Пизаны 313, 314    Половцы, см. также куманы. скифы 8, 22, 556    Римляне 140    Румыны 529    Русские, см. также тавроскифы 7, 517, 529, 541, 612    Савроматы 131, 170, 201, 203, 274, 484, 508, 528, 529    Сагудаты 615    Сакеонцы 83    Сарацины (арабы) 275, 307, 317, 369, 378, 391, 560, 561    Сарматы 462    Сельджуки 22, 26, 31, 440, 452. 453, 472, 479, 485, 525, 570, 573, 577, 587, 609    Сербы, см. также далматы 148, 251, 439, 463, 544, 548, 549    Сирийцы 55    Скифы (печенеги, узы, куманы) 13, 22, 66, 88, 121, 159, 179, 181, 196, 201—217, 219, 221—239, 251, 273, 336, 337, 353, 388, 391, 394, 396, 406, 411, 485, 517, 527, 528    Славяне 91    Спартанцы, см. также лакедемоняне, лаконцы 537    Тавроскифы (русские) 612    Тавры 394, 612    Тарентийцы 140    Татраны 539    Торки, см. узы    Троглодиты 196, 524    Турки-вардариоты, турки охридские 135, 494    Турки (сельджуки), см. также агаряне, исмаили-ты, персы 7, 8, 13, 20, 23, 44, 57, 59, 62, 64, 67, 68, 94, 104, 133, 136—138, 142, 152, 169, 170, 189—194, 196, 200, 217, 220, 232, 242, 248, 266, 272, 274, 275, 277—279, 289, 292— 295, 297, 305, 307, 309—311, 322, 351, 353, 365, 374, 375, 382, 386, 388, 389, 400—403, 406—410, 412—415, 441—443, 448, 462, 464, 465, 470, 478, 495, 498, 505, 540, 557, 561, 562, 571, 582, 589, 609, 611, 616—618, 625    Турки охридские, см. вардариоты    Узы (торки), см. также скифы, геты, гунны 8, 22, 214, 484, 508, 509, 528, 529    Фессалийцы 145    Фивийпы 537    Фракийцы 63, 396, 473, 507    Франки (выходцы из стран Западной Европы), см. также кельты, латиняне 26, 67, 167, 275, 279, 292, 295, 305, 308, 310, 313, 316, 317, 319, 375, 376, 385, 447, 449, 507, 556, 561, 576    Халдеи 395    Хоматинцы 64    Эллины 140, 281, 285, 288, 395    Эфесяне 302    Южные славяне 20, 47 Примечания Примечания к книгам I-V К оглавлению     1 Софокл, Аякс, 647.     2 Порфира — особая, украшенная пурпуром палата Большого дворца, где рожали императрицы (см.: Janin, Constantinople byzantine..., р. 121 sq.; Treitinger, Die oströmische Kaiser- und Reichsidee..., S. 58). Анна подробнее говорит о ней ниже: VI, 8, стр. 188; VII, 2, стр. 205. Порфирородными назывались дети императоров, рожденные в Порфире. Феодор Продром в стихах, обращенных к Анне, именует ее порфирородной (Пападимитриу, Феодор Продром, стр. 89).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

119 Свт. Амвросий принимал деятельное участие в сборе средств для выкупа пленных. Так, в 378 г. во время готского нашествия он приказывает взять из храмов золотые и серебряные сосуды, чтобы выплатить варварам выкуп за пленников. Позднее, когда ариане будут упрекать епископа за этот поступок, тот, объясняя, что побуждало его действовать таким образом, дает подлинно христианский ответ: «Лучше сохранить живые чаши душ, чем чаши из металла» (off. 2. 28. 136–138). Кроме того, он поясняет, что сосуды не были проданы в их настоящем виде: их ломали и переплавляли, дабы избежать нечестивого употребления священной чаши (off. 2. 28. 143). 121 Буквально сказано exutus, т. е. обнаженный, сбросивший с себя одежду, освободившийся, – вновь у свт. Амвросия возникает метафора снятой одежды как освобождения от плотского, телесного, см. выше 5. 16. 122 «Страна живых» (regio uiuorum) здесь связана с вечной жизнью души, освободившейся от плоти, см. также: obit. Th. 30. Следующая в тексте фраза не имеет завершения (Ilia est enim regio...). Можно предположить, что это связано с ошибкой переписчика или утратой фрагмента текста. 127 specialiter scilicet Schenkl: specialiter se uel specialiter esse codd. speciale esse Maurini. 129 «Человеческое», т. е. платоновское объяснение природы и бессмертия души, не может быть достаточным, свт. Амвросию важно привести аргументы, опирающиеся на Священное Писание. 