Указания об использовании «Б. м.» в разных редакциях Иерусалимского устава , к-рый в XII-XIV вв. был принят правосл. Поместными Церквами, сводятся к предписанию петь в субботу вечером целиком 1-ю кафизму, а накануне праздников - ее первую «славу» и различаются в основном незначительно. По совр. Типикону РПЦ, «Б. м.» поется накануне воскресных (вся кафизма) и праздничных (только 1-й антифон) дней, в к-рые положена бденная или полиелейная служба (см. ст. Знаки праздников месяцеслова) (Типикон. С. 34). После «Б. м.» произносится малая ектения; если поется вся кафизма «Б. м.», ектении должны произноситься после каждой из трех «слав» (Типикон. С. 14). На Господские праздники Воздвижения, Рождества, Богоявления, Преображения и Вознесения «Б. м.» отменяется, но если они (кроме последнего) случаются в воскресенье, «Б. м.» поется (вся кафизма), а если в понедельник - стихословится 1-й антифон. Служба праздника Вознесения Господня может соединяться со службой ап. Иоанна Богослова (8 мая), в этом случае «Б. м.» (1-й антифон) поется (Там же. С. 631). Храмовые главы 51 и 55 (если память храмового святого совпадает с Вознесением или Пятидесятницей) также указывают соединять службы со ссылкой на главу о Вознесении и ап. Иоанне Богослове (Там же. Т. 2. С. 1131, 1135). Накануне воскресных дней 1-я кафизма Псалтири отменяется только раз в году - в Великую субботу. Есть один случай исполнения «Б. м.» на неполиелейной службе - 1 сент. (начало церковного года и память прп. Симеона Столпника), когда совершается праздничная вечерня с «Б. м.» и славословная утреня. Подобные указания содержатся уже в самых ранних палестинских рукописях Иерусалимского устава XII в.; особенность службы на память прп. Саввы Освященного (престольный праздник палестинской лавры прп. Саввы), согласно этим рукописям, в отмене вечернего стихословия (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 34). Более поздние рукописи (с XIII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 154, 469, 525, 527, 752) содержат указания, тождественные принятому ныне в РПЦ Типикону, но нек-рые из них допускают соединение службы праздника Воздвижения со службой свт. Иоанна Златоуста (подобно совмещению служб Вознесения и ап. Иоанна Богослова), в этом случае на вечерне есть «Б. м.» (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 112, 468).

