С. 49-51, 55-60) память К. помещена под 6 сент.; соединяются богослужебные последования Чуда архистратига Михаила в Хонех, К. и Октоиха; К. назначается канон (греч. оригинал сохр. в рукописях - см.: AHG. T. 1. P. 98-107), составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Κριλλον μν, τν πρεδρον Γορτνης. Ιωσφ (Кирилла пою, председателя Гортины. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, со 2-й песнью, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν (    ), нач.: Κσμος ερων γεγονς (      ), цикл стихир-подобнов и седален. В более поздних студийских Типиконах ( Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в., Мессинский Типикон 1131 г.), а также в различных редакциях Иерусалимского устава и совр. богослужебных книгах память К. не празднуется. Тем не менее по рукописям известны также др. песнопения К.: 6 сент.- анонимный канон со 2-й песнью плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Κεκοσμημνος τ αγλ (Украсившись сиянием); 9 июля - анонимный канон без акростиха 1-го гласа, ирмос: Ωιδν πινκιον (    ), нач.: Τν Κρτην φτισας (Крит просветил) (Ταμεον. Σ. 39, 240). Е. Е. М. Иконография Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский. Мозаика в ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике, Греция. 3-я четв. V в. Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский. Мозаика в ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике, Греция. 3-я четв. V в. В иконописных подлинниках описание святого помещено под 6 сент. К. предлагалось писать как «святаго апостола», седым, «брада аки Иоанна Богослова», в святительском облачении, с Евангелием ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 27), хотя на минейных иконах его изображение встречается рядом со святыми, прославленными 9 июля,- святителями Панкратием Тавроменийским и Феодором Эдесским, как, напр., на годовой минее 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен). У В. Д. Фартусова сделан акцент на возрасте и этническом облике: «...старец греческого типа, 90 лет, с большой седою бородой, в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 8). Самым ранним сохранившимся изображением К.

http://pravenc.ru/text/1840283.html

Начиная же с XI в., сохранившиеся Часословы дают службу часов почти нынешнего строя, исключая часть, следующую за Трисвятым. Так, тропари после Трисвятого имеют не все Часословы до XV в. 1941 , или имеют не такие тропари, как нынешние, и разные в разных Часословах. Затем, конечное (теперь пред «Иже на всякое время») «Господи помилуй» не во всех древних Часословах положено 40 раз. Так, в одном Часослове Моск. Типогр. библ. XV в. на 1-м часе положено Господи помилуй 30 раз, на 3 и 6 – 40, а на 9 – 12 раз (в конце изобразительных и утрени тоже по 12 раз) 1942 . В эфиопском Часослове на каждом часе Господи помилуй 41 раз, а на службах 3-го часа ночи и в петлоглашение по 51 раз, на вечерне и повечерии и 51 и 41, на полунощнице 51 и 51 1943 . Но в Студийском уставе Моск. Типогр. библ. XI в. 40 раз, только на царских часах 30 раз 1944 . По Типикону Римской Барбериновской библиотеки 1205 г., и на царских часах – 40 раз 1945 . Из заключительных возгласов священника: «Молитвами св. отец…» или «Боже ущедри ны…» – в XIII веке первый имел еще такой вид: «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас» 1946 , а второй – уже нынешний вид 1947 , но первый редко употреблялся; в XIV же веке являются и обе нынешние 1948 формулы. Молитвы «Иже на всякое время» и заключительной не имеют вовсе некоторые Часословы (например, один Моск. Типогр. библиотеки XV в.) 1949 . Другие древние Часословы молитву «Иже на всякое время» указывают лишь для первого часа в ряду других двух или трех (например, Часосл. Синайск. библ. 865 XII в. и 870 XIV в.). Иные древние Часословы заключительные молитвы помещают только в почасиях (междочасиях) (Синайск. библ. 868 XIII-XIV в., Хлудов. 123 XIV в.), замечая, что если нет почасия, то молитвы говорятся на часах (Хлуд.); другие имеют очень краткие заключительные молитвы, вроде тропарей (Ватопед. 350 XII в.; для 6 часа здесь молитва – нынешний тропарь: «Иже в 6-й день же и час»); иные имеют по две молитвы, то обе отличные от нынешних (Син. 12 XIII в., Соф. 1152 XIV в.), то одну из них нынешнюю (Син.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