131 Человеческая составляющая личности Христа стала предметом отдельного сочинения свт. Амвросия «О тайне воплощения» (De incarnationis dominicae sacramento). 137 Вновь указание на то, что Священное Писание предшествует языческому знанию и является источником для него; ср. выше 5 19. 138 Свт. Амвросий неоднократно говорит о нелепости учения о переселении душ (метемпсихозе), см.: ехс. fr. 2. 127, а также в утраченном трактате De philosophia, фрагмент которого сохранился у блж. Августина : cont. Iul. Pelag. 2. 7. 19–20. 139 Этимология Аида как «незримого» восходит к «Федону» Платона, см.: Phaed. 80d, также у Плотина (6. 4. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Cataldi Patau A. La vita di Marco Musuro alia luce di documenti e mano- scritti//Italia medioevale e umanistica. XLV (2004). Roma?Padova. P. 318; Geanakoplos J. Greek Scholars in Venice. P. 132; Исследователи ставили вопрос, включала ли эта должность задачу наблюдения лишь греческих изданий Альда Мануция или же всех выходящих в Венеции греческих книг, отделяя эту задачу от других типов цензорства в Венеции. 122 Denissoff E. Maxime le Grec. P. 250. 123 Gherardi A. Nuovi documenti e studi intorno a Girolamo Savonarola. Firenze, 1887. P. 334—335. 28; Valerio F. Domenico da Paradiso, profezia e politica in una mistica del Rinashimento. Spoleto, 1992. P. 23. 124 DenissoffE. Maxime le Grec. P. 265. 125 Wilson N. G. From Byzantium to Italy. P. 129—130. 126 Там же. P. 139–140. 127 Там же. P. 141. " " Тамже. P. 142. 128 См. выше прим. 35. Максим Грек часто упоминает колесо счастья как символ переменчивой фортуны. 129 Преп. Максим Грек. Сочинения. Ч. 1. С. 345—347, 488—490. 130 КлибановА. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994. С. 165–188. 131 Denissoff Е. Maxime le Grec. P. 269. 132 Сочинения преп. Максима Грека. Казань, 1860. Ч. 2. С. 377; Иконников В. С. Максим Грек. С. 140. 133 Сочинения преп. Максима Грека. Казань, 1859. Ч. 1. С. 23—39. 1,8 См. гл. третью, прим. 17—19. 134 Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подг. Н. Н. Покровский; под ред. С. О. Шмидта. С. 114. 135 GeanacoplosJ. Greek Scholars. P. 128–130. 136 Сказкин С. Д. Итальянские войны. С. 162—163. 137 Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 547. 138 Иконников В. С. Максим Грек и его время. Здесь собрана большая информация о книжных сокровищах Афона, в частности, Ватопеда, сохранявшихся к концу XIX — началу XX века, и указана обширная литература. 139 Там же. С. 408. 140 «Двокровный — имеющий два жилья или этажа» (Дьяченко Г. Полный церковнославянский словарь. М., 1993. С. 138). 141 Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 108—109; Фонкич Б. Л. Две палеографические заметки к изданию актов Кастамонита. — В кн.: Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV — начале XVIII в. М„ 2003. С. 71–73. 142

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Истинный враг человека – диавол Враг наш истинный есть диавол, который как душу, так и тело наше ищет и тщится озлобить и погубить. Сей лукавый и враждебный дух и людей научает, чтобы нас гнали и озлобляли. И так по большей части он нашего озлобления причиною. Он нас чрез людей гонит, и тем тщится отвести от терпения и любви Божией, привести нас во вражду и ссору, о чем он, яко дух злобы, радуется. На него убо должно нам всю вражду нашу обратить, яко истаго и всегдашняго врага, ему противитися твердою верою, воли его не попущать над нами совершатися (2:366). Враг наш истый един есть диавол, который и людей научает, чтоб нас гонили, и так по большей части он причиною есть озлобления нашего, а не люди; он нас чрез людей гонит и озлобляет, и «его надобно ненавидеть, а людям соболезновать», что его слушают (1:165). Диавол прародителей наших в раи уязвил (5:27, см. ГРЕХИ, 291). Диавол посеял в сердца прародителей злое семя грехов (3:18, см. ВЕРА , 138). Сатана прельстил Адама и Еву (1:22, см. ЧЕЛОВЕК ПЕРВОЗДАННЫЙ, 1167). Адам, преступив заповедь Божию, сделался со всем родом человеческим пленником диавола (4:21, см. ПАДЕНИЕ , 645). Враг по зависти лишает человека блаженства (4:136, см. ГРЕХОПАДЕНИЕ , 229). Диавол, если Господа искушал, то и нас не оставит (5:101, см. ИСКУШЕНИЕ , 409). Сатана бодрствует на нашу погибель (1:247, см. ВНИМАНИЕ , 176). Сатана со злыми аггелами никогда не спит, но бодрствует на нашу погибель (3:212, см. СПАСЕНИЕ , 980). Враг пытается препятствовать на пути ко спасению. Перечисление его методов Тако сатана, христианине, простирает нам сети свои и тщится нас уловить в них... Сети его пагубныя суть: «многоразличныя ереси, расколы и суеверия»... Простирает сети «любве мира сего, гордости и суеты его». Представляет всякой душе христианской честь, славу, богатство и роскоши мира сего, и шепчет во уши, как хорошо и приятно быть в чести, от всех почитание и поклонение иметь, от всех славным и хвалимым быть, быть в богатстве... Простирает сети свои нам враг, когда ко всякому греху нас «прельщает», и тем, как сетию, уловить и запутать тщится... Простирает нам диавол сети свои, когда нам влагает чрез злые мысли «неверие, сумнение, всякия хулы» на имя Божие, «отчаяние» и прочая... Видим его и сии сети, что он, когда сам чрез себе не может уловить человека, насылает к нему «злых людей», служителей своих, чрез которых, яко истое свое орудие, тщится уловить его... Простирает сети свои нам диавол, когда восставляет на нас «гонение», злобу, ненависть, посмеяние и ругание людей... Тайныя и очень сокровенныя сети его суть, когда он «под видом добра зло», и под видом добродетели порок, яко яд под медом сокровенный, представляет нам... Сия и прочия многоразличныя сети распространяет на пути, которым христиане идут к вечному животу (4:310–314).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

129 Там же, а также дело св. синода об устранении медленности по костромскому епархиальному управлению и об увольнении от управления оного, за болезнью, пр. Виталия и об определении костромским епископом викария с.-петербургской епархии Иустина. 130 См. синодскую справку в приведенном выше деле об устранении медленности по костромскому епархиальному управлению и проч. 131 См. в деле (1844 года, 252), находящемся в канцелярии обер-прокурора св. синода, по рапорту секретаря костромской консистории о причине медленного течения дел по костромскому епархиальному управлению, письмо Софонии к Протасову от 14-го апреля 1845 года. 132 См. в деле св. синода об устранении медленности по костромскому епархиальному управлению и об увольнении от управления оною, за болезнью, пр. Виталия, и об определении костромским епископом викария с.-петербургской епархии Иустина, указ св. синода от 28-го мая 1845 года. 134 См. в деле св. синода об устранении медленности по костромскому епархиальному управлению, и об увольнении от управления оною, за болезнью, пр. Виталия и об определении костромским епископом викария с.-петербургской епархии Иустина, рапорт Евгения св. синоду от 20-го июля 1845 года. 135 См. в деле канцелярии обер-прокурора св. синода по рапорту секретаря Архарова о причине медленного течения дел по костромскому епархиальному управлению, рапорт Архарова Протасову от 25-го июля 1845 года. 136 См. в вышеприведенном деле об устранении медленности по костромскому епархиальному управлению и о проч. указ синода от 8-го августа 1845 г. 138 Виталий умер 29-го января 1846 года в Костроме, как выражается Протасов в докладе Государю, после тяжкой болезни, воспрепятствовавшей ему даже выехать оттуда к новому месту служения (См. доклад Протасова от 4-го февраля 1846 года). 140 См. в св. синоде дело 1849 года по жалобе служившего писцом в костромской консистории Александра Владимирова на оказанные будто бы ему секретарем консистории Васильевым притеснения. 143 По смерти Нафанаила осталось с полсотни рублей денег, небольшая библиотека, золотая медаль в память воссоединения униатов и несколько пар платья, до того, впрочем, поношенного, что затруднялись определить его стоимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