http://pravenc.ru/text/149353.html

В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой южно-италийскую редакцию Студийского устава, как и в Евергетидском Типиконе, празднование М. 8 нояб. отличается гораздо большей торжественностью, чем 6 сент. К особенностям службы М. 8 нояб. по Мессинскому Типикону относится совершение на вечерне входа , чтение паремий Нав 5. 13-15, Суд 6. 2-24, Дан 10. 1 - (?), исполнение мн. самогласных стихир М. (неизвестных по рассмотренным выше памятникам), совершение перед утреней полунощницы с пением канона М.; на утрене поются 3 особых антифона (Пс 134, 102, 148), степенны, назначаются прокимен и Евангелие (те же, что и в Евергетидском Типиконе), поются 2 канона М. (4-го гласа авторства Иосифа и 8-го гласа Иоанна Монаха; без канонов Октоиха - Октоих в этот день не поется вовсе), завершается утреня великим славословием; на литургии чтения, прокимен, аллилуиарий и причастен те же ( Arranz. Typicon. P. 50-51). Принципиальная особенность празднования М. 8 нояб. в Мессинском Типиконе состоит в наличии 1 дня попразднства (9 нояб.). Аналогичный устав имеет служба в честь М. 8 нояб. в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., представляющем собой афонскую редакцию Студийского устава; в этом Типиконе также зафиксирован особый дополнительный отпустительный тропарь М. «Победную песнь и непрестанное славословие Владыце приносяй, Михаиле...» ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 238-239). В древнейших греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава , напр. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв., и Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 в. 6 сент. вспоминается Чудо М. в Хонех: служба М. соединяется с рядовой службой Октоиха, вечерня совершается обычная, на «Господи воззвах» поются стихиры-подобны М. на 6, на «Славу» - самогласен М.; на стиховне - стихиры Октоиха и на «Славу» - самогласен М.; отпустительный тропарь М. тот же, что и в Типиконах студийской традиции; на утрене поется 1 канон Октоиха и канон М., по 3-й и по 6-й песням канона - седален и кондак М. соответственно, на хвалитех поются стихиры М., утреня имеет праздничное окончание - поется великое славословие; на литургии чтения, прокимен, аллилуиарий и причастен не отличаются от указанных в студийских Типиконах (см.: Lossky. Typicon. P. 159-160; Миркович. Типикон. Л. 34б-35). 8 нояб., в день праздника «Собора архистратига Михаила», согласно Типикону серб. архиеп. Никодима, служба не имеет ярко выраженных праздничных особенностей, хотя на вечерне отмечены вход и паремии, утреня совершается обычная со стихирами на стиховне в конце (без великого славословия); новых гимнографических элементов в последовании М. не указано (см.: Миркович. Типикон. Л. 56б-57).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Воследование во время язв: Прокимен, глас 4: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене: Стих: Несть исцеления в плоти моей, от лица гнева Твоего. Евангелие Луки, зачало 17. Воследование во общенуждии: Прокимен, глас 4: Даждь нам помощь о скорби: Стих: О Бозе сотворим силу: Евангелие Марка, зачало 51. Воследование за императора, и за люди во время брани: Прокимен, глас 4: Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Стих: Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Апостол ко ефесеем, зачало 233. Аллилуиа, глас 2: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Стих: Господи, спаси царя, и услыши ны, воньже Аще день призовем Тя. Евангелие Марка, зачало 51. Причастен: Хвалите Господа с Небес: В нашествии варвар: Прокимен, глас 4: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут. Апостол к ефесеем, зачало 320. Аллилуиа. Стих: Господь сокрушаяй брани: Евангелие Луки, зачало 70. Причастен: Господь крепок и силен, Господь силен во брани. О умирении и соединении православныя веры: Прокимен, глас 7: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром. Стих: В храме Его всякий глаголет славу. Евангелие Матфеа, зачало 20 от полу. О умирении и соединении церкве: Прокимен, глас 4: Да воскреснет Бог: Стих: Яко исчезает дым: Евангелие Марка, зачало 51. Воследование за творящих милостыню: Прокимен, глас 4: Уповай на Господа, и твори благостыню. Стих: Весь день милует, и взаим дает праведный. Евангелие Матфеа, зачало 20 от полу. В запалении огня: Прокимен, глас 1: Буди Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Стих: Се очи Господни на боящияся Его, и уповающия на милость Его. Апостол ко евреем, зачало 332. Аллилуиа: Щедр и милостив Господь, всем призывающим Его. Евангелие Луки, зачало 329. Над болящим: Прокимен, глас 1: Аз рех: Господи помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Стих: Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Апостол Иаковля послания, зачало 57. Аллилуиа, глас 8: Призри на мя и помилуй мя. 1-е, Евангелие Матфеа зачало 27. 2-е, Евангелие Марка, зачало 21. 3-е, Евангелие Иоанна, зачало 13. Причастен: Чашу спасения прииму:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как определить утреннее Евангелие данной Недели? – Номер Недели нужно разделить на 11. Остаток укажет порядковый номер утреннего Евангелия. Если остаток 0, это означает 11-е Евангелие. Неделям 1 – 11 соответствуют утренние Евангелия 1 – 11. 2 В преддверии Великого поста после Недели мясопустной прекращается вкушение мяса, а после Недели сыропустной – прочей скоромной пищи. После же Петрова мясопуста (так в «Пасхалии зрячей по ключевым словам» Типикон называет нынешний день заговенья) сразу прекращается вкушение всякой скоромной пищи (см. Типикон, глава 33-я («зри»), глава 51-я). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4067673.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313 ). 4 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба преподобному Иову Анзерскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/5331623.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/453 ). 5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 6 В храме Всех святых поется полиелей и величание: «Величаем вас, апостоли, мученицы, пророцы и вси святии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа, Бога нашего», с избранным псалмом: «Блажен муж, бояйся Господа...». После ипакои – седален всех святых (см. в каноне, по 3-й песни). Степенны – гласа. Прокимен и Евангелие – всех святых. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами всех святых...», и стихира всех святых (по выбору). Каноны (из Триоди): воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2 и всех святых на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-11/

