Афанасий (Дроздов), архиеп. Астраханский и Енотаевский 155 (1) Афанасий (Евтич , Ahacmacuje Jebmuч), иеромон. (ныне еп. Захолмский и Герцеговинский) 167 1 , 201 Афанасий Паросский (Парийский), иером., (прп.) 109 Афанасий Псалидас 105 6 , 106 сн. Афиногенов Д. E. 50 1 Балашеску Н. 173 Барн, сотрудник В. Прелипцеану 183 Бегунов Ю. К. 125 2 , 201 Беда Достопочтенный 52 Безобразов П. В. 65 3 Беллармино Р, кардинал 187 1 Белинский В. Г. 162 Бернард Клервоский (Bernard de Clair- vaux) 56, 57 (2) , 84, 221 2 Бибиков M. В. 49 4 , 50 6, 8 , 201 Богданович Д. (Богдановий) 116 5 , 117 1, 2, 6 , 118 1 , 120, 201, 202 Бородай Т. Ю. 86 сн. Бранкован Константин (Constantin Brincoveanu), рум. князь 146 (1) Брациотис Н. 182 Брациотис Π. ( Μπρατσιτης Π.) 175 1 , 181, 209 Бриллиантов А. И. 52 5 Брокгауз Ф. А. 50 2 Бронзов А. А. 203 Бруно, еп. Вюрцбургский (Гербиполенский) 129 (3) Брянцев Д. 63 сн. Булгаков С. Н., прот. 162 3 , 163 1 , 188 (1, 2) , 202 Бухарев А. М. (в мон. до расстрижения – Феодор) 151 Бюхнер Л. 171 (1) Валентин, гностик 23 Вал(ь)тон Бриан, еп. Честерский 134 Вамвас Н. 175 Варлаам Калабрийский, кардинал, еретик 66, 67, 68 3 , 69–71 Варнава (Пс.) 21 Варух, библ. 99, 121 4 , 127 Василий Великий , архиеп. Кесарийский (Каппадокийский) (Basile de Cesaree), свт. 36, 39 (2) , 40 (1) , 41 (1) , 42, 58, 116, 117, 121, 140 (4) , 202, 220 2 Василий Новый, архиеп. Патрский 50 Вдовиченко А. В. 218 3 Веллас В. 181 (4, 5) Велльгаузен Ю. 178 (2) , 179 Вениамин, бенедиктинец 128 Верещагин E. М. 113 2 , 202, 206 Веселинович С. М., прот. 194 Вигуру Ф. Г., катол. свящ. 160 сн., 202, 213 (2) Видакович М. 164 Вишняков Η. Π. 159 1 Виндельбанд В. (Windelband W.) 53 1 , 56 3 , 85 3 , 209 Виссарион Макрис, архим. 103 (3) Владимир (Василий) Всеволодович, Мономах, вел. князь киевский 121 1 Властов Г. 187 Власюк А. Π. 137 2 Вольтер Ф. – М. – А. 105 1, 6 , 106 (3) , 166 3 Вольф X. 165 (3) Воронцов В. В. 202 Врховац Р. 169 3 , 170 2, 3 , 202 Вук см. Караджич Вулгарис Е. см. Евгений Вулгарис Гавриил, архангел, библ. 22, 168

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

65. Направь сердце свое к Нему, чтобы и Он встретил тебя, прилепляйся к Нему день и ночь, ибо Он - Помощник твой. Усладись Им, и Он исполнит прошение сердца твоего (см. Пс 36:4). Если просишь у Бога, не обращайся вспять, ибо Бог хочет, чтобы ты всем сердцем ждал Его. 66. Если сидишь в келье твоей, имей при себе " узкие врата " (ср. Мф 7:13-14). Если сидишь за трапезой, имей при себе заповедь Божию, да не обесчестится лице твое ради желудка. Если пожелаешь, то как дитя будешь вразумляем, и если захочешь, получишь это. Приобщись к страданию, чтобы пребыть в покое, и не возненавидь трудного делания, ибо чрез многие тяготы пройдет жизнь человека. 67. Сыне, я, давший жизнь, поучаю тебя, веду тебя путями правыми (ср. Притч 4:10-11). Не будь изворотливым, но будь прямым во всяком деле, не поддавайся любому ветру и не следуй за любым предприятием; прочно держись написанного и имей закон Бога в сердце твоем на всякий час, как возглашает Давид: " Если бы не закон Твой был поучением моим, погиб бы я во смирении моем " и еще: " Радуюсь я словам Твоим, как получивший великую прибыль " (см. Пс 118:162). Слово Божие да будет сладостно тебе, как сам Давид вопиет: " Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим " (Пс 118:103). 67а. Давид ведь говорит от лица всех любящих Бога. Возьми также в пример себе Давида, когда он, гонимый Саулом, вопиял: " Я - пес мертвый и тля " - Все это по своему смиренномудрию. Смотри также на Давида, как он, преследуемый врагами, громко взывал: " Буду преследовать врагов моих, настигну их и не отступлюсь, пока не исчезнут " 67b. Давид телесно воевал с врагами своими, но полагался на Бога, потому что Бог боролся за него, ради того предпочтения, которое отдавал ему. И ты, чадо будь крепким в сердце твоем и вопи: " буду преследовать врагов моих и настигну их " - они суть злые помыслы, которые воюют против тебя, потому что Бог дает человеку силу бороться с воюющими против него. Ведь Он сказал последователям Своим: " Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам " (Лк 10:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