117. Col. 71-74 [Минологий Василия II]; ВМЧ. Сент. Дни 25-30. Стб. 1393; AnBoll. 1933. T. 51. P. 266 [Похвальное слово Константина Акрополита]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 198-200; ЖСв. Сент. С. 497-510; Святые жены в пустынях Востока. М., 2004. С. 93-97. Лит.: Meyer P. Recueil d " anciens textes. P., 1877. Vol. 2. P. 338; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 25-20; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 298; Т. 3. С. 393-394, 594; Darrouz è s J. Euphrosyne//DHGE. T. 15. Col. 1417; Bertocchi P. Eufrosina (Smaragdo)//BiblSS. Vol. 5. Col. 175-176; Εφροσνη (Σμραγδος)//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1115-1116; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 157; Delehaye H. Légendes hagiographiques. Brux., 1955. P. 59-60, 189; Αγπιος Μοναχς. Βος τς σας Εφροσνης//Βιβλον καλομενον Παρδεισος. Θεσσαλονκη, 1999. Σ. 129-139; Полякова С. В. Византийские легенды. СПб., 2004. С. 245-273. А. Г. Чуряков Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 44) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 285-286), представляющем древнейшую редакцию студийского Синаксаря, в службе 25 сент. отмечается пение самогласной стихиры 2-го гласа, др. детали службы не описаны. В слав. Минеях студийской традиции XI-XIII вв. (см., напр.: Ягич. Служебные Минеи. С. 0192-0198) приводятся последования Е. и святых мучеников Савиниана, Павла и Татты; последование Е. содержит канон, цикл стихир и седален. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 284), 25 сент. последования Е., мучеников Павла и Татты соединяются с последованием Октоиха; служба не имеет праздничных черт, на утрене поется « Аллилуия », последование Е. включает минимальный набор песнопений (канон, стихиры, седален). Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 31), 25 сент. поется только последование Е., на «Господи, воззвах» - стихиры Е. и Пресв. Богородицы, на утрене поются «Бог Господь» и тропарь Е.