113. См. Е. L. Mascall The Opennes of Being. Appendix III. Grace and Nature in East and West. 114. Summa Theologica. I, xii, 7. 115. P. E. Persson. «Sacra Doctrina»: Reason and Revelation in Aquinas, p. 130. 116. См, например: The Opennes of Being, p. 222. 117. Яннарас. Op. cit., с 77. 118. Григорий Палама. В защиту священнобезмолствующих. Т. А (греч. издания П. Христу), с. 66; цит. по: Яннарас, с. 79. 119. Summa Theologica, I, xiii, 11; см. E. L. Mascall. Existence and Analogy, pp. 10-12 120. Например: Яннарас. Op. cit., с. 74. 121. E. L. Mascall. Existence and Analogy (особенно гл. 5). 122. Ibid., p. 154. 123. A. Fairer. Finite and Infinite, p. 2. 124. См., например, «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», гл. 9; также статью «Предание и предания» [рус. пер.: Журнал Московской патриархии, 4 (1970); и сборник «По образу и подобию»]. 125. Т. F. Torrance. God and Rationality, pp. 165-192. 126. Яннарас. Op. cit., с 74. 127. Istina, 1971, р. 130; речь идет о статье «La theologie en Grece aujourd " hui» [Богословие в Греции сегодня]. 128. Яннарас. Op. cit., с. 82. 129. Ibid., с. 71-72. 130. Параллельное мнение о том, что падение не имело следствием изменение в человеческой природе, см. у П. Евдокимова (L " Orthodoxie, pp. 88-92). 131. См., например, у Евдокимова (op. cit., pp. 93 ff). 132. См. в особенности «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» (гл. 8-9) и уже указанные статьи из сборника «По образу и подобию». 133. Яннарас. Op. cit., с. 82. 134. Ibid., с. 83. 135. См, например: D. Z. Phillips and H. О. Mounce. Moral Practices (особенно гл. 9). 136. Необходимо также отметить, что у Айрис Мердок в ряде важных пунктов обнаруживается влияние Хайдеггера. 137. Недавно д-р Яннарас опубликовал развернутое изложение своей этической теории (Свобода Этоса. Афины, 1971) [существуют англ. и франц. переводы]. 138. Все упоминания о крещении в Новом Завете указывают на эту его существенную черту. Когда в этой связи говорится о Христе, употребляется предлог eis (в), а в случаях упоминания о Духе Святом — предлог еп (в). Крещение есть всегда Крещение во Христа — в Духе Святом. Это, по-моему мнению, является основой для любого различения христологии и пневматологии в отношении крещения и должно служить предостережением для тех (в особенности православных) , кто склонен пренебрегать подобными различениями в своем пневматологическом подходе к тайне Церкви. В то же время это довольно ясно показывает, что не существует крещения, которое можно было бы оторвать от обоих этих предлогов, а значит и от христологической и пневматологической реальности, предшествующей индивидуальному крещению и служащей его основанием и контекстом.

http://predanie.ru/book/219485-sobornost...

См. его статью «Философские настроения и идеи в русском романе XVIII b.» Журн. Мин. Народи. Просв., 1905. 135 Д. Д. Языков «Вольтер в русской литературе». Сборник статей, посвященных проф. Стороженко, под заглавием «Под знаменем науки», 1902. См. также библиографические указания о Вольтере у Алексея Веселовского «Западное влияние в русской литературе». Изд. 4. 1910. Стр. 75–76 (прим.). 136 См. Веселовский, Ibid. Стр. 76. 137 В. Ключевский. Очерки и речи. Т. II. Стр. 255. 138 Ibid. Стр. 256. 139 Веселовский. Ibid. Стр. 67. 140 Едва ли не первым проявлением этой критики были письма Фонвизина из–за границы. Но еще Кн. Вяземский в своей книге показал, что эта критика опиралась на западные же источники. См. об этом справедливые замечания у Веселовского. Ibid. Стр. 87, 90. Hanmant (Op. cit. P. 119) справедливо связывает «галлофобию» у разных русских людей с англоманией. «Запад сам внушал русским Людям критическое отношение к Западу», замечает он (Ibid. стр. 119). 