей о седмичной службе; но о возглашении им прокимна определенно говорится только во 2 гл. Эту оговорку мы делаем ввиду того замечания, которое сделано Типиконом в последовании среды Сырной седмицы (чит. об этом ниже). 205 В 9 гл. Типик, не сказано, кем произносится, по в изд. Киево-Печер. лавры говорится, что иереем (л. 3). 206 Отдел, начиная со слов: Мир всем, и оканчивая возгласом: Буди держава, в 9 гл. Типикона опущен, но он, как указанный в Служебнике и во 2 гл. Типикона, вводится в состав и вседневной вечерни. Указывается он, хотя кратко, и в изд. Киево-Печер. лавры, л. 3. См. также служб, во св. и великий понедельник, в нед. Ваий вечера, л. 6, – особ. изд. По Служеб. (стр. 21) и по 2 гл. Типик., слова: Главы, наша Господеви приклоним, произносит диакон, но это предписание относится не ко вседневной вечерни, в отправлении которой, и по Типик., и по вышеуказанн. изданию Киево-Печерской лавры, диакон не принимает участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Днесь происходит...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, песнь 9-я – 8 (со ирмосом 1-го канона). На входе: «...Плотию распныйся...». По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня. Задостойник праздника. На отпусте: «...силою Честнаго и Животворящаго Креста...». По отпусте Литургии иерей исходит через царские врата с кадилом, в предшествии диакона со свечой, и трижды кадит Крест на аналое; по традиции, лик в это время поет тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника. Затем иерей вземлет Честный Крест на главу и в предшествии диакона со свечой и кадилом царскими вратами вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит окрест престола. После закрытия царских врат и завесы Крест благоговейно относится к месту его хранения. Примечание. По отдании праздника Воздвижения, после 21 сентября (и до 20 декабря), на утрене стихословятся три кафизмы; на вечерне – кафизма 18-я. Если случится память святого, имеющего полиелей, на утрене стихословятся две рядовые кафизмы, а на вечерне (вместо 18-й) – третья, рядовая. Чтение Псалтири начинается с воскресенья. См. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри». По воскресным дням в период после 21 сентября до 20 декабря на утрене стихословятся две кафизмы, к которым присоединяется полиелей. По воскресным дням в период после 20 декабря до 14 января (отдания праздника Богоявления) полиелей не поется, кроме тех дней, когда случится память великого святого, имеющего полиелей. После 14 января полиелей поется во все воскресенья, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри»), кроме Недели о мытаре и фарисее (см. Типикон, гл. 49, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи мытаря и фарисея», «На утрени...»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-10-04/

Позднее рассматриваемое слово перешло в слав. языки (напр., в болг.- камбана). Колокольня в слав. странах может называться «камбанарня». В совр. рус. язык вошло также слово «кампанила» как название стоящей отдельно от храма колокольни-башни (круглой или 4-гранной, многоярусной) в итал. архитектуре средневековья и Возрождения. В рус. богослужебных книгах слово «кампан» стало использоваться сравнительно поздно. В списках Студийско-Алексиевского устава и в ранних списках Иерусалимского устава встречаются только термины «било» (великое, железное), «древо» (великое, малое), «клепалце» (малое) (напр.: РГБ. Троиц. 242. Л. 69, 202 об.-203, 205, 217-217 об., 221, 364 об.-365 об., 408 об. и др., 1-я пол. XVI в.). В рус. списках Устава форма «камбан» и ее производные эпизодически появляются в XV в., присутствуют и в старообрядческих Уставах (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 240). Согласно списку 2-й пол. XVI в. РГБ. Троиц. 244, в начале пасхальной службы «...