160 Последняя фраза святителя Феолипта ( Р loipXj PrmaqXj ™n тН diano…v показывает, что он, как и многие отцы Церкви, видел корень всех страстей в разумном начале человека. Ибо согласно распространенному святоотеческому учению, «страсть можно определить, как сильное и длительное желание, которое властно управляет разумным существом, фактически проявляясь не иначе, как при условии слабости “разума” (тоа поа), то есть иначе говоря духа». Поэтому «именно худое делание разума является почвою, необходимым условием, существенным фактором происхождения, развития и укрепления страсти. Отсюда центральным, фундаментальным, главным слагающим и образующим ее элементом является “помысл” ( Р logismXj)». — Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 241, 242. 161 См. Мф 13:25. Эти “плевелы” являются для человека постоянной опасностью. На сей счет авва Евагрий замечает: «Лукавые бесы исследуют все наши жесты и не оставляют неисследованными ничего из того, что касается нас: ни как мы лежим, ни как сидим, ни как стоим, ни как говорим, ни как идем, ни как глядим — все внимательно они исследуют, все употребляют в дело и весь день размышляют о коварных злоумышлениях против нас, чтобы во время молитвы ошельмовать смиренный ум и погасить его блаженный свет. Смотри, что говорит святой Павел Титу: Показывай в учительстве чистоту неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого (Тит 2:7–8). А блаженный Давид и молится, говоря так: Избави мя от клеветы человеческия (Пс 118:134) — называя здесь “чело­веками” бесов вследствие разумности их природы. И Спаситель наш в Евангелиях назвал “человеком” врага, посеявшего в нас между пшеницей добродетели плевелы порока (Мф 13:25)». — См. наш перевод: У истоков святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. М., 2002. С. 469–471. 162 Произволение (или выбор — proa…resij) здесь понимается как преимущественно нравственный выбор, о котором еще святой Иустин говорил: “Если бы человеческий род не имел способности со свободным произволением убегать порочного и избирать доброе, то он не был бы виноват ни в чем, что бы он ни делал”. — Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. М., 1995. С. 73. Святитель Феолипт, вероятно, подразумевает связь этого произволения с разумностью как с существеннейшим свойством человека, но в данном случае у него отсутствует та дистинкция волевого процесса на обсуждение (совещание — boЪlhsij), выбор ( proa…resij) и желание ( Фrexij), которая была намечена Немесием Емесским, а затем воспринята рядом позднейших отцов Церкви (преподобными Максимом Исповедником, Иоанном Дамаскиным и др.). Подробно см. Владимирский Ф. С. Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Сергиев Посад, 1913. С. 161, 399–400.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