141 Ibid. P. 112. 142 См. об этом статью Чечулина. Русский социальный роман XVIII b. Журн. Мин. Народн. Просв., 1901, также этюд Кизеветтера. посвященный утопии Щербатова. 143 Это понятие можно сблизить с известной характеристикой французской мысли XVIII b. у Тена, который говорит о «классицизме» мышления XVIII в. 144 См. об этом книгу Боголюбова «Новиков и его время», гл. XIV. 145 См. об этом Веселовский. Ibid. Стр. 119. 146 Флоровский. Ор. cit. Стр. 534. (Примеч.). 147 «Вольтерианство» продолжалось в России и в XIX b., но серьезного значения для движения русской мысли оно не имело. См. впрочем этюд Павлова Сильванского «Материалисты 20–х годов» (в книге «Очерки по русской истории XVIII–XIX b.»). 148 Веселовский. (Ibid. Стр. 57), сообщает, что эти письма в рукописи хранятся в Публичной Библиотеке. 149 О Татищеве см. книги Н. Попова, а также у Милюкова «Очерки по истории русской культуры». Т. III (ч. II, гл. II). 150 Веселовский, Ibid. Стр. 20. 151 См. например у Флоровского, Ор. cit. Стр. 89 и дальше. 152 «Он пишет всегда точно проданным пером», зло замечает Флоровский, (Ibid. стр. 90). 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Сл. 18, 18; PG 35, 1005–1008=1.271–272. 108 Т. е. скромный и тихий образ жизни, вдали от почестей и славы. 109 Письмо 8; ed. Gallay, 10=2.241. 110 См. Письма 16–18; ed. Gallay, 17–19=2.421–423. 111 Письмо 19; ed. Gallay, 19–20=2.423–424. 112 Письмо 11; ed. Gallay, 13–14=2.424–425. 113 Письмо 14; ed. Gallay, 16=2.416. 114 Письмо 20; ed. Gallay, 20–21=2.428–429. 115 Основная часть недвижимости, принадлежавшей Кесарию, была утрачена в результате землетрясения 368 г. 116 Письмо 30; ed. Gallay, 27=2.429. 117 См. Слова 7 и 8. 118 Письмо 40; ed. Gallay, 35=2.436. 119 Письма 41 и 43; ed. Gallay, 36–37; 39=2.438; 440. 120 Письмо 42; ed. Gallay, 38–39=2.439. 121 Письмо 44; ed. Gallay, 40–41=2.440. 122 Письмо 45; ed. Gallay, 41=2.441. 123 Подробнее об окружении Василия см. Gribomont. Basile II, 450–464. 124 См. Quasten. Patrology III, 231–233. 125 Этот эпизод произошел, вероятно, в 372 г. См. Gribomont. Basile II, 460–461. 126 Письмо 58; ed. Gallay, 54=2.444. 127 Ср. Письмо 59; ed. Gallay, 54=2.445. 128 Письмо 71; ed. Courtonne, 167=рус. пер., т. 3, с. 97. 129 Письмо 47; ed. Gallay, 43=2.445–446. 130 См. об этом Giet. Sasimes. 131 Сл. 10, 1, 1–2, 3; SC 405, 316–318=1.192. 132 Об отношении Григория к отцу следует сказать, что в нем сочеталось глубокое и благоговейное почтение со страхом. Абсолютная власть отца над Григорием тяготила последнего, что можно видеть из данного текста. 133 PG 37, 1056–1058=2.358–359. 134 PG 37, 1059–1062=2.359–360. 135 PG 37, 1065–1066=2.361. 136 Письмо 49; ed. Gallay, 45=2.447 137 Письмо 48; ed. Gallay, 44–45=2.448–449. 138 Письмо 80; ed. Gallay, 45–47=2.449–450. 139 Сл.18, 35; PG 35, 1033=1.284. 140 Как явствует из Слова 43–го, в 70–е годы Григорий неоднократно бывал у Василия в Кесарии Каппадокийской: он присутствовал при обоих посещениях Кесарии императором Валентом, он находился рядом с Василием, когда тот собирался в изгнание. Подробнее об этом см. в разделе " " Василий Великий " " гл. V нашей работы. 141 Сл. 18, 37; PG 35, 1036=1.285–286. 142 PG 37, 1065–1066=2.361–362. 143

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