другий [параекклисиарх]… ударяет с сущими с ними в камбанарии напрасно, и во вся древа и железное, и тяжкаа [к]амбаны, и клеплет доволно» (Л. 373). В рус. печатном Типиконе 1610 г. термин «камбан» используется в описаниях той же службы (Л. 128 об.) и воскресной утрени: во время пения степенн «...параеклисиарх исшед ударяет во един камбан или в железное било» (Л. 15). По Типикону 1633 г. на воскресном всенощном бдении перед великой вечерней кандиловжигатель «...исходит и ударяет в великий камбан, тяжких, 12, покосну» (Л. 2 об.); повторяется здесь и приведенное выше описание звона перед пасхальной утреней (Л. 243 об.- 244). В Типиконе 1641 г. «камбан» упоминается в связи со степеннами на воскресной утрене (Л. 15 об.) и в связи с началом пасхальной службы (Л. 29). В Чиновнике новгородского Софийского собора (между 1626 и 1634) для дня Пасхи содержится указание: «Благовест к утрени за 4 часа дни в большой камбан доволно» (см.: Голубцов. 1899. С. 209). В печатном издании Типикона 1695 г., которому соответствует Типикон, принятый в наст. время в РПЦ, слово «кампан» как единственное обозначение колокола встречается часто, заменив в большинстве случаев термины «било» и «древо»: на воскресной службе перед малой вечерней параекклисиарх «...изшед клеплет в малый кампан» (Гл. 1. Л. 1), перед началом великой вечерни он же «ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны, или глаголя псалом 50, тихо 12-ю... И тако паки изшед клеплет во все кампаны» (Гл. 2. Л. 2-2 об.), по чтении Деяний св. апостолов перед началом утрени он «...клеплет в великий, и в прочия кампаны» (Гл. 7. Л. 7 об.), во время воскресной службы без всенощного бдения «церковник» (т. е. параекклисиарх) перед началом повечерия и полунощницы «...клеплет в малый кампан, или в ручное клепало, по обычаю» (Л. 14 об.), на вседневном богослужении в начале и в конце 9-го часа кандиловжигатель соответственно «знаменует в кампан» и «знаменает в два, или в 4 кампана, по уставу» (Гл. 9. Л. 16 об.) и т. д.

http://pravenc.ru/text/1470141.html

286 В Типик., гл. 9, л. 15, сказано, что эта молитва глаголется в себе, а в Часослове, стр. 11– тайно. 291 Напр., 1 гл.: Свет возсияй, Господи... Эти светильны Типикон (гл. 9, л. 17 на об. и 43 гл., л. 99) называет троичными, потому что в Триоди Постной, л. 493, они напечатаны вместе с троичнами, поемыми после аллилуиа, хотя по своему содержанию не суть троичны. Кроме Триоди, они находятся в Октоихе, ч. 1, л. 373, и Следованной Псалтири. 293 Пение воскресных богородичнов настоящего гласа после стихир на Господи, воззвах составляет особенность субботней службы. Необходимые замечания касательно воскресных богородичнов в своем месте мы уже сделали (чит. гл. 1); здесь же прибавим, что настоящим гласом по отношению к субботе называется тот, который пет был в течение истекшей седмицы; а так как субботою глас Октоиха оканчивается, то воскресные богородичны, когда говорится о субботней службе, называются иногда богородичнами «гласа прешедшаго» (см. Типик. 24 февр., аще случится, в субб. 1-й недели постов, «гласа мимошедшаго» (Типик. 20 дек.). 294 Так сказано в 12 гл. Типикона. В «Указе о службе субботней» Октоиха говорится: «На стиховне в Октоихе мученичны три, иже писаны на Господи, воззвах, един оставляем 1-й».