Василик В.В. Проблема творчества в византийской гимнографии//Христианство и культура. – СПб., 2001. – Вып. 1. Васильев А.А. Время жизни (хронология) Романа Сладкопевца//Византийский временник. –  М.,  1901. – Т. 5. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.   Васильев А.А. О греческих церковных песнопениях//Византийский временник. –  М.,  1896. – Т. 1. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.207–212. Иларион (Алфеев), игумен. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно–христианской традиции. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). – Ч. 1, гл 3. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.58–59, 220–221. Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. – М.: Наука, 1973. С.125–127. Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.73–75. Куломзина С. Рассказы о святых. – М.: Паломник, 1996. 2069. 2070.Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.366–368. Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. –  М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1998. с.17–18, 51–54. Пихолько А.В. Кондак преподобного Романа Сладкопевца на вознесение//  Церковь и время. – М., 2002. – 4. Платон, игумен. Кондак преподобного Романа Сладкопевца на Богоявление//Журнал Московской патриархии.  – 1983. – 12. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Роман Сладкопевец//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II.   Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 406 – 407. Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С. 366 – 368.

http://bogoslov.ru/person/3089054

Канон: Богородицы (Покрова) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й, кондак преподобного, глас 8-й; седален апостола, глас тот же. «Слава» – седален преподобного, глас 5-й, «И ныне» – седален Богородицы (Покрова), глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы (Покрова). «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – светилен Богородицы (Покрова). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Богородицы, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас тот же: «Учениче Спасов...» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородицы (Покрова), глас 6-й: «Яко виде Тя...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Богородицы (Покрова), глас 4-й. На 1-м и 6-м часе – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь апостола. На 3-м и 9-м часе – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только Богородицы. На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь Богородицы (Покрова), тропарь апостола, тропарь преподобного; кондак апостола. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак Богородицы (Покрова). Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (Покрова) и апостола. Апостол и Евангелие – Богородицы (Покрова) и апостола. Примечание. Апостол и Евангелие дня «вычитаем напреди» (Типикон, 1 октября), т. е. в пятницу (30 сентября). Если в пятницу (30 сентября) совершалась служба свт. Михаила в соединении со службой сщмч. Григория (вариант В ), то в субботу (1 октября) Апостол и Евангелие – Богородицы (Покрова), апостола и дня . По «Изрядно...» поется «Достойно есть». 1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 213; Богослужебные указания на 1950 год. М., 1949. Ч. 3. С. 51. Существует также мнение, что на «И ныне» стихир на «Господи, воззвах» великой вечерни может петься и догматик отдаваемого гласа, т. е. догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...», при этом песнопение праздника, глас 8-й: «Срадуются с нами...», переносится на «Славу» (ср.: Богослужебные указания на 1956 год. М., 1955. С. 5; Типикон, 1-е «зри» под 1 октября, Маркова глава под 1 января).