http://pravenc.ru/text/187876.html

336. В Гротт. Г β 1: она предназначается мирянам. Ср. Bruni, с. 146–158, 200. Эта молитва могла бы быть Св. Василия: Bruni, 157. 364 Греч. текст см. Or. Chr. Per. 40 (1974), с. 335; он совпадает с нашим текстом (Барберини 336) только по смыслу. 367 См. Mateos, Le Typicon, II, p. 20; J. Janin, La géographie ecclésiastique de l " Empire byzantin, III: Les Eglises et les Monastères. Paris 1953, p. 159–160. 369 Ср. ниже (с. 202) Типикон мессинского монастыря: кондак был составлен из главной строфы и 24 икоса; строфа повторялась каждые четыре икоса. В Дрезден 104 говорится о начальнике кондаков, который в течение службы передавал певцу свиток соответствующего кондака; казалось, что кондак не пели только в данном дне: действительно, эта самая рукопись говорит о кондаке 14-го сентября (Дмитриевский. Древнейшие, с. 280) : в этот день Паннухис была началом полного нощного бдения, продолжавшегося всю ночь: после кондака выходили из церкви в процессии и затем возвращались в церковь , чтобы слушать чтение, длившееся до 5-ти часов ночи, когда начиналась Утреня. 370 Дмитриевский, Древнейшие, с. 193–197: Γνεται δ κα παννυχς ν Βλαχρναις. " Απ σπρας ρχομνων πρεσβυτρων κα διακνων, ψαλτν κα ναγνωοτν, συν γονται δ κα μοναχο... К α ες μν τ ξψαλμον .... Мы думаем, что следовало бы пересмотреть пунктуацию Дмитриевского: «Вечером служится Паннухис, которую начинают священники, и т.д. Монахи собираются, и т.д. » Нормально, что Паннухис служится соборным духовенством в начале ночи, между тем как потом монахи продолжают ночное бдение служением монастырской Утрени, которая начиналась по праздникам перед нашей полночью. См. Or. Ch. Per. 40 (1974) с. 337. 372 Α. Παπαδπουλος– Κεραμες. A­ ναλεκτα Ιεροσολυμιτικς Σταχυολογας. Санкт- Петербург 1894, с. 50–51, 66, 83. Ср. Дмитриевский, Древнейшие: Комментарий и критика этого издания; ср. Bertoniere, The Historical, p. 12–18. 375 Дмитриевский, Богослужение, 310–311. В описании служб мы вновь обратимся к нумерации таблицы: Общие элементы Паннухис (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– В Евангелии Господь говорит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» ( Мф.6:16–18 ). Что это значит? – Искушение Великого поста – это именно фарисейство, потому что преподобный Иоанн Кассиан Римлянин , говоря о восьми страстях, замечает, что первые шесть – чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние – связаны между собой и идут от чревоугодия. А другие страсти – тщеславие и гордыня – живут сами по себе. Возникают они в человеке именно тогда, когда он начинает побарывать в себе первые шесть. Именно тщеславие и гордыня питаются добродетелью. На этом произрастает фарисейство, потому что самое неприятное, что может с христианами произойти – жить в такой ложной добродетели. Можно вроде все правильно делать – и молиться, и поститься, и помогать ближнему, и все, что хотите, – но при этом быть уверенным в том, что все хорошо, все в порядке. Пост – это время, когда надо плакать, себя умерщвлять. Фарисеи не только это делают, но и всем показывают, что они плачут и умерщвляют. А Христос говорит: «Давайте будем жить. Давайте оживать. Давайте свое лицо умоем и голову маслом помажем», – потому что путь поста – это путь ко Христу, это путь к Свету. Мера поста – Как выбрать меру телесного поста? С одной стороны, Типикон, сухоядение, с другой стороны, мы, уставшие городские жители, постоянно жалующиеся на современные ритмы и хроническую усталость? – В разные периоды жизни все бывает по-разному. Когда-то очень хорошо следовать Типикону, поверьте мне. В молодые годы я старался соблюдать пост и Типикон был для меня большой поддержкой. Не только я, очень многие люди через Типикон в свое время учились правильно относиться к посту. Совершенно свободный молодой человек, полный сил и энергии. Почему по Типикону не попоститься? Очень даже было тогда хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