– Чтобы понять смысл этого предписания, надобно иметь в виду то, что в субботних стихирах Октоиха на Господи, воззвах помещены двои стихиры, из коих первые имеют надпись: «Стихиры святым мучеником, и святителем, и преподобным», а вторые: «Ины стихиры мученичны». В первых стихирах первое песнопение по своему содержанию есть мученичен; вторых стихир три и все они и по надписи, и по содержанию мученичны (см. Окт., ч. 1, л. 97). Если из первых стихир опустить первое, то останется только три в последних, которые все и надобно петь. 296 Что в последнем случае надобно петь богородичен по гласу Славы, об этом не упомянуто ни в 12 гл. Типикона, ни в «Указе о службе субботней», но само собою разумеется, потому что в числе помещенных в Ирмологии и в дополнительной части Месячной Минеи богородичнов, о которых сказано: «поем их, егда есть Слава святому в Минеи», в каждом гласе находятся богородичны «в пяток вечера», взятые из субботних стиховных стихир всех 8 гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Особенности данного богослужения содержатся в Типиконе (25 марта). Кафисмы читаются без пения (то есть «Славы» между кафисмами не поются, а читаются). Тропарь и кондак – праздника, читаются на каждом часе (постные тропари и кондаки часов опускаются). Молитва преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами (на 1-м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»). Типикон содержит замечание, что 3-й, 6-й и 9-й часы на Благовещение совершаются «без поклонов». Потому если буквально следовать Типикону, то поклоны на часах в Благовещение надлежит отменить вовсе. Однако есть все основания полагать, что в Уставе говорится об отмене многочисленных поясных поклонов, «метаний», которые в большом количестве полагаются на великопостном богослужении. Как отмечено в современных «Богослужебных указаниях», «отмена поклонов не распространяется на три поклона с молитвой преп Ефрема Сирина , поскольку совершение этих поклонов в праздник указано на 1-м часе и на изобразительных. “На конец коегождо часа по три поклоны великия” предписывает Типикон и при совпадении Благовещения с понедельником и вторником Страстной седмицы, богослужение которых совершается по образцу великопостных служб (см. 26 марта, 12-я и 13-я Маркова глава). По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой пр Ефрема Сирина . Например, в день Благовещения вечером “повечерие поем малое в притворе поскору, без поклонов и канона, точию на «Слава в вышних...» 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по «Честнейшую...» 3 великия поклоны с молитвою: «Господи и Владыко...» и прочия 12, и на последнем Трисвятом 3 поклоны, и отпуст” (26 марта, 3-е “зри”). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св Четыредесятницы: “поем полунощницу без поклонов; точию по «Честнейшую Херувим...» 3 поклоны великия, с молитвою «Господи и Владыко живота моего...». Сие же бывает в 1-й день точию. В прочия же дни святаго и великаго поста поем полунощницу всю с поклоны” (Типикон, гл 49)» 234 . §4.5. Особенности в четверг 5-й седмицы Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Как бы третью эпоху в выработке плана для Типикона создали Иерусалимские Типиконы, которые удержав порядок К-польского и западных Студийских в следовании триоди за месяцесловом, этой «синаксарной» и главной части Тип. предпослали общелитургическую и дисциплинарную часть, при этом сообразно главной особенности своей — воскресным бдения, они стали начинать Типикон именно чином этого бдения и вообще воскресной службы, продолжая его чином будничной и субботней служб, иногда и праздничной службы и переходя затем к общим уставным замечаниям, к постам и вообще к порядку монастырской жизни, после же синаксарной части следовали так сказать «приложения» — тропари, прокимны, храмавые главы, пасхалия. Но этот состав рос и осложнялся постепенно. Древенейшая редакция Иерусалимского Типикона, представленная грузинским Шиомгвинским и старейшими греческими ркп. Моск. Рум. Муз Сев. собр. 491/35, Моск. Синод. библ. ; 456 и 381 (XIII-XIV в.), имеет след. отделы: чин малой вечерни (только греч.), чин всенощного бдения, о количестве бдений в году (­ гл. 1 и 2 нынешнего Тип.), о числе кафисм на утрени и вечерне всего года (­ гл. 17 нын. Тип.), (с. 486) чин буденичной вечерни и утрени (при пении аллилуиа, ­­ гл. 9 нын. Тип.) 1-й час (при аллилуиа), ряд мелких замечаний богослужебно-дисциплинарного характера: о непении аллилуиа на вечерне воскресенья и пятницы; что произносит на службах канонарх и какие стихи иерей; что поем стоя и на что открываем голову (см выше, стр. 479); о количестве и составе стихир на Господи воззвах, т.