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-14/

О понятии литургической «структуры», см. A. Baumstark. Liturgie Compare " e d’Amay, Chevetogne 1939, рр. 32 et suiv. — J. Pascher. L’e " volution des rites sacramentels. Paris 1952. 31 Dom O. Russeau, op. cit. 188. 32 См. развитие этой мысли у о. Н. Афанасьева. Служение мирян в Церкви. Париж, 1955. 33 Прот. К. Никольский. Пособие к изучению Устава Богосл. Пр. Церкви, СПБ., 1907, стр. 6. 34 Описание этой «идеальной» всенощной и всей подготовительной работы см. у М. Скабаллановича в приложении к «Толковому Типикону», Киев, 1915. 35 Типикон, гл. 8 и последования 25 марта, 24 декабря, 5 января. Никольский, стр. 155–159. 36 Это убеждение выдается в качестве нормы в так наз. Известии Учительном,, печатаемом обычно в конце служебника: «…время служения (литургии) есть, по древнему обычаю церковному, третий час дня; но убо может и ранее и позднее начатися и совершатися… точию не прежде свитания дня, ниже по полудни: ибо сице начинаяй и согрешаяй, согрешит». Тут же, правда, ссылка на дни, когда Литургия совершается вместе с вечерней (то есть по полудни). Само Известие Учительное составлено в категориях «латинизирующего» киевского богословия, о значении которого для православного богослужения см. архим. Киприан, цит. соч., стр. 254–256; о. Г. Флоровский, цит. соч., стр. 50–51. 37 О панихиде, как заупокойной службе см. Никольский, стр. 756 и сл. Типикон, гл. 13, 14; срв. архим. Киприан, цит. соч., стр. 25–26. 38 См. мою статью «Богослужение и богослужебная практика», Церк. вестн. Зап. Евр. Экзархата, 2/35. 39 «Церковный устав, как систематический регулятор порядка служб суточного, триодного и месяцесловного круга, есть одна из позднейших церковно богослужебных книг и образовался в ту эпоху, когда уже эти три порядка сложились и каждый из них получил устойчивый вид». И. Мансветов, цит. соч., стр. 1. 40 « …Каноны не устанавливают основной порядок жизни этого организма (Церкви) — он дан в догмате о Церкви — а только лишь регулируют каноническое устройство Церкви в том направлении, чтобы оно наиболее совершенно выявляло сущность Церкви». Н. Афанасьев: «Неизменное и временное в церковных канонах». Сборник «Живое Предание» Париж, 1938, стр. 88. 41