Вот почему Св. Писание и предписывает обращать строгое внимание на семейную жизнь кандидатов священства, которая должна быть чистою и непорочною, и во всем соответствующею достоинству священнического звания (1Тим.3:2 и сл.) Примечания 68. Толкование Вальсамона в Аф. Синт., IV,163. 69. Аф. Синт., IV,162. Ср. толкование 19 Ап. правила в Пидалионе (упом. изд., стр.20). 70. См. толкование 27 правила трулльского собора у архим. Иоанна (упом. соч. II,286-287). Правило 28. Сие же достойным смеха мне представилось, яко некто обещался воздерживаться от свиного мяса. Посему благоволи поучати таковых, чтобы воздерживались от нерассудительных зароков и обетов, и допусти употребление вещей неразнственных. Ибо никое же создание Божие отметно, со благодарением приемлемо (1Тим.4:4). Посему, как обет достоин смеха, то и воздержание не нужно. Настоящее правило понятно само по себе. Правило 29. Начальников, клянущихся зло сотворити подчиненным, весьма нужно врачевати. Врачевание же их двоякое: едино, учити их, да не влекутся поспешно, другое же, да не остаются при злых намерениях. Посему аще кто уловлен клятвою к соделанию зла другому: то да принесет покаяние в дерзости клятвы, но предлогом благоговения к клятве да не утверждает себя в злобе. Соблюдение клятвы не было полезно Ироду, который, да не нарушит клятвы, соделался убийцею пророка. Клятва и вообще возбранена: кольми паче даваемую на зло подобает осуждати. И посему поклявшийся должен исправити свои мысли, а не тщатися утвердити свое беззаконие. Исследуй подробнее сию нелепость. Аще кто поклялся выколоть глаза своему брату: добро ли было бы таковому привести сие в исполнение? Аще кто поклялся убити, или вообще преступити какую либо заповедь? Ибо кляхся и поставих, не грех соделати, но сохранити судьбы правды твоея (Пс.118:106). Как заповедь подобает утверждати непреложностию намерений: тако грех всячески должно низпровергати и истребляти. (Ап. 25; трул. 95; Василия Вел. 10, 17, 28, 64, 81, 82). Всякая вообще клятва воспрещена ( ο ευ), и особенно достойна осуждения та, говорит Василий Великий, которая бывает во зло. На вопрос Амфилохия, что он должен делать с старейшинами народа, поклявшимися делать зло своим подчиненным, - а это они делали, между прочим, чтобы не нарушить данной клятвы, - св. Василий отвечает, что он должен поучать их, чтобы они не делали зла и что данная ими клятва сама по себе есть беззаконие. Далее св. Василий разъясняет сказанное, подтверждая примерами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1330...

Теперь рассмотри вместе со мной слепоту и заблуждение еретиков. Они полностью исповедуют во Христе все сродное неразумным [тварям], то есть тело, материю, тление, вкусовые ощущения, кровь, слезы, слюну, кости, выделения, кровообращение, голод, жажду, утомление, пот, смерть и омертвение, которые по природе подлинно чужды и недостойны Бога как свойственные животным, зверям и пресмыкающимся. А свойства мыслящей и бессмертной души, которые суть по образу и по подобию Божию, произошли из чистых уст Его и имеют, по благодати и подобию, некое сродство с Ним — эти свойства нечестивцы не решаются исповедовать во Христе, [считая их] дурными, хотя [именно благодаря им] все наше человеческое естество животворится и сохраняется 162 . Ибо с уничтожением жизненного и животворящего действия нашей души человек сразу предается смерти, так как от тела отделяется связующее и животворящее его душевное действие. Поэтому наша душа, если лишить ее разумности и отнять у нее волящую и желающую силу, ничем не будет отличаться, [например], от неразумной и непонятливой души лошади. Ведь как она может стать угодной Богу, если не посредством своего волящего и деятельного движения и силы? Как она исполнит волю Божию, если не посредством прирожденного и присущего ей хотения 163 ? И в [Священном] Писании мы находим различные обозначения этой [способности нашей]: благая воля, томление, желание, любовь и влечение 164 . Если нужно привести немногие свидетельства [Священного Писания] на сей счет, то не следует этого откладывать. Например, говорится: “Волю боящихся Его сотворит Господь” (см. Пс 144:19) , “в законе Господни воля блаженного мужа” (см. Пс 1:2) , “имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже” (Пс 41:2) , “желает и скончевается душа моя во дворы Господни” (Пс 83:3) и “возжелах спасение Твое, Господи” (Пс 118:174). О любви говорится: “Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя” (Пс 17:2) , “Возлюбих, яко услышит Господь” (Пс 114:1) , “Коль возлюбих закон Твой, Господи” (Пс 118:97) и “Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею” (см. Втор 6:5; Мф 22:37; Мк 12:30; Лк 10:27).

http://pravmir.ru/tri-slova-ob-ustroenii...