е. будничной вечерни (всегда 6, и только из Минеи; если там 3, удвояются) и на стиховне (всегда Октоиха по гласу) и о соединении ликов для пения последних; когда кадит иерей («на Господи воззвах. на шестопсалмии, на 9-й песни, на которой делаем и поклоны до земли всегда , и на Непорочны во все субботы и воскресенья»), о составе стихир на Господи воззвах и стих овне в период 50-цы, об образе пения «полиелея» (т.е. 1-ой славы 19 кафисмы), «Бог богов» (2-й славы 7 каф.) и Хвалите Господа» (3-й славы 20 каф.) при Бог Господь и аллилуиа (видоизменеие известной статьи Студ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Указывая священнику произносить великую ектению и первые две малые на великой вечерне, Типикон последнюю малую ектению на кафизме, пред Господи воззвах, назначает произносить диакону, может быть, в знак связи ее с Господи воззвах, с которого начинается участие диакона в служении вечерни. «При пении 3-го антифона отходит диакон и, сделав поклон предстоятелю (испрашивая этим благословение его на участие в служении), входит в алтарь, входит с ним и чередной священник; диакон, взяв стихарь свой и орарь, берет благословение от священника и, целовав десницу его, облачается в стихарь по обычаю». Все ркп. Иерусалимского устава поручают малые ектении, как и великую, диакону. Предписание нынешнего Типикона — из «Чина» патр. Филофея, где подробнее об этом: «нужно знать, что если не выходит (φορση) диакон к началу вечерни, он облачается при пении 3-го антифона, если есть стихословие; если же нет, при пении предначинательного псалма, как сказано. Облачается же так: творит поклон предстоятелю и входит боковыми дверьми в св. алтарь; здесь находит священника стоящего, ибо тот входит ранее, и, взяв стихарь свой, диакон подходит к священнику и говорит: «Благослови, владыко, стихарь с орарем»; священник же благословляет это, говоря: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». И облачившись таким образом в него, диакон, по окончании стихословия, выходит и становится на обычном месте и говорит малую ектению» [ 322 ]. 1-я часть великой вечерни в историческом развитии И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI b. Судя по этим памятникам, вечерня начиналась тремя антифонами (см. Вступ. гл., с. 377), состоявшими каждый из одного псалма, певшегося сплошь антифонно с припевом «аллилуиа» или «Слава Тебе Боже»; этими псалмами, должно быть, были 85-й, ныне третий псалом 9-часа, затем пс. 92-й «Господь воцарися», ныне давший прокимен для вечерни, и наконец — 67-й «Да воскреснет Бог» (см. Вступит. гл., с. 341), ныне приуроченный только к пасхальной вечерне и утрене. Каждый антифон имел священническую молитву и малую ектению; длинная же ектения, великая или сугубая, была, должно быть, впервые после входа (см. Вступит. гл., с. 377). Вот, вероятно, то наследие, которое получили в качестве начала вечерни Святогробский и Студийский уставы (см. Вступит. гл., с. 357) и которое они должны были переработать в целях приспособления к монашескому богослужению с его обязательным выпеванием в тот или иной период всей Псалтири (см. Вступит. гл., с. 189–190, 295). Результатом такого приспособления была постановка вместо постоянных псалмов для начальных антифонов воскресной вечерни первого отдела Псалтири с сохранением и прежнего строя для начала вечерни, и способа пения псалмов. Вместо же удаленных с начала вечерни постоянных «воскресных» псалмов введен постоянный «вечерний» псалом 103-й. ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010