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

2 В преддверии Великого поста после Недели мясопустной прекращается вкушение мяса, а после Недели сыропустной – прочей скоромной пищи. После же Петрова мясопуста (так в «Пасхалии зрячей по ключевым словам» Типикон называет нынешний день заговенья) сразу прекращается вкушение всякой скоромной пищи (см. Типикон, глава 33-я («зри»), глава 51-я). 3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 5 мая 2015 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4067673.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/313). 4 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба преподобному Иову Анзерскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5331623.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/453). 5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 6 В храме Всех святых поется полиелей и величание: «Величаем вас, апостоли, мученицы, пророцы и вси святии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа, Бога нашего», с избранным псалмом: «Блажен муж, бояйся Господа…». После ипакои – седален всех святых (см. в каноне, по 3-й песни). Степенны – гласа. Прокимен и Евангелие – всех святых. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами всех святых…», и стихира всех святых (по выбору). Каноны (из Триоди): воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2 и всех святых на 8. 7 Между тем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 692) отмечает, что перед этим аллилуиарием «должен бы быть еще воскресный аллилуиарий 8 гл.: Приидите, возрадуемся Господеви…, который, однако, не указан ни в Типиконе, ни в богослужебном Апостоле». Мнение В. Розанова подтверждается толкованием Н. Сырникова (см. его «Ключ к Церковному Уставу», л. 122 об.), согласно которому перед аллилуиарием всех святых назначается воскресный аллилуиарий 8-го гласа. Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Господь да хранит Вас, мой родной. Призываю на Вас Божие благословение. Прошу Ваших святых молитв, особенно у раки Преподобного. Призываю на Вас Божие благословение. Спасайтесь о Господе. С любовию, богомолец Ваш е[пископ] А[фанасий]. Мечтал я закончить дни жизни на покое в родной Лавре. Писал об этом еще в 51–м г. Патриарху. Но, увы, двери Лавры для меня закрыты. Недавно получил я книгу «Богослужебные указания на 1954 [год]». Стыдно за такое издание. Оно не только бесполезно, оно вредно. Только сбивать будет современных совершителей богослужения. По поводу двух календарей пришлось напечатать в журнале Патриархии страницы поправок. У меня не хватило терпения прочитать всю книжку. Но там, где прочитано, все поля измараны. Составители не умеют читать Типикон. Напр[имер], на стр. 165 значится: «на стиховне Триоди дня, но если случатся 2 святых, тогда стихиры на шесть». Можно подумать, что на стиховне надо 6 стихир петь. Но ведь этого же никогда не бывает!.. Составители, выписывая почти буквально из Типикона, не заметили на поле «зри» и не догадались, что Типикон в данном месте говорит о 6 стихирах двум святым на «Господи, воззвах», а не на стиховне. А стихиры Триоди с «Господи, воззвах» переносятся на стиховны. Или что за мешанину представили они в указаниях порядка службы в Радоницу?.. Как можно заупокойное соединять с пасхальным? Всему свое время ( Еккл.3:1 ). И наш церковный Устав решительно не дает никому, даже и Патриархии, так искажать уставленный Святой Церковью чин и порядок. Письмо 130 Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) 28 августа 1955 г., Тутаев Праздник Успения Пресв[ятой] Богородицы Его Святейшеству, Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея России Ваше Святейшество, Святейший Владыко Патриарх, Милостивейший Архипастырь и Отец! Приветствую Вас с праздником Успения Богоматери, который, как праздник Матери Церквей Русских, согласно постановлению Всероссийского Собора 1918 года, является храмовым праздником всей Православной Русской Церкви. Молитвы и во Успении нас Неоставляющей да содействуют всегда Вам в Ваших первосвятительских трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Обличая и порицая объядение, как греховное проявление страсти чревоугодия, святые отцы-подвижники строго предостерегают молодых «ревнителей не по разуму» ( Рим. 10:12 ) от пагубной его противоположности – самовольного «неядения» (голодания). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин приводит следующее изречение преподобного Макария Великого : «Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел прожить в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения, – забывать обиды, отревать печаль, ни во что не ставить скорби и потери, – как могущий умереть каждый день» (Добротолюбие. Т. 2. С. 32). Третий вид чревоугодия есть стремление к лакомствам, называемое ещё гортанобесием. Здесь чревоугодник, пренебрегая пищей простой, недорогостоящей, стремится к наслаждению во вкусе и ставит это наслаждение целью своей всей жизни. Даже самое соблюдение установленных постов превращается в служение сластолюбию: люди богатые употребляют изысканные яства, разного рода лакомства по мере желания независимо от места и времени; люди бедные так же съедают лакомую пищу, как только она у них появляется, невзирая на время. Хочется напомнить, что речь у нас идёт не о поддержании жизненных сил, а о страсти чревоугодия; не об употреблении лучшей или худшей пищи, а о греховной роскоши. Богослужебный устав (Типикон) вырабатывался святыми отцам в монастырях и стал со временем обязательным для всей Церкви. В этом уставе есть указание о монастырской трапезе. Указание на Типикон содержится во всех богослужебных книгах. Так в конце служб великих праздников мы читаем: «На трапезе же бывает утешение братии велие» (Цветная Триодь. Неделя Антипасхи). Мясная пища монаху не положена (см., в частности, наставления отшельникам преподобного Антония Великого . Добротолюбие. Т. 1. С. 97). Однако в больничных условиях, где о страстях не может быть и речи, где речь идёт о восстановлении здоровья, потребного для духовного дела, монастырским уставом преподобного Пахомия Великого больничнику (старшему по больнице) вменяется в обязанность назначать болящему разную, в том числе и мясную пищу, если это необходимо для поправки здоровья (Древний иноческий устав преподобного Пахомия Великого . Правило 221. С. 141). Тот, кто гнушается мясом не ради подвига воздержания, по правилам Святой Церкви должен исправиться, иначе он отлучается от Церкви (Апостольское правило 51. Гангрского Собора правило 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010