   3. «Радостно начнем время поста, устремляя самих себя к духовным подвигам; очистим душу, очистим плоть, будем удерживаться, как от яств, так и от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, чтобы с ревностию преуспевая в них, всем нам сделаться достойными увидеть всечтимые страдания Христа Бога и духовно возрадоваться святой Пасхе».     Великий прокимен, гл. 8: «Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня, внемли душе моей и избавь ее».     Стихи:    1. «Помощь Твоя, Боже, да восставит меня».    2. «Увидят это страждущие и возрадуются».    3. «Оживет сердце ваше, ищущие Бога» (Пс. 68:18-19, 30, 33). В понедельник 1 недели Великого поста.     На утрени — седален, гл. 2:(после 2 кафизмы). «В первый святой день поста проникнемся умилением, от души восклицая: «Владыка Христос, прийми нашу молитву, как лучший фимиам, и избавь нас от злой погибели и страшного мучения, молимся, ибо Ты — Один, Легкоумилостивляемый».     Стихира на стиховне, гл. 5: «Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха, помощник покаяния, образ жизни Ангелов и спасение людям. Воскликнем, верующие: «Боже, спаси нас».     Библейские песни, разделяясь на стихи, пелись ежедневно в первые века христианства. По церковному уставу должны петься и теперь вместо припевов пред тропарями утреннего канона, исключая утрени страстной и пасхальной недели. В четыредесятницу должны петься полностью, а в остальные дни соответственно числа тропарей, но не более 12 стихов, (см. Типикон, 8 гл. Ирмологий Толковый Типикон М. Скабалланович в. II стр. 256—265— Киев, 1913 г.).     Песнь 1: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь — крепость моя и слава моя. Он был мне спасением. Он Бог мой и прославлю Его; Бог Отца моего и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море и избранные военноначальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их; они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей; Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой и он попалил их, как солому».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, третья книга Моисеева. Во времена святого Моисея духовенство тоже имело богослужебный устав. Со временем этот ветхозаветный устав стал тем, что мы называем книга Левит . По имени колена Левиина, из которого и подбирались в ту эпоху священники. Была воля Божия том, чтобы у людей имелся устав для богослужения. Устав – это не только лишь плод человеческих пожеланий и усилий. Не будем забывать о главном, о воле Божией. Пророк Моисей Откроем начало Моисеевой книги: «И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то…» (Лев. 1:1,2). Далее идут объяснения, что и как приносить в жертву. Объяснения даны напрямую от имени Всевышнего Бога. Как совершать жертву всесожжения и хлебные приношения Господу… Специально говорится в Левите и о жертве за грех. Эти внешние ритуальные действия человека связаны с внутренним деланием – покаянием. И, конечно, с грядущим искуплением грехов. В конце времен Христос приносит Себя в жертву за грех. Помимо рассказа о поставлении во священство Аарона и сынов его мы прочтем в книге Левит подробные предписания ритуально чистой и нечистой пище, о священнодействиях, которые давали людям духовное очищение. И еще там сказано об особых днях года. Не только о праздниках, о покаянных днях тоже: прочтем про Пасху и Судный день. Вот ветхозаветные богослужебные круги: годовой, седмичный (с субботним праздником во главе) и суточный круг тоже намечается. За что мы ценим устав? Боговдохновенная книга Левит заметно отличается от нашего церковного Типикона. И в то же время третья книга Моисеева во многом похожа на Типикон. Почему? Потому что общинное богослужение должно быть чинным, упорядоченным, последовательным священным действием. В богослужении люди должны увидеть не какие-то случайные привходящие элементы, не «полутеатральные экспромпты», которые так любят радикальные секты, а убедительную силу благословенного нам свыше чина, который мы приняли от отцов.

http://pravmir.ru/tipikon-v-epohu-praott...

36 Св. Франциск и св. Клара, а с ними и другие, чувствуя себя достаточно подкрепившимися пищею духовной, мало заботились о пище телесной (103, 48). Как тело нуждается в чувственной пище, так и душа требует ежедневного наставления и пищи духовной, дабы укрепляясь ею, могла противиться восстаниям плоти и выдерживать постоянную брань, которая нам угрожает и делает нашу душу пленницею, если мы, хотя на короткое время, захотим предаться беспечности (14а, 83). 37 Дисциплина тела столь же необходима для достижения сосредоточения, как и дисциплина ума... Ни ум, ни тело не могут быть здоровыми у человека, который не контролирует своих страстей и сексуальных импульсов, – это психологический закон. Человек не может сосредоточить своего внимания ни на одном объекте, когда его ум отвлекается на греховные, преступные и другие порочные намерения (104, 258). 38 Недостаточна молитва , когда кто не приутруждает на ней тела своего поклонами (28, 185). «Количество пения, и в нем, воображенный от святых отец поклоны яже несть лепо презирати, ниже великому законоположнику. Количество же дненощных, бываемых в церкви поклонов суть 300, кроме полуношницы. Поклон великий, елико мощи главою до земли довести... Ибо великий, не просто глаголется великий, но есть величество: елико человек может право стоя, и, ни мало наклоняся, главою на землю поклонитися. И без некоего прибавления, еже инии скамейцы представляют себе, инии же ино что, и свою леность сим удобряют, и мнятся с правотрудившимися сравнятися во святых великих поклонех. Поклон же именуется, елико может человек право стоя поклонитися, не падая коленями, ниже главу преклоняти до земли, и се есть образ легкого поклона» (Типикон). Говоря о чине целования Евангелия на всеношной под воскресенье, М. Скабалланович замечает, что при этом делаются приступающими к целованию «малые поклоны – наклоняя голову настолько, чтобы коснуться рукою земли» (92а, 252). 39 Моисей на горе пробыл «сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие» ( Исх.34:28 ). «И [вторично] повергшись пред Господом», – пишет Моисей, – «молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа [Бога вашего] и раздражив Его» ( Втор.9:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