Бесчисленное множество писем его, писанных к разным лицам, заключают в себе драгоценные сокровища Святоотеческих наставлений и духовных заметок. Нет сомнения, что по строгом разборе их почитатели памяти усопшего Архипастыря увидят их в печати. Санкт-Петербург, 1867. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Пс. 1. 2.  Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей (Пс. 1. 1). 3. Пс. 1. 2. 4. Пс. 33. 9. 5.  Повелениями Твоими я вразумлен… Всем сердцем моим ищу Тебя… Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое… Буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил… Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра… А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого… В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою… Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль… Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее (Пс. 118. 104, 10, 32, 47, 72, 127, 11, 162, 35). 6.  День дню передает речь, и ночь ночи открывает знамение (Пс. 18. 3). 7.  …как дерево, посаженное при потоках вод (Пс. 1. 3). 8а. Ср.: Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои (Пс. 118. 63). Так объяснен этот стих преподобным Пименом Великим, см. Патерик Скитский. 8в. терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21. 19). 8с. Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее: любящий ее любит жизнь, и ищущие ее с раннего утра исполнятся радости: обладающий ею наследует славу, и, куда бы ни пошел. Господь благословит его; служащий ей служит Святому, и любящих ее любит Господь; послушный ей будет судить народы, и внимающий ей будет жить надежно (Сир. 4. 12-16). 8.  Кто вверится ей, тот наследует ее (Сир. 4. 17). 9.  сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами; но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его и откроет ему тайны свои (Сир. 4. 18–21). 10.  …времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   Позвольте мне привести вам еще один стих блаженного Павла, потому что его слова в моих устах сладки, как мед и соты, и я вижу себя человеком, обретающим «корысть многу» (Пс. 118:162). «Седе одесную престола величествия на высоких, толико лучший быв ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя... Кому от ангел рече когда (Бог): седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих?» (Евр. 1:3—4, 13) Это место относит­ся к человечеству Христа, а не к Его предвечному существованию как Бога Слова, потому что как Бог Он всегда был, есть и будет «одесную» Отца. Итак, здесь Апостол говорит о че­ловеческой природе, которую, воплотившись, воспринял Христос. Думая и вспоминая об этом, я чувствую, как стучит мое сердце, и я забываю сам себя; приходя же снова в себя, я оплакиваю подобострастных мне грешников, которые по своей гордости, непослушанию и безрассудству отвращаются от такой Благодати и такого дарования, которое превышает попытку всякого описания и постижения.    Мы рассмотрели, насколько это было возможно, любовь и дар Господа нашего Иисуса Христа, и руководителями нашими в этом были Святые Отцы. Однако кто смог бы расска­зать о глубочайшем смирении Господа? Непостижимую глубину Его смирения невозможно будет описать никогда; навеки оно останется тайной. Господь явил Свою божественную лю­бовь через Свое неописуемое снисхождение и отдание Самого Себя в жертву; но Свое высо­чайшее смирение он показал через то, каким образом Он совершил Свою жертву. Он не от­вратился от бедноты и ничтожности нашей природы. «Невместимый везде, како вместися во чрево?» «Ходяй на крылу ветреню» (Пс. 103:3) содержится в матерних объятиях Девы. Вмещающий в Себя всю вселенную и держащий ее в одной длани закутывается в жалкие лохмотья. Неописуемый в Своем Божестве Бог Слово, о Котором написано, что «несть тварь неявленна пред Ним» (Евр. 4:13), помещается в самых дешевых яслях и, вместо Херувимов и Серафимов, живет вместе со смиренным скотом, который опознал Его, согласно пророку, во обличение нашей неблагодарности. «Высоким мановением Своего всемогущества в одно мгновение потрясающий всяческая» нуждается в молоке и в том, что соответствует младен­цам. Он не превозносится поклонением волхвов; не защищается, когда Ему угрожают; бе­жит, когда Его преследуют, и уходит, как беженец, в Египет, когда Ирод искал Младенца, чтобы Его погубить (см. Мф. 2:13—14). «Во Своя прииде, и Свои Его не прияша» (Ин. 1:11). С пеленок Он вкушает человеческую неблагодарность. Но несмотря на это, Он не выставляет Своего «я», но как говорит Евангелист, «бе повинуяся има», то есть Своим родителям (Лк. 2:51).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