135. См. текст в «Церковном вестнике», 1905, перепечатан в сборнике: Церковная реформа…, с.1–6. 136. Здесь и ниже ссылки даются на том и станицы издания: Отзывы епархиальных архиереев… СПб., 1906. Упоминаемый здесь «Отзыв» принадлежит архиепископу Финляндскому Сергию (Страгородскому). 137. Наиболее часто цитируются книги: Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской церкви. М., 1905 и Гидульянов П. Митрополиты в первые три века христианства. М., 1905. Второе из этих исследований гораздо основательнее первого. Многие богословские периодические издания также посвящали этому вопросу многочисленные статьи в период 1904–1917 гг. 138. О мистическом богословии 5. 139. Вл. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991, с.26. Независимость Дионисия от неоплатонизма в области богословия (то есть в точном смысле «учения о Боге»), на которую правильно указывает Лосский, не распространяется на его иерархическую концепцию космоса: в этой области неоплатонические категории вряд ли преодолеваются Дионисием. 140. На чисто словесный «апофатизм» Варлаама правильно указывает Палама в: «Триады», II,3,49. 141. См., например, «Триады», III,2,16. 142. См. «Триады», I,2,12. 143. Гимн XVII, ст.400–407. Русс. пер. С.С. Аверинцева: Памятники византийской литературы IX–XIV веков. М., 1969, с.131. 144. См. особенно: «Триады», II,3,53; I,3,19; II,3,8,35 и т. д. 145. См. особенно: «Триады», III,2,24. 146. «Триады», III,2,12. 147. См. особенно: «Триады», III,2,7; III,3,6. 148. Диалог «Феофан»; ср. Вл. Лосский. Цит. соч., с.55. 149. См. об этом мою статью: О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. Труды Отдела древнерусской литературы, XXIX, 1974, с.291–305. 150. Le problume de la simplicimй en Orient et en Occident aux XIVe et XVe siucle: Grйgoire Palamas, Duns Scot, Georges Scholarios (Lyon, 1933). 151. See particularly Palamite (Controverse) in Vacant–Mangenot, Dictionnaire de mhйologie catholique, XI, cols, 1735–1776; and Theologia Dogmatica Christianorum, Orientalium ab Ecclesia Catholica dissidentium, I (Paris, 1926), 436–451; II (Paris, 1933), 47–183.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

286. См. Gouillard. Synodikon, 56–60, 188–202. 287. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 72–73. Ср. Лосев. Очерки античного символизма, 860–873. 288. Тропарь 9–й песни канона на утрени в четверг 3–й седмицы Великого Поста. 289. Ср. Quasten. Patrology I, 221. 290. Ср. Афиней. Пир софистов VIII, 341е. Ср. также Диоген Лаэртский. О жизни VI, 76. 291. Об изнеженности и развратном образе жизни Аристиппа см. Диоген Лаэртский. О жизни II, 8, 66–81. 292. См. Лукиан. О паразите 34. 293. По Аристотелю, Бог не вмешивается в управление миром. 294. Ср. Диоген Лаэртский. О жизни V, 4–5. 295. Ср. Диоген Лаэртский. О жизни IX, 5: " Он не был ничьим слушателем, а заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя научился " " . 296. О высокоумии и надменности Гераклита, а также о его смерти от водянки, см. Диоген Лаэртский. О жизни IX, 1–4. 297. Татиан. Речь против эллинов 2–3. В последней цитированной фразе имеется в виду, очевидно, учение о переселении душ (метемпсихозе). 298. Иустин. Апология I, 46. 299. Строматы 1, 2. 300. Строматы 1, 5. 301. Строматы 1, 5. 302. Строматы 1, 2. 303. Гал. 3:23–24. 304. Строматы 1, 5. 305. Строматы 1, 7. 306. Строматы 6, 7. 307. Сл. 32, 25, 3–8; SC 318, 136–138=1.476. 308. Ученики Пифагора проводили пять лет в молчании: см. Диоген Лаэртский. О жизни VIII, 10. 309. Пифагор запрещал употребление бобов: см. Диоген Лаэртский. О жизни VIII, 19. 310. Формула, которую употребляли пифагорейцы, ссылаясь на своего учителя. 311. Учение об идеях — наиболее характерная часть философской системы Платона. 312. Слово metenswmatoshs не употреблялось Платоном, но встречается у неоплатоников III в., в частности у Плотина. Григорий, вероятно, имеет в виду мифы из платоновского Государства (614b-616b, 617d-621b). 313. В Государстве (615a) Платон говорит о тысячелетнем периоде подземного странствования душ. 314. Ср. Федон 72e. 315. Намек на педерастию Платона. 316. Эпикур учил о том, что мир состоит из атомов, и считал наслаждение (hdon — удовольствие) высшим благом для человека (отсюда " " гедонизм " " )..

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010