538 . Ночь воскресения Господа нашего Иисуса Христа должно соблюдать с величайшим усердием; ибо Он сам – величайший. Никто посему в эту ночь пусть не спит до зари; тогда мойте тело водою, прежде чем приступить к пасхе, и весь народ пусть будет в свете. Ибо в эту ночь Спаситель снискал свободу для всей твари; и тогда праздник совершают небесное и земное и все, что на небе и земле, так как Он воскрес из мертвых и вознесся на небо и сидит одесную Отца, откуда придет во славе Отца и ангелов своих воздать каждому по делам его; делавшим добро в воскресение жизни, а делавшим зло в воскресение суда, как написано. Египетские каноны О том, что неприлично кому-либо вкушать что-нибудь на Пасху ранее часа, в который можно есть. Не может вмениться пост тому, кто не воздержится до часа, который составляет окончание поста. Но если кто болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по крайней мере постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою. Если же кто-либо в плавании и не знает дня Пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после Пятидесятницы. Ибо не Пасха то, что мы соблюдаем; что составляет образ, то минуло. Посему мы не сказали: во втором месяце 539 , но когда он узнает наверно (день Пасхи), пусть приступит и к посту 540 . Для обоих памятников Пасха – пост в честь страданий Христовых, но для первого в понятие ее входит уже и торжественное разрешение от поста в ночь воскресения. Другой, и, по-видимому, более сложный фазис в развитии пасхального ритуала, представляет Сирская Дидаскалия. Замечательна трогательность и одушевление, с которыми она говорит о Пасхе и которых нет в канонах Ипполита и Египетских. Интересна также та переработка, которой подверглись предписания Дидаскалии относительно Пасхи в Апостольских Постановлениях. Кроме того, что Пасху последние восполняют целым кругом новых праздников и постов: Рождеством Христовым, Богоявлением, Четыредесятницей, Фоминой неделей, Вознесением, Пятидесятницей и недельным постом после Пятидесятницы (Петров пост), самый тон предписаний о Пасхе Дидаскалии в Апостольских Постановлениях изменился, и не везде в лучшую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

737.  Булгаков. «Наст. книга», стр. 798, прим. 1. 738.  Brightman, LEW, pp. 25, 30. 739.  Apolog., cap. 65. 740.  M. P. Gr. T. 61, col. 200. 741.  Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 742.  Brightman, LEW., p. 341; Орлов, op. cit., c. 292, примеч.; сравни и святого Германа «Rer. eccles. contempl». — M. P. Gr. T. 98, col. 452. 743.   В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 744.  «Historia eccles.», I. XIII, p. 7. 745.   Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. 746.  Leclercq. «Communion des enfants» in: DACL. T. III, col. 2249 sq. 747.  M. P. L. T. 33, col. 785. 748.  Epist. 59. — M. P. L. T. 54. col. 868. 749.  Epist. 7. — M. P. L. T. 59, col. 37-38. 750.  Leclercq. DACL. T. III, col. 2463-2465. 751.  Thalhofer. «Handbuch der katholisch. Liturgik». Freiburg i/B., 1890, S. 289. 752.  А. П. У. «Вероучение, богослужение, чиноположение египетских христиан (коптов)». СПб, 1856, стр. 152-153, 176; Renaudot. «Liturg. Orient. coll.», t. I, p. 79; Brightman, LEW, p. 238. 753.  Dr. Hieronymos Engberding «Ein Problem in der Homologia vor der Hl. Kommunion der Aegyptischen Liturgie» in: «Orient. Christ. Period.», vol. II/I-II, Roma, 1936, pp. 145-154. 754.  M. P. Gr. T. 77, col. 180, 192. 755.  Brightman, LEW, p. 25. 756.  Brightman, LEW, p. 63. 757.  «Вероучение, богослужение… коптов», стр. 153. 758.  М. Скабалланович. «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 49. 759.   которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью 760.  Еф. XX,2. 761.   Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя. 762.  Булгаков. «Наст. книга», стр. 910, прим. 130. 763.  Там же, стр. 637, 644, 647. 764.  Там же, стр. 674.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010