И оно, совершавшееся много дней, привело меня в недоумение, потому что поистине превзошло даже это «сторицею 219 получите» ( Мф.19:29 ). В другой раз в одном из помещений в углу кельи лежало шесть модиев зерна. Мне поручается и это раздать бедным по одному модию. И когда я начал раздавать, знает Бог , создавший наедине сердца наши ( Пс.32:15 ), что наделил я более двух тысяч человек, и как у Господа 220 , зерно било ключом и извергалось из земли и из этого угла, удивляя видящих. Таким образом, ничем это не уступает тому поистине божественному чуду пяти хлебов для пяти тысяч (см. Мф.14:17–21 ; Мк.6:37–44 ; Лк.9:13–17 ; Ин.6:10–13 )». Умножение денег в кошельке Нечто подобное случилось и с пленными 221 , которым он повелел мне выдавать по монете; они следовали за нами до обители, называемой Одигон, и кошелёк не опустел, но оказался снова полным, как и прежде, хотя число просящих и получающих нелегко поддавалось счёту». И что касается его милосердия и христоподражательного сострадания, нам нет нужды приводить примеров больше, потому что люди всех возрастов, живущие в царствующем граде, и весь род людской – добровольные свидетели, готовые дружно подать голос за то, что он вполне подражал в милосердии Небесному Отцу нашему, ибо сказано: Будьте милосерды, как и Отец ваш небесный милосерд ( Лк.6:36 ). А ревностью по Богу он совершенно подражал оному Илии, который был чудом для всего народа еврейского; Финееса же оставил далеко позади. Избавление невинного из темницы 35 . Однажды, когда он был на совершавшемся по обычаю крестном ходе в обители Хора 222 и когда заканчивалось положенное прилежное моление, великому возвестили, что в темнице заточили некоего совершенно невинного человека, с которого совершенно несправедливо взыскивают 223 множество золотых монет. Но кроме такого несправедливого ареста его даже в кандалах бросили в тюрьму. Патриарх поражён вестью, он воспламеняется душою, исполняется праведной ревностью, бежит к темнице, разгоняет стражников, как солнце тьму, выводит невинного и, взяв его с собой, победоносно возвращается с ним, как нашедший большую добычу ( Пс.118:162 ), не отступив перед царским гневом или укором, ибо взирал он лишь на гнев Небесного Царя и крепко держался одной только истины, а всё человеческое вменял ни во что. Ибо где у него хотя бы след заискивания, или лицеприятия, или лицемерия, или того, чтобы для угождения людям сделать что-либо неугодное Богу? Речь Афанасия против порицающих его

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

150. Это особенно верно в отношении выдающихся лидеров еврейского народа. Но ошибки пророков (которым обожествление не грозит) тоже отмечаются достаточно часто. Пророк Иона отказывается повиноваться Господу и надменно его осуждает за милость к городу Ниневия, Иеремия стремится к смерти и т. д. Положительным исключением является пророк Даниил — один из немногих персонажей, за которым не числится ни один «порок». 151. См.: Heffernanová J. Gilgameš. Р. 6. 152. Это именно тот архетип, на который, как мне кажется, больше всего нападает Ф. Ницше. 153. Lalouette С. Ramessova íše. Р. 118. 154. В Книге Бытия нет Солнца и Луны — традиционных божеств ранних культур, они даже никак не названы; обозначаются просто как большее или меньшее светило. 155. Tamari M. The Challenge of Wealth. Р. 51. 156. Из этого можно сделать интересные выводы в духе Токвиля о разделении законодательной, судебной и исполнительной властей. Законодателем должен был бы быть Господь, а судьями — уполномоченные им пророки. 157. Пс. 146:6. 158. 1 Цар. 8:11–19. 159. Современную науку, однако, определенные виды хаоса интересуют. Теория хаоса, к примеру, изучает поведение динамических систем, которые высокочувствительны к начальным условиям. 160. Мотив хаоса появляется и в других древних повествованиях и мифологиях. 161. Важно отметить, что с любым актом творения, обособления связано также наречение. Если вещь никак не названа, то есть не выделена из всех прочих, то она еще не является самой собой: не обозначена — значит, и не определена. 162. Самых основ «объективной реальности» не удалось пока постичь даже царице точных наук — теоретической физике. И поэтому физики (а с ними и мы) еще и сегодня не могут понастоящему ответить на основные вопросы — что такое материя, например. Суть вещей до сих пор является для нас тайной, покрытой мраком. 163. Притч. 8:22–29. 164. Притч. 8:30–36. 165. Притч. 1:20–22. 166. Притч. 4:7. 167. О том, что это соучастие является желанием Божьим, свидетельствует данное Господом Адаму разрешение наименовать все сотворенное.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010